Проблемы импортозамещения в области судового машиностроения и приборостроения
Дата: 12/04/2016
Тема: Атомный флот


Меры по снижению их негативного воздействия

В.Н.Половинкин,
руководитель секции по судостроению НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ, Засл. деятель науки РФ, д.т.н., проф.

Что явилось первопричиной возникновения проблемы импортозамещения (ИЗ)? Актуальной её сделали два обстоятельства. 1 августа 2014 г. Евросоюз ввел эмбарго на поставку вооружений и техники/технологий двойного назначения на российский рынок.


К товарам и технологиям двойного назначения относятся десять категорий товаров и технологий, в том числе: ядерные материалы и оборудование, специальные материалы и сопутствующее оборудование, обработка материалов, электроника, компьютеры, телекоммуникации и информационная безопасность, датчики и лазеры, навигация и авионика, морские технологии, а также авиация, космос, двигательные установки. Практически все высокотехнологические области, которые позволяют развиваться любой национальной экономике, попали под санкции.

И вторая причина - в отношении многих наших фирм и персоналий были приняты ограничительные меры, запрещающие взаимодействие с зарубежными научно-производственными и исследовательскими центрами. Эти две проблемы и привели к актуализации проблемы ИЗ.

Но глубинные причины кроются в другом. Они вызваны двумя типами воин, которые сегодня ведутся в отношении Российской Федерации, - это экономические и гибридные войны. В современном мире военные аннексии какого-то государства не предусматриваются. В первую очередь производится подавление его экономической мощи и использование его производственного потенциала в собственных целях.

По своей сути импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом ИЗ должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической, организационной модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Научно обоснованная стратегия импортозамещения пред­полагает постепенный переход от произ­водства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения. Для нашей страны это особенно важно, поскольку производству сложной продукции последние десятилетия мы уделяем очень мало внимания.

Сама по себе стратегия импортозаме­щения опирается на развитие всего про­изводства, повышение качества произво­димого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И, прежде всего, развитие кадрового потенциала, подготовку кадров, способных осваивать высокие технологии. Это особенно актуально для страны, уро­вень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. В сегодняшней стратегии ИЗ больше политики и очень мало экономики.

Изменяющаяся национальная эконо­мика требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим элементом экономиче­ской политики и инструментом достижения главной цели — выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услу­гами.
 
Принципы государственного подхода к импортозамещению

Необходимо определить критерии того, что является основополагающим при выборе той или иной импортозамещающей технологии.

Главным критерием при принятии решения об ИЗ является оценка результата суммарных экономических и социально-экономических последствий данного решения. Замещать всё это утопия и глупость. Когда весь мир консолидирован в производстве высокотехнологичной продукции, не возможно производить всё самим.

Предлагается: в проектах импортозамещения в первую очередь предоставлять поддержку национальным производителям, доказавшим свою конкурентоспособность на глобальном рынке сегодня или потенциально возможно в будущем.

Предоставление средств на проведение НИОКР для целей ИЗ должно осуществляться преимущественно  (а лучше, исключительно) на условии  компенсации полученных средств госбюджета за счет поступлений от экспортных поставок создаваемой продукции импортозамещения (и ее производных) на мировой рынок.

При формировании стратегии ИЗ, как правило, не учитываются риски, поскольку политика ИЗ – это политика догоняющего. При копировании известного продукта, изготовитель оригинала обгоняет копирующего на много лет вперед. Если отечественное технологическое отставание оценивается 10-20 годами, то, копируя сегодняшнюю продукцию, мы создаем изделия 1990-2000 годов.

Риски политики импортозамещения

При разработке политики ИЗ надо учитывать следующие риски импортозамещения:

- снижение конкурентоспособности индустрии ИТ и ВТ  в связи с устранением конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками;

- снижение эффективности экономики страны в целом в случае, если решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов;

- увеличение нагрузки на бюджет в случае необходимости проведения ИЗ.  На реструктуризацию промышленности мы вынуждены привлекать бюджетные средства, которые позволят заместить импортные продукты.

Программа импортозамещения должна реализовываться по трем направлениям.

Первое направление должно охва­тывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном коли­честве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих про­изводств с тем, чтобы увеличить выпуск необходимой продукции.

Второе направление охватывает импортные товары, не производимые в стране, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. В первую очередь, речь идет о всей продукции военного назначения. На этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импорто­замещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.

