О роли психологии в переменах послевоенного общества
Дата: 26/07/2021
Тема: Время и судьбы


Б.Е. Серебряков, к.ф.-м.н., Москва

В статье показано, что в послевоенном западном обществе произошел переход от крайне консервативной философии и морали XIX века к биологической природе человека. Это выразилось в кризисе философии, в антивоенном движении и в сексуальной революции, успехи науки способствовали этому процессу. Большевистский режим в СССР и путинский режим в России на многие годы лишили Россию возможности участвовать в прогрессивном общемировом процессе.



Типа предисловия

В статье [1] я привел свои соображения о влиянии психологии человека на его историю. Кратко повторю основные тезисы. По-моему, то, что думает человек о мире, называется философией или религией. То, что человек знает о мире, называется наукой, философия наукой не является. То, чем человек передает свои чувства другим людям, называется искусством.

У каждого человека свои представления о мире, поэтому у каждого своя философия. Мне представляется, что психология человека играет существенную роль в истории. Некоторые тоже так считают и даже выделяют психоаналитическую историю. Психоанализ был создан Зигмундом Фрейдом, который выделял сознательное  человеческое поведение - «Я», бессознательное, животное - «Оно» и поведение под действием общественной морали - «Сверх-Я».

По-моему, «Оно» может быть как плохим, так и хорошим. Плохое «Оно» состоит из кучи людских пороков: жадность, властолюбие, жестокость, цинизм, лживость, воровство и т.д. В хорошее «Оно» входят противоположности плохого «Оно», также сюда относится совесть, любовь между родителями и детьми, любовь между женщиной и мужчиной, любовь к родине, секс тоже относится к хорошему «Оно».

К «Я» можно отнести науку и искусство. Философию и религию тоже можно относить к «Я» до тех пор, пока они не стали играть главенствующую роль в обществе, тогда они становятся «Сверх-Я».

В поведении каждого человеческого общества складывается определенное соотношение между «Я», «Оно» и «Сверх-Я», которое не может не влиять на развитие этого общества. Чем выше положение человека в обществе, или чем он активнее, тем значительнее влияние его психических свойств на это общество. Для диктаторских режимов «Я», «Оно» и «Сверх-Я» самого диктатора во многом определяет психический климат общества. Так реализуется роль личности в истории.

В моей статье [1] рассмотрена краткая история человечества до первой половины ХХ века c учетом соотношений между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». В конце статьи было сделано предположение, что развитие философии, науки и искусства в XIX веке способствовало в XX веке развязыванию двух мировых войны, победе нацизма в Германии и большевизма в России.

 

Послевоенные «Я», «Оно» и «Сверх-Я»

В данной статье я попробую поделиться своими представлениями о влиянии психологии человека на современную жизнь. Предыдущая моя статья [1] была чем-то вроде аналога модной книжки Ю.Н.Харари «Sapiens: краткая история человечества». Данная статья представляет что-то вроде другой книжки Харари «21 урок для XXI века».

Описать последовательность всех послевоенных событий в изменении психологии общества невозможно, т.к. их было очень много, и они происходили в разных странах в разное время. Поэтому в статье рассматриваются только некоторые изменения соотношений между «Я», «Оно» и «Сверх-Я», которые повлияли на жизнь людей.

 

Развитие науки и кризис философии

В своей статье [1] я сделал вывод, что философия – это пустое словоблудие. Если в Яндексе набрать «кризис философии в XX веке», то появится огромное количество статей и другой литературы по этому поводу с высказываниями типа: «Кризис классической философии, очевидная неспособность ее мировоззрения удовлетворять актуальным запросам общества, привела к попыткам формирования новой философской системы, способной разрешить существующие противоречия, как в области развития науки, общества, так и в области существования отдельного человека, личности с ее судьбой, переживаниями и поиском места в далеком от рациональности мире».

Одной из причин кризиса философии является бурное развитие науки в послевоенное время, которое в основном происходит в США. Наука способна объяснить все больше явлений в природе и в человеческом обществе, поэтому философия сделалась просто не нужной. Много пишут о том, что в школе и в вузах следует изучать просто краткую историю философии, а не саму философию.

