Финский долгострой
Дата: 19/03/2021
Тема: Сооружение атомных объектов


От редакции ProAtom

В связи непрекращающейся на сайте proatom.ru дискуссии о затянувшемся строительстве АЭС Ханхикиви 1 публикуем перевод на русский язык отчета Органа по радиационной и ядерной безопасности Финляндии STUK. Отчет предоставлен редакции «ПРоАтом» одним из комментаторов, при этом редакция не берет на себя ответственность за качество этого неофициального перевода Отчета на русский язык. Представляются интересными также и другие многочисленные комментарии читателей сайта, которые могут дать представление о реальной картине взаимоотношений Росатома в лице своих дочерних предприятий и Заказчика со стороны Финляндии


В качестве эпиграфа

«…Россия активно выходит и уже в ряде стра вышла на рынки АЭС со своими проектами. Наивно думать, что это не вызовет противодействия по всем направлениям наших "партнёров". Ещё более наивно считать, что там будут задействованы неучи и дилетанты. Основной удар, как и понятно, наносится на обоснование безопасности отечественных проектов. Нанимаются различные "дружественные" к России организации и специалисты. Здесь и Уорли Парсонс, и болгарские, чешские, словацкие, венгерские эмигранты, многие из которых получили образование в России, работавшие в национальных институтах по проблемам атомной энергетики, хорошо знающие действующие блоки ВВЭР, построенные в этих странах по Российским проектам. По должности я видел этих спецов, с некоторыми был лично знаком ранее. Все они заряжены и "заточены" на поиски уязвимых мест в наших проектах, на нарушение в них различных норм и правил. И постоянно "нашептывают" заказчикам о необходимости тех или иных проверок проектных решений с привлечением их услуг по анализу безопасности. А то и просто проведения "независимой" экспертизы проектов. Ответом нашим "партнерам" должна быть четкая и квалифицированная экспертиза наших проектов, проводящаяся в строгом соответствии с отечественными нормами и правилами, требованиями МАГАТЭ и национальных регуляторов. Скрупулезно, до мельчайших деталей, отмечать все недостатки до выдачи лицензий. Иначе любой "прокол" в экспертизе "поднимут на щит" наши "доброжелатели"…»

http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&thold=-1&mode=flat&order=1&sid=9584#171708
Катковский Е.А.


Спасибо за эту тему, уважаемый Катковский Е.А. Приходится наблюдать как идет работа по проектам Финляндии и Венгрии в связке генпроектировциков и главного конструктора АСУ ТП - РАСУ. Там должны решаться гораздо более простые вопросы в рамках написания ПООБ, чем затронул автор здесь. Так вот уже 5 лет эти вопросы не решаются потому, что руководители не только никогда ничего не считали после окончания вузов, но и не конструировали, не проектировали. Утеря опыта и знаний людей, которые здесь неравнодушно обсуждают важные вопросы обоснований безопасности, стала уже критической для отрасли. Как-то сообща надо на простых примерах проиллюстрировать это руководству отрасли. Иначе дальше будет совсем пусто...
Анонимный комментатор сайта «ПРоАтом»,
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&thold=-1&mode=flat&order=1&sid=9584#171708


Отчет STUK о курировании проекта Fennovoima 

15 фев 2021, пресс-релиз 

https://www.stuk.fi/web/en/-/stuk-s-report-on-supervising-fennovoima-s-project 
https://www.stuk.fi/stuk-valvoo/ydinturvallisuus/stukin-kolmannesvuosiraportointi/uusien-hankkeiden-valvonta 


Отчет Центра радиационной и ядерной безопасности (STUK) о надзоре за проектом атомной электростанции Fennovoima в течение последней трети 2020 года доступен на веб-сайте STUK. 

STUK продолжил обработку предварительного отчета по анализу безопасности, описывающего решения по обеспечению безопасности станции, и потребовал от Fennovoima предоставить оценку обнаруженных дефектов. Номера предварительного отчета по анализу безопасности поступают в STUK по частям, поэтому пока невозможно сформировать общую картину развития станции для составления оценки безопасности. 

Инспекции, проводимые STUK, также связаны с обработкой заявки на получение лицензии на строительство. В течение последней трети 2020 года STUK провел пять инспекций. Были проинспектированы методы контроля, гарантии ядерных материалов, электротехника и система менеджмента Fennovoima и процедуры главного подрядчика Титан-2. 

