Гвардия, вперёд!
Дата: 07/04/2016
Тема: Реформы и диалог с обществом


Владимир Долгих, журналист, Северск

Перефразируя вождя мирового пролетариата, событие, о необходимости которого в последнее время говорили в окружении российского президента, свершилось.  «Силовой блок» пополнился новой структурой под названием Национальная гвардия. В её состав, наряду с полным штатом внутренних войск, скорее всего, войдут подразделения СОБР и ОМОН, а также ведомства, отвечающие сегодня в органах МВД  за регулирование частной охранной деятельности, вневедомственную охрану и контроль над оборотом оружия.


Не надо иметь семь пядей во лбу, дабы угадать главную причину очередной встряски российских силовиков. Конечно же, борьба с терроризмом! Кроме этого, национальную гвардию планируется использовать на охране общественного порядка, для участия в «территориальной обороне» страны, в охране гособъектов и спецгрузов. В том числе и росатомовских.  Наряду с охраной АЭС, ЗАТО и иных режимных территорий и объектов, гвардейцев намереваются привлечь  к решению сугубо специфических. Например, к охране госграницы.

Возникли слухи об использовании новой структуры в пресечении возможных беспорядков и акций протеста. Более того, именно в этом видятся истинные причины её появления. Но незамедлительно получили строгую отповедь из уст президентского пресс-секретаря. Мол, не там ищите сенсацию.

Определились и с командиром, и с его полным наименованием. Называться руководитель нового ведомства будет «директор и главнокомандующий Федеральной службы войск Национальной гвардии». По статусу его тут же  приравняли к федеральному министру, включили в Совет безопасности России и даже позволили иметь шесть заместителей. Не «задержалось» дело и за выбором первого командира. Им стал генерал армии Виктор Золотов, бывший главный охранник Владимира Путина и главком внутренних войск.

Что касается будущих гвардейцев, военнослужащим внутренних войск пообещали сохранить звания, должности и оклады вместе со льготами. Про остальных бойцов из системы МВД конкретики пока нет. Возможно, разъяснения последуют в ближайшее время.

Все организационные вопросы прописали в президентском указе, пообещав в скором времени принять соответствующий закон. Который, надо понимать, окончательно прольёт свет на принципы функционирования новой силовой структуры страны. Текст законопроекта уже размещён на сайте Госдумы. В частности, в нём прописано, что бойцы могут привлекаться к выполнению задач с оружием в руках по прямому решению президента России. Гвардейцы также получат право проверять документы граждан и даже задерживать их. Служащим Национальной гвардии России могут разрешить применять оружие без предупреждения при непосредственной угрозе гражданам или самим гвардейцам. Ну, чем не «развязывание рук» новой мощной силовой структуре, да к тому же в непосредственном подчинении российского президента!?


Ты помнишь, как всё начиналось

Классик в начале материалы цитировался отнюдь не для красного словца. Идея о создании подобного формирования вынашивалась ещё Борисом Ельциным. По-видимому, он никак не мог забыть событий октября 1993 года. Тогда, если помните, перевес чаши весов в пользу президента склонили именно спецназовцы из внутренних войск «Русь» и «Витязь». Это уже потом появились палящие прямиком с моста по зданию парламента танки. Через некоторое время количество спецподразделений в войсках правопорядка существенно увеличилось. Они, несмотря на откровенно никудышное снабжение, явно выделялись на общем фоне в лучшую сторону. И по вооружению, и по казарменным помещениям, и по денежному содержанию.

После двух «чеченских кампаний» группы специального назначения появились не только при региональных командованиях, но и в отдельных войсковых частях. Тем не менее, идея создания на их базе Национальной гвардии больше не обсуждалась. Возможно, свою роль сыграли уроки войны на Северном Кавказе и относительно спокойная общественно-политическая обстановка и в стране, и на международной арене.

Но все изменилось в 2012 году. Думается, руководителей государства довольно сильно испугала целая череда «цветных революций» в государствах Северной Африки и Ближнего Востока. Опыт борьбы с ними наглядно показал необходимость достаточного количества именно войск специального назначения, находящихся в непосредственном подчинении у главы государства. Масла в огонь подлили митинговые страсти, наблюдавшиеся в России в предвыборный период, а также нестабильность на Северном Кавказе, которая только ширилась. Тогда-то и решили,  что наряду с внутренними войсками в состав Национальной гвардии войдут часть сил и средств ВДВ в виде легких воздушно-десантных соединений, оснащенных штатными бронеавтомобилями, а также горные мотострелковые бригады и части спецназа ГРУ. Кроме того, предполагалось, что военная полиция (20 тыс. военнослужащих), формируемая ныне в структуре Вооруженных сил, также станет частью Нацгвардии.

