«Инженерный спецназ» зажигает не по-детски
Дата: 28/12/2016
Тема: Кадровая политика


Кадровый голод добрался и до крупных российских корпораций. Для того чтобы решить кадровую проблему и обеспечить производство и бизнес высококвалифицированными специалистами современного уровня многие корпорации стали проводить профессиональные конкурсы с целью выявления лучших молодых специалистов.



Такие конкурсы организовали крупные отечественные корпорации: «Росатом», «Роснано», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, РЖД, Русгидро, GS-групп и др: Всероссийский конкурс GS Group по программированию (федеральная образовательная программа холдинга по подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности); конкурс студенческих проектов «Энергия развития» ПАО «РусГидро» (поддержка молодых инженерных кадров для работы в области гидроэнергетики); инженерно-технический конкурс ОАО «РЖД» по десяткам направлений производственной и технологической сферы экономики.

После встречи Президента России В.В.Путина со студентами Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" в январе 2014 г., где прозвучало много вопросов о поддержке молодых учёных, инженеров, развитии перспективных направлений в науке и технике, по поручению Президента РФ (от 13.02.2014 г. № Пр-349) Правительству РФ было решено объединить эти корпоративные конкурсы и организовать ежегодный всероссийский конкурса студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям.

Первый Всероссийский инженерный форум (2015 г.) прошел в Москве на площадке МИФИ. Промышленным партнером проведения ВИК в МИФИ стала госкорпорация «Росатом».  В 2016 г. чести проведения всероссийского конкурса был удостоен Санкт-Петербург, презентовавший себя как «Санкт-Петербург – технологическая столица будущего России». Цепочка «профессиональное образование - наука - инновации» для Санкт-Петербурга представляет не отдельные звенья, а единый механизм. Научно-образовательная сфера Петербурга объединяет 534 тыс. человек – ученых, преподавателей, студентов - примерно 18% трудоспособного населения города.

Важнейшим элементом будущей экономики  будет не капитал, а концентрация людей и идей. В направлении концентрации интеллекта собственных и внешних ресурсов Петербург прилагает постоянные усилия. Всероссийский инженерный конкурс также нацелен на решение этой задачи, являясь одним из инструментов привлечения внешних ресурсов.

Наметившийся дефицит высококвалифицированных инженерных кадров заставил крупные компании формировать в своих подразделениях образовательные центры,  проводить конкурсы, сфокусированные на собственные  кадры и корпоративные интересы. Для расширения этой площадки и повышения эффективности конкурсной процедуры было предложено 10 корпоративных конкурсов объединить в единый пул – Всероссийский инженерный конкурс. И дополнить их ещё одним конкурсом индивидуальных проектов (КИП) по всем инженерным направлениям. В отличие от образовательных конкурсов на площадке ВИК корпорации-работодатели встречаются с представителями образовательных учреждений, что позволяет им сравнить свои компетенции - что требуется корпорациям, индустрии, реальному сектору экономики, и что дает образование. Корпорации заявляют о своих проблемах и актуальных задачах, а вузы принимают их к решению. По сути, ВИК стал новым эффективным инструментом взаимодействия индустрии и образования. Для проведения ВИК-2016 корпорации предложили более 100 экспертов для работы в экспертных комиссиях по оценке студенческих работ.

От ВИК ожидается решение таких актуальных задач, как:

- привлечение молодежи к решению производственных, технических, экономических задач, имеющих практическое значение для развития отечественной промышленности;

- повышение востребованности и мотивации студентов и аспирантов;

- повышение престижа инженерных профессий среди молодежи;

- повышение качества образовательных программ;

- формирование научно-технического задела для предприятий реального сектора;

- формирование эффективной системы коммуникаций между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики.

Современный инженер должен быть лидером, обладающим широким спектром знаний в таких областях, как: информатика, экономика, выбранная профессия, управление. Сейчас важно не количество, а качество выпускаемых специалистов. В рамках принятой Национальной технологической инициативы (НТИ) будет проводиться роботизация, автоматизация производственных процессов, внедрение цифровых технологий, создание безлюдных фабрик. Рутинный человеческий труд будет постепенно сводиться на нет. В ближайшем будущем произойдет сокращение рынка инженерного и рабочего труда.

