Экономические аспекты создания и эксплуатации систем обеспечения безопасности
Дата: 06/10/2005
Тема: Экономика


А.М.Агапов, Управление ядерной и радиационной безопасности Росатома

Начавшиеся еще в 2003 году административная реформа и процесс бюджетного реформирования продолжаются и существенным образом сказываются на экономических и организационных аспектах обеспечения безопасности атомной отрасли.

Надо сказать, что и само понятие отрасли значительно трансформировалось. В настоящее время, для того, чтобы отразить роль Росатома в управлении предприятиями, используются два отдельных понятия: предприятия Росатома и атомная энергетика и промышленность в целом.

Первая группа предприятий определена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г.№ 1712 р, которое утвердило перечень федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, непосредственно находящихся в ведении Росатома. В ведении Росатома находится 14 ФГУ и 82 ФГУП, часть из которых имеет ядерно- и радиационно-опасные объекты и производства.

По состоянию на начало 2005 года в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества вошли 9 организаций. Также принято решение о приватизации 6 ФГУП с закреплением пакета акций (100%)в федеральной собственности. Согласно планам еще 6 ФГУ будет отчуждено из государственной собственности, а 15 ФГУП подлежат преобразованию.

Если речь идет об атомной энергетике и промышленности в целом, мы имеем в виду не только предприятия Росатома, но и предприятия иных форм собственности, в отношении которых Росатом осуществляет координацию в части управления пакетами их акций. Таких организаций и предприятий на начало 2005 года имеется 37.

Наиболее крупной корпоративной структурой из них является ОАО "ТВЭЛ".

Важно отметить, что произошедшие и планируемые структурные изменения в отрасли не снижают и не должны снижать достигнутого уровня безопасности при использовании атомной энергии. Эти изменения затрагивают в большей мере механизмы хозяйственного управления отраслью, главным образом в части экономических аспектов деятельности.

Структура Росатома ориентирована на эффективное выполнение функций и задач Росатома, определенных положением об агентстве и достижение стратегических целей агентства, среди которых одной из основных является "Обеспечение безопасности при использовании атомной энергии".

Среди 16-ти управлений Росатома большинство в той или иной степени занято вопросами обеспечения безопасности. Управление ядерной и радиационной безопасности является основным структурным подразделением Росатома по комплексному решению вопросов безопасности. Управление осуществляет общее организационно методическое руководство и координацию работ по обеспечению ядерной, радиационной, специальной, технической, промышленной и пожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, защиты персонала, населения и территорий организаций, находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивает готовность сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, решает вопросы гражданской обороны, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Управление обеспечивает выполнение функций Росатома по принятию решений о признании организаций пригодными эксплуатировать объекты использования атомной энергии, осуществляет лицензирование деятельности по использованию радиоактивных материалов в оборонных целях, устанавливает порядок выдачи сертификатов разрешений на средства транспортирования.

Под руководством управления осуществляется функционирование отраслевой подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),отраслевой системы управления охраны труда (ОСУОТ),аварийно спасательной службы Росатома (АСС)и ряда других.

В 2004 году в обеспечение достижения стратегических целей агентством сформулированы тактические задачи на 2005 2007 годы. Наиболее важными из них и непосредственно ориентированными на обеспечение безопасности являются:

– Обеспечение ядерной, радиационной и экологической безопасности и готовности к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

– Создание единой государственной системы обращения с отходами использования ядерных технологий;

– Физическая защита объектов, противодействие ядерному терроризму.

На решение этих задач ориентирована деятельность Росатома и предприятий отрасли. При этом часть задач решается в рамках текущей деятельности предприятий, а часть в рамках ведомствнных и федеральных целевых программ. Еще более кратко основную функцию Росатома в области обеспечения безопасности можно сформулировать как эффективное использование механизмов управления и распределения ресурсов между подведомственными эксплуатирующими организациями. Это обстоятельство обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии"всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами несет непосредственно эксплуатирующая организация: "Эксплуатирующая организация – организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии),выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций".

В этой связи экономические аспекты обеспечения безопасности определяются особенностями финансовой деятельности предприятий. В одних случаях, таких как Корпорация "ТВЭЛ", Концерн "Росэнегоатом"основным источником финансирования работ по обеспечению безопасности является коммерческая деятельность предприятий. В других случаях основной источник финансирования работ по обеспечению безопасности – государственный бюджет в виде гособоронзаказа, ведомственных и федеральных целевых программ.

