От стагнации к устойчивому социально-экономическому развитию России. Окончание
Дата: 16/08/2021
Тема: Экономика


Необходимые меры

Начало

VII. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Необходимо оптимизировать эксплуатацию природных ресурсов, на ко­торых в значительной степени держится экономика России. Для их сохране­ния будущим поколениям следует принять следующие меры.



1.     Взять курс на постепенное сокращение добычи природных богатств до уровня потребностей госбюджета, модернизации производств и опла­ты импорта народных товаров, а не для пополнения запасов валюты.

Запасы природных ресурсов (нефть, газ, уголь, руда, алмазы, древесина, плодо­родные почвы и др.) в масштабах десятилетия — более надежный ресурс, чем вы­рученные в настоящее время за их экспорт валюта и ценные бумаги в зарубежных банках.

2.     Взаимоотношения государства и добывающих компаний следует строить на сервисных контрактах. Добытые природные ресурсы, в том числе нефть и газ, должны оставаться собственностью государства, а право на их до­бычу предоставляется компаниям по конкурсу, которые должны получать плату за единицу разведанного и добываемого сырья. На таких условиях работают большинство стран ОПЕК и некоторые другие страны.

Например, компания Saudi Aramco так оказывала услуги для национальной ком­пании Саудовской Аравии Petromin. Она получала 6 центов — с каждого разведан­ного барреля и 15 центов — с каждого добытого барреля[1].

Также консорциум «Лукойл» и Statoil (Норвегия) в Ираке победил в тендере в 2009 г. Консорциум должен был получать 1,15 долл. за каждый добытый баррель и был обязан нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки.

В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные ком­пании не зарабатывают на повышении мировых цен на нефть, но зато заинте­ресованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче.

Расчеты показывают[2], что если бы нефть и газ принадлежали государ­ству и в государственном управлении главную роль играли специалисты, проявившие себя в успешных проектах, то после покрытия всех расходов по добыче в его распоряжении в 2018 г. осталось бы 17 трлн руб., т.е. поч­ти в 2 раза больше, чем при нынешнем положении[3], а консолидированный бюджет вырос бы на 20%.

Вводить предлагаемый порядок недропользования надо поэтапно, по мере накопления опыта. Например, сначала проверить его эффективность на но­вых месторождениях.

3.    На внутреннем рынке за счет вывода из цен паразитических издержек, потерь от неэффективного менеджмента и избыточных налогов[4] необ­ходимо обеспечить существенное снижение цен на сырье и полусырье [бензин, мазут, газ, электроэнергию, металлы, удобрения (см. раздел II)]. Это повысит конкурентоспособность российской экономики, вы­зовет инвестиции, в том числе и на передовые зарубежные технологии, и улучшит благосостояние населения. А потерю налогов на внутреннем потреблении следует компенсировать из доходов от гораздо большей доли сырья и полусырья, идущей на экспорт[5]. И в дальнейшем доходы госбюджета вырастут от выросшего производства и экспорта несырье­вой продукции.

При цене сырой нефти 65 $/баррель и курсе 1 $ = 75 руб. нефть стоит около 30 руб./л, а бензин (полусырье) от 45 до 50 руб./л, т.е. порядка 1 $/кг. А выручка за продукты высокого передела нефтехимии могут достигать не только десятки, но и сотни долларов за 1 кг.

Многие предлагаемые меры по совершенствованию налоговой и тамо­женной систем, повышению эффективности природной ренты несут риски, и их следует реализовывать поэтапно и с коррекцией в течение нескольких лет и с привлечением к руководству специалистов. Но только это позволит кардинально улучшить предпринимательский и инвестиционный климат России, в 2 раза снизив налоги на предприятия и снизив затраты на сырье.

Предлагаемые меры за счет прироста госбюджета позволят удвоить расхо­ды на образование, здравоохранение, науку, культуру и поддержку наименее защищенных групп населения, повысят спрос, что, помимо решения социаль­ных проблем, будет инициировать качественный и количественный экономи­ческий рост.


