Заявление Министерства обороны Финляндии
Дата: 22/09/2021
Тема: Сооружение атомных объектов


по поводу об обновлении заявки на получение лицензии на строительство атомной электростанции АЭС «Ханхикиви-1» компании Fennovoima Oy

Министерство экономики и занятости запросило у Министерства обороны оценки по поводу строительства атомной электростанции «Ханхикиви-1». Проект строительства атомной электростанции в Ханкикиви откладывается по разным причинам.



По состоянию на текущий момент обновление заявки о выдаче разрешения на строительство описывает произошедшие существенные изменения проекта с момента подачи заявки на лицензию в 2015 году. Обновленная и пересмотренная информация включает проектные решения для станции, меры по обеспечению безопасности и готовности, а также организацию обращения с ядерными отходами.

Технические детали проекта АЭС, которые были пересмотрены после предыдущего обращения за разрешением на строительство, включают в себя технические характеристики станции.

Во всех других отношениях Министерство обороны имеет следующие комментарии:

1. Аспекты безопасности проекта

Министерство обороны в своем предыдущем заключении по предыдущим фазам проекта 14.5.2014 (FI.PLM.2014-2861) уже указывало, что в отношении надежности поставок, проект АЭС «Ханхикиви-1» компании Fennovoima Oy, в принципе, повысит энергетическую самодостаточность Финляндии и усилит конкуренцию в области производства электроэнергии. Кроме того, диверсификация источников энергии и видов топлива окажет положительное влияние на национальную безопасность в деле обеспечения Финляндии.

Поскольку спрос на энергию и электричество продолжает расти, энергетическая самодостаточность, доля импортируемой энергии от общего спроса на энергию остаются важными с точки зрения обеспечения надежности и безопасности поставок.

Финляндия по-прежнему нуждается в новых решениях в области производства энергии.
Повышение безопасности поставок также поддерживает право собственности Fennovoima, принятое в соответствии с условиями решений с принципиальными изменениями, которые сохраняют за собой право принятия решений на национальном уровне в Финляндии.

2. Роль принадлежащего Росатому АО «Русатом Энерджи Интернэшнл» (РEИН) в качестве приглашенного участника для проектного финансирования

В обновлении говорится, что «акционеры Fennovoima согласились с тем, что REIN является одновременно Поставщиком АЭС Fennovoima - RAOS Project Oy и миноритарным акционером Fennovoima - RAOS. Материнская компания Voima Oy взяла на себя обязательство организовать самостоятельно и/или с помощью внешнего заемного финансирования финансирование для покрытия потребностей в финансировании проекта.

Однако в документе не указано - финансирование исключительно из России и есть ли у проекта альтернативные каналы финансирования.

Существует значительная неопределенность в отношении дальнейших перспектив экономического развития России, что также могло бы быть отражено в документах по организации финансирования этого проекта. Пока что в документе в основном упоминается, что «подготовка и переговоры об окончательном финансировании продолжаются, чтобы уточнить источники финансирования атомной электростанции к началу строительства».

3. Положения, касающиеся общей модели реализации проекта и рассмотрения вопроса о децентрализации закупок топлива

В качестве обоснования строительства энергоблока компания-заявитель утверждала, что «поставка топлива для энергоблока атомной электростанции может осуществляться надежно и децентрализованно из нескольких источников поставок в соответствии с договоренностями, аналогичными тем, которые действуют в настоящее время на энергоблоках АЭС.

Основываясь на этом в своем принципиальном решении (М 2/2010) правительство посчитало, что «приобретение ядерного топлива может быть осуществлено с достаточной уверенностью с помощью децентрализованного числа поставщиков, предусмотренного в заявке на основе договоренности».

Однако на основе первоначальной и обновленной заявки на получение разрешения для модели поставки блока атомной электростанции выбирается общая модель поставки. В обновлении подчеркивается, что «ядерное топливо для АЭС Фенновойма будет приобретено в качестве общей поставки у компании ТВЭЛ Росатома». Таким образом, проект будет по-прежнему привязан только к одному российскому поставщику топлива, и поставки топлива не будут децентрализованы.

Министерство обороны рассматривает возможность обеспечения национального контроля над проектом, связанного с очень важными закупками и собственностью компании, стоящей за проектом. Это помогает предотвратить использование собственности, возможно, в политических целях. Для обеспечения контроля очень важно придерживаться политики, изложенной в национальном принципиальном решении проекта, предусматривающим децентрализацию закупок топлива, необходимого для атомной электростанции, у различных международных поставщиков.

4. Управление геополитическими и геоэкономическими рисками

Глобальное обязательство по достижению низкоуглеродных целей и стратегический сдвиг в энергетическом секторе от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии с низким уровнем выбросов неизбежно повлияет на отправные точки глобальной энергетической политики.

В геополитическом плане это может оказать влияние, например, на возможности контроля энергетических потоков и способы глобального использования энергии в качестве инструмента власти. Изменившаяся ситуация и перспективы развития властно-политических событий должны быть признаны как часть более широкой картины складывающейся ситуации.

При обновлении заявки на получение разрешения на строительство были учтены, в общих чертах, следующие аспекты, имеющие отношение к проекту.

Проект «Ханхикиви 1» компании Fennovoima является крупным и связан со значительным геополитическим и геоэкономическим риском.

Проект масштабный, в нем участвуют стороны из нескольких стран. Проект носит международный характер и сопряжен с рисками, связанными с международной политикой.

В связи с международным характером проекта высок риск дальнейшего ухудшения политических и торговых отношений между ЕС, США и Россией, что может привести к усилению санкционного противостояния сторон.

Ухудшение международных отношений и санкции могут особенно сильно повлиять, в частности, на ход реализации проекта с точки зрения сроков и финансирования проекта.

Крупные национальные проекты по обеспечению безопасности поставок всегда должны основываться на анализе рисков для безопасности, особенно при взаимодействии с субъектами, находящимися за пределами государственных границ, и поставщиками. Наряду с этим, существует необходимость в активном сотрудничестве органов власти, министерств и частного сектора и открытом социальном диалоге. Эффективное и равноправное сотрудничество, а также действия, основанные на всесторонней и тщательной оценке политики, всегда является краеугольным камнем обеспечения реализации комплексных мер национальной безопасности и охраны.

Минобороны предлагает дополнить заявку на получение разрешения на строительство АЭС анализом рисков, в котором учитывались бы упомянутые выше геополитические и геоэкономические риски с более подробным описанием их последствий. В анализе рисков необходимо четко изучить, например, как любые новые санкции в отношении России повлияют на проект и то, как к ним следует относиться. Следует также уделить внимание связи группы «Росатом» с российским оборонным комплексом и связанной с ним деятельностью в интересах реализации политики безопасности России.


Генеральный директор Раймо Ювясъярви
Специальный эксперт Юрки Риху
Приложения -
Распределение TEM Министерство занятости и экономики
TEM EOS Ядерная энергия и топливо, Йорма Аурела
TEM EOS Ядерная энергия и топливо, Луванто Яакко
Для информации Генеральный штаб
Группа безопасности PLM HO
Отдел исследований и анализа PLM PO
Отдел недвижимости и экологии PLM RO, Сара Каяндер
PLM RO UMOV Иностранная собственность, Ану Саллинен







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9793