Беспощадно честное знание: для чего нужна Россия
Дата: 03/10/2014
Тема: Время и судьбы


Историку и философу Юрию СЕМЕНОВУ (р. 05.09.1929) – 85 лет

Николай КУДРЯКОВ

«Что я могу знать?». «Что я должен делать?». «На что я могу надеяться?». Это вопросы, на которые пытался ответить основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант. Классика – это когда вечными оказываются не ответы, а вопросы. А вопросы, на которые и сегодня, спустя двести с лишним лет после Канта, обязан отвечать всякий вступающий в сознательную жизнь человек, именно таковы -  что должно знать, на что можно надеяться и что должно делать.


Вооружить знанием свой разум, чтобы понять, что произошло в России и в мире на рубеже тысячелетий. Понять, что произошло и что происходит, чтобы выполнять свой человеческий долг.

Что такое человек и в чем состоит «природа человека»?

Существует ли «общество» (и «общества») или существуют только отдельно взятые индивиды?

Существует ли человечество как объективная реальность, или существуют только отдельные страны и народы, каждый из которых обладает уникальной и неповторимой историей и культурой?  Или, напротив, каждому народу уготовано пройти один и тот же исторический путь?

Являются ли таким общим и неизбежным будущим для всех стран и народов капитализм и «нормальная рыночная экономика»?

Существуют ли законы истории и если да, то каковы они?

Что считать прогрессом?

Какую роль сыграли в истории отдельные народы, сообщества и личности, в чем значение тех или иных исторических событий?

Какое место во всемирной истории занимает Россия?

Чем явилась для России и для человечества Октябрьская революция и «советская цивилизация»?

Ленин  – как сказано у Маяковского, «что он сделал, кто он и откуда

Почему распался СССР? Как оценивать горбачёвскую перестройку и ельцинские радикальные экономические реформы?

Что происходит с Россией и с человечеством сегодня?

Куда движутся России и у человечества?

И, самое главное,  что делать сегодня и завтра отдельно взятому человеку?

Без малого десять лет тому назад «Литературная газета» провела на своих страницах дискуссию «Перестройка. Двадцать лет спустя». В послесловии к дискуссии (ЛГ № 27’2005) редакция призвала «не прекращать усилий в стремлении понять, кто же мы сегодня и что ждёт нас завтра».

Призыв к серьезному разговору о том, «что происходит» с Россией и в России, с миром и в мире на страницах ЛГ тогда поддержал, в частности, Андрей Фурсов. В статье  «Виновны в непонимании» (ЛГ № 10’2006) А. Фурсов пишет (и совершенно справедливо) что без постановки вопроса «что происходит?» «…невозможна разработка стратегии геоисторического развития». Справедливо и его замечание о том, что неумение хотя бы поставить этот вопрос «свидетельствует не просто о незрелости, но об инфантилизме тех групп, которые претендовали и претендуют на роль властной и интеллектуальной элиты».

До какой степени инфантильной может быть наша властная элита, сегодня может свидетельствовать, например, заявление Д.Медведева о том, что мы-де не понимаем, что происходит на Украине.

Но если о том, «что происходит» не хочет думать наша нотариально заверенная элита, это не значит, что об этом не думает никто. И это не значит, что ничего заслуживающего внимания о происходящем в России и в мире вообще ничего не сказано.

Вопрос «что происходит» превращается в вопрос о том, есть ли сегодня в России серьезные обществоведы, которые занимаются современной Россией и современным миром; в вопрос о том, какими научными школами и именами представлено современное обществознание, какими концепциями вновь добытое понимание России и мира оформлено; в каких научных текстах, статьях, монографиях оно изложено.

Да, действительно, «нам нужно беспощадно честное знание о самих себе». Нам нужно беспощадно честное знание о характере, предпосылках и результатах русской революции, о сути «советской цивилизации» и о её месте в истории, о причинах и результатах перестройки, о причинах и последствиях распада СССР, о типе и характере современного российского общества – а тем самым именно о том, «кто мы же сегодня и что ждёт нас завтра». Искомая картина мира должна показывать нам наше прошлое, настоящее и возможные варианты будущего в контексте всемирной истории и стоятьэта картина мира должна на фундаменте серьезной историософской концепции.

