Перевозка радиоактивных материалов – гарантированное обеспечение безопасности
Дата: 14/03/2007
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


В.В.Нащокин, ФГУП «Атомспецтранс», Россия

Промышленное использование атомной энергии вносит важный вклад в обеспечение устойчивого развития государства за счет высокой наукоемкости, технологичности и экологичности энергопроизводства. Обращение с радиоактивными материалами предполагает их транспортирование.

Перевозка радиоактивных материалов является неотъемлемой частью деятельности предприятий, эксплуатирующих радиоактивные материалы.

В связи с тем, что все радиоактивные материалы являются опасными грузами класса 7, объективно возникает необходимость дальнейшего развития и совершенствования существующей системы безопасности транспортирования радиоактивных материалов.

Общий объем перевозимых радиоактивных материалов всеми видами транспорта в России составляет сотни тысяч упаковочных комплектов с радиоактивным содержимым в год. (Напомним, что во всем мире эта цифра достигает 10 млн. упаковок).

Номенклатура перевозимых радиоактивных материалов чрезвычайно широка (сотни и сотни наименований) – от лекарственных фармацевтических препаратов до отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

Гарантированное обеспечение безопасности перевозок радиоактивных материалов связано с решением ключевых, в данный момент, взаимосвязанных задач:

- совершенствования нормативной и правовой базы;

- предотвращением угроз технологической безопасности при перевозках радиоактивных материалов;

- необходимости постройки судна-контейнеровоза класса ОЯТ-3;

- неизбежности государственного управления перевозками радиоактивных материалов;

- соблюдением базовых принципов обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов;

- предупреждением возникновения и развития транспортных аварий, связанных с радиологическими террористическими актами;

- культурой безопасности при обращении с радиоактивными материалами.

В Федеральном законе Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" установлено, что транспортирование радиоактивных материалов должно осуществляться в соответствии с правилами транспортирования опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с данным законом, новые национальные «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов», (НП-053-04), введенные Ростехнадзором в действие в 2005 году [1], предусматривают права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя, меры безопасности и физической защиты, систему согласованных мер по недопущению аварий при перевозке радиоактивных материалов, требования к упаковкам и транспортным средствам.

Надо отметить, что указанный документ успешно выдержал более чем годичную проверку практикой и не вызвал сколь либо серьезные затруднения в его применении.

Более того, НП-053-04, как федеральные нормы и правила, в максимальной степени гармонизированы с международными Правилами безопасной перевозки радиоактивных материалов, издания 1996 года, МАГАТЭ, Вена [2].

Вместе с тем, по нашему мнению, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» требует своего дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не обеспечивают его эффективное функционирование [3].

Прежде всего, это относится к регулированию отношений собственности на объекты использования атомной энергии, что в условиях рыночной экономики приобретает особое значение.

Кроме того, в новую редакцию закона необходимо внести изменения на основании накопленного опыта перевозок, в частности, дать недвусмысленное определение такому термину, как «перевозчик».

Вопросы обеспечения безопасности перевозок грузов должны найти серьезное отражение в федеральном законе о перевозках опасных грузов, разработка которого ведется с 1989 года и никак не завершится.

Такие законы в промышленно развитых странах были приняты еще в середине 70-х годов прошлого века. Значение совершенствования правовых оснований организации и осуществления перевозок опасных грузов для повышения безопасности и снижения рисков не подлежит сомнению [4].

В настоящее время полнота набора пакета руководящих документов, регламентирующих перевозку радиоактивных материалов, создает предпосылки для гарантий безопасной перевозки радиоактивных материалов с минимально достижимым для существующего экономического уклада страны уровнем вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан и окружающей среде.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что существующие Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минтрансом России в 1995 году, не соответствуют современному уровню и содержат ряд принципиальных ошибок. Кроме того, Правила разрабатывались без учета рекомендаций Минатома России (ныне Росатома) и не согласованы им.

К тому же необходимо отметить, что в настоящее время Минтранс России не проводит никаких работ по пересмотру Правил и их приведению в соответствие с международными правилами ДОПОГ.

К угрозам технологической безопасности при перевозках радиоактивных материалов, в первую очередь, следует отнести:

- исключительно и недопустимо высокий уровень износа упаковочных комплектов, транспортных средств и исчерпания проектных ресурсов перегрузочного оборудования и грузоподъемных машин (90% транспортных упаковочных комплектов для перевозки отработавшего ядерного топлива близки к полной выработке ресурса);

- сокращение объемов разработки и производства транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств на 90% - 95%;

- трудности в обновлении парка упаковочных комплектов, транспортных средств, перегрузочного оборудования и грузоподъемных машин в силу неприемлемо низкой инновационной и инвестиционной активности (степень их ежегодного обновления составляет менее 1%).

