РИТЭГи в Антарктиде
Дата: 08/06/2017
Тема: Экология


Б.Е.Серебряков, к.ф.-м.н.

Вывоз всех отечественных радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов) из Антарктиды назван, как одно из достижений Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ-1). Почти 40 лет назад мне довелось участвовать в установке РИТЭГов в Антарктиде, поэтому меня заинтересовали подробности этого вывоза. Чем больше я пытался узнать о РИТЭГах, тем больше у меня появлялось подозрений, что вывезены далеко не все РИТЭГи, в установке которых я принимал участие. Своими подозрениями попытаюсь поделиться в данной статье.


Установка РИТЭГов в Антарктиде

Я участвовал в работе 23-й Советской антарктической экспедиции (САЭ) в 1978 году, целью нашей работы была установка автоматических магнитовариационных станций (АМВС) до купола С. В Центральной Антарктиде выделяют три очень пологих положительных формы рельефа – куполы А, В и С. Американцы с посадками облетывали Антарктиду на самолете Геркулес, при посадке на купол С произошла авария, для ремонта самолета прилетел другой самолет, но тоже сломался. Для ремонта самолетов была организована база, затем преобразованная в антарктическую станцию Купол С. Сейчас там большая франко-итальянская станция Конкордия, так же называется злополучное итальянское судно, потерпевшее крушение в 2012 году.

Самолет Геркулес, официальное его название C-130D, прилетал в Мирный, и мы в нем полазили. C-130D  может взлетать с колес, а садиться на лыжи, и наоборот, у нас таких самолетов вообще нет. Наш аналог - транспортный Ан-12 будет похуже, не говоря уже о пассажирском Ан-10, который просто разламывался в воздухе. Основным транспортным и пассажирским самолетом союзников перед Войной, во время Войны и сразу после нее был самолет Дуглас DC-3, он же С-47, он же Дакота, у нас он выпускался как Ли-2. Интересно, что этот легендарный самолет у американцев и сейчас летает в Антарктиде, он выпускается под именем Баслер ВТ-67, у него поршневые двигатели заменены турбовинтовыми, наш Ан-2 с турбовинтовым двигателем называется Ан-3.

АМВС в Антарктиде устанавливал Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН), для питания станций использовались РИТЭГи. На рисунке 1 показана схема размещения станций согласно [1]. На рисунке 1 нанесены географические и геомагнитные координаты, видно, что купол С приблизительно совпадает с южным геомагнитным полюсом, поэтому цепочку станций протянули до этого полюса. Магнитный полюс, где стрелка компаса ничего определенного не показывает, расположен в море вблизи французской станции Дюмон Дюрвиль, показанной на рисунке 1.

В 23-й САЭ установкой АМВС занимались два отряда (два санно-гусеничных поезда). Один отряд устанавливал АМВС от Мирного до заброшенной станции Комсомольская, второй отряд, куда входил я, устанавливал АМВС от заброшенной станции Пионерская до американской станции Купол С. На рисунке 1 АМВС до Купола С имеют номера от 1 до 7, а до станции Комсомольская – от 8 до 14, т.е. по 7 станций на каждую цепочку, так это было на самом деле, или не так, я уже не помню, за неимением других данных придется придерживаться этих цифр.

Неудачная попытка достичь Купола С и установить АМВС была предпринята в предыдущую 22-ю САЭ, поэтому нам вроде выпала честь первооткрывателей этого маршрута. Для функционирования АМВС в те годы необходимо было ежегодно перезаряжать пленку и проводить другие работы. Путь туда и обратно равен примерно 3000 км, поэтому далеко не все санно-гусеничные походы на Купол С заканчивались удачей, о ежегодном стабильном получении данных  с этой цепочки АМВС не могло быть и речи.

Рисунок 1 – Расположение АМВС в Антарктиде согласно [1]

Для нормальной работы АМВС требуется не только электричество, но поддержание плюсовой температуры внутри станции. Поэтому была сделана попытка использовать РИТЭГи для нагрева АМВС, для этого РИТЭГ без охлаждающего радиатора помещался вместе с АМВС в алюминиевую бочку, выложенную внутри пенопластом. Эта установка имела систему охлаждения с фреоном, который часто вытекал или испарялся, поэтому РИТЭГи разогревались до такой степени, что пенопласт просто обугливался, а станции выходили из строя, выходили ли при этом из строя РИТЭГи – не помню. Поэтому в дальнейшем РИТЭГи устанавливались штатно, т.е. со своим радиатором охлаждения, а подогрев АМВС осуществлялся простым электронагревателем.

