Андрей Виноградов, к.т.н., гл. конструктор проектов
Сразу отмечу, что конструкция атомного двигателя
для водомётного движителя подстраивалась под технико-тактические требования
корабля, а не наоборот, как это делается до сих пор для ледоколов, кораблей и
подводных лодок.
Конструкторские бюро ГК «Росатом» исходят из
возможностей самого реактора, водо-водяного реактора (ВВР) типа «РИТМ», ОК-650В
или др. реакторов более старой конструкции, а не из требований сегодняшнего, а
тем более завтрашнего дня.
Атомный двигатель под условия флота это новая
парадигма атомных водометных движителей, содержащая принципиально иной подход
конструирования с «нуля». В основу конструкции закладываются такие свойства
как: приемистость и манёвренность корабля, тепловой шлейф, время вывода на
полный ход с момента запуска реактора, необходимость обслуживания и ремонта
реактора, контакт реактора с экипажем, занимаемый объём реакторной установкой, длительность
и условия перегрузки ядерного топлива, и множество других актуальных на
завтрашний день свойств. Применён принцип «plug and play», т.е. подключи и сразу полный ход. Также
при разработке идеи были учтены причины и процессы развития аварий на АПЛ с ВВР
и реакторами с жидкометаллическим теплоносителем.
Несколько слов о ситуации в
атомной отрасли России
В Нижнем Новгороде в АО «ОКБМ Африкантов» 8-9 сентября 2021 прошла научно-техническая
конференция «Проблемы применения и
верификации CFD-кодов в атомной энергетике».
Удивительно, но факт, сколько сил и средств расходуется до сих пор на
уже изжившие себя конструкции ВВР [1]. Принципиально нового, приемистого
реактора нет! Используются всё те же стержневые твэлы, толстостенные бочки,
тонны металла трубопроводов и корпусов, а на ВВР продолжают навешивать
«плюсики», незаслуженно ему присваивают статус «супернового» поколения
реакторов, а, по сути, обманывают всех, в т.ч. и руководство страны, говоря,
что это инновационные разработки. ВВР каким был с рождения таким и остался!
«В любом деле главный человек —
это лидер, который соберет команду, они ему поверят, и всё. А в высоких
технологиях — конечно, инженер... Как только финансисты [продавцы] приходят к
руководству, компания начинает деградировать, а через пять-десять лет исчезает...
У меня есть теория, описывающая почему рушатся технологические компании. Сперва
компания достигает больших успехов в инновациях, после чего становится
монополией или близко к ней в одной из областей. После этого качество становится
менее важным. Компания начинает продвигать великих продавцов, потому что именно
они могут повысить выручку на данном этапе, а не инженеры и конструкторы (дизайнеры).
В конце концов, продавцы начинают править компанией. Когда у вас монополия,
новые продукты не так сильно помогают, как маркетинг. Маркетинг становится
главным, а то, что изначально сделало компанию великой, исчезает» [3] (Стив
Джобс, 1995 год: https://aftershock.news/?q=node/649784).
В России это произошло с НИКИЭТом и ОКБМом, видимо, и другие КБ и НИИ ГК
«Росатом» пришли к вырождению. «Конечно, инженеры должны стоять во главе, ...» (https://aftershock.news/?q=node/649282),
с этим фактически согласны руководители компаний из двух миров, - китайского
(Пит Лау) и американского (Стив Джобс). В России по этому поводу правдиво написал
д.ф.-м.н., научный руководитель Института океанологии, академик РАН Роберт Нигматулин
[4] - «[23/12/2020] Менеджеры во главе науки - угроза технологическому
суверенитету России»: http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9488
Маркетинг реакторов «РИТМ»
и ВВЭР-1200/1300 «ослепил» руководство
ГК Росатом. Портфель зарубежных заказов обещал большие деньги за ВВЭРы, поэтому в
КБ отрасли не спускали сверху (с Ордынки) задания на разработку нового
действительно безопасного и дешевого реактора. А самим КБ проявлять инициативу
в разработке нового реактора - это головная боль топ-менеджерам. Да и денег на
это не дадут, да и нет знающих молодых конструкторов, а старые уже умерли. Вертикаль
власти и управления сломалась. Но портфель зарубежных заказов на гигантские АЭС
с ВВЭРами в значительной степени оказался виртуальным, спрос на мировом рынке
на АСММ на базе реактора «РИТМ-400» невелик (даже за наши кредиты), так что атомную
отрасль в России её руководство ведёт к
банкротству.