STUK проводил инспекции в виде дистанционных проверок в соответствии с намеченной программой. Не было необходимости откладывать или отменять рассмотрение дел из-за ситуации с коронавирусом. 
Отчет о надзоре за проектом атомной электростанции Fennovoima в течение последней трети 2020 года (на финском языке) 

Дальнейшая информация: 
Руководитель проекта Янне Невалайнен, тел. +358 (0) 9 759 88 682 
Medietjänst, tfn 010850 4761 

Обновлено 4 марта 2021 года. Неофициальный перевод 


Ханхикиви 1 
Авторский надзор за проектом атомной электростанции Fennovoimaа сентябрь - декабрь 2020 г. 

Состояние Fennovoima на конец 2020 года 


Последовательная и пошаговая обработка материалов для разрешения на строительство 

Fennovoima представила в STUK девять предварительных отчетов по безопасности с описанием систем отвода остаточного тепла на утверждение в июне и семь описаний систем безопасности, реализующих принцип многостороннего подхода. В октябре также были представлены части предварительного отчета по безопасности, касающиеся системы и управления ядерными отходами станции. Ближе к концу декабря Fennovoima представила части предварительного отчета по безопасности канализационных систем и систем турбинных установок, а также части, касающиеся производственной деятельности и технических условий безопасности. 
После обсуждения главы, посвященной системам отвода остаточного тепла, в октябре был сделан запрос на разъяснения. Степень готовности представленного материала еще не была достаточной для этапа получения разрешения на строительство, и он не мог быть полностью проверен на соответствие финским требованиям безопасности. В конце 2020 года в стадии обработки находились главы о системах безопасности, реализующих принцип многостороннего подхода, и системах отходов. STUK пока не может оценить адекватность учета внутренних и внешних угроз при проектировании станции, в том числе на основе представленных материалов. 
Продолжались обсуждения с Fennovoima по поэтапному представлению планов, связанных с заявкой на получение разрешения на строительство, и целей различных этапов, чтобы лучше сформировать общую картину. До сих пор пошаговая обработка материалов для разрешения на строительство была сложной задачей для STUK, поскольку представленные пакеты материалов не образуют четкую, независимую структуру изложения, переходящую от принципов к деталям. STUK также обратил внимание Fennovoima на своевременное и достаточное рассмотрение предыдущих требований STUK при проектировании АЭС. Меры, принятые на основе требований STUK и выводов правительства на этапе принятия принципиальных решений, продвигались медленно с точки зрения аудитов STUK и оценки безопасности. Также все еще существуют проблемы в управлении конфигурацией, то есть технической конфигурацией, в проекте, который показал STUK необходимость проверки, среди прочего, правильности входных и выходных данных между различными частями проектирования. 


Разработка системы управления Fennovoima 

Fennovoima разработала свою систему управления, и теперь описано большинство процессов верхнего уровня. В своих новых операциях Fennovoima стремится более четко разделить обязанности, чем раньше. STUK оценил работу новой организационной модели Fennovoima и описание процедур в рамках *RKT-аудита системы управления и менеджмента. Организационное развитие Fennovoima и проектных организаций также были обсуждены на нескольких тематических заседаниях. 


Проверки, связанные с обработкой заявки на получение разрешения на строительство (RKT) 

STUK контролирует действия лицензиата по оценке, руководству и утверждению проектной деятельности, которая влияет на ядерную или радиационную безопасность. STUK проверяет функциональность системы управления соискателя разрешения и адекватность процедур в рамках обработки заявки на разрешение на строительство. В последнем квартале 2020 года STUK провел пять запланированных аудитов, включая процедуры аудитов Fennovoima, контроль ядерных материалов, электротехнику и систему управления, а также процедуры инспекции главного подрядчика Титан-2. 
Инспекции, связанные с обработкой заявки на разрешение на строительство, также проводились в виде удаленных проверок в соответствии с запланированной программой. Не было необходимости откладывать или отменять рассмотрение дела из-за ситуации с короной. При переходе к удаленным проверкам и на основе опыта первых удаленных проверок STUK внес некоторые изменения в подробное выполнение и последовательность проведения проверок. 


