Помощь стран-союзников по антигитлеровской коалиции СССР
Дата: 01/09/2016
Тема: Время и судьбы


Структура, объемы, стоимость, маршруты поставок, оплата

Б.И.Нигматулин, д.т.н.

В истории Великой Отечественной войны особое место занимает военно-техническая помощь Советскому Союзу от союзников по антигитлеровской коалиции: США, Великобритании и Канады. В литературе имеется различные точки зрения о  размере этой помощи.



Так, по данным председателя Госплана СССР в 1947 г. Н.Вознесенского[1], помощь составляла всего 4% от в общем объеме экономики Советского Союза во время войны. По данным М.Харрисона[2], в период 1942-1944 гг. помощь составляла 12% от общего объема потребления в экономике страны: суммы валового национального продукта страны и стоимости чистого импорта – приведенной стоимости поставок союзников, и 16,7% от общих затрат на оборону (суммы военных расходов Советского Союза и чистого импорта). При этом для пересчета стоимости поставок из долларов в рубли использовались различные значения паритета покупательной способности доллара для отдельных групп товаров.

В работе Г.Куманева и Н.Рыжкова[3] размер помощи союзников оценивается в объеме 10-12% от объема экономики Советского Союза во время войны.

Для того чтобы определить обоснованную долю поставок союзников в экономике Советского Союза и отдельно в общем объеме снабжения Красной Армии, необходимо рассчитать долю поставок союзников по основным группам товаров в общем объеме их потребления, т.е. от суммы объемов их производства в стране и поставок союзников.

Достаточно подробно данные по объему производства основных групп товаров в Советском Союзе во время войны опубликованы в «Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Госкомстат СССР.: М., 1990. А по структуре, объемам и стоимостям товаров, поставленных союзниками, в первую очередь США по ленд-лизу, опубликованы в: Р.Х. Джонс «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015; Э.Стеттиниус. Ленд-лиз — оружие победы. М., 2000. С. 122; From Major Jordan's Diaries, chapter A look at Lend-Lease. 1952 by George Racey Jordan, USAF (Ret.) with Richard L. Stokes Originally published in 1952 by Harcourt, Brace & Company, New York Reprinted by American Opinion, 1961;Harrison M. Soviet Planning in peace and war 1938–1945. — Р. 259 Cambridge University Press. Firstpaperbackedition2002., Н. Рыжков «Великая Отечественная: Битва экономик и оружие победы» ИД «Экономическая газета», Москва, 2011 г.; Н.И. Рыжков и Г.А. Куманев «Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941-1945 гг.»М. Солонин: Пушки, масло, золото (о роли ленд-лиза во 2-й мировой войне)[4]; «Как Советский Союз победил в войне»[5]; М. Супрун «Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы Второй Мировой войны». М. Наука 1996 г. №3.

Попробуем определить доли поставок союзников, в первую очередь США по ленд-лизу, по основным группам товаров, определявшим военную экономику Советского Союза в общем объеме их потребления, т.е. от суммы объемов их производства в стране и поставок.

В результате проведенных исследований было получено, что средневзвешенная доля поставок союзников обеспечила около 20% потребностей экономики Советского Союза во время войны по девяти основным группам товаров: военной продукции (вооружения, боевой техники и боеприпасов), транспорта и  промышленного оборудования, авиа и автобензин, цветные и черные металлы (качественный прокат), химических соединений, а также продовольствия и изделия легкой промышленности.

При этом средневзвешенная доля поставок союзников обеспечила до 30% потребностей Красной Армии: в военной продукции, автотранспорте, горючем, продовольствии, тканях и обуви для комплектования вещевого имущества военнослужащих.


⃰⃰⃰⃰

В тот же день, когда Вооруженные силы Германии напали на Советский Союз, вечером в воскресенье 22.06.1941 г., премьер-министр Великобритании У. Черчилль обратился по радио к британским гражданам со словами: «У нас общая цель… Мы полны решимости уничтожить Гитлера… с этого момента ничто не заставит нас свернуть с этого пути, любой человек или государство, которое борется с нацизмом, может рассчитывать на нашу поддержку… такова наша политика… Отсюда следует…что мы поможем России всем, чем можем… Мы будем обращаться… Черчилль сделал ударение на этих словах и показал жестом в сторону Атлантики, - ко всем нашим друзьям и союзникам… чтобы они приняли тот же курс… Опасность, угрожающая России, угрожает и нам, и Соединённым Штатам… Давайте же… объединим наши силы для удара»[6].