Что касается вопроса интеллектуальной собственности. Это мечта всех —
бумажки написал, патентики получил, будем продавать патентики... В общем, что
уж тут говорить, - в «цивилизованном» мире патентного права особенно актуальна
сегодня басенная классика: «У сильного всегда бессильный виноват». https://aftershock.news/?q=node/514793.
Изобретатель никогда не будет сильным, если он не миллиардер, как например, Илон
Маск.
И дальше от Гапонцева https://aftershock.news/?q=node/649282
- о дистанции огромного размера между «блестящим образцом» и изделием, запущенным
в массовое производство: «Так что, кто говорит, что идея реализуема, вот
образцы... Извините, это только несколько процентов, это только первый шажок к
успеху. А дальше вам еще надо пройти гигантский путь, полный препятствий. Все
полки завалены в любом университете иногда великолепными приборами, но они
никому не нужны, это впустую потраченное время. Любой проект вы сразу должны
просчитывать: как вы будете конкурировать на рынке, если хотите вернуть
вложенные средства, если хотите достичь успеха. Это абсолютно другая стихия. У
нас (в России), к сожалению, здесь люди этого абсолютно не понимают» https://raexpert.ru/sproject/innovation/innoday/part4/part4_7.
Поэтому мы не
патентуем свои разработки и не раскрываем истинные технические решения в
публикациях до момента запуска в массовое производство изделия. Мы пока зондируем рынок,
спрос на наши изделия в мире, пытаемся определить уровень знаний у конкурентов,
их способность повторить нашу разработку.
Во время двухчасового ужина с журналистом, Пит Лау (босс расположенной
в Шеньчжене (Китай) компании OnePlus) постоянно возвращался к идее «беньфень» [2].
Это слово можно примерно перевести с китайского, как «целостность», или, –
«делай, как должно». То есть, будь честен по отношению к покупателям своей
продукции, в полной мере выполняй свои перед ними обязательства по её качеству.
В России покупателями атомной техники является государство (бюджет) или его
структуры (фонды), которые дают кредиты на воплощение дорогих проектов АЭС за
рубежом. Почему этому государству «впяливают» старые разработки: реакторы
«РИТМ», «Шельф», «БРЕСТ», ВВЭРы, БНы, которые продаются лишь на невыгодных
России условиях? Нет идеи «беньфень»? Или нет уголовного наказания за блеф? Или
менеджеры и чиновники работают по принципу «я тебе, ты мне»?
Атомный водометный движитель (АВМД)
На заре атомной эры великий физик и шутник,
лауреат нобелевской премии Ричард Фейнман в полемике бросил крылатую фразу: «Строить
ядерный реактор – всё равно, что щекотать за кончик носа спящего дракона»! Собственно,
этим мы и занимаемся, создавая радиационно безопасный атомный универсальный малогабаритный
двигатель и для флота, и для подводных и
сухопутных электрогенерирующих установок. В начале данной статьи был применен
термин «водометный движитель», который принят в Государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования Военно-морской академии им.
Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова (ВМА), поскольку она является
патентообладателем множества изобретений, относящихся к судостроению, в т.ч.. к
водометным движителям. Однако, исходя из физики процесса работы движителя, он
является, по сути, реактивным двигателем. Поэтому в дальнейшем при рассмотрении
движения струи воды из сопла будем также использовать термины реактивного
двигателя.
Идея создания АВМД проста. Соединить в единую конструкцию «Атомный
двигатель Виноградова» (АДВ), см. рис. 1 [6], и водометное устройство с большой
реактивной тягой, и просчитать их совместную работу во всех режимах нагрузки.
АДВ может работать на глубинах до 10000 м. Вопрос только в выборе типа водомета:
гребной винт (фото слева) или центробежный насос (фото справа - оба фото из
интернета).
Конструктивно гребной винт проще в изготовлении.
Но на больших оборотах гребного винта наблюдается кавитация, и от неё
избавиться нельзя даже теоретически. Кавитация, во-первых создаёт характерный
шум подлодки, по которому легко можно определить тип подлодки и её координаты.