На задачи, намеченные НТИ, должны ориентироваться и промышленность, и вузы. Внедрение искусственного интеллекта приведет к замене целого ряда элементов инженерного труда. Создание программ, способных заменить сотни тысяч человеко-часов, позволяющих решать сложнейшие задачи в сокращенные временные интервалы –лишь вершина айсберга. Сложнейшие вычислительные системы, заточенные на определенное узкое решение, позволят быстрее и эффективнее решить поставленную инженерную задачу, даже за гранью интуиции самого разработчика.

По внедрению таких образовательных программ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого находится на передовых рубежах. Именно поэтому Политех стал главным претендентом на проведение Всероссийского инженерного конкурса в 2016 г.

Стране нужен «инженерный спецназ» (термин ректора СПбПУ А.И.Рудского) - инженерная элита уровня Курчатова, Келдыша, люди, способные решать глобальные задачи цивилизационного уровня. Также нужны и инженеры-технологи, командиры линейных производств, операторы сложнейших технологических установок на современных высокотехнологичных производствах.

Всероссийский инженерный конкурс - конкурс не только элит. Это соревнование одаренных студентов - будущих инженеров, российских талантов, которые и будут определять эту элиту в будущем. В ВИК участвуют студенты и аспиранты разных вузов, представляющих различные регионы России. На таких состязаниях выявляются лидеры, системообразующие по видению мироздания студенты. ВИК позволяет выявлять творческие команды, способные решать как системные, так и практические задачи.

Современный  вуз должен быть практико-ориентированным элементом системы промышленности. Выпускать просто инженеров «в никуда» сегодня бессмысленно. На таких инженерных конкурсах выявляются наиболее актуальные направления развития в различных отраслях промышленности, исходя из которых, вузы должны корректировать свои образовательные программы, настраивать дальнейший вектор развития.

 

ВИК 2016 г.

Главным партнером ВИК-2016 г., прошедшего в ноябре в Санкт-Петербурге, стала корпорация «Роснано». На конкурс было представлено более 1100 заявок, в финале свои проекты защищали студенты из 129 вузов. Абсолютными победителями конкурса индивидуальных проектов (КИП) стал 21 участник.

В деловой игре «Технотлон» (конкурсе,  задуманный в Политехе) оценивался синергетический эффект совместной работы представителей разных инженерных специальностей при решении конкретных задач, поставленных корпорациями. В рамках «Технотлона» разыгрывался «Кубок конструкторов» и «Кубок директоров». «Директорам» предлагалось разработать опережающую схему развития корпорации в рамках Национальной технологической инициативой. «Конструкторам» требовалось найти технологические решения на уровне изобретений.

 

«Зажигают не по-детски»

Победителями «Технотлона» в «Кубке конструкторов» стали три творческих временных коллектива (ТВК): ТВК 8.1 – Б.Леваньков (Кубанский ГТУ), Т.Филина (СПб политехнический университет Петра Великого), ТВК 3.3 – А.Волков, В.Варлашин (СПбПУ), Н.Прус (Сибирский ФУ) и ТВК 1.1 – И.Дорошева, А.Членова (Уральский ФУ).

Победителем «Кубка директоров» стала команда Smart Materials (П.Шуркин, А.Собачкин, С.Губанов, О.Суржанская, В.Копырин, М.Корзин, Б.Т.Шохзода).

В номинации «Инженерные состязания, организованные реальным сектором экономики», победителями конкурсов различных корпораций стали 51 студент и аспирант российских вузов. Для того чтобы представить спектр задач, решаемых будущими инженерами, приведем названия ряда проектов, представленных на КИП в 2016 г.:

- "Разработка устройств подготовки потока";

- "Разработка технологии термического упрочнения теловращений, изготовленных из технического титана с помощью ТВЧ";

- «Универсальная система контроля и учета любых объектов на основе международного стандарта обработки пассивных фиткатов»;

- «Метод обнаружения утечки информации»;

