Прерванный полёт Генерального
Дата: 27/01/2016
Тема: Время и судьбы


Воспоминания о Сергее Борисовиче Рыжове.
Считаю своим долгом вспомнить вместе с вами о вашем коллеге, моем муже, моем друге, очень близком мне по духу и любимом мною человеке – Рыжове Сергее Борисовиче.  
Я не инженер и не являюсь кадровым работником ОКБ «ГИДРОПРЕСС». В этих воспоминаниях, в моем изложении событий из профессиональной жизни моего мужа возможны технические неточности, но не судите меня за это слишком строго.

Рыжова Ольга Юрьевна.



28 января ОКБ «ГИДРОПРЕСС» отметит свое 70-летие. «Гидропрессовцам» есть чем гордиться! Наша семья тоже испытывает чувство гордости, потому, что и я, и наши взрослые дети, понимаем, что в 70 –летней истории этого известного и уважаемого КБ есть почти 30 лет профессионального пути Рыжова Сергея Борисовича – «Заслуженного конструктора РФ», инженера-конструктора по своему жизненному предназначению, «Ветерана атомной энергетики и промышленности», награжденному отраслевыми наградами – нагрудными знаками «Академик И.В. Курчатов» 1 и 2 степени, награжденному отраслевой премией имени академика Н.А. Доллежаля за лучшую конструкторскую разработку в области атомной техники 2000 года, члена Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, члена Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России», а главное: надежного коллеги, умеющего держать слово и просто порядочного человека, а кроме этого замечательного мужа, друга и отца...

Катастрофическая потеря

20 июня 2011 года в 23:54 под Петрозаводском (Карелия) произошла авиакатастрофа самолета

ТУ-134, в которой погиб мой муж Рыжов Сергей Борисович (на момент гибели - директор–генеральный конструктор ОАО ОКБ «ГИДРОПРЕСС», специалист по реакторным установкам ВВЭР) и его коллеги: Трунов Николай Борисович (главный конструктор – начальник отделения 3.00, специалист по парогенераторам и паропроизводящим установкам) и Банюк Геннадий Федорович (заместитель директора, главный конструктор – начальник отделения 8.00, специалист материаловед). В списках жертв значился Андрей Трофимов – главный технолог ОКБМ имени Африкантова и Лялин Валерий – начальник одного из управлений АО «Атомэнергомаш». Все они специалисты ГК «Росатом».

Давая интервью «Русской службе новостей» представитель отдела по связям ОКБ «ГИДРОПРЕСС» Сергей Сорокин отметил: «…смерть С.Б. Рыжова, Н.Б. Трунова и Г.Ф. Банюка – большая потеря для отрасли, в связи с тем, что все эти люди, в принципе, в одной упряжке были, занимались работами, связанными с атомной энергетикой».

Заседание Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» 11.05.2011 год

Участники заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, г. Саров

Приведу слова редактора отраслевого журнала «РЭА» Владимира Асмолова, размещенные на стр. 3 № 7 июль 2011 года (в электронном варианте этот номер отсутствует), который дает оценку погибшим специалистам и оценку произошедшей трагедии:

«Дорогие читатели! Беда пришла в наш общий дом – в авиакатастрофе под Петрозаводском трагически погибли наши друзья. Сергей Рыжов, Геннадий Банюк, Николай Трунов – руководители ОКБ «ГИДРОПРЕСС»… Нет больше с нами Андрея Трофимова из ОКБМ им. Африкантова, Валерия Лялина из «Атомэнергомаша»…

«ГИДРОПРЕСС», по сути дела, обезглавлен. Вдруг, откуда ни возьмись, не появляются ни генеральные директора атомных заводов, ни тем более, генеральные конструкторы атомных реакторов. Специалисты такого уровня и люди такого качества выковываются отраслью десятилетиями! Это не просто трагедия – это невосполнимая потеря.

Называют предположительной причиной катастрофы привычную уже «ошибку экипажа», традиционный человеческий фактор. При этом из оговорок в теленовостях узнал, что в аэропорту Петрозаводска не было не только современной посадочной системы наведения на полосу, но вообще отсутствовал диспетчерский локальный контроль посадочного эшелона. Самолет наводился на полосу по радиосигналу двух радиомаяков – как во время Великой Отечественной. Хорошо, хоть не сигнальными кострами, как в партизанском тылу. Как верить в обеспечение безопасности воздушного движения над всей огромной страной, если элементарное обеспечение безопасности отсутствует в посадочной зоне отдельно взятого международного (!) аэропорта?

Трагический парадокс заключается в том, что люди всю свою жизнь отдавшие обеспечению фактической безопасности эксплуатации таких сложных объектов, как атомные электростанции, добившиеся того, что сегодня уверенно можно говорить о безопасности действующих АЭС, сами стали жертвой наплевательского отношения к обеспечению безопасности на воздушном транспорте со стороны всех тех, кто обязан был ее обеспечивать. И сегодня перед лицом смерти наших товарищей мы в праве спросить с них ответ за эту нелепую, трагическую и страшную их гибель. Потребовать и ответа, и ответственности!

Так случилось, что этот номер мы задумали и реализовали вместе с Сергеем Рыжовым, посвятив его «ГИДРОПРЕССУ» Верстка нашего с ним номера передо мной. Серьезные, умные статьи о сегодняшних делах, о планах и задумках на будущее. За строчками – живые голоса, долгие споры, трудные решения…

К сожалению, ничего нельзя изменить, ничего не вернуть…. Но память можно и нужно оставить в нас, в себе – вечную память!»

Сергея Борисовича Рыжова и Николая Борисовича Трунова хоронили 28 июня 2011 г.

Из материалов статьи «Дело их жизни», которая также размещена в седьмом номере журнала «РЭА» июль 2011г.: «Гражданская панихида назначена ровно в полдень. Ровно в двенадцать в зал группой заходят Сергей Кириенко, Борис Громов, Владимир Асмолов, другие высшие руководители и должностные лица «ГИДРОПРЕССА». Поднимаются на сцену, кланяются гробам, кланяются родственникам, возлагают цветы… Начинается траурный митинг. Генеральный директор Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко: «Это трагедия не только для семей и для ОКБ «ГИДРОПРЕСС», но и в целом для всей атомной отрасли России. Эту потерю нельзя восполнить. Мы только что были в кабинете Сергея Борисовича. У него на столе – проект новой АЭС будущего, о которой он мечтал и которую желал воплотить в жизнь…».

Новая АЭС будущего – это двухпетлевая реакторная установка ВВЭР-1200А (В-501). Критический элемент двухпетлевой РУ был проработан к весне 2011 года, был проработан и длиннобазовый парогенератор, для этого требовалось лишь удлинить парогенератор, разработанный для проекта ВВЭР-1500 (В-448).

«После гибели в 2011 году Генконстркутора «ГИДРОПРЕССА» С.Б. Рыжова отстаивать двухпетлевую компоновку в ВВЭР-ТОИ стало некому» - это мнение Б.И. Нигматулина в сентябрьском номере «Атомной стратегии» за 2012 год в статье «ВВЭР-ТОИ». 

Из воспоминаний одного из кадровых специалистов ОКБ «ГИДРОПРЕСС» (2012 год):

«…..Сразу было ясно, что потеря огромная, теперь понимаю, что невосполнимая. Жизнь не останавливается – продолжается, работы у Гидропресса много, проблем хватает. Часто, обдумывая какую-то проблему или принимая решение задумываюсь, а как бы поступили в этой ситуации Рыжов, Банюк, Трунов – те, кто последние 15 лет установили планку компетентности принимаемых решений, за которую, собственно, и уважают Гидропресс, и которую надо поддерживать, работать после них, к сожалению.