На рисунке 2 приведено фото установки АМВС, видны две бочки с пенопластом внутри, из одной бочки АМВС с РИТЭГом вытягивается краном, у другой что-то делается. На переднем плане стоит РИТЭГ со штатным радиатором, транспортировочная деревянная опалубка еще не вся убрана. Скорее всего, на данной АМВС происходит замена РИТЭГа, располагавшегося внутри бочки, на РИТЭГ со штатным радиатором, штук 6 таких РИТЭГов мы взяли в поход с Мирного. Вынутые из бочек РИТЭГи без радиаторов вывозились в Мирный. Для всякого источника питания короткое замыкание это смерть, поэтому было забавно, что РИТЭГи в нерабочем состоянии закорачивались. Я сравнительно недавно узнал, что в подобных РИТЭГах содержится очень большая активность радионуклидов, в нашем случае использовались РИТЭГи «Бета М» с активностью стронция-90 36000 Кюри.

Рисунок 2 – Установка магнитовариационных станций с РИТЭГами

 

Вывоз РИТЭГов из Антарктиды

Одной из задач Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» был вывоз всех РИТЭГов из Антарктиды. Бывший гендиректор «Росатома» С.Кириенко на заседании Правительства РФ в ноябре 2015 года сказал: «Последние четыре РИТЭГа мы привезли летом этого года из Антарктиды, то есть собрали все РИТЭГи по всей территории». [2].

У меня зародились сомнения и вопросы: когда, как и кем могли быть вывезены РИТЭГи, расставленные от станции Пионерская до Купола С, поскольку доходили сведения, что походы на Купол С часто заканчивались неудачно, даже со смертельным случаем и впоследствии были прекращены. Подозрения о том, что эти РИТЭГи не были вывезены, усилились после прочтения справки [3], составленной в 2008 году, скорее всего для МАГАТЭ, начальником Российской антарктической экспедиции (РАЭ) В.В.Лукиным и его заместителем В.Н.Помеловым.

Привожу выдержки из этой справки: «По данным ИЗМИРАН (письмо 11203/2872-11 от 17.11.88) РИТЭГи поставлялись в Антарктику сотрудниками ИЗМИРАН – около 30 ед. и ВНИИ ГМП – около 10 ед. Изделия располагались на антарктических станциях, Куполе Завадовского и по маршрутам Мирный – Восток, Мирный – Купол С.

Известно, что часть изделий была вывезена из Антарктики. Официальных данных по вывозу РИТЭГов организациями-владельцами в РАЭ нет. По ведомостям 34 САЭ 1989 г. (с учетом вывезенных в 1990 г. в СССР) в Антарктиде находились РИТЭГи, принадлежащие: КМИП – 5 шт., ИЗМИРАН – 8 шт. В документах ААНИИ более поздней информации по передвижению источников комиссией не найдено».

Я попробовал написать официальные письма в ИЗМИРАН и в РАЭ, но мне мое начальство ответило, что Антарктида не наша епархия, поэтому сам разбирайся. В ИЗМИРАНе я связался с А.Н.Зайцевым, которого помню еще по тем годам, он руководил измерениями вариаций магнитного поля Земли, в т.ч. и в Антарктиде. Мы обменялись письмами, поговорили по телефону, вспомнили общих знакомых, кого уж нет, а кто далече и т.д. Естественно, что он сказал, что все измирановские РИТЭГи вывезены, но когда и как он точно не помнит, единственно, что он сообщил, что 16 РИТЭГов из Мирного были вывезены в 35-ю САЭ. Также он сказал, что все эти данные должны быть в РАЭ, вот к ним и обращайся.

Я написал письмо начальнику Российской антарктической экспедиции В.В.Лукину (первому автору справки [3]), он, естественно, не ответил. Тогда я написал его заместителю В.Н.Помелову (второму автору справки [3]), он предложил поговорить по телефону. Естественно, что он сказал, что все РИТЭГи из Антарктиды вывезены, но когда и как он точно не помнит, единственно, что он помнит, что 12 РИТЭГов из Мирного были вывезены в 35-ю САЭ. Также он сказал, что все эти данные должны быть в ИЗМИРАНе, вот к ним и обращайся, т.е. круг замкнулся.

