Денидустриализация нарастает
Дата: 03/10/2019
Тема: Машиностроение


Виктор Алкснис

Пришла новость о том, правительство РФ может отказаться от строительства тепловых электростанций (ТЭС) на экспериментальных образцах российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ) 1,4 ГВт в пользу иностранных компаний, включая американскую GE и немецкую Siemens.



Индекс деловой активности в производственном секторе, который для России рассчитывает IHS Markit, по итогам сентября снизился до 46,3 пункта. Обрабатывающая промышленность (именно ее охватывает исследование PMI) в сентябре пережила настоящую катастрофу.

Напомню, какой скандал произошел два года назад, когда в связи с проблемами с энергоснабжением Крыма из-за энергетической блокады полуострова со стороны Украины было принято решение срочно перебросить в Крым четыре газовые турбины SGT5-2000E немецкого производителя Siemens для строительства двух электростанций общей мощностью 940 МВт. Но в связи с введенными против РФ санкциями официально этого делать было нельзя, поскольку по соглашению эти турбины были предназначены для установки исключительно на электростанциях в Краснодарском крае.

Казалось бы, из произошедшего надо сделать выводы и наладить производство российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ). Но проблема в том, что в РФ после развала Советского Союза были утрачены технологии производства ГТБМ, поскольку после прихода Чубайса к руководству российской электроэнергетикой было принято решение отказаться от производства российских турбин и перейти к закупке мощных газовых турбины у немцев ("Сименс"), японцев («Митсубиси») и даже американцев («Дженерал Электрик»).

В результате наша энергетика была поставлена в зависимость от чужих решений. Кроме турбин, приходилось оплачивать специалистов для их установки и отладки. И постоянно заказывать запчасти на десятки миллионов долларов.

И вот ценой огромных усилий в кратчайший срок удалось создать российскую газовую турбину большой мощности ГТД-110М, соответствующую мировым стандартам. Казалось бы, давайте срочно запускать ее в серийное производство и поставлять на российские электростанции.

Но вместо этого приходит информация, что российское правительство планирует отказаться от российских турбин и продолжить закупки импортных. А тут ещё сообщение о поддержке президентом РФ планов закупки иностранных гражданских самолетов и комплектующих.

Глава государства подписал закон, освобождающий с 2020 года от НДС ввоз в Россию гражданских самолетов при условии их перерегистрации в российском реестре.

Также законом освобождается от НДС ввоз авиационных двигателей, запасных частей, используемых для строительства, ремонта и модернизации на территории России гражданских воздушных судов, а также ввоз печатных изданий, опытных образцов, необходимых для разработки и испытания гражданских воздушных судов и авиационных двигателей.

Всего лишь тридцать лет назад наша страна была великой авиационной державой, которая производила в год сотни пассажирских самолетов и обеспечивала ими не только крупнейшую в мире авиакомпанию "Аэрофлот", но и многие страны мира.

А потом некоторые российские чиновники за большие взятки и откаты решили посодействовать уничтожению российского авиапрома и открыли наш рынок для иностранных самолетов и более того установлению для них режима наибольшего благоприятствования. В отличие от производства отечественных самолетов. И все... На этом российский гражданский авиапром закончился и вряд ли когда-нибудь возродится.

Это решения одного рода и они связаны между собой.

В российской авиации, как военной, так и гражданской основной проблемой являлись двигатели. Мы всегда умели делать хорошие планеры самолетов и других летательных аппаратов, поскольку российская аэродинамическая наука всегда считалась одной из лучших в мире. Но мы всегда имели проблемы с авиационными двигателями, большинство их которых, как правило, уступали зарубежным аналогам. И именно поэтому нам никак не удается создать гражданские самолеты, не уступающие Боингам и Аэрбасам, в первую очередь по удельной мощности двигателей и по потреблению топлива. И проблемы существуют не только для гражданских самолетов - отсутствие двигателя для самолета пятого поколения Су-57 свидетельствует о наличии серьезных проблем и в военной области.

Казалось бы, эта проблема требует серьезного внимания и принятия срочных мер. Но вместо этого подписание президентом закона об отмене НДС на импортные самолеты, по сути, выносит смертный приговор российским пассажирским самолетам. И не только самолетам, но и авиационным газотурбинным двигателям. А информация о планах правительства отказаться от отечественных газовых турбин большой мощности, наносит удар по российской энергетике.

Газотурбинные двигатели широко применяются на судах ВМФ, а также на газоперекачивающих станциях на российских газопроводах. А с двигателями для ВМФ ситуация тоже весьма сложная. Помните печально знаменитый поход "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии и клубы черного в полнеба над ним дыма? Да, конечно, на нем стоят не газотурбинные двигатели, а котлотурбинные двигатели большой мощности, но все равно и там частично применяются похожие технологии.

Успешное развитие технологий в производстве, например, авиационных газотурбинных двигателей, несомненно положительно скажется на технологиях производства газотурбинных двигателей для военно-морского флота или для энергетики. И наоборот.

Принятые решения наносят мощнейший удар по авиации, по военно-морскому флоту, по энергетике. Да и в целом по безопасности страны (оборонной, энергетической, экономической и т.д.). Эти решения направлены на дальнейшую деиндустриализацию страны и уничтожение ее машиностроения.

И возникает резонный вопрос - для чего это делается? Для чего целенаправленно уничтожается российское машиностроение? Для чего целенаправленно осуществляется деиндустриализация России?


Автор: Виктор Имантович Алкснис

02.10.2019







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8803