Сергей Борисович Рыжов. Наш «двоечник» (прим. Главный конструктор – начальник отделения 2.00 – «Отделение ВВЭР»). Конструктор не по званию и «Заслуженный конструктор» тоже. Исключительно грамотный технически. В неполные сорок лет – начальник ведущего конструкторско-расчетного отделения с огромным объемом работ и ответственностью перед внешними Заказчиками, каждая минута на счету. Его мнения при решении технических вопросов – завершающие, решающие и без ошибок за почти 10 лет руководства отделением. И с выполненными обязательствами в России, Китае, Иране, Индии и других странах. Но ведь не забронзовел же, остался прежним Сергеем, все время доступным, даже формально не отгородился приемной от коллег. Мне иногда казалось, что он стесняется своих достоинств (высокий, статный, спортивный, умница), своего высокого служебного положения. Хотя, расстановку сил в атомном сообществе знал досконально и истинную цену себе знал. Он умел работать сам, убеждать и заставлять работать других, генерировал идеи и как исполнитель, и как руководитель, умел компетентно брать на себя ответственность. Разносторонне развитый человек….

О главном: на мой взгляд, он до конца оставался абсолютно командным человеком – интересы общие выше личных, не жаловаться, не ныть, делать, что необходимо, нравится это или нет. До сих пор уверен, что в тот день он должен был лететь в Киев…»

«Средмаш» и место ОКБ «ГИДРОПРЕСС» в его структуре 

Вся трудовая деятельность Сергея Борисовича, которая началась в 1982 году после окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана и до последних секунд его жизни, была связана с ОКБ «ГИДРОПРЕСС», куда он поступил на работу в соответствии с приказом № 169 от 29.04.1982 года на должность инженера. Именно тогда в ОКБ «ГИДРОПРЕСС» была оформлена его тоненькая без вкладышей Трудовая книжка, где у него, несмотря на то, что он никогда не был карьеристом, сложилась классическая карьера, называемая кадровиками «трамплин», которая прервалась в связи с его гибелью. В апреле 1982 года он у порога Опытного конструкторского бюро, относящегося к системе «Средмаша».

«Для любого, прикоснувшегося в практике своей жизни к отрасли со странным названием «Средмаш», само звучание этого слова задевает душевные струны. Тем же, кто всю свою профессиональную жизнь провел в ее жестких и бесконечно, тем не менее, любимых рамках, отрасль стала и семьей, и вторым домом». «Отбор в отрасль был не только естественный (уровень квалификации, трудоспособность, результативность), но и весьма специфический: анкетная чистота (считанное число евреев, конечно, было, но это и по необходимости и вопреки критериям), идеологическая безупречность и соответствующий официальной идеологии патриотизм» (2).

Особенностью «Средмаша» была секретность, обеспеченная режимностью, которая привела к формированию в самой отрасли «своих» предприятий горнорудной промышленности, химических комбинатов, своих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Одним из таких конструкторских бюро было созданное в 1946 году ОКБ «Гидропресс», которое на тот момент, было секретным «почтовым ящиком», изначально располагавшемся на территории Машиностроительного завода им. Орджоникидзе, в подмосковном Подольске.

28 января 1946 года И.В.Сталиным было подписано постановление СНК СССР № 229-100 сс/оп. «В совершенно секретном (особая папка) документе речь шла о создании первого промышленного реактора на Урале. Говорилось там и о том, что при Подольском Машиностроительном заводе им. Орджоникидзе следует организовать «Особое конструкторское бюро гидропаропрессового оборудования» (сокращенно ОКБ «Гидропресс» НКТМ)». Главным конструктором был назначен Борис Михайлович Шолкович, а весь коллектив размещался в четырех комнатах. Одна комната, предназначалась для режимного отдела с архивом. За обеспечение секретности отвечала А.В. Федотова. Именно ее отношением к порученному делу и объясняется, что ни одна из разведок западных стран так и не узнала, чем именно занимаются сотрудники Особого КБ.

Первым заданием для Особого КБ было участие в разработке реактора для получения плутония, но сотрудники не догадывались о том, что они создают.

Конструкторы «ГИДРОПРЕССА» работали над вариантом «горизонтального» реактора. Над этой темой работал и коллектив, возглавляемый Н.А. Доллежалем. В этом незримом соревновании по созданию реактора для производства плутония победил коллектив, возглавляемый Н.А. Доллежалем.

Это был единственный случай, когда ОКБ «ГИДРОПРЕСС» был вторым!

С 1962 года и в течении последующих 30 лет ОКБ «ГИДРОПРЕСС» возглавлял Василий Васильевич Стекольников, который был генеральным конструктором и директором одновременно. Объясняя, странное название ОКБ и причину, по которой оно было названо именно так, он говорил, что название Условное, обеспечивающее секретность.

ОКБ «ГИДРОПРЕСС», в силу своего предназначения, является разработчиком ряда исследовательских реакторов, парогенератора для первой в мире АЭС, парогенераторов для сибирских комбинатов – в Красноярске и Томске, водо-водяных энергетических установок – ВВЭР и трех модификаций для военных моряков, которые американцы называли «Альфа».

За разработку этих военных реакторов Василий Васильевич Стекольников получил Героя Соцтруда, а ОКБ «ГИДРОПРЕСС» награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Сергей Борисович поступает на работу в ОКБ «ГИДРОПРЕСС», когда уже предприятие возглавляемое Героем Соцтруда - Стекольниковым В.В. было Постановлением Правительства назначено головной организацией по реакторным установкам ВВЭР, был введен товарный знак ОКБ «ГИДРОПРЕСС», по стране и в странах соц. лагеря поднимались АЭС с реакторами и теплообменным оборудованием, разработанным на предприятии, многие специалисты получили государственные и отраслевые награды, вводились в эксплуатацию объекты социального назначения: жилые дома, пионерские лагеря, базы отдыха. Можно было только позавидовать тем, кому посчастливилось поступить на работу в ОКБ «ГИДРОПРЕСС».

Рыжов Сергей Борисович оказался одним из тех счастливчиков!

Обучение в Бауманском

В 1976 году Сергей Борисович Рыжов заканчивает среднюю школу № 7 г. Чехов, Московской области со средним баллом Аттестата – 5, и подает документы в приемную комиссию МВТУ им. Н.Э. Баумана. Успешно сдав вступительные экзамены, он поступает на Конструкторско-механический факультет К4. В настоящее время этого факультета не существует. При проводимых изменениях в структуре МВТУ и превращении в МГТУ им. Н.Э. Баумана факультет расформировали.

Диплом Бауманского, как его в обиходе называли, и тогда, и сейчас ценится работодателями. Выпускники получали такую фундаментальную академическую и практическую подготовку, которая позволяла им, при необходимости быстро специализироваться практически по любому техническому направлению. Это особая высшая техническая школа с высоким уровнем преподавания инженерно-технических дисциплин, которая не только «ставила руку» будущему инженеру-конструктору, т.к. с первых дней студенты инженерно-конструкторских факультетов чертят, не только формировали и развивали навык технического рисунка, развивали творческий и инженерный дар, но в процессе обучения развивались такие личностные качества, как выдержка, терпение, самоконтроль и самоорганизация, и упорство. Именно эти качества помогали доучиться и получить диплом, т.к. учиться в МГТУ (МВТУ) ой как не легко. Для поступивших выбор один, на три года забыть все, что интересно в студенчестве и ответственно относиться к процессу познаний. Отчислялись ребята с первого и второго курса в большом количестве, среди них были и золотые медалисты. Не каждый может по нескольку раз переделывать чертеж. А уже, когда все правильно и совершенно, с твоей точки зрения, ты приходишь к преподавателю, а он тебе синей или еще лучше красной шариковой ручкой, что-то чуть-чуть поправит… И при этом, завтра последний день зачетной сессии и уже, через 3 дня экзамен…

На инженерно-технических факультетах МВТУ им. Н.Э. Баумана Курсовые проекты, начиная со второго курса, были обязательными, и выполнялись каждый семестр.