Наконец, третье направление вклю­чает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невоз­можно в силу объективных технологических причин. Такие товары следует относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров, изу­чить и применять возможности непрямого замещения, или определить новое государство-производитель таких товаров, лояльно относящееся к нам и заинтересованное в сотрудничестве с нами.

Мы сейчас идем по второму пути. Меняем импорт товаров из европейских государств на импорт из азиатских государств, забывая, что в их изделиях присутствует элементная база той же Европы.

Из наиболее критичных отраслей, нуждающихся и имеющих перспективы к импортозамещению в РФ, в первую очередь можно отметить следующие: медицинская промышленность и фармацевтика (с долей импорта 70–90%), тяжелое машиностроение (с долей импорта 60–80%), судовое машиностроение (с долей импорта до 80-85%), приборостроение (с долей импорта до 85%), станкостроение (с долей импорта свыше 90%), радиоэлектроника (с долей импорта 80–90%) и легкая промышленность (с долей импорта 70–90%). Кроме того, за рубежом мы закупаем 80-85% всего аналитического исследовательского оборудования, что делает призрачным самостоятельность отечественных научных изысканий. На сегодняшний день мы находимся в тотальной импортозависимости. Особенно важно здесь: машиностроение, станкостроение, элементная база.

Из-за рубежа в нашу страну поставляются в основном машины и оборудование (53,3% в структуре импорта 2015 г.), продовольственные товары и сырье для их производства (13,9%), продукция химической промышленности (14,6%). Более 90% лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств бюджетов разных уровней, импортируется. То есть бюджетные инвестиции в систему здравоохранения не поддерживают национальную экономику. На рис.1 представлена товарная структура импорта РФ из стран дальнего зарубежья. Основным импортом является продукция высокой добавочной стоимости, продукции с глубокой степенью утилизации. И с государствами СНГ мы идем по такому же пути (рис.2).


Рис.1 Товарная структура импорта РФ из стран дальнего зарубежья (млн долл.)



Рис.2 Товарная структура импорта РФ из стран СНГ (млн долл.)

Доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах достигает 95%. По оценке Д.О.Рогозина, на разработку отечественных комплектующих для судостроения потрачены миллиарды, а результатов отсутствуют. Закупая в первую очередь продукцию с высокой добавочной стоимостью, мы ускоренными темпами повышаем ВВП стран-импортеров.

Особенно напряженная ситуация сложилась в радиоэлектронике, электронике, электропродукции. На рис.3 представлена структура импорта кабельно-проводниковой продукции. Почти 60% кабельной продукции приходится на импорт.



Рис.3 Структура импорта кабельно-проводниковой продукции

В отечественной радиоэлектронной промышленности используется около 2500 основных импортных элементов. Из них выпуск более 1600 наименований даже в перспективе не может быть освоен в РФ.

Суть гибридных или кибервойн заключается в том, что в системах управления, которые мы изготавливаем на зарубежной компонентной базе, находятся «спящие» чипы, которые активизируются при определенной команде и могут отклонять ракеты от заданной траектории, переполнять плотины или заставлять срабатывать аварийную защиту АЭС и т.д. В этом и заключается суть кибервойны.

Да, в Советском Союзе отставание имело место. Но, сравните ситуацию, например, в станкостроении. Сейчас мы имеем 90%-ную импортозависимость. СССР в 1991 г. произвел около 110 тыс. станков, занимая по этому показателю третье место в мире после США и Германии, при этом по потреблению этой продукции страна занимала второе место после Соединенных Штатов. Максимальное количество станков, произведенных в Советском Союзе, превышало 230 тыс. единиц (1985 год). Для сравнения: сегодня по тем же показателям мы занимаем 15-е и 16-е места соответственно из 32 стран, которые в принципе занимаются производством станков. Куда за 20 лет утратились научные школы?

Где был создан самый первый суперкомпьютер Суперкомпьютер? Он  был создан в СССР в 1953 г. и назывался БЭСМ (Большая электронная счетная машина). Действия этой машины достигали до 10 тысяч операций в секунду. Спрашивается, как можно закупать все управляющие программы, всё исследовательское оборудование, и при этом продавать программный продукт на суммы, сопоставимые с продажей оружия.

Если государство самодостаточно, а это определяется тремя элементами:

- наличие ресурсно-сырьевой базы,

- наличие людского потенциала,

- политическая воля, чтобы управлять всем процессом,

 такое государство не может плестись где-то на задах.