Вопрос «что происходит», равносилен вопросу о том, существует ли сегодня эффективный метод познания социальной и исторической реальности, адекватная обществоведческая теория, – поскольку только теоретическое знание выполняет прогностическую функцию. А именно прогноз нам нужен сегодня, если, как отмечала ЛГ в предисловии к дискуссии о перестройке, «если мы не хотим по-прежнему брести вслепую навстречу судьбе, раз за разом оказываясь совершенно не готовыми к реальным испытаниям».

И нам нужно не только объяснение нашего настоящего и прогноз на будущее. Нам нужен ответ на вопрос, зависит ли это будущее от наших усилий. Нам нужно объяснение, что на что мы можем надеяться и что мы можем и должны делать. Объяснение исторической перспективы нам необходимо как объяснение наших человеческих обязанностей.

Мне кажется, что адекватное теоретическое описание нынешней российской действительности и реалистический прогноз будущего (причем будущего, понимаемого как будущий результат человеческих усилий), удалось создать российскому историку и философу Юрию Ивановичу Семёнову. Картина мира, созданная Ю.Семеновым, - это, по-моему, и есть та теоретическая основа, которая может быть положена в основу действий по выводу России из тупика.

***
Юрий Семенов – ученый и педагог с более чем полувековым стажем. Как ученый мирового уровня он заявил о себе в 1964 году уникальной по глубине монографией «Как возникло человечество».



Насколько серьёзными могут быть результаты исследований по новейшей истории, когда за эти исследования берется специалист по первобытному обществу и ранним цивилизациям – хотя бы это и специалист с мировым именем?

Только благодаря многолетним занятиям первобытной и древней историей Ю. Семенов сумел добиться выдающихся результатов в осмыслении истории современной. Занятия первобытной историей как ничто другое дисциплинируют и оттачивают разум, приучают мыслить теоретически, искать и находить во всяких изменениях внутреннюю логику и причинно-следственные связи, ставить фундаментальные вопросы: что такое человек, что такое человеческое общество, что такое мораль, что такое собственность и т.п. Кто научился понимать историю первобытности, тот понимает историю как таковую.

Только специалист по древней истории мог выдвинуть, обосновать и детально разработать идею о том, что общество, сложившееся в СССР на рубеже 20-х 30 годов, по своей структуре и по отношениям собственности было аналогично государствам Древнего Востока.


Работая как историк первобытности и древности, Ю.Семенов сложился как незаурядный теоретик, философ и специалист в области теории познания. Во многом благодаря культуре мышления, выработанной в работе над историей первобытностью, Ю.Семенов смог написать одну из главных своих работ- "Философию истории", которая, как справедливо указано в аннотации, представляет собой «уникальный энциклопедический справочник по философии истории и общей теории исторической науки, не имеющий аналогов не только в нашей, но и в мировой литературе".

Именно в этой книге Ю.Семенов излагает свою теорию исторического процесса и развёртывает целостную и логичную картину всемирной истории, в контексте которой рассмотрена и история России.



Свою концепцию всемирной истории Юрий Семенов называет глобально-стадиальной. В ней синтезирована существенно обновленная автором теория общественно-экономических формаций и идея «исторической эстафеты».

Принцип исторической эстафеты Юрий Семенов рассматривает как способ смены общественно-экономических формаций. Историческая эстафета – это передача от одних стран и народов к другим роли лидера исторического процесса, роли носителя наиболее передового на данный момент типа общества. Эстафетным образом – то есть от одних народов к другим - произошла смена эпохи Древнего Востока на античную, и античной – на феодальную. Такое понимание исторического процесса помогает понять направленность исторических событий, которые человечество пережило в минувшем XX веке, и которые ему предстоят в веке наступившем.

История XX века – это поиски человечеством нового типа общественного устройства, более высокого, чем зашедший в тупик «нормальный» капитализм. Согласно Ю.Семенову, западный капитализм является такой же тупиковой и не способной к преобразованию изнутри формацией, каким была в свое время древневосточная, и затем – античная. И точно так же, как выходом человечества из тупика в свое время оказалась передача исторической эстафеты от народов Ближнего Востока народам Средиземноморья, а затем, от греков и римлян – германским племенам, обитавшим на окраинах Римской державы, - так и теперь выход человечества из тупика и рывок в развитии возможен только через передачу исторической эстафеты, через обретение человечеством нового лидера.

Самым серьезным кандидатом (если не единственно возможным) на роль такого лидера сегодня является Россия.

