Часть
1, Часть
2, Часть
3, Часть
4, Часть
5.1, Часть 5.2
5.3
Репрессии высшего командного, начальствующего и политического состава ВВС, ПВО
и Главного артиллерийского управления (ГАУ) НКО, Красной Армии накануне, в
первый год и во время войны.
С 23 декабря по 31 декабря 1940г в Кремле, в Овальном зале
проходило крупнейшее до начала войны совещание высшего командного и
политического состава Красной Армии. Совещание было созвано по указанию ЦК
ВКП(б) для анализа крупных проблем в боевой подготовке и организации войск,
выявленных в ходе финской войны.
В совещании принимали участие члены Политбюро во главе со
Сталиным, четыре Маршала СССР во главе с нарком НКО СССР С.К.Тимошенко, 254
генерала, 15 полковников (на генеральских должностях) т.е практически весь
генералитет Красной Армии. На совещании выступали с докладами Г.К.Жуков,
И.В.Тюленев, Д.Г.Павлов и начальник Главного Управления ВВС КА,
генерал-лейтенант П.В.Рычагов. После его выступления, начались прения.
Выступали генерал-лейтенант Козлов Д.Т., генерал- лейтенант Попов М.М.,
генерал-лейтенант ВВС Птухин Е.С., генерал-лейтенант ВВС Гусев К.М.,
генерал-лейтенант ВВС Кравченко Г.П., генерал-майор ВВС Куцевалов
Ф.И., генерал-лейтенант Смушкевич Я.В., генерал-лейтенант Кузнецов
Ф.И.,генерал-лейтенант Пуркаев М.А, генерал-майор ВВС Хрюкин Т.Т. и другие[1].
За время войны из 62 выступавших 14 было репрессировано (из них 12 расстреляно) или более 20%, 9 человек погибло, из них 1
покончил жизнь самоубийством, 5 человек попало в плен и 1 человек – Власов –
запятнал себя предательством.
Накануне, в первый месяц (июнь-июль) 1941 г., в первый и последующие годы войны, потянулась
цепочка арестов высшего командного, начальственного и политического состава
Красной Армии. До войны и сразу в начале войны, аресты проводили в
основном сотрудники 3-го Управления (военная контрразведка) НКО и органы НКВД
согласно выписанных постановлений на арест. Санкции на арест давали нарком НКО
маршал СССР Тимошенко (изредка маршалы СССР Ворошилов или Буденный) и Прокурор
СССР Бочков на основании материалов проверок и показаний ранее арестованных.
При отсутствии объективных фактов преступной деятельности, они обвинялись в
принадлежности к антисоветским организациям, вредительстве и шпионаже в пользу
Германии. От многих арестованных, избиениями и пытками получали ложные
показания на себя и сослуживцев, что становилось поводом для новых арестов.
Следствие по ним вела группа сотрудников следственного управления НКГБ и 3-го
Управления НКО, под руководством
начальников следственной части по особо важным делам НКВД-НКГБ Л.Е.Влодзимирским
(арестован по делу Берии летом 1953
г., расстрелян 23.12.1953 г. в возрасте 47 лет, не
реабилитирован), Л.Л.Шварцманом (сначала был арестован 12.07.1951 г. по делу организации
большого «националистического еврейского
заговора», а потом дело было переквалифицировано. Как активный участник
сталинских репрессий, расстрелян 26.02.1956 г., в возрасте 48 лет, не
реабилитирован), и зам. начальника
следственной части 3-го управления НКО Б.С.Павловским (умер в 1967 г., в возрасте 64 года
на пенсии);
Всех арестованных генералов, по принадлежности можно отнести к высшему
командному составу: ВВС и ПВО, НИИ ВВС, ГАУ, бывших высших командиров армий
прибалтийских республик, вошедших в состав Красной Армии, в так же армейских
генералов и политработников, осуждённых за ненадлежащее выполнение воинского
долга во время войны.
Репрессии высшего командного состава ВВС и
ПВО
Все началось 9 апреля 1941 г., когда Политбюро ЦК
ВКП (б) приняло решение о снятии с должности заместителя наркома обороны,
начальника (командующего) ВВС Красной Армии, Героя Советского
Союзагенерал-лейтенанта авиации П.В.Рычагова, как «недисциплинированного и не справившегося с обязанностями руководителя
ВВС Красной Армии»[2]. Через месяц, 10
мая 1941 г.
двумя Постановлениями ПолитбюроЦК ВКП (б)[3] были сняты со своих должностей командующий ВВС
Московского военного округа (МВО) Герой Советского Союза генерал-лейтенанта
авиации П.И.Пумпур (репрессирован) и командующий ВВС Орловского военного округа
генерал-майор авиации П.А.Котов из-за
недостатков боевой подготовки ВВС вверенных им округов. Последнего
назначили преподавателем военной академии, ему повезло - он избежал репрессий.
В ВВС МВО более 2 лет
(11.1938-12.1940 гг.) не было постоянного командующего. Это естественно привело
к резкому снижению боевой подготовки и боевой готовности авиации округа.
Генерал-лейтенант авиации П.И. Пумпур был вновь назначен на должность командующего
ВВС МВО в декабре 1940 г.,
в возрасте 41 год, до этого имел солидный послужной список. Однако, уже через 5
месяцев за развал работы, был снят с
должности, лишен звания Героя Советского Союзаи отдан под суд. Основания - выводы комиссии Г.М.Маленкова (секретарь ЦК ВКП(б)), И.В.Тюленева (командующий МВО), Н.А.Сбытова
(новый
командующий ВВС МВО), А.С.Щербакова
(первый
секретарь Московского городского и областного комитетов ВКП(б)) и П.Ф.Жигарева (начальник ГУ ВВС
Красной Армии). Они были
утвержденыСНК(Правительство) Союза ССР и ЦК ВКП(б)27 мая 1941г., то есть менее
чем за месяц до начала войны.
Выводы:
«За зимний период 1941 года в частях ВВС
МВО боевая подготовка и боевая готовность находятся в неудовлетворительном [выделено, автор]состоянии. Освоение новой материальной части проводилось крайне
медленно. Фактически сорвано обучение летчиков бомбометанию, воздушной
стрельбе, воздушному бою, маршрутным полетам, высотным, слепым и ночным
полетам.
При наличии в округе 1197 летчиков - проведено
лишь 346 бомбометаний. При этом с положительными результатами, выполнено только
191 бомбометание, или 55% к числу вылетов. Проведено 723 стрельбы по конусам и
щитам, с положительным результатом выполнено только 387 стрельб, или около 50%.