Ядерный материал, Гарантии, Fennovoima 


Основное внимание в ходе аудита уделялось системе контроля ядерных материалов Fennovoima и планам Fennovoima по организации необходимого контроля с целью предотвращения распространения ядерного оружия. В ходе аудита были оценены планы и процедуры Fennovoima, с помощью которых она соответствует требованиям, изложенным в законодательстве, руководящих принципах YVL и постановлениях ЕС. 
Основное внимание в ходе аудита уделялось системе гарантий и процессам, связанным с подачей заявок и условиями выдачи лицензий на ядерные материалы. Аудит обеспечил требования в отношении обновления и отчетности руководства (по ядерным материалам), а также утверждения заместителя лица, отвечающего за гарантии. Инспекция также потребовала от Fennovoima составить инструкции по обеспечению права доступа для международных инспекторов. 


Электротехника, Fennovoimaа 

Аудит был сосредоточен на решении вопросов безопасности в системах электроснабжения и резервного питания Fennovoima. Аудит был сосредоточен на надзоре и контроле Fennovoima в соответствии с Главой PSAR 8. В ходе аудита оценивалась общая электротехническая ситуация в Fennovoima, а также общий надзор и надзор Fennovoima в отношении вопросов, разрешающих проектирование и строительство. Аудит также был сосредоточен на контроле и надзоре за проектированием резервных генераторов Fennovoima и подаче заявки на разрешение на строительство. 
По результатам проверки STUK установил два новых требования: одно для планов качества Fennovoima, а другое - для оценки соответствия заявки на получение разрешения на строительство и проектных материалов. Требование о проведении предыдущей проверки генераторов резервного питания было закрыто. 


Титан-2 

В ходе аудита оценивались управление и деятельность главного подрядчика «Титан-2» в Санкт-Петербурге, Пюхяйоки и Хельсинки. Это был очередной аудит, в ходе которого было рассмотрено состояние выполнения требований предыдущего аудита и подтверждена работа процессов управления проектом и проектированием на примерах. Аудит и включенные в него предварительные задания и интервью проводились дистанционно. За исключением требования использовать предыдущий опыт строительства, предыдущие требования могут быть закрыты на основании проведенной проверки. Были сформулированы новые требования для предоставления «Титан-2» разъяснений и толкований требований Кодекса ядерной безопасности Финляндии и для включения опыта, полученного при строительстве других атомных электростанций, в программу обучения. 


Аудиторские процедуры, Fennovoima 

Основное внимание в ходе аудита уделялось аудиторским процедурам Fennovoima. Аудит охватывал управление человеческим фактором (HFE), детерминированный анализ безопасности, вероятностный анализ рисков (PRA), а также управление требованиями и технической конфигурацией. В ходе аудита был изучен статус поставленных вопросов в предыдущих аудитах. 
Основываясь на общих требованиях и требованиях к управлению технологическими процессами, рассмотренных в ходе аудита и состоявшегося обсуждения, был сделан один ключевой вывод: процесс проектирования АЭС главным проектировщиком не вызывает постоянной уверенности с точки зрения качества производства. 
Это отражается, среди прочего, в отсутствии фазовых обзоров, связанных с проектированием. На первом этапе представления предварительного отчета по безопасности (этап 1) обзор первого этапа выполняется после того, как для этого этапа подготовлены все материалы для разрешения на строительство. Поскольку это только один этап, он требует очень большой рабочей нагрузки и не предполагает оценки системы менеджмента качества в целом. На практике качество проверяется на основе готовой проектной документации и аудитов базового проекта. 
Аудиторская группа STUK напомнила, что в соответствии с Требованием 311 Руководства YVL B.1 ядерная установка и ее критически важные для безопасности системы должны быть спроектированы с использованием процессов и методов проектирования, соответствующих требуемому уровню качества, а также соответствующим правилам, инструкциям и стандартам безопасности. Соответствие и охват используемых стандартов и их компонентов должны быть обоснованы. 
Одним из аспектов аудита были аудиторские процедуры Fennovoima для обеспечения управления человеческим фактором. Заключение инспекции STUK заключалось в том, что управление человеческим фактором (HFE), осуществляемое поставщиком оборудования, не соответствует финскому стандарту. На основе проведенной проверки, собственная процедура аудита проекта Fennovoima также не такова, чтобы обеспечить достаточную уверенность в управлении человеческим фактором на этапе получения разрешения на строительство и компенсировать недостатки, обнаруженные в операциях HFE поставщика АЭС. Однако STUK не представил никаких новых требований к аудиту, поскольку в связи с операциями HFE были установлены открытые требования в других контекстах (например, при проверке предварительного отчета по безопасности), которые также охватывают недостатки, выявленные во время аудита. 