На следующий день, в понедельник 23 июня 1941 г., исполняющий обязанности главы госдепартамента США С.Уэллес выступил перед представителями прессы с коротким сдержанным заявлением. «Для народа Соединенных штатов… принципы и идеи коммунистической диктатуры являются неприемлемыми… точно так же, как и принципы нацисткой диктатуры. Образ жизни, избранный американским народом… всегда будет отвергать, - говорилось в коммюнике далее, - любую навязанную людям диктатуру». Тем не менее в заключении было сказано, что «правительство считает… любой отпор гитлеризму… откуда бы он ни исходил послужит на пользу обороны нашей страны и ее безопасности. Сегодня гитлеровские армии являются главной опасностью для обеих Америк». Последнюю строчку коммюнике президент США Ф. Рузвельт выделил карандашом[7].

Во вторник 24 июня 1941 г.  на пресс-конференции в Белом доме Рузвельт заявил:«что в заявлении госдепартамента дается исчерпывающая оценка ситуации. Разумеется, мы предоставим России всю помощь, которую только сможем».[8] Он прекрасно понимал, что поражение СССР в войне станет «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», ибо в случае установления нацистского господства над всей Европой и Азией фашистский рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов».

В первом обращении И.Сталина к советскому народу, по радио 3 июля 1941 г. после начала Великой Отечественной войны, было заявлено: «В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки… Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу, против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера. В этой связи историческое выступление премьера Великобритании г. Черчилля о помощи Советскому Союзу и декларация правительства США о готовности оказать помощь нашей стране, которые могут вызвать лишь чувство благодарности в сердцах народов Советского Союза, являются вполне понятными и показательными».

 Начало организации помощи Советскому Союзу со стороны США связано с прилетом в Москву 30.07.1941г. специального представителя президента  США Гарри Гопкинса и его встречами со Сталиным.  Рузвельт в своем послании Сталину, просил отнестись к Гопкинсу, с тем же доверием, как будто он обращается к нему, Рузвельту, напрямую.

Во время первой беседы Гопкинс спросил: «что Советский Союз хотел бы получить от США  в первую очередь и… какие были бы пожелания России на случай, если война будет долгой». К первой категории Сталин отнес 20 тыс. зенитных орудий калибром от 20 до 37 мм. Такие орудия были остро нужны, так как они обладали большой скорострельностью и мобильностью. В результате удалось бы перенацелить с обороны на нападение до 2 тыс. боевых самолетов. Кроме того, были нужны крупнокалиберные пулеметы для обороны городов и, если это возможно, 1 млн. или более винтовок. Ко второй категории в Советском Союзе отнесли авиационный бензин, алюминий для авиационной промышленности и ряд других позиций.

Советский Союз во время Великой Отечественной войны основную помощь получал из США по так называемой программе ленд-лиза (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаем»). Это государственная программа, по которой США передавали своим союзникам по Второй мировой войне вооружение, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты и т.д., что позволяло снижать военную опасность для США и спасать жизни миллионов американцев.

Рузвельт возложил основную тяжесть ответственности за выполнение программы ленд-лиза и за доставки по ленд-лизу в Советский Союз на Гопкинса. Глава отдела информации по военной помощи генерал-майор Джеймс Бернс, а позднее, когда был создан комитет по ленд-лизу, и его глава Э. Стеттиниус, отвечавший за повседневную управленческую работу и осуществлявший связь с конгрессменами и другими официальными лицами, оба выполняли распоряжения Гопкинса. Рузвельт  с каждым разом  все больше демонстрировал свое доверие Гопкинсу. Тот возглавил не только Комитет по ленд-лизу, но позднее и Комитет при президенте по советским протоколам, а также комитет по распределению вооружений.

Занимая эти ключевые позиции, Гопкинс имел возможность немедленно воплотить в жизнь любое распоряжение Рузвельта. Кроме того, благодаря доверию президента, собственному острому уму и энергии, бившей ключом в страдающем хроническими болезнями теле, Гопкинс и сам оказывал огромное влияние на Черчилля и Сталина. Они могли разговаривать с Гопкинсом не менее откровенно, чем с самим Рузвельтом. Советник, решающий все проблемы, глаза и уши президента, - таким был Гопкинс. Помимо всего прочего, Гопкинс служил мишенью для всех злопыхателей Рузвельта, хотя ему и не нравилась эта роль. Г.Гопкинс, второй по влиянию человек в администрации президента Рузвельта, обеспечил эффективную реализацию программы ленд-лиза и тем самым остался в истории США и Второй мировой войны.