Экономические аспекты обеспечения создания и функционирования отраслевых систем обеспечения безопасности имеют сходный характер. Для эффективного обеспечения безопасности и готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций Управлением ядерной и радиационной безопасности во взаимодействии с другими управлениями Росатома и надзорными органами создано большое количество специализированных систем. Именно они обеспечивают комплексный подход, реализованный в действующей системе управления безопасностью. Только он может обеспечить стабильное функционирование объектов использования атомной энергии на всех этапах их жизненного цикла – от проектной разработки до снятия объекта с эксплуатации и утилизации отходов производства.

Имеющее достаточно компактную структуру (рис.1) Управление ядерной и радиационной безопасности обеспечивает выполнение Агентством следующих функций:

• Государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при транспортировании (перевозках) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, а также радиоактивных отходов.

• Лицензирующего органа, осуществляющего лицензирование деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

• Постоянно действующего органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),специально уполномоченного решать задачи в области защиты персонала, населения и территорий подведомственных организаций от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Агентства.

• Органа по принятию решений о признании организаций, пригодными эксплуатировать объекты использования атомной энергии.

• Государственного заказчика координатора и государственного заказчика работ по Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России".

• Компетентного органа и пункта связи в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.



Рис. 1.Структура Управления ядерной и радиационной безопасности Росатома

Помимо этого в обеспечение выполнения иных функций Агентства, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, УЯРБ осуществляет работу по следующим приоритетным направлениям в области обеспечения безопасности:

Организует и координирует функционирование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

Организует и проводит ведомственный надзор и контроль за безопасностью ядерного оружия с соблюдением особого режима безопасного функционирования ядерных оружейных объектов;

Участвует в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, федеральных и отраслевых норм и правил в области обеспечения безопасности (технологические процессы, уровни воздействия, меры и средства защиты), технических регламентов и в обобщении практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Координирует работы по оценке риска воздействия на персонал, население и окружающую среду опасных и вредных факторов. Участвует в работах по определению страховой политики в отрасли. Организует и участвует в подготовке материалов для государственных докладов, отчетов и другой информации о состоянии обеспечения безопасности;

Участвует в разработке и реализации планов, программ и проектов международного научно технического и экономического сотрудничества, а также в обеспечении соблюдения международных конвенций, соглашений, обязательств и договоров по обеспечению безопасности;

Выполняет функции органа управления аварийно спасательными формированиями (АСФ) отрасли и аварийно-спасательной службы (АСС) Агентства. Организует разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на обеспечение готовности отрасли к действиям в чрезвычайных ситуациях в рамках функциональных подсистем РСЧС. Организует проведения отраслевых учений и тренировок по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Участвует в координации деятельности организаций Агентства в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций мирного и военного времени, созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Агентства и в подведомственных организациях;

Организует в отрасли работы по созданию и функционированию автоматизированных систем контроля радиационной обстановки на предприятиях и отраслевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;

Организует в отрасли работы по созданию и функционированию систем и комплексов для поддержки управления и работы по ликвидации последствий аварий с радиационным фактором; Обеспечивает функционирование Отраслевой системы управления охраной труда (ОСУОТ) и Отраслевой подсистемы сертификации работ по охране труда (ССОТ);

Организует методическое руководство и участвует в организации обучения, повышения квалификации и аттестации руководителей, экспертов, работников служб (подразделений) ядерной и радиационной безопасности, охраны труда, органов управления и сил гражданской обороны организаций Агентства;

Участвует в работах по сертификации систем качества организаций, технологий, оборудования, материалов и приборов в целях безопасного функционирования ядерного комплекса;

Организует и координирует работы по обеспечению безопасности при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

Обеспечивает функционирование Отраслевой системы управления в области охраны окружающей среды и осуществляет организационно методическое руководство природоохранной деятельностью структурных подразделений Агентства, организаций атомной энергетики и промышленности.

В обеспечение эффективного исполнения функций в области обеспечения безопасности и готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций Управлением ядерной и радиационной безопасности во взаимодействии с другими управлениями Росатома и надзорными органами создано и успешно функционирует более десяти специализированных систем.

Специфика задач, решаемых в каждой из этих систем, предопределила принципы их построения и экономических аспектов функционирования. К числу наиболее значимых относятся системы:

Лицензирования при использовании радиоактивных материалов в военных целях;

Признания организации пригодной эксплуатировать реакторные установки;

Обеспечения функции государственного компетентного органа по обеспечению ЯРБ при транспортировке ЯМ и РВ;

Учета и контроля РВ и РАО;

Автоматизированного контроля радиационной обстановки (АСКРО);

Обучения, проверки знаний и аттестации персонала по вопросам безопасности;

Предупреждения и ликвидации ЧС на объектах Росатома (ОСЧС);

Аварийно-спасательной службы Росатома (АСС);

Гражданской обороны (ГО);

Управления охраной труда (ОСУОТ) и сертификации условий труда;

Экологической безопасности;

Обращения с РАО;

Управления ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России";

Методического управления подразделениями предприятий по безопасности (ядерной (ЯБ), радиационной (РБ),пожарной (ПБ),промышленной (ПрБ),экологической (ЭБ),ГО и ЧС.)

