Энергетическая безопасность Балтийского региона
Дата: 05/06/2018
Тема: Энергетическая безопасность


В конце мая 2018 г. Российская Ассоциация Прибалтийских Исследований (РАПИ) провела международную конференцию по проблемам энергетической безопасности - «Ситуация в регионе Балтийского моря после запуска Белорусской АЭС». Российские и белорусские эксперты обсудили вопросы экономических и политических последствий запуска Белорусской АЭС, строительства ЛАЭС-2, энергетической безопасности Балтийского региона, прибалтийских инициатив, направленных на разрыв энергетических сетей между Россией и Беларусью с одной стороны и Эстонией, Латвией, Литвой с другой.



Латвия, Литва и Эстония продолжают планировать побег из российско-белорусско-прибалтийского энергокольца БРЭЛЛ. Навязчивая идея прибалтийских политиков сепарироваться в энергетическом плане от своих восточных соседей стала одной из генеральных тем этой международной конференции.

В ближайшие 10-15 лет спрос на электроэнергию в мире удвоиться. Обеспечение такого роста энергопотребления тепловыми станциями грозит повышением средней температуры на планете. Возможный ее рост к концу столетия на 3,7-4,8 градуса признан для планеты катастрофичным: его следует удержать в пределах 2 градусов. Атомная станция выбрасывает в атмосферу лишь водяные пары. Международное энергетическое агентство рекомендует развитие атомной энергетики. Беларусь обязалась к 2030 г. снизить выбросы парниковых газов на 28%. Строительство Островецкой АЭС фактически вписано в эти планы.

По мнению президента РАПИ Н.М.Межевича, реализуемый совместный российско-белорусский проект строительства АЭС в г. Островец является крупным позитивом, по своему масштабу перевешивающим любые проблемы в рамках Союзного государства.  Атомная энергетика, весьма не дешевая на старте, оправдывает себя в процессе эксплуатации. Чем сложнее, технологичнее проект, тем выше уровень интеграции его участников. Первый выпуск белорусских энергетиков в Национальном техническом университете Белоруссии состоялся в 2013 г. Развитие атомной энергетики подтягивает десяток других отраслей – строителей, приборо- и машиностроителей, разработчиков систем  управления и т.д. Инвестиции делаются не только в энергетику, но и в общий уровень технологического развития республики.

Большим преимуществом в СССР было наличие масштабного рынка, позволяющего снижать удельные затраты в расчете на специалиста, производство станка или другой продукции. Советский Союз обеспечивал технологическое единство за относительно небольшие деньги. Сегодня каждому государству СНГ приходится обеспечивать это самостоятельно.

В Белоруссии проживает почти 10 млн человек, почти в 2 раза больше, чем в Эстонии, Латвии и Литве. Но этого недостаточно, чтобы позиционировать себя как явного лидера технологического прогресса. Для этого необходима межгосударственная кооперация. Экономические аспекты взаимодействия Беларуси и России в атомной энергетике достаточно очевидны. Российская постфукусимская атомная энергетика не только стратегически дешевле, но и экологически безопасна. МАГАТЭ, которое привлекали европейские экологические организации, а также Литовская Республика, подтвердило, что претензий к проекту БелАЭС у него нет.

Политические же руководители стран Прибалтики усмотрели в этом проекте злокозненные планы Россия отсоединить их от единой энергосистемы Союзного государства, превратив их в энергетический остров.

Но в масштабе ЕЭС России это малая капля в огромном бассейне энергетики. Кроме того, это ответвление БРЭЛЛ повышает надежность всей энергосистемы. Те же ЛАЭС-1 и ЛАЭС-2 нуждаются в подкрепляющих мощностях, выходящих за пределы государственных границ РФ. Равным образом, как и наши соседи, при остановке агрегатов Нарвской ГЭС и Прибалтийской ГРЭС, нуждаются в подкрепляющих мощностях из Российской Федерации. Такая логика отношений существовала несколько десятилетий, а потом события, относящиеся к совершенно другому региону, вызвали истерику у прибалтийских соседей. Возник вопрос об их отсоединении от единой энергосистемы.

Можно ли технологически отсоединить Эстонию, Латвию, Литву?  Конечно, можно. Стоить это будет порядка 2 млрд евро.

Российской Федерации для укрепления энергетических соединений с Республикой Беларусь, которые в этом случае не будут проходить через Латвию и Эстонию, придется соединять ЛАЭС-2, Смоленскую АЭС и БелАЭС, на что тоже потребуются дополнительные средства. Но непредсказуемые партнеры могут обойтись дороже. В случае выхода Эстонии, Латвии, Литвы из БРЭЛЛ возникают калининградский и белорусский аспекты проблемы.

О ситуации с энергообеспечением Калининградской области рассказал заведующий кафедрой Балтийского федерального университета им. И.Канта (Калининград) Ю.М.Зверев.