По округу проведено всего 78 воздушных боев. Ночью летало 103 летчика с общим
налетом в 206 час [меньше
10% летчиков ВВС МВО, приходилось всего 2 часа на одного лётчика, автор]. Совершенно не отрабатывалось ночное боевое
применение истребителей. Высотная подготовка в округе сорвана. За весь зимний
период высотный налет по всему округу составил 45 часов 27 минут, и ни один
летчик выше 7000 метров
не поднимался. Причем летали на высоту лишь некоторые командиры.
По состоянию на 1 мая 1941 года, 248 летчиков или 23%, не летали на боевых
самолетах.
По
24-й авиадивизии планов переучивания не было, полеты были организованы
неинтенсивно, 27-й истребительный полк на самолетах Миг-3 не летает, хотя с 1
апреля 1941 г. имеет
11 самолетов. Правда,
истребитель Миг - 3 оказался и сложным в пилотировании, и имел много
производственных дефектов, что вызывали недоверие к самолету. Поэтому даже
опытные летчики-истребители боялись летать на нем[4].
Вопросы радионавигации
[выделено, автор] в ВВС Московского округа совершенно не
отработаны.
Одновременно с плохими результатами боевой
подготовки в округе резко выросла аварийность. При катастрофах убито 29 человек
и ранено 18 человек; аварий имеется 31, поломок и вынужденных посадок 103.
Особенно тяжелое положение в 23-й
авиадивизии. По личному докладу командира дивизии т. Андреева и в результате
специальной проверки дивизии установлено, что все четыре полка дивизии почти совершенно не занимались боевым
применением и в настоящее время являются небоеспособными
[это за месяц до начала
войны, выделено, автор].
Наземная аппаратура в 23-й дивизии для
тренировки не используется; бачлер, вместо использования его в обучении
навигации и бомбометанию, поломали и выбросили, вследствие чего при
бомбометании летчики, не обученные предварительно на земле, давали плохие
результаты в воздухе.
Пулеметы и бомбардировочное вооружение в 23-й
дивизии не были отлажены до апреля месяца.
До 10 мая 1941 г. в дивизии отсутствовал, по вине начальника
снабжения ВВС округа т. Клебанова, неприкосновенный запас авиабензина.
Несмотря на это, по приказанию командира 23-й авиадивизии полковника Андреева
расходовался последний бензин, находившийся в самолетах, в результате чего
самолеты оставлялись на несколько недель
не способными подняться в воздух [выделено, автор].
В дивизии за зимний период произошли одна
катастрофа и десять аварий. Дисциплина находится на низком уровне. Имущество в
авиабазах содержится плохо. В январе месяце боевые авиабомбы были брошены на
разгрузочной площадке железной дороги и, занесенные снегом, пролежали полтора
месяца. После указаний инспекции Народного комиссариата обороны в марте месяце
бомбы были перевезены на бомбосклад, но и на складе, как это выяснилось
проверкой при сдаче дел [П.И. Пумпуром], бомбы в порядок приведены не были.
Виновники этого преступления [выделено, автор]до сих пор наказаны не были.
Командир полковник Андреев и его заместитель
полковник Соболевский боевой подготовкой не
руководили, никаких мер по приведению дивизии в боевую готовность не принимали [выделено, автор].
Подготовка истребительной авиации округа для
работы в системе ПВО г. Москвы сорвана.
В течение зимнего периода в частях 24-й
авиадивизии не проведено ни одного
учения по взаимодействию со средствами ПВО. Не проведено ни одной тревоги с вылетом истребителей. Управление
истребителями в воздухе с командного пункта ПВО совершенно не отработано, радиосвязь не используется, и летчики в радиоуправлении не тренируются[выделено, автор]. 24-я авиадивизия для работы в ночных условиях и на высоте не
подготовлена, так как с октября 1940 года и до последнего времени ночью и на
высоту в дивизии не летали даже те экипажи, которые были подготовлены к работе
в системе ПВО еще в 1940 году.
Вопросами пристрелки пулеметов и отлаживанием
кислородного и другого оборудования начали заниматься только в апреле месяце.
Оперативные аэродромы по своим размерам для
новых самолетов малы, а использование таких аэродромов, как Центральный,
Монино, Фили, Раменское, Внуково, планами ПВО не предусмотрено.
В системе ПВО на подступах к городу Москве
аэродромов недостаточно, а в северном и северо-западном направлениях аэродромов
совершенно нет.
Части 24-й истребительной авиадивизии,
которая прикрывает Москву, только на 50 проц. обеспечены бензином неприкосновенного
запаса. Эскадрильи специального назначения снарядов «РС» не имеют, а к
пулеметам Березина нет патронов с пулей «МД» (мощного действия) ...
…В авиационных школах округа подготовка
летного состава опаздывает на один месяц. Егорьевская и Ярославская школы не
обеспечены аэродромами и помещениями. Дисциплина в школах на низком уровне. В
марте 1941 г.
в Егорьевской школе был случаи, когда пьянствовал весь состав караула, и это в
течение месяца скрывалось.
Особо следует отметить срыв формирования
Рязанской и Ивановской высших школ штурманов. Высшие школы штурманов плохо
укомплектованы постоянным и переменным составом. Начальник Рязанской школы т.
Беляков и особенно начальник Ивановской школы т. Спирин бездействуют.
Ответственность за срыв подготовки штурманов для дальней бомбардировочной
авиации должны нести генерал-лейтенант Рычагов, генерал-лейтенант Проскуров и
генерал-майор Белов – начальник управления кадров Главного управления ВВС
Красной Армии. …
Инспекцией НКО в марте месяце по 6
проверенным авиабазам было установлено, что имущество, авиабомбы и боеприпасы
хранятся неудовлетворительно……Во
время приема и сдачи дел начальник снабжения Клебанов давал ложные сведения и
пытался обмануть комиссию...
Комплектование частей ВВС округа личным
составом поставлено неудовлетворительно. Часто люди подбирались по-семейному.
Командир 166-го резервного полка Минов
пьянствовал, разложил полк, но ему, по представлению т. Пумпура, присвоили
звание подполковника и назначили командиром полка в 78-й дивизии ПВО.
Командир 99-го авиаполка полковник Вальков
срывал боевую подготовку полка, но т. Пумпур его выдвинул заместителем
командира 77-й авиадивизии.
Заместитель командира 23-й дивизии полковник
Соболевский подлежал снятию с работы, а т. Пумпур его выдвигал на должность
командира дивизии.
Командиром 169-го истребительного полка
назначен майор Богачев, по специальности штурмовик, работу истребителей не
знает, и под его «руководством» в полку уже разбили 6 самолетов.
Тов. Пумпур неоднократно настаивал перед ГУ
ВВС КА о назначении в качестве заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора
авиации Шахта, который, как выяснилось при проверке, не может пользоваться
доверием и является подозрительным человеком (немец по национальности,
подданство СССР принял в 1936 году; в период пребывания немцев в г. Липецке, с
ноября 1925 года по апрель 1926 года, служа в 1-й легкобомбардировочной
эскадрилье, по совместительству работал представителем при немецкой школе в г.