Мы, как правило, не развиваемся из-за богатства. У Белоруссии нет ресурсов, полезных ископаемых,  и они поставляют металлообрабатывающий инструмент в Россию. Их заводы работают в три смены. Китай начинал с копирования продукции, которая имеет глубокую утилизацию. После накопления опыта копирования, они перешли к производству техники, которая уже не уступает европейской. Имея богом данные ресурсы, их надо развивать.

Главным отличием политики времен Атомного проекта была ответственность на каждом месте, то, чего так не хватает нам сегодня.

Возможно, сегодня тоже надо копировать лучшие зарубежные образцы. А науку заставить думать на перспективу. Корабль от момента идеи до спуска строится 5-7 лет, у оружия срок реализации ещё больше - 15 лет. Представьте, как нужно прогнозировать вперед развитие, чтобы сделать его современным на данном этапе.

А.В.Дутов предложил 9 категорий готовности технологий. В реально строящиеся проекты всегда должны внедряться готовые технологии 9-й категории. Но можно ли создать перспективную технику при таком подходе? Никогда. Возьмите 658, 659 проекты АПЛ. Когда строили титановую подводную лодку пр.661, постановлением ЦК КПСС запрещалось использовать хоть одно известное решение в этом проекте. Эта АПЛ вся состояла из НИОКР. 705 проект АПЛ создавался по такой же схеме. Тогда создали такую лодку, которую до сих пор не можем воспроизвести не только мы, но и на Западе. Уровень подготовки обслуживающих специалистов настолько отставал от технического уровня самой АПЛ, что её просто загубили. А ведь лодка-то прекрасная.

Наше потенциальное богатство - таланты и способности людей. Самую многоосную машину сделали мы, первые в космос вышли тоже мы. Были определенные осечки в политике, в науке. Наша страна обречена быть богатой, но почему-то никак не становится.

Не должно сложиться такое мнение, что выпускаемая за рубежом продукция является для нас недосягаемой. Начиная от артустановок, танков, других образцов вооружения, даже ракет «Калибр», который не прошел испытания, но выстрелил на 1,5 тыс. км и долетел до цели, произвели в мире шок.

И у американцев не всё хорошо. Сейчас они столкнулись с проблемой возникновения микротрещин у самого высокопрочного материала на последних подводных лодках. Введено ограничение плавания для всех «Сивулфов» и «Вирджиний» по причине появления микротрещин в прочном корпусе. Прогресс очень гибок. Нельзя до бесконечности совершенствоваться. Любое повышение прочностных или иных свойств конструкционных материалов определяется объемом введения легирующих элементов. С увеличением их ввода в материале появляется анизотропность свойств, изменение характеристик материала в каждой конкретной точке. Материал становится настолько капризным, что любое технологическое отклонение режима сварки или резанья приводит к появлению трещины.


Ситуация в судостроении
З
а рубежом мы приобретаем элементы, которые отличаются высокой добавочной стоимостью. В рыбопромысловых судах это до 90% импортного комплектующего оборудования. В танкерах, сухогрузах – до 90% и т.д. Исключение составляет атомный ледокол ЛК-60, который строится на Балтийском заводе, если считать его элементные составляющие по стоимости.



Рис.4 Состояние проблемы ИЗ в отечественном судостроении

Речь идет не о номенклатуре элементов закупаемых технических средств, а по их стоимости. Дело в том, что главная энергетическая установка является отечественной продукцией.

Аналогичная ситуация складывается и в авиации. В российском ближнемагистральном пассажирском самолёте «Суперджет-100» доля импортной продукции превышает 85%.

В боевой авиации третьего поколения истребителе СУ-30 доля авионики, построенной на импортной продукции, доходит до 80%.

Цели импортозамещения

Основные цели ИЗ можно сформулировать в 4 аспектах:

- обеспечение  национальной и государственной безопасности РФ (тотальная импортозавимость является следствием двух типов войн против РФ: экономической войны и кибервойны);

 - достижение технологической независимости в критических областях. Является первоначальной задачей, которую необходимо решить. Сейчас пересматривается концепция войн. Боевых противостояний – фронт против фронта, уничтожения объектов противника, и даже уничтожения живой силы - не будет. Будет иметь место уничтожение сил противодействия технических средств, либо экономическое порабощение.

- содействие формированию положительного сальдо торгового баланса страны;

- выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка.