В эксклаве ведется работа по бесперебойному обеспечению региона электроэнергией. В июле 2017 г. началось строительство трех новых газовых электростанций: в Калининграде, Гусеве и Советске. Четвертая планируется в Светлом. Запущен проект по усилению связи между объединенными энергосистемами Северо-Запада и Центра РФ, который оценивается в 37,2 млрд руб. Идет строительство нескольких дополнительных линий высоковольтных передач. В Беларуси ведут работы по реконструкции электросетей для интеграции Островецкой АЭС.

Ещё в начале 2000-х гг. выход стран Прибалтики из энергокольца БРЭЛЛ для Калининградской области (КО) стал бы катастрофой, потому что 93% электроэнергии область получала из Литвы, либо перетоком из России. Своих электростанций в КО практически не было. Функционировали две небольшие восстановленные немецкие станции. С тех пор ситуация кардинально изменилась. К 2010 г. была введена в строй Калиниградская теплоэлектростанция ТЭЦ-2, работающая на природном газе, поступающем через территорию Белоруссии и Литвы. Калининградская область не только полностью обеспечила себя электроэнергией, но и поставляет в соседнюю Литву более 2 млрд кВт*ч ежегодно (1/6 энергопотребления Литвы).  В 2009 г. Литва по настоянию ЕС закрыла Игналинскую АЭС мощностью 3 тыс. МВт как небезопасную с реакторами чернобыльского типа РБМК 1500. В результате литовцы вынуждены покупать электроэнергию у Калининградской области.

Но ввод Калиниградской ТЭЦ-2 не решил все проблемы. Энергосистема Калининградской области недостаточно сбалансирована. ТЭЦ-2 по сути была единственный источник, вырабатывая99% всей электроэнергии. Блэкауты 2011 г. и 2013 г. лишали электричества целый регион численностью населения в 650 тыс. человек.  Кроме того, мощность ТЭЦ-2 900 МВт больше пиковой нагрузки, которая составила 778 МВт (в 2016 г.). Эту разницу куда-то надо девать. Если же один блок станции вывести для ремонта, электроэнергии будет не хватать. Для повышения сбалансированности энергосистемы в 2014 г. было принято решение построить в Калининградской области 4 новые станции: 3 станции на природном газе, 1 – на кузнецком каменном угле. Мощность Прегольской ТЭС в Калининграде составит 440 МВт, Маяковской ТЭС в Гусеве и Талаховской ТЭС в Советске — по 156 МВт каждая. Строительство угольной Приморской ТЭС мощностью 195 МВт начнется позже, запуск станции намечен на 2019 г.

Маяковская и Талаховская теплоэлектростанции были запущеы 2 марта 2018 г. Под контролем Президента РФ они были построены всего за 1,5 года. Общая мощность этих станций составила 312 МВт, что сразу на треть увеличило электрическая мощность Калининградской области. Станции современные, обеспечивающие выход на полную мощность всего за 20 минут. Строятся ещё Прегольская ТЭС, пуск которой намечен на апрель 2019 г., и Приморская ТЭС - к 1 июля 2020 г. Таким образом, появляется резерв в 963 МВт, равный мощности ТЭЦ-2, что позволит эксплуатировать ТЭЦ-2 в режиме «полублоков».

Одновременно решается проблема с транзитом газа через территорию Литвы. На побережье Калининградской области строится регазификационный терминал. Сейчас Калининградская область получает природный газ по транзитному газопроводу «Минск- Вильнюс-Каунас-Калининград». Возможность получения природного газа морским транспортом в сжиженном виде (СПГ) значительно повысит энергетическую безопасность КО.  На побережье Балтийского моря «Газпром» ведет работу по сооружению терминала по приему, хранению и регазификации СПГ. На южнокорейской судоверфи «Hyundai Heavy Industries Co. Ltd» уже состоялся спуск на воду судна "Маршал Василевский", представляющего собой плавучую установку по регазификации сжиженного природного газа. ПРГУ «Маршал Василевский» предназначена для приема СПГ, его транспортировки, хранения и регазификации. Терминал будет подключен к существующему газопроводу в районе Калининградского подземного хранилища газа (ПХГ), что даст возможность направлять газ потребителям области в объеме до 2,7 млрд куб. м газа в год, а также закачивать его в хранилище.

В результате газоснабжение региона в случае необходимости сможет быть полностью автономным на протяжении длительного времени. Первая очередь терминала войдет в строй в декабре 2018 г. В 2019 г. намечен и пуск завода по сжижению газа на компрессорной станции "Портовая" в Ленинградской области (самая мощная компрессорная станция в мире), которая является пунктом входа на северном берегу Финского залива, откуда газ поступает в магистраль "Северного потока". Рассчитывали получать сжиженный газ с завода «Балтийский СПГ», строящегося в районе морского порта Усть-Луга, но его ввод задерживается до 2022 г. Но уже введена в строй первая очередь «Ямала СПГ», откуда также можно получать сжиженный газ.

