Массовые политические репрессии в Советском Союзе. Часть 5.3
Дата: 28/07/2020
Тема: Блог Булата Нигматулина


Часть 1, Часть 2Часть 3, Часть 4, Часть 5.1, Часть 5.2

5.3 Репрессии высшего командного, начальствующего и политического состава ВВС, ПВО и Главного артиллерийского управления (ГАУ) НКО, Красной Армии накануне, в первый год и во время войны.

С 23 декабря по 31 декабря 1940г в Кремле, в Овальном зале проходило крупнейшее до начала войны совещание высшего командного и политического состава Красной Армии. Совещание было созвано по указанию ЦК ВКП(б) для анализа крупных проблем в боевой подготовке и организации войск, выявленных в ходе финской войны.



В совещании принимали участие члены Политбюро во главе со Сталиным, четыре Маршала СССР во главе с нарком НКО СССР С.К.Тимошенко, 254 генерала, 15 полковников (на генеральских должностях) т.е практически весь генералитет Красной Армии. На совещании выступали с докладами Г.К.Жуков, И.В.Тюленев, Д.Г.Павлов и начальник Главного Управления ВВС КА, генерал-лейтенант П.В.Рычагов. После его выступления, начались прения. Выступали генерал-лейтенант Козлов Д.Т., генерал- лейтенант Попов М.М., генерал-лейтенант ВВС Птухин Е.С., генерал-лейтенант ВВС Гусев К.М., генерал-лейтенант ВВС Кравченко Г.П., генерал-майор ВВС Куцевалов Ф.И., генерал-лейтенант Смушкевич Я.В., генерал-лейтенант Кузнецов Ф.И.,генерал-лейтенант Пуркаев М.А, генерал-майор ВВС Хрюкин Т.Т. и другие[1].

За время войны из 62 выступавших 14 было репрессировано (из них 12 расстреляно) или более 20%, 9 человек погибло, из них 1 покончил жизнь самоубийством, 5 человек попало в плен и 1 человек – Власов – запятнал себя предательством.

Накануне, в первый месяц (июнь-июль) 1941 г., в первый и последующие годы войны, потянулась цепочка арестов высшего командного, начальственного и политического состава Красной Армии.  До войны и сразу в начале войны, аресты проводили в основном сотрудники 3-го Управления (военная контрразведка) НКО и органы НКВД согласно выписанных постановлений на арест. Санкции на арест давали нарком НКО маршал СССР Тимошенко (изредка маршалы СССР Ворошилов или Буденный) и Прокурор СССР Бочков на основании материалов проверок и показаний ранее арестованных. При отсутствии объективных фактов преступной деятельности, они обвинялись в принадлежности к антисоветским организациям, вредительстве и шпионаже в пользу Германии. От многих арестованных, избиениями и пытками получали ложные показания на себя и сослуживцев, что становилось поводом для новых арестов. Следствие по ним вела группа сотрудников следственного управления НКГБ и 3-го Управления НКО, под руководством  начальников следственной части по особо важным делам НКВД-НКГБ Л.Е.Влодзимирским (арестован по делу Берии летом 1953 г., расстрелян 23.12.1953 г. в возрасте 47 лет, не реабилитирован), Л.Л.Шварцманом (сначала был арестован 12.07.1951 г. по делу организации большого «националистического еврейского заговора», а потом дело было переквалифицировано. Как активный участник сталинских репрессий, расстрелян 26.02.1956 г., в возрасте 48 лет, не реабилитирован),  и зам. начальника следственной части 3-го управления НКО Б.С.Павловским (умер в 1967 г., в возрасте 64 года на пенсии);

Всех арестованных генералов, по принадлежности можно отнести к высшему командному составу: ВВС и ПВО, НИИ ВВС, ГАУ, бывших высших командиров армий прибалтийских республик, вошедших в состав Красной Армии, в так же армейских генералов и политработников, осуждённых за ненадлежащее выполнение воинского долга во время войны.

Репрессии высшего командного состава ВВС и ПВО

Все началось 9 апреля 1941 г., когда Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о снятии с должности заместителя наркома обороны, начальника (командующего) ВВС Красной Армии, Героя Советского Союзагенерал-лейтенанта авиации П.В.Рычагова, как «недисциплинированного и не справившегося с обязанностями руководителя ВВС Красной Армии»[2]. Через месяц, 10 мая 1941 г. двумя Постановлениями ПолитбюроЦК ВКП (б)[3] были сняты со своих должностей командующий ВВС Московского военного округа (МВО) Герой Советского Союза генерал-лейтенанта авиации П.И.Пумпур (репрессирован) и командующий ВВС Орловского военного округа генерал-майор авиации П.А.Котов из-за недостатков боевой подготовки ВВС вверенных им округов. Последнего назначили преподавателем военной академии, ему повезло - он избежал репрессий.

В ВВС МВО более 2 лет (11.1938-12.1940 гг.) не было постоянного командующего. Это естественно привело к резкому снижению боевой подготовки и боевой готовности авиации округа. Генерал-лейтенант авиации П.И. Пумпур был вновь назначен на должность командующего ВВС МВО в декабре 1940 г., в возрасте 41 год, до этого имел солидный послужной список. Однако, уже через 5 месяцев за развал работы, был снят с должности, лишен звания Героя Советского Союзаи отдан под суд. Основания - выводы комиссии Г.М.Маленкова (секретарь ЦК ВКП(б)), И.В.Тюленева (командующий МВО), Н.А.Сбытова (новый командующий ВВС МВО), А.С.Щербакова (первый секретарь Московского городского и областного комитетов ВКП(б)) и П.Ф.Жигарева (начальник ГУ ВВС Красной Армии). Они были утвержденыСНК(Правительство) Союза ССР и ЦК ВКП(б)27 мая 1941г., то есть менее чем за месяц до начала войны.

Выводы:
«За зимний период 1941 года в частях ВВС МВО боевая подготовка и боевая готовность находятся в неудовлетворительном [выделено, автор]состоянии. Освоение новой материальной части проводилось крайне медленно. Фактически сорвано обучение летчиков бомбометанию, воздушной стрельбе, воздушному бою, маршрутным полетам, высотным, слепым и ночным полетам.

При наличии в округе 1197 летчиков - проведено лишь 346 бомбометаний. При этом с положительными результатами, выполнено только 191 бомбометание, или 55% к числу вылетов. Проведено 723 стрельбы по конусам и щитам, с положительным результатом выполнено только 387 стрельб, или около 50%. По округу проведено всего 78 воздушных боев. Ночью летало 103 летчика с общим налетом в 206 час [меньше 10% летчиков ВВС МВО, приходилось всего 2 часа на одного лётчика, автор]. Совершенно не отрабатывалось ночное боевое применение истребителей. Высотная подготовка в округе сорвана. За весь зимний период высотный налет по всему округу составил 45 часов 27 минут, и ни один летчик выше 7000 метров не поднимался. Причем летали на высоту лишь некоторые командиры.
По состоянию на 1 мая 1941 года, 248 летчиков или 23%, не летали на боевых самолетах.