Во-вторых - ограничивает максимальную подводную скорость. В то время как АДВ,
наоборот, лучше скомпонован и отлично работает на больших оборотах. На больших
скоростях к.п.д. выше у АВМД с центробежным насосом, чем с гребным винтом. Для
подводных лодок, несомненно, АВМД с центробежным насосом, более привлекателен. При
движении под водой на максимально возможной скорости он создаёт меньше шума и
обеспечивает большую маневренность. При установке на поворотной колонке,
например, на горизонтальных рулях АВМД позволяет развернуть подлодку на 180
градусов за несколько минут. И скорость заднего хода может быть такой же, как и
переднего. А для малых скоростей можно применить, регулирующую реактивную
струю, диафрагму на сопле.
Мои конструкции ядерных двигателей и идеи,
опубликованные в статьях на PRoAtom
начиная с 24.04.2018 [8,7,6], в т.ч., «Ядерная батарейка» и «Атомный двигатель
Виноградова» со значительно более
высоким к.п.д., чем гигантская АЭС, поняты за рубежом: в отношении «ядерной
батарейки» и в Массачусетском технологическом институте (MIT) USA и в
Национальной инженерной академии (NEA) USA [9]. Но эта принципиально новая парадигма
электрообеспечения и конструкции атомных движителей для флота упорно не
воспринимается в ГК «Росатом». Странно, но факт, что в борьбе с потеплением
климата, ГК «Росатом» продолжает для АСММ применять водо-водяные реакторы (ВВР)
с турбиной на влажном паре с к.п.д. 33 - 35%. Т.е. продолжают греть планету и
выбрасывать водяной пар с градирен, создающий боле существенное воздействие на повышение
температуры планеты, нежели углекислый газ СО2. А для ледоколов и
подлодок ГК «Росатом» продолжает делать ВВР «РИТМ» и ОК-650В (190 МВт) с низким
к.п.д. и большим выбросом тепла, видимо, для того, чтобы были видны противнику по большому тепловому шлейфу наши АПЛ.
Для АДВ (см. рис. 1)
разработана высокотемпературная активная зона (АЗ) ядерного реактора (ЯР).
Рис. 1 Атомный двигатель Виноградова,
2018 г.
[6].
АДВ состоит из:
шестигранной в поперечном сечении корзины, поз. 4 рис. 5, соединённой с
безвальной турбиной (БТ) поз. 1, состоящей из лопаточного аппарата компрессора
поз. 2 и лопаточного аппарата турбины поз. 3. АЗ заполнена шаровыми твэлами с
гидродинамически прозрачной оболочкой (твэлов-ШГПО) поз. 5. АЗ состоит из
свинцовых отражателей и нейтронной защиты вокруг корзины поз. 6; гибких
стержней поз. 7, для управления реактивностью с помощью поглотителей нейтронов;
привода поз. 8 стержней управления; системы раскрытия корзины АЗ, поз. 9;
контейнер («гробик»), поз. 10, для
вывода из корзины АЗ, удержания и охлаждения твэлов-ШГПО; центробежной
соединительной муфты, поз. 11; стартёра
инерционного запуска, поз. 12. Все элементы АДВ размещены в герметичном
корпусе, поз. 13, который имеет по продольной оси с одной стороны специальный
сальник, поз. 14, для выхода вала для нагрузки, с противоположной стороны
имеется шлюз, поз. 15, для установки контейнера, поз. 16, аппаратуры управления
и запуска АДВ. АЗ является двухходовой. Разворот теплоносителя на 1800
производится в зоне умеренного нагрева со стороны, где расположены стержни
управления ЯР. Вал для нагрузки не имеет
теплового контакта с нагреваемыми до высокой температуры деталями ротора
безвальной турбины (БТ).