VIII. ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИИ

Офшорные юрисдикции из мирового финансового оборота стремительно выпадают[6]. Теперь такие страны, как Панама, Швейцария, Кипр, Мальта, острова Джерси и Гернси, остров Мэн, Бермуды и Багамы, уже не офшоры. Теперь все они вынужденно заключают со всеми развитыми странами спе­циальные соглашения об обмене налоговой информацией. И по этим согла­шениям они становятся прозрачными для налоговых органов.

Есть указание Президента России[7]: срочно пересмотреть все имеющиеся нало­говые соглашения России с другими странами и самые невыгодные из них — пере­делать или вообще расторгнуть. Уже переделано соглашение с Кипром и Мальтой, расторгнуто соглашение с Нидерландами.

Между тем среди развитых стран, интересующихся налоговым контролем в от­ношении своих граждан и заключающих с этой целью соглашения с этими бывши­ми офшорными юрисдикциями, отсутствует Россия. Дело в том, что во всех между­народных соглашениях подобного рода есть одна существенная оговорка: ни одна страна не может требовать от другой страны предоставления сведений, которые не являются обязательными по законодательству страны, запрашивающей такую информацию. Чтобы запросить такую информацию из другого государства, надо, чтобы закон требовал ее предоставления в своем государстве. А у нас закон этого совсем не требует!

Для России эти страны по-прежнему остаются офшорами — т.е. необходимой информации от них мы получить не можем.

Между тем Россия находится на 4-м месте в рейтинге стран по доле ВВП в офшорах (46% ВВП). Впереди нас Объединенные Арабские Эмираты (75% ВВП), Венесуэла (65% ВВП) и Саудовская Аравия (57% ВВП)[8].

Иностранцам принадлежит не менее 65% крупной российской собственно­сти, в том числе в энергетическом машиностроении — 95%; в цветной метал­лургии — 76%; в черной металлургии — 67%; в железнодорожном машино­строении — 75%; в химической промышленности — 50% и т.д. Добыча почти всех полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, управляется в основном из офшоров. В иностранной юрисдикции и крупнейшие сельхозпроизводители («Мираторг», «Продимпекс», «Русагро» и др.) и почти все торговые сети.

Следует разработать график возвращения российских предприятий под российскую юрисдикцию в течение 3-5 лет. Реализация этой меры позволит существенно увеличить инвестиционный потенциал и увеличить доходы госбюджета на 5-6 трлн руб. ежегодно.

Решению проблемы могли бы способствовать совершенствование систе­мы подоходного налогообложения и ратификация ст. 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции».


IX. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Необходимо совместно с учеными создать систему индикативного (неди­рективного) планирования в рыночных условиях на основе межотраслевого ба­ланса (МОБ)[9]. Планируемые показатели должны сочетаться с системой льгот, стимулирующих выполнение этих показателей, и системой ответственности и контроля за их выполнением со стороны правительства, Счетной палаты и парламента с независимой от правительства службой статистики.

Изучив опыт Китая, правительство должно разработать пятилетний план[10], на­пример на 2022-2026 гг., включающий инвестиционный план, планы развития «экономики знаний», перехода к новым технологиям, социально-экономиче­ского роста и повышения уровня жизни. Особое внимание должно быть уделено государственным вложениям в развитие Сибири, Дальнего Востока и Арктики, созданию там материальных и моральных условий для закрепления кадров.

Используя государственно-частное партнерство и отказываясь от безвоз­вратных субсидий и распределений в «ручном режиме», в течение 5 лет необходимо разработать программу рыночных мер с ориентиром увеличения инвестиций в основной капитал с 17% ВВП до 25% и более. Цель — техноло­гическое перевооружение за 15 лет. Только это позволит через 5 лет довести экономический рост до 5-7% в год и выше.

Без мобилизации ресурсов на спрос, на инвестиции, без мобилизации про­фессионалов, без создания условий для ввоза импортных технологий и без экономии затрат на роскошь экономический рост невозможен. А без него страна обречена на прозябание и потерю устойчивости.

Для инвестиций признать приоритетными следующие направления.