В своих письмах в ИЗМИРАН и в РАЭ я написал: «Сейчас я работаю в области радиационной безопасности и мне важно узнать, были, или нет вывезены все 7 РИТЭГов между Пионерской и куполом "С". В Интернете мне не удалось найти об этом сведений. Прошу сообщить мне были, или нет вывезены все эти РИТЭГи? Если были вывезены, то когда, кем и как? Эти сведения прошу сообщить с документальным подтверждением для каждого из 7-ми РИТЭГов (справки, публикации в СМИ и т.д.)».

Слова о том, что все РИТЭГи вывезены, меня не удовлетворили, поэтому я сказал и А.Н.Зайцеву и В.Н.Помелову, что мне придется свои сомнения о вывозе РИТЭГов описать в статье для Интернета. Они к этому отнеслись очень спокойно, видимо, были уверены, что ни один РИТЭГ не остался в Антарктиде. В принципе, чтобы написать статью мне достаточно было справки [3] и ответов А.Н.Зайцева и В.Н.Помелова, но я решил порыться в Сети.

При поисках информации в Интернете я наткнулся на летопись Л.М.Саватюгина по антарктическим экспедициям с 1-й по 50-ю, просмотрел экспедиции 31 - 40 [4], и 41 – 50 [5], книжки с экспедициями 21 - 30 найти не удалось. Согласно [4] неудачная попытка достичь Купола С была предпринята в 1987 г (32 САЭ). В 33-й САЭ поход Мирный – Купол С был выполнен и 5 февраля 1988 г АМВС-50 была демонтирована. Можно предположить, что это была АМВС, расположенная вблизи американской станции Купол С. На рисунке 1 это АМВС №1, мы расположили ее на расстоянии порядка километра от американцев, скорее всего, ее вместе с РИТЭГом убрали для предотвращения международного конфликта.

В [1] сообщается, что в 1989 г. в Антарктиде работало 12 АМВС, следовательно, работали АМВС не только на цепочке Мирный – Комсомольская, но и на цепочке Пионерская – Купол С, но в летописях [4, 5] больше нет упоминаний про Купол С. В основном упоминаются работы с АМВС на цепочке Мирный – Комсомольская, которые продолжались до 43-й РАЭ (1998 г.), в эту экспедицию возились с цифровой американской станцией (АЦМВС), установленной на 546 км во время работы 38 РАЭ (1993 г.). Работы на этой цепочке проводились в основном не специальными санно-гусеничными поездами, а попутными поездами, снабжающими станцию Восток.

Каких-либо сведений о вывозе РИТЭГов с цепочек АМВС Пионерская – Купол С и  Мирный – Комсомольская в летописях [4, 5] не обнаружено. Я позвонил Л.М. Саватюгину, автору [4, 5], спросил, помнит ли он что-нибудь про вывоз РИТЭГов с трассы Пионерская – Купол С, он сказал, что ничего не помнит. Кроме летописи [4, 5] ничего стоящего в Интернете я не нашел, кстати, фамилию Льва Михайловича Саватюгина я помню с тех времен, но с чем конкретно это связано – не помню.

В летописи [4] особо следует отметить поход на купол В, выполненный в 37-ю РАЭ (1992 г.), до центра купола В не добрались, но АМВС-1 установили (нумерация в соответствии с [4]). В 38-ю РАЭ пытались добраться до этой АМВС, но не добрались, в 39-ю РАЭ собирались добраться, но не собрались, с тех пор попытки ревизии АМВС-1 прекратили. Примерное расположение купола В и РИТЭГа для АМВС-1 показаны на рисунке 1.

История с РИТЭГом на куполе В наглядно характеризует отношение к РИТЭГам в то время: при любых проблемах с вывозом, их просто оставляли на месте, весят-то они больше полутонны. Это происходило не только в Антарктиде, но и на северных территориях страны. При реализации ФЦП ЯРБ-1 с 2008 года начался вывоз и сбор всех отечественных РИТЭГов в одно место, например, мой институтский товарищ Юра Скобелев руководил вывозом РИТЭГов с Чукотки. Поэтому-то в 2008 году и была составлена справка [3] о РИТЭГах в Антарктиде, в справке о РИТЭГе на куполе В написано: «Изделие БЕТА-М, 1978 г. выпуска, заводской № 251, номенклатурный номер 1300057, на балансе ст. Мирный (находится на Куполе Б)».