На всех предприятиях Росатома для перевозки радиоактивных материалов имеется, оценочно, около 200 разновидностей упаковочных комплектов различных типов (от освобожденных упаковок до упаковок типа B(U)). Вместе с тем, только несколько упаковок из них были разработаны за последние 7 лет.

Однако, начиная с 2004-2005 годов ситуация с разработкой и производством транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств начала меняться в лучшую сторону.

Так, например, были разработаны упаковочные комплекты ТК-7С - для ТВС АЭС, ТУК-84 – для ОТВС реакторов Белоярской АЭС и т.п..

Безусловным технологическим прорывом в области создания упаковок типа B(U) явилось создание в 2006 году транспортного упаковочного комплекта ТУК-128.

Конструкция упаковки ТУК-128 типа В(U) полностью отвечает требованиям Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов и международных Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов.

Учитывая беспрецедентно стремительное наращивание в ближайшие годы количества строящихся и вводимых в действие блоков АЭС, в планах Росатома на ближайшие три года предусматривается разработка конструкторской документации, изготовление и испытания опытных образцов:

- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с отработанными тепловыделяющими сборками (ОТВС) энергетических реакторов ВВЭР-440 (взамен ТУК-6);

- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с ОТВС энергетических реакторов с высоким выгоранием и малым сроком выдержки;

- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с ОТВС энергетических реакторов типа PWR и BWR;

- упаковочных комплектов для длительного технологического хранения и транспортирования средне-(САО) и высокоактивных радиоактивных отходов.

Состояние отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО) на территориях бывших береговых технических баз (БТБ) Военно-Морского Флота находится в центре внимания мировой экологической общественности.

Массовый вывоз высокоактивных ОЯТ и РАО с территории БТБ может быть осуществлен только морским путем с использованием судна-контейнеровоза специальной постройки.

Необходимость постройки специализированного судна-контейнеровоза обусловлена, прежде всего, пониманием того, что вопросы обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды в настоящее время приобрели особое значение.

Таким образом, одним из узловых моментов решения проблемы безопасности при вывозе ОЯТ и РАО с территорий БТБ является постройка специализированного судна класса ОЯТ-3, позволяющего осуществлять перевозку различных контейнеров с ОЯТ и РАО к местам погрузки транспортных контейнеров на спецпоезд или к местам длительного технологического хранения ОЯТ и РАО.

Проектируемое судно должно отвечать требованиям к судам класса ОЯТ-3 в соответствии с Кодексом ОЯТ, т.е. судам, имеющим свидетельство на перевозку отработавшего ядерного топлива и высокорадиоактивных отходов без ограничения максимальной общей активности материалов.

Опасность упаковки (упаковочного комплекта с радиоактивным содержимым) является его комплексным свойством, включающим несколько видов опасности, обусловленных наличием химически активных и токсичных веществ, делящихся материалов и радиоактивных веществ.

В общем случае, критерий безопасности перевозки упаковки связан с некоторой совокупностью признаков (показателей), характеризующих уровень опасности упаковки. Количественные показатели опасности упаковки дают основу для определения количественных критериев безопасности.

Теоретически, процесс обеспечения безопасности перевозки упаковок охватывает три основных направления:

- предупреждение или уменьшение уровней внешних воздействий на упаковки;

- предотвращение несанкционированных действий и применения оружия, взрывов, других опасностей в течение перевозки упаковки, в том числе в результате аномальных воздействий при авариях, природных и техногенных катастрофах и несанкционированных действиях;

- защита населения, персонала и окружающей среды в обычных, нормальных и аварийных условиях перевозки.

На практике обеспечение безопасности упаковки при перевозках означает комплекс взаимосвязанных конструкторских и технологических решений, правовых, организационных, хозяйственных мероприятий, направленных на снижение опасности упаковки до уровня, определяемого нормами (критериями) безопасности.

В полном объеме выполнение всего названного комплекса мероприятий возможно лишь при государственном управлении процессом обеспечения безопасности.

С нашей точки зрения, в Федеральном агентстве по атомной энергии, на которое возложено выполнение функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов, обеспечению требуемого уровня безопасности при их перевозке придается базовое значение, и решение этой проблемы производится с последовательной реализацией самых жестких требований безопасности, разрабатывавшихся с учетом рекомендаций, содержащихся в документах МАГАТЭ.

Росатом обеспечивает ядерную и радиационную безопасность при перевозках по следующим основным направлениям:

- разработка документов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при перевозках;

- контроль за соблюдением организациями - грузоотправителями, грузоперевозчиками и грузополучателями требований федеральных и ведомственных норм и правил;

- проведение экспертизы документов, обосновывающих соответствие конкретного типа транспортных упаковочных комплектов, специальных транспортных средств и условий перевозки радиоактивных материалов установленным требованиям ядерной и радиационной безопасности;

- проведение мероприятий по предотвращению ядерных, радиационных и других возможных аварий при перевозке радиоактивных материалов, а также по ликвидации их последствий;

- координация в ходе ликвидации последствий аварий при перевозках радиоактивных материалов действий аварийно-спасательных формирований, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- осуществление подготовки специалистов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов.