Не в пример «лихим 90-м» тогда эти планы зашли достаточно далеко. Определились даже с верховным главнокомандующим. Им стал главком внутренних войск Николай Рогожкин. Но вновь система дала задний ход, а «сосватанный главком» скоро расстался и со своею должностью во внутренних войсках, отправившись на место президентского полпреда в Сибирский федеральный округ.

Казалось бы, идея похоронена раз и навсегда. Вот только, как оказалось, не для Владимира Путина. Только теперь стал понятен его «кадровый ход», в результате которого бывший главный президентский охранник Виктор Золотов оказался вначале в кресле первого заместителя главкома внутренних войск, а через год уже вступил в командование. Окончательно изменения в силовом блоке российского государства сфоритровались в ноябре прошлого года. С присвоением Виктору Золотову воинского звания генерала армии. Раньше никто из его бывших коллег так высоко не взлетал. А через четыре месяца грянул президентский указ.


Посмотрите, кто пришёл!

Пришествие выходца из ФСО в руководство внутренними войсками объяснялось достаточно просто. Владимир Путин верит Виктору Золотову и не без оснований считает, что под его командованием войска станут настоящим гарантом его власти. Потому как с Николем Рогожкиным он хоть и пересекался по службе, но с главным охранником пройдена бок об бок целая «политическая вечность», длинною в почти в два десятка лет. Пусть даже с незначительным перерывом. В нынешнее не самое спокойное для властей время данный аргумент ничем не перевесить.

Обладал новый назначенец и ещё одной ценной чертой – в политических амбициях не замечен. В отличие, скажем, заботы о благосостоянии собственном и родного сына. Кто с этим согласен, приводят сведения об их недвижимом имуществе. Заметили здесь и одну малюсенькую деталь – расположено эта недвижимость совсем рядом с президентскими резиденциями. Рублёвка, Валдай, Геленджик.

Вопросы об источниках приобретения столь недешёвой землицы и жилых домов в современной России задавать явно бессмысленно. Главное их вовремя задекларировать. Удивительно, но здесь Виктор Золотов угодил в настоящую конфузию. И пришлась она аккурат после его назначения на пост главкома внутренних войск. Подводя итоги декларационной кампании прошлого года, широкая общественность, почему то не смогла обнаружить сведения о доходах нового главкома. Декларацию, хотя и с опозданием, опубликовали, а недоразуменьеце объяснили в стиле нынешней высшей власти. Немногословно и туманно. Если верить материалам некоторых СМИ, то ли по неопытности, то ли ещё по каким причинам, адъютанты направили составленный абсолютно вовремя документ… в Федеральную службу охраны. А там суть да дело, пока приняли, зарегистрировали, посмотрели, посовещались и, наконец, вернули по месту службы декларанта. Обратно в МВД. Так и случилась просрочка! Словом, извиняемся и больше так делать не будем.

И ещё один вопрос, касающийся назначения Виктора Золотова главкомом внутренних войск. Из опубликованного всевозможного материала о его жизни так и не удалось выудить, какое же учебное заведение дало путёвку в жизнь будущему первому охраннику и главкому.  Ссылка на секретность подобных сведений не выдерживает никакой критики. О дипломах и даже диссертациях главных лиц силовых структур известно.  К примеру, директор ФСБ Александр Бортников в свое время закончил и ЛИИЖТ, и «вышку» КГБ. А его предшественник на посту Николай Патрушев хотя и получил диплом инженера в Ленинградском кораблестроительном институте, но в Высшей школе КГБ не обучался. Ограничился разве что соответствующими курсами. Есть и ещё один приметный факт в его биографии - в школу он ходил с видным российским политиком и нашей нынешней надеждой на переговорах по мятежному Донбассу Борисом Грызловым.

У господина Золотова всё иначе. В графе «образование» мы видим некий «юридический институт» и Академию Генерального штаба. Ни города тебе, где овладевал правовыми знаниями президентский охранник, ни полученной специальности. Не совсем понятно и с Академией. Там учатся уже в зрелом возрасте старшие офицеры. И очно, и заочно. Представить себе вдруг покинувшего года на два своё место возле президента Виктора Золотова за все годы его службы, не получается. Трудно представить его и в системе заочного обучения. С экзаменами и зачётами, сессиями по два раза в год и книгами по ночам.

