Сегодня, 16 июня 2016 года, Балтийский завод-Судостроение
(входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду
головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. В присутствии нескольких
тысяч зрителей крестная мать ледокола председатель Совета Федерации
Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко разбила о борт ледокола
традиционную бутылку шампанского, отправив со стапеля самый большой и мощный
атомный ледокол в мире.
«Сегодня
у атомной промышленности России знаменательный день. Со стапеля Балтийского
завода сошел самый мощный и большой в мире атомный ледокол «Арктика». Для
многих полярников – освоение Арктики является смыслом жизни. Арктика один из
самых суровых регионов нашей планеты и поэтому без такой техники как нынешний
атомный ледокол сегодня обойтись просто невозможно. Суровому региону – суровая
техника. Уверена, что ледокол «Арктика» даст новый импульс освоения арктических
широт. Очень рада, что молодые судостроители приходят в отрасль и продолжают
все то, что было накоплено другими поколениями корабелов. Спасибо
судостроителям этого творения. Смотришь на него, и такая гордость переполняет
за страну и людей, которые это строят. Спасибо, что сохранили петербуржскую
школу судостроения. Результатом такого труда гордится вся страна! Семь футов
под килем тебе, великая «Арктика», - пожелала в своем приветственном слове
Валентина Матвиенко.
День
спуска атомохода на воду знаковым образом совпал с днем начала Экономического
форума в Санкт-Петербурге.
«Спуск
ледокола «Арктика» стал демонстрацией наших возможностей во всей
судостроительной промышленности, - отметил полномочный представитель Президента
РФ в СЗФО Владимир Булавин: Это наш ответ всем санкциям, которые на сегодня
существуют в отношении России. Наша страна сохранила лидирующие позиции в
атомном судостроении. И «Арктика» тому подтверждение».
Генеральный
директор госкорпорации «Росатом» - заказчик атомных ледоколов проекта 22220 -
Сергей Кириенко в своем приветственном слове отметил: «Сегодняшнее мероприятие
– это во всех смыслах огромная победа! Проделана большая работа и сегодня
аналогов такому ледоколу как «Арктика» нет в мире. Спасибо коллективу
Балтийского завода, все сделано согласно графику и к концу 2017 года «Арктика»
вступит в строй. Этот ледокол по своим характеристикам самый современный, в нем
реализованы все технические возможности, которые никогда ранее не
использовались на других судах. Ледокол «Арктика» - это по-настоящему новые
возможности в обороноспособности нашей страны!»
Президент
Объединенной судостроительной корпорации, в состав которой входит Балтийский
завод-Судостроение, Алексей Рахманов поблагодарил Росатом за доверие, оказанное
Балтийскому заводу, и подчеркнул, что в спускаемом сегодня корпусе ледокола все
было впервые: технологии, оборудование, система электродвижения и
реализованы все самые современные возможности: «Никому ранее в мире не
удавалось реализовать все технические решения, которые существуют на сегодня, в
одном проекте, - сказал он, приветствуя гостей и корабелов. - Головной атомный
ледокол «Арктика» стал именно таким проектом. Было проделано много трудоемкой
работы по выходу предприятия из банкротства, и теперь предприятие живет и
работает. Дай бог всем сил трудиться на благо родной страны!»
Генеральный
директор Балтийского завода Алексей Кадилов поздравил всех балтийцев с
праздником, которым, несомненно, является, спуск судна на воду: «Поздравляю
всех балтийцев со спуском этого ледокола! Теперь перед нами стоит не менее
важная задача – построить два серийных атомных ледокола этого проекта. Спасибо
всем, кто принимал участие в строительстве этого замечательного корабля. Мы не
подведем заказчика!»
После
команды главного строителя головного атомохода Вадима Голованова приступить к
спуску на воду был разрезан задержник, сдерживающий более чем 14 тыс. тонн веса
корпуса судна, «Арктика» плавно спустилась в воды Невы.
Впереди
у корабелов Балтийского завода-Судостроение достройка головного атомохода на
воде, контрактный срок сдачи заказа – декабрь 2017 г.
Справка
о головном атомном ледоколе проекта 22220
Головной
атомный ледокол проекта 22220 строится на класс Российского морского регистра
судоходства (РС) на Балтийском заводе-Судостроение по заказу ГК «Росатом»
(закладка судна состоялась 5 ноября 2013 г.) и станет самым большим и мощным атомным
ледоколом в мире.
Основные
характеристики судна:
Мощность
– 60 МВт (на валах)
Скорость
хода – 22 узла (по чистой воде)
Длина
– 173,3 м
(160 м
по КВЛ)
Ширина
– 34 м (33 м по КВЛ)
Высота
– 15,2 м
Осадка
– 10,5 м/8,65 м
Максимальная
ледопроходимость – 2,8 м
Полное
водоизмещение – 33 540 т
Назначенный
срок службы - 40 лет
Ледокол
будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником
пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт,
специально разработанной для этого судна.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году.
Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его как в арктических
водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе
Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных
участках устья Енисея и районе Обской губы.
Справка
об ООО «Балтийский завод-Судостроение»
Балтийский
завод специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов
ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев, судов
технического обеспечения работ на шельфе) с атомными и дизель-электрическими
силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков, плавучих опреснительных
комплексов.
Предприятие
было основано в 1856 году. За полтора века своей истории Балтийский завод,
построивший около 600 кораблей и судов, несколько раз передавался в частные
руки и после возникновения финансовых трудностей возвращалось под опеку
государства. В конце 2011 года завод вновь вернулся от частного владельца под
контроль государства в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Для
реализации схемы финансового оздоровления, сохранения компетенций и трудового
коллектива ОАО «Балтийский завод», в рамках Объединенной судостроительной
корпорации было создано ООО «Балтийский завод – Судостроение». Новому
юридическому лицу были переданы судостроительные и машиностроительные
компетенции стратегического предприятия. Сегодня на заводе трудится более 4000
человек.
Портфель
заказов ООО «Балтийский завод – Судостроение» сейчас составляет около 150 млрд
рублей. Крупнейшие заказы: три атомных ледокола 60 МВт, дизель-электрический
ледокол 25 МВт, плавучий энергоблок первой в мире плавучей атомной
теплоэлектростанции, изделия машиностроения. Выручка предприятия в 2015 году
составила 11 857 млн руб., чистая прибыль 1 229 млн руб., оборотные активы 62
736 млн руб.
Справка
об ОСК
АО
«Объединенная судостроительная корпорация» — крупнейшая судостроительная
компания России. Создана в соответствии с указом Президента РФ в 2007 году со
100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и
организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие
проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована
большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок —
основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20
стран мира.