В целях повышения прозрачности и эффективности расходования бюджетных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"проводится реформирование бюджетного процесса. Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами"на "управление результатами"путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров. Основное направление реформирования бюджетного процесса – переход преимущественно к программно целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В условиях реформ необходимо более детально проанализировать и структурировать экономические аспекты функционирования государственных и отраслевых систем обеспечения безопасности. В настоящее время можно выделить три вида финансирования общесистемной деятельности по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии:

Финансирование из государственного бюджета в целях обеспечения национальной безопасности – учет и контроль ЯМ,РВ и РАО, исследовательские установки ,безопасность в ЯОК;

Смешанное финансирование (государственный бюджет и текущая коммерческая деятельность);

Преимущественное финансирование за счет текущей производственной деятельности.

Кратко рассмотрим особенности финансирования деятельности некоторых из указанных систем.

Система лицензирования

Система лицензирования деятельности по использованию ядерных материалов в оборонных целях включает в себя лицензирование разработки, изготовления, испытания, транспортирования, эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения функционирует на основе специальной правовой и организационно распорядительной базы. Естественно, что финансирование её деятельности полностью осуществляется за счет государственного бюджета.

Система учета и контроля РВ и РАО также относится к системам обеспечения национальной безопасности

Федеральным законом "Об использовании атомной энергии"определено, что радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Правовой основой действующей в России системы учета и контроля РВ и РАО также стало Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г.№1298 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г.№49), которое утвердило правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. В рамках системы, в которую входят региональные, ведомственные и центральный информационно аналитический центр (рис.2), действуют три типа информационных потоков: оперативная информация (10 дней после события), статистическая отчетность (по состоянию на 01 января), данные инвентаризации (1 раз в 5 лет по РАО; ежегодно по РВ).

Система учета и контроля РВ и РАО должна стать эффективным инструментом противодействия угрозе терроризма.В настоящее время предпринимаются меры, в том числе в рамках двусторонних (Россия США)и международных (МАГАТЭ)программ по ускорению работ по завершению формирования всех её элементов, главным образом вне предприятий Росатома.

Актуальными задачами совершенствования системы являются:

– завершение процесса формирования региональных и ведомственных центров;

– совершенствование работы центров и системы оперативного взаимодействия с центрами;

– переход к сетевой технологии информационного обмена данными с использованием электронной подписи;

– адаптация системы учета и контроля РВ и РАО при формировании единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами согласно решению Коллегии Агентства от 06.04.2005 г.

До последнего времени создание системы финансировалось в рамках ФЦП ЯРБ



Рис. 2. Организационная структура системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах),находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома (ОСЧС)

ОСЧС является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Отраслевая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Агентства действует:

– в энергетическом комплексе (АЭС);

– на предприятиях ЯТЦ;

– на предприятиях ЯОК;

– при транспортировании РВ;

– на ЯУ научно исследовательских организаций.

Основными задачами ОСЧС являются:

Участие в разработке и реализации правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

Участие в разработке федеральных, разработка и реализация отраслевых целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

Разработка и осуществление организационных и инженерно технических мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования объектов отрасли в ЧС;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств отрасли, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

Постоянное наблюдение и контроль обстановки на потенциально опасных объектах отрасли и прилегающих к ним территориях в пределах зон наблюдения;

Прогнозирование и оценка состояния радиационной, химической и пожарной безопасности на подведомственных объектах, медико-экологических и социально-экономических последствий ЧС на предприятиях отрасли;

Создание и модернизация на потенциально опасных объектах отрасли материально технической базы для выполнения работ по ликвидации ЧС и проведения своевременной эвакуации персонала и населения (в том числе создание и модернизация защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (ЗПУ ПД),убежищ и противорадиационных укрытий, пунктов и маршрутов эвакуации, объектов санитарной обработки, подготовленных районов эвакуации и др.);

Подготовка руководящего состава и персонала объектов к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации специалистов ОСЧС;

Ликвидация ЧС на подведомственных объектах и при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, участие в ликвидации ЧС по решению Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Создание отраслевых резервных фондов финансовых, материально-технических и других ресурсов для ликвидации последствий ЧС;

Организация целевых видов страхования от ЧС, включая перестрахование рисков их возникновения;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты персонала предприятий и организаций отрасли, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ОСЧС объединяет органы управления, силы и средства Агентства, его подведомственных предприятий и корпоративных структур, в полномочия которых входит решение вопросов предупреждения и ликвидации ЧС.