Первая очередь Калининградского подземного газохранилища на 156 млн куб. м газа уже введена в эксплуатацию, полная его мощность составит 800 млн куб. м газа. При строительстве ПХГ решается ещё один вопрос - организация добычи поваренной соли, поскольку выемка породы для хранилища производится в соляной породе. Таким образом, энергетическая система Калининградской области в ближайшее время будет готова к работе в автономном режиме. Но мы готовы и дальше сотрудничать с прибалтийскими странами. Как долго соседние страны смогут отказываться от экспорта электроэнергии из РФ или Белоруссии? В Германии все АЭС закроют к 2022 г. ВИЭ не заменят АЭС по мощности и по надежности энергообеспечения. Швеция также закрывает свои атомные станции. Создается дефицит мощности в этом регионе, а значит, предпосылки для совместной работы.

Идея создания глобальной энергосистемы от Атлантики до Владивостока была бы конструктивной. Но геополитика (давление из Вашингтона) отталкивает европейцев от нас, а технические и экономические факторы нас связывают. Профессионалы-энергетики это понимают. То, что Прибалтика энергетически изолируется от России – это не факт. Экономика определяет политику, а не наоборот. Любое государство должно обеспечивать надежность энергообеспечения. Это вопрос национальной безопасности. Энергетики из Германии говорят о необходимости координации систем энергоснабжения с Россией, обеспечении стабильной и безопасной поставки электроэнергии Калининграду и в обратном направлении.

По мнению главного редактора журнала «Геоэнергетика.ru» Б.Марцинкевича [апрель 2018 г.], если в Европе сохранится тренд «религии» ПАГ-энергетики (прерывистая альтернативная генерация), всё, что нужно России и Белоруссии – просто не мешать, европейцы всё сделают сами. России и Белоруссии будут предлагать инвестиции на самых льготных условиях для того, чтобы они на своей территории строили электростанции и тянули провода в Европу. Без помощи России-Белоруссии с проблемами энергетической безопасности и синхронизации ENTSO-E (европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии, объединившая в 2009 г. электрические сети ATSOI, BALTSO…) Европе не справится. «Вирус» ПАГ-энергетики приводит к закрытию базовых генерирующих мощностей, снижая энергетическую безопасность. Единственный способ не развалить свои объединенные энергетические системы и при этом удовлетворить растущие требования «зеленых» – в обязательном порядке сохранить БРЭЛЛ и нарастить через него поставки электроэнергии из России и Белоруссии в ENTSO-E. «

По поводу отключения от кольца БРЭЛЛ мельтешат политики и политиканы, а профессионалы, занимающиеся диспетчеризацией перетоков между составляющими ЭК, продолжают работать, не обращая внимания на этот шум». В декабре 2017 г. министр энергетики России в рамках «Энергодиалога Россия-ЕС» встретился в Брюсселе с директором отдела по внутреннему рынку ЕС генерального директората по энергетике ЕК Клаус-Дитером Борхардтом, заявившим, что: «На первом этапе нам необходимо обеспечить координацию систем электроснабжения ЕС и России так, чтобы не было перебоев. Но это вызывает множество вопросов, важнейший из которых – о Калининграде. Мы должны обеспечить наличие стабильных и безопасных поставок электроэнергии этому региону, а в перспективе – и в обратном направлении». Про БРЭЛЛ Борхардт не сказал ни слова, речь шла о необходимости координации систем электроснабжения ЕС и России.

Важнейший процесс, намеченный создателями ENTSO-E, не выход Прибалтики из состава ЭК БРЭЛЛ, а синхронизация UCTE и NORDELL. Решение этой задачи – не уровень Вильнюса, Риги и Таллина, это уровень Евросоюза. Европейские энергетики ко всем этим пляскам с бубнами совершенно равнодушны – синхронизация ENTSO-E будет осуществляться за счет бюджета Евросоюза. Брюссель и определит правила, которым вынуждены будут следовать руководители Прибалтийских стран. «До той поры, пока ЕК не приняла никаких решений о необходимости выхода BALTSO из состава БРЭЛЛ – энергетическое кольцо будет оставаться кольцом».

Борхардт, считает продолжение энергетического диалога Россия-ЕС столь важным, потому что он не политик, а «технарь», и подоплека его слов только техническая. Цель проекта синхронизации ENTSO-E: «обеспечение надежной эксплуатации, оптимального управления и развития европейской системы передачи электроэнергии для обеспечения энергетической безопасности». Это не политический меморандум, а чисто техническое описание. Перед создателями проекта синхронизации ENTSO-E стоит серьезная дилемма – либо строить за свой счет объекты базовой генерации в Европе, либо договориться с соседями, у которых с базовой генерацией всё в полном порядке. Соседей у стран, входящих в ENTSO-E, всего два – Россия и Белоруссия. Именно надежность ЕЭС России и энергетической системы Белоруссии, где идет к финалу строительство Белорусской АЭС, и является причиной корректности и вежливости Клауса-Дитера Борхардта. Поэтому и переговоры министры энергетики России и Белоруссии о судьбе БРЭЛЛ ведут не с «ЭЛЛ», а напрямую с Брюсселем.

Ветроэнергетика, приливная энергетика, солнечная энергетика без аккумуляторов вредны и опасны для единой энергосистемы в любых количествах, а при превышении определенного уровня их добавление либо разрушает энергосистему, либо делает ее эксплуатацию запредельно дорогой для общества. Профессионалы-знергетики к такой перспективе относятся более чем сдержанно.