Система менеджмента и менеджмент Fennovoimaа 

Аудит охватывал систему менеджмента Fennovoima, ее оценку и развитие, например: комплексная реализация функций безопасности и учет значимости функций для безопасности. Аудит касался управления отклонениями с точки зрения как деятельности Fennovoima, так и реализации проекта. Кроме того, были проверены принципы вознаграждения Fennovoima и экспертиза проекта АЭС. 
По наблюдениям STUK, система управления Fennovoima только начинает складываться как логическое целое. Как Fennovoima оценивает готовность строительства и, как часть этого, соответствие системы менеджмента, пока не ясно, и в ходе аудита был сделан соответствующий запрос. На основе аудита были также сформулированы два других требования относительно медленного продвижения собственного надзора Fennovoima, то есть определения операций надзора и отсутствия единого взгляда на процедуру управления отклонениями. 


Поэтапная подача и обработка заявки на получение разрешения на строительство 

В апреле Fennovoima представила STUK предварительный отчет по безопасности с описанием производственной площадки и классификации безопасности. По результатам проверки STUK запросил разъяснения по главе о классификации безопасности в июне и по главе о размещении станции в июле. 
Во втором квартале Fennovoima представила STUK третью партию предварительного отчета по безопасности. Третья партия содержит ключевые описания систем, реализующих остаточную теплопередачу реактора. STUK приступил к проверке описаний систем отвода остаточного тепла, которая, как ожидалось, должна была быть завершена в октябре 2020 года. 
Продолжались обсуждения с Fennovoima по поэтапному представлению планов, связанных с заявкой на получение разрешения на строительство, и целей различных этапов, чтобы лучше сформировать общую картину. До сих пор пошаговая обработка материалов для разрешения на строительство была сложной задачей для STUK, поскольку представленные пакеты материалов не всегда образуют четкую, логичную структуру. STUK также обратил внимание Fennovoima, на своевременное и достаточное рассмотрение предыдущих требований STUK при проектировании станции - меры, принятые на основе требований STUK, и выводы этапа принятия правительством принципиальных решений, продвигались медленно с точки зрения STUK осмотр и оценка безопасности. Также все еще существуют проблемы в управлении конфигурацией, то есть технической конфигурацией, которая стала очевидной для STUK как необходимость проведения проверки, среди прочего, правильности входных и выходных данных между различными областями проектирования. 
В течение отчетного периода были проведены тематические встречи с Fennovoima и организациями-поставщиками оборудования и предприятиями по вопросам автоматизации и обеспечения безопасности. На них обсуждались, например, уровень зрелости проекта, требуемый на стадии получения разрешения на строительство, и основные решения по обеспечению безопасности. Планы, представляющие фактическую ситуацию по автоматизации АЭС или технические решения, связанные с обеспечением безопасности, еще не представлены на рассмотрение в STUK. 


Проверки, связанные с обработкой заявки на разрешение на строительство в рамках аудита RKT 

STUK контролирует действия лицензиата по оценке, руководству и утверждению проектной деятельности, которая влияет на ядерную или радиационную безопасность. STUK проверяет функциональность системы управления соискателя, разрешения и адекватность процедур в рамках обработки заявки на разрешение на строительство. Во втором квартале 2020 года STUK провел один плановый аудит управления Fennovoima и решения вопросов безопасности. 
Проверки, связанные с обработкой заявки на разрешение на строительство, были проведены в соответствии с запланированной программой. Не было необходимости откладывать или отменять дела из-за ситуации с коронавирусом, так как аудиты теперь проводятся в виде удаленных проверок. При переходе к дистанционным инспекциям и на основе опыта первых дистанционных инспекций STUK внес некоторые изменения в детальную реализацию и проведение инспекций. 


