Сущее вне точек зрения
Дата: 05/12/2014
Тема: Физики и Мироздание


Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 


«А не надо никаких точек зрения! – ответил странный профессор, - просто     он существовал  и больше ничего».  
                                                     (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Это третья, замыкающая, статья о попытках осмысления некоторых элементов  кантовского учения, связанных с характером научного  постижения и мира, в частности.


 
Вторая статья получила немного откликов, но и  они важны. Меткий и емкий приведен  цитатою из знаменитого романа: «Взять бы этого Канта… в Соловки!». Сопоставление имени Канта со словосочетанием «знаменитый философ» не отражает  исключительной многозначности его учения.  Точно также ничего не говорят словесные пары:  Платон - философ, Коперник - астроном, Ньютон - физик. Кант – творец новых форм миропознания, показавший пределы возможности познания и его границы. 

Наука, особенно неотделимая от математики, – та область  деятельности, где без принятия принципов  кёнигсбергского мудреца творческое продвижение немыслимо. Эмоционально спокойно, без проповеднического подъёма,  едва скрывая усмешку, Кант отвергает все  выработанные  тысячелетиями   канонические доказательства «бытья Бога» (Аристотель, святые Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц…) Он показал их противоречивую тавтологичность и,  более того, несостоятельность самой постановки вопроса  «доказательства». При этом, Высшее Абсолютное Начало, Его необходимость  для Канта бесспорны.  Такая теистическая установка (вне доктринальных религиозных систем) опирается  на самое веское «доказательство», точнее – свидетельство, какое только может существовать: единственно неколебимую реальность  мыслящего  (самосознающего) «Я». Или, иначе,  убеждающем реализме самонаблюдения собственной душевной организации.  Это опыт интеллигибельного  самосознания.

 Вот некоторые этапы «опыта»:  
1. Неопровержимая данность личностного сознания, отдающего отчет в «закольцованной»  явственности самого себя  «самому себе».

2. Схватывание  внутренним взором неограничиваемой ни временем ни пространством общности  («Всё во мне»).

3. Неустранимая  данность  существования «Я», «не в качестве вещи».

4. Сознание, строящее и упорядочивающее нормы  поведения и систему ценностей   (отбор и направление личных событий) – мораль.  

5. Устремления заглянуть за пределы  собственных ощущений…

Сознание. Самосознание… Всеохватность в единственности «Я» («трансцендентальное единство апперцепции» по Канту).  Реализм   личностного субъекта не может обойтись без допущения связи с того же рода реализмом  Безусловной Сущности.  Мы вынуждены считать Её сакральным первоисточником возможности опыта  личного  сознания.  Кант, в беседе с Карамзиным назвал эту Безусловную Сущность «Всевечным Творческим Разумом». «Всевечный» – вне критерия времени. Время по Канту – субъективная форма созерцания явленного («явление», событие),  не принадлежит «вещи самой по себе».

Кант совершил переворот в сложившейся тысячелетиями практике осмысления понятий и взаимосвязи Творца, Творения, Бога, Природы, с её зыбким, да что там лукавить, малоубедительным, практически необоснованным, утверждением «реальности» Бога. На присоединение принципа «знания»  к рассуждениям о такой сущности существовал строжайший запрет.  Именно  потому в последнем тысячелетии не просто утвердилось, но просто вросло в культуру, систему жизни, мышления, безвариантное «верую» и «вера». И, даже, «Верую потому, что нелепо» (Тертуллиан). Присоединение какого-либо обоснованного смысла, основанного на проверяемом знании, начисто исключалось. «Коперниканская Революция» Эммануила Канта в том, что он обосновал Реальность Высшей Сущности (Абсолюта), исходя не из пантеистичесих эмоций от «реалий» Внешнего Мира  с его Красотой, Гармонией,   Целесообразностью,  Добром и Злом, (вещей «импрессионистических», субъективных), а из неоспоримой реальности, единственно безоговорочно  «утвержденного» факта – души самосознающей личности. Неколебим реализм: «я существую мыслю» и, главное, «это знаю».  Красота, Гармония, Целесообразность, Добро, Ценность – субъективные конструкты души, а потому «Душа» основание  утверждения  Абсолюта.  

