О преобразовании «ФСБ России» в мощное многопрофильное «МГБ России»
Дата: 17/06/2021
Тема: Геополитика


Ю.А. Бобылов, к.э.н., военный эксперт Российского совета по международным делам, Москва

Новые угрозы безопасности России не столько от её потенциальных противников и конкурентов на мировых рынках товаров и услуг, сколько от опасного и все более ускоряющегося разрушения природной среды жизнедеятельности людей и всей биосферы Земли, по мнению автора, ставят вопрос о скором преобразовании относительной слабой ФСБ России в мощное и многопрофильное Министерство государственной безопасности (МГБ) России.



Представляется, что такой крупный сдвиг в системе федеральной власти России будет полезен для более инновационной и инвестиционной деятельности в оборонных корпорациях «Росатом» и «Ростех» с их широкими научно-организационными функциями по созданию принципиально новых видов военной и специальной техники. Речь идет и о назревшей мобилизационной подготовке к ведению спасительных для цивилизации и нашей России «геноцидных биологических войн».

Впервые эта идея автора о «МГБ России» была изложена для обсуждения в марте 2021 г.: Юрий Бобылов. О назревшей реорганизации «ФСБ России» в сильное многопрофильное «МГБ России (https://cont.ws/@biopol/1932446). Публикация, как удалось выяснить, получила  положительную оценку в Общественном совете ФСБ России. Позже этой организационной проблеме было уделено несколько тезисов в статье: Бобылов Ю.А. Новые аспекты инновационной политики ГК «Росатом» на кризисном общероссийском научном фоне // Атомная стратегия XXI, 2021, № 171, с. 3-9.

Ныне мне пришлось взяться за весьма рискованную дискуссионную тему «МГБ России» с учетом ряда личных редких жизненных и научных компетенций и циклов статей по идеологии секретности в сфере науки и экономики страны, а также реформирования внешней разведки России. Для сведения, соответствующие авторские статьи в 2000-2021 годах публиковались журналах: «Военная мысль», «Свободная мысль», «Хозяйство и право», «Обозреватель», «Мир и безопасность», «Интеллектуальная собственность», «Атеней», «Политический журнал», «Лубянка»,  «Национальная безопасность и геополитика России», «Российское военное обозрение», «Национальная оборона», «Атомная стратегия XXI», «Информационные войны», «Газовый бизнес», «Национальная безопасность и стратегическое планирование» и др.

Автор излагает свое личное понимание некоторых новых специфических задач по обеспечению государственной безопасности с учетом новых выявленных информационных источников в открытой российской и иностранной прессе.

 

1. Экологические признаки гибели Земли уже через 3-4 века     должны бы «специфически» встревожить ФСБ Россию 

Представляется, что объемная многопрофильная трансформация ФСБ в современной России сильно обусловлена ростом внешних необычных планетарных угроз миру и нашей стране. Речь идет прогнозируемом «Конце цивилизации» в силу ускоряющегося потепления поверхности Земли. Это грозит разрушением тысячелетних стабильных природных процессов и в скором итоге общей гибелью животного и растительного мира, включая в Мировом океане. Надвигается также угроза сильного уменьшения кислорода в атмосфере Земли. Поток тревожных прогнозов на эту тему от крупных ученых, в том числе из НАСА США, нарастает с каждым месяцем.

На встрече в Давосе в январе 2021 г. на горизонте пяти-десяти лет экспертами ВЭФ были названы такие новые опасные риски для мира: 1) совершенствование оружия массового поражения и особо на новых физических и биологических принципах; 2) разрушение экономики средних и малых государств крупными мировыми корпорациями; 2) сокращение биоразнообразия; 3) негативные экологические последствия внедрения современных технологий; 4) рост дефицитности  природных ресурсов для развития и особо чистой питьевой воды; 5) коллапс социального обеспечения; 6) спад в промышленности; 7) провал борьбы с климатическими изменениями; 7) появление протестного движения против достижений науки. См. https://www.kommersant.ru/doc/4653692. В ВЭФ также отмечают, что с рисками  экономического и психологического плана уже сталкивается молодое поколение. Если они не получат доступа к новым возможностям, то общество ждет «утрата иллюзий» и потеря веры в нынешнее экономическое и политическое мироустройство.

Лично меня удивило, что в приведенном перечне глобальных угроз цивилизации не названа «избыточность мирового населения в 8 млрд человек».

Явно большой кризис наблюдается ныне в близком мне мировой экономической теории, в которой видные теоретики еще призывают к наращиванию мирового и национальных ВВП в рамках расширенного воспроизводства. Ранее  своих «военно-биологических статьях» в журнале «Атомная стратегия XXI» (2018, № 144 и 2019, № 152) я утверждал, что реально спасти цивилизацию могут лишь «военные силы» путем начала ведения специфических «геноцидных войн» с применением запрещенного оружия массового поражения – имеющегося «нашего» ядерного, а также особо нового биологического. С другой стороны,  в научном плане видится ряд необычных «гуманных мер», особенно по назревшему квотированию рождаемости и др. в перенаселенных регионах мира (Китай, Индия, США и др.). Пожалуй, во  внутриполитическом отношении это в ближайшие 1-2 десятилетия нереализуемо.