1.       Машиностроение, гражданское авиастроение, газовые турбины для энергети­ки, конструкционные материалы, технологии их обработки и т.д.

2.       Атомная энергетика, парогазовые электростанции, возобновляемая (солнечная, ветровая, геотермальная) энергетика и аккумулирование электроэнергии. Все эти направления получат импульс в связи с переходом на низкоуглеродную экономику из-за глобального потепления.

3.       Нефте-, газо- и углехимия, катализаторы, полимеры, металлополимеры, керамика, нанокристаллические материалы, электрохимическая энергетика.

4.       Электроника, квантовые технологии, связь, приборостроение, робототехника.

5.       Биотехнологии, фармакологические вещества.

6.       Производство средств производства и материалов для сельского хозяйства: сель­скохозяйственных машин, микробиологических продуктов, средств защиты рас­тений, ветеринарных препаратов и др.

7.       Производство молока, мяса КРС, овощей, плодов и ягод, селекция и семеновод­ство сельскохозяйственных культур, племенное животноводство. Органическое земледелие и животноводство.

8.       Разработка истощенных и трудноизвлекаемых (сланцевых) месторождений нефти и газа, глубокое бурение в море и Арктике.

9.       Геологическая разведка. Поиск новых месторождений. Исследование Мирового океана для экономической деятельности, разработки пищевых и минеральных ресурсов.

10.      Природопользование с возобновляемыми ресурсами, снижение ущерба от при­родных и техногенных катастроф, адаптация к климатическим изменениям, ре- циклинг в переработке отходов и мусора. Предотвращение загрязнения окру­жающей среды, в том числе источников пресной воды.

11.      Транспортная инфраструктура (многополосные автострады, скоростные же­лезные дороги, аэропорты и логистические центры).

12.      Увеличение ввода современного жилья с современной инфраструктурой (не только в мегаполисах) в 1,5 раза за 5 лет и в 2 раза за 10 лет с достижени­ем нормы 30 кв. м на человека. Газификация села.

Необходимым условием развития страны является рост инвестиций в «экономику знаний» и развитие человека, в конструкторские работы (НИОКР), информационно-компьютерные работы (ИКТ), в образование и здравоохранение, доведя эти инвестиции до уровня развитых европей­ских стран со следующими ориентирами.

Рост затрат на НИОКР с 1,2% ВВП до 2,5% к 2025 г. и 3,5% к 2030 г.

Рост затрат в ИКТ с 3,5% ВВП до 9% к 2025 г. и 13% к 2030 г.

Рост государственных расходов на образование с 4% ВВП до 7% к 2025 г. и 10% к 2030 г.

Рост государственных расходов на здравоохранение с 3,2% ВВП до 5% в 2025 г. и 7% к 2030 г., а общие расходы вместе с затратами населения должны вырасти с 5% ВВП до 7,5% в 2025 г. и 10% к 2030 г.

Необходимо остановить ослабление науки, отказаться от доминирую­щей роли чиновников и активизировать роль ученых в управлении нау­кой и высшим образованием. Необходимо вернуть РАН, РАМН и РАСХН функции учредителей или соучредителей академических институтов при формировании их тематики, оценке их деятельности и назначении их ру­ководителей, оставив за Министерством науки и высшего образования РФ управление собственностью и контроль за финансированием государ­ственных заданий. Необходимо срочно отказаться от оценки результа­тов по публикационным показателям, которые стимулируют публикации в иностранных журналах.

В первую очередь необходимо принять меры для поддержки аспирантуры, чтобы аспирант получал стипендию (зарплату), близкую к средней зарпла­те в стране[11]. Необходимо разработать программу обеспечения институтов Академии наук приборами и оборудованием, ориентировочная потребность в которых составляет около 20 млрд руб. в год.


Х. ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

В Послании Федеральному Собранию в апреле 2021 г. Президент России В.В.Путин поручил принять группу мер по повышению доходов малообе­спеченным семьям, имеющим детей. Эти меры, по оценкам экспертов, в рас­чете на целый год увеличат доходы населения на 1,2 трлн руб., или на 2%. А чтобы вернуть доходы на уровень 2013 г., надо их поднять на 15%.

