К 80-летию М.Н. Тихонова
Дата: 06/06/2016
Тема: Время и судьбы


 
В наше стремительное, постоянно меняющееся время чтобы идти в «ногу со временем»,  быть «мобильным», надо постоянно учиться, неустанно  совершенствоваться. Одним из основных путей понимания происходящего вокруг во все времена оставались познание и учение. Истоки этой идеи проистекают к Конфуцию, Сократу, Платону, Аристотелю, Сенеке. Ян Амос Коменский утверждал, что вся жизнь должна быть школой, что  для учебы подходит любой возраст - от "школы рождения" до "школы смерти".


К необходимости непрерывного образования  Михаил Николаевич Тихонов пришел  самостоятельно, задолго до официального признания этой идеи П.Ленграндом, теоретиком непрерывного образования, на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. Весь жизненный путь М.Н.Тихонова стал подтверждением правильности избранного разностороннего развития личности, формирования мировоззрения. Выбор такого пути, конечно, был обусловлен
исходными способностями и задатками, мотивацией, личными усилиями.

60-м годам XX столетия было присуще быстрое развитие техники, обновление  технологий, опережавшее темпы смены поколений людей. Образование отставало от бурного научно-технического прогресса.

Для того чтобы профессионально решать сложнейшие вопросы требовалось «быть, а не казаться образованным», «полагаться на знания, а не мнения».  Постоянное, непрерывное совершенствование знаний, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», быть востребованным в  профессиональной среде стало насущной внутренней потребностью творческой личности нашего юбиляра.

Любителям без усилий получать «всё и сейчас», покупать статусные документы, подтверждающие различные ученые степени, может показаться чрезмерным и даже глупым окончание пяти высших учебных заведений. Но весь жизненный путь М.Н.Тихонова подтверждает правильность трудоемкого приобретения знаний самим творческим долголетием юбиляра.


Академик МАНЭБ по секции «Радиационная безопасность», Михаил Николаевич Тихонов в 1957 г. окончил Одесское Краснознамённое военное училище им. К.Е.Ворошилова, Хмельницкое танковое училище - в 1958 г., заочно в 1961 г. Северо-западный политехнический институт, Военную артиллерийскую академию им. М.И.Калинина - в 1966 г., в 1975 г. - математико-механический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова по специальности «Математика».

В 1958-1961 гг. проходил службу в Южной группе войск (в Венгрии) командиром танкового взвода разведки. После окончания ВАА им. М.И.Калинина в 1966-1969 гг. работал начальником станции в системе АСУ при Главном управлении космических средств (ГУКОС). С апреля 1969 по октябрь 1982 г. работал в Военной инженерной академии им. А.Ф.Можайского (начальником смены ИВЦ академии, м.н.с., преподавателем), а с 1982 по 1990 г. – старшим научным сотрудником и начальником отдела натурных измерений и моделирования НИЦ обитаемости и профессионального отбора ВМедА им. С.М.Кирова.

После демобилизации из рядов Вооруженных Сил с 1990 по 2010 г. работал во ФГУП НИИ промышленной и морской медицины ФМБА старшим научным сотрудником. В 1994-1995 гг. преподавал медицинскую статистику и информатику в медицинском училище при ВМедА им. С.М.Кирова. С 2011 г. по настоящее время работает в Межотраслевом экспертно-сертификационном и контрольном научно-техническом центре ядерной и радиационной безопасности (РЭСцентр).

Будучи специалистом в области военной экологии и нормативной обитаемости образцов ВВТ, электромагнитной, экологической и радиационной безопасности, многомерного статистического анализа ракетно-космических систем, свои основные  научные изыскания в Военно-медицинской академии М.Н.Тихонов связал с обоснованием критериальных функций и физиолого-гигиенической оценкой обитаемости объектов военной техники (ОВТ), разработкой научных основ нормирования факторов обитаемости и классификацией ОВТ, утилизацией АПЛ и судов с ЯЭУ с учётом влияния вредных факторов на здоровье и работоспособность работников.

Большой вклад был внёсен им в разработку  нормативно-технической документации по техническим средствам обеспечения обитаемости (ТСОО) и их внедрению, а также ГОСТов и ОТТ по нормативной обитаемости и эргономике ОВТ. Был разработан ряд отраслевых методических указаний и рекомендаций по социально-гигиеническому мониторингу на предприятиях судостроительной промышленности и по ранней иммунодиагностике метало аллергозов у работников, занятых утилизацией АПЛ. Для обеспечения учебного процесса факультета сбора и обработки информации об окружающей среде Военной академии им. А.Ф.Можайского М.Н.Тихонов подготовил ряд учебно-методических работ. Кроме того, им написано (в том числе в соавторстве) более 1700 открытых научных публикаций, из них 20 монографий, получены авторские свидетельства на 7 изобретений.

Основные публикации посвящены исследованию и применению систем обеспечения жизнедеятельности наземных образцов ВВТ, военной экологии, вопросам обитаемости ОВТ, радиационной обстановке в различных регионах России, комплексной оценке ядерно-радиационного наследия России, радиационной географии России, социально-экологическим последствиям войн и вооружённых конфликтов и комплексному анализу различных видов современного терроризма, а также биологическому действию низко интенсивных экологических факторов на организм человека, волновым взаимодействиям в биологии и медицине, компонентному и факторному анализу числовых массивов проектных данных ракетно-космических систем.

На протяжении почти 10 лет (1982-1990 гг.) Михаил Николаевич был членом КНТС-3 по военной эргономике и КНТС-4 - по стойкости и живучести образцов ВВТ к поражающим факторам, с 1990 по 2010 г. – член оргкомитета Международных форумов по ядерной и радиационной безопасности ФААЭ России.

За период службы в Вооруженных Силах СССР награждён 9 медалями, Почётным знаком Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе» - «За особые заслуги в науке».

Современный человек должен не только обладать определенными знаниями, умениями и навыками, но и уметь учиться, постоянно стремиться к обогащению своих знаний, развитию умений, навыков, находить различные источники информации, то есть заниматься самообразованием.  Творческий подход к любой деятельности формируется только в том случае, когда человека не принуждают учиться школа или вуз, а когда он стремится учиться сам. Кроме профессиональных знаний это развивает такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, а значит и успешность. И этим качествам стоит поучиться у таких «аксакалов» как М.Н.Тихонов, которому присущи постоянная жизненная энергия, широкий кругозор, целеустремленность и работоспособность.

Поздравляем нашего постоянного автора и друга Михаила Николаевича Тихонова с замечательным юбилеем. Желаем Вам долгих лет жизни в полном здравии в кругу понимающих Вас людей, плодотворных идей, бодрости духа и прекрасного настроения. Главное – здоровья для новых свершений!

Редакция журнала «Атомная стратегия»






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6789