 Важно, что для России снова возрастает роль прорывных секретных военно-ориентированных НИОКР в системе ГК «Росатом».

Сегодня атомщики России с восхищением и благодарностью вспоминают крайне секретную эпопею создания первой атомной бомбы и целостной атомной промышленности в военные 1941-1945 годы и последующие несколько лет в системе НКВД и МГБ СССР.   Очевидно, если бы не кураторство «атомной проблемы» жестким, но дальновидным стратегом Л.П. Берия в опоре на всю мощь НКВД, то СССР не смог бы в столь короткие сроки реализовать стратегически важный проект. См.: Бордуков В.В., Корчагин Е.Ф.  Маршал Берия и Атомный проект СССР // proatom.rumodules.php?name…file=article&sid….

Кроме планетарных экологических проблем видится и ряд острых политических и экономических конфликтов в  российском обществе из-за ранее свершенных ошибок в управлении нашей большой страной. По мнению автора, одной из них стала неадекватная ликвидация мощного «КГБ СССР» и создание в 1993 г. при участии западных «иностранных советников» относительно слабой политической и кадровой  «ФСБ России».

Пришло время думать о реализации в России новой системы открытых и секретных мероприятий по особой защите нашей страны. Это возможно, в частности, за счет «негласного подталкивания» к возможному ослаблению своих потенциальных военных противников и конкурентов. Так, великие США уязвимы тайным разжиганием межрасовой борьбы между «черными» и «белыми». Однако масштабы требуемых глобальных мер и проектов объективно значительно выходят за пределы национальных государственных ресурсных возможностей, в том числе «военно-биологических», такой сильной страны мира как России. Отсюда необходимость создания своих международных «партнерских союзов» и «оборонных блоков» прежде всего против агрессивных США и их союзников. Новые миссии и задачи спецслужб России очевидны и их как-либо следует начать реализовывать.

Некоторые биоэкологические факты и цифры.

В последние  годы обнародован ряд тревожных докладов экспертов ООН и групп независимых ученых о нарастающем сокращении ресурсов мирового развития (нефти, газа, пресной воды, лесов, земель сельскохозяйственного назначения и др.). Ныне на Земле живет почти восемь миллиардов людей, а всего полвека назад нас было в два раза меньше. Земная биосфера не может обеспечить все более растущие потребности такого огромного количества людей, а также выдержать такие гигантские объемы отходов и токсинов, причем выдержать эту нагрузку на долговременной основе.

В частности по особо тревожному  докладу  исследовательской организации «Global Footprint Network» уже к августу последних лет  исчерпывается ежегодно восполняемый живой природой запас ресурсов (лес, вода, животные дикой природы, кислород атмосферы и др.) и начинается потребление ресурсов, которые не восстанавливаются (https://inosmi.ru/science/20180327/241814234.html).

Вот некоторые  мнения о приближающейся земной катастрофе, которые можно считать спорными в научном отношении, но являются показательными «сигналами тревоги».

1. По мнению инженера-энергетика  И.Г. Катюхина,  весьма вероятно, что через 100 лет содержание кислорода в атмосфере Земли по объему уменьшится до 10% (ныне – около 21% ). За прошедшие 55 лет люди добыли и сожгли огромные массы углеводородов (нефти, газов и т.д.), безвозвратно выведя из атмосферы не менее 4,4 % кислорода. См: И.Г. Катюхин. Смогут ли люди дышать через 100 лет? // dopotopa.com›smogut_li_ludi_dyshat_cherez…let.html. Источником земного кислорода являются леса и зеленые водоросли Мирового океана. Тропические леса промышленностью уничтожаются, а морские воды закисляются углекислым газом. Жизнедеятельность 8 млрд людей на Земле основана на сжигании природных масс горячих материалов (нефть, уголь, газ, древесина и др.).

2. Тревожны разрушительные процессы в Мировом океане из-за роста «мертвых зон». Так ученые называют участки океана, где содержание кислорода настолько низкое, что растения и животные не могут там выжить. Уменьшает содержание кислорода в его локальных  зонах именно нагревание морской воды. Усиливает процесс растущее загрязнение окружающей среды азотными и фосфорными удобрениями, а также некоторыми ядовитыми  веществами (ртуть, свинец и др.). По данным доклада ООН (2020) количество этих зон увеличилось в период с 2008 по 2019 год с более чем 400 до примерно 700 зон. Особенно сильно затронуты «мертвыми зонами» Мексиканский залив, Южно-Китайское море, а также Балтийское и Северное моря. Это может привести к образованию в морях огромных зон, где в воде на некоторое время почти не остается кислорода. В ООН считают, что ситуация продолжит ухудшаться: "Согласно оценкам, в первой половине XXI века количество азота, появляющегося в прибрежных районах в связи с деятельностью человека, увеличится вдвое". См.: https://www.inopressa.ru/article/23Apr2021/zeit/ozeane.html

