|
А.А. Талевлин, к.ю.н., доцент ЧГУ, Председатель регион. обществ.
движения «За природу»
|
|
О.В. Бодров, физик, эколог, гендиректор ООО «Декомиссия», председатель Обществ. Совета «Южный Берег Финского Залива» |
Государственная политика России в
области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами не
должна противоречить основным правам граждан. Право на экологическую и
радиационную безопасность принадлежит как настоящему, так и будущим поколениям.
На федеральном уровне правовую
базу обращения с РАО составляют законы «Об использовании атомной энергии» №170
ФЗ и «Об обращении с радиоактивными отходами» № 190 ФЗ. Органы государственной
власти субъектов РФ участвуют в принятии решения о размещении объектов
обращения с РАО. Согласно п. 5 Постановления
Правительства РФ от 14.03.1997 № 306, решения о сооружении объектов
федерального значения принимает Правительство РФ совместно с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых
предполагается размещение объектов.
В настоящее время во многих
регионах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в сфере
природопользования и охраны окружающей среды, в том числе и радиационной
безопасности. Законы о радиационной безопасности населения приняты в Свердловской,
Челябинской, Томской области, Краснодарском, Красноярском краях и др.
Одним из недостатков
существующего Закона о РАО является
отсутствие закрепленных процедур общественного участия на разных стадиях
обращения с РАО, хотя право граждан и общественных объединений на участие в
формировании политики в области использования атомной энергии закреплено в ст.
14 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». В Законе о РАО
участие общественности в формировании политики в сфере использования атомной
энергии сведено к «предоставлению информации по вопросам деятельности
национального оператора с учетом требований законодательства Российской
Федерации о государственной тайне».
Право граждан на участие в
принятии решений, например, определения места захоронения радиоактивных
отходов, в Законе о РАО не закреплено. При размещении пунктов захоронения РАО
или расширении существующих объектов по переработке ОЯТ достаточным считается проведение
общественных слушаний. Как правило, такие обсуждения носят рекомендательный
характер, в них принимает участие незначительное число граждан, в основном,
жителей соответствующего ЗАТО, хотя затрагиваются права и интересы гораздо
большего числа людей.
Наличие полномочий у субъектов РФ
в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет создать
региональную нормативную базу, которая может и должна учитывать недостатки
федеральных нормативных правовых актов. В ряде субъектов Российской Федерации (Томской,
Ленинградской, Челябинской и др. областях) утвержден порядок принятия и
согласования решений о размещении ядерно-опасных и радиационно-опасных объектов
в рамках процедуры согласования Ходатайства о намерениях. В Красноярском крае,
в республике Коми вопрос о согласовании размещения объектов использования
атомной энергии этого субъекта не урегулирован. В рамках процедуры согласования
размещения объектов использования атомной энергии региональным законодателям
необходимо обеспечить возможность участия населения в принятии решения. Такой
подход, учитывающий интересы населения конкретного региона, представляется социально-ответственным.
Таким образом, региональное и
федеральное законодательство необходимо дополнить механизмом реализации права
каждого на участие в принятии решений в сфере использования атомной энергии. Региональное
законодательство должно содержать нормы общественного контроля в сфере обеспечения
ядерной и радиационной безопасности при обращении с РАО. В соответствующем
нормативном акте необходимо предусмотреть положение об Общественном совете в
структуре органа государственной власти субъекта Российской Федерации и
определить порядок его формирования, обеспечив активное участие общественности
и местных органов власти.
В данной статье речь пойдет о
проекте закона о радиационной безопасности Ленинградской области, разработанном
А.А.Талевлиным. Этот проект прошел
обсуждение с экспертами Постоянной комиссии по экологии и природопользованию
Ленинградской области. В Ленобласти расположено большое число ядерно- и
радиационно-опасных объектов. Власти региона обязаны обеспечивать радиационную
безопасность населения и информировать его о возможных угрозах. Принимаемые
решения по размещению объектов атомной энергии затрагивают интересы широкого
круга лиц. В то же время они не включены в процесс принятия решений. Депутаты
Законодательного собрания Ленобласти сегодня лишены возможности отстаивать
интересы своих избирателей в этой сфере. Исходя из норм федерального закона об
атомной энергии №170 ФЗ, решение о размещении таких объектов принимается Правительством
РФ при согласовании с властями регионов. В Ленинградской области такое
согласование осуществляет губернатор. Это происходит в отсутствии четкого
порядка его реализации, что иногда приводит к конфликтным ситуациям.
В настоящее время в активную фазу
вступает процесс вывода из эксплуатации первых блоков Ленинградской АЭС.