Не понятно, почему вывоз РИТЭГов из Антарктиды приписывается к заслугам ФЦП ЯРБ-1, согласно [6] вывоз РИТЭГов проводился на американские деньги в 2013 - 2015 гг. Поиски, выкорчевка и вывоз РИТЭГа с купола В проводился максимально сложным образом, с максимально возможными затратами. К тому времени санно-гусеничные поезда на Восток ходили уже не с Мирного, а со станции Прогресс, показанной на рисунке 1, казалось бы вывести РИТЭГ с купола В стало проще, ан нет, для вывоза использовали многоходовую комбинацию, а сам вывоз назвали чуть ли не героическим деянием. Вот как это описано в [6]: «Передвижение по материку, характеризующемуся экстремальными условиями и полным опасностей рельефом, которое требовалось для эвакуации погребенного во льдах РИТЭГ вблизи Купола Б, составляло самую рискованную часть программы экспедиции».

Согласно [6] в 2015 г., кроме РИТЭГа с купола В, было вывезено два РИТЭГа с Молодежной и один с Новолазаревской, все эти четыре РИТЭГа есть в таблице справки [3], и о них С.Кириенко доложил Д.Медведеву и Правительству РФ [2]. Всего таблица содержит 20 РИТЭГов, А.Н. Зайцев сообщил, что в 35-ю САЭ (1989-1991 гг.) было вывезено 16 РИТЭГов, получается, что к настоящему времени вывезены только все РИТЭГи из таблицы справки [3]. В справке [3] написано: «В настоящее время комиссией продолжается сбор данных о радиоактивных источниках и местах их размещения в Антарктике», получатся, что комиссия больше ни одного РИТЭГа не нашла, скорее всего, и не искала.

Невозможно поверить, что в справке [3] учтены все РИТЭГи, связанные с АМВС  рисунка 1, где показано 14 АМВС, 12 из которых работали в 1989 г. [1]. В справке [3] упоминается только о 8 РИТЭГах, принадлежащих ИЗМИРАН (впрочем, согласно справке всего ИЗМИРАН завез 30 РИТЭГов). О функционировании АМВС после 35-й САЭ упоминается и в [4]: в 38-ю САЭ проводилась ревизия АМВС на Комсомольской и установка АЦМВС на 546 км (впрочем, РИТЭГ на Комсомольской упомянут в таблице справки [3]).

Подводить баланс РИТЭГам, или заниматься детективным расследованием при таких неопределенностях дело безнадежное, остается только сомневаться, что все измирановские РИТЭГи вывезены. Особенно это касается РИТЭГов, расставленных от Пионерской до Купола С. Пример РИТЭГа на куполе В доказывает, что до 2008 года их никто и не думал вывозить, а после 2008 года РИТЭГ с купола В вывезли только потому, что он официально числился на балансе Мирного. У нас ведь как, если что-то официально не зафиксировано, то его и не было, если официальных бумаг о РИТЭГах между Пионерской и Куполом С не нашли, то их и не было, фото рисунка 2 документом не является.

Я долго сомневался, нужно или нет писать эту статью, поскольку она может навредить людям, если окажется, что не все РИТЭГеги вывезены. Хотя я много написал статей про разную преступную деятельность, по сравнению с которой РИТЭГи выеденного яйца не стоят, но пока никто от этих статей не пострадал. В конце концов, решил реализовать свое право, данное Федеральным законом «Об охране окружающей среды», где в п.1 ст.11 написано: «Каждый гражданин имеет право… на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».

На основании закона «Об охране окружающей среды» прошу Российскую антарктическую экспедицию предоставить мне конкретные и достоверные данные о всех РИТЭГах, расставленных по цепочке АМВС: станция Пионерская – Купол С, а также по цепочке АМВС: Мирный – станция Комсомольская. Эти данные должны быть подкреплены публикациями, сообщениями в СМИ, справками, выписками из отчетов и т.п.


Воспоминания и размышления об Антарктиде

В детстве я очень мечтал побывать в Антарктиде. Сейчас у меня к Антарктиде двойственное отношение: с одной стороны – сбылась детская мечта и Антарктида стала одним из самых лучших воспоминаний в жизни, с другой стороны - это осознание бессмысленности огромных затрат народных средств, беспощадно пускаемых на ветер. Правительство любой страны хочет показать свою страну лучше и сильнее, чем она есть на самом деле,  правительства СССР и России преуспели в этом больше, чем остальные страны. В ход идет гонка вооружений, космос, балет и, в том числе, Антарктида. По количеству антарктических станций СССР и Россия с 50-х годов всегда занимали первое место, тратя на это несметные народные средства, только в 90-е годы Россия немного поутихла, а с 2000-х начала наверстывать упущенное.