3. По ряду прогнозов идущий глобальный разогрев Земли приведет к исчезновению человечества и высокоорганизованных форм белковой жизни уже через 3-4 столетия. Ниже цитата из дискуссионного научного прогноза группы астрофизиков и планетологов США, опубликованного в конце 2017 г.: «…Анализ также показывает, что, даже если выбросы парниковых газов смягчаются, рост энергопотребления человеческой цивилизации будет термодинамически продолжать повышать температуру равновесия на Земле. Если текущие тенденции потребления энергии продолжаются, то экологически катастрофическое потепление выходит за рамки теплового стресса (Sherwood & Huber 2010) и кризис человеческой цивилизации может произойти в 2200-2400 гг., а прогнозируемое замедление роста населения к 2100 г. (Raftery 2012)». См.: NASA Astrobiology Institute nai.nasa.govarticles…astrobiology…universe…white…Astrobiology  Science Strategy for the Search for Life in the Universe - Call for WhitePapers. November 17, 2017 / Posted by ... 

Новой глобальной угрозой человечеству со всеми его расами и этносами стала с начала 2020 г. пандемия коронавируса. В октябре 2019 года ряд профессоров западных университетов назвали три страны, больше всего подходящие, чтобы пережить апокалипсис, спровоцированный мировой эпидемией генетических заболеваний. Это Австралия, Новая Зеландия и Исландия, которые удалены как от потенциальных военных противников в мире, так и имеют слабые человеческие коммуникации развитым миром. «Прогресс в сфере биотехнологий может привести к генетически спроектированной пандемии, опасной для жизни всего человечества», – заявил профессор новозеландского Университета Отаго Ник Уилсон. Шансы всем спастись в этом случае могут оказаться практически нулевыми, считает он. Однако если оказаться в момент катастрофы «в нужном месте», то вероятность выживания значительно возрастет. Потому наиболее надежное убежище в случае биоапокалипсиса можно найти в Австралии, Новой Зеландии и Исландии –  на территориях, максимально отдаленных от крупных материков  далекий материк естественным образом защищены от распространения инфекций благодаря огромным океаническим расстояниям. См.: https://www.gazeta.ru/politics/2020/01/23_a_12923306.shtml.

Россия, как «срединная евразийская страна», в число таких безопасных биотерриторий не входит. Однако обширная малозаселенная территория России в Сибири и Дальнего Востока имеет свой явный «военно-биологический оборонный потенциал». Быстро тайно инфицировать смертоносным биооружием все население России технически невозможно.

Вообще есть бесспорные признаки того, что в своем «свободном нерегулируемом развитии» нынешнее человечество и даже его высокоразвитые государства типа США, Германии, Японии, Китая и др. несколько десятилетий идут по ошибочным стратегиям развития, которые все еще подчинены задаче «неуклонного поступательного роста ВПП в сфере экономики. Главной ошибкой цивилизации является идущий рост мирового населения с его ориентацией на большее потребление материальных благ.

Однако ниже оптимистическая известного позиция прогнозиста А. Турчина: «…Все высказывания о глобальных рисках являются гипотезами, которые мы почти никогда не сможем проверить. Однако мы не должны отбрасывать их на ранних фазах созревания. Иначе говоря, фаза мозгового штурма и фаза критического отсева не должны смешиваться – хотя обе должны присутствовать». См.: Алексей Турчин: Структура глобальной катастрофы 

Прежде всего ученые России, включая специалистов в системе ГК «Росатом», и социально активный деловой предпринимательский мир нашей страны ждут изложения позиции ФСБ России по новым мерам обеспечения национальной безопасности, которые следует быстрее разработать и начать реализовывать. Часть такой информации и документации должна иметь грифы высокой секретности. Вместе с тем, общие стратегические и тактические подходы следует довести при участии российских СМИ, особо федеральных каналов ТВ для населения страны в целях обеспечения психологический и социально-экономической стабильности с нужными оптимистическими оценками: Россия живет, развивается, наращивает потенциал для обороны и обеспечения национальной безопасности и пока имеет хорошие шансы войти для жизнедеятельности в следующий 22 век.

 

3. Нужны особые новые защитные мобилизационные меры ФСБ России

Многие мировые прогнозы о скором «Конце света» на планете Земля интересны и побуждают в России к глубоким научным размышлениям и практическим действиям.