Поэтому поиск решения по безопасному обращению с РАО для долговременной их
изоляции становится столь актуальным. Предлагаемый проект закона о радиационной
безопасности прописывает порядок принятия решения органами власти при
согласовании места размещения объекта атомной энергии с участием всех заинтересованных
сторон, в том числе, и атомного бизнеса. Права граждан и общественных
объединений на участие в политике в области использования атомной энергии
обеспечено ст.14 №170 ФЗ. Принятие областного закона даст возможность депутатам
и другим социальным группам обсуждать не только финансовые, технологические, но
и социальные, экологические и нравственные аспекты данной проблемы. Законопроект
расширяет число заинтересованных участников и критериев, которые лежат в основе
принятия этих решений. Законодатели Ленобласти получат полномочия в сфере
обеспечения радиационной безопасности населения и использования атомной
энергии. Депутаты ЗакСа Ленобласти будут согласовывать представленные
губернатором предложения по размещению ядерных установок, хранилищ РАО, пунктов
захоронения РАО. Такое согласование объектов размещения атомной энергии
позволит обсуждать их с помощью демократических процедур и принимать более
взвешенные решения.
Проект закона разработан в целях
закрепления процедур участия органов государственной власти Ленобласти, органов
местного самоуправления, общественности в процессе принятия решений в сфере
использования атомной энергии и радиационной безопасности населения. Принятие
такого закона позволит обеспечить права граждан и общественных объединений на
участие в формировании политики использования атомной энергии, а также
реализовать право на радиационную безопасность настоящего и будущих поколений.
При разработке проекта закона
учтены международные стандарты и рекомендации
безопасности МАГАТЭ, опубликованные в 2018 г.; опыт европейских
стран, в том числе Германии и Литовской республики. «Стандарты МАГАТЭ для защиты людей и природы.
Вывод из эксплуатации атомных электростанций, исследовательских реакторов и
других объектов ядерного топливного цикла» рекомендуют включать в процесс
подготовки и планирования вывода из эксплуатации АЭС заинтересованные стороны,
в том числе заинтересованную общественность и местное сообщество, на территории
которого размещается выводимая АЭС. В частности, в упомянутом документе
говорится: «Регулирующий орган должен организовывать общественные обсуждения
или консультации с участием лицензиата для предоставления возможности заинтересованным
сторонам делать комментарии по окончательному плану вывода из эксплуатации и
поддержке документов, в соответствии с национальным законодательством. Такие
обсуждения должны проводиться, в первую очередь, с местными общинами, на
территории которых размещен выводимый объект».
В законе Литовской Республики “О
радиационной безопасности” ответственность за обеспечение радиационной безопасности государством
делегирована мэрии (Ст. 5. Компетенция мэра районного (городского)
самоуправления в сфере государственного управления в области обеспечения
радиационной безопасности):
Мэр районного (городского)
самоуправления:
1. выражает мнение самоуправления
при участии в решении вопросов строительства, реконструкции или прекращения
деятельности предприятий, которые используют или планируют использовать
источник ионизирующего излучения;
2. предоставляет общественности
информацию о загрязнение окружающей среды, здоровье или жизнь людей, а также
осуществляемых мерах по обеспечению радиационной безопасности».
Созданный «Общественный совет по
экологии и энергетике» при Висагинском самоуправлении стал площадкой для
взаимодействия органов местного самоуправления с заинтересованной
общественностью, оказанию технической поддержки мэрии при согласовании отчетов
по оценке воздействия на окружающую среду, проектов вывода из эксплуатации
Игналинской АЭС, строительства промежуточных хранилищ РАО; обеспечении здоровой
экологической обстановки в городе, расположенном вблизи радиационно-опасных объектов.
Федеральные власти Германии
инициировали создание регионального Общественного Совета по проблемам ядерной энергетики земли Макленбург
– Передняя Померания для мониторинга вывода из эксплуатации АЭС Норд
(Грейфсвальд). Он включил в себя представителей федеральных, региональных, муниципальных
властей, экспертов, представителей трудового коллектива АЭС, политических
партий и общественных организаций.
Эффективная организация
обеспечения радиационной безопасности населения должна увязываться с доступностью
информации общественным организациям и участием самих граждан и юридических лиц
в обсуждении государственной политики проектов федеральных законов, в
практической деятельности в области обеспечения радиационной безопасности. Регионы
и население должны быть наделены необходимыми полномочиями по реализации своих
прав и обязанностей. Действующим законодательством гарантируется осуществление
общественного контроля в сфере радиационной безопасности населения. Однако при
реализации этого права граждане и их общественные объединения встречаются с
трудностями в получении информации о состоянии радиационной безопасности,
принимаемых мерах по обеспечению этого права.
Предлагаемый к обсуждению закон о
радиационной безопасности Ленинградской области может восполнить этот пробел в
законодательстве и стать основой для принятия подобных законов в других
субъектах РФ.