О роли психологии в истории человечества
Дата: 20/07/2021
Тема: Время и судьбы


Б.Е. Серебряков, к.ф.-м.н., Москва

Психология человека играет существенную роль в истории человечества, некоторые даже выделяют психоаналитическую историю. Многие исторические события, которые рассмотрены в статье, я для себя объясняю на основе психоанализа Зигмунда Фрейда. Например, развитие философии, науки и искусства в XIX веке, по-моему, в XX веке способствовали развязыванию двух мировых войны, победе нацизма в Германии и большевизма в России.



Конец марксизма

Толчком к написанию этой статьи стали три модных сейчас книжки:  «Sapiens: краткая история человечества», «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» и «21 урок для XXI века», книжки написал Юваль Ной Харари, они про человеческое общество: что было, что стало и чем сердце успокоится. Книжки я прочел с интересом, но не скажу, что они мне понравились, вовсе не из-за того, что их автор еврей и пидарас, в хорошем смысле этого слова, а еще и вегетарианец, даже веган, что ни в какие ворота не лезет. Просто автор не подтвердил мои представления о причинах изменений в человеческом обществе.

В советские времена в школе и в институте нам втолковывали, что производственные силы определяют производственные отношения: сначала было первобытное общество, потом рабовладельческое, потом феодализм, за ним капитализм, на смену которому пришел социализм, а там и до коммунизма недалеко. Это называется истматом (историческим материализмом), был еще и диамат (диалектический материализм) – две составные части марксистской философией.

Истмат более-менее подтверждался переходом от феодализма к капитализму из-за промышленной революции, а с остальным полная ерунда. Например, никакого особого развития производительных сил не было при переходе от рабства к феодализму, иногда причиной называют изменение климата. Ну, а про социализм и коммунизм говорить вообще не о чем. Уже тогда всем было ясно, что марксизм – это полная фигня.

Но были и другие философии, про некоторых нам рассказывали, какие они плохие, про других даже не упоминали. Мне по молодости было интересно узнать, что в них написано, но это считалось запрещенной литературой, ее не продавали, а в библиотеках выдавали по специальному разрешению. Но в Библиотеке им. Ленина (в Ленинке) крамольную литературу можно было читать с фотопленок, чем я и занимался.

Ленинка в те годы была вроде оазиса, где можно было проводить целые дни. Недавно я был в ней, почти все осталось по-прежнему, но народу раз в 5 убавилось. В Москве еще есть библиотека, в которой всегда было народу не протолкнуться, т.н. ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека), тогда она располагалась в центре на Кузнецком мосту, в старинном здании. В ней я тоже был недавно, сейчас она на задворках Москвы, общественным транспортом ехать сложно, ездил на машине, припарковаться можно было прямо у входа, народу кроме меня был еще один дедок, похоже, он там и живет. Вот, что сделал Интернет!

 

Пипец классической философии

С фотопленок я читал Артура Шопенгаура про то, что каждый самец красно*опых павианов хочет быть вожаком стада, это называется «воля к власти». Фридрих Ницше именно так назвал свою книжку и продолжил рассуждения по этому поводу. Я уже не помню, вычитал ли я у Ницше, или просто после прочтения его опусов, мне стало ясно, что все философии являются простым словоблудием, и я потерял к ним интерес.

По-моему, то, что думает человек о мире, называется философией или религией. Кстати, в Китае одной из основных религий является конфуцианство, т.е. философия Конфуция. Так что особой разницы между религией и философией нет.

То, что человек знает о мире, называется наукой. Философия наукой не является. Возможно, некоторые догадки философов и подтверждались наукой, а некоторые философии базировались на фактах, но в целом философию назвать наукой нельзя.

То, что человек чувствует о мире, называется искусством, вернее чувствует сам и передает свои чувства или эмоции другим людям. Не всегда можно однозначно сказать, что это: философия, наука или искусство. Например, бывают книжки, в которых имеется и то, и другое, и третье.

У каждого человека свои представления о мире, поэтому у каждого своя философия. Марксистская философия с коммунистической утопией потерпела провал из-за того, что в ней не учитывалась психология человека. Поэтому мне представляется, что психология человека и его менталитет играют существенную роль в истории. Я погуглил, действительно некоторые так считают и даже выделяют психоаналитическую историю. Выше упоминались книжки Ю.Н.Харари, в них про психологию я ничего не нашел, поэтому они меня разочаровали.

 

Психоанализ Фрейда

Отцом современной психологии является Зигмунд Фрейд, который разработал психоанализ, согласно которому человеку свойственно сознательное поведение и бессознательное. Фрейд в бессознательном поведении большое внимание уделял сексуальной жизни человека. О двойственной природе человека хорошо спел Высоцкий:

«Во мне два «Я», два полюса планеты, два разных человека, два врага.