В соответствии с законом по ленд-лизу (принят конгрессом США 11 марта 1941 г.), президент США имел право помогать любой стране, если ее оборонапротив агрессии являлась жизненно важной для обороны США. В ходе реализации программы предполагалось, что:                                                                                                    

·        поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;

·        переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентный займов).

·        Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороныповрежденные и не утраченные техника и оборудование могли быть возвращены в США[9].

В критические для Советского Союза дни (август – октябрь 1941 г.),Ф. Рузвельт, перенес действие закона о ленд-лизе на СССР, не дожидаясь формального одобрения со стороны конгресса США[10]. Он распорядился, чтобы октябрьские поставки (1941 г.) в Советский Союз имели приоритет по отношению к другим странам. В конце октября 1941 г.  конгресс США одобрил  закон о новом финансировании поставок по ленд-лизу (около 6 млрд. долларов). По нему одной из стран получателей помощи стал Советский Союз, несмотря на попытки противодействия некоторых конгрессменов – русофобов. 28 октября 1941 г. Ф. Рузвельт подписал этот закон. В тот же день он учредил Комитет по ленд-лизу во главе с крупным бизнесменом Э. Стеттиниусом (с 1944 года – госсекретарь США). В сентябре 1943 года он был преобразован в Комитет по внешней экономике под началом Л. Кроули, который осуществлял контроль за реализацией программы ленд-лиза, программы помощи иностранным государствам, за ведением экономической войны.

Помощь Советскому Союзу оказывали также Великобритания и Канада (с 1943 г.), по сравнению с США объем ее был заметно меньше.

Во время Великой Отечественной войны руководство Советского Союза периодически подчеркивало важную роль помощи союзников по антигитлеровской коалиции (США, Великобритании и Канады) в экономике страны. Так, Сталин, 7 ноября 1943 г., в своем выступлении, посвященном празднованию 26-ой годовщины Великой Октябрьской революции, отметил:«Бомбежки авиацией союзников территории Германии ослабляют военную машину нацистов и ко всему этому следует добавить, что союзники регулярно снабжают нас различными видами вооружения и сырьем. И можно без преувеличения заявить, что тем самым они в значительной степени способствовали нашим успехам во время летней кампании [1943 г. – Авт.]»[11].

На Тегеранской конференции (28.11 — 01.12.1943 года) руководителей трех союзных государств по антигитлеровской коалиции: Председателя Совнаркома И. Сталина, президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля, ,Сталин в своей речи,когда он говорил о победах советских войск, отметил, что: «без американских машин объединенные народы никогда не  смогли бы выиграть войну».[12]

Практически тоже самое подчеркнул Сталин и в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном 1 мая 1944 г.,«Значительный вклад в эти успехи[имеются ввиду зимнее и весеннее наступление Красной Армии в 1944 г. – Авт.] внесли наши великие союзники…которые снабжают нас очень ценным стратегическим сырьем и оружием...Они ведут бои в Италии и бомбят Германию».

Однако, в послевоенные годы руководство Советского Союза стало необоснованно занижать роль военно-технической помощи союзников. В постсоветский период, в некоторых отечественных публикациях,[13] а ранее и в зарубежных подчеркивалась решающая роль этой помощи в победе Красной Армии в Великой Отечественной войне[14].

Так Молотов (см. раздел 2.1.2) в своей речи на праздновании годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1945 г.,[15]даже не упомянул помощь союзников в победе в Великой Отечественной войне. Он заявил: «Несмотря на то что в первые годы войны нам пришлось пройти через чрезвычайные экономические трудности, тем не менее наша страна обеспечила нужды своей героической армии всем необходимым, в том числе первоклассным оружием, которое качественно превосходило то, что имел враг».

Через два года, в 1947 г.,председатель Госплана СССР Н.Вознесенский (см. раздел 2.1.2) в своей книге[16] отмечал: «Сравнивая объемы поставленной союзниками в СССР промышленной продукции с объемами производства на социалистических предприятиях СССР за тот же период, становится ясно, что соотношение таких поставок к внутреннему производству…составляет 4 процента».

Это означало, что вся военно-техническая помощь союзников Советскому Союзу во время войны вылилась в ничего не значащие 4 процента, и советский народ был вынужден вести экономическую борьбу с Германией и ее союзниками практически в одиночку[17]. Во времена Советского Союза цифра 4 процента была канонической и неоднократно повторялась в различных советскихпубликациях.

