Государственная
корпорация по атомной энергии «Росатом»
С.В.Кириенко, Председателю наблюдательного совета
А.Е.Лихачеву, Генеральному директору
Обращаемся к вам с открытым письмом, чтобы обратить ваше внимание
на удручающее состояние контейнерного парка для хранения и перевозки отработавшего
ядерного топлива реакторов ВВЭР-1000/1200.
И это в условиях, когда идет строительство новых ВВЭР-1000/1200, а эксплуатируемые
контейнеры ТК-13 не рассчитаны на новое модифицированное топливо.
До середины девяностых Россия была в лидерах контейнерной
тематики, однако последние 20 лет работа по созданию ТУК-ов в России заморожена,
производство и исследования остановлены, технологии и специалисты утеряны
(ВНИПИЭТ, НПО ЦКТИ им. И.И.Ползунова и др.). В то же время западные фирмы,
такие как GNS в
Германии и Transnucleair
во Франции, активно создают новые современные контейнеры для ОЯТ почти всех
типов реакторов, агрессивно конкурируют на мировом рынке.
Назначение головным в контейнерной тематике АО «ФЦ ЯРБ» не решило
проблемы, его главное достижение – ТУК-141О с помпой объявлен «Началом
обновления контейнерного парка». При этом умалчивается, что проект в основном
выполнен Инженерным Центром Ядерных Контейнеров
(ИЦЯК), а корпус контейнера отливается из чугуна и частично обрабатывается в
Германии, вместо использования возможностей российских предприятий, например,
АО «Петрозаводскмаш». Кроме того, вызывают обоснованные сомнения результатов их
проведенных и планируемых испытаний для отнесения контейнера к типу B (U), что будет серьезным препятствием для
ввоза в Россию зарубежного ОЯТ.
Нам представляется, что АО «ФЦ ЯРБ» намеренно искажает
реальную ситуацию на АО «Петрозаводскмаш» в отношении возможностей использования
отечественного высокопрочного чугуна с
шаровидным графитом (ВЧШГ) для отливки корпусов контейнеров. Еще в 1999-2001
годах там уже были выполнены работы, завершившиеся выпуском ТУ на чугун для
отливки корпусов ТУК, а ковши увеличенного объема при необходимости можно
приобрести. Неужели российский бюджет будет снова финансировать АО
«Петрозаводскмаш» для освоения уже освоенного высокопрочного чугуна с
шаровидным графитом? Почему мы размещаем заказы за рубежом, хотя вполне
способны сами производить ТУК-и на отечественных предприятиях?
Уважаемые Алексей Евгеньевич и Сергей Владиленович, у нас 75
лет общего стажа в контейнерной тематике и мы с грустью воспринимаем
происходящее. Нами движет исключительно забота о развитии атомной отрасли.
С уважением,

(Приложение к открытому письму в виде статьи готовится к публикации).