Липецке; был постоянным пилотом [Я.И.] Алксниса [бывший начальник ВВС Красной Армии, расстрелян 29.07.1938 г.,
реабилитирован 01.02.1956 г., автор] и
командиром авиаотряда, обслуживавшего Управление ВВС при [Я.И.] Алкснисе.
Части ВВС округа имеют постоянный некомплект командиров звеньев.
Подготовка командиров звеньев через нештатные курсы при авиадивизиях не
оправдывает себя, т.к. на эти курсы забираются из войск в качестве инструкторов
командиры эскадрилий, а в качестве обучающихся -командиры звеньев и летчики,
входящие в боевой расчет полков, чем наносится ущерб боевой готовности строевых
частей. Кроме того, ненормальное положение, в которое ставятся строевые части
ВВС, усугубляется еще и тем, что материальная часть для нештатных курсов
забирается также из полков.
Заключение
Главным виновником срыва боеготовности
Военно-воздушных сил Московского военного округа является бывший командующий
ВВС округа генерал-лейтенант авиации Пумпур.
Дополнительно к фактам, изложенным в выводах,
следует сказать, что т. Пумпур смазывал недостатки, низкой требовательностью
разлагал части ВВС округа, сам в частях бывал редко - за пять месяцев
командования ВВС округа в 23-й авиадивизии совершенно не был; за преступное
обращение с бомбами и боеприпасами командиров баз к ответственности не
привлекал; зная о безобразиях на складе № 16, нужных мер не принял.
Вопросами боевой готовности частей т. Пумпур
занимался плохо, вследствие чего в марте 1941 года инспекцией НКО было
обнаружено, что почти все части ВВС МВО небоеспособны: пулеметы не пристреляны,
бомбодержатели не отрегулированы, части боевым применением не занимаются;
боевая готовность по тревогам не отработана.
В апреле месяце было установлено, что вся
23-я авиадивизия бензина в неприкосновенно запасе не имеет, а часть самолетов
стоит без бензина в баках. 24-я авиадивизия МВО имела только половину
положенного бензина в неприкосновенном запасе. Все это было известно генерал-лейтенанту
авиации Пумпуру, но мер им принято не было.
Мобилизационная подготовка до конца апреля
месяца находилась в запущенном состоянии, а мер к ликвидации этой запущенности
т. Пумпур не принимал…
…Тов. Пумпур не обеспечил правильного
распределения материальной части, что приводило к излишнему числу самолетов в
одних полках и недостатку в других…
Тов. Пумпур не вел решительной борьбы за
укрепление дисциплины и изжитие летных происшествий. Аварийщиков должным
образом не наказывали.
Считать необходимым за срыв боевой подготовки
и боевой готовности авиадивизий ВВС МВО генерал-лейтенанта авиации Пумпура предать суду лишить его звания Героя
Советского Союза и запретить ему занимать командные должности[выделено, автор]…
В феврале 1942 г. решением Особого
совещания НКВД СССР П.И. Пумпур был приговорен к расстрелу.
Справедливости ради, следует отметить, что перед войной многие
командиры частей ВВС при подготовке летчиков ограничивались максимально
щадящими режимами полетов,чтобы минимизировать риски аварий. Это
просматривается и в выводах комиссии. Кстати, об этом
написал Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации И.И.Проскуров (также
репрессированный, см. ниже) в письме к Сталину 21.04.1941 г.:
«… она [авиация, автор] является самым запущенным родом войск в нашей армии, …
не отвечает требованиям борьбы с
сильным противником. Главным недостатком в подготовке авиации считаю неумение…
надежно действовать в сложных метеоусловиях и ночью, низкий уровень огневой и
разведывательной подготовки (большинство экипажей не умеют отыскивать цели, даже
в крупных пунктах).
… при существующих
правилах летной службы в ВВС они [летчики,
автор] не смогут выполнить
возложенной на них задачи — слишком велики ограничения… слишком велика боязнь у командного состава
ответственности за полеты в сложных метеоусловиях и ночью…
…Задача ясна
—…готовиться действовать в условиях, приближенных к боевым. Ведь летают же
немцы на приличные расстояния десятками и сотнями самолетов и в плохих
метеоусловиях. Ведь летают же англичане сотнями самолетов на сильно защищенные
объекты в плохих метеоусловиях и ночью, и плохо ли, хорошо, а задания
выполняют.
… На 1 декабря 1940 года… в частях
дальнебомбардировочной (ДБ) авиации насчитывается около 2000 экипажей, из них в
то время летал ночью 231 экипаж, летали в сложных метеоусловиях 139 экипажей
(около 6 %), обучались полетам вслепую 485 экипажей (около 24 %). Как видно,
цифры для ДБ авиации явно нетерпимы —
всего по 3—5 полностью подготовленных экипажей на авиаполк».
…За прошедшие 4—5 месяцев… в условиях плохой
летной погоды, ограниченности горючим и смазочными материалами, плохой работе
моторов (много самолетов стояли и стоят в ремонте) … к середине апреля с.г.,
теперь летают ночью 612 экипажей (30 %), в сложных метеоусловиях 420 экипажей
(20 %), обучаются полетам в сложных метеоусловиях 963 экипажа (50 %). …Качество
подготовки выросло больше, чем в ДВА раза…,что характеризует способность
экипажей в большинстве выполнять полеты ночью и в сложных условиях.
… Этот перелом в качественной подготовке ДБ
авиации сопровождается большим количеством летных происшествий — 18 катастроф в
1941 г.
Из них: не установлены причины — 4, не справились со сложными метеоусловиями —
5, отказ моторов в воздухе — 4, по недисциплинированности летного состава — 5.
Значительная часть катастроф по причинам плохой организации и дисциплины, как
это правильно указано в приказе НКО № 0022 «Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии» от 12.04.1941 г».
…Происшествия тяжелые и их много, … но интересы
дела требуют еще больше увеличить интенсивность летной работы, неустанно
улучшая организацию и порядок в ВВС...
… у нас в истории авиации не было случая, когда
бы судили командира за плохую подготовку подчиненной ему части. Поэтому люди …
рассуждают так: “За недоработки в боевой подготовке меня поругают, ну в худшем
случае снизят на ступень в должности, а за аварии и катастрофы я пойду под
суд”…Такие настроения имеют и будут иметь место до тех пор, пока за боевую
готовность подчиненной части не будут предъявлены такие же требования и
ответственность, как и за аварийность...»