- «Покрытие для синтетических связок организма, улучшения их биологических свойств, для более быстрого восстановления пациентов после операции»;

- «Многоэффективные погружные установки для добычи нефти»;

- «Разработка состава защитных композиций на основе раствора вторичного полистирола»;

 - «Разработка автоматической системы для офтальмологического прибора на основе технологии спекловой интерферометрии»;

- «Разработка системы для беспилотных летательных аппаратов»;

- "Определение прототипов ВВТ";

- "Внедрение метационного моделирования в процесс поддержки принятия решения";

- "Программная система для проведения голосований";

- «Мембранная модель очистки оксида углерода»;

- "Создание комплекса по утилизации СЛМ";

- "Выполнение заказов предприятия";

- «Утилизация шламов станции водоподготовки"

- "Перенос русла реки ";

- "Мобильный комплекс наземных электрических испытаний малого космического аппарата»;

 - "Система лазерного сканирования»;

 - "Спутниковый фоторегистратор";

-  «Повышение энергетической эффективности при добыче нефти из скважин с высоким газовым фактором;

- «Новый вид электронной памяти с высокими скоростью передачи и емкостью информации для замены флэш-памяти»;

 - «Квантовый анализатор магнитных полей»;

- «Организация ускоренных грузовых поездов на высокоскоростных магистралях»;

- "Методика оптимизации мультимодальных перевозок ";

- «Моделирование динамики четвероногого шагающего робота»;

- «Ммонтаж подводных лодок»;

- "Синтез частиц для диагностики инфекционных заболеваний";

- " Создание антимикробных покрытий";

- "Преобразование солнечной энергии";

- " Разработка стабилизирующей целлюлозно-бумажной добавки для улучшения прочностных характеристик щебеночно-мастичных и асфальтобетонных смесей";

- «Наноматериалы в качестве катализаторов и сорбентов, а также мембран для разделения газов»;

- «Нейрологическое обеспечение автомобильных компонентов».

Впечатляет масштаб задач, решаемых в студенческих проектах, а также география вузов, участвовавших в ВИКе: из Сургута, Саратова, Тюмени, Севастополя, Красноярска, Зеленограда, Северодвинска, Махачкалы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга.

Промышленным  партнером Всероссийского инженерного конкурса в 2017 г. заявлена Объединенная авиастроительная корпорация.

 

Жаркий ноябрь 2016-го в Петербурге

В ноябре 2016 г. в Санкт-Петербурге были собраны воедино: Всероссийский инженерный конкурс, Неделя науки и образования, Неделя науки в Политехническом университете. Работу Недели науки и профессионального образования Санкт-Петербурга, в рамках которой прошло более 120 мероприятий: конференций, симпозиумов, семинаров (в том числе более 31 международных, 17 всероссийских, 73 региональных), а также "круглые столы", конкурсы, олимпиады, открытые лекции и презентации завершил Конгресс X Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке».

Главной целью этих мероприятий было определить вектор дальнейшего развития в области инженерного образования, проведения научных исследований, в области трендов развития технологий, в которых Россия может занять лидирующие мировые позиции - актуальнейшие вопросы развития профессионального образования, научной и инновационной деятельности.  Эти задачи должны быть реализованы в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) – комплексной программы по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. НТИ, как один из приоритетов государственной политики, была обозначена В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию в декабре 2014 г.

 

Сетевые технологии

Группу TechNet (Передовые производственные технологии) в рамках  Национальной технологической инициативы совместно с замминистра промышленности и торговли Г. Никитиным возглавил А.И. Боровков, проректор по перспективным проектам Политехнического университета Петра Великого, научный руководитель Института передовых производственных технологий, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ, основатель группы компаний CompMechLab.

В основе новых рынков будущего лежат технологии, передовые технологии. Конкурентные преимущества на этих рынках могут обеспечить только мульти-дисциплинарные, кросс-отраслевые технологии. Рабочая группа TechNet позиционируется как технологическая часть рынков будущего, таких как: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили), MariNet (беспилотные суда, корабли и подводные аппараты), EnergyNet (распределенная энергетика – от personal power до smart grid, smart city), NeuroNet и др. Рынок будущего будет сетевым (Net), представляющим собой интеллектуальную компьютерную сеть, «индустриальный Интернет». TechNet представляет собой сетевой интегратор различных технологических направлений.