Система управления ОСЧС строится по производственному принципу в соответствии с организационной структурой Агентства, при этом, принципиально наличие в структуре ОСЧС таких современно оснащенных и важных элементов, как:

Ситуационно кризисный центр;

Кризисный центр концерна "Росэнергоатом";

Отраслевая автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО).

ОСЧС имеет два уровня управления: федеральный; объектовый (уровень организаций).

На каждом уровне созданы:

координационные органы (ОКЧС, КЧСО);

постоянно действующие органы управления – подразделения Росатома (УЯРБ), структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач защиты от ЧС и (или) гражданской обороны;

органы повседневного управления – кризисные и информационные центры (СКЦ,КЦ), дежурно-диспетчерские службы предприятий;

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Основным органом по информационному обмену и обеспечению деятельности Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС)и руководства Росатома является Ситуационно-кризисный центр, в котором организована постоянная круглосуточная дежурно диспетчерская служба (рис. 3).



Рис. 3. Информационное обеспечение ОСЧС

Для экспертной поддержки работы ОКЧС в режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации с целью оперативного анализа и обобщения поступающей информации, подготовки предложений и рекомендаций по ликвидации ЧС и ее последствий из числа экспертов Росатома создается экспертно аналитическая группа. Состав группы зависит от характера чрезвычайной ситуации.

СКЦ располагает необходимым комплексом технических средств по автоматизированной обработке и отображению поступающей информации, а также средствами связи, позволяющими осуществлять управление и связь как с потенциально опасными предприятиями, так и с оперативной группой и с аварийно спасательными формированиями Росатома в районах чрезвычайных ситуаций.

Информационный обмен в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Росатоме осуществляется в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями руководства, а также в соответствии с международными соглашениями и обязательствами в МАГАТЭ.

Порядок информирования СКЦ о текущем состоянии предприятий отрасли и о возникновении нештатных ситуаций осуществляется в соответствии с отраслевыми нормативными документами, которые учитывают специфику деятельности отрасли.

Дополнительное требование предъявляется к предприятиям отрасли, включенным в "Перечень предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий". Они ежедневно передают в диспетчерский отдел СКЦ информацию о текущем состоянии на предприятии. Целью указанной процедуры является постоянный контроль со стороны Агентства за состоянием дел на особо ядерно-опасных и радиационно-опасных предприятиях, а также проверка их готовности и готовности каналов связи к постоянному информационному взаимодействию с Агентством.

Базовыми подразделениями, выполняющими прикладные общеотраслевые задачи по безопасности,предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне являются: Аварийно технический центр, дислоцированный в г.Санкт Петербург (ФГУП АТЦ СПб); Центр аварийно спасательных подводно-технических работ (ЦАСПТР "Эпрон"); Инженерно технический и учебный центр робототехники (ИТУЦР НИКИМТ); Отраслевой научно-технический центр по обращению с ядерными материалами и надзору (ОЦОЯМ) при РФЯЦ ВНИИЭФ; Отраслевой научно-методический центр надзора за специальной безопасностью (ОЦНСБ)при РФЯЦ ВНИИТФ; Отраслевой отдел ядерной безопасности (ООЯБ)ГНЦ РФ ФЭИ; Отраслевой отдел защиты окружающей среды и Информационно-аналитический центр государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РАО)на базе ФГУП ВНИИХТ; Центр анализа информации по безопасности исследовательских ядерных установок во ФГУП ГНЦ РФ НИИАР; базовое предприятие по промышленной безопасности в ЯОК РФЯЦ ВНИИЭФ; рабочие органы по лицензированию деятельности по использованию атомной энергии в оборонных целях (РФЯЦ ВНИИЭФ,РФЯЦ ВНИИТФ,ВНИИА,НИКИЭТ,ФЭИ); рабочие органы по сертификации (РФЯЦ ВНИИЭФ,РФЯЦ ВНИИТФ,ФЭИ,В/О "Изотоп", АТЦ СПб ВНИПИЭТ).

В ряде случаев функции организаций, поддерживающих деятельность эксплуатирующих организаций, выполняют целые институты – например, ВНИИАЭС осуществляет поддержку концерна "Росэнергоатом". По некоторым аспектам безопасности научную поддержку осуществляют ведущие научные организации других ведомств: ГНЦ "Институт биофизики"Минздрава Российской Федерации – по вопросам радиационной безопасности персонала и населения; ИБРАЭ РАН – по вопросам комплексного анализа безопасности и оценке рисков, аварийному реагированию; ВНИСХРАЭ – по вопросам радиоэкологии.