Развитие науки позволяет обосновать «Я», «Оно» и «Сверх-Я» более рационально, чем это делалось с помощью умозрительной философии. Особенно на психологию человека повлиял Интернет, который позволяет любому человеку заявить о своей философии, чем пользуюсь и я, когда пишу свои статьи.

 

Сексуальная революция

Согласно Википедии: «Сексуа́льная револю́ция — процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихся существенными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентаций, норм, санкций и сексуальных отношений, и ломающий общественные консервативные нормы, вроде секса вне брака, целомудрия и прочих».

Всё это вместе привело к формированию нового сознания. Секс перестал быть запретной темой. Со второй половины 1960-х годов сначала молодые люди, а за ними и немолодые, постепенно порывают со старым представлением о сексе. Профессия ученого, исследующего секс, перестала считаться неприличной. Уменьшилась роль «традиционных ценностей» (восприятия семьи, как обязанности, например), возросла самостоятельность женщин».

Сексуальные запреты существовали в Европе около 1500 лет со времени принятия христианства. Эти запреты создавали уродливое «Сверх-Я» со значительным подавлением «Оно». Сексуальная революция высвободили хорошее «Оно» и нормализовала «Сверх-Я».

 

Антивоенное движение

Сексуальную революцию нельзя отделить от антивоенного движения, которое возникло в США во время Вьетнамской войны, это движение породило хиппи и лозунг «make love, not war» (занимайтесь любовью, а не войной). Особенно весомо, грубо, зримо это движение выразилось в студенческих бунтах 1968 года.

Согласно Википедии: «Антивое́нное движе́ние — общественное движение, целью которого является прекращение войн и установление мира. Средствами достижения этой цели является пропаганда пацифизма и антимилитаризма и различные виды протеста против войны, такие как демонстрации, прошения, бойкоты, поддержка определённых кандидатов на выборах, уклонение от воинского призыва, в том числе такие необычные способы протеста, как «Die-in» (имитация смерти).

Кампании протестов могут иметь как общий характер, так и быть направленными против какой-то конкретной войны (например, во Вьетнаме, в Ираке), определённого вида оружия (например, ядерного оружия, противопехотных мин или ракет средней дальности). Движение состоит из множества различных политических организаций и групп в разных странах».

Антивоенное движение разоблачило пустые слова политиков-ястребов разных стран о патриотизме и справедливости, об интернациональном долге, о необходимости защиты свободы, демократии, социализма и т.д. и т.п. То есть всего того, что составляет «Сверх-Я», способствующее развязыванию войн.

 

Послевоенные изменения в западных странах

Согласно Википедии «Вторая мировая война за 6 лет привела к беспрецедентным человеческим и экономическим потерям, при этом Европа пострадала крайне сильно из-за того, что на её территории развернулись основные боевые действия войны нового типа, а также масштабные убийства гражданских лиц такие, как Холокост. Учитывая появление у некоторых стран мира ядерного оружия и формирование двух идеологически противостоящих супердержав, европейские правительства хотели устранить возможность начала новой мировой войны».

Для устранения войн нацизм был уничтожен, а его главари застрелились, или были повешены по решению Нюрнбергского трибунала. Для мирного решения международных проблем в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Для защиты западных стран от СССР в 1949 г. был образован Североатлантический Альянс (НАТО). Для объединения европейских стран в 1957 г. были подписаны  Римские договоры, вступившие в силу 1 января 1958 г., один из них учреждал Европейское экономическое сообщество, другой Евратом.

Из-за демократического устройства западных стран со свободой слова и сменяемостью власти, послевоенный западный мир на всех парах устремился к биологической природе человека, т.е. к хорошему «Оно». Он перестал быть подвержен всякой идеологии, в нем сама собой установилась христианская мораль, без каких-либо ограничений в сексе и в других человеческих радостях. Западный мир стал толерантным практически ко всем проявлениям хорошего «Оно», в том числе к таким, как гомосексуализм.

В западном мире, особенно в США, в 50-х гг. был взят курс на удовлетворение потребностей человека и на пропаганду семейных ценностей. Население массово покупало телевизоры, автомобили, стиральные машины, холодильники и т.д. Все по Марксу: каждому по потребности.