Как у выпускника МВТУ им. Н.Э. Баумана у Сергея Борисовича наблюдались те умения и навыки, о которых я указывала выше. Он быстро и качественно чертил, а в 80-е годы в ОКБ «ГИДРОПРЕСС» конструкторы чертили на кульманах, и поэтому его коллеги, по бюро подшучивая, говорили ему, что он снижает им расценки.

Он достаточно успешно отучился и на отлично защитил дипломный проект. Основное в дипломном проекте инженера-конструктора – это чертежи. Чертежей было 16 ватманских листов. Тематика была связана с разработкой узла в подъемном механизме огромного погрузчика.

Его Диплом, хотя и был «синим», но оценки в листе вкладыше очень радовали. Ему было предложено остаться на кафедре, вероятно, увидели в нем перспективы развития в научной и преподавательской деятельности, но он распределился в ОКБ «ГИДРОПРЕСС».

Закончив непрофильный для ОКБ «ГИДРОПРЕСС» факультет, получив Диплом по специальности – инженер-конструктор он, являясь выпускником МВТУ им. Н.Э. Баумана смог, в кратчайший период времени, разобраться и освоить специфику предстоящей работы.

Профессиональный путь Рыжова Сергея Борисовича в ОКБ «Гидропресс»

ОКБ «ГИДРОПРЕСС» было для него единственным местом работы. Он был кадровым работником предприятия. Его имя занесено в «Книгу почета» предприятия.

 Сергей Борисович был принят на работу в ОКБ «ГИДРОПРЕСС» в соответствии с приказом 169 ЛС от 29.04.1982 г., а в связи с его гибелью в служебной командировке, в результате авиакатастрофы под Петрозаводском, 21.06.2011 года Трудовой договор с ним был прекращен в связи с его гибелью, в соответствии с Приказом № 216 ЛС от 27.06.2011 года.

 Он был принят на должность инженера в конструкторский отдел 2.01, который возглавлял Юрий Васильевич Вихорев, а более точно, в бюро отдела 2.01 начальником которого был Евгений Иванович Капралов и которое занималось верхним блоком РУ ВВЭР-1000, оборудованием и устройствами ВБ РУ, включая крышку реактора, со всеми ее комплектующими. Конструкторский отдел 2.01, на тот момент, был ведущим и осуществлял разработку комплексной техдокументации по реакторным установкам ВВЭР-1000 в целом, разработку реактора, оборудования шахтного объема, системы компенсации давления, системы аварийного охлаждения зоны, главных циркуляционных трубопроводов, осуществлял координацию работ по техпроектам.

Это был период (1976 – 1985 г.г.) четвертого десятилетия деятельности ОКБ «ГИДРОПРЕСС», который по праву можно назвать периодом наиболее бурного развития предприятия. Гармоничное сочетание усилий конструкторов, расчетчиков и экспериментаторов привело к достижению результатов, большинство которых соответствуют уровню мировых образцов. Этот период характеризовался завершением разработки технических проектов реакторных установок ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 и наибольшим количеством введенных в эксплуатацию энергоблоков АЭС с ВВЭР. Были пущены и сданы в эксплуатацию 26 блоков АЭС с ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Половина из них – это зарубежные АЭС. Это способствовало существенному росту авторитета ОКБ «ГИДРОПРЕСС».

Работа ОКБ «ГИДРОПРЕСС» по созданию реакторной установки ВВЭР-1000 для пятого блока Нововоронежской АЭС была удостоена диплома 1 степени ВДНХ за 1981 год. В 1983 году Лауреатами Государственной премии СССР стали Юрий Васильевич Вихорев, как его многие считают – главный разработчик РУ ВВЭР-1000 и Главный конструктор В.П. Спассков.

Спустя три месяца после того, как Сергей Борисович был принят в ОКБ «ГИДРОПРЕСС», его направили в командировку на действующий блок. К сожалению, я не смогла вспомнить на какую первую станцию он поехал, но помню, как мы его провожали с двухгодовалой дочкой. Командировки были систематическими, продолжительностью 5-10 дней. Это командировки на
АЭС «Козлодуй», Нововоронежскую АЭС, Калининскую АЭС, Балаковскую АЭС, Хмельницкую АЭС, Южно-Украинскую и Запорожскую АЭС, и в итоге, командировки гармонично вошли в жизнь нашей семьи. Не могу назвать даже приблизительно количество командировок по стране, но зарубежных было более 50, за весь период его работы.

Для него, как для специалиста они были очень важны. Иметь представление о нарушениях, отклонениях в работе оборудования, о том, как выглядит замин, трещина, ржавчина, как повел себя шов на основании чужих отчетов и даже по фотографиям – это одно дело, увидеть все воочию, все обследовать, потрогать и прийти к определенным выводам на анализе увиденного и т.д., все это давало огромный опыт, влияло на рост его квалификации.

В командировки он отправлялся с группой специалистов из других бюро отдела 2.01. Командировки дают не только профессиональные знания, но и новые знакомства со специалистами отрасли предприятий-смежников. Совместные анализы проделанной за день работы и обсуждения результатов, тоже способствовали развитию профессионализма.

Но, так или иначе, только в августе 1988 года (через 6 лет) Сергей Борисович был переведен на должность инженера-конструктора 3 категории, в июле 1989 года на должность инженера-конструктора 2 категории родного бюро отдела 2.01. Особенностью ОКБ «ГИДРОПРЕСС» всегда являлось то, что специалисты конструкторских отделов должны были изучить и освоить наработанный и накопленный опыт предшественников – старших коллег. По причине очень большого объема специфических «гидропрессовских» знаний, необходимых для 100% освоения, возраст «молодых специалистов» на предприятии достигал 35 лет. Это явление, когда молодые специалисты, работая по 5 – 8 лет, с большой загруженностью и интенсивным ростом квалификации не получали повышения в должности и прибавки к окладной части зарплаты, я называла «дедовщиной». Сергей Борисович всегда пресекал мои попытки критики, когда мы касались этой темы

Что представляют пусконаладочные работы, знают специалисты, которые принимают в них непосредственное участие. Рыжов Сергей Борисович, как разработчик оборудования, принимал непосредственное участие в пусконаладочных работах на первом блоке Южно-Украинской АЭС, на первом блоке Калининской АЭС, на пятом и шестом блоке АЭС «Козлодуй».

Мои воспоминания о его работе на пуско-наладке первого энергоблока Калининской АЭС, связаны с некоторыми особенностями. Это не технические особенности, хотя и сложности там были…. Получилось так, что его работа на пуско-наладке первого блока Калининской АЭС очень напоминала мне работу с элементами вахтового метода. Он уезжал из г. Чехов с первой электричкой в понедельник и приезжал с последней электричкой в пятницу. В пятницу это было уже около полночи. В комнате тишина, только дочка сопит…. Входная дверь в подъезд хлопнула, и я представляю, как он поднимается на второй этаж по лестнице. В тот момент, когда он в моих мыслях, подходил к двери, раздавался звонок. Радость была безмерной!