Страны строят станции в Антарктиде не только для распускания павлиньих хвостов, но и для долгосрочных стратегических интересов, например, чтобы когда-нибудь добывать полезные ископаемые (сейчас эта добыча запрещена), чтобы присутствовать здесь во время передела Антарктиды, для того, чтобы переплюнуть США в холодной войне, а если понадобится, то и для боевых действий и т.д. Вся Антарктида давно поделена, на некоторые территории претендует несколько государств, эти претензии не отвергаются, но и не удовлетворяются. Россия и многие другие страны конкретно ни на что не претендуют, но строят станции на всякий случай.

Братской Украине Англия подарила станцию в районе нашей станции Беллинсгаузен, там климат не хуже, чем в Питере, ее назвали именем Вернадского. Мой брательник Олег Серебряков из Киева был в первых рядах на этой станции и от моего имени поместил редкие сейчас антарктические часы в местный музей, естественно, их уже сперли. Батька братской Белоруссии, видимо завидуя другим государям, тоже строит станцию в Антарктиде, как в сказке про Золотую антилопу: «У раджи не юге жена умеет превращаться в птицу,… а у меня ничего нет».

Чтобы оправдать затраты на Антарктиду придумываются разные якобы научные программы, толку от которых не намного больше, чем от козла молока. Попробую привести несколько примеров. На станции Восток бурение глубоких скважин было начато в 1970 году, при этом применялись разные способы. В 23-ю САЭ бурили со спиртом, который можно было пить, буровики с собой везли несколько тонн, по-моему, буровики и их друзья не должны помнить, как они добрались до Антарктиды. Под станцией Восток в 90-х годах было окончательно открыто озеро Восток, до которого окончательно добурились в 2012 – 2013 гг. на глубине 3769 м. Результаты до сих пор не понятны: то ли нашли новую бациллу, то ли просто куски ДНК когда-то живших гидробионтов. Скважину до озера Восток, не понятно почему, называют величайшим достижением отечественной науки.

По-моему, основная польза от этой скважины  связана с французским гляциологом Клодом Лориусом, который по кернам льда с Востока определил изменение содержания СО2 и температуры воздуха за четыреста с лишним тысяч лет и наглядно доказал антропогенную природу глобального потепления, об этом снят хороший фильм «Лед и небо». Несмотря на неоспоримые доказательства Лориуса, не все согласны, что глобальное потепление создается человеком, не считая оголтелого Дональда Трампа, с этим не согласен наш главный гляциолог и географ  В.М. Котляков, а также легендарный бард Александр Городницкий, нельзя исключить, что они просто отрабатывают госзаказ, естественно, не бесплатно.

Примером бесполезного расходования народных денег являются и санно-гусеничные походы на Купол С с расстановкой АМВС. Полученные с этих АМВС результаты не стоят и сотой доли затраченных средств, в этом я убедился, когда пытался заняться магнитными вариациями, чтобы продолжать ездить в Антарктиду.

Еще вспоминаются хорошие ребята альпинисты-биологи из Ташкента, которые перли крыс через экватор для того, чтобы, отъехав недалеко от Мирного, их распотрошить и узнать по их потрохам, как на них подействовал стресс, связанный с этим путешествием. До Антарктиды они бедных крыс затаскивали чуть ли не на пик Коммунизма и тоже потрошили. Почему-то вспомнился М.Е. Салтыков-Щедрин: «…способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его высечь; когда же от огорчения печень его увеличится…».

Еще вспомнился Л.А.Арцимович: «Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт». Антарктида дает возможность за счет государства удовлетворять не только любопытство, но потребность в адреналине (раньше это называлось романтикой). Вспоминается юмор: «Нашли мужики незанятый материк, вот на нем и выпендриваются». Тогда послать одного человека на зимовку стоило 40 тыс. руб., а на сезон 20 тыс. руб. На 20 тыс. руб. можно было купить 4 жигуленка, или столько же кооперативных квартир. Мы в походе как-то обсуждали, гложет ли нас совесть, что мы за народные средства удовлетворяем свою потребность в адреналине, пришли к выводу, что не гложет: если не ты - так кто-нибудь другой. Наверное, и при приватизации также рассуждают, и мало кто откажется от свечного заводика, если с ним особых хлопот не будет. Повышение благосостояния за счет Антарктиды тоже не надо забывать, оно было не такое уж большое, за полгода командировочных получилось около 1000 руб.