Кроме вышеупомянутой сексуальной революции и антивоенного движения в западном мире происходили изменения в искусстве: в музыке воцарился рок-н-ролл, в изобразительном искусстве – абстрактное искусство. Получается, что искусство вернулось к своим первобытным истокам. Можно вспомнить еще упрощение одежды, вначале были узкие брюки, а затем воцарились джинсы.

Таким образом, «Сверх-Я»  западного мира претерпело кардинальные изменения по сравнению с довоенным периодом: в нем значительно укрепилось хорошее «Оно». Также изменилось «Я», оно стало гораздо ближе к биологической природе человека. Можно сделать вывод, что послевоенное западное человечество  стряхнуло с себя коросты философии и мировоззрения XIX века, которые привели к большевизму, нацизму и к двум мировым войнам.

 

Послевоенный СССР

Если нацизм после Войны был уничтожен, то большевизм значительно укрепился, образовался социалистический лагерь из ряда стран Европы и Азии. Для ликвидации большевизма потребовалась Холодная война. Конфликты между СССР и другими странами антигитлеровской коалиции происходили и во время войны, но началом Холодной войны считается речь Черчилля, произнесенная в Фултоне в 1946 г.

Согласно Википедии «Холо́дная война́ — глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в период с 1946 года до конца 1980-х между двумя блоками государств, центром одного из которых был СССР, а другого — США. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — то есть борьба СССР и США за доминирующее положение в мировом общественном мнении».

Получается забавно, что вся послевоенная история СССР является историей Холодной войны, а после поражения в этой войне СССР прекратил существование. Это все равно, как нацизм развязал Вторую мировую войну, потерпел в ней поражение и был ликвидирован. Так и СССР сдуру влез в Холодную войну, проиграл ее и был ликвидирован.

Нашим коммунякам пришлось воевать на два фронта: внешний фронт – это империалисты во главе с США, и внутренний фронт – собственный народ, который хотел жить как в США. Народ хотел танцевать рок-н-ролл и буги-вуги, хотел носить узкие брюки и джинсы. Хотел ездить на Фордах и Мерседесах, а не на Опель Кадете, переделанным в Москвича, и не на Опель Капитане, переделанным в Победу, впрочем, и этих опелей хрен было купить.

В [1] был сделан вывод, что в нацистской Германии и в довоенной большевистской России «Сверх-Я» превратилось в «Сверх-Оно», т.е. общественная мораль была построена на плохом «Оно» людьми с таким же плохим «Оно». А «Я» практически было уничтожено. Такая ситуация существовала в СССР и после Войны до смерти Сталина в 1953 г.

После смерти Сталина режим сильно смягчился, вместо «Сверх-Оно» появилось не смертельное «Сверх-Я», хотя и оно лишало наших людей многих радостей жизни. Самое интересное, что в тех условиях начало развиваться могучее «Я», связанное с развитием науки и искусства. Наука развивалась за счет атомной бомбы и завоевания космоса. В искусстве была оттепель, а поэт-бард стал больше чем поэт (Высоцкий, Окуджава). Из-за этого эпоха правления Брежнева сейчас многими вспоминается, как самое благодатное время.

СССР в принципе не мог победить в Холодной войне. По этому поводу можно вспомнить: «против лома нет приема», или Высоцкого: «как школьнику драться с отборной шпаной». Экономика социализма в принципе не может победить экономику капитализма в мирное время, вспомним две Германии и две Кореи. Очень жалко нашего народа, которому пришлось 45 лет выносить игру в оловянных солдатиков наших коммунистических бонз.

 

Лихие 90-е годы

К началу 90-х годов Запад добил экономически СССР и он, естественно, развалился. Коммунистические «Я» и «Сверх-Я» также приказали долго жить.  Сдерживаемое коммуняками «Оно» вырвалось на волю, вырвалось как хорошее «Оно», так и плохое. Но 90-е годы нам запомнились, в основном, плохим «Оно».