По 24-й авиадивизии планов переучивания не было, полеты были организованы неинтенсивно, 27-й истребительный полк на самолетах Миг-3 не летает, хотя с 1 апреля 1941 г. имеет 11 самолетов. Правда, истребитель Миг - 3 оказался и сложным в пилотировании, и имел много производственных дефектов, что вызывали недоверие к самолету. Поэтому даже опытные летчики-истребители боялись летать на нем[4].

Вопросы радионавигации [выделено, автор] в ВВС Московского округа совершенно не отработаны.

Одновременно с плохими результатами боевой подготовки в округе резко выросла аварийность. При катастрофах убито 29 человек и ранено 18 человек; аварий имеется 31, поломок и вынужденных посадок 103.

Особенно тяжелое положение в 23-й авиадивизии. По личному докладу командира дивизии т. Андреева и в результате специальной проверки дивизии установлено, что все четыре полка дивизии почти совершенно не занимались боевым применением и в настоящее время являются небоеспособными [это за месяц до начала войны, выделено, автор].

Наземная аппаратура в 23-й дивизии для тренировки не используется; бачлер, вместо использования его в обучении навигации и бомбометанию, поломали и выбросили, вследствие чего при бомбометании летчики, не обученные предварительно на земле, давали плохие результаты в воздухе.

Пулеметы и бомбардировочное вооружение в 23-й дивизии не были отлажены до апреля месяца.

До 10 мая 1941 г. в дивизии отсутствовал, по вине начальника снабжения ВВС округа т. Клебанова, неприкосновенный запас авиабензина. Несмотря на это, по приказанию командира 23-й авиадивизии полковника Андреева расходовался последний бензин, находившийся в самолетах, в результате чего самолеты оставлялись на несколько недель не способными подняться в воздух [выделено, автор].

В дивизии за зимний период произошли одна катастрофа и десять аварий. Дисциплина находится на низком уровне. Имущество в авиабазах содержится плохо. В январе месяце боевые авиабомбы были брошены на разгрузочной площадке железной дороги и, занесенные снегом, пролежали полтора месяца. После указаний инспекции Народного комиссариата обороны в марте месяце бомбы были перевезены на бомбосклад, но и на складе, как это выяснилось проверкой при сдаче дел [П.И. Пумпуром], бомбы в порядок приведены не были. Виновники этого преступления [выделено, автор]до сих пор наказаны не были.

Командир полковник Андреев и его заместитель полковник Соболевский боевой подготовкой не руководили, никаких мер по приведению дивизии в боевую готовность не принимали [выделено, автор].

Подготовка истребительной авиации округа для работы в системе ПВО г. Москвы сорвана.

В течение зимнего периода в частях 24-й авиадивизии не проведено ни одного учения по взаимодействию со средствами ПВО. Не проведено ни одной тревоги с вылетом истребителей. Управление истребителями в воздухе с командного пункта ПВО совершенно не отработано, радиосвязь не используется, и летчики в радиоуправлении не тренируются[выделено, автор]. 24-я авиадивизия для работы в ночных условиях и на высоте не подготовлена, так как с октября 1940 года и до последнего времени ночью и на высоту в дивизии не летали даже те экипажи, которые были подготовлены к работе в системе ПВО еще в 1940 году.

Вопросами пристрелки пулеметов и отлаживанием кислородного и другого оборудования начали заниматься только в апреле месяце.

Оперативные аэродромы по своим размерам для новых самолетов малы, а использование таких аэродромов, как Центральный, Монино, Фили, Раменское, Внуково, планами ПВО не предусмотрено.

В системе ПВО на подступах к городу Москве аэродромов недостаточно, а в северном и северо-западном направлениях аэродромов совершенно нет.

Части 24-й истребительной авиадивизии, которая прикрывает Москву, только на 50 проц. обеспечены бензином неприкосновенного запаса. Эскадрильи специального назначения снарядов «РС» не имеют, а к пулеметам Березина нет патронов с пулей «МД» (мощного действия) ...

…В авиационных школах округа подготовка летного состава опаздывает на один месяц. Егорьевская и Ярославская школы не обеспечены аэродромами и помещениями. Дисциплина в школах на низком уровне. В марте 1941 г. в Егорьевской школе был случаи, когда пьянствовал весь состав караула, и это в течение месяца скрывалось.

Особо следует отметить срыв формирования Рязанской и Ивановской высших школ штурманов. Высшие школы штурманов плохо укомплектованы постоянным и переменным составом. Начальник Рязанской школы т. Беляков и особенно начальник Ивановской школы т. Спирин бездействуют. Ответственность за срыв подготовки штурманов для дальней бомбардировочной авиации должны нести генерал-лейтенант Рычагов, генерал-лейтенант Проскуров и генерал-майор Белов – начальник управления кадров Главного управления ВВС Красной Армии. …

Инспекцией НКО в марте месяце по 6 проверенным авиабазам было установлено, что имущество, авиабомбы и боеприпасы хранятся неудовлетворительно……Во время приема и сдачи дел начальник снабжения Клебанов давал ложные сведения и пытался обмануть комиссию...

Комплектование частей ВВС округа личным составом поставлено неудовлетворительно. Часто люди подбирались по-семейному.

Командир 166-го резервного полка Минов пьянствовал, разложил полк, но ему, по представлению т. Пумпура, присвоили звание подполковника и назначили командиром полка в 78-й дивизии ПВО.

Командир 99-го авиаполка полковник Вальков срывал боевую подготовку полка, но т. Пумпур его выдвинул заместителем командира 77-й авиадивизии.

Заместитель командира 23-й дивизии полковник Соболевский подлежал снятию с работы, а т. Пумпур его выдвигал на должность командира дивизии.

Командиром 169-го истребительного полка назначен майор Богачев, по специальности штурмовик, работу истребителей не знает, и под его «руководством» в полку уже разбили 6 самолетов.

Тов. Пумпур неоднократно настаивал перед ГУ ВВС КА о назначении в качестве заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора авиации Шахта, который, как выяснилось при проверке, не может пользоваться доверием и является подозрительным человеком (немец по национальности, подданство СССР принял в 1936 году; в период пребывания немцев в г. Липецке, с ноября 1925 года по апрель 1926 года, служа в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье, по совместительству работал представителем при немецкой школе в г. Липецке; был постоянным пилотом [Я.И.] Алксниса [бывший начальник  ВВС Красной Армии, расстрелян 29.07.1938 г., реабилитирован 01.02.1956 г., автор] и командиром авиаотряда, обслуживавшего Управление ВВС при [Я.И.] Алкснисе.