Особенно меня поразило, когда ко Дню моего рождения, приехав в пятницу глубокой ночью, он достал из сумки флакончик французских духов и бутылочку Токайского вина. Меня поразило, где на объекте и когда он успел все это купить?!

Именно в ту его пуско-наладку я узнала, что реактор промывается чистым спиртом, а когда после горячей обкатки необходимо было заглянуть куда-то в остановленный и охлажденный реактор, где фонит, то пили его и специалисты, идущие в «зону» с добавлением йода.

Пуско-наладка пятого энергоблока АЭС «Козлодуй» была для Сергея Борисовича первой загранкомандировкой, и она была длительной. Чтобы не отправлять с семьей, его оформили на три месяца и потом продлевали, добавляя по три месяца. В результате получилось больше года. Командировка началась в июне 1986 года. Нам было по 26 лет. В то время не было мобильных телефонов, Интернета, скайпа, дозвониться по телефону из дома или из переговорного пункта было невозможно, были лишь письма, которые шли авиапочтой около 20 дней, но которые были всегда на нескольких листах. Это были письма-свидания.

Вспоминается многое, и среди многого советские специалисты, и некоторые из них в настоящее время являются серьезными руководителями предприятий отрасли. Но особое впечатление на меня произвела организованная для меня моим мужем экскурсия на пятый энергоблок АЭС «Козлодуй». Он получил разрешение на мой проход на АЭС и выписал для меня пропуск. Людей мы не встретили, так, как рабочая смена закончилась. Мы прошли через турбинный зал и вошли в огромное, просторное с высоченным потолком помещение – реакторное отделение. Шахта реактора пятого энергоблока не была закрыта крышкой, но сборки в ней уже были установлены. Все было залито водой, уровень которой, перекрывал верхнюю часть сборок.

Это впечатляло, и было по-настоящему красиво. Красиво, той технической красотой, которую определяет инженерное совершенство. Совершенное – оно всегда красиво!

Сейчас, я задаю себе вопрос: «Почему он захотел показать мне реактор?» Думаю, что он хотел поделиться со мной той радостью и гордостью, которую испытывал, осознавая, что и его труд есть в этом объекте, очень сложном и серьезном, и он ко всему этому, тоже имеет отношение.

Пятый энергоблок АЭС «Козлодуй»

АЭС «Козлодуй» ПНР 5 энергоблока

Группа советских специалистов на пуско-наладке 5-го энергоблока АЭС «Козлодуй» Болгария. Рыжов С.Б. в центре. (1986 – 1987 г.г.)

Принимал участие Сергей Борисович и в ПНР шестого блока АЭС «Козлодуй», но тогда он уже был начальником бюро. Это было несколько командировок продолжительностью не более месяца.

С июля 1995 года он был назначен на должность заместителя начальника отдела 2.01 с сохранением обязанностей начальника бюро, а в августе 1997 года назначен на должность начальника отдела 2.01.

Передо мной его «Учетная карточка к выездному делу», которую скрупулёзно вели до 2007 года. Командировки. Их было не просто много, их было очень много (не считая командировок на АЭС внутри страны): Болгария – 1987, 1989, 1991, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006; Чехия – 1990, 1996, 2006; Финляндия – 1993, 1994, 1995, 2003; Франция – 2003; Япония – 2003; Германия – 1996, 1997, 2000, 2002, 2004; Индия – 1997, 2001; Египет – 2000; Италия – 2002; Иран – 2002; КНР – 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и это не полный список….

К этому значительному периоду профессиональной деятельности Сергея Борисовича относятся работы по разработке и внедрению узлов уплотнений из расширенного графита в оборудовании реакторных установок АЭС с ВВЭР и АЭС с РБМК. Начало работ относится к началу 90-х. Сергей Борисович показывал мне, как выглядят, ну конечно, не узлы уплотнения, а их часть – графитовые прокладки.

Из воспоминаний коллеги:

«Наиболее тесно с Сергеем Борисовичем мы начали работать в начале 90-х годов. Перед нами была поставлена задача модернизации узлов уплотнений верхнего блока РУ ВВЭР-1000. Это было связано с имеющими место массовыми течами на разъемах верхнего блока, особенно в узлах уплотнений чехлов КНИ, что приводило к простоям энергоблоков из-за переуплотнений. В то время Рыжов С.Б. работал в должности начальника бюро отдела 2.01, а я в должности начальника группы отдела 5.13. Это была очень интересная, творческая работа, и в этой работе Рыжов С.Б. проявил себя, как грамотный, талантливый конструктор, отвечающий за свои решения.

В течение нескольких лет проблему удалось решить. Решение было найдено путем замены материала прокладок. Вместо традиционного никеля был применен новый, по тем временам, материал – терморасширенный графит (ТРГ).

Внедрение прокладок из ТРГ на АЭС тоже проходило не просто. В командировках, а мы с Сергеем Борисовичем объездили практически все АЭС с реакторами ВВЭР-1000, приходилось убеждать руководство станций поставить прокладки из ТРГ на опытную эксплуатацию, и не всегда мы находили должное понимание. Здесь проявилось еще одно качество Сергея Борисовича, он умел убеждать, доказывать свою правоту, основываясь на результатах расчетов и экспериментов. В итоге жизнь подтвердила правильность принятых решений. Все узлы уплотнений с прокладками из ТРГ работают надежно и практически безотказно, в чем, несомненно, заслуга Сергея Борисовича.

Эта работа была высоко оценена руководством отрасли. Коллективу, занимающемуся решением этой проблемы, была присуждена премия имени академика Доллежаля «За лучшую конструкторскую разработку в области атомной техники».

Так уж случилось, что результаты работы по модернизации узлов уплотнений верхнего блока легли в основу наших кандидатских диссертаций. В диссертации Сергея Борисовича за основу были взяты конструктивные особенности и результаты расчетного обоснования узлов уплотнений с прокладками из ТРГ, в моей диссертации – результаты экспериментального обоснования».

Министр Е.О. Адамов вручает С.Б. Рыжову Диплом Лауреата премии Министерства РФ по атомной энергии приказ от 23 ноября 2000г.№ 719 за работу Разработка и внедрение узлов уплотнений из расширенного графита в оборудовании реакторных установок АЭС с ВВЭР и АЭС с РБМК»

Главный конструктор – начальник отделения 2.00

Его назначение на должность главного конструктора – начальника отделения 2.00 произошло 09 декабря 1998 года. Сергею Борисовичу 39 лет.

К этому времени ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС» возглавил Ю.Г.Драгунов. Он не сработался с Афровым А.М., который на тот момент был главным конструктором-начальником отделения 2.00 и тот уволился. Я помню вечер, когда Сергей Борисович, придя с работы, сообщил о предложении должности. На подсознательном уровне я поняла, что в ситуации не все так просто. Я поинтересовалась. Он изложил видение произошедшего. Было тревожно, т.к. место, на которое предлагалось перейти Сергею Борисовичу оказывалось «с обременением». Я посоветовала мужу обязательно встретится с Афровым, переговорить с ним по вопросу, отсутствия с его стороны каких-либо инициатив и личной заинтересованности. Насколько мне известно, такой разговор состоялся.