90-е годы показали, чем на самом деле являлся советский народ, который не был един. Была жадная и беспринципная верхушка, были активные и не менее жадные товарищи с преступными наклонностями, и был остальной безмолвствующий народ. При таком составе народа в обществе возникли такие «Я», «Оно» и «Сверх-Я», которые привели к лихим 90-м годам. Получается, что 90-е годы были предопределены психологией общества, и ничего другого в принципе не могло возникнуть в России при переходе от социализма к капитализму. Этим Россия отличалась от бывших соцстран Восточной Европы и Прибалтики.

Самым главным плохим «Оно» в 90-е годы была человеческая жадность. Принялись разворовывать все, что можно и нельзя. Отсюда подскочила преступность и все другие плохие «Оно». Власть имущие заботились только о себе, а благосостояние народа упало ниже плинтуса.

Мне больше всего запомнилась воровская приватизация, казалось просто дико, что природные ресурсы, заводы и фабрики, созданные трудом миллионов людей, перекочевали в карманы похожих на обезьян проходимцев. В принципе это было расхищение социалистической собственности в особо крупных размерах, а когда-то это был расстрельная статья. Я пытался на эту тему говорить с друзьями-товарищами, особенно с теми, кто имел юридическое образование или держал свечку при проведении приватизации, но почти всем было все равно.

Еще более диким мне казалось, что все СМИ и отдельные люди поддакивали приватизации, типа мы идем в светлое будущее капитализма, а там так принято. Только сейчас народ проснулся, и через 25 лет много кричат о ворах олигархах, вспоминая Глеба Жеглова, что вор должен сидеть в тюрьме. Если бы так кричали тогда, то Ельцин с Чубайсом, наверно бы засс… засомневались в проведении приватизации.

В 90-е годы было еще много негативных событий: чеченские войны, расстрел парламента и т.д. Но эти годы запомнятся, как самые свободные за всю историю России. Нет сомнений, что свобода слова смогла бы сформировать такие «Я», «Оно» и «Сверх-Я», как в странах западной демократии. В таком случае результаты приватизации были бы пересмотрены, но приход Путина к власти перечеркнул эти возможности.

Не только плохое «Оно» торжествовало в 90-е годы. Согласно социологам сексуальная революция в России запоздала примерно на 20 лет по сравнению с Западом, т.е. начало ее приходится на конец 80-х годов и на 90-е годы. Оказалось, что нет ничего плохого, когда юноши и девушки начинают жить вместе практически со школьных лет, т.е. по мере созревания. А от просмотра порнухи количество изнасилований не увеличивается.

Сейчас со смехом вспоминается, что когда мы на судне заходили в иностранный порт и забредали в порно кинотеатр, то заставали там практически весь экипаж во главе с капитаном, других зрителей почти не было. Мои студенческие годы пришлись на дореволюционную эпоху в Свердловске, который не менее суров, чем Челябинск. Уральские девушки тогда были настолько суровы, что, стиснув зубы и сжав руки в кулачки, мучили нас, и мучились сами тем, что дальше поцелуев ни-ни. У меня получалось только с девушками, которые уже побывали замужем.

 

Новый XXI век - порядки новые

Согласно Википедии: «Путинизм — термин, описывающий всю совокупность социально-экономического и политического устройства России первых десятилетий XXI века, сложившегося при режиме конкурентного авторитаризма Владимира Путина. Есть три течения в описании путинизма:

Путинизм как персонализм — на первый план выводятся личностные особенности Владимира Путина, указывается, что если он устранится от власти, путинизм закончится.

Путинизм как «органический антидемократизм», когда на первый план выходит комплексное нарушение демократических норм, корни которого исследователи видят в склонности населения России к авторитаризму.

Путинизм как функциональное явление — путинизм рассматривается как наиболее функциональный ответ на вызовы времени».

Первое определение путинизма очень подходит к вышеприведенному выводу, что для авторитарных режимов «Я», «Оно» и «Сверх-Я» самого руководителя во многом определяет психический климат общества. Для Путина характерна неудержимая воля к власти, а его гэбэшное прошлое заставляет видеть везде врагов, которых надо уничтожать любыми способами.

