Совершенствование системы обращения с РАО в России
Дата: 10/10/2005
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


С.В.Антипов, А.М.Агапов, Е.Г.Кудрявцев, В.Д.Ахунов, Т.А.Гупало

Создание эффективной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО) является принципиальным условием дальнейшего развития атомной энергетики и промышленности. Проблема обращения с РАО является многогранной и сложной, носит комплексный характер. При ее решении необходимо учитывать различные факторы, в т.ч.возможное увеличение себестоимости продукции или услуг предприятий вследствие предъявления новых требований по хранению и обращению с РАО, применения специальных обязательных технологий обращения с РАО, многовариантности способов обращения с РАО в зависимости от их удельной активности, физико-химического состояния, радионуклидного состава, объемов, токсичности, и условий по безопасному хранению и захоронению.

В Российской Федерации накоплен уникальный, более чем полувековой опыт по обращению и окончательной изоляции жидких РАО: захоронению в геологических формациях подвергались жидкие отходы на специальных подземных полигонах. За годы эксплуатации полигонов на ФГУП ГХК, ФГУП СХК и ФГУП ГНЦ РФ НИИАР в недрах надежно захоронено более 50 млн. м3 низко- и среднеактивных РАО, их активность составляет около 700 млн. Ки. Вместе с тем, вопросы окончательной изоляции твердых и отвержденных РАО детально не прорабатывались, следствием чего является отсутствие окончательных принципиальных решений по способам и местам захоронения, неподготовленность нормативной базы, отсутствие типовых механизмов подготовки РАО для захоронения, специализированных транспортных средств и решений ряда других важных вопросов.

Анализ нормативной базы РФ, регламентирующей обращение с РАО на заключительном этапе ЯТЦ, – структуры нормативно-технической документации, соответствия требований к различным этапам обращения с РАО в документах различных уровней и т.д. показал, что в ней отсутствуют документы, определяющие:
• основы государственной политики в сфере обращения с РАО, в которой были бы определены права собственности в сфере обращения с РАО и источники финансирования этой деятельности, а также ответственность предприятий – производителей РАО;
• предельные объемы и сроки временного хранения различных РАО;
• порядок согласования и принятия решений по размещению пунктов окончательной изоляции (захоронению) РАО;
• методы оценки безопасности объектов окончательной изоляции и методы получения исходных данных для проведения таких оценок, а также целый ряд других важных моментов.

Кроме того, действующие документы содержат противоречия и также требуют доработки. Так, существующая классификация РАО (по уровню активности) не содержит указаний по требуемым срокам изоляции отходов от биосферы и, как следствие, способам их захоронения.

Сегодняшняя ситуация с РАО характеризуется следующими цифрами. По данным системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и РАО по состоянию на 01.01.2004 в Российской Федерации их накоплено более 1.5 млрд.Ки (5.96Е+19Бк), из которых более 99% сосредоточено на предприятиях Росатома.

Большинство отходов находится во временных хранилищах. Одной из важных причин накопления в пунктах хранения больших объемов радиоактивных отходов является существующий неэффективный подход к обращению с отходами. В настоящее время принято, что все образующиеся отходы следует хранить в течение 30-50 лет с возможностью продления срока хранения. Этот путь не ведет к окончательному безопасному решению проблемы и требует значительных затрат на эксплуатацию хранилищ без ясной перспективы ликвидации последних. При этом окончательное решение проблемы накопления РАО перекладывается на последующие поколения.

Альтернативой является внедрение принципа окончательной изоляции РАО, при котором риски возникновения аварий и негативного воздействия РАО на человека и окружающую среду снижаются ориентировочно на 2-3 порядка. Следовательно, основным способом изоляции должно быть не длительное хранение, а окончательное захоронение отходов. Учитывая климатические условия России, подземная изоляция отходов более безопасна, чем приповерхностная.

Сложившаяся обстановка осложняется применяющимся до недавнего времени на хранилищах предприятий – источников образования РАО, как правило, "навальным" размещением твердых радиоактивных отходов.