В середине мая произошел инцидент,
который вызвал цепочку арестов высших руководителей ВВС и ПВО. 15 мая 1941 г. в Москву, без
согласования с советской стороной, прилетел внерейсовый немецкий самолет
Junkers Ju 52/3m с бортовым номером 7180. Он вылетел в 13:53 из Кёнигсберга и,
пролетев над Белостоком, Минском и Смоленском, приземлился на Центральном
аэродроме в Москве. Перед посадкой сделал несколько кругов над стадионом
«Динамо», где шел футбольный матч. Полёт Ju-52 не
вызвал особых подозрений в частях ПВО,ВВС и московского округа ПВО (МПВО).
Диспетчер ГВФ в Белостоке ошибочно определил и передал по линии информацию о
рейсовом самолете. Командование 9-й авиадивизии базирующаяся в Западной военном
округе вообще не было поставлено в известность из-за отсутствия связи с
Белостоком.
По немецким данным Советский Союз
заказал у германской фирмы Junkers Flugzeug und Motorenwerke AG (JFM) 10 самолетов JunkersJu 52/3m. 3 самолета Ju 52/3m были поставлены в марте 1941 г., и еще один в мае 1941 г. № 7180. Именно этот
самолет и прилетел в Москву. Из-за начавшейся войны поставка остальных 6-ти Ju 52/3m не состоялась[5].
Из справки наркома Государственного
контроля Мехлиса на имя Сталина «О
результатах расследования фактов беспрепятственного пропуска через границу
самолета Ю-52 15.09.1941 г.»[6]
следует, что у фирмы JFM
было разрешение , действовавшее до 15 мая, на пролет этого самолета по
маршруту Кёнигсберг – Москва, По правилам, о вылете самолета немецкая сторона
должна была уведомить органы советской власти, которые в свою очередь должны
были указать трассу для его пролёта. 15.05.1941 г. в 13 ч. 53 мин. самолет
вылетел из Кёнигсберга в Москву, не получив согласие на вылет. Сообщение о
вылете было отправлено только около 16 часов. Советские посты воздушного
наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) прозевали самолет Ю-52, приняв его за
свой. Уже в Москве в гостинице «Националь»,
где остановились немецкие пилоты, сотрудник наркомата внешней торговли Рябченко
спросил пилота прилетевшего самолета Марлота: «Почему они перед вылетом не запросили телеграфно Москву или
торгпредство СССР в Берлине, а вылетели без этих уведомлений?» Он сказал, что «на этот счет, не получил никаких письменных инструкций, но сам считает,
что следовало бы ему телеграфно об этом сообщить». После недолгого допроса пилотов и
штурманов, было выяснено, что летчики не имели ни каких враждебных намерений и
не совершали никаких противоправных действий, от стандартного маршрута не
отклонялись. Позднее экипаж и самолет Ju-52 (?) были возвращены германской
стороне, но их несанкционированный полет стал поводом для крупных
оргвыводов и репрессий командного состава ВВС и ПВО.
По мнению П.А.Судоплатова (с02.1941 г.
до начала войны, заместитель начальника 1-го (Разведывательного) управления
НКГБ СССР), этот полёт явился последней каплей, переполнивший чашу терпения
Сталина: «…вызвал переполох в
Кремле и привел к волне репрессий в среде военного командования: началось с
увольнений, затем последовали аресты и расстрел высшего командования ВВС [и
ПВО, автор]… Это феерическое приземление
в центре Москвы показало Гитлеру, насколько слаба боеготовность [и
соответственно организация управления, автор] советских вооруженных сил [ВВС и ПВО в частности, автор]»[7].
Конечно, несанкционированный прилет
Ю-52 в Москву стал оскорбительной пощечиной Сталину, который безусловно считал
себя знатоком авиации и уделял много внимания ее развитию. Ситуацию усугубил
катастрофический разгром ВВС в приграничных военных округах в первые дни и
недели войны. В мае-июле 1941 году было арестовано около 30 известных генералов
ВВС и ПВО- практически ВСЕ высшее
руководство ВВС Красной Армии! Большинство имело опыт боевых действий в
Испании, на Дальнем востоке, в районе реки Халхин-Гол и озера Хасан, в Китае и
в войне с Финляндией.
Принято считать, что официальным
поводом для арестов высших командиров ВВС явилось большое количество аварий с
человеческими жертвами. Действительно в ВВС Красной Армии в предвоенный годежедневно
происходило в среднем две-три аварии. Объективно все это было вызвано бурным
ростом советской военной авиации. В начале 1941 года, когда в авиационные части
стали массово поступать новые скоростные самолеты и началось переучивание
личного состава, количество катастроф еще более возросло, во-первых, из-за
низкой подготовки летчиков (см. §2.6.1), во-вторых сами самолеты были нового
поколения, более скоростные и непривычными для летчиков, особенно молодых.
Кроме того, причинами аварий являлись и конструктивные недоработки новых
самолетов.
Однако Сталин начал подозревать в
этом диверсии и вражескую руку. Руководство НКВД и НКГБ (Берия, Меркулов) четко
уловило его негативное отношение к командованию ВВС. Были сделаны
соответствующие распоряжения, поднят старый компромат из дел 1937—1938 гг.
После чего, сначала в оперативных справках сотрудников НКВД, а затем и в
протоколах допросов, причины автокатастроф стали увязывать с контрреволюционной
деятельностью мощной, законспирированной антисоветской организации,
возглавляемой высшим командованием ВВС, вредительстве и шпионаже в пользу Германии. Они были
подвергнуты жестоким пыткам, многие из них были вынуждены сделать ложные признания
не только на себя, но и на своих сослуживцев (правда некоторые из них потом от
них отказались),во«вражеской работе, направленной на снижение
боевой подготовки ВВС Красной Армии и шпионаже». Это послужило поводом для новых
арестов и т.д. Тогда были арестованы:
- начальник Главного управления ПВО
СССР, Герой Советского Союза, генерал-полковник Г.М.Штерн (образование высшее
военное, арестован 07.06.1941 г., расстрелян 28.10.1941 г. в возрасте 41 года,
реабилитирован в 1954 г.).
по-видимому Сталин не простил ему инцидент с Ю-52, Г.М. Штерн имел успешный опыт командования
крупными соединениями и фронтами: в Испании (главный военный советник
республиканской армии), на Халхин-Голе (командующий Дальневосточным фронтом) и
в войне с Финляндией (командующий самой успешной 8 армией);
-
три бывших начальника ВВС Красной Армии:
с 11.1937 по 11.1939 гг. генерал-полковник А.Д.Локтионов (образование высшее, арестован
19.06.1941 г., расстрелян в возрасте 48 лет) перед войной командующий
Прибалтийского военного округа[8], в которомон не достаточно рьяно проводил политику
репрессий (в декабре 1940 года А.Д.Локтионов был отстранён от занимаемой
должности и находился в распоряжении Наркома обороны).
с 11.1939 по 08.1940 гг. дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Я.В.Смушкевич
(образование высшее, арестован 08.06.1941 г., расстрелян в возрасте 39 лет)[9].