Награждение Рыжова С.Б. февраль 2003 г. За непрерывную, безупречную, длительную (более 20 лет) трудовую деятельность в ОКБ «Гидропресс»

Отделение 2.00, на тот момент, самое крупное по численности – более 400 человек, и ведущее на предприятии, т.к. именно оно зарабатывало деньги, ведь крупные конструкторские договоры приносили основную прибыль, т.к. издержки по ним – это заработная плата проектировщиков.

В период работы Рыжова Сергея Борисовича в должности главного конструктора – начальника отделения 2.00, с декабря 1998 г. по июль 2007 г, коллективом отделения была проделана колоссальная по объему, сложности и ответственности работа. Как отмечается в официальной информации, размещенной на сайте Российского атомного сообщества, с 1998 года по 2007 год под руководством Рыжова С.Б. коллективом отделения реакторных установок с ВВЭР, при участии других отделений предприятия и субподрядных организаций, работающих по заданиям отделения:

– разработаны комплектные технические проекты реакторных установок: В-428; В-446; В-412 для АЭС в Китае, Иране, Индии;

– по всем трем проектам выполнена документация для лицензирования строительства (отчеты по обоснованию безопасности с комплектом обосновывающей документации) для первой очереди Тяньваньской АЭС (блоки №1 и №2), которая была успешно сдана заказчику в промышленную эксплуатацию;

– развернуты работы по модернизации РУ ВВЭР-400 первого поколения и работы по обоснованию продления их срока службы сверх установленного первоначальным проектом. В результате этих работ блоки 3 и 4 Нововоронежской АЭС, а также блоки 1 и 2 Кольской АЭС получили лицензию ГАН РФ на эксплуатацию за пределами проектного срока службы;

– в период с 2000 года возобновлены работы по достройке и подготовке пуска блоков АЭС с ВВЭР-1000, по которым строительство было приостановлено в начале 90-х годов. В результате этих работ были пущены в эксплуатацию первый и второй блок Волгодонской АЭС, а также третий блок Калининской АЭС;

– в 2006 году был выигран тендер по подписанию Соглашения на строительство АЭС «Белене» в Болгарии.

С 15 ноября 2006 года на основании Трудового договора № 29 (который является бессрочным, без испытания) Сергей Борисович совмещает должность главного конструктора-начальника отделения реакторных установок 2.00 с должностью Советника в Группе под Генеральным директором ОАО «Атомное и энергетическое машиностроение».

Особое место в профессиональной деятельности Сергея Борисовича занимает первая очередь Тяньваньской АЭС. Это энергоблок № 1 и энергоблок № 2.

Важный международный контракт. Это ответственная, большая по объему документации и напряженная работа. Это сложные, изнуряющие переговоры и координационные совещания, как в России, так и Китае, учитывая своеобразный менталитет инозаказчика. У Сергея Борисовича первая очередь (блок № 1 и блок № 2) Тяньваньской АЭС – это период с 1999 года до 2007 и далее, а затем вторая очередь (блок 3 и блок 4).

Его мобильный телефон был всегда с ним, всегда рядом, и днем, и ночью, и в отпуске на отдыхе, и в праздник. Он находился на связи со всеми представителями ОКБ «ГИДРОПРЕСС», работающими на строящихся АЭС с РУ ВВЭР-1000, был в курсе всех проводимых там работ и в любое время суток был готов помогать в решении сложных ситуаций. Случайно становясь свидетелем его телефонных разговоров с представителями «сидящими» на АЭС, была поражена его владением фактической информацией огромного объема, его знанием по памяти приказов по номерам и их содержания, его знанием всевозможных норм и иных ГАНовских документов и т.д.

С.Б. Рыжов на первой очереди Тяньваньской АЭС (блок №1 и блок №2)

Бывая на переговорах и координационных совещаниях, специалисты всегда испытывали огромное нервное напряжение. Было необходимо постоянно следить за своей речью, чтобы при обсуждении или при ответе на вопрос китайских специалистов, не «проболтать» сведения, которые являются секретными. Как переговорщик, Сергей Борисович, не только досконально и в совершенстве знал конструктивные особенности всех проектов, по которым заключались международные контракты, не только обладал знаниями по результатам расчетных и экспериментальных обоснований надежности этих проектов, он обладал талантом дипломата, огромной выдержкой, внешним спокойствием и врождённой интеллигентностью. Упомянутые качества помогали ему спокойно, терпеливо и доходчиво объяснять, отвечая на вопросы инозаказчика. Это его умение отмечали, как наши специалисты, работавшие вместе с ним на координациях и переговорах, так и представители «Заказчика». Уже после гибели Сергея Борисовича, китайские специалисты, приехав в Москву на переговоры, ждали его, не зная, что он погиб.

Хлеб главного конструктора – начальника отделения 2.00 был очень нелегким. Ответственность перед коллективом, который возглавляешь, ответственность перед «Заказчиком», ответственность перед вышестоящим руководством. Четкое соблюдение сроков исполнения по договорам при контроле качества документации и возможная правовая ответственность по принимаемым решениям.

Работа в должности директор – генеральный конструктор ОАО ОКБ «ГИДРОПРЕСС»

Это работа периода: июль 2007 г. по 20 июня 2011 г. Она сразу началась с активного участия в совещаниях на Большой Ордынке и приема на предприятии делегаций, возглавляемых Первым заместителем председателя Правительства РФ - Ивановым Сергеем Борисовичем (15 октября 2007г.) и Главой атомного ведомства РФ – Кириенко Сергеем Владиленовичем (16 августа 2007 г.)

Во время визита Кириенко С.В. – руководителя Агентства по атомной энергии в ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС» 16 августа 2007 года

Во время визита Иванова С.Б. – Первого заместителя председателя Правительства РФ в ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС» 15 октября 2007 года

Существует выражение, что плохой тот солдат, который не мечтает стать генералом. Памятуя это выражение, со всей ответственностью отмечаю, что у Сергея Борисовича Рыжова никогда не было специальной целью построение карьеры. Он любил то дело, которому служил, а это инженерное дело, и если обстоятельства складывались так, что его назначали на ответственные должности, то это лишь являлось результатом оценки руководством его высокого профессионального уровня и авторитета в отрасли. Это имеет отношение и к его назначению на должность директора-генерального конструктора ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС».

13 июля 2007 года на сайте «NewTimes.Ru» на странице ВИПЕРСОН появилось сообщение пресс-секретаря Росатома Сергея Новикова о том, что Глава Росатома Сергей Кириенко уволил Юрия Драгунова с поста гендиректора конструкторского бюро «Гидропресс», одного из ведущих КБ российской атомной отрасли, и о том, что исполняющим обязанности гендиректора стал главный конструктор ОКБ Сергей Рыжов. По словам Новикова, причина увольнения указана во втором пункте статьи 278 Трудового кодекса РФ, по которому собственник имеет право уволить работника. На тот момент ОКБ «ГИДРОПРЕСС» являлось ФГУП. Причиной увольнения предшественника Рыжова Сергея Борисовича с поста директора-генерального конструктора ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС», вероятно, явилось его неадекватное, на тот момент, отношение к новому руководству Росатома в лице Сергея Кириенко. Формальным поводом, могло послужить залипание приводов на одном из блоков АЭС «Козлодуй». Основные события развивались именно тогда, когда Сергей Борисович постоянно летал в Китай, т.к. там шли ПНР блока №1 Тяньваньской АЭС.