В ближайшие годы следует принять меры по стабилизации общей социально-экономической и психологической атмосферы в России. В сфере НИОКР тревожит рост в последние годы «шпиономании» при идущем падении в нашей стране общего количества сделанных стратегически значимых научных открытий, изобретений и также патентов. Уже сам крупный и средний бизнес для компенсации нужных идей активизирует свою тайную корпоративную научно-техническую разведку за границей. Это имеет значение также для ГК «Росатом».

К особо опасной угрозе России для нужной технологической и производственной модернизации промышленности и других видов деятельности следует отнести огромный вывоз денежных средства из страны и полезного хозяйственного оборота.  Ныне эти российские деньги в странах Запада – с крайне низким налогообложением входящих иностранных средств на счета национальных банков и финансовых компаний (Нидерланды, Кипр и др.). Но криминально выведенные средства частично можно бы вернуть путем «деликатной специальной работы» уполномоченных сотрудников ФСБ, СВР и ГУ (ГРУ) Минобороны России с их собственниками на территориях иностранных государств. Часть этих государств, особо США и Великобритания, стали весьма «недружественны» в отношении России. Минфин РФ, ФНС и ЦБ РФ без участия спецслужб России, особо ФСБ, с этой задачей справиться не в состоянии.

Более мощное и многопрофильное «МГБ России» поможет стране решить подобные «гражданские задачи» с упором на возможные многочисленные «ассиметричные» военные и оборонные  ответы.

В последние несколько лет в российских и иностранных СМИ отмечается наличие растущей разбалансированности в сфере производства ВВП, экспортно-импортной деятельности и конечного потребления товаров и услуг по отдельным социальным группам населения России. При этом стало ясным, что власть в России ослаблена и мало способна к сильным политическим решениям, в том числе по нужному правовому воздействию на возникших новых российских олигархов с их личным состоянием в миллиарды долларов США. Сложно в стране стало решать и актуальные крупные промышленные и научно-технические задачи, часть из которых имеет прямое отношение к обороне и национальной безопасности современной России. Так, на фоне высоких военных расходов России среди стран мира по отношению к ВВП (%)  сильно отстает финансирование сферы наших НИОКР, инноваций и инвестиций.

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в 2020 г. военные расходы в мире превысили 1,98 трлн долл., что на 2,6% выше показателей предыдущего года. В пятерку лидеров по оборонным расходам вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. На эти страны пришлось 62% от общей суммы мировых военных расходов, в том числе:

1. США в 2020 г. потратили 778 млрд долл. или 39% от всех мировых военных расходов. Наращивание оборонных трат вызвано значительными инвестициями в исследования и разработки, а также несколькими долгосрочными проектами, такими как модернизация ядерного арсенала США и крупномасштабные закупки оружия для противодействия России и Китая;

2. Китай инвестировал  252 млрд долл., что на 1,9% больше по сравнению с 2019 годом. За период с 2011 по 2020 год военные расходы КНР увеличились в общей сложности на 76%. Рост расходов Китая объясняется желанием «догнать другие ведущие военные державы»; 

3. Индия увеличила в 2020 г. военные расходы  на 2,1% до  73 млрд долл., что обусловлено конфликтами Индии с Пакистаном из-за Кашмира и соперничеством с Китаем;

4. Россия занимает четвертое место в рейтинге с военными затратами 61,7 млрд долл. В последние годы военные затраты России составляют около 5,3% ВВП;

5. Великобритания увеличила свои военные расходы на 2,9%, выделив в 2020 г. на оборону 59,2 млрд долл. См.: https://aif.ru/society/army/reyting_stran_po_voennym_rashodam_v_2020_godu_infografika.

Уже в который раз я продолжаю с тревогой отмечать, что после 2000 г.  Россия ежегодно в 2 – 3 раза отстает от развитых стран мира (особо ЕС) по уровню затрат на НИОКР. За эти годы в нашей стране произошли явно катастрофические изменения к худшему и особо в гражданской сфере. Ярким примером является случившаяся деградация России в сфере производства пассажирских лайнеров большой дальности, которые при большой территории страны часто являются единственным быстрым и экономичным способом для передвижения населения. Большой импорт таких лайнеров из США компании «Боинг» (до 500 единиц) фактически лишил Россию своей стратегической независимости к 2021 г. в силу обострения военно-политических отношений между США и Россией. Речь идет об озвученных угрозах руководства США запретить для России техническое обслуживание уже эксплуатируемых самолетов «Боинг».

Ниже данные о странах мира и по годам 2000/2010/2018, соответственно –их затраты на НИОКР в % к ВВП:

1.                Россия – 1,05/1,13/0,99;

2.                Бразилия – 1,00/1,16/1,27;

3.                Великобритания – 1,63/1,66/1,66;

4.                Германия – 2,40/2.71/3,04;

5.                Индия – 0,77/0,82/0,62;

6.                Италия – 1,01/1,22/1,35;

7.                Канада – 1,86/1,83/1,55;

8.                Китай – 0,89/1,71/2,15;

9.                Республика Корея – 2.18/3,47/4,55;

10.           США – 2,63/2,74/2,79;

11.           Тайвань – 1,91/ 2,81/3,30;

12.           Франция – 2,09/2,18/2,19;

13.           Япония – 2,91/3,14/3,21.