Причины вмешательства Росатома в обеспечение безопасности перевозок радиоактивных материалов ясны и прозрачны и объясняются:

- сложностью и наукоемкостью всего процесса перевозок;

- большими требуемыми инвестициями в транспортную инфраструктуру отрасли;

- влиянием на обороноспособность страны и безопасность государства.

Кроме того, ОСНОВЫ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации, возложили на Росатом задачу обеспечения государственного контроля за транспортировкой ядерно- и радиационно-опасных объектов и материалов на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортировки.

Успешное выполнение этой задачи является залогом гарантированного обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов.

Главной целью обеспечения безопасности при перевозках радиоактивных материалов является исключение недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [4].

Достижение указанной цели обеспечивается выполнением следующих основных задач:

- обеспечением технологической безопасности (взрывобезопасности, механической безопасности, пожарной безопасности, термической безопасности, химической безопасности, ядерной и радиационной безопасности) перевозимых грузов радиоактивных материалов;

- обеспечением физической защиты ядерных материалов при транспортировании;

- предотвращением террористических актов (антитеррористическая защита) в отношении грузов радиоактивных материалов;

- обеспечением безопасности движения транспортных средств.

Конкретные требования по технологической безопасности, физической защите и предотвращению террористических актов грузов РМ должны устанавливаться общим техническим регламентом, другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации в соответствии Федеральным законом «О техническом регулировании» и принципами обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов.

ФГУП «Атомспецтранс» при планировании и организации перевозок радиоактивных материалов руководствуются упомянутыми принципами, которые представляются нам простыми и логичными.

Прежде всего, мы исходим из того, что ответственность за обеспечение необходимого уровня безопасности перевозок должна возлагаться на грузоотправителя, который отвечает за подготовку груза к перевозке, правильный выбор условий перевозки, а также за негативные последствия перевозки, связанные с опасными свойствами груза, возмещение соответствующего радиационного (ядерного) ущерба.

Кроме того, безопасность перевозок должна обеспечиваться за счет ограничения перевозимого количества радиоактивных материалов, конструкции упаковки и перевозочных средств, а также условий подготовки груза к перевозке.

Должна быть обеспечена согласованность требований к упаковкам и условий перевозок с основными принципами радиационной защиты, а именно:

- принципом обоснования (результаты перевозки должны приносить больше пользы, чем вреда);

- принципом оптимизации (безопасность должна быть обеспечена на максимальном разумно достижимом уровне с учетом социальных и экономических факторов);

- принципом нормирования, требующего непревышения установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» индивидуальных пределов доз и других нормативов радиационной безопасности.

Мероприятия на случай транспортных аварий и других чрезвычайных ситуаций при транспортировании радиоактивных материалов должны быть спланированы и подготовлены заранее, до осуществления перевозки.

Все работы, связанные с обеспечением безопасности перевозок РМ, должны быть охвачены современными системами обеспечения (гарантий) качества.

В отличие от других стран – членов МАГАТЭ – в России каждая перевозка радиоактивного материала (особенно, ядерного) удовлетворяет двум группам требований:

- требованиям к перевозке данного типа упаковочного комплекта с радиоактивным содержимым;

- кроме того, дополнительно, упаковка перевозится, используя термины международных Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов (№ ST-1), по сути, в специальных условиях.

Исторически сложившаяся в России двойная система обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов дает возможность:

- создать условия для удовлетворения высокого уровня качества перевозки;

- обеспечить сохранность перевозимых грузов, уменьшить риски возникновения аварий;

- обеспечить защиту груза от несанкционированного вмешательства;

- эффективно использовать аварийно-спасательные силы и средства Росатома в случае возникновения аварий с упаковками;

- обеспечить режим конфиденциальности в ходе перевозок, необходимость в которой обусловлена требованиями физической защиты перевозимых грузов;

- осуществлять слежение за состоянием и перемещением каждой отдельной отправки с радиоактивным материалом.

Организации и предприятия Росатома, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления перевозок в специальных условиях, взаимодействуют с владельцами транспортных инфраструктур и перевозчиками через Отраслевую оперативную диспетчерскую, являющейся структурным подразделением ФГУП «Атомспецтранс».