Управление, персонал и опыт, а также решение вопросов безопасности (Fennovoima) 

Аудит был сосредоточен на управлении и организации деятельности Fennovoima (FV), а также на процедурах решения вопросов безопасности. В ходе аудита были рассмотрены последствия обширных организационных изменений Fennovoima в 2019 году, а также меры управления и организационные мероприятия по выявлению, мониторингу и решению проблем безопасности. Аудит подтвердил статус поставленных вопросов на основе выбранных предыдущих аудитов. Проверка проводилась с использованием удаленных подключений. 
В связи с вышеупомянутыми организационными изменениями и последующим развитием процессов (включая процессы управления и основные процессы), по оценке STUK, Fennovoima взяла на себя большее лидерство в вопросах, связанных с безопасностью в проекте. В то же время было обнаружено, что процесс разработки FV все еще продолжается. STUK заявляет, что процессы являются частью восприятия общей картины деятельности организации, и состояние операций может быть оценено и разработано с исходных точек, сформированных существующими процессами. FV отметила, что разработка процесса - это одна из возможностей очертить внутренний диалог и коммуникацию FV. STUK следит за развитием производственного процесса Fennovoima в рамках выездных налоговых проверок - ВНП проверок осенью 2020 года. 
В ходе аудита также была рассмотрена роль новой надзорной функции FV. Для мониторинга развития надзорной функции на осень 2020 года были согласованы тематические встречи с FV. 
Никаких новых требований по результатам проверки не предъявлялось. Аудит закрыл одно предыдущее требование по оценке проекта предварительного отчета по безопасности (PLP) поставщика АЭС. Fennovoima выполнила необходимую оценку и сочла ее полезной в ходе аудита. Предыдущее требование о единой системе идентификации для предприятия, которое было рассмотрено в ходе аудита, осталось открытым. В ходе аудита был обнаружен прогресс в разработке руководящих принципов для системы идентификации. Должна использоваться система однозначной идентификации, и инструкции должны быть представлены в STUK, чтобы они были доступны в связи с обработкой описаний системы. 


Поэтапная подача и обработка заявки на получение разрешения на строительство 

Проверка общего пакета данных, представленного Fennovoima в STUK в декабре 2019 года, завершилась в феврале 2020 . Материал, представленный в STUK, включал описание содержания предварительного отчета по безопасности (PSAR), общее описание станции, сравнение с другими станциями того же типа и концепцию безопасности, описывающую общие характеристики безопасности станции. 
В материалах, представленных Fennovoima в STUK, были недостатки, поэтому STUK обратился с просьбой о разъяснении. STUK обнаружил, что части отчета по безопасности, которые были подготовлены в рамках проекта локализации PSAR (PLP) под руководством главного проектировщика Atomprojektin, были легче для понимания и имели лучшее качество, чем материалы, ранее представленные в STUK. Однако провести проверку поэтапно было сложно. В материалах, которые сейчас отправляются в STUK, содержится много ссылок на цифры PSAR, которые будут представлены позже. Были и другие проблемы, затруднявшие проверку. Что касается управления конфигурацией, то есть технической конфигурацией, было обнаружено, что основной проектный материал, использованный в качестве источника PSAR, не принадлежал тому же закрепленному базовому уровню конфигурации. STUK также заметил, что некоторые из его предыдущих требований не были правильно определены и приняты, так что пришлось повторить некоторые из них. 
В начале апреля Fennovoima представила STUK предварительный отчет по безопасности, касающийся классификации безопасности и местоположения площадки. Обработка этих данных продвинулась далеко вперед, и, по оценке STUK, решение запланировано на начало июня. 
Fennovoima планирует начать поэтапные поставки ключевых систем безопасности для STUK в течение лета. 


Влияние пандемии коронавируса на эпиднадзор FIN6, переход к дистанционным проверкам 

Практически все сотрудники STUK начали работать удаленно в марте в соответствии с общей политикой правительства. В помещениях STUK проводятся только работы, которые возможно проводить удаленно. Например, сотрудники лаборатории постоянно работают в помещениях STUK. 
Переход Fennovoima к обработке документов на этапе получения разрешения на строительство не привел к каким-либо изменениям или задержкам. STUK уже много лет использует электронную систему управления делами и другие вспомогательные ИТ-системы в своей инспекционной деятельности. Необходимые встречи достаточно гибко перенесены в онлайн-встречи. 
Проверки, связанные с обработкой заявки на разрешение на строительство, также проводились в виде удаленных проверок в соответствии с запланированной программой. Не было необходимости откладывать или отменять рассмотрение дела из-за ситуации с коронавирусом. При переходе к дистанционным аудитам и на основе опыта первых дистанционных инспекций STUK внес некоторые изменения в детальную реализацию и проведение инспекций. Содержание проверок практически не изменилось. Дистанционный аудит инспекция, выполненный для проекта RAOS в течение рассматриваемого периода, стал новым крупным открытием в проведении международных дистанционных инспекций. Об опыте удаленных инспекций делятся с другими финскими и зарубежными государственными организациями. 