Источник: Наука. Технологии. Инновации: 2020: краткий статистический сборник // М.: НИУ ВШЭ, 2020. 88 с. - с. 36

Россия как страна с преимущественно добывающей сырьевой экономикой с низким уровнем технологической переработки (нефть, газ, руды и металлы, морская рыба, лес и др.) заметно смещается из «развитого мира» в отстающий бедный «развивающийся мир». Следует добавить, что за восемь лет, с 2008 по 2020 годы, ВВП России вырос в постоянных ценах всего на 5%. В среднем же по миру рост составил 41%. При этом по развивающимся странам, к которым как бы Россия относится, –  на 68%. См. здесь.

В этих условиях наиболее активная и образованная часть молодых образованных граждан России вынуждена решать, пока оставаться жить в стране или из нее куда-либо эмигрировать, в том числе быстро развивающиеся страны Востока – Китай, Республику Корея, Японию, Сингапур и др.

 

4. Новые «военно-экономические» проблемы России

Сказанное выше ставит новые вопросы  лучшего обеспечения государственной безопасности перед руководством и специалистами ФСБ и СВР России, активно работающими с секретными материалами о положении дел в развитых странах мира и в самой России. Речь идет и о назревшем большем участии этих спецслужб в управлении страной на федеральном и региональном уровне.  В части военной разведки ГУ/ГРУ Минобороны нарастают иные задачи военного плана. При этом автор не предлагает слияние ФСБ и СВР в единую структуру, надеясь на дальнейшее улучшение координации их деятельности и секретное сотрудничество.

Конечно, совершенствование оргструктуры и масштабы деятельности ФСБ России требует своего специального секретного анализа.  Возможная цель такого анализа – назревшее воссоздание более сильного и многопрофильного МГБ России. Есть и повод осмыслить утраты в сфере обеспечения национальной безопасности современной России после распада СССР и ликвидации его мощного КГБ.  

Для нашей России важно появление в мире новых типов войн и конфликтов, противодействие которым должны успешнее вести не только Минобороны России и спецслужбы страны, но и более активным участием ряда базовых федеральных министерств – Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки, МЧС и ряда других. Возникло понимание «военно-экономических войн» без накопленной технической мощи Вооруженных Сил России (ракет, военной авиации, танков, стрелкового оружия и др.). Такие новые мировые процессы повышают регуляторную роль ФСБ России при управлении государством и бизнесом и актуализируют «проблематику МГБ России».

Обратимся к версии «Военной доктрины Российской Федерации», опубликованной в «Российской газете» 30 декабря 2014 г. (федеральный выпуск № 6570).0В документе отмечается: «Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации» (п.1.1.). Однако, эта «Доктрина» ориентирована под оборонные и мобилизационные задачи прежде всего для Минобороны России и она не включает в себя ряд важных задач, которые реализуются в спецслужбах России и также в экономическом блоке Правительства России. По мнению автора (с большой общеэкономической и военно-промышленной эрудицией) видится, в частности, необходимость разработки «Концепции экономических войн Российской Федерации». Но и этот возможный документ все же будет носить несколько суженные регулятивные рамки.

В условиях острой мировой конкуренции России требуются новые «военно-экономические» организационные структуры управления в Минфине, Центральном Банке, Минпромторге и Минэкономразвития, а также в крупных российских компаниях. Качественная теория организации управления для реформирования структур власти имеется, включая серию авторских статей. См.: Бобылов Ю.А. Экспортно-ориентированные инновационные промышленные прорывы России по стратегиям гибридных войн. // Информационные войны, 2015, № 1; Бобылов Ю.А. О соотношении оборонных и гражданских секторов экономики  в стратегическом планировании России. –  Прогнозирование и стратегическое планирование в системах государственного и корпоративного управления. Сб. науч. статей. // М.: ИД «Экономическая газета», 2014, 156 с. и др.

 При реализации крупных стратегических проектов такие управленческие структуры должны интегрироваться со службами внешней разведки и контрразведки (СВР, ФСБ).  Новые военно-экономические подразделения в государственном аппарате и крупном бизнесе можно условно назвать «Третьи отделы/департаменты». Как известно, «Первые отделы» обеспечивают секретность работ и документов, а «Вторые отделы» работают по мобилизационным планам (в случае войны или природных катастроф).

Важное значение для расширения секретной управленческой деятельности Правительства России, российских министерств и ведомств в интересах решения стратегических проблем развития (в т.ч. вне ВПК) имеет закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах»  (опубликован в «Российской газете» 10 января 2007 г.) и ряд новых внешнеэкономических законодательных инициатив Правительства РФ, включая противодействие запретительным экономическим санкциям США и их союзников по НАТО.