Выше была приведена цитата из [6] о трудностях и даже геройстве в Антарктиде, подобные же слова можно найти в любом тексте про Антарктиду. По-моему, антарктические трудности и даже геройства, мягко говоря, сильно преувеличены, хотя возможно, нам просто повезло. Вспоминается юмор: «Полярник больше всего боится работы, потом холода, а потом голода». По-моему, полевая работа в производственной геологии намного труднее, чем «подвиги» в Антарктиде, хотя опять же надо сравнивать конкретику. Мне не нравилось, что в Антарктиде довольно строгая дисциплина, почти как в атомной промышленности. Производственная геология – самая свободная сфера деятельности, в которой приходилось работать, поэтому в целом производственная полевая геология лучше Антарктиды, хотя в Антарктиде больше экзотики.

Чем строже дисциплина, тем хуже взаимоотношение людей, но наш поход был исключением из правил: о всех походниках остались очень хорошие воспоминания, особенно о начальнике Александре Александровиче Шабарине (Сан Саныче). Благодаря Сан Санычу и было все хорошо, тогда ему было под 60, а в этом году Сан Санычу стукнуло 98 лет!!! Об этом я узнал из [7], мы знали, что он фронтовик и отмечал 23 февраля не как День Красной армии, а как второе рождение, его в этот день раненого спасли. Из материала про 98-летие [7] узнал, что он прошел три войны от начала до конца: Финскую, Отечественную и Японскую, мало кому это удавалось!

В литературе наш поход описал его участник Алексей Рудой, мы с ним до сих пор поддерживаем отношения, он сейчас профессор Томского университета, в Сети легко найти его рассказ «Прошлогодний снег», потруднее книжку «Феномен Антарктиды». Я же ограничусь выдержкой из материала о 90-летии Сан Саныча [8]:

«Великий переход. В двадцать третью экспедицию санно-гусеничный поход прошел отлично, была достигнута намеченная точка купола «С» (74 ЮШ 125 ВД), завершена научная программа, как вдруг приходит радиограмма: «Корабль в Мирный приходит раньше намеченного срока, просим подготовить площадку для посадки самолета и перелета личного состава в Мирный. Технику законсервировать». Александр Александрович, являясь руководителем отряда и его штурманом, проводит короткое совещание. Если оставить технику, то следующая экспедиция может не состояться. Все вместе делают расчет перехода, и если идти непрерывно день и ночь, то эти 1400 км можно пройти к сроку.

Такого перехода Антарктида еще не видела. Это был воистину великий поход, после которого появилась поговорка: «Побежали, побежали, но не далеко», то есть надо двигаться, но не отрываясь далеко друг от друга. Шабарин идет на головной машине, постоянно сдерживая водителя, чтобы идти в среднем темпе. Если увеличить темп, то не все машины могут выдержать, ведь если двигатель остановится, то прекратится движение, не будет тепла, а кругом белое снежное пространство, ветер и мороз до минус 60 градусов. На станцию Мирный пришли вовремя».

Честно говоря, я уже многое подзабыл, журналистка, которая это написала, естественно, все приукрасила в героическом стиле, но кое-что и напомнила. Попытаюсь проиллюстрировать ее рассказ фотографиями. Когда мы добрались до американской станции Купол С, там никого уже не было, но перед этим были то ли французы, то ли новозеландцы, то ли те и другие, на рисунке 3 приведены походники на станции Купол С. Действительно, обратно пришлось торопиться и на рисунке 4 приведена Харьковчанка, торопящаяся в Мирный. Ну а на рисунке 5 показано, как усталые, но довольные мы вернулись в Мирный.

Рисунок 3 – На американской станции Купол С, Сан Саныч – третий справа, я – крайний слева

Рисунок 4 – Харьковчанка шурует по Антарктиде, как говорится, аж шуба заворачивается

Рисунок 5 – Возвращение в Мирный, слева направо: я, Алексей Рудой, Сан Саныч, далее остальные участники похода

В то время для санно-гусеничных походов использовались артиллерийские тяжелые тягачи (АТТ), построенные на базе танка Т-34, тягач показан на рисунке 2. На тягачи устанавливали будку для жилья, тягачи с будками называли Харьковчанками (рисунок 4). Тягач тогда стоил примерно 15000 руб., а Харьковчанка в 10 раз дороже, цена взлетала из-за того, что их изготавливал Харьковский авиационный завод, в Харьковчанке был даже специфический самолетный запах.