В первую очередь должны замещаться товары и технологии двойного назначения. Речь идет о материалах: конструкционных, ядерных и т.д. Любое позитивное направление в развитии техники на 80% определяется материалами, которые становятся главным элементом конструкции. Сегодня материалы переживают настоящую революцию. Например, магнитная составляющая кораблей. Американцы давно перешли на маломагнитные корпусные стали. Они отказываются от специальных размагничивающих стендов, используя внутренние системы, которые позволяют поддерживать магнитные поля корабля в заданных пределах. Или используются материалы с требуемой прочностью, которые обладают минимальными скоростями распространения акустических волн, - вибродемпфирующие материалы.

К товарам и технологиям двойного назначения относятся: ядерные материалы и оборудование, специальные материалы и сопутствующие оборудование, обработка материалов, электроника, компьютеры, телекоммуникации и информационная безопасность, датчики и лазеры, навигация и авионика, морские технологии, авиация, космос, двигательные установки.

Особое место занимают материалы с уникальными свойствами (интеллектуальные материалы, метаматериалы, сверхпроводники, специальные сплавы, композиционные материалы, полимеры); более сотни вирусов, бактерий и ядов; высокоточные станки, интегральные микросхемы, подводные аппараты, беспилотники, специальные компьютерные устройства и программное обеспечение.

Импортозмещение в судовой машиностроительной отрасли

Среди важнейших продуктов судовой машиностроительной отрасли с точки зрения потребности импортозмещения можно выделить:

- дизельные и газотурбинные двигательные установки, дизель-генераторные и газотурбогенераторные установки;

- водоопреснительные установки обратного осмоса;

- установки очистки и обеззараживания сточных вод, инсинераторы;

- компрессоры высокого давления и блоки очистки сжатого воздуха;

- валопроводы с винтами регулируемого шага;

- электронасосное оборудование и электроприводы;

- винторулевые колонки, подруливающие устройства, рулевые машины, успокоители качки;

- грузовые устройства. Краны-манипуляторы корабельные, краны корабельные специальные и спуско-подъемные устройства;

- буксирные комплексы;

- шлюпочные и спасательные устройства и др.

Это основа судо- и кораблестроения государства, наиболее важный и ответственный момент. Реальное это отставание или мнимое? Конечно, мнимое. Потому что программный продукт, который мы поставляем сегодня за рубеж, по стоимости соизмерим с продажами оружия.

По мнению автора, проблема ИЗ нужно начинать с замещения тех личностей, которые привели государство в такое состояние.

Что же делать в сложившейся ситуации?

В качестве первоочередных организационно-технических мер, направленных на снижение негативного влияния тотальной импортозависимости в области судового машиностроения, можно рекомендовать следующее:

- воссоздать (восстановить) регулируемую единую систему производства широкого ассортимента машиностроительных частей (МСЧ). Сегодня каждый завод выпускает свою продукцию по собственным чертежам. В результате себестоимость такой продукции чрезвычайно завышена. Поэтому многим фирмам легче закупить её за рубежом. Даже фланцы, штуцеры, крепеж мы покупаем сегодня за границей.

- восстановить межзаводскую (межпроизводственную) кооперацию;

- восстановить межотраслевую кооперацию;

- восстановить регулируемую единую систему закупки изделий иностранного производства.

Пример, Балтийский и Выборгский заводы строят ледоколы. Но Балтийский  завод строит в 2 раза быстрее и в 2 раза дешевле.  Главная причина в том, что общее количество уникальных машиностроительных чертежей превышает 5 тыс. единиц.

Общая унификация не более 10%. А между заводами унификация равна нулю. Массовость такого явления приводит к безмерному росту цен.



Рис.5 Сравнение строительных ведомостей Балтийского и Выборгского заводов

Мы единственная в мире страна, у которой в спецификации конкретного образца указывается конкретная фирма-производитель. Обычно приводятся требования к данному элементу по массе, потребляемой мощности и т.д. В лучшем случае в приложении указывается перечень организаций, выпускающих эту продукцию. Пример, универсальный атомный ледокол (рис.6).



Рис.6.

1.12.7 Для сжигания нефтяных отходов (нефтеостатков) и бытового мусора предусмотрен инсинератор фирмы «Atlas» типа 200 SL WSP (см. Спецификация, часть 2, №22220.360060.130.2 пункт 1.5.7).