За TechNet закрепляются такие базовые технологии, как: «Цифровое проектирование и моделирование», «Новые материалы», «Аддитивные технологии», к которым позднее были добавлены: «Бионика», «Мехабиотроника», «Сенсорика», «Индустриальный Интернет», Big Data и  «Системы управления».

 

Фабрики будущего

Проект «Фабрики будущего» был утвержден наблюдательным советом под руководством Президента на форуме стратегических инициатив. В поддержку этой инициативы государства в Политехническом университете было решено создать демонстрационную площадку «фабрики будущего» – Цифровую фабрику.

Старт процесса объединения корпораций и университетов был дан в 2011 г. в США. В Германии в 2011 г. была озвучена концепция «Industry 4.0». «Университет 1.0» – это традиционное образовательное учреждение, «Университет 2.0» – университет, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, «3.0» – предпринимательский университет, генерирующий вокруг себя стартапы, малые инновационные предприятия. Политехнический университет Петра Великого сегодня – это уже «Университет 4.0»,  содержащий все признаки университетов «1.0 – 3.0», а также способный решать задачи, которые пока не может решать промышленность.

Реализацию концепции «Цифровой» фабрики проиллюстрировал проект «Кортеж», задачей которого являлась разработка универсальной базовой платформы, по техническим характеристикам соответствующей уровню мировых лидеров автопрома, элементы которой отечественные автомобилестроители смогли бы включать в проектирование собственных машин. Головным исполнителем проекта является ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Инжиниринговый центр СПбПУ совместно с группой компаний CompMechLab ® отвечали за разработку уникальных технологий проектирования и расчетов элементов кузова и краш-тесты по пассивной безопасности.

На основе Цифровой фабрики ИППТ СПбПУ (Институт передовых производственных технологий) были разработаны: единая модульная платформа, впервые применены многие материалы, технологии точечной сварки с помощью коллаборативных роботов, спроектированы и запущены современный цех и производство. Все работы были выполнены за полтора года. На краш-тестах (где оценивается безопасность, особенности деформации салона автомобилей в случае аварии) в Германии и России  машины получили  максимальные пять «звезд» по безопасности.

Кросс-отраслевое направление TechNet связано с передовыми производственными технологиями, такими как: цифровое проектирование и моделирование, создание новых материалов - метаматериалов и композиционных материалов. Метаматериалы предполагают одновременное создание материала с конструкцией. Драйвером этого процесса выступают аддитивные технологии. Драйверами считаются те направления, объем рынка которых ежегодно растет более чем на 30%. Стандартный устойчивый рынок демонстрирует прирост в 5-7%.

Автоматизация и роботизация производства приведет к высвобождению кадровых ресурсов. Для обслуживания новых производств потребуются специалисты другого уровня. И университетам уже сегодня необходимо начинать подготовку таких специалистов, потому что цикл подготовки занимает 5-6 лет.

Всевозможные роботы, беспилотные аппараты будут генерировать информацию, что потребует обработку больших потоков данных (big data). Компания «General Electric» уже сейчас за сутки генерирует сотни терабайт содержательной информации, используемой как для управления рабочим процессом турбины, так и для создания новых поколений турбин. Для анализа больших потоков данных, предсказательной аналитики, потребуются высокопроизводительные вычислительные мощности. Политехнический университет Петра Великого имеет один из самых мощных суперкомпьютеров в стране, который ориентирован на применение в промышленности, в отличие от суперкомпьютера в МГУ, где решаются фундаментальные задачи.

Одной из задач «Фабрики будущего» является подготовка инженерной элиты («инженерного спецназа») – специалистов,  которые в рамках четвертой промышленной революции будут создавать продукцию принципиально нового направления. Эти специалисты должны обладать компетенциями, необходимыми для индустрии будущего, где всё работает в сборе: цифровое проектирование, создание изделий на 3D принтере, обработка на станках с цифровой передачей информации.  

