Эксплуатация без генерации – ключевая технология шестого технологического уклада
Дата: 13/04/2021
Тема: Экспертный совет ПРоАтома


С.В.Коровкин, Главный специалист АО «Атомэнергопроект»

Переход к шестому технологическому укладу, предполагающий полную цифровизацию и роботизацию всех сторон жизни, тормозится проблемой трудоустройства высвобождающейся рабочей силы. ГК «Росатом», как флагман цифровизации в РФ, не мог остаться в стороне от решения этой острейшей проблемы. Новейшей разработкой, позволяющей в значительной степени решить вышеуказанную проблему, является технология «эксплуатация без генерации».



В доцифровую эпоху оборудование электростанций, выработавшее свой ресурс, демонтировалось самым варварским способом и отправлялось в металлолом, а здания сносились с помощью строительной техники или взрывчатых веществ. Эта процедура занимала не более нескольких месяцев, и не предполагала использования цифровых, а тем более когнитивных технологий.

Принципиальное отличие современного подхода в рамках шестого технологического уклада состоит в том, что после остановки реактора и турбогенератора и прекращения генерации электроэнергии АЭС продолжает находиться в эксплуатации.

Термин «эксплуатация без генерации» появился в руководящих документах ГК «Росатом» несколько лет тому назад. Автора термина, к сожалению, установить не удалось, возможно, это плод коллективного творчества и интенсивного мозгового штурма крупнейших специалистов атомной отрасли.

Режим «эксплуатация без генерации» предполагает не только сохранение всех прежних структур АЭС после останова блока, но и создание дополнительных подразделений для решения новых специфических задач.

К таким задачам относятся сложнейшие задачи по лицензированию функционирования АЭС в режиме «эксплуатация без генерации», а такжемногогранная экспертиза состояния всех систем АЭС и создание цифровой мульти-D модели объекта, предназначенного к ликвидации. Это многолетняя работа, требующая напряженного труда многочисленных коллективов проектировщиков, экономистов, финансистов и менеджеров среднего и высшего звена.

Опыт уже двух лет работы первых двух блоков Ленинградской АЭС в режиме «эксплуатация без генерации» показал высокую эффективность в части сохранения старых и создании новых высокооплачиваемых рабочих мест.

По дорожной карте окончательная ликвидация остановленных блоков Ленинградской АЭС намечена к 2048 году. Значительную часть этого времени станция будет функционировать в режиме «эксплуатация без генерации».

Так как этот режим уже показал свою привлекательность, то уже сейчас надо задуматься над тем, чтобы по аналогии с «продлением эксплуатации работающих блоков АЭС» разработать и внедрить методику продления сроков «эксплуатации без генерации» для остановленных блоков.

Лидером здесь является Белоярская АЭС, первый блок которой проработал 17 лет и был остановлен в 1981 году. В этом году отмечается 40 лет функционирования блока в режиме «эксплуатация без генерации». Ликвидация блока намечена в 2075 году, таким образом, блок почти 100 лет будет обеспечивать сохранение трудового коллектива и административного персонала.

Нет сомнения. что столь успешный опыт требует распространения на все планируемые к остановке блоки АЭС.

При достижении таких впечатляющих сроков работы в режиме «эксплуатация без генерации» стоимость вывода блока АЭС из эксплуатации становится сопоставимой, а возможно и превосходит стоимость строительства новых атомных блоков.

Конечно, средства на это не могут изыматься из прибыли ГК «Росатом», а должны поступать из государственного бюджета.

Расчеты показывают, что для финансирования работы в режиме «эксплуатация без генерации» 15 блоков, которые будут остановлены в ближайшие 10 лет, достаточно всего на 2 года увеличить пенсионный возраст для граждан Российской Федерации.

В рамках трансфера технологий весьма интересным будет распространение передового опыта на другие отрасли народного хозяйства.

Самым перспективным представляется «бесполетная эксплуатация» самолетов, выработавших ресурс и «безходовая эксплуатация» кораблей, поставленных на прикол с экипажами на борту.

1 апреля 2021 г.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9610