В основе работы аналитических центров – информация, поступающая с предприятий отрасли, федеральных ведомств и органов власти субъектов Российской Федерации. Перечень основных видов отчетности предприятий по параметрам безопасности включает следующие разделы: безопасность основных производств и объектов, охрана и условия труда, охрана окружающей среды, готовность к чрезвычайным ситуациям, гражданская оборона.

Согласно действующему в системе порядку ликвидация ЧС на предприятиях отрасли осуществляется силами и средствами ОСЧС при взаимодействии с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ под непосредственным руководством комиссии по ЧС соответствующего уровня: ликвидация ЧС, при которых действие поражающих факторов ограничено санитарно защитной зоной (СЗЗ) – под руководством КЧСО; ликвидация ЧС, действие поражающих факторов которых ограничено территорией, превышающей размеры СЗЗ – под руководством соответствующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В целом, ОСЧС является одной из наиболее масштабных и структурированных систем, действующих под общим руководством УЯРБ.

Система автоматизированного контроля радиационной обстановки (АСКРО)

Объектовые системы автоматизированного контроля радиационной обстановки надежно функционируют на десятках предприятиях Росатома: на всех российских АЭС, в ГНЦ РФ НИИАР, ФГУП ПО "Маяк", ФГУП АЭХК, ФГУП СХК, ФГУП ГХК, ФГУП УЭХК, ФГУП ПО ЭХЗ, ГНЦ РФ ФЭИ, ГУП "Комбинат ЭХП", ПСЗ (г. Трехгорный).Территориальной АСКРО г.Санкт Петербурга расположен на промплощадках НПО "Радиевый институт"и ФГУП АТЦ СПб. В настоящее время ведутся работы по созданию АСКРО на РФЯЦ ВНИИТФ, РФЯЦ ВНИИЭФ и ФГУП НИИП с плановыми сроками ввода в опытно-промышленную эксплуатацию в 2005-2006 гг. По состоянию на 01.01.2005 г.в отраслевую систему интегрированы 286 постов. Из них 269 постов контролируют мощность дозы гамма излучения,11 постов АСКРО дополнительно контролируют метеорологические параметры,4 поста контролируют мощность дозы и концентрации фтористого водорода в атмосферном воздухе, 2 поста – только метеопараметры.

На ряде предприятий отрасли в качестве необходимой составляющей АСКРО используются мобильные средства радиационного мониторинга, позволяющие производить оперативное измерение или оценку концентрации радионуклидов в воздухе, поверхностного альфа- или бета-загрязнения, изотопного состава основных дозообразующих нуклидов, мощности экспозиционной дозы гамма излучения.

В необходимых случаях на предприятиях отрасли осуществляются специальные виды мониторинга (состояния гидротехнических сооружений, возможной миграции радионуклидов в районах захоронения и накопления радиоактивных отходов с использованием наблюдательных скважин, сейсмической и геодинамической обстановки).

Система обеспечения функции государственного компетентного органа по обеспечению ЯРБ при транспортировке ЯМ и РВ

Обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами при транспортировании является одним из видов деятельности в области использования атомной энергии. Основными принципами функционирования системы обеспечения безопасности при транспортировке являются: применение единых федеральных норм и правил, регламентирующих порядок перевозки ЯМ и РВ; единая система и правила сертификации упаковочных комплектов и перевозок ЯМ и РВ; единство правил и методов испытаний упаковочных комплектов и перевозочных средств.

Широкая номенклатура перевозимых изделий и материалов обусловила необходимость создания и использования предприятиями Росатома различных транспортно упаковочных комплектов. В настоящее время применяются 33 вида ТУК для перевозки СЯТ,14 видов ТУК для перевозки ОЯТ;23 вида ТУК для перевозки делящихся ядерных материалов.