Части ВВС округа имеют постоянный некомплект командиров звеньев. Подготовка командиров звеньев через нештатные курсы при авиадивизиях не оправдывает себя, т.к. на эти курсы забираются из войск в качестве инструкторов командиры эскадрилий, а в качестве обучающихся -командиры звеньев и летчики, входящие в боевой расчет полков, чем наносится ущерб боевой готовности строевых частей. Кроме того, ненормальное положение, в которое ставятся строевые части ВВС, усугубляется еще и тем, что материальная часть для нештатных курсов забирается также из полков.

Заключение

Главным виновником срыва боеготовности Военно-воздушных сил Московского военного округа является бывший командующий ВВС округа генерал-лейтенант авиации Пумпур.

Дополнительно к фактам, изложенным в выводах, следует сказать, что т. Пумпур смазывал недостатки, низкой требовательностью разлагал части ВВС округа, сам в частях бывал редко - за пять месяцев командования ВВС округа в 23-й авиадивизии совершенно не был; за преступное обращение с бомбами и боеприпасами командиров баз к ответственности не привлекал; зная о безобразиях на складе № 16, нужных мер не принял.

Вопросами боевой готовности частей т. Пумпур занимался плохо, вследствие чего в марте 1941 года инспекцией НКО было обнаружено, что почти все части ВВС МВО небоеспособны: пулеметы не пристреляны, бомбодержатели не отрегулированы, части боевым применением не занимаются; боевая готовность по тревогам не отработана.

В апреле месяце было установлено, что вся 23-я авиадивизия бензина в неприкосновенно запасе не имеет, а часть самолетов стоит без бензина в баках. 24-я авиадивизия МВО имела только половину положенного бензина в неприкосновенном запасе. Все это было известно генерал-лейтенанту авиации Пумпуру, но мер им принято не было.

Мобилизационная подготовка до конца апреля месяца находилась в запущенном состоянии, а мер к ликвидации этой запущенности т. Пумпур не принимал…

…Тов. Пумпур не обеспечил правильного распределения материальной части, что приводило к излишнему числу самолетов в одних полках и недостатку в других…

Тов. Пумпур не вел решительной борьбы за укрепление дисциплины и изжитие летных происшествий. Аварийщиков должным образом не наказывали.

Считать необходимым за срыв боевой подготовки и боевой готовности авиадивизий ВВС МВО генерал-лейтенанта авиации Пумпура предать суду лишить его звания Героя Советского Союза и запретить ему занимать командные должности[выделено, автор]…

В феврале 1942 г. решением Особого совещания НКВД СССР П.И. Пумпур был приговорен к расстрелу. 

Справедливости ради, следует отметить, что перед войной многие командиры частей ВВС при подготовке летчиков ограничивались максимально щадящими режимами полетов,чтобы минимизировать риски аварий. Это просматривается и в выводах комиссии. Кстати, об этом написал Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации И.И.Проскуров (также репрессированный, см. ниже) в письме к Сталину 21.04.1941 г.:

«… она [авиация, автор] является самым запущенным родом войск в нашей армии, … не отвечает требованиям борьбы с сильным противником. Главным недостатком в подготовке авиации считаю неумение… надежно действовать в сложных метеоусловиях и ночью, низкий уровень огневой и разведывательной подготовки (большинство экипажей не умеют отыскивать цели, даже в крупных пунктах).

… при существующих правилах летной службы в ВВС они [летчики, автор] не смогут выполнить возложенной на них задачи — слишком велики ограничения… слишком велика боязнь у командного состава ответственности за полеты в сложных метеоусловиях и ночью…

…Задача ясна —…готовиться действовать в условиях, приближенных к боевым. Ведь летают же немцы на приличные расстояния десятками и сотнями самолетов и в плохих метеоусловиях. Ведь летают же англичане сотнями самолетов на сильно защищенные объекты в плохих метеоусловиях и ночью, и плохо ли, хорошо, а задания выполняют.

… На 1 декабря 1940 года… в частях дальнебомбардировочной (ДБ) авиации насчитывается около 2000 экипажей, из них в то время летал ночью 231 экипаж, летали в сложных метеоусловиях 139 экипажей (около 6 %), обучались полетам вслепую 485 экипажей (около 24 %). Как видно, цифры для ДБ авиации явно нетерпимы — всего по 3—5 полностью подготовленных экипажей на авиаполк».

…За прошедшие 4—5 месяцев… в условиях плохой летной погоды, ограниченности горючим и смазочными материалами, плохой работе моторов (много самолетов стояли и стоят в ремонте) … к середине апреля с.г., теперь летают ночью 612 экипажей (30 %), в сложных метеоусловиях 420 экипажей (20 %), обучаются полетам в сложных метеоусловиях 963 экипажа (50 %). …Качество подготовки выросло больше, чем в ДВА раза…,что характеризует способность экипажей в большинстве выполнять полеты ночью и в сложных условиях.

… Этот перелом в качественной подготовке ДБ авиации сопровождается большим количеством летных происшествий — 18 катастроф в 1941 г. Из них: не установлены причины — 4, не справились со сложными метеоусловиями — 5, отказ моторов в воздухе — 4, по недисциплинированности летного состава — 5. Значительная часть катастроф по причинам плохой организации и дисциплины, как это правильно указано в приказе НКО № 0022 «Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии» от 12.04.1941 г».

…Происшествия тяжелые и их много, … но интересы дела требуют еще больше увеличить интенсивность летной работы, неустанно улучшая организацию и порядок в ВВС...

… у нас в истории авиации не было случая, когда бы судили командира за плохую подготовку подчиненной ему части. Поэтому люди … рассуждают так: “За недоработки в боевой подготовке меня поругают, ну в худшем случае снизят на ступень в должности, а за аварии и катастрофы я пойду под суд”…Такие настроения имеют и будут иметь место до тех пор, пока за боевую готовность подчиненной части не будут предъявлены такие же требования и ответственность, как и за аварийность...»

В середине мая произошел инцидент, который вызвал цепочку арестов высших руководителей ВВС и ПВО. 15 мая 1941 г. в Москву, без согласования с советской стороной, прилетел внерейсовый немецкий самолет Junkers Ju 52/3m с бортовым номером 7180. Он вылетел в 13:53 из Кёнигсберга и, пролетев над Белостоком, Минском и Смоленском, приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Перед посадкой сделал несколько кругов над стадионом «Динамо», где шел футбольный матч. Полёт Ju-52 не вызвал особых подозрений в частях ПВО,ВВС и московского округа ПВО (МПВО). Диспетчер ГВФ в Белостоке ошибочно определил и передал по линии информацию о рейсовом самолете. Командование 9-й авиадивизии базирующаяся в Западной военном округе вообще не было поставлено в известность из-за отсутствия связи с Белостоком.