Первым делом Путин взялся за приведение «Я» под свой менталитет: уничтожил независимое телевидение, реформировал под корень академию наук, а также высшее и среднее образование. После чего возрасла эмиграция ученых, школьники взвыли от ЕГЭ, а один мой хороший товарищ - профессор объявлял голодовку и увольнялся из университета. 

Воровское «Оно», которое расцвело в 90-х годах, Путин не только не ликвидировал, но добавил в число олигархов своих корешей по кооперативу «Озеро». В борьбе с врагами Путин сделал крайнюю жесткость нормой поведения. Война на Украине, которая унесла 13 тысяч жизней, жестокий разгон демонстраций, отравление и арест Навального – это далеко не все последствия отсутствия сострадания к людям.

Для бесконечного сохранения власти Путин перекроил Конституцию, заставил Думу напринимать кучу законов и отработал технологию проведения выборов с заранее заданным результатом. Все это свидетельствует о том, что «Сверх-Я» в стране сползает к «Сверх-Оно».

Можно сделать вывод, что России на долгие годы не светит сравняться с человеческими «Я», «Оно» и «Сверх-Я» западных стран. Любой диктатуре приходит конец, но, к сожалению, Некрасов был прав: «Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе».

В своих статьях я упоминаю книги Харари. Забавно, что при переводе его книжки «21 урок для XXI века» переводчики сделали 15 корректировок текста с удалением отдельных абзацев. Большинство корректировок касается Путина, в основном в связи с украинскими событиями. Это свидетельствует о самоцензуре, установившейся в стране. Я бы мог еще много написать про Путина, но у нас и так все всё понимают.

 

Отличия психологии россиян от цивилизованных людей

Большевики из человека сделали совка, согласно Википедии: «В большинстве случаев «совком» называют человека, который оценивает других людей, явления и окружающий мир, пользуясь неизменной системой мифов, принесенной из Советского Союза. Термин «совок» имеет такое же значение, что и термин homo sovieticus, который больше используется в научной литературе. Термин «совок» больше используется в быту и в разговорной лексике». СССР нет уже 30 лет, а россиянин как был совком, так им и остался.

В западном мире произошла психологическая революция, западный мир стал очень миролюбив и толерантен ко всему тому, что связано с природой человека. В совке воспитали нетерпимость к врагам и к природе человека. Поэтому россияне ненавидят таких безобидных людей, как пиндосов, жидов, гомосеков, либерастов, навальнят, азеров, чурок и т.д. В совке живет уверенность, что Россия должна всех победить, эта уверенность усилилась при Путине.

В то же самое время совок покорно воспринимает воров-олигархав, коррумпированных чиновников, извергов силовиков и всех тех людей, которые делают жизнь россиян много хуже, чем на Западе. Это результат промывания мозгов, а также результат массового террора большевиков против своего народа. Из-за такой покорности властям украинцы справедливо прозвали русских «ватниками» или «ватой».

Права Настя Дмитрук, написавшая:

«Никогда мы не будем братьями, ни по родине, ни по матери.

Духа нет у вас быть свободными - нам не стать с вами даже сводными.

------------------------------------------------------------------------------

Вам шлют новые указания - а у нас тут огни восстания.

У вас Царь, у нас - Демократия. Никогда мы не будем братьями».

Подавляющее число россиян спокойно воспринимают воровство олигархов и чиновников из-за того, что сами не прочь чего-нибудь скоммуниздить, если представится возможность. Практическое отсутствие морали у совка, кроме воровства, ведет к криминалу, к хамству, к харассменту и т.д.  

В отличии от западного мира в России сформировались такое «Сверх-Я», которое сделало нормой жизни очень плохие «Оно», которые соответствуют злобному, покорному, вороватому и хамскому совку. Самым наглядным доказательством этого является возрождение культа личности Сталина.

 

Постмодернизм - та же хрень, только в профиль

Послевоенный пересмотр философии и морали западного общества, который был описан выше, придуман вовсе не мной. Например, пересмотр философии и искусства получил название постмодернизм.