Система управления Fennovoima 

STUK продолжил встречи с Fennovoima по управлению качеством и цепочкой поставок. Fennovoima продолжала развивать свои процедуры - новая организационная структура и принципы работы во многом влияют на деятельность компании, и она стремилась учесть весь жизненный цикл проекта при развитии своей деятельности. STUK следит за разработкой и разработкой описаний процессов на тематических встречах и инспекциях. 


Механическое оборудование и технология изготовления 

На встречах, связанных с механическим оборудованием и производственными технологиями, STUK обсуждал, среди прочего, изменения в российских стандартах проектирования и производства, а также содержание и ситуацию с подачей будущих документов с Fennovoima и поставщиками оборудования. 


Меры безопасности 

В феврале STUK одобрил заявку Fennovoima на обработку и хранение официальных секретных документов по безопасности (TL III и TL IV) в специальном помещении в Салмисаари, предназначенном для этой цели. 

Проверки, связанные с обработкой заявки на разрешение на строительство в рамках RKT 
STUK контролирует действия лицензиата по оценке, руководству и утверждению проектной деятельности, которая влияет на ядерную или радиационную безопасность. STUK проверяет функциональность системы управления соискателя разрешения и адекватность процедур в рамках обработки заявки на разрешение на строительство. В первом квартале 2020 года STUK провел два аудита: посвященный технологиям автоматизации на Fennovoima, и проверочным процедурам RAOS Project Oy и оценке безопасности. 


RKT-аудит: Fennovoima, автоматизация 

Апрельская проверка техники автоматизации была первой проверкой, проведенной STUK в качестве удаленной. В ходе проверки STUK заявил, что технология автоматизации Fennovoima работает в соответствии с инструкциями и процедурами системы управления Fennovoima и что текущих инструкций и контрольных списков для автоматизации достаточно, с учетом текущего этапа планирования автоматизации. Fennovoima должна завершить начатую работу по составлению инструкций и списков, проверить фактические материалы по автоматизации и контролировать жизненный цикл автоматизации. 


RKT-аудит: RAOS Project Oy, процедуры инспекции и оценка безопасности 

STUK провел первую международную дистанционную инспекцию для RAOS Project Oy. Дистанционно в осмотре участвовали специалисты завода-поставщика и главный конструктор из Хельсинки, Санкт-Петербурга и Москвы. Компания STUK отметила положительные изменения во внутреннем информационном портале заводских поставщиков, в управлении интерфейсами в различных областях и в управлении документами. Аудит закрыл три старых претензии и открыл две новые. 
Еще одно новое требование - разъяснение предыдущего требования к управлению конфигурацией, которое было закрыто в ходе того же аудита. STUK также требует, чтобы материалы разрешения на строительство, представленные для проверки и оценки безопасности материалов разрешения на строительство, основывались на том же фиксированном базовом уровне конфигурации. 
Еще одно из новых требований касается организации поставщика. RAOS Project Oy должна оценить степень зрелости организации RAOS, системы управления и управления проектами, чтобы гарантировать, что роли и взаимодействия проектных организаций определены и четко изложены в организации RAOS и в проекте Ханхикиви 1. Кроме того, RAOS должна оценить свои процессы и организационные структуры, роли различных организаций, а также свои потребности в человеческих ресурсах и компетенциях для будущих этапов проекта. При оценке должны приниматься во внимание долгосрочные планы проекта и опыт, накопленный до настоящего времени. STUK подчеркнул, что RAOS следует активно развивать свои долгосрочные проектные планы с учетом всех будущих этапов проекта. На основе оценок RAOS необходимо разработать план возможных корректирующих действий. Fennovoima должна оценить оценки RAOS и план корректирующих действий. 