По немецким данным Советский Союз заказал у германской фирмы Junkers Flugzeug und Motorenwerke AG (JFM) 10 самолетов JunkersJu 52/3m. 3 самолета Ju 52/3m были поставлены в марте 1941 г., и еще один в мае 1941 г. № 7180. Именно этот самолет и прилетел в Москву. Из-за начавшейся войны поставка остальных 6-ти Ju 52/3m не состоялась[5].

Из справки наркома Государственного контроля Мехлиса на имя Сталина «О результатах расследования фактов беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52 15.09.1941 г.»[6] следует, что у фирмы JFM было разрешение , действовавшее до 15 мая, на пролет этого самолета по маршруту Кёнигсберг – Москва, По правилам, о вылете самолета немецкая сторона должна была уведомить органы советской власти, которые в свою очередь должны были указать трассу для его пролёта. 15.05.1941 г. в 13 ч. 53 мин. самолет вылетел из Кёнигсберга в Москву, не получив согласие на вылет. Сообщение о вылете было отправлено только около 16 часов. Советские посты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) прозевали самолет Ю-52, приняв его за свой. Уже в Москве в гостинице «Националь», где остановились немецкие пилоты, сотрудник наркомата внешней торговли Рябченко спросил пилота прилетевшего самолета Марлота: «Почему они перед вылетом не запросили телеграфно Москву или торгпредство СССР в Берлине, а вылетели без этих уведомлений?»  Он сказал, что «на этот счет, не получил никаких письменных инструкций, но сам считает, что следовало бы ему телеграфно об этом сообщить». После недолгого допроса пилотов и штурманов, было выяснено, что летчики не имели ни каких враждебных намерений и не совершали никаких противоправных действий, от стандартного маршрута не отклонялись. Позднее экипаж и самолет Ju-52 (?) были возвращены германской стороне, но их несанкционированный полет стал поводом для крупных оргвыводов и репрессий командного состава ВВС и ПВО.

По мнению П.А.Судоплатова (с02.1941 г. до начала войны, заместитель начальника 1-го (Разведывательного) управления НКГБ СССР), этот полёт явился последней каплей, переполнивший чашу терпения Сталина: «…вызвал переполох в Кремле и привел к волне репрессий в среде военного командования: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрел высшего командования ВВС [и ПВО, автор]… Это феерическое приземление в центре Москвы показало Гитлеру, насколько слаба боеготовность [и соответственно организация управления, автор] советских вооруженных сил [ВВС и ПВО в частности, автор]»[7].

Конечно, несанкционированный прилет Ю-52 в Москву стал оскорбительной пощечиной Сталину, который безусловно считал себя знатоком авиации и уделял много внимания ее развитию. Ситуацию усугубил катастрофический разгром ВВС в приграничных военных округах в первые дни и недели войны. В мае-июле 1941 году было арестовано около 30 известных генералов ВВС и ПВО- практически ВСЕ высшее руководство ВВС Красной Армии!  Большинство имело опыт боевых действий в Испании, на Дальнем востоке, в районе реки Халхин-Гол и озера Хасан, в Китае и в войне с Финляндией.

Принято считать, что официальным поводом для арестов высших командиров ВВС явилось большое количество аварий с человеческими жертвами. Действительно в ВВС Красной Армии в предвоенный годежедневно происходило в среднем две-три аварии. Объективно все это было вызвано бурным ростом советской военной авиации. В начале 1941 года, когда в авиационные части стали массово поступать новые скоростные самолеты и началось переучивание личного состава, количество катастроф еще более возросло, во-первых, из-за низкой подготовки летчиков (см. §2.6.1), во-вторых сами самолеты были нового поколения, более скоростные и непривычными для летчиков, особенно молодых. Кроме того, причинами аварий являлись и конструктивные недоработки новых самолетов.

Однако Сталин начал подозревать в этом диверсии и вражескую руку. Руководство НКВД и НКГБ (Берия, Меркулов) четко уловило его негативное отношение к командованию ВВС. Были сделаны соответствующие распоряжения, поднят старый компромат из дел 1937—1938 гг. После чего, сначала в оперативных справках сотрудников НКВД, а затем и в протоколах допросов, причины автокатастроф стали увязывать с контрреволюционной деятельностью мощной, законспирированной антисоветской организации, возглавляемой высшим командованием ВВС, вредительстве и шпионаже в пользу Германии. Они были подвергнуты жестоким пыткам, многие из них были вынуждены сделать ложные признания не только на себя, но и на своих сослуживцев (правда некоторые из них потом от них отказались),во«вражеской работе, направленной на снижение боевой подготовки ВВС Красной Армии и шпионаже». Это послужило поводом для новых арестов и т.д. Тогда были арестованы:

- начальник Главного управления ПВО СССР, Герой Советского Союза, генерал-полковник Г.М.Штерн (образование высшее военное, арестован 07.06.1941 г., расстрелян 28.10.1941 г. в возрасте 41 года, реабилитирован в 1954 г.). по-видимому Сталин не простил ему инцидент с Ю-52,  Г.М. Штерн имел успешный опыт командования крупными соединениями и фронтами: в Испании (главный военный советник республиканской армии), на Халхин-Голе (командующий Дальневосточным фронтом) и в войне с Финляндией (командующий самой успешной 8 армией);

- три бывших начальника ВВС Красной Армии:

с 11.1937 по 11.1939 гг. генерал-полковник А.Д.Локтионов (образование высшее, арестован 19.06.1941 г., расстрелян в возрасте 48 лет) перед войной командующий Прибалтийского военного округа[8], в которомон не достаточно рьяно проводил политику репрессий (в декабре 1940 года А.Д.Локтионов был отстранён от занимаемой должности и находился в распоряжении Наркома обороны).

с 11.1939 по 08.1940 гг. дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Я.В.Смушкевич (образование высшее, арестован 08.06.1941 г., расстрелян в возрасте 39 лет)[9]. Кстати, Я.В.Смушкевича арестовали прямо в госпитале, на расстрел его несли на носилках. Он писал Сталину о крупных пробелах в бомбардировочной авиации и отсутствии радионавигации;

с 08.1940 по 04.1941 гг.Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации П.В.Рычагов (образование среднее военное, арестован 24.06.1941 г., расстрелян в возрасте 30 лет)[10]. В апреле 1941 г. он заявил на совещании у Сталина по поводу большой аварийности в авиации: «Аварийность и будет большая, потому что Вы заставляете нас летать на гробах!».[11] (см. § 2.3.1.)