Во время похода механики-водители давали посидеть за рычагами всем желающим, в т.ч. и мне (когда я работал борт-оператором на самолете Ан-2, пилоты тоже давали порулить). Поэтому мы могли меняться за рычагами и идти до Мирного день и ночь без остановки и успели вовремя, как написала журналистка в [8]. Чтобы АТТ и Харьковчанки не проваливались, на траки прикручивали расширители длиной 80 см, получался перекос напряжения в траках, из-за этого постоянно ломались пальцы, скрепляющие траки. Поэтому основным развлечением в походе была замена пальцев.

В нашем походе был австралийский гляциолог Нил Янг, который выполнял работы больше, чем все остальные, поэтому нас он называл туристами. Помню, что у него был гравиметр, протонный магнитометр, георадар и аппаратура спутниковой системы навигации, сейчас это называется GPS. С помощью георадара он измерял толщину льда, как во время стоянки, так и в движении, кроме того, Нил мог определять, что находится подо льдом: вода, или земля. За время похода он нашел несколько озер, подобных вышеописанному озеру Восток, с которым наши возились несколько десятков лет.  

GPS навигатор 40 лет назад представлял собой два чемодана аппаратуры и выносную антенну, которую Нил устанавливал на веху и не менее суток записывал спутниковые сигналы, чем дольше, тем точнее определялись координаты вехи. Координаты он получал у себя в Австралии с целью определения скорости движения льда. Если измерять координаты вехи через год, или через несколько лет, то можно найти, на сколько сполз ледник за это время, т.е. найти скорость сползания. Координаты установленных АМВС и РИТЭГов, в принципе, можно узнать у Нила, т.к. он проводил эти измерения во время установки АМВС. Использовались или нет координаты АМВС, полученные Нилом Янгом, если все РИТЭГи вывезли - не известно.

Еще несколько воспоминаний о Ниле Янге. Сан Саныч умел определять координаты только по Солнцу, а мы никак не умели. Когда подходили к станции Купол С, то немного промахнулись и наступила ночь. Чтобы знать, куда завтра рулить, Нил взял теодолит, часы-хронометр и меня в качестве записатора, нашел на небе три каких-то местных звездочки, продиктовал мне углы, а я в это время должен был записать и время. Потом Нил чего-то там сложил, умножил, подытожил, определил наши координаты и куда надо рулить, действительно, вырулили прямо на американскую станцию Купол С.

У тягача полетела коробка передач, мы были еще недалеко от Мирного, и нам новую коробку привезли на вертолете. Коробку заменили, но механики-водители, кроме как «мать-перемать» ничего не могли сказать, т.к. коробка не работала. Нил сказал: «Что вы хотите, диски у нового сцепления часто слипаются, их надо с разгона сдернуть», попробовали, действительно получилось. С тех пор механики зауважали Нила.

На Харьковчанке был теплый сортир, выходное отверстие которого, естественно, забивалось льдом, наши эту проблему решали просто, бегая «до ветру». Нил брал молоток с монтировкой и выколачивал весь этот лед, несмотря на то, что он сыпался ему на лицо. Фото Нила с монтировкой в одной руке и с молотком в другой приведено на рисунке 6, на переднем плане антенна георадара.

По образованию Нил математик, помнится, мы с ним толковали про разностные схемы для численного решения дифференциальных уравнений в частных производных. Про Нила Янга я написал, чтобы сравнить проведение работ в Антарктиде в условиях развитого социализма с работами при загнивающем капитализме. Чтобы быть успешным, у них надо было быть разносторонне образованным и достаточно трудолюбивым. Сейчас Нил работает в австралийском Отделе Антарктики, но в Сети я мало что о нем нашел, только статью [9], где упоминается о его участии в походе на Купол С (о теодолите, звездочках и т.д.).

Рисунок 6 – Австралийский гляциолог Нил Янг

Чем больше пишу про Антарктиду, тем больше всплывает воспоминаний. Один товарищ, который зимовал на Востоке, рассказал, как они что-то делали на улице при минус 70 градусах, а бегали греться в помещение, где было минус 30. Высота над уровнем моря там больше 3000 м, из-за уменьшения давления воздуха еду приходилось варить в скороварках, но чувствовалось это только при физической нагрузке и при похмелье. Говорили, что в Антарктиде недостаток кислорода, якобы его как на 5000 м, но разумного объяснения и подтверждения этого я не нашел. Выпивали в основном спирт, сопровождая это ритуалом: разводящий выкрикивал: «Как разводить?», ему хором отвечали: «По широте!».