Для этого в Политехе был создан институт передовых образовательных технологий, сконцентрировавший опыт, знания, лучшие практики для выработки методики преподавания, обучения, проведения научных исследований, отработки методики взаимодействия с промышленными предприятиями, выполнения комплексных научно-технологических и конструкторских задач. На смену отдельным технологиям пришло «проектирование всего цикла», включающее в себя весь процесс от идеи до готового изделия. Разработанную институтом практику предполагается распространить в Политехническом университете с последующей её передачей на площадку TechNet НТИ,  Министерства образования и науки, с тем, чтобы лучшие практики реализовывались в российском инженерном образовании.

В ближайшее время рабочая группа TechNet на базе Института передовых производственных технологий СПбПУ планирует запустить ряд элементов

«фабрики будущего» на полигонах TestBeds для тестирования совместимости передовых технологий мирового уровня с реальными производственными условиями, оценки возможности их интеграции в современное производство.

«Фабрика будущего» представляет собой передовая производственная площадка по созданию глобально конкурентоспособной продукции нового поколения на базе ключевых технологий Национальной технологической инициативы. Преимуществом таких фабрик является безбумажное производство на основе компьютерного моделирования и проектирования с дальнейшим применением передовых производственных технологий.

Следующим этапом развития станут «умные фабрики» - безлюдное производство с гибкими робототехническими комплексами. Наиболее эффективным вариантом является «виртуальная фабрика» с распределенным «умным» производством, расположенным в разных частях страны, повышающим таким образом уровень оптимизации производства.

 «Центр компьютерного инжиниринга», созданный на базе Инжинирингового  центра  Политеха обладает арсеналом передовых мульти-дисциплинарных и кросс-отраслевых компьютерных технологий мирового уровня, трудоемкость разработки и сопровождения которых превышает миллион человеко-лет. Отработанные в рамках испытательного полигона Политеха передовые производственные технологии могут быть тиражированы практически во все высокотехнологичные отрасли отечественной промышленности.

Финансовая поддержка эффективных университетов, стартовавшая в 2007 г., позволила сформировать точки роста мирового уровня – научные, научно-образовательные, инжиниринговые центры, которые призваны стать лидерами определенных направлений в стране и мире.  За 5 лет совместной программы Минобрнауки и Минпромторга было организовано около 40 инжиниринговых центра. Чтобы не снижать темпы роста, эти инжиниринговые команды-лидеры компаний и вузов должны находиться на технологическом фронтире, работать с мировыми лидерами, приобретать опыт экспорта продукции  и интеллектуальных услуг.

 

Представительство в Китае

Ещё одним достижением петербургского Политеха стало создание представительства Политехнического университета Петра Великого в Шанхае. В истории России это единственное представительство университетов. В процессе взаимодействия с Поднебесной важно «поймать волну» быстрого развития. Активные контакты Петербургского политехнического университета с китайской высокотехнологичной промышленностью начали формироваться в августе 2016 г. За двухмесячный период работы  удалось сформировать пул из 60 высокотехнологичных компаний, готовых работать с СПбПУ. Таким образом, удалось упростить связь с заказчиками. Для устойчивого развития взаимоотношений с китайскими партнерами необходимо постоянно бежать на несколько шагов впереди. В противном случае, используя ваши идеи, они реализуют их, и ты перестанешь быть интересен им. Для поддержания заинтересованности китайской экономики в долгосрочной перспективе, надо бежать быстрее догоняющего, «разбрасывая за спиной минные поля интеллектуальных ноу-хау».

 Политех планирует открыть высшую школу «технологического предпринимательства» с акцентом на хай-тековские технологии, создание новых моделей бизнеса в глобальном масштабе.

 

Образовательная цифровая среда в России

Проект 5-100 — государственная программа поддержки крупнейших российских вузов, запущенная Минобрнауки РФ в соответствии с указом В.В. Путина от 7 мая 2012 г., направленная на интеграцию в международное образовательное пространство, также ставил задачу повышения влияния вузов на отечественную промышленность и экономику. 25 октября 2016 г. Правительство РФ утвердило новый приоритетный проект в сфере образования «Современная образовательная цифровая среда в РФ», включающий в себя 4 проекта:

- «Создание современной образовательной среды для школьников»,

- «Современная цифровая образовательная среда в РФ»,

- «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»),

- «Вузы как центры пространства создания инноваций».

