Что пишем и что в уме
Дата: 28/10/2006
Тема: Факты + Комментарии


«…Уровень доходов рядовых сотрудников, особенно начинающих, в разы ниже доходов в тех же позициях в частных или полугосударственных конторах. Такая диспропорция - одна из причин кадрового кризиса… Большая проблема отрасли - некачественное, сверх-вороватое управление, чему наш гос.статус только способствует - никакой ответственности за результат дела. Пока так будет - кадровые проблемы будут только усугубляться» (комментарий нашего читателя).

Хотелось бы надеяться, что те же мотивы подвигли руководство Росатома форсировано заняться реструктуризацией, акционированием и прочими реформами отрасли. Однако, на слуху масса примеров, когда проблема, публично признанная властью приоритетной, становится инструментом для достижения «непрофильных» целей. Самый свежий из них экологический раж российских чиновников по поводу нефтегазового проекта на Сахалине. Подвинули иностранные компании в пользу «Газпрома» - это всем понятно, но причем тут экология? Значит, природоохранные органы можно также эффективно использовать для передела собственности, как, например, налоговую инспекцию или прокуратуру.

Понятно также, что неподеленных активов становится все меньше и меньше. А тут целая отрасль, почти нетронутая рыночными реформами.

Эти соображения, а также непрозрачность процесса подготовки грядущего акционирования, внушают сомнения в истинности заявленных намерений. Об ответственности за результат реформ даже упоминать неуместно – кто точно знает, какой результат планируется?

Правительством утверждена ФЦП развития ядерно-энергетического комплекса. С будущего года пойдут реальные деньги. Росатом спешит, торопит законодателей, ему тесны рамки существующих законов. Подготовлен проект ФЗ в поддержку реструктуризации, введение которого потребует изменений в десятке существующих законов. Предлагается провести реструктуризацию в сжатые сроки и не тратить драгоценное время на полную инвентаризацию имеющихся активов, т.к. «у ряда предприятий атомной отрасли отсутствуют должно оформленные и укомплектованные правоустанавливающие документы на часть земельных участков и иных объектов недвижимости, существенная часть их имущества не внесена в реестр федерального имущества». Это цитата из материалов, представленных на собрании внутрифракционной группы в ГД при рассмотрении вопроса «О законодательном обеспечении развития атомной отрасли».

Федеральное имущество вносится в основной капитал акционерного общества, а куда отойдут земли и объекты, не внесенные в реестр? Не станут ли они платой за лояльность и поддержку со стороны руководителей на местах? Пока эти объекты могут стать законной общенациональной собственностью. Интересно было бы проследить за их дальнейшей судьбой.

Средства, выделяемые из бюджета на развитие атомной энергетики, также являются общенациональной собственностью. Рачительный хозяин в первую очередь потребовал бы четкого плана их расходования с широким обсуждением этого плана специалистами, учеными, потенциальными крупными потребителями произведенной энергии.

Разумеется, право собственности на построенные АЭС следует закрепить за государством. Причем закон должен исключить возможность биржевых операций, в результате которых в госсобственности останутся только РАО и ОЯТ.

В результате реструктуризации РАО ЕЭС государство оказалось собственником только ржавых опор линий электропередачи.

Убедительные тезисы в пользу неприменимости «рыночных» принципов в отношении энергетики приводятся Виктором Масленниковым, д. т. н., профессором, заслуженным энергетиком РФ.

Возвращаясь к главному вопросу – кадровому, следует сказать, что пока ровно ничего не указывает на заинтересованность реформаторов в кадрах. Сам по себе этот факт подтверждает подозрения о том, что заявленные намерения и истинные цели лежат в разных плоскостях.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=690