Основными задачами Отраслевой оперативной диспетчерской являются:

- оперативное планирование перевозок радиоактивных материалов, составление графика перевозок;

- информационное обеспечение и контроль за ходом перевозок;

- организация взаимодействия с заинтересованными организациями по вопросам учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов в соответствии с нормативными документами;

- организация взаимодействия с заинтересованными организациями по вопросам физической защиты ядерных материалов;

- производство необходимых согласований с Заказчиком;

- проверку состояния разрешительных документов на транспортные средства и транспортные упаковочные контейнеры;

- осуществление контроля о выполнении перевозки, соблюдении сроков доставки грузов;

- получение от уполномоченных при управлениях железных дорог и представителей в регионах подтверждения об их прибытии в указанный пункт назначения;

- получение информации об авариях и неисправностях подвижного состава от уполномоченных на дорогах и от диспетчера перевозчика и доведение ее до руководителей и диспетчерских служб согласно схемы оповещения;

- координация работ с целью проведения ремонта перевозочных средств специализированными предприятиями.

В обеспечении безопасности перевозок радиоактивных материалов не бывает второстепенных проблем. Все проблемы важны и актуальны.

Однако, на текущий момент, проблема предупреждения транспортных аварий, связанных с террористическими актами при перевозках радиоактивных материалов, требует принятия превентивных мер для своего решения.

Упомянутая проблема представляет собой ряд задач, при решении которых необходимо выполнение исследовательских работ, связанных с анализом существующей системы защиты перевозок радиоактивных материалов от террористических актов и уязвимости существующих типов упаковочных комплектов, перевозочных средств, пунктов перевалки и транзитного хранения грузов.

Существенное повышение безопасности перевозки радиоактивных материалов достигается путем решения следующего комплекса задач:

- использованием технических средств для обнаружения попыток проникновения нарушителей на транспортное средство;

- применением средств пассивной и активной задержки нарушителей;

- обеспечением сил охраны средствами оперативной связи между собой, а также с силами реагирования на нештатную (аварийную) ситуацию;

- обеспечением дистанционного контроля состояния сил физической защиты и местоположения транспортного средства.

При этом для обеспечения высокого уровня безопасности требуется как эффективное применение необходимых инженерно-технических средств, так и своевременные адекватные действия соответствующих служб охраны объекта и сил реагирования.

Система физической защиты перевозимых радиоактивных материалов должна проектироваться с учетом особенностей, к которым относятся:

- большая протяженность маршрутов транспортировки радиоактивных материалов;

- ограниченность сил охраны транспорта;

- удаленность мест дислокации сил реагирования (поддержки) от места возможного нападения (аварии).

Свой заметный вклад в обеспечении безопасности перевозок радиоактивных материалов может внести культура безопасности - совокупность характеристик отношений в организациях и между отдельными лицами, которая устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, уделяется внимание, диктуемое их значимостью.

Понятие «культура безопасности» проявляется на трех уровнях:

- при формировании политики руководства в области качества;

- при осуществлении руководства ядерными объектами;

- при поведении персонала предприятия.

В этом смысле безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад.

Потребности предприятий и организаций отрасли в перевозках удовлетворяются полностью. Все перевозки выполнятся в штатных режимах, в соответствии с требованиями нормативных документов и с соблюдением условий обеспечения их безопасности.

Вместе с тем, наряду с общей положительной картиной организации перевозочного процесса, к отдельным моментам, негативным образом влиявшим на организацию и ход перевозок можно отнести:

- не соблюдение предприятиями установленных сроков подачи заявок;

- многочисленные изменения параметров ранее спланированных перевозок;

- осложнения в прохождении погранично-таможенных процедур из-за отсутствия или неправильно оформленных документов на груз у сопровождающих.

Перевозки опасных грузов класса 7 приобретают массовый характер [5]. С этими перевозками опасных грузов связан существенный потенциал рисков возникновения чрезвычайных происшествий. Вся наша деятельность направлена на разработку и выполнение мероприятий по уменьшению этого потенциала к уровню остаточных рисков, приемлемому для общества и государства.

Такие мероприятия должны разрабатываться и осуществляться всеми причастными к перевозкам опасных грузов учреждениями и организациями на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования вопросов обеспечения безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Не лишне еще раз повторить, что существенная роль в управлении безопасностью перевозок опасных грузов принадлежит Государственному компетентному органу, т.е. Росатому.

Список литературы
1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04).- М.: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2004 г.
2. Серия норм МАГАТЭ по безопасности: Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов. Издание 1996 года. Требования № ST-1, МАГАТЭ, Вена.
3. А.И. Иойрыш, Г.А. Новиков, О.А. Супатеева. О концепции атомного права России. Ядерная и радиационная безопасность России. Выпуск 2 (13). Федеральное агентство по атомной энергии, М., 2004 г.
4. В.Н. Андросюк, В.В. Андросюк. О Государственном компетентном органе по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом. Евразия вести, 2006 год.
5. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", (принят ГД ФС РФ 15.12.2002 г.).


По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=880