Еще дальше пошел Н.Хрущев - руководитель Советского Союза в 1953-1964 гг., который 19 июня 1962 г. выступая перед румынскими рабочими, заявил,что: «Во время Второй мировой войны американские монополии заработалимиллионы долларов на военных поставках. Они жирели на крови людей, погибших во время двух мировых войн.Вот почему американская промышленность достигла таких высот. Именно поэтому сегодня США имеют возможность производить и потреблять больше товаров»[18].Хрущев дал понять, что советская и румынская кровь позволила американцам разжиреть.

Однако, как будет показано ниже,  это никак не соответствовало реальным данным. Здесь также уместно привести высказывание Г.К.Жукова сделанное им  в 1963 г., и зафиксированное в результате прослушивания сотрудниками КГБ СССР: «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии»[19].

Руководитель Комитета по экономической помощи США, Л.Кроули сделал следующее заявление 9 февраля 1945 года, относительно оказанной Советскому Союзу помощи по ленд-лизу: «Советские армии продолжают перемалывать нацистские силы на Восточном фронте, используя миллионы тонн произведенного в Америке и поставленного в СССР по ленд-лизу военного имущества и снаряжения. Советские официальные лица неоднократно подчеркивали значение помощи по ленд-лизу для развития военных успехов Красной Армии. Конечно, трудно сравнивать общий объем произведенных нами поставок с тотальными нуждами Советского Союза. Однако по некоторым категориям продукций они имели важное значение для Красной Армии, например, по грузовым машинам, локомотивам и т.д. Транспортное оборудование сейчас имеет особенное значение, поскольку линии советских коммуникаций расширяются все дальше на Запад, – в глубину вражеской территории…»[20]

По мнению Гопкинса, «американцы никогда не считали, что помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии».[21]Со своей стороны руководитель советского государства И. Сталин отмечал, что ленд-лиз внес «чрезвычайны вклад в победу». Сталин обращал внимание на то, что «в предшествующих войнах некоторые государства оказывали денежную помощь своим союзникам, но она только оскорбляла тех, кто получал субсидии, и создавала финансовые трудности. Ленд-лиз не породил подобного зла»[22].

Советский Союз в период  с 1.10.1941–20.09.1945 гг. от США (по программе ленд-лиза),Великобритании и Канады получил более 18 млн тонн грузов на общую сумму 11,2 млрд долл.[23] (в ценах 1940 г.). Кроме того, около 0,7 млрд долл. составили затраты на транспортировку и различные услуги, предоставленные в рамках поставок, такие как фрахт американских судов, обслуживание, буксировка, портовые сборы, обучение советского персонала для доставки грузов морем и по воздуху[24]. Итого общая сумма затрат союзников на помощь Советскому Союзу составило около 12 млрд долл. – себестоимость поставленной продукции с учетом транспортных расходов.[1] Это соответствует 350 млрд. долл. (в ценах 2015 года), в пересчете через среднюю стоимость унции золота 1941-1945 гг. и 2015 г. Средняя стоимость унции золота в 1941-1945 г равнялась 36,2 долл., а в 2015 г. – 1060 долл.[25]

Следует отметить, что эта сумма являлась лишь себестоимостью поставленной продукции с учетом транспортных расходов[26].

Стоимость поставок только США (по ленд-лизу) равнялась 9,04 млрд. долл.[27] (до 30.06.1945) и 9,7 млрд долл. (до 20.09.1945 г.). Поставки из Великобритании оцениваются около 1,3млрд долл. (318 млн. фунтов[28], 1 фунт стерлингов = 4 долл. США, во время войны[29]) и Канады - в 200 млн долл.

При анализе объемов поставок по ленд-лизу следует также учитывать, что они отличаются в зависимости от того, как их определяют: по объему отгрузки (в соответствии с договором по ленд-лизу между СССР и США) или по объему выгрузки, как это принято в практике морских перевозок. Разница – это потери при транспортировке, которые составили около 3% (по весу) за все годы войны[30]. Ниже, если это специально не оговорено, объемы поставок по ленд-лизу будут указывать по величине отгрузки.

Все мероприятия союзников, в первую очередь США, по организации военно-технической помощи Советскому Союзу во время войны, выполнялись в максимальном объеме, часто в очень тяжелых условиях. Обязательства по предоставлению помощи старались выполнять таким образом, чтобы не создавать партнеру политических проблем.