Поэтапная подача и обработка заявки на получение разрешения на строительство 

В начале декабря 2019 года Fennovoima представила в STUK первую партию предварительного отчета по безопасности, связанного с заявкой на получение разрешения на строительство АЭС Ханькикиви-1. Партия поставки состоит из описания содержания предварительного отчета по безопасности, обзора ядерной установки, концепции безопасности и сравнений с другими установками того же типа. Представленные материалы основаны на первом этапе базового проекта станции, и Fennovoima заявила, что будет обновлять разрешительный материал по мере выполнения базового проекта. STUK подчеркнул, что Fennovoima должна четко определять и сообщать цели и содержание каждого этапа отчета по безопасности. 
На встречах Fennovoima представила возможные и необходимые меры, основанные на выводах, представленных STUK в предварительной оценке безопасности на этапе принятия принципиального решения. Меры на уровне АЭС и системы были выполнены, но соответствующие данные еще не представлены в STUK. 
STUK провела мониторинг испытаний, заказанных соискателем лицензии для оценки работы систем пассивной безопасности. 


Система управления Fennovoimaы 

Fennovoima провела реорганизацию весной 2019 года и в настоящее время развивает свои процедуры и основные процессы в соответствии со своими новыми принципами управления. STUK следил за развитием операций, например в аудите управления цепочкой поставок в октябре и в аудите управления в декабре. 


Строительная техника и исследование грунтов 

Fennovoima представила STUK отчеты об исследованиях грунтов на территории АЭС и сделанные на их основе выводы, о расположении объектов на территории станции и критерии проектирования фундаментов зданий с их обоснованием. 
Ключевым открытым вопросом в оценке безопасности исследований грунта является учет зон разломов на территории АЭС при планировании зданий и сооружений, имеющих отношение к безопасности, и при определении критериев проектирования фундаментов. STUK использует экспертов-геологов из Университета Турку для оценки результатов исследования грунтов. 


Механическое оборудование и технология изготовления 

STUK утвердил часть гарантии конструктивного исполнения корпуса реактора, подготовленную главным проектировщиком ядерного острова. Производственный план изготовителя корпуса реактора теперь может быть передан в STUK для проверки. В том же контексте STUK потребовал от Fennovoima определить возможность проверки соединений трубопроводов корпуса реактора с помощью неразрушающего контроля. 
STUK рассмотрел план программы исследований радиационного охрупчивания корпуса реактора, в котором прогноз старения уточняется лабораторными исследованиями. Планируемый срок службы реактора - 60 лет. Результаты программы исследований должны быть доступны заблаговременно до подачи заявки на разрешение на эксплуатацию установки, чтобы своевременно обеспечить долгосрочную безопасность эксплуатации реактора. 
Специалисты по механике и производственным технологиям из STUK и Fennovoima обсудили на встречах обновленные требования руководящих принципов YVL, касающиеся сварки и методов неразрушающего контроля, квалификации персонала, требований к отчетности для лабораторий неразрушающего контроля, новые сертификаты на гарантии ГЦН и сварных швов, а также соединений стальных конструкций с бетонными конструкциями. 


Технология автоматизации 

STUK еще не приступил к проверке проектирования автоматики, так как поставка проектных материалов была отложена из-за проблем, связанных с выбором поставщика. 


Радиационная защита и меры готовности 

В обсуждениях с Fennovoima и главным конструктором STUK подчеркнул, что на дозу облучения во время эксплуатации блока атомной электростанции может существенно повлиять как выбор материалов, так и планирование компоновки станции, поэтому решения по проектированию систем на ранней стадии имеют большое значение. 


Меры безопасности 

В декабре 2019 года условия обработки данных в помещениях Fennovoima в Салмисаари были признаны достаточными для нормативных материалов, классифицируемых по шкале безопасности, вплоть до уровня безопасности IV. В связи со своим предыдущим запросом о разъяснении, STUK продолжал контролировать хранение и обращение с классифицированными по безопасности официальными материалами, находящимися в собственности Fennovoima. 


Управление ядерными отходами 

STUK и Fennovoima обсудили проектирование и лицензирование объектов по утилизации отходов АЭС и захоронения грунта, а также статус исследований по утилизации отходов электростанции, полученные результаты и проверку результатов с помощью новой исследовательской методики. 


Ядерные гарантии 

STUK ранее условно одобрил план в соответствии с Регламентом по атомной энергии по организации необходимого контроля для предотвращения распространения ядерного оружия. Ожидается одобрение ответственных лиц, которое было условием утверждения плана. 