Кстати, Я.В.Смушкевича арестовали прямо в госпитале, на расстрел его несли на
носилках. Он писал Сталину о крупных пробелах в бомбардировочной авиации и
отсутствии радионавигации;
с 08.1940 по 04.1941 гг.Герой
Советского Союза, генерал-лейтенант авиации П.В.Рычагов (образование среднее
военное, арестован 24.06.1941 г., расстрелян в возрасте 30 лет)[10]. В апреле 1941 г. он заявил на
совещании у Сталина по поводу большой аварийности в авиации: «Аварийность и будет большая, потому что Вы
заставляете нас летать на гробах!».[11] (см. § 2.3.1.)
Жуков тепло отзывался о П.В.Рычагове:
«Доклад на тему «Военно-воздушные силы в
наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе» сделал начальник
Главного управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенант П.В.Рычагов, особенно
отличившийся в Испании. Это было очень содержательное выступление. Трагическая
гибель этого талантливого и смелого генерала в годы культа Сталина была для нас
большой потерей. Вскоре после совещания он был расстрелян» [12].
До этого, с 07.1931 по 11.1937
гг. (6 лет) должность начальника ВВС Красной Армии занимал уже
упоминавшийся командарм 2-го ранга (1935 г.) Я.И.Алкснис, расстрелянный
29.07.1938 г. в возрасте 41 г.;
-
два начальника штаба ВВС Красной Армии, действовавший и бывший:
с 05 – 06.1941 г.начальник
штаба ВВС Красной Армии генерал-майор авиации П.С.Володин (образование среднее,
окончил летную школу, арестован 27.06.1941 г., расстрелян 28.10.1941 г. в
возрасте 40 лет, реабилитирован в 1954 г.),
с 09.1938 до 09.1940 гг.предыдущий
начальник штаба ВВС Красной Армии, начальник Военно-воздушной академии, Герой
Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Ф.К.Арженухин (образование высшее
военное, арестован 28.06.1941г., расстрелян 28.10.1941 г. в возрасте 39 лет,
реабилитирован в 1954г.).
Следует отметить, что следующий
начальник штаба ВВС генерал-майор авиации Г.А.Ворожейкин, занимавший эту
должность с 08.1941 по 05.1942, а до этого 2 года (05.1938 - 04.1940
гг.) находился в тюрьме, во время войны дослужился до звания маршала авиации.
Выше уже отмечалось, что предыдущие 4 начальника штаба ВВС, занимавшие эту
должность с 1932 по 1938 гг., комкоры С.А.Меженинов, В.В.Хрипин,
В.К.Лавров и комдив С.В.Тестов, были расстреляны в 1937-1938 гг.;
- заместитель начальника штаба ВВС
Красной Армии генерал-майор авиации П.П.Юсупов (образование высшее военное,
арестован 17.06.1941 г., расстрелян в возрасте 47 лет, реабилитирован 1955 г.),
- командующий ВВС Западного фронта
генерал-майор А.И.Таюрский, (образование высшее военное, арестован 08.07.1941
г., расстрелян в возрасте 42 лет, реабилитирован в 1958 г.). Он пробыл на этой
должности всего две недели,
- предыдущий командующий ВВС
Западного фронта, Герой Советского Союза, генерал-майор И.И.Копец (образование
высшее, военное), застрелился в возрасте 32 лет в своём служебном кабинете в
первый день войны 22.06.1941г. (около 18:00). Существует версия, по которой
И.И.Копец застрелился из-за опасения ареста. Косвенно эта версия подтверждается
арестом его жены (23.08.1941 г.), которая по приговору военного трибунала,
провела в заключении 5 лет, как «жена изменника Родины», реабилитирована в 1956 г.
- командующий ВВС Северо-Западного
фронта генерал-майор авиации А.П.Ионов (образование высшее военное, арестован
01.07.1941 (по другим данным 26.06), расстрелян в возрасте и 48 лет,
реабилитирован в 1955 г.),
- командующий ВВС Юго-Западного
фронта Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Е.С.Птухин (образование
среднее, арестован 27.06.1941 г., расстрелян 23.02.1942 г. в возрасте 40 лет,
реабилитирован в 1954 г.).
Прямо накануне войны 20 июня 1941 года Птухин был отстранен от должности за
высокий уровень аварий в авиационных соединениях округа[13]
Хорошо
отзывался о Е.С.Птухине Г.К.Жуков: «Хочется
сказать доброе слово и о командующем военно-воздушными силами округа
генерале Е.С.Птухине, который был
блестящим лётчиком и командиром, преданным сыном нашей партии и отзывчивым
товарищем. К сожалению, он, как и многие, стал жертвой клеветы и трагически
погиб в 1941 году [в феврале 1942
г., автор]»[14].
- начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта
генерал-майор авиации Н.А.Ласкин (образование высшее военное авиационное,
арестован 12.07.1941 г., расстрелян 23.02.1942 г. в возрасте 47 лет,
реабилитирован 1956 г.).
- командующий ВВС Дальневосточного
фронта генерал-лейтенант авиации К.М.Гусев (образование среднее, окончил летную
школу, арестован 11.07.1941 г.(по другим данным 17.07), расстрелян в возрасте
36 лет, реабилитирован в 1954
г.)
- помощник командующего ВВС ПривВО,
до этого начальник ГУ ВВС Красной Армии генерал-лейтенант авиации П.А.Алексеев
(образование среднее, окончил летную школу, арестован 19.06.1941 г., расстрелян
в возрасте 53 года, реабилитирован 1955 г.),
- бывший командующий ВВС Московского
военного округа Герой Советского Союза генерал-лейтенанта авиации П.И.Пумпура,
образование высшее военное, арестован 31.05.1941 г., расстрелян 23.02. 1942 г. в возрасте 41 года, реабилитирован
в 1955 г.
П.И.Пумпура обвинили в неправильном подборе кадров и протаскивании на должность
своего заместителя, еще одного Героя Советского Союза – генерал-майора авиации
Э.Г.Шахта, который, по версии следствия, являлся «подозрительным человеком».
- заместитель командующего ВВС
Орловского военного-округа, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Э.Г.Шахт
(немец, образование высшее, арестован 30.05.1941 года, расстрелян 23.02. 1942 г, в возрасте 37 лет,
реабилитирован в 1955 г.