Структуру поставок союзников Советскому Союзу можно разделить на семь групп, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1. Структура поставок Советскому Союзу из США (по ленд-лизу), Великобритании и Канады: вооружение, боевой техники и боеприпасов; транспортных средств, химических и взрывчатых веществ; нефтепродуктов, станков и оборудования, металлов и продовольствия, в период 01.10.1941г. – 20.09.1945 г. Источники: Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015; Стеттиниус Э. Ленд-лиз — оружие победы. — М.: Вече, 2000.Mark Harrison «Soviet Planning in Peace and War» Cambridge University Press 1985

 

Наименование

Количество

Стоимость,

Вооружение, боевая техника, боеприпасы, млн т.

 

·        Автомобили, млн т.

 

1,24

 

 

2,35

4,65 млрд долл.

Транспортные средства из них:

·     Железнодорожный подвижный состав, млн т.

0,48

3,35 млрд долл.

Химические и взрывчатые вещества, млн т.

1,27

Нефтепродукты, млн т

2,72*.

Станки и оборудование, млн т

1,41

Металлы из них:

·        Черные, млн т

·        Цветные, млн т.

 

2,6

 

0,8 (без учета сплавов и в изделиях)

Продовольствие, мл. т.

4,57

1,7 млрд долл.

Поставки из Великобритании и Канады, млн т.

0,98

1,5 млрд долл.

Итого, млн т.

18,4

11,2 млрд долл.

 

*  С учетом поставок 0,13 млн. т. нефтепродуктов по пред-ленд-лизу (с 22.06 – 30.09.1941 г.) и 0,6 млн. т. нефтепродуктов - поставокСША из нефтеперерабатывающего завода в г. Абадан (Иран).

Из 18,4 млн. метрических тонн 17,4 млн. (94,6% всех грузов) были поставлены из США или по заданию США – практически все из них по ленд-лизу. Около 1 млн. тонн составил экспорт из Великобритании и Канады.

В соглашении по ленд-лизу между СССР и США было предусмотрено подписание ежегодных протоколов, в которых в соответствии с запросами советской стороны,приводились данные пономенклатуре, объемам и стоимости поставок. В соответствии с этими протоколами, поставки можно разделить на следующие этапы:

- «пред-ленд-лиз» — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 гг. Первый арктических конвой «Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941г. и прибыл в Архангельск 31 августа.

- первый протокол — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 гг.;

- второй протокол — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 гг.;

- третий протокол — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944гг.;

- четвёртый протокол — с 1 июля 1944 г., формально завершился 12 мая 1945г., но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа 1945 г.). Все поставки по ленд-лизу в Советский Союз были прекращены 20 сентября 1945 г.

Поставки по «пред-ленд-лизу» оплачивались в рамках аванса на сумму 10 млн. долл., полученных от министерства финансов США, аванса от Корпорации по военным поставкам США на сумму 50 млн. долл. и других источников. Стоимость этих поставок составиладо 100 млн. долл. и тоннажем около 0,17 млн. тонн[31].  В счет покрытия этих затрат Советских Союз по бартеру поставил США 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота и т.д.[32]

 В табл. 2 приведена структура и стоимость поставок только США в Советский Союз, по годам в период  22.06.1941 - 30.06.1945гг.

 Таблица 2. Структура и стоимость поставок только по программе ленд-лиза (вместе с пред-ленд-лизом) в Советский Союз по годам в период22.06.1941 -30.06.1945 гг. Источник: Harrison M. Soviet Planning in peaceand war 1938–1945. — Р. 259Cambridge University Press. First paperback edition 2002 

Категория снабжения

1941 г.

(22.06)

1942 г.

1943 г.

1944 г.

1945 г.*

 

В среднем 1941 (II п.) – 1945(I п.) гг.

Вооружения, боеприпасы, боевая техника и автомобили, в%  от годовой стоимости поставки в 

 

млрд долл.

 

20

 

 

0,02

 

63,2

 

 

0,85

 

49,9

 

 

1,44

 

43,8

 

 

1,50

 

40,7

 

 

0,56

 

47,9

 

 

4,37

Вооружения и боеприпасы, %

 

15,8

12,8

5,6

2,6

 

Самолеты и запчасти к ним, %

 

22,4

17,4

16,3

12,7

 

Танки и запчасти к ним, %

 

13,1

2,6

4,9

4,0

 

Морские суда и запчасти к ним, %

 

0,8

3,2

2,5

2,1

 

Автомобили и запчасти к ним, %

 

11

14,1

14,7

19,3

 

Промышленное оборудование, материалы, сырье, %

 

млрд долл.