Приказ об увольнении подытожил период событий, которые развивались особенно остро на предприятии в течении последнего до подписания Приказа, года. В этот период предшественник Сергея Борисовича стал Членкором Академии Наук. Возможно, это явилось, какой-то каплей, но при сохранившейся огромной загруженности проектными работами и производственными заданиями в коллективе стали происходить изменения, инициированные предшественником, уволились некоторые руководители второго уровня управления, собирался уволиться главный конструктор-начальник отделения 3.00. На одной из оперативок предшественник добрался и до Сергея Борисовича. Мне не известно, каковы претензии были у него к моему мужу, но точно знаю, что это единственный раз за все время работы в ОКБ, когда Сергей Борисович, вынужден будет уволиться…. Предшественник пошел на попятную. Наступающий 2007 год коллектив ГИДРОПРЕССа встречал с хорошими производственными показателями, но с непонятным, взбудораженным микроклиматом, а два главных конструктора – начальника отделения: Рыжов С.Б. и Трунов Н.Б. с выговорами.

Приказом Федерального Агентства по атомной энергии от 12.07.2007 г. № 901/К (по личному составу), подписанному С.В. Кириенко, Драгунов Ю.Г. был уволен 12.07.2007 г. по пункту 2 статьи 278. Исполнение обязанностей директора-генерального конструктора возлагалось на Рыжова Сергея Борисовича, предоставив ему право распоряжаться финансовыми средствами, приема и увольнения работников, а также решение иных вопросов, связанных с управлением ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС» с его согласия, до назначения директора-генерального конструктора указанного предприятия в установленном порядке.

Из рассказов Сергея Борисовича мне известно, что предшественник рекомендовал его кандидатуру на место директора-генерального конструктора только тогда, когда ему было сказано, что при отсутствии его рекомендаций кадровая служба Агентства сама подберет специалиста из сотрудников завода «ЗиО-Подольск». Гораздо позднее, уже после гибели моего мужа, мне стало известно, что Сергей Борисович отказывался от предложенной должности, но его лишили выбора, предупредив, что при отказе, он уйдет из отрасли….

Мало кто знает в ОКБ «ГИДРОПРЕСС», что более года Сергей Борисович работал на двух должностях. За ним оставили функции главного конструктора-начальника отделения 2.00 и возложили исполнение обязанностей директора – генерального конструктора. С этой нагрузкой он работал до момента акционирования предприятия, до 14.08.2008 года, когда в соответствии с Распоряжением заместителя руководителя федерального агентства по управлению государственным имуществом И.С. Петрова от 28.07.2008 г. № 1210-р. и Приказом ОАО ОКБ «ГИДРОПРЕСС» от 14.08.2008г. № 1-А ЛС он вступил в должность директора-генерального конструктора ОАО ОКБ №ГИДРОПРЕСС» с освобождением от ранее занимаемой должности. Год работы с колоссальной нагрузкой…

Все это время предшественник предпринимает попытки вернуть ранее занимаемую должность. Поднимаются все связи, знакомства, пишутся письма в Агентство и от профсоюзной организации предприятия, и от представителей коллектива и т.д…. Не могу не отметить колоссальную целеустремленность, талант организатора и управленца у предшественника Сергея Борисовича. Он подает заявление на имя Кириенко С.В., датированное 20.07.2007г., в котором просит изменить приказ от 12.07.2007г. и оставить его в ОКБ «ГИДРОПРЕСС», переведя на должность научного руководителя. В результате проделанной им работы, ему удается остаться. По распоряжению Сергея Борисовича для работы научного руководителя было организовано рабочее место в отдельном кабинете (несмотря на то, что свободное помещение было сложно выделить), которое было оснащено всей необходимой для работы техникой и удобно располагалось на территории с упрощённой системой прохода. В соответствии с Положениями, относящимися к компетенции зама директора-генерального конструктора по безопасности, компьютер, установленный в кабинете научного руководителя, не мог быть подключен к внутренней сети предприятия. Через некоторое время научный руководитель ОКБ «ГИДРОПРЕСС» увольняется, добившись от руководства отрасли повышения.

Приступив к исполнению обязанностей директора-генерального конструктора Сергей Борисович не сместил ни одного человека с занимаемой должности. Он понимал, что будут трудности, и говорил: «Пусть люди успокоятся и спокойно работают...» Знал ли он, кто и что из себя представляет? Несомненно. Была ли у него «своя команда»? Нет, ее не было.

Из материалов официального сайта предприятия: «Возглавив ОКБ «ГИДРОПРЕСС» в 2007 году, Рыжов С.Б. организовал работу по выполнению обязательств предприятия по Федеральной целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», по которой ОКБ «ГИДРОПРЕСС», как Главный конструктор, разработало реакторные установки ВВЭР-1200 для серии энергоблоков, опытно-промышленный энергоблок с СВБР-100 (свинцово-висмутовый «быстрый» реактор), парогенераторы для энергоблока БН-800 и т.д.»

Предприятие сохранило и развивало технологии проектирования реакторных установок и оборудования, сохранило высококвалифированный персонал, способный работать над современными масштабными проектами, не утратило своих позиций в новых экономических условиях, связанных с акционированием, успешно преодолело негативные кризисные явления начала 2009 г. и при этом полностью сохранило социальную политику.

Эти четыре года в истории ОКБ «ГИДРОПРЕСС» оказались очень напряженными, но очень успешными. Предприятие было загружено работами по увеличению срока службы всех своих энергоблоков, по модернизации и повышению мощности действующих АЭС. Предприятие, в этот период времени, эффективно работало над новыми проектами. Это проект ВВЭР-ТОИ и проект типовой станции на базе АЭС-2006, который только разворачивался. Начинался и период пуска новых энергоблоков: с РУ типа ВВЭР-1000 на Ростовской и Калининской АЭС, типа ВВЭР-1200 на Нововоронежской АЭС-2, Ленинградской АЭС и Балаковской АЭС. Одновременно сооружаются девять энергоблоков с РУ ВВЭР-1000 за рубежом: АЭС «Бушер» в Иране, АЭС «Куданкулам» в Индии, АЭС «Тяньвань – энергоблоки №3 и №4 в Китае, Хмельницкая АЭС – энергоблоки №3 и №4 на Украине, продолжался проект АЭС «Белене». Появилось принципиально новое направление – участие в тендере по достройке третьего и четвертого блоков АЭС «Темелин» в Чехии, в составе международного консорциума с Атомстройэкспортом и чешским заводом «Skoda JS».

СПОТ. Рыжов С.Б. и Трунов Н.Б. в цехе завода «ЗиО-Подольск»

Продолжены начатые в 2006 году конструкторские работы и расчетные исследования в обоснование проекта одноконтурной РУ. Параллельно ведутся конструкторские проработки перспективной двухконтурной РУ ПСКД-600, концепция которой была предложена «Курчатовским институтом». ОКБ «ГИДРОПРСС» на уровне концептуального проекта разработаны конструкции корпуса реактора, внутрикорпусных устройств и нескольких вариантов шестигранных чехловых ТВС для активной зоны с однозаходной и двухзаходной схемами движения теплоносителя. На данном этапе проектирования рассматривался проект РУ для энергоблока ВВЭР-1700.

ОКБ «ГИДРОПРЕСС» продолжает собирать у себя научно-практические конференции трех тематических направлений.

28 января 2011 года коллектив отметил 65-летие предприятия.

Директор -генеральный конструктор С.Б. Рыжов< поздравляет коллектив ОКБ «ГИДРОПРЕСС» с 65-ой годовщиной образования. 28 января 2011год

Награждение коллектива ОКБ «ГИДРОПРЕСС» Почетной грамотой ГК Росатом, В.Г. Асмолов и С.Б. Рыжов 28 января 2011 год

Летом 2008 года ОКБ «ГИДРОПРЕСС» за победу в номинации «Лучшая научная организация» на конкурсе промышленных и научных организаций Московской области получила, как «Лауреат года» в награду «Золотой Феникс».