При этом следует иметь в виду нормы Международной организации труда (МОТ), уже реализованные в подавляющем большинстве развитых и продвину­тых развивающихся станах с уровнем средних доходов, как в России, в частности в Турции, бывших соцстранах и Прибалтике, а именно:

- минимальная заработная плата должна устанавливаться в размере 50% от уров­ня средней заработной платы[12], а не 25%, как у нас;

-                   пособия по безработице среднем должны быть в 2,5-3 раза выше, чем в России;

-                     пенсии должны составлять 40-60% от полной зарплаты, а не 25%, как у нас.

В связи с этим предлагается поэтапно, в течение 3-5 лет, реализовать следую­щие меры для улучшения благосостояния народа с учетом наших возможностей. 1. Повысить минимальную заработную плату с 12 тыс. руб./мес в среднем до 20 тыс. в 2022 г. и до 30 тыс. руб./мес к 2025 г. Это позволит реши­тельно сократить численность бедного населения, ибо 65% бедных — это работающие люди. К тому же такое повышение минимальной зарплаты подтолкнет вверх тех, кто получает более высокую заработную плату, чтобы избежать уравниловки.

Во-первых, эту меру можно осуществить, за счет средств самих предприятий, финансовый результат которых увеличился за 2018-2019 гг. на 70%, что в 10 раз больше, чем увеличилась номинальная зарплата и инвестиции из этих дополни­тельных доходов. Предприятия увеличили свои счета в банках, купив на дополни­тельные деньги ценные бумаги, в значительной мере иностранных фирм, и отпра­вив десятки миллиардов долларов в офшоры[13].

Во-вторых, тем предприятиям, у которых нет этих средств, можно выделить низкопроцентный кредит до 5 лет.

В-третьих, для бюджетных организаций здравоохранения, образования, куль­туры относительно небольшие деньги должно выделить государство за счет при­роста госбюджета прогрессивным налогообложением (раздел VI). А для управлен­ческих структур средства могут быть выделены за счет небольшого сокращения персонала.

Необлагаемый минимум доходов для взимания НДФЛ (см. раздел VI) также бу­дет способствовать повышению доходов бедной части населения.

2.  За 2-3 года удвоить пособия по безработице, которые в России в среднем ниже прожиточного минимума.

Безработных в России в районе 5-6 млн человек. Для этого потребуется не более 1 трлн руб., и они могут быть взяты из ФНБ, объем которого сегодня 14 трлн руб., и он ежегодно растет из-за увеличенных цен на нефть в последние месяцы.

3.  Повысить средний размер пенсий с 15 до 20 тыс. руб./мес в 2022 г. и до 30 тыс. руб./мес в 2025 г., что заметно повысит уровень жизни 46 млн пенсионеров.

На это потребуется в ближайшие годы примерно по 2-3 трлн руб. ежегодно. Они могут быть заимствованы в ближайшие годы из ФНБ, а в дальнейшем — за счет экономического роста.

4.               Повысить среднедушевой доход населения, проживающего на селе и в малых городах, с 20-25 тыс. до 30 тыс. руб./мес и выше. Речь идет о примерно 50 млн человек. При этом среднедушевой доход в России 35 тыс. руб./мес, а в крупных городах — 45 тыс. руб./мес.

У государства нет средств для такого повышения доходов столь значительной группе населения. Выход один — надо создать условия, чтобы трудоспособное на­селение на селе и в малых городах заработало дополнительные средства. Для этого надо создать условия для вовлечения в фермерство еще нескольких сот тысяч че­ловек на базе относительно продвинутых личных подсобных хозяйств с трудоспо­собными членами семьи. Им надо предоставить беспроцентные кредиты, дешевый лизинг техники, обеспечить их племенным скотом, высокоурожайными семенами, обеспечить поставку им необходимой продукции и создать организации по закупке у фермеров производимой продукции. Фермерские хозяйства нужно объединить опять-таки при помощи государства и его средств в промысловые кооперативы, при которых в малых городах и крупных селах создать небольшие предприятия по переработке дополнительной производимой сельскохозяйственной продукции, и создать торговую сеть КООП по продаже продовольственных фермерских това­ров, которая развита во многих странах. На эти цели на первых порах надо выде­лять из бюджета до 2 трлн руб. в год. Предложения по этим вопросам разработаны Ассоциацией «Федеральный сельсовет».