Когда один стремится на балеты - другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю, когда живу от первого лица.

Но часто вырывается на волю второе «Я» в обличье подлеца».

 

«Я», «Оно», «Сверх-Я»

Согласно Википедии Фрейд предложил следующую структурную модель психологии:

«Ид («Оно») — область влечений, к которым ко времени создания этой модели Фрейд относил влечение к жизни и влечение к смерти. Ид переняло на себя многие характеристики, ранее относимые к бессознательному (принцип удовольствия, отсутствие времени и пр.), хотя инстанции Эго и Суперэго также в значительной своей части бессознательны.

Эго («Я») — инстанция, управляющая поведением и сознательным мышлением, а также отвечающая за действие защитных механизмов.

Суперэго («Сверх-Я») — часть Эго, выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки. Суперэго образуется в результате интроекции образов родителей и их системы ценностей».

Понять, что написано в Википедии невозможно, поэтому в данной статье полагается, что сознательное, человеческое поведение людей Фрейд называл «Я», бессознательное, животное поведение – «Оно». А «Сверх-Я» - это поведение человека под действием морали, навязанной обществом. Возможно, эти определения далеки от общепринятых, но так мне удобнее.

По представлениям Фрейда следует сделать замечание, связанное с животным происхождением неблаговидных поступков людей. По-моему, животные со своими инстинктами иногда бывают значительно лучше людей, поэтому «Оно» может быть как плохим, так и хорошим. Плохое «Оно» состоит из кучи людских пороков: жадность, воля к власти, жестокость, цинизм, лживость, воровство, отсутствие сострадания к другим людям, и т.д. и т.п. В хорошее «Оно» входят противоположности плохого «Оно», также сюда относится совесть, любовь между родителями и детьми, любовь между женщиной и мужчиной, любовь к родине, секс тоже относится к хорошему «Оно».

К «Я» можно отнести упоминавшиеся выше науку и искусство. Философию и религию тоже можно относить к «Я» до тех пор, пока они не стали играть главенствующую роль в обществе, тогда они становятся «Сверх-Я».

В поведении каждого человеческого общества складывается определенное соотношение между «Я», «Оно» и «Сверх-Я», которое не может не влиять на развитие этого общества. Например, в странах с протестантским «Сверх-Я» уровень жизни выше, чем в странах с католической религией, а католики в среднем живут лучше, чем православные, или мусульмане.

Чем выше положение человека в обществе, или чем человек активнее, тем значительнее влияние его психических свойств на это общество. Для диктаторских режимов «Я», «Оно» и «Сверх-Я» самого диктатора во многом определяет психический климат общества. Так реализуется роль личности в истории.

Я для себя объясняю многие исторические события взаимодействием между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Специально по этому поводу я ничего не читал, и случайно тоже ничего не находил. В этой статье попробую поделиться своими представлениями и упорядочить их для самого себя. Рассматривается только прошлое время, поэтому данная статья вроде аналога книжки Ю.Н.Харари «Sapiens: краткая история человечества».

 

Христианство

По-моему, возникновение христианства было большой победой «Я» над «Оно», т.е. большим шагом от животных к человеку. Греко-римские боги были веселыми ребятами, знали толк в сексе и в выпивке, но и похулиганить могли: Зевс был еще тот ходок по людским бабам, но жену Геру содержал в строгости, когда она провинилась, он подвесил ее между небом и землей, а к ногам еще привязал наковальню.

Иисус Христос ничего такого не делал, его главная заслуга состоит в создании христианской морали о том, что все люди равны, что сильный не всегда прав и т.д., и т.п. Но все это будет, если следовать его проповедям, т.е. живи по уставу - завоюешь честь и славу. Но каждый знает, что если по уставу жить - зае… замучишься служить. Действительно, согласно Христу вместо веселой жизни каждый должен таскать свой крест.

 

Средневековье

Возможно, христианство повлияло на переход от рабовладения к феодализму. С воцарением христианства в Европе на 1000 лет наступило мрачное средневековье. По-моему, это во многом результат матерого «Сверх-Я», установившего христианские ограничения на многие стороны жизни. Наука и искусство пришло в упадок, христиане поразбивали античные статуи, или поотбивали у них носы и другие выделяющиеся части тела. Христианское «Сверх-Я» прославилось крестовыми походами, инквизицией, уничтожением народов при обращении их в христианство и т.д. и т.п.