Но это не значит, что биографы путинского бодигарда допустили неточность. Есть в системе Академии Генерального штаба некие курсы для политического бомонда страны. Когда за несколько месяцев, почти отвлекаясь от основной работы, депутаты парламента страны и высокие чиновники овладевают суворовской наукой побеждать. За несколько лекций в аудиториях и практике на стрельбах и вождении боевых машин на полигоне. Возможно, там и постиг военные науки новый главком внутренних войск.

На других просмотренных сайтах опубликовано и того меньше. Служил в армии, затем собирал «Москвичи» (по другим сведениям ЗиЛы) и, обзаведясь настоящей «рабочей косточкой», ступил на стезю многолетней охранной деятельности. И всё. Если бы не сведения о его имуществе  с землёй на Рублёвке и квартирами в элитном районе столицы, то кроме как природной скромности, иных качеств господина Золотова и не сыскать. Ну, чем не главный национальный гвардеец страны!?


Что день грядущий нам готовит

Президентская опека вряд ли оградит новую структуру от всевозможных «болезней роста». Это ведь только на бумаге или в чересчур оптимистичных планах возможно свести в одну организацию довольно разных людей. К примеру, как будут уживаться ОМОНы и СОБРы, не говоря уже о ментах из лицензионно-разрешительной системы с порядками, царящими во внутренних войсках? Опыт двух «чеченских кампаний», в частности, достаточно убедительно показал, что на их боевое слаживание необходимо затратить немало времени и сил.

С трудом верится и в оптимистические заявления с самого верха о том, что нет необходимости дополнительного финансирования новой структуры. Одно только приведение денежных выплат служащим, вливающихся в Нацгвардию структур, к уровню внутренних войск потребует немалых сумм из федерального бюджета. А есть ещё траты на размещение личного состава, вооружение, снабжение всеми видами довольствия, нормы которых сегодня существенно выше во внутренних войсках.

Другой немалый «финансовый пласт» - социальная защита нацгвардейцев. Она потребует существенной реорганизации сети госпиталей и поликлиник, санаториев и домов отдыха, нагрузка на которые в связи с увеличением «прикреплённого» личного состава возрастёт неимоверно. И здесь государству не отмахнуться, как оно в своё время сделало, фактически «оставив с носом» значительное количество «вежливых людей», изрядно прошерстив общее количество лечебных учреждений Министерства обороны под видом очередного этапа военной реформы. Потому как одно дело –  готовиться отреагировать на эфемерную внешнюю угрозу, другое – быть в любую минуту готовым ответить на реальную угрозу внутреннюю. От кого бы она не исходила.

Кроме дел финансовых, устроителям предстоит разрешить и целый пласт межведомственных проблем. Как ни старались авторы законопроекта решить задачу о пересечении «сфер деятельности» между Национальной гвардией и другими силовыми структурами, им до конца это так и не удалось. Но если с МВД или тем, что от него осталось, как впрочем, и Министерством обороны, вполне можно «разойтись краями», то с государственной безопасностью в будущем, вероятно, предстоит череда не самых спокойных дней. Причем не только в проведении антитеррористических мероприятий. Или в охране рубежей родины. Но и, как принято говорить в весьма специфических кругах,  контрразведывательном обеспечении служебной деятельности. Как известно, эти функции во внутренних войсках осуществляют соответствующие отделы ФСБ. В ОМОНах, СОБРах и иных структурах, которые вольются  в гвардию из МВД – службы собственной безопасности вместе с территориальными отделами ФСБ. Не думаю, что руководителю уровня Виктора Золотова понравится, что во вверенных ему частях и подразделениях следить за соблюдением законности и правопорядка будут офицеры из конкурирующей структуры, а именно ФСБ. Которые местным командирам просто не подчиняются, информируя о всех неблаговидных делах своё начальство.

Следовательно, возможна реорганизация целого направления в работе военной контрразведки. А первым шагом вполне может быть создание службы собственной безопасности Национальной гвардии. Или, к примеру, ФССБ. С укомплектованием ее, в том числе и бывшими сотрудниками военной контрразведки. Нечто подобное мы видим и в МВД, и в ФПС, где «своё начальство» отсутствует. Потому как служба работает на правах соответствующего управления этих ведомств. Согласитесь, бывший «особист» в подчинении у одного из своих столь же бывших «поднадзорных» = чревато конфликтом.

Что интересно, на вопрос, не дублирует ли Национальная гвардия функции ФСБ и других силовых ведомств, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ответил: «Пока трудно сказать». Универсальный ответ, который применим к любым вопросам о будущем такой мощной силовой структуры как Национальная гвардия.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6668