- заместитель командующего ВВС Ленинградского военного
округа, бывший начальник управления военно-учебных заведений ВВС, генерал-майор
авиации А.А.Лёвин (образование высшее военное, арестован 09.07.1941 г.,
расстрелян в возрасте 45 лет, реабилитирован 1955 г.),
- заместитель командующего ВВС
ЛенВО, командир авиадивизии, комбриг А.И.Орловский (образование высшее военное,
арестован 12.06.1941 г., умер в лагере в 1942 г., в возрасте 43 лет, реабилитирован 1958 г.),
- командир 9 смешанной авиационной дивизии (САД) Западного военного
округа, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации С.А.Черных (образование
среднее, окончил летную школу, арестован 08.07.1941 г., расстрелян 16.10.1941
г. на полигоне «Коммунарка», в возрасте 29 лет, реабилитирован 1958 г.). Лично храбрый,
опытный летчик С.А.Черных был, скорее всего, недостаточно подготовлен к
командованию авиационной дивизией. Это следует из его послужного списка. Всего
за 4 года он прошел путь от командира
звена (3 самолета), лейтенанта (март 1936 г.), до командира авиационной дивизией
(более 400 самолетов), генерал-майора (июнь 1940 г., 28 лет). Фактически
9-я САД как боевая часть перестала существовать 24 июня, когда в результате
налетов немецкой авиации на бывших аэродромах дивизии были уничтожены
оставленные там самолеты. Всего за несколько дней войны авиадивизия Черных
потеряла 347 самолетов из 409[15].
Но комдив был судим не только за потерю 70% боевой техники, а за то,
что,якобы бросил руководство личного состава дивизии, в паническом состоянии на
грузовой машине, без головного убора, пояса и боевого оружия бежал с фронта в
Брянск, где был задержан органами милиции и доставлен в комендатуру гарнизона…[16]
На суде Черных признал себя виновным лишь в том, что он ошибочно принял
приземлившиеся на Сещенском аэродроме советские самолеты за фашистские и
предпринял действия, чтобы захватить эти самолеты; в остальной части
предъявленного ему обвинения Черных виновным себя не признал, и объяснил, что
уничтожение противником материальной части дивизии было обусловлено не
боеспособностью дивизии, о чем вышестоящее командование было осведомлено
полностью.
Из заключения Генштаба ВС СССР от 6
февраля 1958 г.
следует, что к началу войны 9 авиадивизия к ведению боевых действий была не
подготовлена. К этому времени не было закончено ее перевооружение и
переучивание летного состава на новых типах самолетов. Чрезмерно близкое
расположение частей дивизии к границе не соответствовало ее боевой готовности и
способствовало противнику в нанесении внезапного удара по аэродромам дивизии.
Запасных же аэродромов дивизия не имела.Из свидетельских показаний следует, что
Черных просил у командира 51-ой танковой дивизии отряд бойцов для освобождения
Сещенского аэродрома. Из материалов дополнительной проверки также видно, Черных
по своей инициативе и вопреки приказам, полученным им от вышестоящих
командиров, поставил полкам дивизии боевые задачи по прикрытию войск и других
объектов от ударов с воздуха, благодаря чему части дивизии сбили 19 самолетов
противника. Поэтому вывод суда о преступном бездействии Черных противоречит
действительности.
- начальник курсов
усовершенствования командного состава ВВС, комбриг И.И.Черний (образование
высшее военное, арестован 07.06.1941 г. (47 лет), умер в тюрьме,
реабилитирован),
- помощник главного инспектора ВВС
Красной Армии, комдив Н.Н.Васильченко
(образование высшее военное, арестован 01.06.1941 г., расстрелян в возрасте 46
лет, реабилитирован 1955 г.)
и другие известные летчики [17].
Трагична, а с другой стороны необычна
судьба Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации И.И.Проскурова
(образование высшее инженерное, арестован 27.06.1941 г., расстрелян в возрасте
34 лет, реабилитирован 15.05.1954 г.).
Он стал Героем Советского Союза 21.06. 1937 г. за боевые подвиги в Испании. По указанию Сталина он сразу был произведён из старших
лейтенантов
в майоры. В том же 1937 году присвоено
звание полковника, а в начале 1938
года — комбрига (стал одним из самых молодых
обладателей генеральское звание в Красной Армии - 31 год). Последовательно командовал авиационной
бригадой и авиационной армией особого назначения (АОН-2), 07.10.1938 г. утверждён членом
Военного совета при НКО СССР, а уже 14.04.1939 года (в возрасте 32 лет)
назначается заместителем наркома обороны, начальником Разведывательного управления (РУ) Красной Армии. В июне 1940 года Проскурову
было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. Фантастическая
карьера, за 2 года прошел путь от старшего лейтенанта до комдива
(генерал-лейтенанта). Через год, с должности начальника РУ Красной Армии (07.1940 г.)переведен на
должность командующим ВВС Дальневосточного фронта (09.1940
г.), а в октябре назначается помощником начальника
ВВС Красной Армии по дальнебомбардировочной авиации. ВВС. Снят с этой должности
04. 1941 года в ходе начавшейся чистки в руководстве ВВС. За два дня до
начала войны 19.06.1941 г.был назначен командующим ВВС
7-й армии, а уже
27.06. был арестован и 28.10. 1941
г. – расстрелян.
Семью И.И.Проскурова сослали в Казахстан. Старшая дочь вспоминала: «Нас волновала судьба отца. Мы продолжали писать
во все инстанции. Ответ был один — «осужден на десять лет без права переписки»[18]. Такую лживую формулировку сообщали многим
родственникам уже расстрелянных «врагов
народа». А в это время на Украине фашисты расстреляли Иосифа Проскурова за
то, что его сын — генерал Красной Армии.
В документе, выданном Прокуратурой СССР и Главной военной прокуратурой
родным Проскурова, говорилось: «Дело в
отношении Проскурова Ивана Иосифовича, 1907 года рождения, уроженца Запорожской
области, прекращено 11 мая 1954 года за отсутствием в его действиях состава преступления.
Проскуров Иван Иосифович полностью реабилитирован». В том же году была
реабилитирована его вдова и дочери. Посмертно Проскурова восстановили в звании
Героя Советского Союза. Сам собой напрашивается вопрос: «как сложилась бы военная карьера 34-летнего генерала Проскурова, если
бы в 1941 году он остался жив? Говорить об этом можно лишь предположительно.
Хотя Иван Иосифович и не имел высшего военного образования, он активно
занимался самообразованием, умело руководил авиационными соединениями (с июня
1937 по апрель 1939 года успешно [это невозможно понять за столь короткий
срок, автор] командовал авиационной
бригадой и армией особого назначения). Это дает основание предполагать, что в период
Великой Отечественной войны из него получился бы хороший командир авиационного
корпуса или командующий воздушной армией [думаю, что начинать войну он
должен был максимум с командира авиационного полка, автор]. Но, увы, этому не суждено было сбыться. В памяти знавших его людей
Иван Проскуров остался смелым воздушным асом, талантливым авиационным
командиром, способным руководителем советской военной разведки и одним из самых
молодых генералов».[19]
Отдельно стоит рассказать о судьбе
еще одного авиационного Героя Советского Союза начальника НИИ ВВС Красной Армии
(ныне
Государственный летно-испытательный центр – ГЛИЦ Минобороны РФ),
генерал-майоре авиации А.И.Филине, так много сделавшем для развития советской
авиации.