2.5.5 Окрашивание подводной части корпуса ниже ватерлинии выполняется ледостойким импортным лакокрасочным материалом Intershield Inerta 160 ERA 163/ERA 161 (1 слой) в соответствии с «Мероприятиями по защите от коррозии и обрастания» 22220.360060.038.

3.1.3 В румпельном отделении на верхней палубе в ДП устанавливается электрогидравлическая, плунжерная рулевая машина «HATLAPA R4ST 650» фирмы Hatlapa (Германия) на крутящий момент 4000 кНм и диаметр головки баллера 650 мм.

3.2.4 Для подъема и отдачи становых якорей на верхней палубе устанавливаются две якорно-швартовные лебедки AS 1800D/E+SLAP 78 PELLEGRINI MARINE EQUIPMENTS (Италия) с тяговым усилием на звездочке 289 кН, обеспечивающие скорости выбирания якоря с номинальной глубины стоянки 100 м после отрыва якоря от грунта от 0 до 9,0 м/мин.

Для того чтобы справиться с этой проблемой, достаточно запретить главному конструктору указывать в спецификациях конкретных производителей..

Как можно решить стоящие проблемы

Проблема №1 – Стандартизация в области производства массовых изделий машиностроения

Сегодня существует порядка 3 тысяч не управляемых стандартов. Многочисленные каталоги и чертежи, выпущенные в период независимой работы предприятий судостроения, привели к применению в чертежах судов и кораблей, выпускаемых проектными организациями, идентичных изделий, отличающихся только идентификационными номерами, что делает невозможным их массовое производство специализированными предприятиями.

Так производство абсолютно идентичных фланцев, рассчитанных на одно давление, одинаковые трубопроводы, соединяемые металлы, различается по стоимости более чем в 30 раз: от 76 руб. у уральских заводов до 2500 руб. у других производителей.

Предлагаемое решение:

Рекомендовать государственной судостроительной корпорации ОАО «ОСК» организовать выпуск альбомов судового комплектующего оборудования, применяемого на судах и кораблях постройки ОАО «ОСК», с формированием интегрированных ведомостей с суммарными данными по типовому оборудованию в судах и кораблях текущей производственной программы.

Необходимо найти специализированное производство, которое будет заинтересовано в выпуске этой продукции. При существенно массовом производстве такая заинтересованность появится.
 
Проблема № 2 – без должного обоснования в документах, определяющих облик судна/корабля, строительство которого будет финансировано государством, предусматривается использование конкретного оборудования с точным указанием марки и фирмы производителя, как правило, - иностранного. Таким образом, исключается участие отечественных предприятий в подготовке строительства.

Предлагаемое решение:

Силами экспертов научно-экспертных сообществ (НЭС) с привлечением специалистов, по поручению заинтересованных министерств и департаментов, провести анализ контрактных спецификаций судов и кораблей, находящихся в постройке, по всем объектам судового машиностроения, не производящимся в России, прямо указанным в Спецификации, обязать Главного конструктора проекта предоставить техническое обоснование применения такой позиции. Добиться официального признания отечественных производителей в неспособности в заданные сроки производить конкурентоспособную продукцию.

Проблема №3 - В рамках реализованных ФЦП, в частности РГМТ (Развитие гражданской морской техники), одновременно и параллельно финансируются разработки новых типов судов и новых типов объектов судового машиностроения, например, типоразмер газотурбинных двигателей мощностью до 7,5 МВт, ОКР закончена в 2012 г. Производитель обещает начать их выпуск в 2017-2018 г. В одной и той же программе финансируются разработка элементной базы, но не указывается, в каком проекте судна будем использоваться эта разработка. Подобные документы должны носить системный характер и дополнять друг друга. Нельзя строить винт ради винта, корпус ради корпуса. Должно быть создано судно в комплексе. Руководитель ОСК заявил, что компания не строит корабль, а создает платформу. А ответственность за поставку оружия, вооружения ложиться на тех контрагентах, которые должны их поставлять.

Судостроительный завод всегда строил корабль, а не платформу. Но в предлагаемых концептуальных проектах не предусматривается использование изделий машиностроения, разработка которых была успешно завершена, в том числе в рамках той же РГМТ. Остается непонятным, с какой целью были затрачены государством огромные средства на выполнение НИОКР по актуальным проблемам судового машиностроения, и где внедрены полученные результаты.

Предлагаемое решение:

Силами экспертов НЭС и привлеченных специалистов по поручению заинтересованных министерств и ведомств, по крайней мере, в концептуальных проектах перспективного судна провести анализ завершённых ОКР по разработке опытных образцов изделий судового машиностроения и концептуальных проектов плавучих сооружений на предмет повышения их качественных характеристик за счет использовании таких разработок.