Первая работа Ю.Семенова по новейшей истории России стали достоянием читающей публики в 1993 году. Это была статья под характерным названием «Россия: что с ней случилось в двадцатом веке» Статья стала событием. И согласимся, что именно попытками ответить на вопрос, «что случилось с Россией в двадцатом веке», вменяемые и думающие люди сегодня и вынуждены заниматься. В статье Ю. Семенов рассмотрел устройство советского общества и его генезис. Суть и выводы этого рассмотрения – в СССР существовало классовое общество, основанное на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Всякий господствующий класс подчиняет эксплуатируемых не только прямым насилием (а про истинную природу «большого террора» Юрий Семенов здесь рассказал тоже), но и обманом; всякому господствующему классу нужна охранительная идеология - и в СССР господствующий класс в качестве охранительной идеологии приспособил марксизм,  выхолостив и извратив его. Отдельный раздел статьи посвящен рассказу о том, как в СССР выжигался каленым железом подлинный марксизм -  мировоззрение творческое и гуманистическое. Реальный марксизм в СССР стал возрождаться только после смерти вождя, и то только в виде своеобразного факультатива, которым занимались единицы. Быть марксистом в позднем СССР на самом означало быть оригиналом и фрондёром. (Каким был, например, психолог, философ и педагог Эвальд Васильевич Ильенков).  Показав, что из себя представлял советский строй, и в чем была его позитивная и созидательная роль, Ю. Семенов объяснил, почему он себя исчерпал и нуждался в замене.  

В 1995 году выходит статья «Россия: что с ней было, что с ней происходит, и что её ожидает в будущем». В этой работе систематически рассмотрены основные результаты так называемой «радикальной экономической реформы» и показано, что эти результаты следует рассматривать только как национальную катастрофу.

***
А что же, еще раз, произошло с Россией? Где мы находимся сейчас, и что мы должны делать?

«Периферийный капитализм» - вот диагноз современного российского общества. Это понятие сейчас на слуху, и многие согласны с тем, что  именно такого типа общества имеет место сейчас в России. Ю.Семенов сказал об этом первым, и сделал из признания этого факта очень далеко идущие выводы.

Выводы этот таковы – капитализм как мировая система с самого начала своего существования представляет собой геоэкономическую систему - симбиоз центра и периферии; центра - передового в культурном, экономическом и военном отношении, и периферии - отсталой, слабой, зависимой от центра и эксплуатируемой центром. Процесс, который когда-то был назван «развитием капитализма вширь», свелся не к всемирному распространению «нормального капитализма», не к преобразованию мира по образу и подобию Западной Европы, а к превращению мира в огромную периферию Запада. За пределами своей исторической родины капитализма – то есть за пределами Западной Европы – «нормальный капитализм» прижился только в немногих местах – в Северной Европе, и в европейских колониях переселенческого типа - в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Единственным неевропейским народом, построившим «нормальный» капитализм, оказались японцы.

В конце 19 – начале 20 века по миру прокатывается волна революций, целью которой было освобождение от периферийной зависимости. В числе этих революций была революция в России. В советской историографии был период, когда Россия считалась «полуколонией» промышленно развитых европейских стран. Полуколонией Россия, конечно, не была. Сохраняя статус великой европейской державы, Россия находилась в положении младшего партнера и клиента европейских держав. Россия была страной периферийного капитализма.

Ю.Семенов напоминает, что к октябрю 1917 г. чистый внешний долг России достиг величины в 14 млрд. 860 млн. рублей, или по паритету, $ 5 млрд. 937 млн. Что из всей внешней задолженности всех стран мира, составлявшей в 1917 г. сумму в $ 16 млрд. 385 млн., составляло свыше одной трети.  Это был самый крупный в мире внешний долг.
 
Понимание Октябрьской революции как революции, призванной покончить с зависимым состоянием России, как революции социорно-освободительной – вот, по-видимому, единственно справедливый взгляд на русскую революцию, который предлагает Юрий Семенов.

Из страны периферийного капитализма в полуколонию Россия превратилась бы, если бы в гражданской войне победили белые армии. Этого не случилось, потому что новая власть, создав боеспособную армию и опираясь на поддержку большинства населения, отстояла независимость и территориальную целостность России. Объявляя эту революции национальным предательством, нынешние руководители России просто расписываются в собственной никчемности и в неспособности служить подлинным интересам России и её народа.