 

80

 

0,08

 

23,1

 

0,31

 

29,6

 

0,86

 

39,3

 

1,35

 

39,5

 

0,54

 

34,4

 

3,14

 

Продовольствие, %

млрд долл.

 

13,7

0,18

20,5

0,59

16,9

0,58

19,8

0,27

17,7

1,62

Стоимость, млрд долл.

0,1

1,35

2,89

3,43

1,37

9,14

Доля от общей стоимости

1%

14,8%

31,8%

37,7%

15,1%

 

Общая стоимость

9,14 млрд. долл. – 100%

 


*В первое полугодие 1945 года.

Из табл. 2 видно, что общая стоимость поставок США по ленд-лизу (вместе с пред-ленд-лизом) в период 22.06.1941 – 30.06.1945 гг. составила 9,14 млрд. долларов. К этой величине необходимо добавить 0,58 млрд долл. стоимость поставок по ленд-лизу весом 0,94 млн. тонн в период с 01.07. - 20.09. 1945 г. Тогда вся стоимость поставки США по ленд-лизу в Советский Союз ровнялась 9,7 млрд долл.

Из табл. 2 видно, что структура и стоимость поставок по программе ленд-лиза отличалась по годам. Суммарная доля (по стоимости) поставок вооружения, боеприпасов, боевой техники и автомобилей снижалась с 63,2% в 1942 г. до 40,7% в 1945 г. За все время войны (22.06.41 г.-30.06.45 г.) эта доля в общей стоимости поставок составила 47,9%(4,37 млрд долл.).

Суммарная доля промышленного оборудования, материалов и сырья возросла с 23,1% в 1942 г. до 39,5% в 1945 г.,а доля продовольствия выросла с 13,7% в 1942 г. до 20,5% в 1943г. (неурожайный год), а далее, несколько снизилась до 16,9 и 19,8% соответственно в 1944 г. и 1945 г. За все время войны доля промышленного оборудования, материалов и сырья вместе с продовольствием составила 52,1%(4,76 млрд долл.).

Ежегодная структура и объем поставок отражали изменения основных потребностей экономики Советского Союза и Красной Армии по годам во время войны.

На рис. 1 показано ежегодная структура поставок по ленд-лизу и их доля по годам от общего объема поставок.

 

 Рис. 1 Ежегодная структура поставок по ленд-лизу и их доля по годам от общего объема поставок в период с 1942 - до 20.09.1945 г.

Из рис. 1 видно, что основная помощь Советскому Союзу по ленд-лизу была оказана 1943-1945гг. после победы Красной Армии в Сталинградской битве (январь–февраль 1943 г.). Так, в 1941 г. эти поставки составили 1% (по стоимости), в 1942 г., в самом тяжелом для Советского Союза —14,8% и в 1943–1945 гг.,—84,5%от стоимости всех поставок США в Советский Союз в  период войны.

Ежегодная структура поставок отражала основные потребности военной экономики Советского Союза и Красной Армии во время войны.

Поставки грузов по ленд-лизу в Советский Союз шли по нескольким маршрутам. Многие из них проходили в районах интенсивных военных действий, что требовало от тех, кто обеспечивал поставки, огромного мужества и героизма. Это в первую очередь относится к британским и американским арктическим конвоям. Они в тяжелейших условиях 1941–1943 гг., подвергаясь постоянным атакам  германских ВМФ и ВВС,  доставляли вооружение, продовольствие и сырье в ближайшие к советско-германскому фронту порты г. Мурманска и г. Архангельска.

Здесь следует отметить выдающийся подвиг, совершенный на северных морских и океанских маршрутах моряками, летчиками и представителями других военных и гражданских профессий из Советского Союза, Великобритании, США, Канады  и некоторых других стран.На этих маршрутах союзники потеряли порядка 90 из 800 торгово-транспортных судов, а также 20 боевых кораблей (2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводную лодку). Советский Союз потерял 2 эсминца, 20 подводных лодок, 9 транспортов, большое количество самолетов. В морской пучине погибли около 5600 моряков-союзников и 30 тыс. советских граждан[33].

Союзными северными конвоями было доставлено 3,96 млн. из 17, 5 млн. тонн, или 23% всех грузов, поступивших в Советский Союз во время войны.

На рис.2 представлено соотношение объема грузоперевозок по всем пяти маршрутам доставки, пересчитанные из длинных тонн (брутто) в метрические тонны (брутто)

 

Рис. 2. Соотношение объемов грузоперевозок по различным маршрутам поставок по ленд-лизу в Советский Союз. Источник: Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015.