Белорусская АЭС

Роль Белорусской АЭС в обеспечении экономической безопасности в энергетической сфере страны, по мнению завсектором Института экономики НАН Беларуси В.М.Цилибиной, крайне велика. В ноябре 2007 г. вышел Указ Президента Республики Беларусь N 565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции», ставший важнейшим шагом по развитию атомной энергетики в Беларуси. Согласно «Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь» (постановление СМ № 1084 от 23 декабря 2015 г.) с 2020 г. после введения в эксплуатацию БелАЭС планируется отказ от импорта электроэнергии.  Ввод мощностей БелАЭС увеличит производство электроэнергии с 7,1 млрд кВтч в 2020 г. до 18 млрд кВтч в 2035 г., обеспечив рост потребления электроэнергии в республике на 15%. Белорусская АЭС является стратегически важным объектом для экономики страны. Ввод её в эксплуатацию существенно изменит энергетический баланс государства. Развитие атомной генерации позволит отказаться от импорта электроэнергии, уменьшить поставки природного газа из-за рубежа и сократить выбросы в окружающую среду.

В октябре 2011 г. белорусское ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции» и российская ЗАО «Атомстройэкспорт» подписали контракт по сооружению энергоблоков № 1 и № 2 АЭС на Островецкой площадке в Гродненской области. Генеральным подрядчиком выступает группа компаний ASE (инжиниринговый дивизион ГК "Росатом"), станция строится на условиях полной ответственности генподрядчика под ключ.

Атомная электростанция сооружается по российскому проекту с водо-водяными реакторами ВВЭР-1200 поколения «три плюс». Она состоит из двух энергоблоков суммарной мощностью 2400 МВт. Проект соответствует нормам и рекомендациям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и отличается повышенными характеристиками безопасности. Главная особенность проекта - комбинированное использование активных и пассивных систем безопасности, снижающее влияние человеческого фактора.

Строительство станции осуществляется открыто, транспарентно. Проект соответствует самым строгим международным нормам и рекомендациям по безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства.

31 мая 2012 г. была получена лицензия на размещение АЭС. Строительные работы на энергоблоке № 1 начаты в ноябре 2013 г., на энергоблоке № 2 – в апреле 2014 г. Пуск первого энергоблока запланирован на 2019 г., второго - в 2020 г.

Строительство АЭС позволит:

- ежегодно замещать природный газ в объеме до 5 млрд куб. м, повысив энергетическую безопасность республики;

- уменьшить выбросы парниковых газов;

- обеспечить вывод из работы устаревших и малоэффективных генерирующих мощностей Белорусской энергосистемы;

- поднять на качественно новый уровень экономику страны и развитие других отраслей народного хозяйства;

- придать мощный стимул развитию региона строительства АЭС.

Осуществление проекта БелАЭС сыграет решающую роль в решении проблемы диверсификации источников энергии и поможет решить предусмотренную концепцией задачу по снижению доли доминирующего вида топлива - газа в валовом потреблении топливо-энергетических ресурсов с 60% до 50%.

1 апреля 2017 г. на штатное место был установлен корпус реактора первого энергоблока, 7 сентября 2017 г. завершена сварка главного циркуляционного трубопровода. Установлены ярусы купола защитной оболочки. На энергоблоке активно ведутся электро- и тепломонтажные работы. На энергоблоке № 2 завершаются работы по устройству металлоконструкций внутренней защитной оболочки: установлены ярусы купола, начаты подготовительные работы к армированию и бетонированию.

21 октября 2017 г. на производственную площадку БелАЭС доставлен корпус реактора для энергоблока № 2. Ещё одним строительным объектом является здание турбины, в котором размещаются турбоагрегат, электрический генератор и вспомогательные системы турбоустановки. В 2016 г. введен в эксплуатацию Учебно-тренировочный центр для подготовки эксплуатационного и ремонтного персонала, с полномасштабным и аналитическим тренажерами. Благодаря этому, имеется возможность подготовки персонала с использованием материально-технической базы собственного Центра.

Атомщикам построили шикарный городок. В Островце введено в эксплуатацию 37 домов (2356 квартир) общей площадью 149850,2 кв. м.

Беларусь опубликовала национальный доклад о стресс-тестах АЭС (в открытом доступе на сайте Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС Беларуси (Госатомнадзор), в ходе которых была рассмотрена устойчивость атомной электростанции к экстремальным внешним воздействиям: землетрясениям, затоплениям, экстремальным погодным условиям, а также защита АЭС при потере электроснабжения и потере конечного поглотителя тепла. Результаты стресс-тестов показали, что системы безопасности Белорусской АЭС разработаны с учетом всесторонне рассмотренных внешних событий, а здания, сооружения и оборудование Белорусской атомной электростанции спроектированы в соответствии с действующей нормативной базой.

Создание атомной энергетики — это новый качественный интеллектуальный и технологический импульс в развитии страны и обеспечение дополнительных гарантий укрепления государственной независимости и экономической безопасности Беларуси.