Согласно Википедии «Постмодерни́зм (фр. Postmodernisme — после модернизма) — понятие, отражающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века, часто интерпретируется как «то, что пришло на смену модернизму». Он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, выражающую (не)формальную антитезу модернистскому искусству, а также массовую культуру современной эпохи».

В Википедии и в других источниках про постмодернизм понаписано столько, что коротко и понятно передать невозможно. Лично для меня постмодернизм начался с писателя Эдуарда Лимонова, который начал писать  буквально про все без оглядки на какие-либо моральные запреты. Уже потом я понял, что это он подражал Генри Миллеру, впрочем, в статье Википедии «Литература постмодернизма» Миллер даже не упоминается.

Возможно, я воспринимаю постмодернизм вульгарно, или совсем неверно. Для меня это Сергей Шнуров, Данила Поперечный и другие хорошие стендап-комики, батл между Оксимироном и Гнойным, некоторые номера Камеди клаба и Уральских пельменей, возможно, современный рэп, но я его не слушаю и не знаю.

Т.е. постмодернизм это то, что идет от живой биологической натуры человека, плюет на существующую мораль и представляет интерес. Для меня это насмешка, или издевательство хорошего «Оно» над существующим «Сверх-Я». Но эта насмешка, или издевательство в конце концов переделывает «Сверх-Я» и оно становится ближе к природе человека.

 

Про мат

По-моему, мат является неотъемлемой частью постмодернизма в моем понимании. В настоящее время мат воспринимается, как вполне нормальный художественный прием, типа метафоры, эпитета и олицетворения. По крайней мере, Шнуров и стендап-комики широко используют эти художественный прием. Забавно, что когда у нас приняли закон против мата, материться стали значительно сильнее. Этот закон, как и вся власть в России не заслуживают других слов, кроме матерных.

Но далеко не все люди живут в постмодернизме и выражаются матом. Здесь уместны слова М.А.Бакунина: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». По этому поводу в конце своей статьи я привожу письмо моей приятельницы Лены, с которой знаком со студенческих времен. Привожу с ее согласия.

Родители Лены были геофизики – сейсморазведчики. Ее отец является одним из главных первооткрывателей тюменской нефти. Сама Лена в свое время организовала у себя семейный детский дом, и дала путевку в жизнь не только троим своим детям, но еще почти десятку приемных детей. Среди них был мальчик, который родился без рук, сейчас он успешный человек: паралимпийский чемпион по плаванью, водит машину с помощью одних ног и т.д., о нем можно узнать, если набрать в Яндексе «игорь плотников тюмень». Воспоминания Лены о семейном детском доме можно прочесть по ссылке: https://deti.zp.ua/a.php?n=1039 Дальше идет письмо Лены.

Здравствуйте, Борис Ефимович (это я для строгости)!

Во первых строках своего письма сразу предупреждаю, что на этот раз намереваюсь проявить свою  сварливость.

Мои претензии касаются столь любимого вами мата. Я пыталась отнестись к нему нейтрально, надеялась, что смогу привыкнуть — нет, это выше моих сил и понимания! Это всё равно, что разговаривать с человеком и при этом видеть, что он постоянно шарит у себя в трусах.

При мне никто никогда не матерился. Более того, не было мата в семьях как русских, так и немецких предков, хотя первые были крестьянами и потомственными кузнецами, а вторые мещанами и потомственными мельниками — может, потому, что все были правоверными христианами.

Родители и их друзья-коллеги, наоборот, все были убеждёнными атеистами, но считали себя интеллигентами, обязанными просвещать и быть примером — представь себе, тюменские сейсморазведчики не только сами не матерились, но и запрещали мат в полевых партиях и, тем более, в камералках (в моей книге об этом есть). И дети их блюли этот закон. Вот насчёт внуков — сомневаюсь...

Не могу принять мат и как филолог. Неужели ты не видишь, какой убогой становится речь, напичканная однообразно «острыми» словами? Ну и как в ответ на это писать о высоких материях? Получится одна пошлятина.

Засим остаюсь с уважением и жду новых писем.

Е.А. Шмелёва

 

Литература

Б.Е. Серебряков. О роли психологии в истории человечества. Интернет-издание «Проатом», 20.07.2021. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9713







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9721