Перевозка радиоактивных веществ и ядерных материалов регламентирована следующими нормативными документами: "Правилами безопасности при транспортировании РМ"(НП 053 04); "Нормами радиационной безопасности"(НРБ 99); "Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности"(ОСПОРБ 99); "Основными отраслевыми правилами ядерной безопасности при использовании, переработке, хранении и транспортировании ядерноопасных делящихся материалов"(ПБЯ 06 00 96); "Положением о порядке перевозок в Российской Федерации делящихся ядерных материалов воздушным транспортом"(ПВПЯДМ 93); "Руководством по перевозкам специальных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом" (РСП 86); "Положением об организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке специальных грузов железнодорожным транспортом"(ПЛА 2001); "Инструкцией по перевозке специальных грузов"(ИСП); "Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом"; Аварийными карточками; Другой нормативной документацией, например: ОСТ 95 10297 95 –"Отработавшие тепловыделяющие сборки ядерных исследовательских реакторов. Общие требования к поставке";ОСТ 95 745 95 –"ОТВС ядерных энергетических реакторов типа ВВЭР. Общие требования к поставке на заводы регенерации"и т.д.; Рекомендациями МАГАТЭ "Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов"(МАГАТЭ 96).

Ключевым элементом обеспечения безопасности является выдача сертификатов –разрешений. Рабочими органами системы, осуществляющими функции по подготовке проектов сертификатов разрешений в системе Росатома являются: ФГУП "АТЦ Минатом России"С.Петербург, ФГУП ВО "ИЗОТОП"– в части подготовки проектов сертификатов разрешений на радиоактивные вещества особого вида, за исключением делящихся; ГИ ВНИПИЭТ, РФЯЦ ВНИИЭФ – в части подготовки проектов сертификатов разрешений на делящиеся вещества особого вида; ОЯБ ГНЦ РФ ФЭИ (Отдел ядерной безопасности) – в части экспертизы мер и условий по ядерной безопасности и подготовки соответствующего заключения для подготовки сертификатов разрешений (в части обеспечения ядерной безопасности). Ответственным за оперативную организацию перевозок ЯМ и РВ является отраслевая оперативная диспетчерская ФГУП "Атомспецтранс".

Реализуемые мероприятия позволят существенно повысить безопасность транспортировок и адаптировать систему обеспечения безопасности к новым требованиям времени. При этом необходимо отметить, что пятидесятилетний опыт перевозки ЯМ и РВ по территории Российской Федерации и за рубеж доказал действенность системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ЯМ и РВ.

Аварийно спасательная служба

Для организации и проведения работ по обеспечению готовности и аттестации аварийно спасательных формирований, спасателей к действиям по локализации и ликвидации ЧС радиационного и ядерного характера в составе ОСЧС создана Аварийно спасательная служба (АСС).Деятельность АСС определяется Положением об Аварийно спасательной службе Агентства. География размещения подразделений аварийно-спасательных формирований Агентства представлена на рис.4.



Рис. 4. Размещение подразделений АСС Агентства на территории России

АСС объединяет органы управления АСС, аварийно-спасательные формирования (АСФ), научно-исследовательские и образовательные учреждения по подготовке спасателей, организации по производству аварийно-спасательных средств, иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед АСФ задач.

АСС включает в себя: органы управления; силы постоянной готовности федерального уровня (профессиональные АСФ)– около 400 чел; специальные ведомственные формирования – 5500 чел; нештатные АСФ и формирования гражданской обороны; образовательные учреждения; специальную профессиональную аварийно-спасательную службу (САС) Агентства. Организационная структура АСС показана на рис.5.



Рис. 5. Структура АСС Агентства

АСС Агентства обеспечивается:

Мобильными средствами контроля радиационной обстановки (метеорологические станции, переносные измерительные системы, спектрометрические системы, радиометрические лаборатории).

Переносными средствами контроля радиационной обстановки (приборы анализа образцов, радиометры, дозиметры, приборы измерения радиоактивного загрязнения, системы учета оперативных доз).

Мобильными средствами диагностики состояния аварийного объекта (эндоскопы, дефектоскопы, диагностические (рентгенографические) комплексы, системы видеонаблюдения, фотолаборатории).

Робототехникой (робототехнические комплексы разведки, дезактивации и ликвидации последствий аварии, транспортные установки).

Инженерной техникой (транспортные средства, средства обработки металла, расчистки завалов).

Средствами защиты персонала (спецкостюмы, средства защиты органов дыхания, приборы для очистки воды, средства дезактивации, шлюзовые камеры и палатки).

Успешное решение надежной оценки и прогнозирования радиационной обстановки на месте потенциальной аварии является обязательным условием эффективной деятельности по ликвидации ее последствий. В этой связи аварийно технические центры оснащены широкой гаммой мобильных комплексов, способных выполнить и обработать исчерпывающий набор измерений параметров радиационной и метеорологической обстановки. Среди наиболее оснащенных мобильных комплексов следует выделить комплексы "VISA","Инспектор"и ряд других.

В арсенале АСС имеется широкий набор переносных средств контроля радиационной обстановки: радиометры КРБ 1,ДП 5Б (В),СРП 88. Для ситуаций, требующих более точных или специализированных измерений используются APS 127,MKC 01P1,BABYLINE 91,VIOLINIST 3.

