Госкорпорация меняет
структуру управления
"Росатом" готовится провести масштабную
управленческую реформу, призванную смягчить ценовые конфликты внутри
производственных цепочек и сократить внутренние затраты. По данным
"Ъ", план реформы представлен главой госкорпорации Алексеем Лихачевым
и предполагает, в частности, разделение компаний "Росатома" на центры
прибыли, продающие продукт внешним заказчикам, и центры затрат, работающие с
контрагентами в контуре госкорпорации — здесь эффективность будет определяться
снижением себестоимости. Реализация этих планов может привести к борьбе между
холдингами "Росатома" за более выгодные позиции центров прибыли.
На прошлой
неделе гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев провел конференцию
топ-менеджмента, посвященную управленческой реформе в госкорпорации. Как
рассказали "Ъ" источники, знакомые с обсуждением, ключевой темой
стало предложенное руководством госкорпорации разделение компаний
"Росатома" на так называемые центры прибыли и центры контроля над
себестоимостью (центры затрат), а также отход от дивизионального принципа к
структурам, отвечающим за готовый продукт. Финальных решений на совещании принято
не было. В госкорпорации от комментариев отказались.
На возможность такой реформы Алексей Лихачев намекал еще в
феврале в интервью корпоративному изданию "Страна Росатом". Тогда
топ-менеджер отмечал, что в ряде случаев в холдингах госкорпорации до 90%
времени уходит на переговоры с другими организациями внутри
"Росатома", поскольку они "бьются за свою прибыль, не жалея
живота своего". Дело в том, говорит один из собеседников "Ъ",
что KPI менеджмента привязаны к прибыли вне зависимости от того, кто выступает
контрагентом — внешний или внутренний заказчик. Одна из идей реформы в том,
чтобы привязать KPI руководства компаний из середины цепочки поставщиков не к
прибыли, а к себестоимости.
Другой источник "Ъ" уточняет, что речь скорее идет
о повышении значимости критерия себестоимости в KPI менеджеров центров затрат.
Борьба за максимизацию прибыли внутри цепочки поставщиков в
контуре госкорпорации приводит и к удорожанию конечного продукта. Собеседникам
"Ъ" неизвестно, обсуждалось ли в "Росатоме", например,
введение аналога используемого в гособоронзаказе правила "20+1": на
привнесенные затраты предприятие начисляет 1% маржи, на свою работу — 20%.
Принцип реформы, по данным "Ъ", на совещании
поддержало руководство головного аппарата "Росатома", в том числе
первые заместители гендиректора Кирилл Комаров (международная деятельность),
Николай Соломон (финансы), Александр Локшин (ядерный энергетический комплекс),
Иван Каменских (ядерный оружейный комплекс).
По мнению источников "Ъ", выделение
центров прибыли и затрат вызовет вопросы у влиятельных руководителей крупных
холдингов-дивизионов (у каждого направления есть как куратор в аппарате
"Росатома", так и гендиректор головного АО дивизиона). "Никто не
хочет быть центром затрат",— говорит один из собеседников "Ъ" в
отрасли. Это может привести к борьбе холдингов за позиции центров прибыли. В
системе "Росатома" уже есть примеры подобной внутренней конкуренции.
Среди традиционных междивизиональных споров, например, отношения ТВЭЛ (поставки
топлива для АЭС отечественного дизайна), "Техснабэкспорта" (TENEX,
внешнеторговое подразделение в основном продает услуги по обогащению урана за
рубеж) и уранодобывающим "Атомредметзолотом".
Еще одна точка возможных конфликтов — контракты на
строительство АЭС за рубежом. Генподрядчиком здесь выступает инжиниринговый
холдинг НИАЭП-АСЭ (создан путем слияния инжиниринговых компаний
"Росатома" на базе наиболее успешного нижегородского
"Атомэнергопроекта"), но маркетинг российской атомной отрасли за
рубежом осуществляют другие структуры, уже в ведении Кирилла Комарова
(например, "Русатом Оверсиз", "Русатом — международная
сеть"). Могут возникнуть сложности с отнесением к центрам прибыли или
затрат дивизионов, у которых доля внешних контрактов значительна, но не 100%
(например, "Атомэнергомаша", который также работает с заказами
нефтегазовой и металлургической отраслей).
Между тем переход к структурам, отвечающим за продукт, по
данным источников "Ъ", частично уже начат в области сравнительно
новых неатомных технологий ("Росатом" планирует повысить долю таких
заказов в выручке) — например, в рамках созданной на базе
"Атомэнергомаша" и переданной АО ОТЭК "ВетроОГК",
развивающей ветрогенерацию в РФ, или "Русатом Хэлскеа" (ядерная
медицина). Но эти интеграторы, по сути, развивают продукт с нуля и сравнительно
мало конкурируют с другими структурами госкорпорации. Для традиционных атомных
продуктов "Росатома" выбор головной компании сложнее: здесь в цепочке
задействовано большее количество предприятий и дивизионов.
Владимир Дзагуто, «Коммерсантъ», 02.05.2017