Жуков тепло отзывался о П.В.Рычагове: «Доклад на тему «Военно-воздушные силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе» сделал начальник Главного управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенант П.В.Рычагов, особенно отличившийся в Испании. Это было очень содержательное выступление. Трагическая гибель этого талантливого и смелого генерала в годы культа Сталина была для нас большой потерей. Вскоре после совещания он был расстрелян» [12].

До этого, с 07.1931 по 11.1937 гг. (6 лет) должность начальника ВВС Красной Армии занимал уже упоминавшийся командарм 2-го ранга (1935 г.) Я.И.Алкснис, расстрелянный 29.07.1938 г. в возрасте 41 г.;

- два начальника штаба ВВС Красной Армии, действовавший и бывший:

с 05 – 06.1941 г.начальник штаба ВВС Красной Армии генерал-майор авиации П.С.Володин (образование среднее, окончил летную школу, арестован 27.06.1941 г., расстрелян 28.10.1941 г. в возрасте 40 лет, реабилитирован в 1954 г.),

с 09.1938 до 09.1940 гг.предыдущий начальник штаба ВВС Красной Армии, начальник Военно-воздушной академии, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Ф.К.Арженухин (образование высшее военное, арестован 28.06.1941г., расстрелян 28.10.1941 г. в возрасте 39 лет, реабилитирован в 1954г.).

Следует отметить, что следующий начальник штаба ВВС генерал-майор авиации Г.А.Ворожейкин, занимавший эту должность с 08.1941 по 05.1942, а до этого 2 года (05.1938 - 04.1940 гг.) находился в тюрьме, во время войны дослужился до звания маршала авиации.

Выше уже отмечалось, что предыдущие 4 начальника штаба ВВС, занимавшие эту должность с 1932 по 1938 гг., комкоры С.А.Меженинов, В.В.Хрипин, В.К.Лавров и комдив С.В.Тестов, были расстреляны в 1937-1938 гг.;

- заместитель начальника штаба ВВС Красной Армии генерал-майор авиации П.П.Юсупов (образование высшее военное, арестован 17.06.1941 г., расстрелян в возрасте 47 лет, реабилитирован 1955 г.),

- командующий ВВС Западного фронта генерал-майор А.И.Таюрский, (образование высшее военное, арестован 08.07.1941 г., расстрелян в возрасте 42 лет, реабилитирован в 1958 г.). Он пробыл на этой должности всего две недели,

- предыдущий командующий ВВС Западного фронта, Герой Советского Союза, генерал-майор И.И.Копец (образование высшее, военное), застрелился в возрасте 32 лет в своём служебном кабинете в первый день войны 22.06.1941г. (около 18:00). Существует версия, по которой И.И.Копец застрелился из-за опасения ареста. Косвенно эта версия подтверждается арестом его жены (23.08.1941 г.), которая по приговору военного трибунала, провела в заключении 5 лет, как «жена изменника Родины», реабилитирована в 1956 г.

- командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации А.П.Ионов (образование высшее военное, арестован 01.07.1941 (по другим данным 26.06), расстрелян в возрасте и 48 лет, реабилитирован в 1955 г.),

- командующий ВВС Юго-Западного фронта Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Е.С.Птухин (образование среднее, арестован 27.06.1941 г., расстрелян 23.02.1942 г. в возрасте 40 лет, реабилитирован в 1954 г.). Прямо накануне войны 20 июня 1941 года Птухин был отстранен от должности за высокий уровень аварий в авиационных соединениях округа[13]

Хорошо отзывался о Е.С.Птухине Г.К.Жуков: «Хочется сказать доброе слово и о командующем военно-воздушными силами округа генерале   Е.С.Птухине, который был блестящим лётчиком и командиром, преданным сыном нашей партии и отзывчивым товарищем. К сожалению, он, как и многие, стал жертвой клеветы и трагически погиб в 1941 году [в феврале 1942 г., автор]»[14].

- начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта генерал-майор авиации Н.А.Ласкин (образование высшее военное авиационное, арестован 12.07.1941 г., расстрелян 23.02.1942 г. в возрасте 47 лет, реабилитирован 1956 г.).

- командующий ВВС Дальневосточного фронта генерал-лейтенант авиации К.М.Гусев (образование среднее, окончил летную школу, арестован 11.07.1941 г.(по другим данным 17.07), расстрелян в возрасте 36 лет, реабилитирован в 1954 г.)

- помощник командующего ВВС ПривВО, до этого начальник ГУ ВВС Красной Армии генерал-лейтенант авиации П.А.Алексеев (образование среднее, окончил летную школу, арестован 19.06.1941 г., расстрелян в возрасте 53 года, реабилитирован 1955 г.),

- бывший командующий ВВС Московского военного округа Герой Советского Союза генерал-лейтенанта авиации П.И.Пумпура, образование высшее военное, арестован 31.05.1941 г., расстрелян 23.02. 1942 г. в возрасте 41 года, реабилитирован в 1955 г. П.И.Пумпура обвинили в неправильном подборе кадров и протаскивании на должность своего заместителя, еще одного Героя Советского Союза – генерал-майора авиации Э.Г.Шахта, который, по версии следствия, являлся «подозрительным человеком».

- заместитель командующего ВВС Орловского военного-округа, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Э.Г.Шахт (немец, образование высшее, арестован 30.05.1941 года, расстрелян 23.02. 1942 г, в возрасте 37 лет, реабилитирован в 1955 г. 

- заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа, бывший начальник управления военно-учебных заведений ВВС, генерал-майор авиации А.А.Лёвин (образование высшее военное, арестован 09.07.1941 г., расстрелян в возрасте 45 лет, реабилитирован 1955 г.),

- заместитель командующего ВВС ЛенВО, командир авиадивизии, комбриг А.И.Орловский (образование высшее военное, арестован 12.06.1941 г., умер в лагере в 1942 г., в возрасте 43 лет, реабилитирован 1958 г.),

- командир 9 смешанной авиационной дивизии (САД) Западного военного округа, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации С.А.Черных (образование среднее, окончил летную школу, арестован 08.07.1941 г., расстрелян 16.10.1941 г. на полигоне «Коммунарка», в возрасте 29 лет, реабилитирован 1958 г.). Лично храбрый, опытный летчик С.А.Черных был, скорее всего, недостаточно подготовлен к командованию авиационной дивизией. Это следует из его послужного списка. Всего за 4 года он прошел путь от  командира звена (3 самолета), лейтенанта (март 1936 г.), до командира авиационной дивизией (более 400 самолетов), генерал-майора (июнь 1940 г., 28 лет). Фактически 9-я САД как боевая часть перестала существовать 24 июня, когда в результате налетов немецкой авиации на бывших аэродромах дивизии были уничтожены оставленные там самолеты. Всего за несколько дней войны авиадивизия Черных потеряла 347 самолетов из 409[15].