Одной из важнейших задач аварийно спасательных работ является точная идентификация состояния аварийного объекта, т.к.в случае аварии с радиационными последствиями непосредственный визуальный осмотр объекта зачастую затруднен или даже невозможен. В составе сил и средств для подобной диагностики имеются разнообразные средства, начиная от автономных эндоскопов, до сложных уникальных комплексов, предназначенных для неразрушающего контроля внутреннего состояния аварийных объектов, среди которых можно выделить мобильный рентгенографический комплекс Portac 6. В состав данного комплекса входят: модуль линейного ускорителя, модуль управления, модуль фотолаборатории, система видеонаблюдения за зоной работ, система рентгенографии в реальном масштабе времени.

Принципиальной особенностью работ в чрезвычайных ситуациях на объектах атомной энергетики и промышленности является возможное радиоактивное загрязнение установок, помещений и территорий предприятий.

В этих условиях большую роль должны сыграть средства робототехники, обеспечивающие разведку радиационной обстановки, поиск источников излучения, резку конструкций, перемещение отдельных предметов и грунтов. Здесь можно выделить робототехнический комплекс разведки и дезактивации (РТК РД), робототехнические комплексы 100 М,КРТ 200М,МРК 27МА.00,"Омар"и другие.

АСС Росатома оснащены широким набором мобильных инженерных средств для действия в условиях ЧС.

Среди них – аварийно спасательные средства для упаковки и транспортирования поврежденных боеприпасов, осколков к месту их захоронения, мобильные комплексы гидроабразивной и плазменной резки, растяжки, подъема, расчистки завалов и пр. Безусловным элементом работ по ликвидации последствий аварии является обеспечение безопасности аварийного персонала. В арсенале АСС имеется широкий набор средств защиты органов дыхания и кожных покровов: защитные панорамные маски PANORAMA NOVA, FERNES; дыхательные аппараты АСВ 2, SPIRATOM KIT AIR 5000; комбинезоны и защитные костюмы ЗФО,Л 1,PVC BD/S; шлюзовые палатки, души и пр. Уровень рабочего оборудования АСС постоянно совершенствуется и модернизируется в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Система управления охраной труда

Под отраслевой системой управления охраной труда (ОСУОТ) понимается регламентированная законодательными, нормативными правовыми актами и организационно методическими документами организация и осуществление деятельности руководителей, специалистов, рабочих и служащих, направленная на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности людей в трудовом процессе. Отдел радиационной, производственной безопасности и охраны окружающей среды УЯРБ осуществляет разработку ведомственных планов мероприятий по охране труда и организует их выполнение службами охраны труда предприятий Агентства, готовит проекты нормативных актов по охране труда, участвует в проведении ведомственного контроля состояния охраны труда на предприятиях и расследовании несчастных случаев на производстве, обобщает статистические данные о состоянии охраны труда по ведомству в целом.

Основным объектом управления в ОСУОТ является обеспечение безопасности труда на подведомственных предприятиях Агентства. СУОТ отдельных предприятий являются составными частями системы, которые функционируют на основе: стандартов предприятия, правил и инструкций по охране труда, планов мероприятий по охране труда (включается в коллективной договор), положения об административно общественном контроле за состоянием охраны труда, положения об обязанностях и ответственности должностных лиц, графиков контроля условий труда с указанием средств метрологического обеспечения контроля, положения о мерах воздействия на нарушителей требований охраны труда, порядка обязательного внесения требований охраны труда в конструкторскую и технологическую документацию, положения (инструкции)о порядке проведения аттестации рабочих мест, сертификации оборудования, производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, положения о профессиональном отборе и медицинском освидетельствовании работающих, лечебно-профилактическом обеспечении и др.

Об эффективности действующей в Агентстве системы охраны труда с целью профилактики несчастных случаев можно судить по сравнительному уровню производственного травматизма (табл.1).



Таблица 1. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом (Коэффициент Кч см – Численность пострадавших на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих)

В целом, работа отраслевой системы управления охраной труда на предприятиях Агентства направлена на решение следующих основных задач: обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда работающих и пропаганда вопросов охраны труда, обеспечение безопасности производственного оборудования, обеспечение безопасности производственных процессов, нормализация санитарно гигиенических условий труда, обеспечение работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты (в том числе, от ионизирующего излучения), обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих, профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям.