В силу таких замечаний Россия, конечно, нуждается в мощном многофункциональном МГБ России, способной эффективнее выполнять новые «военно-оборонные» задачи как внутрироссийского уровня, так и внешнего международного и планетарного уровня. Это задачи – научные, технические, технологические, производственные, организационные и др. Что-то относится к нетрадиционным типам мировых войн  на тайной диверсионной основе – информационным, биологическим, экологическим и др.

 

5. ФСБ/МГБ и вопросы внутренней хозяйственной политики

В потоке мелких и часто скандальных сообщений в СМИ в последний год, особо о политизированных расследованиях ФБК и призывов к изменению политического устройства со стороны новых политических диссидентов, типа явного агента западных спецслужб А. Навального, как в политическом, так и научном отношении теряется видение приближение новых необычных угроз России. Нынешнее внимание к максимально выигрышной «тактике решений» привело к ослаблению осмысления новой эффективной «стратегии решений».  

К новым опасным глобальным планетарным угрозам внутри России добавляются стихийно возникшие крупные внутренние социально-экономические проблемы. Они известны и относительно полно изучены:

1) неоправданно большое социальное расслоение;

2) проникновение преступности и ОПГ в органы власти в центре и регионах;

3) вывоз капитала из России и крайне  малое его инвестирование в национальную экономику;

4) растущее отставание в критически важных направлениях НИОКР и производствах;

5) нарастающая эмиграция из страны молодых ученых и инженеров и др.

Наконец, в последние годы руководство России озаботилось тем, как сократить вывоз из страны получаемых доходов для их размещения в банках стран-офшоров и привлечь эти средства для обратного инвестирования в российскую экономику. Начато реальное решение проблемы, чтобы все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, облагались «адекватным налогом», близким к условиям, действующих внутри страны. В одном из своих коронавирусных обращений к нации В.В. Путин отметил, что «сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются ставкой налога лишь в 2%». В условиях общего 13% подоходного налога такая корпоративная практика «несправедлива». При этом Президентом РФ выдвинуто требование: «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%». См. здесь.

Пока государству, также его Росфинмониторингу, «мягкими» экономическими мерами не удается вернуть капиталы на родину. См. здесь.

 По мнению автора, если подключить к решению этой проблемы специальные кадры ФСБ России для «целевой персональной работы» с собственниками и руководителями многих крупных и средних компаний, то эта проблема начнет оперативно решаться. Это обусловлено самими негласными типовыми методами спецслужб, в число которых относятся и специальные операции – конфиденциальные переговоры, угрозы, шантаж и др.    В целом эти специальные операции (СО) могут быть силовыми, информационными, финансовыми, управленческими, психологическими и др. Можно назвать принципы проведения СО: 1) скрытность организации и проведения; 2) применение силы для СО; 3) акцент усилий на слабом или чувствительном месте противника, ассиметричные стратегии; 4) дезориентация противника; 5) внезапность; 6) использование особых технических ресурсов и подсобных материалов и др. См.: Курилло В.Е Латентная политика. Политическая латентология. Учебное пособие // М.: Изд. «СПУТНИК», 2013, 724 с. – с. 408-409.

Судя по сообщениям в СМИ и научным публикациям о трудностях и длительности их решения или нерешения, налицо ослабление защитных и мобилизационных мер со стороны ФСБ России на такие опасные государственные и общественные действия и процессы.

 

6. Россия еще не совсем опасная для внешнего мира «страна-изгой»

Нашу ГК «Росатом» тревожит нарастающая с начала 2018 г. внешнеполитическая и даже военная враждебность США и ряда влиятельных страна Евросоюза по отношению к России.

Зашла ли действительно в свой цивилизационный и внутриполитический тупик Россия после 2000 г., ставшая, якобы, в последние годы для высокотехнологичного западного (США, страны Евросоюза, Израиль) и восточного (Китай, Япония, Республика Корея) мира «страной-изгоем»?

По ВИКИпедии, «стра́ны-изго́и» – утвердившийся в СМИ перевод англоязычного термина rogue states (буквально – «государства-хулиганы» или «государства-негодяи»), политического клише, применяемого в англоязычной политической фразеологии для обозначения режимов, воспринимаемых как угрожающие миру на Земле. Содержание этого определения раскрывается, в частности, в документе «Стратегия национальной безопасности. Сентябрь 2002 года» (Стратегия национальной безопасности США). Согласно этому документу, «страны-изгои» (англ. rogue states) характеризуются тем, что правящие режимы этих стран: 1) жестоко обращаются с собственным народом, разбазаривают национальные ресурсы ради личной выгоды правителей; 2) демонстрируют неуважение к международному праву, угрожают соседям, хладнокровно нарушают подписанные международные соглашения; 3) пытаются получить доступ к оружию массового поражения и иной передовой военной технологии для использования в качестве угрозы или реальной агрессии; 4) оказывают помощь терроризму в глобальном масштабе; 5) отвергают базовые человеческие ценности. См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Страны-изгои.