Нейтронно-физический
расчет двухходовой АЗ с твэлами-ШГПО на первом этапе производился на
быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем вместо газового. Расчет
выполнялся в 26-групповом диффузионном приближении для одномерной цилиндрической
геометрии. Определили обогащение топлива, обеспечивающее критическое состояние
реактора, в условиях использования различных конструкционных материалов
(материалов оболочек твэлов) и композиции ядерного топлива, как вариант, смешанного
обогащённого мононитрида (U-Pu)N. В качестве материала оболочек ШГПО
рассматриваются сталь ЭП-823, вольфрам (W), сплав молибдена с 3,2 % вольфрама (Mo + 3,2% W). Выявлено, что для обеспечения
жаропрочного исполнения корзины АЗ и твэлов, с применением вольфрама и
молибдена, для получения эффективного коэффициента размножения нейтронов Кэф
больше 1,06 требуется высокое обогащение
топлива β, что реализуемо. В дальнейшим будут использоваться расчетные коды
и константное обеспечение CONSYST/ БНАБ-РФ, РОСФОНД и CONSYST-RF01. Причем, нейтронно-физический
расчет будет соединен с газодинамическим расчетом с использованием CFD-кодов, с целью оптимизации засыпки твэлами АЗ,
подбора свойств ШГПО и рабочего тела.
В качестве рабочего тела БТ (он же является
теплоносителем ЯР) использован
углекислый газ (или ионномодифицированный теплоноситель - «слабая плазма»),
закаченный в корпус АДВ под давлением выше критического. Длина контура
циркуляции теплоносителя составляет примерно 7-8 м, время оборота
теплоносителя – 0,1 с, что обеспечивает
большую приемистость двигателя. Конструкция корзины сделана из жаропрочного
слоёного материала и имеет возможность «дышать» при быстром разогреве и
охлаждении. Равно как и твэл-ШГПО, корзина АЗ позволяет производить быстрый
нагрев АЗ до 10 0С на один слой твэлов по ходу теплоносителя менее
чем за 1 секунду. Скорость разогрева (расчётная) до 1 0С/с. Это позволяет делать быстрый запуск АДВ в
работу. Сверхкритическое давление
теплоносителя держит относительно холодный корпус АДВ, поэтому толщина корпуса
БТ и корзины ЯР минимальны, поскольку должны держать только напор
теплоносителя, создаваемый осевым компрессором c полной степенью
повышения давления до 38:1.
Аварийная
защита от расплавления. В случае перегрева АЗ происходит
автоматическое раскрытие створок свинцового отражателя и корзины АЗ поз.9 и
шаровые твэлы поз. 5 высыпаются под действием гравитации в контейнер охлаждения
поз. 10 - «гробик», в котором твэлы укладываются в один слой и пропитываются
жидким свинцом, который выливается из свинцового отражателя поз. 6. Остаточное
тепловыделение сбрасывается в окружающую среду - воду прямо через стенку поз.
18 корпуса поз. 13. Таким образом, шаровые твэлы из компактного расположения в
АЗ, обеспечивающего критическую массу ядерного топлива, переходят в значительно
подкритическое состояние, в котором они охлаждаются в пассивном режиме до
температуры застывания свинца и ниже.
Рис. 2. АВМД, 2020 г.
Где: 1 - решетка от мусора в набегающем потоке,
2 - корпус водометного движителя, 3 - атомный двигатель Виноградова, 4 - ребра
охлаждения, 5 - узел крепления к поворотной колонке водометного движителя, 6 -
центробежный спаренный насос, 7 - система снижения гидродинамического
сопротивления в проточной части, 8 - напорная камера, 9 - узел диафрагмы сопла
реактивной струи. На рисунке 2 многие
узлы скрыты.
Принцип работы АВМД инженеру понятен из рисунка.
Вода, поступающая в корпус поз. 2 водомета через решетку поз. 1, захватывается
центробежным насосом поз. 6 и выбрасывается наружу, проходя перед этим формирующую
напорную камеру поз. 8 и далее через узел диафрагмы поз. 9. Вращение вала
центробежного насоса обеспечивается напрямую соединением с валом АДВ через
муфту. В АВМД применена система снижения гидравлического сопротивления потоку
воды, как внутри корпуса, поз. 7, так и в части выделения реактивной струи от
воды, контактирующей со струёй. Причём,
при увеличении скорости подлодки, на которой установлен АВМД, набегающий и
проходящий поток воды внутри корпуса движителя, улучшает охлаждение АДВ с
помощью ребер поз. 4. Энергетический баланс АДВ в отношении количества не
использованного в термодинамическом цикле тепла сделан само настраивающимся,
т.е. чем больше скорость подлодки, тем больше может дать мощность АДВ на валу.
В стоячей воде этого эффекта не будет.