Но комдив был судим не только за потерю 70% боевой техники, а за то, что,якобы бросил руководство личного состава дивизии, в паническом состоянии на грузовой машине, без головного убора, пояса и боевого оружия бежал с фронта в Брянск, где был задержан органами милиции и доставлен в комендатуру гарнизона…[16] На суде Черных признал себя виновным лишь в том, что он ошибочно принял приземлившиеся на Сещенском аэродроме советские самолеты за фашистские и предпринял действия, чтобы захватить эти самолеты; в остальной части предъявленного ему обвинения Черных виновным себя не признал, и объяснил, что уничтожение противником материальной части дивизии было обусловлено не боеспособностью дивизии, о чем вышестоящее командование было осведомлено полностью.

Из заключения Генштаба ВС СССР от 6 февраля 1958 г. следует, что к началу войны 9 авиадивизия к ведению боевых действий была не подготовлена. К этому времени не было закончено ее перевооружение и переучивание летного состава на новых типах самолетов. Чрезмерно близкое расположение частей дивизии к границе не соответствовало ее боевой готовности и способствовало противнику в нанесении внезапного удара по аэродромам дивизии. Запасных же аэродромов дивизия не имела.Из свидетельских показаний следует, что Черных просил у командира 51-ой танковой дивизии отряд бойцов для освобождения Сещенского аэродрома. Из материалов дополнительной проверки также видно, Черных по своей инициативе и вопреки приказам, полученным им от вышестоящих командиров, поставил полкам дивизии боевые задачи по прикрытию войск и других объектов от ударов с воздуха, благодаря чему части дивизии сбили 19 самолетов противника. Поэтому вывод суда о преступном бездействии Черных противоречит действительности.

- начальник курсов усовершенствования командного состава ВВС, комбриг И.И.Черний (образование высшее военное, арестован 07.06.1941 г. (47 лет), умер в тюрьме, реабилитирован),

- помощник главного инспектора ВВС Красной Армии,  комдив Н.Н.Васильченко (образование высшее военное, арестован 01.06.1941 г., расстрелян в возрасте 46 лет, реабилитирован 1955 г.) и другие известные летчики [17].

Трагична, а с другой стороны необычна судьба Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации И.И.Проскурова (образование высшее инженерное, арестован 27.06.1941 г., расстрелян в возрасте 34 лет, реабилитирован 15.05.1954 г.). Он стал Героем Советского Союза 21.06. 1937 г. за боевые подвиги в Испании. По указанию Сталина он сразу был произведён из старших лейтенантов в майоры. В том же 1937 году присвоено звание полковника, а в начале 1938 года — комбрига (стал одним из самых молодых обладателей генеральское звание в Красной Армии -  31 год). Последовательно командовал авиационной бригадой и авиационной армией особого назначения (АОН-2), 07.10.1938 г. утверждён членом Военного совета при НКО СССР, а уже 14.04.1939 года (в возрасте 32 лет) назначается заместителем наркома обороны, начальником Разведывательного управления (РУ) Красной Армии. В июне 1940 года Проскурову было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. Фантастическая карьера, за 2 года прошел путь от старшего лейтенанта до комдива (генерал-лейтенанта). Через год, с должности начальника РУ Красной Армии (07.1940 г.)переведен на должность командующим ВВС Дальневосточного фронта (09.1940 г.), а в октябре назначается помощником начальника ВВС Красной Армии по дальнебомбардировочной авиации. ВВС. Снят с этой должности 04. 1941 года в ходе начавшейся чистки в руководстве ВВС. За два дня до начала войны 19.06.1941 г.был назначен командующим ВВС 7-й армии, а уже 27.06. был арестован и 28.10. 1941 г. – расстрелян.

Семью И.И.Проскурова сослали в Казахстан. Старшая дочь вспоминала: «Нас волновала судьба отца. Мы продолжали писать во все инстанции. Ответ был один — «осужден на десять лет без права переписки»[18]. Такую лживую формулировку сообщали многим родственникам уже расстрелянных «врагов народа». А в это время на Украине фашисты расстреляли Иосифа Проскурова за то, что его сын — генерал Красной Армии.

В документе, выданном Прокуратурой СССР и Главной военной прокуратурой родным Проскурова, говорилось: «Дело в отношении Проскурова Ивана Иосифовича, 1907 года рождения, уроженца Запорожской области, прекращено 11 мая 1954 года за отсутствием в его действиях состава преступления. Проскуров Иван Иосифович полностью реабилитирован». В том же году была реабилитирована его вдова и дочери. Посмертно Проскурова восстановили в звании Героя Советского Союза. Сам собой напрашивается вопрос: «как сложилась бы военная карьера 34-летнего генерала Проскурова, если бы в 1941 году он остался жив? Говорить об этом можно лишь предположительно. Хотя Иван Иосифович и не имел высшего военного образования, он активно занимался самообразованием, умело руководил авиационными соединениями (с июня 1937 по апрель 1939 года успешно [это невозможно понять за столь короткий срок, автор] командовал авиационной бригадой и армией особого назначения). Это дает основание предполагать, что в период Великой Отечественной войны из него получился бы хороший командир авиационного корпуса или командующий воздушной армией [думаю, что начинать войну он должен был максимум с командира авиационного полка, автор]. Но, увы, этому не суждено было сбыться. В памяти знавших его людей Иван Проскуров остался смелым воздушным асом, талантливым авиационным командиром, способным руководителем советской военной разведки и одним из самых молодых генералов».[19]

Отдельно стоит рассказать о судьбе еще одного авиационного Героя Советского Союза начальника НИИ ВВС Красной Армии (ныне Государственный летно-испытательный центр – ГЛИЦ Минобороны РФ), генерал-майоре авиации А.И.Филине, так много сделавшем для развития советской авиации.

Почти одновременно с проверкой состояния дел в ВВС МВО была проведена проверка НИИ ВВС КА с последующим снятием с должности начальника НИИ А.И.Филина.

После окончания в 1930 году по первому разряду (с отличием) Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского А.И.Филин становится испытателем в НИИ ВВС. Он летал на самолётах многих типов, проводил лётные испытания, занимался практической и теоретической работой по совершенствованию конструкций самолетов и технике их пилотирования.

В 1937 году А.И.Филин назначается начальником НИИ ВВС, Его высокая компетентность была важна при определении лучших конструкций самолетов перед их запуском в серийное производство. Другая сторона его деятельности – это выработка дополнительных требований к вновь разрабатываемым конструкциям самолетов, а также к спецоборудованию (приборам, агрегатам и др.), используемого в военной авиации.