В чем-то звучащие из стран Запада такие обвинения имеют свое основание.

После 2000 г. власти России в своем развитии  делали не только важные внутриполитические прорывы, но и совершали ошибки. Так, сдерживалось развитие в стране малого бизнеса, в том числе наукоемкого и инновационного. После 2012 г.  случились явные ошибки в сторону формирования сильной однопартийной системы деятельности Госдумы и Совета Федерации. Ныне можно говорить о возникшей диктатуре партии «Единая Россия». Между тем, опыт США и других развитых стран мира показывает превосходство в организации политической власти национального капитала двух- или трехпартийной системы власти в целом и её ветвей – законодательной, исполнительной и судебной.

Полагаю, именно ФСБ России должна бы пролоббировать разделение партии «Единая Россия» на две конкурирующие партии, условно – «Единых демократов» и «Единых республиканцев». Опасно продолжение несколько застойного управленческого  курса при сформированной «вертикали власти» и игнорирования нужд «горизонтали власти» (в межрегиональных связях и кластерном развитии)  и также потребностей «проектно-программного развития».

Особый мобилизационный рывок требуется для заселения новыми жителями и промышленного развития дальневосточного региона, особенно Приморского, Хабаровского и Камчатского краев с их относительно благоприятным приморским климатом.

Отчасти выработка меры нужного реформирования структур власти и экономики, в том числе с воссозданием МГБ России, сдерживается отсутствием сильной национальной идеи – как жить, куда двигаться, с кем дружить в мире, какие избрать методы выживания и возможного развития, в условиях уже видимого общего цивилизационного планетарного кризиса и др. В ряде случаев новые интересные инициативные предложения и проекты от оппозиционных деятелей, особо ЛДПР, правящей властью рассматриваются как «политически оппозиционные»  и «опасные», будучи, якобы, инициированы странами Запада и его спецслужбами.

При этом в самом высокоразвитом современном мире последовательно и во-многом тайно возрастает регулятивная роль спецслужб и значимость стратегического планирования развития национальной экономики.

 

6. Опыт реформирования системы государственной безопасности в СССР: от НКВД СССР до КГБ СССР

10 июля 1934 г. ЦИК СССР издал постановление о создании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). ОГПУ вошло в него на правах Главного управления государственной безопасности (ГУГБ). Помимо этого, в состав НКВД СССР были переданы подразделения милиции и уголовного розыска, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, управления исправительно-трудовыми лагерями (ГУЛАГ), управления регистрации актов гражданского состояния. В ведение НКВД также частично были переданы вопросы противовоздушной обороны и дорожного хозяйства (главное управление шоссейных дорог).

«Было создано суперведомство. Проще перечислить, чем оно не занималось, чем то, чем занималось. НКВД СССР затрагивало так или иначе все сферы жизнеобеспечения общества», – отметил в интервью RT историк спецслужб и писатель А. Колпакиди. По его словам, однако, важным направлением работы общесоюзного НКВД было курирование развития народного хозяйства. «Наркомат внутренних дел – это приводной ремень модернизации, проходившей в это время в обществе и государстве. Без участия органов госбезопасности данный процесс был бы невозможен, так как он с самых разных сторон наталкивался на сопротивление, – подчеркнул Колпакиди. – Открытое вооружённое сопротивление власти к этому времени было подавлено, в том числе и с привлечением армии. А вот скрытое никуда не делось – происходили акты саботажа, диверсии». Первым народным комиссаром внутренних дел СССР стал Г. Ягода, находившийся на службе в органах ВЧК/ОГПУ с 1918 года. Согласно свидетельствам начальника секретно-политического отдела НКВД Г. Молчанова, Ягода был сторонником либерализации политики правоохранительных органов. В сентябре 1936 г. НКВД СССР возглавил Н. Ежов, занимавшийся до этого преимущественно партийной работой. См.: https://russian.rt.com/science/article/648722-85-let-nkvd.

Мрачный репрессивный период 1936-1938 гг. в СССР получил нарицательное название «ежовщина».  

Следует отметить кадровую значимость чекистов-евреев в деятельности НКВД СССР, где по официальным данным «национального состава высшего начальствующего состава НКВД СССР в 1935-1938 гг. доля евреев составила 41,31%, русских – 31,48%, латышей – 6,56%, грузин – 6,23, украинцев – 5,57, белорусов – 2,62%, армян – 2,29%, поляков – 2,96%, немцев – 0,98%, венгров – 0,66%, эстонцев – 0,33% (https://biography.wikireading.ru/331099).