Строительство БелАЭС ведет к удешевлению энергоресурсов, создавая базу повышения конкурентоспособности всех секторов экономики: промышленности, транспорта, сферы услуг. Преимущества ядерной энергетики будут использованы для формирования вокруг атомной станции кластера энергоемких производств, а также создания условий для перехода от использования предприятиями и гражданами природных ресурсов газа и нефти на относительно недорогую электроэнергию.

С введением в 2019-2020 гг. двух блоков на Белорусской АЭС будет создано около 2 тысяч рабочих мест.

Геополитика

Обеспечение энергетической безопасности страны – вопрос не только экономики или политики, это категория геополитики. В Энергетической стратегии России на период до 2030 г. кроме прочего учитывается и безопасность спроса. Угрозы энергобезопасности определяются, в том числе, и внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами. В числе внешних угроз в Стратегии указываются волатильность мировых цен, растущая конкуренция на традиционных экспортных рынках, низкая диверсификация экспорта, сохранение зависимости российского экспорта от стран-транзитеров, политизация энергетических вопросов.

В Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь ЭБ энергетическая безопасность определяется как «состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушения бесперебойности энергоснабжения». Стратегически важной задачей является обеспечение устойчивого, надежного и экономически эффективного функционирования в период после 2020 г., когда будут выведены на проектную мощность оба блока БелАЭС. Одной из проблем увеличения электропотребления в Беларуси к 2020 г. выступает рост электропотребления не только в целом, но и в ночные часы суток. Ученые НАН Беларуси рекомендуют рассмотреть целесообразность реализации проекта развития электромобильного автотранспорта из расчета, что аккумуляторные батареи электротранспорта будут заряжаться в ночное время.

Перспективным направлением использования мощности Белорусской АЭС  может стать развитие цветной металлургии. Целесообразно проработать вопрос о развитии в Беларуси производства алюминия, одного из важнейших металлов современной мировой индустрии. Белорусская АЭС является стратегически важным объектом для экономики страны, вследствие чего обеспечение её экономической безопасности – необходимое условие для обеспечения экономической безопасности всей страны.

О реакции соседних государств на строительство БелАЭС рассказала завкафедрой Белорусского ГТУ И.В.Новикова.

Островецкая атомная станция еще до запуска стала предметом политического спора. Белорусская сторона предлагает размежевать политическую повестку и профессиональные вопросы энергетической безопасности, вести диалог на уровне экспертов, а не политиков. Главным антилоббистом Беларуси на европейской сцене является Литва. Её официальная позиция заключается в том, что, проектируя АЭС, Беларусь нарушила международные соглашения и должна «начать проект с нуля». Главная претензия сводится к выбору проектной площадки: для Литвы критическое значение имеет близость АЭС к столице (от АЭС до Вильнюса 50 км). Кроме того, литовская сторона постоянно ссылается на внештатные ситуации, имевшие место на строительной площадке.

Но не все соседи столь категоричны. Посол Польши в Белоруссии Конрад Павлик заявил, что они дистанцируются от политического решения Литвы, но также против строительства БелАЭС. Позиция Польши имеет политико-экономическую подоплёку. Заместитель управляющего ОНЭКСИМ банка Джорж Шустер пообещал Польше кредит на строительство атомной станции, если поляки используют американские технологии. Таким образом, поляки ориентированы на США.  Латвия нуждается в электроэнергии и заинтересована в приобретении её у Белоруссии. Поэтому пока она замерла, ожидая дальнейшего развития событий.

Несмотря на все истеричные заявления президента Литвы Дали Грибаускайте, ей нечего предъявить Беларуси. Когда задумывался проект БелАЭС, у соседей: Польши, Литвы, Латвии, Эстонии не было соответствующих генерирующих мощностей. БелАЭС при экспорте электроэнергии была бы рентабельна. Сейчас Литва пытается создать условия, когда Польша, страны Балтии не будут покупать энергию с БелАЭС, чтобы сделать её нерентабельной.

Но поставить Беларусь на колени таким образом не получиться. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, поставив задачу, всегда добивается её решения. По Минску уже курсируют 30 электробусов. В 2013 г. на площадке Борисовского завода «Автогидроусилитель» было создано белорусско-китайское предприятие СЗАО «Белджи», в состав которого вошли ОАО «БелАЗ», СЗАО "СоюзАвтоТехнологии", корпорация «Geely». На базе бензинового седана «Geely SC7» был разработан белорусский электромобиль.  Президентом поставлена задача наладить выпуск этих электромобилей. Уже сегодня стоимость заправки электромобиля в 5 раз дешевле, чем заправка бензином.

В Евразийском экономическом союзе реализуется масштабный проект по формированию общих рынков энергетических ресурсов к 2025 г. Будут построены новые линии электропередач,  и Беларусь сможет поставлять часть своей электроэнергии на этот рынок. Ещё одно перспективное направление – создание цифровой экономики, для развития которой потребуются центры обработки больших данных - центры Big Data. К категории Большие данные (Big Data) относится информация, которую уже невозможно обрабатывать традиционными способами. Для работы с ними на смену традиционным монолитным системам пришли новые массивно-параллельные решения. Центры Big Data для надежного функционирования нуждаются в большом количестве энергии для охлаждения работающих систем. Любой сбой в их работе ведет к значительным финансовым и репутационным потерям. Беларусь, находящаяся близко к Европе, создавая у себя центры обработки данных, может предоставлять такие услуги, обслуживать ту же Германию и другие европейские государства. Выступая против БелАЭС, прибалты рубят сук, на котором сидят.