Из рис. 2 видно, что основную долю составляли поставки через Дальний Восток (до 47%). Доставка грузов через Иран осуществлялась до 1945 г., позже его заменили прямые поставки по черноморскому маршруту.

Таблица 3.Распределение тоннажа грузов, перевезенных судами: США, под флагом Советского Союза, переданных США, советскими, британскими и др., по данным судового реестра судов, участвовавших в перевозке грузов союзниковв Советский Союз. 22.06.41 – 20.09. 45 гг.[34] 

Принадлежность

Тоннаж

(млн.тонн)

Процентное соотношение

Суда США

8,33

46,8%

Суда, переданные США Советскому Союзу

5,45

30,7%

Советские суда

3,46

19,4%

Британские суда и др.

0,55

3,1%

Итого

17,8

100%

Из табл. 3 видно, что вес грузов, перевезенных в Советский Союз в период 22.06.41 – 20.09. 45 гг. ровнялся 17,8 млн. тонн. Кроме того необходимо добавить 0,6 млн. тонн нефтепродуктов, которые были поставлены США с нефтеперерабатывающего завода в г. Абадан (Иран). Итого общий вес грузов поставленных в Советский Союз составил 18,4 млн. тонн.

Из табл. 3 также следует, что судами США или переданными США Советскому Союзу было перевезено 77,5%  всех грузов.

Для того, чтобы по ленд-лизу из США перевести в Советский Союз почти 14 млн. тонн грузов через Атлантический или Тихий океаны, ав Великобританию и другие страны еще почти в 3 раза больше, необходимо было огромное количество грузовых судов. В США в 1941 г. такого количества судов еще не было. Для решения этой задачи в стране на 18 верфях, не считая многочисленных субподрядчиков, было организованно поточное производство океанских судов серии "Либерти" ("Свобода"), водоизмещением в 14,5 тыс. тонн (длина 135 м, ширина        17,3 м, осадка 8,5 м, грузоподъемность 9,14 тыс. тонн). Вооружение: 102-мм орудие для защиты от всплывших подводных лодок, зенитные орудия и пулемёты. Всего судов этой серии было построено 2710 единиц. Главной их особенностью была замена клепочных соединений корпуса судна автоматической сваркой. На этих судах была установлена одна паровая машина с  2-мя котлами с мазутным топливом, мощностью 2360 л.с. Скорость хода ровнялась11 узлам (20,4 км/ч).

Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941—1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В 1943 г. выпуск составил в среднем 3 судна в день. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд — заложенный 8 ноября «SS RobertPeary» был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года.

Считалось, что ресурс таких кораблей будет невысокий, но в условиях войны, этим пренебрегалось. Однако "Либерти" оказалась живучей - "сварные корабли" ходили по морям десятки лет. Даже в начале 21-го века по меньшей мере три "Либерти" еще оставались на плаву.

 

Оплата Советским Союзом поставок по ленд-лизу

Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника и товары гражданского назначения. Для согласования итоговой суммы долга сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры.

Сначала, в 1947 г., этот долг был определен в размере 2,6 млрд. долл., но уже в 1948 г. он был снижен до 1,3 млрд, а в 1951 г. — до 800 млн долл. Однако советская сторона соглашалась выплатить только 240 млн. долл[35].

Но в эти годы существенно изменилась политическая обстановка в мире, началась холодная война, и Советский Союз так и не приступил к оплате. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 г. (сумма долга была снижена до 722 млн долл., срок погашения — 2001 г.). Для погашения долга был предусмотрен кредит Экспортно-импортного банка США. В 1973 г. СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн долл., но затем прекратил выплаты в связи с введением в 1974 г. дискриминационной поправки Джексона–Вэника к советско-американскому торговому соглашению 1972 г. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР были установлены новый срок погашения задолженности — 2030 г. и сумма— 674 млн долл. Но уже в 2006 г. Россия, как правопреемник Советского Союза, погасила все задолженности по внешним обязательствам СССР.