Пункты хранения РАО создавались с учетом специфики работы предприятий и используемых технологий, вследствие чего практически отсутствуют типовые решения по изоляции отходов. Хранение твердых РАО осуществляется в хранилищах более 30 различных типов, представленных в основном специализированными зданиями или внутрипроизводственными помещениями, траншеями и бункерами, емкостями и открытыми площадками. Жидкие отходы размещены в хранилищах более 18 различных типов, в основном представленных отдельно стоящими емкостями, открытыми водоемами, пульпохранилищами и пр. Проектами хранилищ не предусматривались решения по выводу их из эксплуатации и последующей реабилитации территорий. Все это значительно затрудняет определение радионуклидного и химического состава хранящихся отходов и осложняет или зачастую делает невозможным их извлечение.

В отрасли отсутствуют типовые решения переработки и подготовки РАО к захоронению. Технологии переработки и кондиционирования РАО, а соответственно и установки переработки, создавались с учетом специфики образующихся РАО на каждом предприятии и в большинстве своем не являются унифицированными и универсальными.

Комплекс описанных проблем в сфере обращения с РАО обуславливает необходимость модернизации действующей системы, в связи с чем, на коллегии Федерального агентства по атомной энергии от 06 апреля 2005 года № 3/2 "О формировании государственной системы обращения с радиоактивными отходами" были определены основные направления совершенствования существующей системы обращения с РАО. В решении Коллегии поставлены следующие основные задачи на ближайшую перспективу:
• доработать "Доктрину обращения с РАО в РФ";
• определить перечень объектов для создания региональных пунктов долговременного хранения и окончательной изоляции РАО;
• подготовить предложения по источникам и порядку финансирования работ по обращению с РАО.

Предложения по изменению доктрины обращения с РАО

Основы технической политики для эффективного решения проблемы окончательной изоляции имеющихся РАО в РФ, для дополнения "Доктрины обращения с РАО в РФ" можно сформулировать следующим образом:
• изменение существующего концептуального подхода к изоляции отходов. В проектах по обращению с РАО основным способом изоляции отходов должно быть не длительное хранение, а окончательное захоронение отходов без возможного извлечения;
• минимизация создания новых поверхностных и приповерхностных хранилищ РАО на предприятиях;
• использование территорий, прилегающих к предприятиям – источникам образования и накопления больших объемов отходов и имеющим опыт и лицензии по обращению с ними для создания новых региональных и локальных могильников РАО, по возможности, с максимальным использованием существующих подземных объектов, выводимых из эксплуатации;
• использование типовых технологий обращения с РАО для определенных видов отходов и типов хранилищ;
• разработка или модификация законодательной и нормативно технической документации для реализации захоронения всех видов РАО.

Площадки для создания региональных пунктов долговременного хранения и окончательной изоляции РАО

В настоящее время накопленные объемы РАО размещены по всей территории России. Кроме того, на трех комбинатах Росатома сосредоточены большие объемы долгоживущих отходов, сохраняющих экологическую опасность в течение сотен тысяч лет.

В целом, основные объемы РАО размещаются в 33 регионах РФ на 69 предприятиях в 1170 временных хранилищах различного типа. В Европейской части РФ отходы накоплены в 21 регионе на 42 предприятиях, на Урале – в 3 регионах на 10 предприятиях, в Сибири – в 5 регионах на 10 предприятиях. Небольшие объемы отходов находятся на 7 предприятиях Дальнего Востока.

Сложная экологическая обстановка, сложившаяся на многих предприятиях, является следствием неэффективного концептуального подхода, при котором предполагалось, что решения по окончательной изоляции отходов будут приняты и реализованы последующими поколениями. Сейчас ближайшие неотложные задачи – исследовать состояние всех 1170 хранилищ, разработать оптимальные технические решения для обеспечения безопасной окончательной изоляции накопленных отходов с учетом их радионуклидного состава и изолирующих свойств вмещающих пород.

На основании предварительного анализа состояния хранилищ видно, что значительную часть объемов отходов технически невозможно или по экологическим и экономическим соображениям нецелесообразно извлекать из существующих хранилищ. Например, более 99% объемов РАО (более 400 млн.м3) содержится в водохранилищах (водоемы накопители и охладители) и хвостохранилищах (отвалах), представленных особо низкоактивными отходами. Эти хранилища должны быть переведены в экологически безопасное состояние с получением статуса локальных приповерхностных могильников.