***
Октябрьская революция не была социалистической, и социализма в СССР не было. Сложившееся к концу 20-х годов общественное устройство исключало доступ народных масс к управлению обществом и средствами производства и ставило большинство народа в положение эксплуатируемых. Но это общественное устройство обеспечило беспрецедентную степень концентрации ресурсов и невиданные в истории темпы экономического и культурного развития. Потом эти общественные отношения полностью изжили себя и стали тормозом для дальнейшего развития. В начале 80-х годов страна встала перед необходимостью замены общественного устройства. Страна была поставлена перед необходимостью социальной революции. Так называемая перестройка и явилась, с одной стороны, попыткой верхов совершить эти назревшие – революционные по своей сути - перемены, а с другой – попыткой этих же верхов сохранить и упрочить своё положение. Попытка обновления и оздоровления общества советской элите не удалась. Зато ей удалась попытка усилить своё господство.

Сохранить и упрочить свое положение номенклатуре удалось, расчленив страну и сдав её. Горбачёвщина – это идеология и технология сдачи своей страны правящим классом, - выжившим из ума и потерявшим всякую социальную ответственность. Горбачёвщина – это победа и торжество «белого дела». Канонизация Николая II, памятник Колчаку, возвращение праха Деникина – это не символы примирения. Это символы торжества. Сегодняшний православно-монархический и белогвардейский декор - это знаковое оформление поражения России перед внешним миром. В России произошла реставрация периферийного капитализма. Россия вновь стала младшим партнером и клиентом. Сегодняшние правители России - это люди с психологией временщиков и эмигрантов.

С распадом СССР и реставраций в России периферийного капитализма закончилась всемирно-историческая эпоха, которая началась в 1917 году и которая называлась «Новейшей историей».

***
Мир вновь разделен на передовой центр, обладающий абсолютным превосходством, и отставшую во всех отношениях периферию. Разница между началом XX и XXI века, безусловно, есть. Центр сегодня, несмотря на тактические разногласия, в главном сплочен и солидарен. Он солидарен в решимости сохранить и укрепить свое господство. Центр эволюционировал к тому варианту, который когда-то предполагал Карл Каутский и возможность которого категорически отрицал Ленин: центр стал ультраимпериалистическим. Открытый конфликт между странами центра невозможен. Центр стал сильнее, и в этом смысле ситуация в мире гораздо хуже, чем сто лет тому назад.
Периферия, в отличие от ситуации в начале XX века, не вся является зависимой. К независимой периферии относятся Китай, Иран, Вьетнам, Куба, Беларусь. В сегодняшнем дне этих стран материализованы результаты двух волн национально-освободительных революций, прокатившихся по земному шару на рубеже XIX –XX веков и в середине  XX века.

Но время работает против немногих независимых народов, время работает против человечества. Зона независимой периферии постоянно несет потери. В странах зависимой периферии зависимой на смену умеренно прозападным лидерам к власти приходят откровенные марионетки – как на Украине. По мере того, как центр расширяет зону господства, сокращается срок, отмеренный для исторического бытия немногих независимых народов.

С распадом СССР и с возвращением России в разряд периферийных зависимых стран, развитие человечества идет по нисходящей траектории. Окончательная победа Запада, окончательное превращение периферии в периферию зависимую, окончательная колонизация планеты Земля Западом обозначит на Земле начало конца цивилизации как таковой.

Человечеству нужен мобилизационный план. Человечеству нужен плацдарм стратегического развертывания. Человечеству нужен исходный рубеж для контратаки. Таким плацдармом может быть только военно-политический альянс России, Индии и Китая. Идея формирования такого союза была выдвинута и обоснована независимо друг от друга Юрием Семеновым и другим российским ученым – востоковедом Александром Григорьевичем Яковлевым.

К сожалению, эта идея по сей день остаётся «вещью в себе». Она не востребована ни российской правящей элитой, ни левой оппозицией. Категорически отвергает идею российско-китайского военно-политического союза Владимир Путин, которого некоторые слабонервные граждане считают чуть ли не патриотом.

А для думающих и по-настоящему любящих Россию людей перспектива создания «Восточного НАТО», - должна стать той самой искомой национальной идеей.
 
Национальной идеей перспектива создания «Восточного НАТО» должна стать программой и лозунгом всех, как говорили когда-то, людей доброй воли.

А теперь вернемся к Канту. Идея «Восточного НАТО» - это то, что надо знать.

Перспектива его создания – это то, на что надо надеяться.