Почти одновременно с проверкой состояния дел в ВВС МВО
была проведена проверка НИИ ВВС КА с последующим снятием с должности начальника
НИИ А.И.Филина.
После окончания в 1930 году по первому разряду (с
отличием) Военно-воздушной
академии им. Н.Е.Жуковского А.И.Филин становится испытателем в НИИ
ВВС. Он летал
на самолётах многих типов, проводил лётные испытания, занимался практической и
теоретической работой по совершенствованию конструкций самолетов и технике их
пилотирования.
В 1937 году А.И.Филин назначается начальником НИИ ВВС,
Его высокая компетентность была важна при определении лучших конструкций
самолетов перед их запуском в серийное производство. Другая сторона его
деятельности – это выработка дополнительных требований к вновь разрабатываемым
конструкциям самолетов, а также к спецоборудованию (приборам, агрегатам и др.),
используемого в военной авиации.
Под руководством А.И.Филина были созданы специальные лаборатории
для испытаний различных приборов и агрегатов для самолетов (планера) и
бортового спецоборудования. Так, для определения характеристик авиационных двигателей
при полете на высотах более 2 тыс. метров была создана испытательная база в
горах Памира. Оценка боевой живучести самолетов проводилась на специальных стендах,
где бронированные отсеки машин обстреливались боевыми патронами.
А.И.Филин активно участвовал в создании новых
самолетов Ил-2, МиГ-1, МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2 и Пе-8. Он оперативно
организовывал их испытания в НИИ ВВС, и сам участвовал в их проведении и
доводке. Летные навыки и инженерное мышление позволяли А.И.Филину лично
облетывать каждый новый самолет, прежде чем ставить свою подпись под словом
«Утверждаю» на окончательном акте испытаний. По результатам этих испытаний были существенно
изменены требования к конструкторам самолётов по проведению полного цикла
заводских испытаний до передачи самолёта на государственные испытания, что естественно не очень понравилось
некоторым авиаконструкторам, любимцам Сталина.
В 1940
г. НИИ ВВС проводились приемочные испытания новых
истребителей конструкций А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, А.И.Микояна и
М.И.Гуревича. Анализируя ход испытаний истребителя А.С.Яковлева, он говорил: «Я считаю, что если на спецоборудование не
будет обращено внимание с самого начала, то с этим делом мы сядем в лужу. Нужно
прямо сказать, что на сегодня оборудованию современного самолета придается не
меньшее значение, чем планеру или вооружению: 50 процентов спецоборудованию и
50 процентов планеру и вооружению» [20].
Это положение было полностью подтверждено при испытании немецких
истребителей и других типов самолетов, которые Германия легкомысленно продала
Советскому Союзу в конце 1940
г.
«…Вы
возьмите немецкий самолет, он не мыслится без слепой посадки, без наличия двух
раций, радиокомпаса и целого ряда таких вещей. Без такого оснащения боевое
применения самолетов крайне ограничено. Я считаю неверной точкой зрения,
которая существует в НКАП, по этому вопросу[обращали внимание только на
планер, авиамоторы и вооружение, автор]. В
вопросе спецоборудования не мыслится ни одного истребителя, которым бы нельзя
было управлять с земли. Это показывает опыт войны[в Испании, Китае и
Монголии, автор]»[21].
А.И.Филин выдвинул концепцию, согласно которой самолет даже с самыми лучшими
летными данными сможет эффективно выполнять боевые задачитолько при наличии двусторонней радиосвязи, приборов для полетов в сложных и ночных
метеоусловиях и другого специального оборудования.
7 мая 1941 года в Кремле проходило расширенное
совещание командования Красной Армии. В президиуме находились Сталин,
сохранившиеся после репрессий 1937-1941 гг. маршалы: Ворошилов, Тимошенко,
Буденный, Кулик и другие высшие командиры Красной Армии. На совещании с
докладом о состоянии ВВС Красной Армии выступил А.И.Филин. Вот его некоторые
тезисы:
«Невозможно
понять, что происходит: немцы всю весну безнаказанно, нагло летают над нашей
территорией, а наши ВВС как бы не замечают этого! Новые самолеты недопустимо
медленно передаются на испытания и тем более в производство... И уж совсем
черепашьими темпами осваиваются летным составом! Еще хуже то, что некоторые
авиаконструкторы пытаются ставить на серию «сырые», явно недовведенные самолеты…»[22]
«При
этих словах с места срывается конструктор А.С.Яковлев и, явно апеллируя к
Сталину, выкрикивает:«Товарищи! Так может
говорить только враг народа!». Сталин на секунду замедляет шаг, смотрит в
пространство и, странное дело, не произносит в ответ ни слова...»[23]
… далее А.И.Филин перечисляет достоинства
бомбардировщика Пе-8 и слышит реплику Сталина: «А вот некоторые военные считают, что такой самолет нам не нужен! На
что Филин со свойственной ему прямотой отвечает в притихшем зале: «Вы не правы, товарищ Сталин! Без такой
машины нам не выиграть большую войну с сильным противником!...»
«Сталин от
неожиданности цепенеет и едва не роняет трубку. Но быстро приходит в себя и с
расстановкой произносит, глядя прямо в глаза А.И. Филину: «Вы можете так
считать, но я остаюсь при своем мнении!»[24]
С этого самого дня «по
случайному совпадению» у Сталина больше ни разу так и не нашлось времени,
чтобы принять своего недавнего любимца генерала Филина.
Вскоре Сталину становится известно от главного
конструктора Артема И. Микояна, что при испытаниях его истребителя МиГ-3 в НИИ
ВВС получена меньшая дальность, чем в ходе специально организованного перелета
Москва – Ленинград. Сталин сразу распорядился для расследования причин создать
комиссию под руководством секретаря ЦК ВКП (б) Г.М.Маленкова и наркома обороны
С.К.Тимошенко. Конечно, это не вопрос руководителя государства. Это показывает,
что любой маломальский вопрос невозможно было решить без согласования со
Сталиным. Очевидно, что такая система управления (принятия решений) в стране,
отрасли или на предприятиях малоэффективна.
Естественно, комиссия была далека от понимания
тонкостей летных испытаний, тем более с отрицательным посылом Сталина. Она
проигнорировала, что при перелете Москва – Ленинград МиГ-3 был оборудован
дополнительным прибором, который позволял летчику выдерживать оптимальный режим
работы двигателя. Сыграли роль и жалобы главных конструкторов на Филина:
дескать, он занижает данные испытуемых самолетов. Ему ставилось в вину и то,
что новые истребители, в том числе Як-1, были запущены в серийное производство
без проведения войсковых испытаний, хотя в действительности именно Филин настаивал
на их проведении.