Проблема №4 -  Требуется навести порядок в стандартизации и унификации. Именно в этом заключается определенный залог успешности рассматриваемой проблемы. Упомянутые альбомы типовых конструкций судов, судовых технических средств, по сути, являются отраслевыми стандартами, но эти документы никем не управляются и не регулируются. В настоящее время никто не сможет сказать, какие они и сколько их имеется в наличии. В соответствии с ФЦП до 2030 г. предлагается переработать 20 стандартов. Но почему именно эти стандарты, объяснения нет.

Номенклатура стандартов в области судостроения – это порядка 2-х тысяч документов, в том числе и документы, стандартизующие судовое машиностроение. Многие из них безнадежно устарели.  Статус их не определен. Мы единственная страна, в которой отраслевые стандарты приватизированы. В объявленной по линии РГМТ теме предусмотрено переработка 20 (двадцати единиц), стоимость НИР - 60 млн рублей. Но приоритет их разработки не определен.

Инструменты поддержки импортозамещения

Для того чтобы стимулировать решение проблемы ИЗ, необходимы некие инструменты государственного, финансового, организационного, правового или иного порядка. Возможные варианты поддержки ИЗ следующие:
  1. Инструменты таможенно‑тарифного регулирования. В качестве содействия импортозамещению можно рассматривать снижение ввозных таможенных пошлин на сырье и комплектующие. Это должно стимулировать предприятия выводить на рынок отечественную продукцию.
  2. Нетарифное регулирование. Здесь можно выделить три базовых инструмента: первое – это запрет для госсектора на закупку импортных аналогов, второе – ограничение закупок импортных аналогов, третье – преференции отечественным производителям.
  3. Государственные субсидии организациям на техническое перевооружение, либо на оборотную деятельность. В первую очередь следует рассматривать субсидии на НИОКР. В первую очередь нужно перевооружать организационное управление. При этом предприятия должны сами осуществлять инвестиции, а потом уже государство при условии коммерциализации результатов должно возмещать эти затраты и осуществлять взносы в уставной капитал организаций, стимулируя их технологическое перевооружение.
  4. Сокращать налоговую нагрузку, в том числе путем предоставления льгот по арендным платежам, льготных тарифов на собственные товары, работы и услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию, а также предоставление иных льгот и преференций, предусмотренных действующим законодательством. Данный механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных отраслей промышленности.
  5. Фонд развития промышленности в первую очередь будет финансировать сложные инфраструктурные инновационные проекты. Это затраты на создание и расширение производств, освоение определенной линейки продукции, заменяющей импортные изделия. Особенно это касается продукции военного назначения, которая идет на экспорт. Например, необходимо заменить отечественной французскую авионику для истребителей. Для этого необходимо научиться адресно направлять средства этого фонда.
  6. Субсидирование процентной ставки за счет госбюджета по привлекаемым для этих целей кредитным ресурсам.
До тех пор, пока ИЗ будет уделом политиков, а не экономистов и производственников, импортозамещение не сдвинется с места. Для этого необходимо правильно определять приоритеты  и области, в первую очередь нуждающиеся в импортозамещении.

Страна талантливого народа, у которой есть много ресурсов, должна восстановить межотраслевое взаимодействие, а не культивировать разобщенность и феодальщину, когда рядом стоящие отрасли промышленности не знают, что есть у соседа и чем можно поделиться. Отсутствует даже элементарный мониторинг того, что делается рядом. Сегодня практически все исследования носят междисциплинарный характер, следовательно, и в промышленности должно быть межотраслевое взаимодействие, это очень важно.

Пока мы не определимся, что в основе всего лежит экономика, идеи элементарной целесообразности, организованности, обмена информации, никакой успешной политики ИЗ быть не может. Если бы основой у нас была экономика, и каждый посчитал бы экономическую целесообразность, талантливым людям было бы проще. Уровень иерархии должен выстраиваться по степени талантливости. Тогда авторитет тех, кто наверху будет определяться не авторитетом власти, а авторитетом личности. На места надо посадить способных людей. Талантливых управленцев единицы. Их надо искать и лелеять. Должны быть ребята, которые фантазируют, не боятся авторитетов, смотрят вперед.

Но я верю в будущее нашего государства.