Для определения объемов региональных и локальных могильников проведено условное разделение объемов накопленных РАО, с учетом предполагаемого способа их окончательной изоляции (рис.1).

С целью сокращения мест хранения отходов, удаления больших объемов РАО из регионов Европейской части РФ представляется целесообразным создать несколько региональных могильников Федерального подчинения. Создание таких пунктов обеспечит безопасную окончательную изоляцию наиболее экологически опасных долгоживущих отходов в слабопроницаемых массивах пород, в малонаселенных районах, благодаря чему значительно улучшится экологическая обстановка в Российской Федерации.

При выборе мест размещения региональных пунктов используются следующие основные критерии: условия транспортировки отвержденных отходов, экономико-географические условия в регионе, наличие пригодной геологической формации и разведанность горно-геологических условий на предлагаемых участках, объемы собственных отходов, наличие свободных подземных сооружений и квалифицированных кадров.

В региональных могильниках будут изолированы накопленные РАО, которые потенциально могут быть извлечены из временных хранилищ.

Кроме того, на некоторых предприятиях будут созданы локальные могильники для окончательной изоляции накопленных твердых отходов, содержащих короткоживущие радионуклиды. На основании анализа состава отходов и характеристик природных барьеров будут разработаны мероприятия, которые позволят обеспечить безопасную окончательную изоляцию отходов без их извлечения из существующих хранилищ.



Рис.1. Классификация накопленных РАО с точки зрения окончательной изоляции.

Структура системы обращения с РАО в РФ

На сегодняшнем этапе развития атомной энергетики и промышленности назрела необходимость создания единой государственной системы обращения с РАО на базе организаций Агентства и под его управлением.

Создание единой системы обращения с РАО, ориентированной на окончательную изоляцию радиоактивных отходов, направлено на предотвращение дальнейшего накопления РАО, повышения экономической эффективности функционирования ядерной отрасли, в целом, и повышения экологической безопасности.

Кроме того, единая система обращения с РАО РФ позволит:
• очистить территории предприятий, окончательно изолировать большие объемы накопленных отходов в подземных сооружениях в малонаселенных районах, значительно улучшить экологическую обстановку в стране;
• оценивать экономическую эффективность и оптимизировать технические решения атомной отрасли с учетом затрат на удаление отходов;
• определить финансовую ответственность предприятий источников образования РАО, а также государства – за историческое наследие от прошлой оборонной деятельности;
• повысить эффективность научно исследовательских и проектно изыскательских работ отрасли за счет конкурсного распределения;
• создать дополнительные рабочие места на местах образования и накопления РАО;
• значительно улучшить экологическую обстановку в стране.

Опыт зарубежных стран, имеющих развитую атомную энергетику и промышленность и решающих проблему обращения с РАО на промышленной основе, также показывает, что они пошли по пути создания единых государственных систем обращения с РАО.

Основными элементами единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами в Российской Федерации должны быть:
• орган государственного управления использованием атомной энергии, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по организации и проведению работ по обращению с радиоактивными отходами на территории Российской Федерации;
• управляющая организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации и подведомственная органу государственного управления использованием атомной энергии по обращению с радиоактивными отходами на территории Российской Федерации (Росатому );
• специальный фонд финансирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами;
• филиалы управляющей организации: региональные и локальные пункты окончательной изоляции радиоактивных отходов (могильники РАО);
• специализированные организации, оказывающие услуги по переработке, кондиционированию, транспортировке и строительству могильников радиоактивных отходов.

Специальный фонд финансирования государственной системы обращения с радиоактивными отходами обеспечивает накопление и контроль за расходованием финансовых средств на обращение с радиоактивными отходами, находящимися под ответственностью государства. В фонд в порядке, установленном законодательством, поступают средства:
• от производителей радионуклидной продукции;
• от пользователей радионуклидной продукции;
• от инициаторов радиоактивных отходов при их передаче под ответственность государства;
• из федерального бюджета.

