Виктор
Алкснис
Пришла новость о том, правительство РФ может отказаться от
строительства тепловых электростанций (ТЭС) на экспериментальных образцах
российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ) 1,4 ГВт в пользу
иностранных компаний, включая американскую GE и немецкую Siemens.
Индекс деловой активности в
производственном секторе, который для России рассчитывает IHS Markit, по итогам
сентября снизился до 46,3 пункта. Обрабатывающая промышленность (именно ее
охватывает исследование PMI) в сентябре пережила настоящую катастрофу.
Напомню, какой скандал произошел два года назад, когда в связи с
проблемами с энергоснабжением Крыма из-за энергетической блокады полуострова со
стороны Украины было принято решение срочно перебросить в Крым четыре газовые
турбины SGT5-2000E немецкого производителя Siemens для строительства двух
электростанций общей мощностью 940 МВт. Но в связи с введенными против РФ
санкциями официально этого делать было нельзя, поскольку по соглашению эти
турбины были предназначены для установки исключительно на электростанциях в
Краснодарском крае.
Казалось бы, из произошедшего надо сделать выводы и наладить
производство российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ). Но проблема в
том, что в РФ после развала Советского Союза были утрачены технологии
производства ГТБМ, поскольку после прихода Чубайса к руководству
российской электроэнергетикой было принято решение отказаться от производства
российских турбин и перейти к закупке мощных газовых турбины у немцев
("Сименс"), японцев («Митсубиси») и даже американцев («Дженерал
Электрик»).
В результате наша энергетика была поставлена в
зависимость от чужих решений.
Кроме турбин, приходилось оплачивать специалистов для их установки и отладки. И
постоянно заказывать запчасти на десятки миллионов долларов.
И вот ценой огромных усилий в кратчайший срок удалось создать
российскую газовую турбину большой мощности ГТД-110М, соответствующую
мировым стандартам. Казалось бы, давайте срочно запускать ее в серийное
производство и поставлять на российские электростанции.
Но
вместо этого приходит информация, что российское правительство планирует
отказаться от российских турбин и продолжить закупки импортных. А тут ещё
сообщение о поддержке президентом РФ планов закупки иностранных гражданских
самолетов и комплектующих.
Глава государства
подписал закон, освобождающий с 2020 года от НДС ввоз в Россию гражданских
самолетов при условии их перерегистрации в российском реестре.
Также законом освобождается от НДС ввоз
авиационных двигателей, запасных частей, используемых для строительства,
ремонта и модернизации на территории России гражданских воздушных судов, а
также ввоз печатных изданий, опытных образцов, необходимых для разработки и
испытания гражданских воздушных судов и авиационных двигателей.
Всего лишь
тридцать лет назад наша страна была великой авиационной державой, которая производила в год сотни пассажирских
самолетов и обеспечивала ими не только крупнейшую в мире авиакомпанию
"Аэрофлот", но и многие страны мира.
А потом некоторые российские чиновники за большие
взятки и откаты решили посодействовать уничтожению российского авиапрома и
открыли наш рынок для иностранных самолетов и более того установлению для них
режима наибольшего благоприятствования. В отличие от производства отечественных
самолетов. И все... На этом российский гражданский авиапром закончился и
вряд ли когда-нибудь возродится.
Это решения одного рода и они связаны между собой.
В российской авиации, как военной, так и гражданской основной
проблемой являлись двигатели. Мы всегда умели делать хорошие планеры самолетов
и других летательных аппаратов, поскольку российская аэродинамическая наука
всегда считалась одной из лучших в мире. Но мы всегда имели проблемы с
авиационными двигателями, большинство их которых, как правило, уступали
зарубежным аналогам. И именно поэтому нам никак не удается создать
гражданские самолеты, не уступающие Боингам и Аэрбасам, в первую очередь по
удельной мощности двигателей и по потреблению топлива. И проблемы существуют не
только для гражданских самолетов - отсутствие двигателя для самолета пятого
поколения Су-57 свидетельствует о наличии серьезных проблем и в военной
области.
Казалось бы, эта проблема требует серьезного внимания и принятия
срочных мер. Но вместо этого подписание президентом закона об отмене НДС на
импортные самолеты, по сути, выносит смертный приговор российским пассажирским
самолетам. И не только самолетам, но и авиационным газотурбинным двигателям.
А информация о планах правительства отказаться от отечественных газовых турбин
большой мощности, наносит удар по российской энергетике.
Газотурбинные двигатели широко применяются на судах ВМФ, а также на
газоперекачивающих станциях на российских газопроводах. А с двигателями для
ВМФ ситуация тоже весьма сложная. Помните печально знаменитый поход
"Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии и клубы черного в полнеба над
ним дыма? Да, конечно, на нем стоят не газотурбинные двигатели, а
котлотурбинные двигатели большой мощности, но все равно и там частично
применяются похожие технологии.
Успешное развитие технологий в производстве, например, авиационных
газотурбинных двигателей, несомненно положительно скажется на технологиях
производства газотурбинных двигателей для военно-морского флота или для
энергетики. И наоборот.
Принятые решения наносят мощнейший удар по авиации, по
военно-морскому флоту, по энергетике. Да и в целом по безопасности страны
(оборонной, энергетической, экономической и т.д.). Эти решения направлены на
дальнейшую деиндустриализацию страны и уничтожение ее машиностроения.
И возникает резонный вопрос - для чего это
делается? Для чего
целенаправленно уничтожается российское машиностроение? Для чего
целенаправленно осуществляется деиндустриализация России?
Автор:
Виктор Имантович Алкснис
02.10.2019