P.S.
Импортозамещение стало прибыльным ритуалом

По мнению Евгения Викторовича Игошина, техн. директора ОАО «Балтийский завод – СПб», негативные воздействия проистекают от самого термина «импортозамещение». То есть изначально мы допускаем, что все нас обогнали, а потом начинаем замещать. Универсальный атомный ледокол проекта 22220 является абсолютно инновационным продуктом, в котором  нет никакого ИЗ. Там есть «импортовпихивание»: инсиниратора фирмы «Атлас», колодки для рубки мяса и подъемного крана. Эти позиции впихнуты с трудом и подписаны руководителем Федерального агентства речного и морского транспорта А.А.Давиденко.

Актуальнейшей задачей в судостроении является использование в реализуемых проектах опережающих научно-технических идей, разработанных инженерами и учеными.

Когда «Балтийский завод» начинал строить дизель-электрические ледоколы, финские коллеги долго объясняли нам, что мы можем строить только атомные ледоколы,  и лезть в дизель-электрические нам не стоит. Но завод уже построил два таких ледокола. И никакого сомнения нет, что подобные ледоколы должны строиться в России. Три ледокола ЛК-16 строит Выборгский судостроительный завод, ещё один - Балтийский.

Два ледокола – близнеца «Москва» и «Санкт-Петербург» по проекту 21900 с двумя полноприводными винторулевыми колонками для проводки танкеров были построены на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге в 2008-2009 г. Было ясно, что изготовление винторулевых колонок - перспективное дело. Фирма «Steerprop Ltd», которую основали 15 инженеров, поставила их нам на два ледокола. Мы предложили Пролетарскому заводу по их чертежи начать изготавливать колонки, имеющие большую перспективу. Сейчас колонки «Steerprop» строит Выборский завод. Мы почему-то их не делаем.

ИЗ стало очень прибыльным ритуалом. Платят деньги, заседают комиссии. А надо бы, прежде всего, сосредоточиться на науке. Что можно замещать в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева — ведущем советско/российском предприятии в области проектирования экранопланов, судов на подводных крыльях? Сама идея-то российская.

Если вместо судов для внутреннего плавания, которые всегда строили в Германии, будут проектироваться транспортные системы для перевозки пассажиров с прохождением через все шлюзы, каналы, с учетом нашей специфики заправкой газом, потому что там находятся газовые районы с бункерами и соответствующими системами, то и замещать будет нечего. Это будет наша отечественная система.

Что замещать в подводной добыче газа и нефтепродуктов? Газпром просит решить для них проблему ИЗ. Единственное подводное месторождение Киринское на Сахалине оснащено единственным манифольдом (элементом нефтегазовой трубопроводной арматуры, представляющим несколько трубопроводов, закреплённых на одном основании, и соединенных по определенной схеме) – это практически опытная установка.

Один из директоров «Газпрома» удивлялся: почему есть система сжижения газа «Тотал», и нет системы «Газпрома», разработка которой финансируется десятки лет. А что в ней такого мудрого: «давление – охлаждение», три цикла, жидкий газ. Все имеют такие системы, а у нас их нет. А теперь мы импортозамещаем.

Надо заместить сам термин ИЗ,  например, на «экспортный прорыв». Когда мы встаем на путь ИЗ, значит, мы уже сдались. И тратим деньги на импортозамещение. А прежде всего должна решаться задача развития нашей передовой науки. Передовые технологии особенно важны в судостроении. В Российской Федерации есть специфические районы плавания, у нас есть Арктика. И там надо работать на базе собственных знаний. Но мы всё спокойно сдаем зарубежным коллегам, рассказываем об особенностях Сахалина, какая там водная обстановка. За норвежскую установку платим большие деньги. А если завтра потребуется отремонтировать клапан под водой? Как это сделать в условиях экономической блокады?

Для нормализации ситуации в экономике, прежде всего, нужны собственные идеи, поддержка отечественных идей и разработок. И открытость этих идей.

Спецификация на наш ледокол ЛК-60 была подписана 10 лет назад. И за эти 10 лет наши производители не были к ней допущены и не начали готовиться к её реализации. А фирма «Atlas», которая изготавливает свой инсинератор, была допущена и теперь готова поставлять.

Для отечественного судостроения важно, чтобы на стадии идеи корабля, она была сформулирована правильно, так, что ничего в ней не заменишь. Целью государственной программы должен быть «экспортный прорыв», а не импортозамещение.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6677