Вперед в прошлое
Дата: 20/11/2018
Тема: Сооружение атомных объектов


В.В. Биктимиров, Н.Г. Шошитаишвили, представители группы молодых ученых и ветеранов

Наконец, наступило то время, когда строительство новых АЭС может встать "на рельсы" в прямом и переносном смысле и решить будущее. Мы имеем в виду участие АО «Титан-2» в строительстве Турецкой АЭС «АККУЮ».



Этому значительному событию способствуют два крупных положительных фактора:

  • Практический опыт и квалификация специалистов АО «Титан-2», «набивших руку» и «нахлебавшихся» на строительстве ЛАЭС-2 по проекту СПб АЭПа;

  • Генплан АЭС с моноблочной компоновкой по проекту Московского АЭПа , позволяющий и допускающий применение более эффективной механизации и индустриализации строительных и монтажных работ.

Рисунок 1. Площадки доукрупнения и скадирования А и Б

Речь идет о возможности и способности профессионалов оценить прошлый опыт строительства передовых «в те времена» атомных электростанций Запорожской, Балаковской, Южно-Украинской, которые были завершены до временного «моратория» на АЭС, и соединить его со своим современным опытом.

Сразу оговоримся, что компоновка зданий на ЛАЭС-2 является не технологичной с точки зрения организации строительства, поэтому обязательные требования по укрупнению монтажных элементов и по совмещенному монтажу не были выполнены – как говорят строители –  сборка велась «соломой».

На проектах Московского АЭПа АЭС-2006, АЭС ТОИ (АЭС АККУЮ и Курская АЭС-2) причина по нарушению этих же требований другая - соединение в одном лице генпроектировщика и генподрядчика, отсутствие практического опыта, некачественная организационно-технологическая документация, включающая ПОС, и, как результат, «турбулентная» технология, основанная на принятии вынужденных решениях ежедневных планерок непосредственно на стройплощадке.

История указанных передовых «в те времена» строек говорит о том, что автором всех положительных факторов на них был, как ни крути, генпроектировщик Московский АЭП, без которого строители и монтажники не могли сделать ни «шаг влево», ни «шаг вправо».

Точнее говоря, предшественники сегодняшних проектировщиков согласовывали каждую «мелочь» на стройке и должны были отражать это в исполнительной документации для будущих поколений, но…

Рисунок 2.  Схема монтажа ОМФ цилиндрической оболочки

Моноблочная компоновка генплана АЭС АККУЮ дает возможность по применению специальной рациональной механизации основных СМР на основе отечественной импортозамещающей грузоподъемной техники, которая позволяет максимально укрупнять монтажные элементы и выполнять 100% совмещенный монтаж технологического оборудования по всем пяти зданиям главного корпуса АЭС.

На фрагменте стройгенплана АЭС АККУЮ показано размещение козлового крана, который обслуживает строительство всех зданий главного корпуса и двух площадок доукрупнения, расположенных по торцам.

В функции работы козлового крана входит:

- подъем и подача в проектное положение ОМФ (объемных монтажных фрагментов);

- разгрузка тяжеловесного и крупногабаритного оборудования;

- доукрупнение элементов оболочек и купола.

Сборка ОМФ на площадке доукрупнения производится другими мобильными автокранами.

Рисунок 3. Монтаж корпуса реактора козловым краном по методу "open-top"

Преимущества козлового крана перед другими кранами


Возможность передвигаться с подвешенным грузом над всей зоной монтажа и над зданиями.

  • Постоянная грузоподъемность в любой момент точке зоны обслуживания.

  • Минимум занимаемой площади непосредственно краном на строительной площадке.

  • Устойчивость – отсутствие момента опрокидывания крана (преимущество любого козлового крана, повышенная безопасность при эксплуатации).

  • Способность наряду с укрупненными строительными армоблоками совместно монтировать тяжеловестное и крупногабаритное оборудование (в связи с наличием двух основных крюков по 200 тонн каждый).

  • В связи с наличием на сносном мосту двух вспомогательных башенно-стреловых кранов грузоподъемностью 25 и 50 т, возможность при любой стоянке крана подавать «мелкие» грузы на главный корпус двумя независимыми крюками.

  • Сравнительно короткий срок монтажа крана на строительной площадке, в виду его изящной схемы самомонтажа.

  • Возможность перекатки крана по перпендикулярным путям без разборки для установки его на следующем энергоблоке.

Рисунок 4. Монтаж кругового крана в сборе с электротехническим оборудованием козловым краном по методу "open-top"

  • Надежность в эксплуатации (возможность ремонта, взаимозаменяемость узлов в связи с его отечественным происхождением).