5.    Около 40 млн россиян являются должниками наших банков по креди­там с ростовщическими процентами, которые много больше ключевой ставки ЦБ. Граждане должны более 20 трлн руб. Это треть всех годовых доходов населения страны, а у должников это более половины их годо­вого дохода.

Надо дать рассрочку уплаты этих долгов на 3-5 лет, пересчитав этот долг по нормальному проценту, например в размере удвоенной процентной ставки (по 10% годовых). Для малообеспеченных семей, которые не смогут без банкрот­ства выплатить эти долги, их надо выкупить по более низким ценам, как это де­лается в других странах.

Все эти меры позволят до 2025 г. сократить разницу в душевых доходах, в частности уменьшить децильный коэффициент[14], доведя его к 2025 г. до 10 (средний европейского уровень), а к 2030 г. до 6 (Германия, скандинавские страны, Япония). А это увеличит покупательский спрос, что будет способ­ствовать экономическому росту.

Необходимо уже с 2022-2023 гг. возобновить социально-экономический рост сначала по 3-4% в год, потом, после 2025 г., — по 4-5%, а к 2030 г. — бо­лее 5% ежегодно. Это позволит существенно увеличить доходы населения, повысить благосостояние народа, усилить покупательский спрос на отече­ственные товары и двигать экономику вверх.

Возобновление социально-экономического роста позволит преодолеть катастрофическое падение численности населения (см. раздел I). Если это подкрепить дополнительными выплатами семьям, имеющим второго и тре­тьего ребенка, то, как показывает опыт европейских стран, в частности Франции и Швеции, можно увеличить рождаемость, подняв ее с уровня 2020 г. (9,8) до уровня 2015 г. (13,3).

Другой основой сокращения депопуляции должно стать сокращение смертности с 12,3 в 2019 г. (число смертей 1,81 млн) и 14,5 в 2020 г. (число смертей 2,1 млн) до 11,5 в 2025 г. (число смертей 1,67 млн) и 10 — к 2030 г. (число смертей 1,46 млн), прибли­зившись к европейским показателям смертности (около 9,5). А для этого необходимо увеличить расходы на здравоохранение (см. конец раздела IX).

Одновременно нужно принять меры по увеличению миграции в Россию до 200 тыс. человек в год, что позволит в конце 2020-х гг. от ежегодного со­кращения численности населения перейти к его увеличению и повышению ожидаемой продолжительности жизни к 2030 г. до 78 лет, повысив качество здоровья населения России. Именно такая задача сформулирована в Указе Президента РФ от 11 июля 2020 г.


XI.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для существенного экономического роста и решения социальных про­блем, в том числе прекращения сокращения численности населения, необ­ходимы обновление социально-экономической стратегии, рост инвестиций, в том числе на внедрение импортных технологий, и обновление кадровой политики. Чтобы предлагаемые экономические меры не привели к инфля­ционному взрыву и разворовыванию огромных ресурсов, необходимо, во- первых, их реализовывать не «ударно», а поэтапно, корректируя каждый этап. А во-вторых, необходимо привлекать в государственные, банковские, научные, образовательные и производственные структуры ответственных специалистов с опытом конкретного созидания, имеющих высокую ква­лификацию, авторитет и сознающих ценности патриотизма и социальной справедливости. Именно они должны возглавить работу ключевых институ­тов, определяющих деловой климат в стране. И это станет решающим фак­тором выхода из экономического кризиса.

Необходимы коренные перемены в социально-экономическом порядке.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Абрамов М.Д., Кашин В.А. Промышленная политика и налоговое регулирова­ние. М.: ИПР РАН, 2015. 164 с.