По Канту, исходя из существования души, из факта её творческой продуктивности можно принимать истину Абсолюта «фактологически подтверждаемой». Не эфемерные «блики, тени» запечатляемые сознанием, как картина мира, а само сознание – опора принятия Бесспорной Данности. Блистательный философ Мераб Мамардашвили определил сознание, как «страсть чувствовать себя существующим, и убеждаться вновь и вновь в неотменяемости своего существования». Здесь удивительно ёмкое, исключительно полнозначное слово «неотменяемость». Во все времена оно подразумевает тысячелетия неискореняемого «наваждения» бессмертием. «Бессмертие» – нестираемо из «личного протокола текущей событийности»,  несмотря на самые грандиозные достижения наук. Это «наваждение» вмонтировано в сознание, являясь его органикой, как и сакральный «код» –   «знаю», хотя бы даже  истины: «не знаю». Необходимость Абсолюта – неизбежно следует как полаганье самосозающей личности, наделенной  ощущением неотменяемости, и владеющей истиной своего существования. Эта дихотомия требует соединения Абсолюта с понятием «бессмертия души». И, если кто-либо признает «Первое», то принимает и «второе», и наоборот, отвергая …    

Здесь мне придется сослаться на ставшие банальностью,  из-за частого повторения,  слова  Канта  «…звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». Действительно, осознанная побуждающая сила совершения добрых дел поступков личности, не привязанных к личным материальным интересам, до открытия эволюции, могло признаваться материально необусловленным признаком теистического идеализма. В пост-дарвинское время «моральность» и альтруизм (он наблюдается и в мире животных) естественней связать с фактором, обеспечивающим сохранение и выживание популяции, т.е. вполне «материально» возникшим в борьбе за существование. Так что, Канта можно слегка «уточнить»: не «моральный закон внутри меня», а «осознание морального закона внутри меня». Именно «железное», «стальное», «гранитное», «алмазное», нетленное, невесомое, вневременное – осознанная  явственная данность Первосущности, породившей Сознание.   В процессе работы интеллекта, всегда можно подойти («приблизиться») к  предпосылочному основанию, которое не поддается анализу в силу своей бесконечности. Именно, исходя из этой парадоксальной ситуации, разум  в работе постижения приходит к «Беспредпосылочному Началу» (Б.Г. Кузнецов)      – Бесконечной Творческой Сущности.

«Моральный закон во мне…», не знаю, заметил ли кто-нибудь среди кантоведов (несть им числа!), что «моральный закон» выделенный и особенно оговоренный как регулятивный, введен Кантом  по примеру того, что было сделано Ньютоном, предложившим Третий Закона (Постулат). На основании только первых двух, открытых Галилеем (движение по инерции и его изменение под влиянием воздействия (силы), невозможно построить замкнутую систему механики. Гений Ньютона проявился в том, что он открыл совершенно «абстрактное», не явное и не видимое, но необходимое условие работы любой, сколь угодно сложной  кинематики. Условие, при котором можно подчинить цепочки событий причинно следственному закону, и ввести понятие «живой силы» – кинетической    энергии.  (Третий Закон:  «Действие всегда (!) равно противодействию…) Академик С. И. Вавилов полагал, что Третий Закон, как и Закон Всемирного Тяготения – пример гениальной проницательности Ньютона. Отныне, в механике, шире – в физике, можно предвидеть и последовательность и направление или, по крайней мере,  «стрелу» устремления событий.  