Основания для снятия с должности и ареста были
быстро найдены, что потом отразилось в обвинительном документе:
«...В
связи с приемом и сдачей дел НИИ ГУ ВВС КА установлено, что в работе
Научно-исследовательского института ГУ ВВС имеют место крупные недостатки.
Бывший начальник НИИ Филин своим неправильным руководством тормозил создание и
внедрение новых самолетов ВВС, а в ряде случаев, как это было, например, с
самолетом МиГ-3, срывал с вооружения вполне современный и освоенный в серии
самолет. Работа института проходила в отрыве от строевых частей и без
необходимого контакта с авиационной промышленностью.
Испытания и оценка новых опытных самолетов
проводилась в НИИ неправильно, поверхностно и неполно, в результате чего в ряде
случаев Правительству давались не соответствующие действительности заключения
по испытанным самолетам. НИИ ВВС часто предъявлял к самолету, идущему в серию,
целый ряд дополнительных требований, которые приводили к значительному
перетяжелению самолета, ухудшению его летных качеств».
Тем
не менее А.И.Филин оказался прав, истребитель МиГ-3, из-за которого его сняли с
должности и арестовали, значительно уступал по своим летным качествам и Як-1, и
ЛаГГ-3. С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на
малых и средних высотах, на которых манёвренность МиГ-3 резко ухудшалась. В
результате, в воздушных боях лета-осени 1941 г., части, вооружённые этими самолётами,
понесли огромные потери, и вскоре модель была снята с производства. Оставшиеся
экземпляры были переданы частям ПВО, где самолёт
применялся как высотный перехватчик и ночной истребитель.
За подписью руководителей комиссии вышел документ, в
соответствии с которым генерал-майор авиации А.И.Филин предавался суду военного
трибунала. Их же решением отстранялась от должностей группа инженеров и
летчиков-испытателей, проводивших государственные испытания в НИИ ВВС: Документ
датирован 31 мая 1941 года, а арестован Филин был еще 23 мая.
На допросах Филина избивали, но он не признавал
надуманных обвинений. Его сосед по камере, преподаватель Академии Генерального
штаба генерал-майор И.Х. Паука (арестован 24.06.1941 г., умер под арестом 05.1943 г. в возрасте 60
лет, реабилитирован в 1953 г.),
всячески поддерживал его: «Мы должны
выстоять, Александр Иванович. Придет время, возможно, нас тогда уже не будет,
но правда восторжествует!»[25]
Находясь под арестом, Филин отправил Сталину, Берии и
Ворошилову письма, в которых пытался доказать свою невиновность. Но все
напрасно. К тому времени справедливость его жестких требований к испытуемым
самолетам была со всей очевидностью подтверждена на фронтах Великой
Отечественной войны...[26]
О том, что произошло дальше, много позже вспоминала младшая
сестра генерала Вера Ивановна: «Шуры уже
не было на свете, когда тщедушный, забитый чекистами сержант, сидевший с ним в
одной камере, выйдя из тюрьмы, подал нам знак из Лихобор, где формировались
идущие на фронт составы штрафников. Он передал записку брата и рассказал, что
Александра на допросах жестоко избивали, приводили еле живым и бросали у порога
камеры. И еще вспомнил слова Филина, произнесенные сквозь выбитые
зубы: «Это они делают со мной! А каково было дважды Герою Яше Смушкевичу с
его-то костылями? Ведь эти изуверы пытали и его!» [27].
Начальник НИИ ВВС Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А.И.Филин
(образование высшее военное, арестован 23.05.1941 г. был в «списке 46-ти», расстрелян 23.02.1942 г.,
в возрасте 39 лет, реабилитирован в 1955 г.)
В приведенном перечне элита ВВС
Красной Армии — 25 командиров, девять из которых были Героями Советского Союза,
а один из них дважды. Семь высших командиров ВВС и ПВО (Г.М.Штерн, А.Д.Локтионов,
Я.В.Смушкевич, П.В.Рычагов, П.С.Погодин, И.И.Проскуров, Ф.К.Арженухин) были
расстреляны 28.10.1941 г. в поселке Барбыш (ныне район г. Самары), а еще 17
командиров находились в «списке 46-ти»
с резолюцией Сталина «Расстрелять всех
поименованных в списке» (см.
рис. 1 части 5.2). Они были расстреляны 23.02.1942 г. в г. Саратове. И
еще один - комбриг А.И.Орловский умер в лагере в 1942 г., в возрасте 43 лет.
Вместе с П.В.Рычаговым была расстреляна его жена М.П.Нестеренко (в возрасте 31
год) - майор авиации, заместитель командира авиаполка особого назначения.
Расстрел 23 февраля
1942 года, 17 генералов
из «списка 46-ти», показывает мазохистскую изощренность автора палаческого приговора (Сталина)
и его исполнителей. Крупные военачальники были хладнокровно
убиты в день Красной Армии,
становлению и развитию
которой они
посвятили свои жизни.
(Окончание раздела - по
ссылке)
[2] Выписка из протокола решения Политбюро ЦК ВКП(б) № 26
от 9 апреля 1941 г.
bdsa.ru/dоkumеnti-tsk-vkpb-i-соvnарkоmа-041941-121941/№-375-vipiсki-iz-pротоkоlа-реshеniya-pоliтbuро-tsk-vkpb-№-26-9-аpреlya-1941-g
[4]
В. Бешанов. Сталин – гробовщик Красной Армии. Главный виновник Катастрофы 1941.
— М., Яуза, 2012 г.
[7] П.А. Судоплатов Разведка и Кремль. Воспоминания
опасного свидетеля., Алгоритм, 2017
г., с. 480
[8] На момент ареста – в распоряжении НКО.
[9] На момент ареста – помощник начальника Генерального
штаба по авиации.
[10] На момент ареста – слушатель академии Генштаба.
[11] Лобанов М.П. Сталин в воспоминаниях современников и
документах эпохи: К. Симонов Беседы с Адмиралом Флота Советского Союза И. С.
Исаковым - https://history.wikireading.ru/259456
[12] Г. К. Жуков «Воспоминания и размышления». В 2 т. Т. 1.
— М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с.
[13] А. В. Исаев «Приграничное сражение 1941. Первая битва
Великой Отечественной», Яуза-Каталог, Серия Подлинная история великих войн,
2020. – 704 с.
[14] Г. К. Жуков «Воспоминания и размышления».
В 2 т. Т. 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с.
[15] М. Солонин «На мирно спящих аэродромах… Разгром 1941
года», М., Яуза-каталог, 2019. – 512 с.
[17]См.АрхивпрезидентаРФ,ф.3,оп.24,д.378,л.196—211;Н.С.ЧерушевУдар посвоим.Краснаяармия1938—1941. М.Вече.2003, с. 480
[18] РГВА, ф. 40874, оп. 28, д.4, л. 13.