Под руководством А.И.Филина были созданы специальные лаборатории для испытаний различных приборов и агрегатов для самолетов (планера) и бортового спецоборудования. Так, для определения характеристик авиационных двигателей при полете на высотах более 2 тыс. метров была создана испытательная база в горах Памира. Оценка боевой живучести самолетов проводилась на специальных стендах, где бронированные отсеки машин обстреливались боевыми патронами.

А.И.Филин активно участвовал в создании новых самолетов Ил-2, МиГ-1, МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2 и Пе-8. Он оперативно организовывал их испытания в НИИ ВВС, и сам участвовал в их проведении и доводке. Летные навыки и инженерное мышление позволяли А.И.Филину лично облетывать каждый новый самолет, прежде чем ставить свою подпись под словом «Утверждаю» на окончательном акте испытаний. По результатам этих испытаний были существенно изменены требования к конструкторам самолётов по проведению полного цикла заводских испытаний до передачи самолёта на государственные испытания, что естественно не очень понравилось некоторым авиаконструкторам, любимцам Сталина.

В 1940 г. НИИ ВВС проводились приемочные испытания новых истребителей конструкций А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, А.И.Микояна и М.И.Гуревича. Анализируя ход испытаний истребителя А.С.Яковлева, он говорил: «Я считаю, что если на спецоборудование не будет обращено внимание с самого начала, то с этим делом мы сядем в лужу. Нужно прямо сказать, что на сегодня оборудованию современного самолета придается не меньшее значение, чем планеру или вооружению: 50 процентов спецоборудованию и 50 процентов планеру и вооружению» [20].

Это положение было полностью подтверждено при испытании немецких истребителей и других типов самолетов, которые Германия легкомысленно продала Советскому Союзу в конце 1940 г.

«…Вы возьмите немецкий самолет, он не мыслится без слепой посадки, без наличия двух раций, радиокомпаса и целого ряда таких вещей. Без такого оснащения боевое применения самолетов крайне ограничено. Я считаю неверной точкой зрения, которая существует в НКАП, по этому вопросу[обращали внимание только на планер, авиамоторы и вооружение, автор]. В вопросе спецоборудования не мыслится ни одного истребителя, которым бы нельзя было управлять с земли. Это показывает опыт войны[в Испании, Китае и Монголии, автор]»[21]. А.И.Филин выдвинул концепцию, согласно которой самолет даже с самыми лучшими летными данными сможет эффективно выполнять боевые задачитолько при наличии двусторонней радиосвязи, приборов для полетов в сложных и ночных метеоусловиях и другого специального оборудования.

7 мая 1941 года в Кремле проходило расширенное совещание командования Красной Армии. В президиуме находились Сталин, сохранившиеся после репрессий 1937-1941 гг. маршалы: Ворошилов, Тимошенко, Буденный, Кулик и другие высшие командиры Красной Армии. На совещании с докладом о состоянии ВВС Красной Армии выступил А.И.Филин. Вот его некоторые тезисы:

«Невозможно понять, что происходит: немцы всю весну безнаказанно, нагло летают над нашей территорией, а наши ВВС как бы не замечают этого! Новые самолеты недопустимо медленно передаются на испытания и тем более в производство... И уж совсем черепашьими темпами осваиваются летным составом! Еще хуже то, что некоторые авиаконструкторы пытаются ставить на серию «сырые», явно недовведенные самолеты…»[22]

«При этих словах с места срывается конструктор А.С.Яковлев и, явно апеллируя к Сталину, выкрикивает:«Товарищи! Так может говорить только враг народа!». Сталин на секунду замедляет шаг, смотрит в пространство и, странное дело, не произносит в ответ ни слова...»[23]

… далее А.И.Филин перечисляет достоинства бомбардировщика Пе-8 и слышит реплику Сталина: «А вот некоторые военные считают, что такой самолет нам не нужен! На что Филин со свойственной ему прямотой отвечает в притихшем зале: «Вы не правы, товарищ Сталин! Без такой машины нам не выиграть большую войну с сильным противником!...»

«Сталин от неожиданности цепенеет и едва не роняет трубку. Но быстро приходит в себя и с расстановкой произносит, глядя прямо в глаза А.И. Филину: «Вы можете так считать, но я остаюсь при своем мнении!»[24]

С этого самого дня «по случайному совпадению» у Сталина больше ни разу так и не нашлось времени, чтобы принять своего недавнего любимца генерала Филина.

Вскоре Сталину становится известно от главного конструктора Артема И. Микояна, что при испытаниях его истребителя МиГ-3 в НИИ ВВС получена меньшая дальность, чем в ходе специально организованного перелета Москва – Ленинград. Сталин сразу распорядился для расследования причин создать комиссию под руководством секретаря ЦК ВКП (б) Г.М.Маленкова и наркома обороны С.К.Тимошенко. Конечно, это не вопрос руководителя государства. Это показывает, что любой маломальский вопрос невозможно было решить без согласования со Сталиным. Очевидно, что такая система управления (принятия решений) в стране, отрасли или на предприятиях малоэффективна.

Естественно, комиссия была далека от понимания тонкостей летных испытаний, тем более с отрицательным посылом Сталина. Она проигнорировала, что при перелете Москва – Ленинград МиГ-3 был оборудован дополнительным прибором, который позволял летчику выдерживать оптимальный режим работы двигателя. Сыграли роль и жалобы главных конструкторов на Филина: дескать, он занижает данные испытуемых самолетов. Ему ставилось в вину и то, что новые истребители, в том числе Як-1, были запущены в серийное производство без проведения войсковых испытаний, хотя в действительности именно Филин настаивал на их проведении.

Основания для снятия с должности и ареста были быстро найдены, что потом отразилось в обвинительном документе:

«...В связи с приемом и сдачей дел НИИ ГУ ВВС КА установлено, что в работе Научно-исследовательского института ГУ ВВС имеют место крупные недостатки. Бывший начальник НИИ Филин своим неправильным руководством тормозил создание и внедрение новых самолетов ВВС, а в ряде случаев, как это было, например, с самолетом МиГ-3, срывал с вооружения вполне современный и освоенный в серии самолет. Работа института проходила в отрыве от строевых частей и без необходимого контакта с авиационной промышленностью.

Испытания и оценка новых опытных самолетов проводилась в НИИ неправильно, поверхностно и неполно, в результате чего в ряде случаев Правительству давались не соответствующие действительности заключения по испытанным самолетам. НИИ ВВС часто предъявлял к самолету, идущему в серию, целый ряд дополнительных требований, которые приводили к значительному перетяжелению самолета, ухудшению его летных качеств».