22 марта 2018 г. президент Литвы Даля Грибаускайте, премьер-министр Эстонии Юри Ратас, премьер-министр Латвии Марис Кучинскис и глава правительства Польши Матеуш Моравецкий перед заседанием Европейского совета встретились с председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером и обсудили вопрос энергетической безопасности балтийских стран. Результатом этой встречи стало совместное заявление, которое утвердило синхронизацию электросетей стран Балтии через Польшу к 2025 г. В июне 2018 г. Таллинн, Рига, Вильнюс хотят «отключиться от российских и белорусских сетей», стать энергетическим островом, что приведет к росту опасности техногенных катастроф.

России и Беларуси такое решение стран Прибалтики без соответствующих консультаций и согласований с ними создаст серьезные проблемы. В настоящее время до 40% пропускной способности между энергосистемами Центра и Северо-Запада РФ обеспечивается сетями Прибалтийских стран. На прибалтийском участке придется менять географию электросети, делать трансформационные вставки, переходить на европейские технические стандарты. Чтобы отключиться от БРЭЛЛ и интегрироваться с «Большой Европой», государствам Прибалтики потребуются не менее 800–900 млн евро. Однако после «брексита» бюджет ЕС существенно сократится, страны-доноры Евросоюза намерены урезать финансовую помощь Восточной Европе, структурные фонды после 2020 г. могут вовсе закрыть. К 2021 г. Эстония будет получать от ЕС на 40% средств меньше, чем сейчас. Отключившись от России и Беларуси, Прибалтика будет держаться на собственной генерации и соединяющих линиях с Польшей, Финляндией, Швецией.

Крупные энергосистемы более надежны технологически, поскольку позволяют обеспечивать переток избыточных и пиковых мощностей, решать проблему резервно-аварийных мощностей. Поэтому отделение от крупных энергосистем — контрпродуктивно.

Прибалтика уже готовится к экономическим потерям, как минимум из-за технологических сбоев разного масштаба. Не случайно опробовать режим десинхронизации энергетики Прибалтики в первый раз планируют не более чем на восемнадцать часов (заручаясь при этом на всякий случай поддержкой российской стороны). Понятно, что это компромисс между позицией энергетиков и политиков. Политикам нужен отчет в американском посольстве, а энергетики не хотят оказаться крайними в ситуации, когда начнутся техногенные катастрофы.

Другой сценарий развития событий: столкнувшись с экономическими и технологическими проблемами, Таллинн, Рига, Вильнюс будут аккуратно балансировать между русофобской истерикой и российским энергетическим спасательным кругом.

Противники АЭС выдвигали 9 причин, почему Беларуси не нужна АЭС:

1. выбранная площадка по эстетическим, биоклиматическим и экологическим свойствам является рекреационной зоной;

2. АЭС строится рядом со старыми могильниками, в которых захоронены умершие от сибирской язвы животные. В результате строительных работ изменится движение грунтовых вод, и споры из могильников попадут в грунтовые воды и скважины для питьевой воды;

3. рядом с местом строительства АЭС находится разлом земной коры, в 1909 г. там якобы было зарегистрировано самое сильное землетрясение на территории Беларуси;

4. при укладке бетона одного из перекрытий подсобных помещений БелАЭС были частично повреждены поддерживающие конструкции опалубки. На строительстве одного из зданий пролили бетон. Во время перемещения корпус реактора первого блока БелАЭС «проскользнул по стропам и соприкоснулся с землей»;

5. на второй энергоблок БелАЭС установят корпус реактора, ранее предназначавшийся для Балтийской АЭС;

6. корпус белорусского реактора – первый, изготовленный «Атоммашем» почти после 30-летнего перерыва;

7. строительство АЭС в Беларуси экономически не обосновано. Для возврата российского кредита ($10 млрд) каждый белорус будет должен тысячу долларов за эту стройку;

8. не учтены мировые тенденции в энергетике: прогнозы снижения энергопотребления, стремительное развитие возобновляемой энергетики. Тенденций к росту энергопотребления отсутствуют в самой Беларуси;

9. непрозрачность строительства БелАЭС для международных конвенций. Белорусская общественность не имеет никакого доступа к контролю над этой опасной стройкой.

 

Игналина

По мнению литовцев, три АЭС - в Беларуси, Литве и Калининграде (РФ) - региону не нужны.