Женщины появлялись на ихних  станциях и в то время, сейчас их довольно много, чилийцы живут даже семьями с детьми. Немцы вообще пошли на эксперимент, организовали станцию из одних женщин, через несколько месяцев вся аппаратура и оборудование вышли из строя, возникла угроза жизни, пришлось завозить мужиков, все ремонтировать, а женщин вывозить. В Мирном в то время женщины присутствовали только в голом виде на цветных фотках из эротических журналов, развешанных на стенах везде, даже в Ленинской комнате. Это полярники по пути в Антарктиду приобретали порно-эротические журналы, а вести обратно боялись, тогда это было запрещено.

Тогда общий состав зимовщиков и сезонников был около 500 человек, сейчас примерно в 2 раза меньше, тогда и сейчас примерно половина – зимовщики. Образовалась специфическая профессия зимовщиков, которые, перезимовав в Антарктиде, следующую зимовку проводят на льду Ледовитого океана на станциях Северный полюс (СП), нумерация которых ведется от Папанинцев (СП-1, 1937 г.), потом снова Антарктида и т.д. Профессиональные зимовщики рассказывали, что зимовать в Антарктиде на твердой земле лучше, чем на льду, но зато при зимовке на СП Родина ближе и в случае чего тебя в любое время вывезут, а с Антарктиды уже нет.

Работа в Антарктиде с большой натяжкой, но все же напоминает работу в космосе. Сейчас все чаще высказывается мнение, что человек в космосе не нужен, все могут делать автоматы. Во французском фильме (не знаю названия) говорилось, что космонавты основное время проводят, любуясь Землей через иллюминаторы, поэтому глупо тратить многие миллиарды долларов на полеты человека в космос. Также и с Антарктидой, число отечественных сезонников и зимовщиков составляет сотни, но объем исследований, проводимых Россией в Антарктиде, при разумной постановке работ, может выполняться несколькими десятками человек. Но, когда очень многие с детства хотят полететь в космос, или съездить в Антарктиду, то ежегодно больше десятка космонавтов летают на МКС, а сотни отечественных полярников, как перелетные птицы, мотаются в Антарктиду, хорошо это, или плохо – не знаю.

 

Литература

1. Белов Б.А., Бурцев Ю.А., Кузнецов В.Д., Любимов В.В. Кварцевые приборы ИЗМИРАН в полярных геомагнитных исследованиях. ИЗМИРАН им. Н.В.Пушкова. http://pribory-magic.narod.ru/Polar/burtsevA.htm

2. Заседание Правительства. 16 ноября 2015, Горки, Московская область.  http://government.ru/news/20580/

3. В.В. Лукин, В.Н. Помелов. РИТЭГ в Антарктиде. ГУ ААНИИ. Справка о РИТЭГ, находящихся в Антарктике (по имеющимся данным на 09. 04. 2008). https://www.iaea.org/OurWork/ST/NE/NEFW/CEG/documents/ws042008/1_5%20RTGs%20in%20Antarctic%20Russian.pdf

4. Л.М. Саватюгин, М.А.Преображенская. Российские исследования в Антарктике. Том 3, 31 САЭ – 40 РАЭ, СПб, 2001.

5. Л.М. Саватюгин, М.А.Преображенская. Российские исследования в Антарктике. Том 4, 41 - 50 РАЭ, СПб, 2009.

6. Стивен Портер, Эндрю Холлок, Виктор Помелов, Валерий Лукин, Александр Григорьев. Вывоз радиоизотопных источников из Антарктиды - совместный проект России и США. Российское атомное сообщество, 16 сентября 2015. http://www.atomic-energy.ru/articles/2015/09/16/59787

            7. Воинский и трудовой подвиг ветерана-фронтовика А.А.Шабарина, 24.01.2017. http://www.mosdomveteran.ru/index.php/nashi-veterany

8. Человек будущего. Газета «Городской ритм», 23 января 2009. http://msgi-nu.ru/news/347.html

9. Jo Chandler. The Totten hots up. A major Antarctic glacier is becoming dangerously unstable. The Monthly, march, 2017. https://www.themonthly.com.au/issue/2017/march/1488286800/jo-chandler/totten-hots







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7515