Тем не менее А.И.Филин оказался прав, истребитель МиГ-3, из-за которого его сняли с должности и арестовали, значительно уступал по своим летным качествам и Як-1, и ЛаГГ-3. С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых манёвренность МиГ-3 резко ухудшалась. В результате, в воздушных боях лета-осени 1941 г., части, вооружённые этими самолётами, понесли огромные потери, и вскоре модель была снята с производства. Оставшиеся экземпляры были переданы частям ПВО, где самолёт применялся как высотный перехватчик и ночной истребитель.

За подписью руководителей комиссии вышел документ, в соответствии с которым генерал-майор авиации А.И.Филин предавался суду военного трибунала. Их же решением отстранялась от должностей группа инженеров и летчиков-испытателей, проводивших государственные испытания в НИИ ВВС: Документ датирован 31 мая 1941 года, а арестован Филин был еще 23 мая.

На допросах Филина избивали, но он не признавал надуманных обвинений. Его сосед по камере, преподаватель Академии Генерального штаба генерал-майор И.Х. Паука (арестован 24.06.1941 г., умер под арестом 05.1943 г. в возрасте 60 лет, реабилитирован в 1953 г.), всячески поддерживал его: «Мы должны выстоять, Александр Иванович. Придет время, возможно, нас тогда уже не будет, но правда восторжествует!»[25]

Находясь под арестом, Филин отправил Сталину, Берии и Ворошилову письма, в которых пытался доказать свою невиновность. Но все напрасно. К тому времени справедливость его жестких требований к испытуемым самолетам была со всей очевидностью подтверждена на фронтах Великой Отечественной войны...[26]

О том, что произошло дальше, много позже вспоминала младшая сестра генерала Вера Ивановна: «Шуры уже не было на свете, когда тщедушный, забитый чекистами сержант, сидевший с ним в одной камере, выйдя из тюрьмы, подал нам знак из Лихобор, где формировались идущие на фронт составы штрафников. Он передал записку брата и рассказал, что Александра на допросах жестоко избивали, приводили еле живым и бросали у порога камеры. И еще вспомнил слова Филина, произнесенные сквозь выбитые зубы: «Это они делают со мной! А каково было дважды Герою Яше Смушкевичу с его-то костылями? Ведь эти изуверы пытали и его!» [27]. Начальник НИИ ВВС Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А.И.Филин (образование высшее военное, арестован 23.05.1941 г. был в «списке 46-ти», расстрелян 23.02.1942 г., в возрасте 39 лет, реабилитирован в 1955 г.)

В приведенном перечне элита ВВС Красной Армии — 25 командиров, девять из которых были Героями Советского Союза, а один из них дважды. Семь высших командиров ВВС и ПВО (Г.М.Штерн, А.Д.Локтионов, Я.В.Смушкевич, П.В.Рычагов, П.С.Погодин, И.И.Проскуров, Ф.К.Арженухин) были расстреляны 28.10.1941 г. в поселке Барбыш (ныне район г. Самары), а еще 17 командиров находились в «списке 46-ти» с резолюцией Сталина «Расстрелять всех поименованных в списке» (см. рис. 1 части 5.2). Они были расстреляны 23.02.1942 г. в г. Саратове. И еще один - комбриг А.И.Орловский умер в лагере в 1942 г., в возрасте 43 лет. Вместе с П.В.Рычаговым была расстреляна его жена М.П.Нестеренко (в возрасте 31 год) - майор авиации, заместитель командира авиаполка особого назначения.

Расстрел 23 февраля 1942 года, 17 генералов из «списка 46-ти», показывает мазохистскую изощренность автора палаческого приговора (Сталина) и его исполнителей. Крупные военачальники были хладнокровно убиты в день Красной Армии, становлению и развитию которой они посвятили свои жизни.

 

(Окончание раздела - по ссылке)



[2] Выписка из протокола решения Политбюро ЦК ВКП(б) № 26 от 9 апреля 1941 г. bdsa.ru/dоkumеnti-tsk-vkpb-i-соvnарkоmа-041941-121941/№-375-vipiсki-iz-pротоkоlа-реshеniya-pоliтbuро-tsk-vkpb-№-26-9-аpреlya-1941-g

[3] Постановления Политбюро ЦК ВКП (б) №П32/93 и №П32/94 от 10 мая 1941 г. https://arsenal-info.ru/b/book/2323859703/11

[4] В. Бешанов. Сталин – гробовщик Красной Армии. Главный виновник Катастрофы 1941. — М., Яуза, 2012 г.

[5] Полет 15 мая 1941 года. Новые данные https://gistory.livejournal.com/257911.html

[6] Полет 15 мая 1941 года. Новые данные https://gistory.livejournal.com/257911.html

[7] П.А. Судоплатов Разведка и Кремль. Воспоминания опасного свидетеля., Алгоритм, 2017 г., с. 480

[8] На момент ареста – в распоряжении НКО.

[9] На момент ареста – помощник начальника Генерального штаба по авиации.

[10] На момент ареста – слушатель академии Генштаба.

[11] Лобанов М.П. Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи: К. Симонов Беседы с Адмиралом Флота Советского Союза И. С. Исаковым - https://history.wikireading.ru/259456

[12] Г. К. Жуков «Воспоминания и размышления». В 2 т. Т. 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с.

[13] А. В. Исаев «Приграничное сражение 1941. Первая битва Великой Отечественной», Яуза-Каталог, Серия Подлинная история великих войн, 2020. – 704 с.

[14] Г. К. Жуков «Воспоминания и размышления». В 2 т. Т. 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с.

[15] М. Солонин «На мирно спящих аэродромах… Разгром 1941 года», М., Яуза-каталог, 2019. – 512 с.

[16] Там же

[17]См.АрхивпрезидентаРФ,ф.3,оп.24,д.378,л.196—211;Н.С.ЧерушевУдар посвоим.Краснаяармия1938—1941. М.Вече.2003, с. 480

[18] РГВА, ф. 40874, оп. 28, д.4, л. 13.

[19] Полковник, к.и.н., В.Е. Морихин «Военно-исторический журнал №1» 2004 г. http://prussia.online/Data/Book/na/na-verhnem-i-srednem-donu/%D0%92%D0%98%D0%96%202004-01.pdf

[20]П.С. Лешаков, А.А. Польский, Н.В. Якубович, ветераны НИИ ВВС «Горькая судьба испытателя», Газета Красная звезда, 27.01.2010 г. http://old.redstar.ru/2010/01/27_01/4_06.html

[21] Там же.

[22] Там же.

[24]Там же

[25]П.С. Лешаков, А.А. Польский, Н.В. Якубович, ветераны НИИ ВВС Горькая судьба испытателя, Газета Красная звезда, 27.01.2010 г. http://old.redstar.ru/2010/01/27_01/4_06.html

[26]Там же







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9288