Особенно христианское «Сверх-Я»  постаралось с запретами в сексе. Приматы и дельфины из секса сделали удовольствие, которое с большим подъемом подхватили греки и римляне. Секс является потребностью, которую можно удовлетворить самому, или самой, но гораздо лучше с помощью другого пола, а если еще по большой любви, так это просто фантастика. У греков и римлян в сексе было возможно все, что хорошо одному партнеру и не плохо другому. Но христианская мораль наложила на секс много запретов и  терпела его только из-за невозможности воспроизводства людей другим путем.

Встает вопрос, почему такое хорошее христианское «Я» с равенством всех людей привело к такому античеловечному средневековому «Сверх-Я». Нас учили, что феодалы использовали христианство для угнетения крестьян, чтобы держать их в повиновении, возможно, какая-то сермяжная правда в этом есть.

Христианство в своем «Сверх-Я» пыталось изничтожить как все плохое «Оно» (властолюбие, жадность, злобу и т.д.), так и все хорошее «Оно» (радость жизни, секс, искусство и т.д.). Но истребить плохое «Оно» гораздо труднее, чем хорошее. Поэтому «Сверх-Я» оказалось в руках плохого «Оно», а средневековое христианство заставило Европу таскать свой крест 1000 лет.

 

Возрождение или ренессанс

Согласно Википедии возрождение или ренессанс возникло из-за того, что кроме феодалов и крестьян  появилось городское население, которое хотело жить при жизни, а не после смерти. Кроме того, из-за падения Византийской империи беженцы из нее привезли в Европу античную науку и искусство.

Ренессанс в науке и искусстве, естественно, изменил христианское «Сверх-Я» в плане терпимости к человеческим слабостям. Но все блага достались верхушке общества. Достаточно вспомнить «короля-солнце»  Людовика  ХIV, или нашу царицу Елизавету с 15 000 платьев. Из-за появившейся свободы и расслоения общества вызрело новое «Я» в виде просветителей XVIII века.

 

Просветители XVIII века, Французская революция

Чтобы самому не напрягаться цитирую Векипедию: «Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Под влиянием идей Просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция».

Просветители XVIII века с их «свободой, равенством, братством» заложили такое могучее «Я», которое дошло до наших дней. Во Франции и США это «Я» воплотилось в «Сверх-Я». В других странах просветительское «Я» тем или иным способом, но все равно повлияло на «Сверх-Я».

В марксизме для «Сверх-Я» есть аналог т.н. «надстройка», которая формируется на основе экономического «базиса». Эпоха просвещения совпала с началом промышленной революции. Поэтому на формирование «Сверх-Я» влияли не только французские энциклопедисты, но и переход от феодализма к капитализму. Возможно, что начиная с XVIII века «Сверх-Я» формировалось больше на экономическом базисе, чем на вольтерьянстве.   

 

XIX век

Согласно Википедии XIX век «Охарактеризовался такими явлениями, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет колониализма, с другой стороны — небывалыми достижениями культуры и искусства, а также техники и науки. XIX век дал огромное количество выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, а также учёных, изобретателей, авантюристов и великих политиков».

В бурные 1789—1815 гг. европейская культура прошла через революцию, войну и разрушение. Социальные и культурные основы (в том числе философия) предыдущей эпохи Просвещения было необходимо переосмыслить с целью осуществления экономических и политических изменений. Европейская философия XIX века размышляет о них, участвует в них, является причиной многих из этих изменений.

Философия XIX века включает различные философские направления и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъёме немецкой философии, противоположное движение — позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философию отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философию жизни».

Все перечисленные достижения XIX века сформировали очень могучее «Я», а на его основе не менее могучее «Сверх-Я». При этом как хорошее, так и плохое  «Оно» были вроде как бы изничтожены, но сделать это невозможно, поскольку это биологическая природа человека. Поэтому «Оно» просто не замечали, делали вид, как будто его вообще нет.

Пуританская мораль первым делом набрасывается на сексуальную жизнь человека. Во времена Фрейда эта мораль приводила к большому количеству психических расстройств на сексуальной почве. Этим можно объяснить то, что Фрейд считал секс главной причиной бессознательного поведения человека.

 

«Я» и «Сверх-Я» XIX века, и причины мировых войн ХХ века

Глумление над сексом вовсе не главная вина морали XIX века. Мне представляется, что «Я» и «Сверх-Я» XIX века виновны в развязывании двух мировых войн ХХ века, а также в победе большевиков в России и нацистов в Германии.

Нас учили, что Первая мировая война началась, главным образом, из-за того, что Германия опоздала к разделу колониального пирога. Но были и другие противоречия между странами: Эльзас и Лотарингия, Судеты и т.д. Все это, конечно, так. Но, чтобы начать войну, надо убедить свои народы в ее необходимости.

Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево смогло стать поводом для убийства миллионов человек только из-за того, что десятки миллионов тогда еще живых людей загорелись справедливой жаждой мести. Я не нашел сведений об антивоенных выступлениях при объявлении и войны и в самом ее начале. Эта жажда справедливости и доходящий до шовинизма патриотизм были воспитаны в людях всем тем, что перечислено в предыдущем разделе про «Я» и «Сверх-Я» XIX века.

Вторую мировую войну можно считать продолжением Первой войны. Здесь к жажде справедливости и к патриотизму добавилась обида немцев на Версальский мирный договор.

Войны между собой заложены в природу человечества, некоторые считают их способом естественного отбора, например, изничтожение неандертальцев. Поэтому мировые войны во много раз увеличили плохое «Оно» в воюющих странах. Получается, что мировые войны многократно укрепили «Сверх-Я» и плохое «Оно».

 

«Я» и «Сверх-Я» XIX века, и победы большевизма и нацизма

Взятие власти большевиками в России есть ни что иное, как победа марксистского «Я», и превращения марксизма в «Сверх-Я». Но одной философии марксизма мало для взятия власти и победы в Гражданской войне, нужны соответствующие люди. XIX век с его понятиями добра и зла воспитал революционных фанатиков во главе с Лениным, которые и смогли все это провернуть.

Ясен хрен, что все население России не было согласно с большевиками. Поэтому путем махровой лжи пришлось набрать достаточно людей, с помощью которых удалось сократить население на несколько миллионов, дабы другим не повадно было. Чтобы идеи марксизма торжествовали больше 70 лет операцию по сокращению населения пришлось применять не однократно.

Если про большевистский марксизм мы многое знаем, то про нацизм мало кто чего знает, кроме Гитлера с его «Майн кампфом». Согласно Википедии «Нацизм возник в результате развития и радикализации немецкого национализма и национального романтизма. Этнический национализм возник в Германии на рубеже XVIII—XIX веков, когда страна была раздроблена. В его основе лежала идея культурного единства всех немцев независимо от государственной принадлежности.

Имея общий «дух», народ должен иметь и общие интересы, разделять единую идеологию. Радикальный национализм (интегральный национализм) признаёт деление общества на социальные группы или классы, но рассматривает их в качестве функциональных категорий, работающих на общее дело. Идеальной политической организацией считается единое общенародное государство с одной партией и одним лидером, что должно исключить борьбу классов. В нацизме эта идея выражена в лозунг: «Один народ, одна партия, один фюрер».

Получается, что у нацизма есть своя философия, т.е. свое «Я», которое с приходом Гитлера к власти превратилось в «Сверх-Я». В отличие от большевизма, нацизм свой народ мало изничтожал, сосредоточившись на евреях. Продержался нацизм около 12 лет, но за это время он успел развязать Вторую мировую войну – самое страшное бедствие человечества.

Большевики и нацисты для укрепления своего «Сверх-Я» широко использовали низменные свойства человека, т.е. они всеми силами укрепляли плохое «Оно». Хорошее «Оно» игнорировалось в соответствии с практикой XIX века. Но наибольшую ненависть у большевиков и нацистов вызывало «Я», которое практически было ликвидировано. Получается, что в нацистской Германии и большевистской России «Сверх-Я» превратилось в «Сверх-Оно», т.е. общественная мораль была построена на плохом «Оно» людьми с таким же плохим «Оно».

 

Причины катастрофического влияния XIX века на XX век

Христианство породило 1000-летнее средневековье, а философия, искусство и наука XIX века способствовали катастрофам первой половины XX века. У этих событий есть общая причина, заключающаяся в том, что христианством и философскими и достижениями XIX века воспользовались люди с плохим «Оно». Эти люди в ХХ веке создали  преступные нацистские и большевистские «Сверх-Я», которые по сути своей являлись «Сверх-Оно».

XIX век воспитал в людях доходящий до шовинизма патриотизм, и жажду справедливости, которые способствовали разжиганию двух мировых войн. Следует отметить, что справедливости самой по себе не существует, что справедливо для одних людей – несправедливо для других, отсюда и войны.

Мировые войны нацизм и большевизм стали возможны из-за того, что XIX век сделал все возможное, чтобы отдалить человека от животного, с его здоровыми инстинктами. Вместо этого XIX век вдолбил людям в головы кучу философий с их абстрактными представлениями о добре и зле, поэтому стали возможны  газовые камеры, голодоморы и другие способы массового уничтожения людей.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9713