Все познается в сравнении…
Дата: 22/02/2007
Тема: Кадровая политика


Алексей Солдатов, аспирант МИФИ, студент Орегонского государственного университета, США

Комментарий к статье Н.Н.Кудрякова «Нет «болонизации» российской высшей школы»

Мне нередко приходится слышать рассуждения о «Болонском процессе», и «болонизации высшей школы». Тема живая и горячая. Но все чаще эта песня начинает напоминать «Плач Ярославны» по старым временам.

В обсуждениях часто используются 2 направления – это снижение уровня подготовки и сроки подготовки специалистов.

Я думаю, что снижение уровня подготовки – куда больше зависит от мотивации студентов, мотивации преподавателей и технической оснащенности вузов и социально-бытовых условий. Вопрос этот решаемый, и при правильном подходе, нет ничего плохого, если наши вузы будут стремиться к мировым стандартам в области оснащения лабораторий, комплектации библиотек, учебных классов, в области создания хороших жилищных условия для иногородних и иностранных студентов. А при правильном построении политики взаимодействия с предприятиями отрасли и спонсорами вполне можно наладить и адекватную систему финансирования вузов.

Система бакалавр–магистр тоже может быть организована по-разному. В некоторых вузах этот процесс идет болезненно, но есть и другие университеты. Например, на нашей кафедре в МИФИ, вполне гармонично уживаются программа бакалавр-магистр и стандартная инженерная программа. Причем знаний, полученных в рамках бакалаврской программы и при подготовке бакалаврской диссертации, вполне хватает, чтобы сдавать магистерские экзамены в престижных американских университетах.

В Орегонском университете, тоже существует бакалавриат (4 ступени) и магистратура (2 ступени), при этом наличие двух ступеней не означает 4 и 2 года обучения. Критерием окончания обучения является усвоение материала, и сдача всех экзаменов, включая эшелонированную систему государственных квалификационных экзаменов. Кто-то получает бакалавра за 4 года, кто-то за 5, кто за 6… Как везде есть и вечные студенты…

И в России, и в США есть свои слабые и сильные стороны. Например, программа МИФИ дает широкий кругозор и глубокое понимание физических принципов. В Орегонском университете (США) больший упор сделан на практическое применение, и решение конкретных задач и использование современных программных продуктов, кодов и инструментов которые используются в отрасли США.

Помню, как после первой лекции по численным методам я очень испугался. Казалось, что я все забыл, потому, как в МИФИ к этому курсу относился весьма легкомысленно и думал что «Фортран» настолько стар и что в жизни не понадобится. А тут сразу задачу поставили написать расчетную программу для нового реактора. Однако после того как полистал свои старые лекции, все вспомнилось, и более того, потом американским студентам помогал. Такая же ситуация и с реакторной физикой, и с термодинамикой, математикой… Сначала страшно, а потом с удивлением и благодарностью вспоминаешь институтские годы в МИФИ.

Так что и двухуровневую систему можно организовать по-разному, было бы желание. Успешные примеры и опыт есть и в России, и в мире. Так что есть чему поучиться. А чему-то можно поучиться и в России. Есть что оптимизировать и улучшать. Есть большое поле для международного сотрудничества. Можно по-разному относиться к Болонскому процессу, но от сотрудничества и обмена опытом не уйти. Значит, задача максимально использовать имеющиеся возможности. Не вздыхать о прекрасном прошлом, а использовать и преумножать накопленный в современных реалиях опыт.

Современная ядерная энергетика уже давно перестала быть внутренней проблемой каждой отдельно взятой страны. На мировом рынке действует несколько крупных компаний, поставщиков ядерных реакторов и услуг топливного цикла. «АРЕВА», «Вестингауз» уже стали транснациональными корпорациями, имеющие отделения по всему миру. Российские компании, такие как «Атомстройэкспорт», «ТВЭЛ», «Техснабэкспорт», «Росэнергоатом», тоже активно работают и на международном рынке. Для зарубежных компаний уже стало нормой набирать сотрудников из разных стран, выпускников разных вузов.

В условиях глобализации ученые, инженеры и сотрудники компаний обязаны хорошо ориентироваться не только в домашних технологиях, но и хорошо знать, «что» и «как» делают конкуренты. Особенно это важно в таких вопросах, как программа обеспечения качества, особенности анализа безопасности, сертификации и лицензирования. Эти знания важны как для российских компаний торгующих на мировом рынке (например, «Атомстройэкспорт», «Техснабэкспорт», «ТВЭЛ»), так и для компаний, которые закупают импортное оборудование для повышения безопасности и эффективности наших ядерных технологий (например, «Росэнергоатом»). Таким компаниям нужны эксперты с широким кругозором, эрудицией и профессионализмом как в области технологий, так и в вопросах обеспечения качества, лицензирования, правового сопровождения, экономики, маркетинга. Эксперты, знающие специфику мировой ядерной отрасли. Нужны и инженеры, способные разработать или адаптировать проект под условия заказчика, в соответствии с местной спецификой. И без широкого международного сотрудничества хороших инженеров подготовить невозможно… Без сотрудничества, это как учить плавать по картинкам, не пуская обучаемых в воду…

Необходимость обмена опытом в ядерном образовании прекрасно осознается во всем мире. Подтверждением тому служит создание национальных и международных ядерных объединений, консорциумов, сетей (примеров тому много, и о них подробно написано в других статьях этого номера). В США создан и действует консорциум ядерных вузов в рамках Центра Исследования Продвинутых Энергетических Систем (перевод корявый, а по-американски это CAES Centre of Advanced Energy Studies). В России тоже сложился сплоченный союз ядерных вузов. Партнерство в рамках таких консорциумов вполне может стать альтернативой или дополнением Болонского процесса.

Итак, подведем итоги:

России необходимо сильное ядерное образование, и это должно быть одной из главных задач в развитии отрасли.

Болонский процесс – это всего один из возможных инструментов в осуществлении этой задачи. Его можно отвергнуть, принять, как есть, или попытаться грамотно воспользоваться ситуацией и заточить под свои нужды.

Кроме Болонского процесса существуют и другие инструменты повышения качества ядерного образования, внутренние и внешние, и они могут выступать как альтернатива или как дополнение этого процесса.

(Журнал «Атомная стратегия» № 28, февраль 2007 г.)





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=849