25 ноября 1938 г. И.В. Сталин, встревоженный масштабами арестов в НКВД, назначил его руководителем Л.П. Берия. Уже с 3 февраля 1941 г. в силу хорошей управленческой репутации Берия стал первым заместителем Председателя Совета Министров СССР, курируя внешнюю разведку НКВД. 3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата – Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).  Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

·                     ведение разведывательной работы за границей;

·                     борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

·                     оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;

·                     охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана. 4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал В. Абакумов. С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947–1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти И.В.Сталина в 1953 году Н.С.Хрущёв вероломно и незаконно сместил Л.П.Берия. После этого многие тысячи несправедливо осуждённых были реабилитированы.

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве.

Говорить о новом облике будущего «МГБ России» следует с учетом прошлой итоговой эффективной структуры КГБ СССР. Политический расцвет КГБ получил с 1967 г. при Ю.В. Антропове, который добился того, что без участия КГБ не решался ни один важный вопрос. Представители госбезопасности появились  на каждом значимом заводе,  научном институте и университете. Более-менее крупное кадровое назначение теперь надо было согласовывать с КГБ. Андропов превратил госбезопасность в элитарный, полузакрытый клуб, куда так просто было не попасть. Были установлены достаточно высокие по тем временам требования для поступающих на службу, зато это компенсировалось высокими зарплатами и большим количеством льгот. Именно Антропов привлёк своих сотрудников КГБ к теоретическому обдумыванию экономических реформ,  создал несколько комиссий. Как всё сложилось бы, проживи он чуть дольше, трудно предугадать. Андропову обязаны возвышением люди, которых принято считать архитекторами перестройки, — Горбачёв, Яковлев, Рыжков. См. здесь.

На мой экспертный взгляд, в силу ряда кризисных обстоятельств наша России нуждается в схожих «антроповских инициативах» и назрело преобразование «ФСБ России» в «МГБ России».

 К августу 1991 г. структура КГБ СССР приняла следующий вид:

Секретариат;

Группа консультантов при Председателе КГБ;

Центр общественных связей;

1-е Главное управление (внешняя разведка);

2-е Главное управление (контрразведка);

3-е Главное управление (военная контрразведка);

4-е Управление (контрразведывательное обеспечение объектов транспорта и связи);

6-е Управление (контрразведывательное обеспечение экономики);

7-е Управление (наружное наблюдение);

8-е Главное управление (шифровальное);

10-й отдел (учетно-архивный);

12-й отдел (прослушивание телефонов и помещений);

15-е Главное управление (обслуживание запасных пунктов управления);

16-е Управление (электронная разведка);

Служба охраны;

Управление «З» (защита конституционного строя);

Управление «ОП» (борьба с организованной преступностью);

Управление «СЧ» (руководство спецчастями);

Главное управление пограничных войск;

Аналитическое управление;

Инспекторское управление;

Оперативно-техническое управление;

Следственный отдел;

Управление правительственной связи;

Управление кадров;

Хозяйственное управление;

Военно-строительное управление;

Военно-медицинское управление;

Финансово-плановый отдел;

Мобилизационный отдел;

Юридический отдел с арбитражем.

После поражения ГКЧП происходило поэтапное расформирование КГБ, завершившееся его упразднением. Источники: А.И. Кокурин, Н.В. Петров, Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ, 1917-1991 г. См.: .http://shieldandsword.mozohin.ru/kgb5491/structure.htm.

В «Положении «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» (Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. № 633) определены следующие основные задачи ФСБ России:

- руководство органами   федеральной   службы   безопасности   и организация их деятельности;

- информирование Президента Российской  Федерации,  Председателя Правительства  Российской  Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти,  а  также  органов  государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  об  угрозах  безопасности Российской Федерации;

- выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности   специальных   служб   и   организаций    иностранных государств,   отдельных   лиц,  направленной  на  нанесение  ущерба безопасности Российской Федерации;

- обеспечение в  пределах  своей  компетенции  защиты  сведений, составляющих государственную тайну;

- выявление, предупреждение,      пресечение     и     раскрытие преступлений,  дознание  и  предварительное  следствие  по  которым отнесено  законодательством  Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

- выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

- организация и  осуществление  во  взаимодействии   с   другими государственными  органами  борьбы  с организованной преступностью, коррупцией,   контрабандой,   незаконным    оборотом    оружия    и наркотических   средств,   а   также   с  деятельностью  незаконных вооруженных  формирований,  преступных  групп,  отдельных   лиц   и общественных   объединений,  ставящих  своей  целью  насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- добывание во  взаимодействии  с  СВР  России  разведывательной информации в целях обеспечения безопасности  Российской  Федерации, повышения   ее  экономического,  научно-технического  и  оборонного потенциала;

- проведение во  взаимодействии  с  СВР  России  мероприятий  по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской  Федерации за ее пределами;

- осуществление в  пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской  Федерации  мер  по  обеспечению охраны государственной границы Российской Федерации» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/7993/page/2).

Как видно, в сравнении с КГБ СССР участие ФСБ России в содействии эффективного управления экономикой не предусмотрено.


Окончание








Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9671