Управляющая организация создается органом государственного управления использованием атомной энергии и обеспечивает управление обращением с радиоактивными отходами, полученными под ответственность государства, в том числе:
• осуществляет управление пунктами окончательной изоляции радиоактивных отходов, специализированными транспортными организациями и организациями по переработке и кондиционированию радиоактивных отходов;
• обеспечивает на конкурсной основе заказ НИР и изысканий, закупку оборудования, материалов и услуг, необходимых для функционирования государственной системы обращения с радиоактивными отходами;
• разрабатывает планы работ, включая их финансирование, согласовывает их с органом государственного управления использованием атомной энергии и Специальным фондом финансирования государственной системы обращения с радиоактивными отходами, осуществляет контроль исполнения планов и расходования финансовых средств;
• проводит согласования проектов могильников с федеральными и местными органами власти.

Поручает специализированным организациям:
• ведение учета радиоактивных отходов и контроль их состояния, включая состояние пунктов хранения и окончательной изоляции;
• методическое руководство исследованиями по выбору и обоснованию участков для создания объектов окончательной изоляции всех видов РАО, разработку и развитие базы данных по характеристикам природных барьеров на участках окончательной изоляции отходов;
• координацию комплексных работ по созданию типовых технологий окончательной изоляции всех видов отходов, оптимизации технических решений по всем взаимосвязанным операциям заключительной стадии обращения с отходами, обоснованию безопасности региональных объектов захоронения отходов, анализу состояния существующих локальных хранилищ жидких и твердых отходов на предприятиях, обоснованию создания локальных могильников РАО;
• проведение на конкурсной основе проектных, научно-исследовательских, строительных работ и иной деятельности, направленной на совершенствование системы обращения с радиоактивными отходами;
• информировать общественность об обращении с радиоактивными отходами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
• осуществлять в рамках полученных полномочий международное сотрудничество по вопросам обращения с радиоактивными отходами.

Региональные и локальные пункты окончательной изоляции радиоактивных отходов будут находиться на балансе управляющей организации, являться федеральной собственностью, функционировать в качестве филиалов управляющей организации и осуществлять операции по безопасному размещению радиоактивных отходов при окончательной изоляции от окружающей среды, а также мониторингу и проведению мероприятий для соблюдения нормативно правовых требований. В качестве вспомогательных функций, они могут оказывать услуги по транспортированию радиоактивных отходов и их кондиционированию.

Специализированные организации, оказывающие услуги по переработке и кондиционированию радиоактивных отходов, их транспортированию могут быть юридическими лицами различных форм собственности и организационно-правовых форм. Они обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными нормами и правилами безопасного обращения с радиоактивными отходами и на основании соответствующих лицензий.

Заключение

Создание эффективной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами является принципиальным условием дальнейшего развития атомной энергетики и промышленности.

Создание единой государственной системы по обращению с РАО, реализующей стадии заключительного этапа ЯТЦ, целесообразно проводить на базе организаций Федерального Агентства по атомной энергии и под его управлением. Создание такой системы позволит обеспечить повышение безопасности обращения с радиоактивными материалами на всех этапах их жизненного цикла.

Благодаря исключению стадии длительного хранения отходов значительно повышается экономическая эффективность всего заключительного этапа обращения с РАО.

Координацию выполнения работ на всех этапах обращения с РАО для обеспечения их окончательной изоляции должна выполнять специализированная организация – РосРАО.

Для обеспечения функционирования создаваемой системы обращения с РАО необходимо проработать соответствующие законодательные, организационные и финансовые механизмы.

Финансовый механизм функционирования системы должен базироваться на принципе "платит загрязнитель", с учетом сроков хранения РАО во временных хранилищах и стоимости объектов окончательной изоляции, и может быть реализован в виде фонда, на счет которого производители РАО вносят платежи. Размеры платежей зависят от размещенных и предполагаемых к окончательной изоляции объемов РАО. Кроме того, пополнение счетов производится за счет дотаций из федерального бюджета для финансирования окончательной изоляции РАО оборонных производств.

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=97