Что касается организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятиях Агентства, то, как показал многолетний опыт, наиболее целесообразной является ступенчатая организация данного вида контроля с определенной периодичностью. При этом, количество ступеней контроля устанавливается на предприятии в зависимости от его структуры, объема работ, территориального размещения подразделений и других особенностей предприятия.

Система методического управления подразделениями предприятий по безопасности (ядерной (ЯБ), радиационной (РБ), пожарной (ПБ),промышленной (ПрБ),экологической (ЭБ),ГО и ЧС.)

Эффективное функционирование систем на основе единообразия действующих процедур обеспечивается путем централизованного методического обеспечения органов системы со стороны Управления ядерной и радиационной безопасности.

В отдельных случаях при Управлении ядерной и радиационной безопасности Агентства создаются специальные методические советы. Характерным примером здесь стало формирование методического совета с целью обеспечения полноценного методического сопровождения для перехода предприятий на Нормы радиационной безопасности (НРБ 99)и Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99).

В состав данного совета вошли руководители служб радиационного контроля, лабораторий, отделов промышленных предприятий Агентства и специалисты по радиационной безопасности научно исследовательских организаций. Методическим советом была осуществлена разработка единой отраслевой программы для успешного практического внедрения новых нормативных документов, была создана дозиметрическая и радиометрическая аппаратура, отвечающая современным требованиям, осуществлялся выпуск научно популярной литературы, обучающих компьютерных систем и пособий, проводились специальные совещания, семинары, школы для обучения или переподготовки профессиональных кадров. Регулярная работа методического совета в настоящее время позволяет проводить актуальный анализ облучаемости персонала и состояния радиационного контроля на предприятиях Агентства.

Оценка деятельности предприятий в системе осуществляется на основе ежегодной статистической отчетности, анализируемой Управлением ядерной и радиационной безопасности Росатома. Сбор и анализ отчетных документов позволяет выработать управленческие решения по улучшению деятельности предприятий в данной области. Кроме того, оценка деятельности предприятий по всем вопросам безопасности проводится во время регулярных комиссионных проверок, осуществляемых в соответствии с планами, утвержденными руководством Росатома.

Создание новых систем

Необходимо отметить, что ряд систем находятся в стадии формирования. К их числу следует отнести развитие системы экологической безопасности на основе принятого программного документа "Основы экологической политики Минатома России"и Общественного экологического совета. Приказом по Агентству от 05.04.2005 г. №170 утверждено Положение о Научно координационном совете по охране окружающей среды, основным направлением деятельности которого станет научное обоснование и разработка организационно технических мероприятий по реализации экологической политики Агентства. К важным практическим функциям Научно-координационного совета также следует отнести организацию и координацию ведомственных научно-технических разработок в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, анализа и оценки экологического риска; активное участие совета в пропаганде достигнутого уровня обеспечения охраны окружающей среды и формированию объективного общественного восприятия экологического риска, связанного с деятельностью предприятий Агентства.

Другим примером является решение коллегии Агентства от 06.04.2005 г. о необходимости формирования государственной системы обращения с радиоактивными отходами, являющейся принципиальным условием дальнейшего развития атомной энергетики и промышленности. При создании данной системы необходимо учитывать различные факторы, в т.ч.возможное увеличение себестоимости продукции или услуг предприятий Росамтома вследствие применения специальных технологий обращения с РАО, многовариантность способов обращения с РАО в зависимости от их удельной активности, физико-химического состояния, радионуклидного состава, объёмов, токсичности, условий безопасного хранения и захоронения.

Следует подчеркнуть, что несмотря на разнообразие организационных форм и этапов становления государственных систем по обращению с РАО в передовых ядерных странах, все они в своей основе имеют два общих принципа. Первый –создание ядра системы, единой специализированной организации, осуществляющей операции по длительному хранению и захоронению РАО, а также по строительству, эксплуатации, закрытию и мониторингу хранилищ РАО. Такая организация предоставляет услуги по длительному хранению и захоронению РАО всем производителям РАО в стране. Второй – особый финансовый механизм функционирования системы, реализующий принцип "загрязнитель платит"и учитывающий сроки хранения РАО во временных хранилищах, а также сроки эксплуатации объектов окончательной изоляции. В подавляющем большинстве стран такой механизм реализован в виде фондов, на счета которых производители РАО вносят периодические фиксированные платежи, размеры которых зависят от размещенных и предполагаемых к окончательной изоляции объемов РАО. Вместе с тем, в ряде стран вопросы обращения с РАО, накопленными и образующимися от реализации военных программ, решаются исключительно за счет государственных инвестиций. На начальном этапе создания государственной системы обращения с РАО планируется разработка эффективной нормативно правовой базы с разработкой организационных и финансовых инструментов ее функционирования.

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=91