Инспекции, связанные с ходатайством о разрешении на строительство 

STUK контролирует действия лицензиата по оценке, руководству и утверждению проектной деятельности, которая влияет на ядерную или радиационную безопасность. STUK проверяет функциональность системы управления соискателя, разрешения и адекватность процедур в рамках обработки заявки на разрешение на строительство. На последний квартал 2019 года STUK запланировал пять проверок, охватывающих управление цепочкой поставок, меры безопасности и информационную безопасность, процедуры управления и проверки, технологии автоматизации и деятельность главного проектировщика - Атомпроект в Санкт-Петербурге. Когда выбор поставщика автоматизации был отложен, проверка техники автоматизации также была перенесена на первую половину 2020 года. 


RKT-аудит: Fennovoima, управление цепочками поставок 

STUK проверил организацию и процедуры Fennovoima в области управления цепочкой поставок. Аудит охватывал принципы работы Fennovoima, стратегии управления цепочками поставок, организацию и распределение ответственности, а также его возможности и возможности поставщиков. В ходе аудита было установлено, что Fennovoima не проводила оценку деятельности организационного подразделения, ответственного за подготовку предварительного отчета по безопасности. STUK потребовал, чтобы Fennovoima спланировала и выполнила оценку до конца 2019 года. Вопросы, которые следует учитывать при оценке, включают опыт организации, ресурсы, взаимоотношения с руководством и руководящие принципы работы. 
Аудит также касался культуры безопасности работы на объекте Fennovoima. STUK также установил, что мероприятия по культуре безопасности на площадке и мониторинг развития культуры безопасности у главного подрядчика Титан-2 находятся на должном уровне. 


RKT-аудит: Атомпроект 

Аудит STUK был сосредоточен на управлении и деятельности главного проектировщика АЭС, ОАО «Атомпроект», и охватывал меры и процедуры «Атомпроекта» по выявлению, мониторингу и решению проблем безопасности, а также оценке поставщиков и управлению ими. Аудит подтвердил на примерах деятельность в соответствии с инструкциями вышеупомянутых процессов. 
В ходе проверки компания STUK отметила положительные сдвиги во многих основных функциях и процедурах проектировщика. Однако в ходе аудита было установлено, что «Атомпроект» не отслеживает ход стадий процесса проектирования - например, фазовый анализ стадии концептуального дизайна не проводился, хотя работа на стадии базового дизайна уже началась. Поэтому «Атомпроект» должен оценить адекватность существующих процедур мониторинга и управления для процессов проектирования, фазовых обзоров, оценки выполнения планов качества и независимой оценки системных требований. 
В ходе проверки STUK обратил внимание на то, что «Атомпроект» не соблюдает собственные правила в работе, касающиеся человеческого фактора, связанные с безопасностью. 
STUK также потребовал, чтобы действующие правила STUK и руководящие принципы YVL, используемые при проектировании, были представлены в лицензионных документах таким образом, чтобы гарантировать, что все соответствующие требования полностью учтены при проектировании станции. Предварительный отчет по безопасности для АЭС Ханхикиви 1 также должен быть основан на том же исходном проекте. 


RKT-аудит: меры безопасности и информационная безопасность 

При проверке мер безопасности и информационной безопасности STUK проверил корректирующие мероприятия, проведенные Fennovoima, на основе результатов предыдущих проверок. Около половины предыдущих выводов были закрыты. В ходе проверки STUK также установил новые требования, на основании которых Fennovoima, среди прочего, назначила нового ответственного за специальное помещение, используемое для обработки служебных материалов, относящихся к безопасности, и обработки документов в нем. 


RKT-аудит: Fennovoima: Управление и решение вопросов безопасности 

В ходе аудита были рассмотрены меры, принятые руководством и организацией Fennovoima для выявления, мониторинга и решения проблем безопасности. В результате аудита STUK заявил, что Fennovoima активно развивает свою деятельность и что изменения в методах работы следует учитывать в процессах системы управления. Аудит завершен рассмотрением требований, относящихся к контролю качества (QC) и планам развития лицензиата. 

* RKT - Программа нормативных проверок, проводимая СТУК. Инспекции RKT проводятся на этапе подачи заявки на получение лицензии на строительство АЭС Ханхикиви 1 

Обновлено 15.02.2021 
Контактное лицо Янне Невалайнен / руководитель проекта, тел. + 358975988682 
firstname.lastname@stuk.fi







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9585