Если и развивать атомную энергетику, то лучше иметь одну атомную станцию для всего Балтийского региона. И самым разумным решением было бы построить одну станцию там, где есть инфраструктура - то есть в Висагинасе. В 2012 г. собрались строить новую АЭС. Рядом с закрывшейся Игналинской атомной станцией расчистили площадку под Висагинскую АЭС. Даже наняли для строительства японскую компанию «Hitachi». Но стоило правящей в парламенте партии зазеваться, как «зеленые» протолкнули идею консультативного референдума по АЭС. «Зеленым» и оппозиции удалось донести до народа, что АЭС – это дорого и опасно. 62% литовцев проголосовало против строительства атомной станции. Руководство «Hitachi» проинформировали о том, что проект прекращается. Уже вложенные в площадку средства – «копейки по сравнению с бешеными деньгами, которые стоит сама АЭС».

Депутат Сейма Литвы Линас Бальсис аргументировал эту позицию тем, что Литва включена в скандинавский рынок. И к моменту, когда будет построена АЭС, в 2020 - 2022 гг. Литва будет интегрирована в биржевую торговлю электричеством в скандинавском регионе, то есть купить энергию у АЭС будет нельзя - нужно будет покупать ее на бирже. А прогнозы биржи таковы: 1 кВт в 2020 г. будет стоить 18 литовских центов, а себестоимость энергии на Висагинской АЭС окажется не меньше 30 литовских центов.

Раз «общественное мнение против АЭС», значит Висагинской АЭС не бывать.

Да, от 70 до 90% электроэнергии Литва импортирует из России. Но впереди - запуск линии со Швецией. Мы начнем получать дешевую гидроэлектроэнергию из скандинавских стран. А то, что недостает, будем производить сами. Есть бизнес-план на сооружение сети станций, которые будут сжигать биотопливо и производить электричество и тепло. Себестоимость тепловой энергии от таких станций вдвое ниже, чем от других станций. Идеальная энергетическая концепция литовских «зеленых»: во всем балтийском регионе - когенерационные станции, одновременно - ветряные. Далее все включаются в Скандинавский рынок - все счастливы, все обеспечивают себя электричеством, обеспечивают десятки тысяч рабочих мест и не рискуют играми с АЭС.

Но для литовцев Игналина была кормилицей, а не убийцей. Мнение «зеленых» категорически не разделяет 27-тысячный Висагинас. АЭС закрыли преждевременно политическим решением при вступлении в Евросоюз - она могла бы работать до 2020 г. На Игналине работало 7000 человек, сейчас на закрытии станции работает 2700. После закрытия часть людей уехала на заработки, часть жила надеждой, что они будут полезны, когда построят новую АЭС, что город будет развиваться.


«Опасный проект» для Европы

Саммит лидеров балтийских стран в Риге в августе 2016 г. с участием вице-президента США Джо Байдена, по словам Д. Грибаускайте, стал подходящим поводом для того, чтобы поговорить о проблемах со строящейся белорусской АЭС. По её убеждению, АЭС в Островце — «один из инструментов, который может быть использован неконвенциональным способом против балтийских стран». «Проект, реализуемый втайне, представляет опасность не только для нас, но и для всего региона».

В апреле 2018 г. своих вернейших и надежнейших (в понимании самих балтийских стран) союзников по НАТО — президентов Раймондса Вейониса из Латвии, Далю Грибаускайте из Литвы и Керсти Кальюлайд из Эстонии принимал уже сам Трамп. Лидеры Балтии приехали к нему для того, чтобы поговорить о «страшной русской угрозе». Даля Грибаускайте заявила, что им нужен лидер в НАТО, «пусть даже непредсказуемый". "Непредсказуемость станет неожиданностью для России, поскольку сама Россия обычно непредсказуема». Пригласив на Балтийский саммит в Вашингтон всем скопом лидеров Прибалтики, США решили отметить 100-летие государственности прибалтийских губерний России, чтобы создать новые проблемы и для Москвы, и для Берлина с Брюсселем.

В конце апреля на Островецкой АЭС побывала делегация Международного агентства по атомной энергии ООН (МАГАТЭ) во главе с Юкия Амано. У международных экспертов не возникло вопросов в связи с безопасностью объекта.

Закрыв Игналинскую АЭС в 2009 г., с 2015 г. Литва перестала покупать и газ у России, полностью перейдя на энергообеспечение за счет сжиженного природного газа из Норвегии. Если Литва начнет закупать энергию у Белоруссии, это пойдет вразрез с ее нынешней политикой по сближению с Европой. Тем более что в условиях обострившихся противоречий с Россией НАТО согласовало с Прибалтикой отправку сюда около 4 тыс. военнослужащих. Этот контекст превращает переговоры вокруг белорусской АЭС в международную политическую проблему.

Об опасности, которая грозит Европе в 2019 г., когда заработает БелАЭС, предостерегает немецкий таблоид Bild. Такого мнения, по уверениям издания, придерживаются многие эксперты, в том числе специальный посол Литвы по вопросам ядерной безопасности Дарюс Дегутис. Белорусская АЭС в Островце представляет собой угрозу «не только для Литвы, не только для Прибалтики, но и для всего Европейского союза».