Но прежде чем стать инициатором и лидером «Восточного НАТО», Россия должна перестать быть холопом «Большой семерки», должна покончить с собственным зависимым состоянием. Содействовать этому - вот долг всякого российского гражданина.

Идея «Восточного НАТО», как идея шанса на спасение для человечества, - это своего рода открытие в исторической и социальной философии. Чтобы оценить эту идею и сделать её руководством к действию,  нужно возвыситься до понимания тех предпосылок, которые лежат в её основе. Нужно возвыситься до тех вопросов, ответом на которые она явилась - от вопроса о том, что такое человечество и как оно возникло, и до вопроса, есть ли у человечества будущее.

Ну, а что касается Украины, события в которой непонятны как Д.Медведеву, так и нашей элите в целом, то без малого 10 лет тому вышла небольшая работа Ю.И.Семенова «Украинские президентские выборы 2004 года как эпизод глобальной классовой борьбы».

«… процесс глобализации ведет к объединению всех стран мира в один единый социоисторический организм. Этот организм возникает как классовый: страны центра образуют в нем господствующий эксплуататорский класс, страны зависимой периферии — эксплуатируемый класс. Вместе с глобальным социоисторическим организмом с неизбежностью возникает борьба между составляющими его классами — глобальная классовая борьба. В течение десятилетий после окончания второй мировой войны на западный империализм был надет намордник. Он был вынужден считаться с силой СССР … С исчезновением СССР … намордник был сброшен. Из двух существующих исторических миров: центрального и периферийного реальной силой является сейчас только первый. И Запад, возглавляемый США, перешёл в наступление. Его целью является установление своего полного господство над всем миром. Главную опасность для него представляют страны независимой периферии. И первые удары были нанесены по ним. В результате агрессии 1999 г. против Югославии страна практически распалась и в обеих её частях (Сербии и Черногории) утвердились прозападные режимы… 
Применительно к странам зависимой периферии задача Запада заключается в увеличении степени их зависимости от него, в приведении там к власти полных его марионеток. Именно в этом заключается сущность происходящих на Украине событий —  США стремятся привести там к власти таких политических деятелей, которые были бы их покорными слугам. Попутно решается ещё одна задача — ослабление позиций России. 
Всё дело в том, что наша страна в потенции представляет собой самое серьёзное препятствие на пути реализации западных планов установления  мирового господства или, выражаясь языком американских государственных деятелей, нового мирового порядка (new world order). В случае ухода от власти нынешнего руководства, угождающему Западу, сдающего ему одну позицию за другой, Россия может стать инициатором создания  тесного союза с Китаем, Индией, а может быть и с Бразилией. Вокруг этих четырех мировых гигантов может объединится большинство стран периферии. В таком случае возникнет новая сила, способная противостоять мощи Запада. Результатом явится освобождение периферии от зависимости от Запада… Опасаясь возрождения России, Запад прилагает все усилия, чтобы изолировать её и ослабить. Операция Запада на Украине явно преследует и эту цель.
Вопреки все высказываниям и наших теперешних руководителей, и наших поклонников «атлантических ценностей» никакого партнерства между Россией и Западом в принципе быть не может, если, конечно не считать партнерством отношения между рабовладельцем и рабом, помещиком и крепостным крестьянином. Создание США т.н. «мировой антитеррористической коалиции» представляет собой не что иное, как попытку расколоть мировую периферию и использовать часть образующих её стран для полного закабаления  другой их части. «Divide et impera» — старый прием всех империалистов, не исключая самых последних. Часть стран Центральной Европы (Польша, Венгрия и т.п.) и СНГ (Грузия) уже поспешили войти в состав этой лакейской (холопской, холуйской) периферии, предвкушая щедрые подачек с барского стола. Не вошла еще пока, но близка к вхождению в лакейскую периферию Россия. Если это произойдет, то её песенка будет навсегда спета: она будет обречена на вечную отсталость, а её народ — на нищету и вымирание. Вот, что реально скрывается за призывами наших либералов навсегда отказаться от «имперского проекта», двигаться в сторону Запада, принять «западные ценности».

Примечания.
Значительные подборки работ Ю.И.Семенова имеются на ресурсах www.istmat.ru (редактором- составителем является автор данной статьи) и www.scepsis.ru.


На фото: Ю.И.Семенов. Фото автора, 1999 г. г. Долгопрудный.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5560