В 2010 году Ветеранская организация ОКБ «ГИДРОПРЕСС», которая была создана в год 25-летия Великой Победы, отметила свое 40-летие.

 

Каким он был, Рыжов Сергей Борисович.
Из воспоминаний коллег

«Когда выстригают поляну, лишь бы незаметен был (не страшил, не раздражал) сильный колосок, страдает и постепенно вырождается все поле» (2)

Приближалась дата гибели Рыжова С.Б., Трунова Н.Б. и Банюка Г.Ф, уже вторая годовщина. Наверное, еще мало времени прошло, чтобы все покрылось забвением, поэтому я обратилась к коллегам, которые тесно были связаны с ними по работе. Обратилась, чтобы они вспомнили и поделились своими воспоминаниях и с молодыми сотрудниками, и с теми, кто с ними не контактировал. Конечно, откликнулись далеко не все, по разным, причинам. Эти воспоминания датированы июнем 2012 года. Привожу воспоминания без указания авторства, но это и заместители главного конструктора, и специалисты отделения 2.00, и начальники отделов и лабораторий, и специалисты вспомогательных подразделений:

…. « ...Рыжов С.Б., Трунов Н.Б. и Банюк Г.Ф обладали лучшими человеческими качествами, такими бесценными свойствами, как компетентность и ответственность. Это невосполнимая утрата. Однако, жизнь продолжается…. И сегодня вместо одного Сергея Борисовича мы имеем трех руководителей и это отражает дух времени.

Марка предприятия ОКБ «ГИДРОПРЕСС» продолжает оставаться на высоте, и вклад, который в это дело внесли ушедшие от нас в мир иной товарищи, известен всем тем, кто работал и работает, интересуясь делами предприятия.

Поделюсь некоторыми воспоминаниями о Сергее Борисовиче, так, как именно с ним мне пришлось больше взаимодействовать, чем с остальными, уважаемыми мною товарищами.

В 1982 году он был принят на должность инженера-конструктора в отд. 2.01, которым в то время руководил Юрий Васильевич Вихорев.

МВТУ им. Н.Э. Баумана дало ему хорошее образование, как основу для роста квалификации. Будучи от природы одаренным талантом конструктора, он, как пористое тело, хорошо контактирующее с окружающей средой и приобретающее благодаря этим контактам новые полезные свойства, впитывал в себя опыт и знания окружающих его старших товарищей, таких, как Евгений Иванович Капралов, Николай Арсентьевич Кирилюк, Владимир Константинович Резепов, Юрий Васильевич Вихорев и других.

Есть все основания считать его учеником перечисленных товарищей, и особенно Юрия Васильевича Вихорева – основного создателя реакторной установки (РУ) ВВЭР-1000.

Сергей Борисович внес существенный вклад в развитие этого направления ВВЭР, в том числе в строительство АЭС с ВВЭР за рубежом, в период реализации перехода от 2-го поколения РУ к 3-ему поколению и поколению 3+. Его заслуги были оценены, ему присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор РФ» и ведомственные награды: «Академик Курчатов» 1-ой и 2-ой степени и др.

А теперь немного истории. В начале перестройки, когда ОКБ «ГИДРОПРЕСС» переживало тяжелые времена, он проявил стойкость, устоял против заманчивого предложения перейти на работу в Концерн «Росэнергоатом», ведь он был патриотом предприятия. В дальнейшем события развернулись так, что он стал быстро продвигаться по служебной лестнице, не имея своих людей в руководстве отрасли, сохраняя способность эффективно работать и проявлять инициативу, и как начальник отдела и, как Главный конструктор-начальник отделения 2.00 и как директор-генеральный конструктор.

Как главный конструктор-начальник отделения 2.00, он внес большой личный вклад в создание АЭС Тяньвань в Китае. Я припоминаю цифру, порядка 38 полетов в Китай и столько же обратно, более 1000 часов – это время, которое он провел в воздухе, между Москвой и Пекином. А час полета между Москвой и Петрозаводском закончился трагедией.

Отмечу, что когда надо было принять важные решения, он, не колеблясь, брал на себя ответственность. Так я присутствовал при разговоре, когда Юрий Григорьевич Драгунов предложил Сергею Борисовичу стать Главным конструктором – начальником отделения 2.00. Это предложение было неожиданным для Сергея Борисовича, и он ответил, что его планы – это работа в отделе. Однако, если это необходимо предприятию, то он приложит все усилия для достижения положительных результатов в новой должности.

Ценным качеством обладал Сергей Борисович. Он умел дипломатично вести себя на переговорах с инозаказчиками и гибко на совещаниях с вышестоящими начальниками. Руководство ценило эти качества.

Вспоминается случай, когда руководство пригласило его на совещание для согласования программы НИОКР по РУ для АЭС-2006. Приглашение было официальным и в телеграмме было указано:… приехать «без свиты». А под «свитой», в тот период, подразумевался я, как недостаточно гибкий участник рабочей группы по подготовке программы НИОКР.

Но иногда к нему было и другое отношение. Так, когда мы с ним, еще до назначения его Главным конструктором были на переговорах в Индии по согласованию технического задания на строительство АЭС «Куданкулам», он сильно увлекался киносъемкой своей новой кинокамерой, и кое-кто из руководства нашей делегации интересовался у меня, не включен ли Рыжов С.Б. в состав делегации от ОКБ «ГИДРОПРЕСС», для киносъемки? В этой связи мы инициировали на переговорах соответствующие вопросы специалистов Индийской стороны. Сергей Борисович блестяще сделал доклад по конструкции реактора, после чего стал непререкаемым авторитетом у Индийских специалистов и у сомневающихся руководителей делегации.

Он был обаятельным человеком высокой культуры общения, одинаково относился к людям как по вертикали, так и по горизонтали и умел всех внимательно слушать, несмотря на занятость. Он уважал и ценил любого специалиста за работу, которую тот хорошо делал и не создавал вокруг себя оболочку из «своих» людей, которым позволялось больше, чем остальным. Считаю, что в таком поведении сыграла свою роль и та школа, которую он прошел у Вихорева Ю.В., который, с моей точки зрения, был положительным героем и демократом, в лучшем смысле этих слов. Отмечу, что, став директором он понимал, кто он и откуда, и сотрудники отдела 2.01, как и я (бывший сотрудник) при контактах с ним ощущали это.

Не случайно, что именно в период директорства Сергея Борисовича на предприятии был введен РД «Руководство по этике взаимоотношений сотрудников», с которым были ознакомлены под подпись все работники ОКБ «ГИДРОПРЕСС». Этике в то время уделялось большое значение, об этом не следует забывать и сейчас.

Многие задачи, которые были поставлены Сергеем Борисовичем в качестве директора-генерального конструктора, в том числе в докладе на МНТК-6 «О новых проектах реакторных установок ВВЭР на современном этапе развития атомной энергетики», остаются актуальными и сейчас:

- идея создания 2-х петлевой РУ ВВЭР-1200А – конкурентоспособной проектам фирмы «Вестингауз» АР1000;

- совершенствование глубокоэшелонированной защиты;

- проведение необходимых НИОКР и деятельность по обеспечению культуры безопасности.

Сергей Борисович ушел из жизни, будучи перспективным руководителем с большим творческим потенциалом. Остается надеяться, что его нереализованные идеи, поставленные им задачи будут осуществлены…».