К 2025 г. планируется создать 6,5 млн новых мест в школах, в том числе за счет строительства новых по модели «Школ нового типа». Для расширения возможностей обучения в разных сферах к 2018 г. в России появится соответствующее цифровое пространство. К  2025 г. начнут работать 4000 онлайн-курсов, которые смогут принять 11 млн человек.

Число выпускников средних специальных образовательных учреждений -  высококвалифицированных специалистов для передовых технологий с уровнем подготовки согласно стандартам Worldskills (Россия) к  2020 г. увеличится до 50 тыс. человек.

К 2018 г. устойчивую глобальную конкурентоспособность должны обеспечить не менее 5 отечественных университетов, к 2025 г. — не менее 10. В субъектах РФ будут созданы университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов: не менее 55 в 2018 г. и не менее 100 в 2025 г.

В этом проекте, рассчитанном на ближайшие 10 лет, будут задействованы наработки вузов в науке, применении технологий, интеграции в международное образовательное пространство с акцентом на решение задач инновационного  технологического и социального развития регионов и страны в целом.

 

Эффективность инвестиций в образование

Эффективность государственных инвестиций в образование оценивают по вкладу выпускников в национальную экономику. Методом анализа дисконтированных денежных потоков научная группа профессора А.В.Козлова (МВШУ ИПМЭиТ) оценила эффективность госинвестиций в образование как в целом по стране, так и в металлургической отрасли в частности. По данным исследования, эффективность инвестиций в образование по специальности «Металлургия» составила 75-80%, в то время как окупаемость инвестиций в образование по стране в целом равна 20%.

Металлургия была выбрана как одна из базовых отраслей, уровень инновационной активности в которой достаточно высок, что  объясняется значительным числом студентов, осознано обучающихся по этой специальности.

Если же взять общую статистику по стране, то многие студенты рассматривают получение образования как личное благо и не устраиваются работать по специальности. Поэтому максимальный уровень окупаемости инвестиций по стране за 10-летний период (5 лет обучения и 5 лет после окончания вуза) составляет лишь 20%. Высшее образование поднимает общий уровень развития в стране, но не дает экономического эффекта государству.

Авторы исследования считают, что решение данной проблемы лежит в укреплении связей между наукой, промышленностью и университетами, а также в проведении междисциплинарных исследований и развитии проектных форм обучения. Политехническим университетом, реализующим практико-ориентированный подход в своей образовательной политике, создано более 20 базовых кафедр на ведущих предприятиях страны для более тесной кооперации с промышленностью.

На Международной ярмарке инноваций в Сеуле SIIF-2016, в которой участвовали более 30 стран, было представлено 639 разработок по различным направлениям науки и техники: от информационных и телекоммуникационных технологий, альтернативных источников питания и энергосбережения, до нанотехнологий, новых материалов, медицины, безопасности и рационального природопользования.

Все три разработки СПбПУ, представленные на выставке, были отмечены призами, медалями и дипломами. Разработка Инженерно-строительного института СПбПУ «ЭпоксиПАН» (многофункциональные антикоррозионные самоуплотняющиеся композиционные покрытия) получила золотую медаль Национального совета изобретателей Королевства Таиланд.

Еще одна разработка ИСИ – нанобетон с уникальными характеристиками – получила серебряную медаль Международной ярмарки инноваций SIIF-2016. Третья разработка – бионический протез руки, позволяющий частично возмещать функции утраченной конечности (проект кафедры «Теоретическая механика» Института прикладной математики и механики (ИПММ) СПбПУ) – получила специальный приз от Тайваньского международного общества изобретателей.

Ученые, преподаватели, студенты  Политехнического университета вносят свой вклад в создание инновационных продуктов, в развитие города. Многие их разработки легли в основу «Стратегии-2030».

 

Подготовила Т.А.Девятова

 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7238