2.  Аганбегян А.Г. Новая модель экономического роста России // Управленче­ское консультирование. 2016. № 1.

3.  Аганбегян А.Г. Новой России — 30 лет. Достижения и упущения (препринт). М., 2021.

4.  Бабкин К.А. Почему тракторный завод останется Канаде. Аналитическая за­писка В.В. Путину. 15.10.2013.

5.  Глазьев С.Ю. Концепция 2020: Региональная инновационная политика // Россия и современный мир. 2012. № 3.

6.  Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохо­зяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2019.

7.  Кашин В.А. (рук. авт. кол-ва). Налоговая доктрина. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации. ЭАЦ «Модернизация». М.: ИПР РАН, 2011.

8.  Нигматулин Р.И., Нигматулин Б.И. Кризис и модернизация России — тринад­цать теорем. М., 2010.

9.  Нигматулин Р.И. Как обустроить экономику и власть России (анализ инжене­ра и математика). М.: Экономика, 2007. 460 с.

10.   Стиглиц Дж. Великое разделение. Неравенство в обществе, или что делать оставшимся 99 % населения? М.: Эксмо, 2016.

11.   Титов Б.Ю. Добиться налоговой реформы сложно, но можно // Эксперт. 2014. № 22 (901).

12.   Цветков В.А. (рук. авт. кол-ва). Администрирование внешнеторговых грузо­потоков. ЭАЦ «Модернизация». М.: ИПР РАН, 2013. 480 с.

13.   Шевяков А.Ю. Неравенство доходов как фактор экономической и демографи­ческой динамики. М.: ИСЭПН РАН, 2010.

14.   Tax Rates Around the World 2020. http://www.worldwide-tax.com/



[1] Нурсеит Н.А. Какие контракты в нефтегазовой отрасли отвечают интересам страны? М., 2012.

https://cyberleninka.ru/article/n/kakie-kontrakty-v-neftegazovoy-otrasli-otvechayut-interesam-strany

[2] Нигматулин Р.И., Кашин В.А., Абрамов М.Д. Налоги для России. М.: Перо, 2020. 139 с.

http://modern-rf.ru/netcat_files/93/47/06.08.20_Verstka_Nalogi_dlya_Rossii.pdf

[3] Консолидированный бюджет Российской Федерации 2018. https://aftershock.news/?q=node/ 737237&full

[4] В цене бензина налоги и акцизы в России составляют более 70%, а в США — 15%.

[5] На экспорт идет 75% добываемой в РФ нефти в виде сырой нефти и нефтепродуктов [жидкого топлива, являющегося продуктом малого передела (https://sdelanounas.ru/blogs/130385)], 35% газа, 75% цветных металлов, 80% произведенных в РФ удобрений.

[6] Офшорными эти страны и территории считались потому, что они отказывались обмени­ваться налоговой информацией относительно иностранных граждан, складирующих в них свои капиталы и доходы, со странами, откуда происходят эти граждане.

[7] Новости. 25.03.2020. https://ria.ru/20200325/1569140863.html

[8] https://aftershock.news/?q=node/926677&page=1

[9] Росстат восстановил расчет МОБ, после более, чем тридцатилетнего перерыва. Этот метод, разработанный В.В.Леонтьевым, за что он был награжден Нобелевской премией по экономике, используется во всех экономически значимых странах.

[10] В принятом новоязе вместо термина «план» используется выражение «дорожная карта».

[11] В этом случае содержание 70 тыс. аспирантов с зарплатой 30 тыс. руб./мес обойдется всего в 25 млрд руб. в год.

[12] Нормы Европейского союза даже выше и равны 60%.

[13] Данные Boston Consulting Group.

[14] Децильный коэффициент (ДК) определяется отношением суммарных доходов двух групп населения по 10% — самых богатых и самых бедных. У нас эти группы в 2019 г. по 14,6 млн человек со средними доходами 120 тыс. руб./мес и 8 тыс. руб./мес, а ДК = 15.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9749