Страны Балтии опасаются, что президент России В.В. Путин может использовать эту электростанцию как инструмент в своей геополитике. Существует предположение, что «Россия может симулировать аварию на АЭС в Островце, чтобы заставить Литву провести эвакуацию столицы». Вдобавок белорусская армия за последние месяцы разместила вблизи АЭС новое военное подразделение, оснащённое современной системой ПВО. «Они говорят, что хотят защитить электростанцию. Что, от нас? Мы обеспокоены тем, что ситуация будет использована для того, чтобы разместить больше военных на нашей границе», — подчёркивает Дегутис. В связи со всеми существующими опасностями Литва хочет потребовать немедленного прекращения строительства и расследования под руководством МАГАТЭ и ЕС.

Страны Балтии грозят санкциями в случае, если Россия и Белоруссия введут АЭС в Островце в эксплуатацию. Для этого литовский парламент принял закон, классифицирующий строительство атомной электростанции поблизости как угрозу национальной безопасности. Если АЭС заработает в 2019 г., Белоруссию и российский Калининград отрежут от балтийской энергосети. Белоруссия и Россия больше не смогут продавать энергоресурсы в Прибалтику. Дегутис заявил, что таков «бизнес-план» Литвы, и она его выполнит. При таком развитии событий Эстония, Латвия и Литва станут «независимым островом электроэнергетики в Прибалтике». Чтобы подготовиться к этому Литва инвестирует огромные средства. Терминал для жидкого газа и нефти на побережье Балтийского моря уже построен. Кроме того, проложен подводный кабель для подачи электричества в Швецию и Финляндию, а другая линия соединяет Литву с Польшей. Специальный посол Литвы по вопросам ядерной безопасности призвал Европу к сплочённости, чтобы остановить строительство АЭС в Островце и не допустить её запуска в 2019 г.

4 августа 2016 г. А.Лукашенко направил руководству Литвы предложения о том, как сделать БелАЭС совместной станцией, чтобы она приносила пользу обоим государствам. Белоруссия могла бы не только поставлять электричество в Литву по приемлемым ценам, но и привлечь специалистов с Игналинской АЭС для работы в Островце. «Есть масса проблем, давайте будем вместе думать, как эксплуатировать эту станцию, а не стоять лоб в лоб и друг на друга показывать пальцем», — предложил белорусский президент. Со стороны Литвы ответа не последовало.

Белорусский лидер уверен, что энергия, вырабатываемая АЭС, стране пойдет на пользу в любом случае. «С введением АЭС мы совершаем огромный скачок вперед, будем более конкурентоспособными. Поэтому нас начинают наклонять. Мы это знаем и не станем на колени. Лукашенко уверен: «когда станция заработает, покупатель энергии найдется сам».

Никак не скорректирует сроки ввода БелАЭС и нежелание Польши покупать в будущем электроэнергию на Белорусской АЭС. Если Польша заявляет, что в принципе не нуждается в покупке энергии, это ее дело. Эксперт в области энергетических исследований Вячеслав Кулагин уверен, что "тут все зависит от цены и спроса, от торговли с другими странами, от того, как будут загружены польские мощности". Здесь важен ценовой момент. В Белоруссии стоимость производства электроэнергии будет ниже, чем на территории Польши. В любом случае ввод БелАЭС в эксплуатацию не зависит от позиции той же Польши или Литвы. Распределение вырабатываемой энергии не создаст проблем, потому что есть внутренний рынок, есть единая сеть с Россией. Когда АЭС будет введена, станция вытеснит другие источники поставок. Но некоторый избыток электроэнергии после запуска БелАЭС будет, и Белоруссии стоит думать, куда его перенаправить".

Несмотря на противодействие европейских партнеров и неясные перспективы экспорта электроэнергии за рубеж, Белоруссия не намерена прекращать строительство АЭС. Руководство республики готово искать компромиссы со своими ближайшими соседями и по-прежнему рассчитывает на реализацию излишков электроэнергии в странах Евросоюза. За счет китайских кредитов республика уже приступила к созданию системы выдачи мощности с БелАЭС как для внутреннего употребления, так и на экспорт.

Всё зависит от того, как будут складываться цены на рынке. Будет белорусская электроэнергия конкурентоспособна - найдется и покупатель. Для таких поставок есть все технические возможности, в том числе и для передачи энергии с Белорусской АЭС, поскольку линии электропередачи увязаны со всеми соседними странами. В том числе и с Литвой, которой и сейчас поставляется электроэнергия. К 2018 г. должно завершиться комплексное строительство и реконструкция высоковольтных линий электропередачи, и одна из веток пойдет в направлении Литвы. Также Минск не отказывается и от переговоров с Польшей, как это уже было раньше, когда с Варшавой оговаривались условия строительства трансграничной линии от АЭС, производящей до 1 тысячи киловатт-часов.

«Собака лает — ветер носит, а караван идёт»

Выступления ряда западных руководителей на новостных каналах в последнее время всё чаще вызывают вопрос: «Почем нынче ахинея?»/

Может быть у них общий с А.Бабченко «Яндекс-кошелёк»? Утишает лишь одно: политики приходят и уходят, а профессионалы, болеющие за своё дело душой, продолжают делать то, что должно. Таков закон природы. И никаким далям и байденам не под силу его изменить.

 

Подготовила Т.А.Девятова







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8057