Тилко
Грис, Deutschlandfunk, Германия
Россия похожа на большой и просторный самолет, совершающий дальний
перелет и постоянно теряющий высоту. Проблемы множатся, и если
посмотреть, что происходит в салоне, прежде всего в его задней части,
то это очевидно.
В элегантном бизнес-классе пассажирам безразлично, что происходит
в задней части самолета. Тут люди думают о бизнесе,
а он во многих сферах продолжает процветать. Например,
в Росатоме, государственном атомном концерне. Его бизнес-модель состоит
в том, чтобы из ядерного топлива извлекать как можно больше
энергии и денег, и эта модель работает, если судить по итоговому
балансу, очень хорошо. Правда, в балансе ничего не сказано
о том, какие расходы могут возникнуть в долгосрочной перспективе.
Совсем недавно в отдаленной местности, в последних рядах
эконом-класса, где никто из пассажиров бизнес-класса никогда
не бывал, протестировали новую крылатую ракету. В результате аварии
там произошел выброс радиации, но ветер донес ее только
до нескольких последних рядов, где сидит всего парочка провинциальных
простофиль. До обитых кожей сидений в передней части самолета она
не доходит.
Народ в эконом-классе начинает волноваться
А так как бизнес-класс еще и бесцеремонно швыряет свой мусор
назад, и там вдруг вспыхивает пламя, а огнетушителей нет, народ
в эконом-классе начинает волноваться. Того, кто встает, чтобы высказаться,
быстро заковывают в наручники и запирают на время
в туалете. Стюарды хорошо вооружены и могут делать что хотят.
Поэтому большинство пассажиров предпочитают не высовываться
и ничего не предпринимать. А по бортовой телесети,
работающей беспрерывно, все время передают, насколько жизнь в самолете
лучше, чем за его бортом.
Время от времени к пассажирам обращается капитан самолета.
Он говорит, что облетит зону с плохой погодой, предостерегает
от вражеского окружения и обещает сделать жизнь на борту еще
лучше и удобнее для всех. Это он обещал уже не раз,
но все равно большинство пассажиров ему аплодируют. Они предпочитают этого
капитана и закрепленные за ними места, с которых
им не сдвинуться всю жизнь. Выживать в этом самолете
на жестких сидениях эконом-класса и так нелегко.
Чем серьезнее проблемы в эконом-классе — тем решительнее
привилегированная публика в бизнес-классе, где политической элите
предоставлено большее пространство для ног и разные дополнительные
услуги, они задергивают занавеску, чтобы не смотреть на то, что
творится сзади. Они успокаивают себя мыслью, что в этом великолепном
самолете, полном ресурсов, они могут лететь вечно.
Богатой элите разрешено грабить пассажиров эконом-класса
Потому что так гласит пакт, который они заключили с капитаном.
Он ясно дал понять, что только он избран для управления
самолетом. А богатой и влиятельной элите он разрешил разграблять
средства существования эконом-класса. Вот почему горят миллионы квадратных
километров леса в Сибири, вот почему так небрежно обращаются
с ядерными материалами. Ну а если что-то и пойдет не так,
и кусочек русской земли будет заражен, выжжен или станет непригодным
для жизни, то останется еще много других — так думают сидящие впереди.
Только так можно объяснить то, как власти и концерн Росатом
ведут себя с жителями населенных пунктов рядом с ракетным полигоном:
сначала было сказано, что радиационный фон повышен, затем они опровергли
собственное сообщение, но некоторое время спустя опять его подтвердили.
Наверное, когда-нибудь каким-то мужественным правдолюбам удастся сложить
вместе все детали и объяснить, что произошло на самом деле.
Но изменения курса медленно снижающегося самолета они добиться
не смогут. Однако известно, что произойдет, если в задних рядах сразу
встанет много людей, которые не дадут запереть себя в туалетах.
Самолет может потерять баланс.
ИноСМИ, 20.08.2019