Применительно к АВМД следует
отметить следующие основные позитивные его свойства, определяемые в основном свойствами АДВ:
1. Отсутствует
кризис теплоотдачи и ядерная опасность расплавления активной зоны.
2. АДВ не
боится коротких перегрузок на валу.
3. К.п.д.
более 70%, что почти в 2 раза снижает выбросы тепла в окружающую среду,
практически устраняется тепловой шлейф за подлодкой.
4. Реализован
принцип «plug
and play», т.е. присоединил АВМД через поворотную
колонку к судну (кораблю, подлодке), - и полный вперёд.
5. АВМД
обладает высокой приемистостью, время выхода на полный ход десятки секунд.
6. Используется
дешевое и доступное в большом количестве ядерное топливо - уран 238.
7. Сокращается
потребление природного урана до уровня добычи сегодня его в России, до 3500 т./год (не потребуется
закупать уран за рубежом).
8. Сокращается
накопление отходов ядерного топлива (ОЯТ), поскольку «гробик» извлекается сразу
на заводе и отправляется на переработку (не требуются спецконтейнеры для
перевозки отработанных твэлов, ТВС как для ВВЭР).
9. Оборот
"железа": завод - потребитель - завод, переработка ядерного топлива
сразу (без многолетней выдержки) на заводе.
10. У
потребителя АМВД вообще нет никаких хлопот по обслуживанию и ремонту.
11. АМВД значительно дешевле силовых установок на
базе ВВР типа «РИТМ», ОК-650В и др., что
делает реальным получить предоплату или оплату сразу по факту поставки
установки покупателю, а не давать кредиты, а потом ждать десятилетия их
возврата, или не возврата!
12. Продаём
мощность, а не "железо", для флота - это мощность на валу.
13. Малый
срок окупаемости.
14. Маленькая
масса одного блока АМВД (транспортного места-блока), позволяющая быстро
доставить его в любую точку на планете любым транспортом, есть возможность
десантирования прямо на площадку размещения (на плоту в открытое море).
15. Монтаж
(замена на новый) АМВД может производиться в полевых условиях, в т.ч. в
открытом море.
16. Производство
массовое, конвейерное.
Для оценки возможностей АМВД применительно к
подводной лодке приведены данные в таблице 1, которая позволяет сравнить
расчетные скорости движения под водой и
другие параметры лучших подводных лодок США и России.
Является очевидным значительное преимущество
подводной лодки с АВМД вариантов ШАТР 100.2 по сравнению с гребным винтом
проектов США и России, особенно в части:
времени разгона до максимальной подводной скорости, расстояния ухода от точки
залпа ракеты за 150 сек., температурный шлейф.
Полагаю, других сложных или неоднозначных
моментов в описании реализации идеи АСММ с АДВ нет, так что инженеру должно быть
всё понятно.
Таблица 1
Если такой атомный движитель использовать на
всех судах и ледоколах на Северном морском пути, то за счет малого количества
сбрасываемого тепла в воду мы сделаем ещё один шаг к применению природоподобных
технологий. Льды не будут таять, ледяная корка будет отражать солнечное тепло, возможно,
восстановится природный тепловой баланс в Заполярье.
Жду от читателей конструктивной
дискуссии и дельных советов, мнений с
обоснованием, и, конечно, вопросов по теме статьи.
Ссылки:
1. PRoAtom
- Проблемы
существующей технологии водо-водяного реактора
2. AfterShock,
00499_Россия – «резкий» поворот (5г). О секретах СпецМастеров: «если люди
хочут, то они можут» (с).
3. Стив Джобс, 1995 год: https://aftershock.news/?q=node/649784
4. PRoAtom - Менеджеры
во главе науки - угроза технологическому суверенитету России. Д.ф.-м.н.
академик РАН, Роберт Нигматулин
5. Водомет
по сути реактивный двигатель...
6. PRoAtom
- Атомный двигатель Виноградова
7. PRoAtom
- «Ядерная батарейка» для Норильска
8. PRoAtom
- Российский
турбо-ядерный реактивный движитель для подводного судна.
9. Якопо
Буонджорно, профессор ядерной инженерии MIT_ “Микрореакторы могут полностью
изменить правила игры в атомной отрасли” Атомная энергия 2.0.pdf