 

….. «Пожалуй, не знаю другого человека, который был бы так рационален в действиях, как Рыжов. Ничего лишнего! Казалось, он не выбирает правильное решение из множества предлагаемых, а знает его без обсуждения. Причем это наблюдалось не только на работе, но и между делами в командировках. Как сейчас вижу его сосредоточенным у сетки с ракеткой в руках! Без права на ошибку. Так трудно работать и жить, но такие требования он предъявлял к себе».

 

….. «О Сергее Борисовиче.

Доверял, уважал, верил, не предавал. Был корректен, доступен.

 1. Конструктор.

На любых должностях он оставался конструктором. Знал выполняемые работы, принимал решения по спорным вопросам и контролировал их выполнение, предлагал перспективные направления. Был предан ОКБ «ГИДРОПРЕСС» и делал все, чтобы он оставался ведущей конструкторской организацией РОСАТОМА, чтобы его знали и уважали не только наши друзья и коллеги, но и наши конкуренты на внешнем рынке. Знание мировых тенденций развития атомной энергетики позволяло видеть перспективы ОКБ «ГИДРОПРЕСС» и место ВВЭР в мировой атомной энергетике.

2. Руководитель.

При всей своей спокойной уверенности и неторопливости он полностью владел ситуацией, руководил основными работами и был в курсе текущих работ, умел находить компромиссное решение в спорных ситуациях. Ему хватало времени и руководить Гидропрессом и представлять и защищать интересы ОКБ «ГИДРОПРЕСС» перед внешними организациями и коллегами по работе.

Он был очень мобильным руководителем, легким на подъем, и это приносило большую пользу ему, как руководителю и ОКБ «Гидропресс», как одной из ведущих организаций отрасли.

Сергей Борисович был человек слова. Он помнил и выполнял договоренности, которые неизбежно возникают в процессе выполнения работ, при безусловном выполнении обязательств со стороны исполнителей.

3. Спортсмен. 

Спортивный импульс, данный Гидропрессу Сергеем Борисовичем, живет и сегодня, хотя с течением времени, в условиях отсутствия лидера, импульс рассеивается и затухает. Вызывает уважение регулярные занятия Сергея Борисовича теннисом. На площадке он оставался спортсменом до мозга костей, Борисычем-1, и никогда Директором».

…… «Рыжов Сергей Борисович был чрезвычайно прост в общении с сослуживцами будучи, как начальником бюро, так и главным конструктором, и генеральным конструктором. При разговорах на производственные темы всегда находил несвойственные для других слова (обладал своим сленгом: «бойцы» - особенно запомнилось). Как пример: «…подберем «бойцов», и они прекрасно сделают эту работу». Это как-то вселяло уверенность у всех, что эту работу, и правда, сделают. Но, в тоже время, будучи на совещаниях (разборках), которые он проводил, не позволял нам (отдельщикам 2.01) чрезмерно кулуарно шуметь, и иногда предлагал просвежиться в коридоре. И это воспринималось как-то спокойно, без обиды. Соответственно и народ к нему относился спокойно и с уважением. Если было кому-нибудь, что-нибудь нужно, всегда помогал и зачастую тут же».

…… «... хочется отметить интеллигентность, деликатность и тактичность этого человека в сочетании с высочайшим профессионализмом и компетентностью. На сегодняшний день практически все руководство отделения 2.00 состоит из специалистов, утвержденных в должности в ту пору, когда Сергей Борисович возглавлял отделение РУ ВВЭР».

….. «Сергей Борисович, как руководитель умел вести себя достойно во всех ситуациях – в том числе и в довольно сложных. При этом соблюдал корректность в общении, что положительно отличало его не только в ОКБ «ГИДРОПРЕСС», но и за его пределами. Получив большой практический опыт на площадках в Болгарии и Китае, он был, безусловно признанным конструктором в отрасли».

….. «О человеческих качествах Сергея Борисовича можно говорить много и долго. Он, прежде всего, видел в каждом сотруднике человека. Никогда не позволял себе ни с кем никаких разговоров в грубой форме, унижающей человеческое достоинство. Всегда выдержанный, корректный в общении…»

В заключение

В армии можно дослужиться до генерала сидя в штабе, как говорят военные, не нюхав пороха. А можно стать генералом, находясь в войсках, на передовой, разрабатывая планы и осуществляя военные операции, пытаясь при этом еще сохранить жизнь бойцов. Один будет генерал штабной, другой – боевой. Если провести параллель между генералом и генеральным конструктором, то Сергей Борисович Рыжов был самый настоящий боевой генерал.

Светлая ему память…

Использованная литература:

1.  «ОКБ «ГИДРОПРЕСС» 60 лет», М., Издательство по атомной науке и технике ИздАТ, 2005
2.  «Не благодаря, а вопреки» Адамов Е.О. : М, ЗАО «АКТИВ», 2009
3.  Статья «Главная тайна «ГИДРОПРЕССА» Владимир Губарев, г. Подольск, Журнал «НАУКА И ЖИЗНЬ» № 12, 2005г
4.  Журнал «РЭА» № 7 , М, июль 2011
5.  Статья «ВВЭР-ТОИ», Б.И. Нигматулин «Атомная стратегия», сентябрь 2012 
6.  Статья «Проекты нового уровня», стр.24-25, Журнал «Индустрия», №5 (57) /2008
7.  Статья «Во главу угла – безопасность», стр.44-45, Журнал «Индустрия», №3 (60) /2009
8.  Интервью Рыжова Сергея Борисовича и Рубена Мигружановича Топчияна «Балканский плацдарм», 15.05.2006, Nuclear.ru.
9.  Статья «Подольский локомотив», стр.14, Газета «Страна Росатом», №2(21), 2011
10.  Статья «Эволюция ВВЭР по-подольски», стр.7, Газета «Страна Росатом», 05.2011
11.  Статья «Опыт, глубокие знания, талант организатора», стр.2, Газета «Подольский рабочий», №126 (18798), 17.11.2009
12.  Статья «Нам уже сорок!», стр.5, Газета «Подольский рабочий», 16.11.2010
13.  Интервью Сергея Борисовича Рыжова «Технология ВВЭР востребована», Atominfo.ru, 07.2009
14.  Интервью Сергей Борисовича Рыжова «В будущем мы сможем получить ВВЭР-1800», Atominfo.ru, 17.06.2010
15.  Интервью Сергея Борисовича Рыжова «Истина всегда лежит посередине», Atominfo.ru, 17.05.2011
16.  Статья об участии С.Б.Рыжова, В.А.Мохова, Н.Б.Трунова (ОКБ «ГИДРОПРЕСС») в конференции МАГАТЭ по АЭС с реакторами на легкой воде, Atominfo.ru, 11.11.2009
17.  Статья-интервью С.Б.Рыжова «ОКБ «ГИДРОПРЕСС»: Наука и практика мирового масштаба», Журнал «Национальная безопасность», 04.2009
18.  Статья-интервью С.Б.Рыжова «Бюджетной» безопасности быть не может», Журнал «Безопасность ядерных технологий и окружающей среды», №2.2011
19.  Интервью Сергея Борисовича Рыжова «Завершение первой очереди Тяньваньской АЭС – это важнейшее событие», Polit.ru, 15.11.2007
20.  Интервью Сергея Борисовича Рыжова «ВВЭР на сверхкритическом давлении - наиболее перспективный вариант развития», Nuclear.ru, 09.10.2010







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6522