  • В связи с наличием двух основных крюков, по 200 тонн каждый, возможность монтажа длинномерных и крупногабаритных изделий.

  • Целевое назначение крана – строительство главных корпусов АЭС, в виду однородности конфигурации конструкции крана и зданий, над которыми он проходит.

  • Для козлового крана используются обыкновенные ж/д пути нормальной колеи.

  • Козловой кран исключает работу закладываемых в ПОС импортных гусеничных и башенных кранов, так как их работа выполняется в период укрупнения изделий на УСП, стройбазе и на глазах под козловым краном за пределами монтажной зоны.

  • Применение технологии требует ранней поставки технологического оборудования в связи с сокращением нормативного срока строительства.

  • Отсутствие балластов-противовесов, (в отличие от гусеничных кранов) вращающихся вместе с поднятым грузом, требующих для этого дополнительного расхода электроэнергии.

  • Возможность включения в его рабочую зону всех 5-ти зданий главного корпуса, что составляет 75% от общей стоимости СМР.

  • Возможность разместить по обеим торцам главного корпуса площадки для доукрупнения транспортных элементов в монтажные элементы максимальной массы.

  • Не занимает строительную площадку между двумя энергоблоками, насыщенную поземными инженерными сетями и сооружениями.

Рисунок 5. Монтаж парогенератора с приваренным коллектором козловым краном по методу "open-top"

Рисунок 6. Укрупнительная сборочная площадка в торце главного корпуса под козловым краном

Рисунок 7. Общий вид расположения козлового крана относительно главного корпуса и УСП


Сравнительная таблица по рациональности применения предполагаемых кранов для строительства АЭ АККУЮ (АЭС ТОИ)


№ п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

Показатели

Прим

КК-400

LR13000

LR11350

1

2

3

4

5

6

7

1

Грузоподъемность

т

400

(постоянная)

3000

1350

 

зависитотвылета

зависитотвылета

 

2

Собственный вес

т

1330

3300

> 1000

 

3

Центральный балласт + деррик балласт + поворотная платформа

т

нет

2400

1100

 

4

Площадь, занимаемая собственно краном

м2

3500

2800

2800

 

5

Площадь, обслуживаемая краном

м2

гл. корпус

(5 зданий)

РЗ, ТЗ

РЗ

 

6

Необходимая грузоподъемность для «АЭС ТОИ»

т

400

400

400

 

7

Коэффициент соотношения массы груза и грузоподъемности

м/м

 

 

 

 

8

Возможность передвигаться с грузом на расстояние

м

500

с грузом 611 т

нет

 

9

Условие для строповки кг грузов

крюк

2

1

1

 

10

Подкрановые пути

 

ж/д

ж/б плиты

ж/б плиты

 

11

Давление на грунт

кг/см2

 

 

 

 

12

Полезная производственная и складская  площадь под краном

м2

50000

14100

7700

 

13

Суммарная длина канатов для всех механизмов крана

км

1,5

50

23

 

14

Число ветвей полиспаста для грузовой подвески

кол-во

6

60

27

 

15

Количество ж/д платформ для перевозки крана

шт

19

50

 

 

16

Монтаж крана:

 

- площадь

- срок

- дополнительная механизация

 

 

м2

мес

шт

Самомонтаж на рельсах раб. пути

5000

2

ДЭК-50

Такой площади нет

 

11000

1

LR1400/2, LR1600/2

 

 

5000

2

LR1300

 

17

Посадочная скорость для монтажа оборудования

м/мин

есть

нет

нет

 

18

Демонтаж крана (наличие площадей)

м2

есть

нет

нет

 

19

Передислокация крана на очередной блок

 

По перпендикулярным ж/д путям своим ходом

Усиленная а/дорога  из ж/б

Усиленная а/дорога  из ж/б

 

20

Стоимость крана.

IIIкв 2018 год (с НДС)

млрд.руб

1,5

4

 

 

21

Назначение основного крана

 

Специально для строительства АЭС ТОИ

Общее – для разовых подъемов

Общее – для разовых подъемов

 

22

Реальность «Opentop-а»

 

+5 зданий

+2 здания

Нет

 

23

Доставка КГ и ТВ  под кран

Влияние на параллельные работы

Доставка по прямой

Доставка затруднена

Доставка затруднена

 

24

Решение по импортозамещению

Да/нет

Да

Нет

Нет

 

25

Востребованность

Да/нет

Да

Нет

Нет

 


 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8310