Моральный Закон определяет самостоятельный, не навязываемый внешними обстоятельствами необходимости, выбор поведения и формирование  личных событий и поведения. Осознанно с  ощущением должного. Этот выбор (или отказ) внутри   нравственного «пространства». В этот нравственный закон, как очень важный элемент, входит даже сожаление о невозможности следовать нравственному побуждению или умышленного его нарушения. В любом случае имеет место связь с миром материи. В мире материальной активности (действия), моральный закон влияет, а то и полностью определяет цепочку событий, по крайней мере, их направленность. Этот Закон действует даже там, где с ним не считаются, оказывая реактивное действие, рано или поздно изменяющее направление событий.  Организация событий жизни личности определяется комбинацией – взаимодействием предписанных обществом законов и той или иной степени свободного морального выбора. Моральный принцип – аналог третьего закона. Мне кажется, что я самостоятельно нашел эту аналогию у Канта. Пусть меня оправдает  знаменитое  высказывание Эйнштейна: «Что касается философии Канта, то у каждого свой Кант…».   

Кант – астроном, математик и физик. Он предложил гипотезу о формирования Солнечной системы, не потерявшей актуальности и ныне. Независимо нашел формулу  кинетической энергии. Как математик он связал трехмерность пространства со свойством гравитации. «Вызывает изумление, что за 80 лет до Мёбиуса Кант установил: «любой ассимметричный трехмерный предмет может быть «вывернут» в пространстве высшей размерности» (Мартин Гарднер).   Глубина Канта позволяет каждому, хотя это  не просто, найти для себя новое и значимое. Выдающийся физик Карл фон Вайцзеккер: «Я уже 15 лет читаю лекции и провожу семинары по философии Канта и по своему опыту знаю, что после каждого нового прочтения его трудов я нахожу, что мои возражения против него были вызваны просто тем, что я все еще не до конца понимал его». (Поэтому и я прощаю себе дерзостную попытку найти у Кёнигсбергжца нечто, незамеченное другими). 

Если неопровержимая реальность осознания самого себя и неоспоримо познаваемый факт осознанного морального принципа неизбежно по Канту приводит к Первосущности, то пост-кантовское двухсотлетие добавило к этому мощнейший аргумент «эволюции». Мир, каким его сейчас видим, эволюционировал из неструктурного («иноструктурного») исходного состояния и развивался по законам, правилам, разрешенным природой, путями, приведшими к реализации сознания.  Это значит, потенциально  такая возможность присутствовала в Исходном (например, вода или фторопласт).  Тоже можно отнести к сознанию. Таким образом, к кантовским доводам присоединяется фундаментальный аргумент «Необходимости  Ультрапричинной Первосущности – с исходными условиями космогонической эволюции» (Б. Г. Кузнецов). Слепое доверие, бездумная убежденность, не относятся к категории «знания», они из области веры, мнения, полагания.

Кантовская революция аннулировавшая «продуцирование мудрости» небесами и оставив это  человеку. Спокойно, неспешно, многословно,  издалека он открывает релятивистский смысл понятия «религиозные убеждения» и «вера». Он тактично показывает их место и  необходимость снижения безапеляционной пафосности того, что прячется за этими терминами. Кант не убоялся поставить эти понятия на более низкий пьедестал, сняв их с постамента «непререкаемости». «Я возвысил (поднял) знание чтобы освободить место вере». «Верую» – это снижение интеллектуальной высоты мыслящего, отказ воспользоваться собственной полнотой и  силой строить и оценивать мир в соответствии с уникальным, присущим только ему «инструментарием» эмоций, чувств, взглядов, ценностей. Некритическая «религиозность» – это отказ принимать открытую для  взаимодействия  трансцендентность «вещи в себе» и  право (дар) строить мир  под  человеческое начало.    Кант – теист. Абсолют, Беспредпосылочное  Начало, Центральный Порядка Вещей (по Гейзенбергу) – знание. Мыслители во все времена приверженные сущностным, в первую очередь математическим формам постиженияя –  исходят из знания, как теистического миропонимания. Это никак не вера, не религиозность, – это   концептуальность. ( Вера и религиозность, проявляемые в доктринальных формах религий –  воспитание,  общественная и языковая культура).