Другим пунктом, был возврат Советским Союзом поставленных по ленд-лизу военных кораблей и гражданских транспортных судов (всего 672 ед.), а так же  компенсация американским компаниям за использование патентов по технологиям переработки нефти. Советская сторона рассчиталась всего с одной из заинтересованных американских компаний. В 1954 г. и 1955 г. Советский Союз вернул 127 из поставленных по ленд-лизу судов. В 1956 г. американская сторона отправила наблюдателей для контроля уничтожения в Советском Союзе еще 79 судов, износ которых превысил допустимый для океанского плавания. В 1960 г. на дно отправились еще 10 ветхих судов, которые больше нельзя было использовать, что было сделано по двусторонней договоренности и под контролем наблюдателей из ВМС США (еще одно судно затонуло, прежде чем его удалось отбуксировать в нужную точку). Советская сторона предложила выкупить у США 87 торговых судов и 31 военный корабль, но США отказались от этого предложения, до выполнения других условий урегулирования оплаты ленд-лиза. Всего на 1962 г. в СССР оставались не учтенными 279 поставленных по ленд-лизу судов и еще по 397 предстояло произвести окончательный расчёт[36].

 

Продолжение



[1]Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. — М.: Госполитиздат, 1948;

[2]Harrison M. Soviet Planning in peace and war 1938–1945. — Р. 259 Cambridge University Press. Firstpaperbackedition 2002

[3]Н.И. Рыжков и Г.А. Куманев «Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941-1945 гг.»

[4] http://esoteric4u.com/en/esoteric-materialy/sovremennyj-sotsialnyj-dogovor/203-falsifikatsiya-istorii-v-totalitarnykh-dogovorakh/1718-pushki-maslo-zoloto-o-roli-lend-liza-vo-2-j-mirovoj-vojne-2. 

[5]http://www.solonin.org/article_kak-sovetskiy-soyuz-pobedil-v.

[6] Международные отношения 1941 г. Т. 1; Черчилль У. Великий Союз. Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015, (Глава 2).

[7]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[8] Там же.

[9]Э Стеттиниус. Ленд-лиз — оружие победы. М., 2000. С. 122.

[10]Там же.

[11]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Глава 6 стр. 180. Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[12] Газета Нью-Йорк таймс.от 7 декабря 1943 г. Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Глава 6 стр. 180. Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[13]Марк Солонин: Пушки, масло, золото (о роли ленд-лиза во 2-й мировой войне). http://esoteric4u.com/en/esoteric-materialy/sovremennyj-sotsialnyj-dogovor/203-falsifikatsiya-istorii-v-totalitarnykh-dogovorakh/1718-pushki-maslo-zoloto-o-roli-lend-liza-vo-2-j-mirovoj-vojne-2

[14]Супрун М. Н. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой войны // Отечественная история. 1996. № 3. С. 46-54.

[15] Газета «Правда» 7 ноября 1945 г.

[16] Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. — М.: Госполитиздат, 1948;

[17] Деборин Г.А. Вторая мировая война. Военно-политический очерк. Под редакцией И.И. Зубкова. М.: Воениздат, 1958 г.

[18] Газета «Правда». 20 июня 1962 г. №171

[19] Нигматулин Б.И. Жуков. Жизнь. Сражения. Победы. — М.: Нигма, 2015.

[20] Цит. по: Рыжков Н.И. Великая Отечественная: ленд-лиз. С. 414-415.

[21] Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. М., 1958. Т.2. с. 626.

[22] Паперно А. Третий период славы Петропавловска-Камчатского: Роль ленд-лиза в истории города, роль города в тихоокеанской транспортной эпопее и некоторых другие остающихся неизвестными факты второй мировой войны. — Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2007. — 78 с. Цит. По: Паперно А. Тихий океан. М., 1998. С. 328.

[23]Зимонин В. Ленд-лиз: как это было // Красная Звезда, 26.10.2006.

[24]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[25]http://onlygold.com/Info/Historical-Gold-Prices.asp

[26]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[27]Harrison M. Soviet Planning in peace and war 1938–1945. — Р. 259 Cambridge University Press. Firstpaperbackedition 2002

[28]Тамже.

[29] http://www.miketodd.net/encyc/dollhist.htm

[30]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015.

31]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[32] В.А. Золоторев, А.М. Соколов, В.П. Зимонин, Е.А. Козловский и др. История Великой войны 1941-1945; В 2 Т. т.2, М., 2015. С.298; Г.К. Жуков  Воспоминания и размышления. В 3 т. Т.3. 10-е изд. М., 1990. С.347.

[33]Зимонин В. Ленд-лиз: как это было // Красная Звезда, 26.10.2006.Мир океанам. 1991 г. №4. С.98-99; Красная звезда. 1991. 12 ноября; 1992. 1октября. Стр. 304

[34]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[35]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015

[36]Джонс Р.Х. «Ленд-Лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. 1941-1945». Пер. с англ. А.Л. Андреева. – М.:ЗАО Центр-полиграф, 2015







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6975