Реализм и необходимость «Высшего Беспредпосылочного Начала» – фундаментальная необходимость, принципиально не совместимая с требованиями «доказательства». Нужно ли, точнее, не бессмысленнее ли, доказывать существование «натурального ряда чисел» с его бесконечностью и грандиозностью открытий таящейся в его сущности  и нескончаемым запасам «Гармоний», «Поучений», «Наставителений» и «Поощрений» (расширение смыслов Числа: трансцендентные, иррациональные и т.д.). Недоказуемая реальность Числа. Его божественное могущество, не стираемое свидетельство «реализма» Высшей Абсолютной Сущности. Этот «железный» реализм «мистики чистой мысли» (Поль Валерии).  Явная, но недоказуемая  «умная» ирреальная реальность учит и требует доказывать внутри моего бытия, но не Мое «бытиё себя»! Так Пифагор доказал теорему бесконечности «простых», а Ферма… и т. д.

Натуральный числовой ряд – пример бесконечного могущества реализма иррационального (в Платоновском понимании).  Здесь «Явленная Истина» числа  упомянута, как «предъявленный диплом» Действующего Беспредпосылочного Начала (в Гёделевском понимании). (Поскольку дальше мне необходимо привести слова некоторых выдающихся мыслителей, я сокращу длинные наименования типа  «Беспредпосылочное Начало» и вместо применю слово Бог, так, как понимали и применяли его они – математики). Но, Боже мой, как трудно человеку «прожившему» 18 лет со Сталиным и «дрессируемому» еще 40 после, правильно воспринимать  не марксистские термины!  (Пример дрессуры. Декабрь 1953г. ЛПИ. Комс. собр. Исключают за словоупотребление: «…в брошюре Сталина, вместо,  …в гениальном творении»). Любые объективно мыслящие исследователи,  и в первую очередь опирающиеся на доказуемое и проверяемое знание, укорененное  на теистической обоснованности Сущего, имеет основания, по крайней мере, априори полагать не бессмыслицей  бессмертие души (посмертное существование). Кант  утверждает это в трактате «Конец всего сущего».  Математик и выдающийся популяризатор Мартин Гарднер, сотрудничавший со многими великими учеными (например, с Ричардом Фейнманом) пишет: «Философский теист – верящий в Бога, но не являющийся последователем какой либо упорядочивающей религии. Перечень таких мыслителей обширен и содержит немало достойных имен. Начинается он с Платона и включает в себя Канта… Вместе с полем Дираком и тысячами других выдающихся математиков, я верю что существует Бог – непревзойденный математик, чьи познания в этой науке гораздо обширнее наших. Даже будь я атеистом, мне бы казалось чудовищным высокомерием считать, что математика существует лишь в сознании разумных обезьян… Сознание – свидетельство  Высшей Сущности». («Была бы я рыбкой). 

 «Знание о своем понимании, представление о предмете понимания – божественное трансцендентное свойство  сознания. Возможность осознавать  стройность и порядок Космоса, как и непостижимость смерти во все времена и до Коллайдера и Телескопа Хаббла принимались свидетельством Высшей причинной Гармонизирующей Силы. Если говорить о мыслителях современной эпохи, их уверенность в этом только укреплялась. Светила эпохи: Планк, Эйнштейн, Шрёдингер, Гейзенберг, Борн. Современники: Хокинг, Пенроуз не скрывали своих теистических и даже религиозных установок и в той или иной степени были приверженцами Канта. Некоторые открыто признавали бессмертие (Шрёдингер, Дирак).

Веселый, мудрый, жизнерадостный,  жизнелюбивый атеист Анатоль Франс писал: «Но, если, нанося удар, смерть не вычеркивает нас из бытия, будьте уверены, мы встретимся с вами за могилой совершенно такими же, какими были на земле». (Сад Эпикура).  Нобелевский лауреат прав, если «не вычеркивает» то это логично, иначе какой смысл «продолжения».
«Кант выводит существования Бога из бессмертия души, а не наоборот – бессмертие из существования Бога…

 Используя слово «Бог», я подразумеваю Бога, позволяющего жить после смерти» (М. Гарднер. «Была бы я рыбкой»).                          






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5707