Сознание - не сирота
Дата: 17/01/2014
Тема: Физики и Мироздание


Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 

Доброжелательный отклик профессора Б.Г.Гордона на мою статью побудил  продолжить обсуждение. Прежде всего, о  спиритуалистическом характере основ самых точных,  поверяемых, «утвердительных» и  основательных наук  – физики и математики. Но, сначала о том не вещественном, но объективном, что возбуждает жажду постижения. Радость обретения  того, что, не служа   прагматическим целям, удовлетворяет потребности общения с «миром идеальных сущностей доступному нашему восприятию  не обычным физическим путем, а посредством интеллекта» (Р. Пенроуз).


Эта потребность понимания, будучи   проявлением деятельного духа, признак не расчленяемого единого, с чем  соотносятся  слова: Я, Единственность, Личность, Мышление, Сознание, Ум, Интеллект. То есть, Сущности называемой (ничего не остается!)   Душой. Душа (по Канту и Спинозе - субстанция) - сущность где «размещено»   неизгоняемое ощущение бессмертия.

Наслаждение получаемое природным видом и такого же или еще большего удовольствия от пейзажа оживляемого на холсте, вопреки  условности этого предмета -  работа  духа.   
 
Спиритуалистична, наделенная невероятной силой картина   Солнечной Системы математической  «кисти» Кеплера - Ньютона или, если хотите, Мироздания Фридмана - Эйнштейна.  Исполненные в «палитре» классической механики или ОТО, эти  произведения в первую очередь отвечают  духовной составляющей личности, а не ее материальной нужды. Не той потребности в необходимом, которой пользуются не думая (например, воздухом), но в тяге осознанного   постижения.

Сознание своего уникального внутреннего мира это «страсть чувствовать себя существующим и убеждаться вновь и вновь в неотменяемости своего существования…
Ощущать принадлежность к каким-то глубинным силам и смыслам и продолжением этих смыслов». Эти слова Мераба Мамардашвили – характеристика ядра личности  – Души. Здесь  сплавлено  три не расчленяемых понятия (признаков личности): (само)сознание, единственность, существование. Душа – столь же целостное и содержательное, наделенная смыслом «вещь», как например «Я» или «Личность» и в той же степени действительная.  (Сказочный жанр наделяет это понятие необыкновенно богатым содержанием, что, иногда, мешает принять эту реальность).

«Все мыслящие самого себя существа суть простые субстанции, необходимо имеют характер личности и осознают свое существование обособленно от всякой материи».

«То, что нельзя мыслить иначе чем субъект, существует и есть следовательно субстанция…Я, как мыслящая  сущность есьм Душа – (субстанция)». (Кант)

В таком понимании душа - безусловная реальность и имеет право на использование по отношению к себе понятия «объектности» (в котором мы не отказываем, например, имея в виду личность). Интересно, Кант, разделявший мнение Эпикура о личностным бессмертии (представление, ставшее ныне почти общим местом) считал, что «основание одушевленности дает понятие  бессмертия».   Вообще, не знаю, в какой степени  такое мнение кёнигсбергжца утешительно, но оно дорогого стоит. Основные установки его философии еще ни кто не смог порушить, хотя попыток было хоть отбавляй, особенно со стороны английских логических позитивистов.  Кант многих, не только позитивистов, раздражал. И, прежде всего, своими «убийственными» аргументами о непознаваемости «вещи самой по себе», о субъективности понятий времен и пространства. Один из философов 19 века  заметил (приблизительно): «В систему Канта невозможно войти, не приняв «вещь саму по себе», но и выйти из неё после этого не возможно». Но особенно его невзлюбили за утверждение, что «Во всякой науке, науки ровно столько сколько в ней математики». Кант,  безусловно полагая необходимость существования Абсолютной Первосущности как «первоисточника всякой возможности».  Почти  с усмешкой, отверг все известные «доказательства» бытья Бога. Он предложил удивительный неожиданный довод необходимости существования Высшей Духовной Сущности – Абсолюта, исходя  из  реального факта самосознания – души, «поскольку разум не может обойтись без высшей тотальности, на которую он невольно претендует, помещая эту Сущность  за пределами возможного опыта». Сами попытки теологов «доказательства» такого всеохватного понятия противоречивы и бессмысленны. Реальность Бога по Канту, таким образом, очевидна по реальности его «части»,  выраженной рефлексией, сознанием и свободой (душей – spiritus).

Основополагающее в учении Канта - «вещь в себе». Она является (явление!) и постигается в соответствии присущими мыслящему субъекту специфическими формами созерцания  (времени и пространства). Если представить иное мыслящее существо с другой системой чувствования, то «явленное» (явления), передавали совершенно иную картину «вещи в себе». Кант:

«Если бы мы устранили наш субъект или же только субъективные свойства наших чувств, то все свойства объектов и все отношения их в пространстве и времени и даже само пространство и время исчезли бы: как явления они могут существовать только в нас, а не в себе. Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно не известно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же не обязателен  для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку».

Выдающийся физик и философ  Карл Фридрих фон Вайцзеккер, которого Эйнштейн упомянул в знаменитом письме к Рузвельту, писал: «Уже почти 15 лет я читаю лекции и провожу семинары по философии Канта и по своему опыту знаю, что после каждого нового прочтения его трудов я нахожу, что мои возражения против него были вызваны просто тем, что я все еще не до конца понимал его».

Удивительно, как трудно было удержаться авторитету и высоте учения Канта в эпоху полновластия Галилео-Ньютоновой классической механики. Естественен, неоспорим, очевиден и независим от взгляда наблюдателя совершенный механизм Вселенной. Абсолютное время и пространство. Незыблема истинность открывшейся реальности и, нелепо полагать эту картину лишь субъективной формой восприятия. Казалось, каждому физику-механику близки слова Воланда: «Вы, профессор, воля ваша, что-то  нескладное придумали… Над вами потешаться будут».  Профессор как бы подтвердил афоризм Ежи Леца: «В действительности все не так, как на самом деле».

20-й Век. Как из рога изобилия посыпались открытия подкрепляющие правоту Канта о характере, пределах и формах  постижения, доступных разуму. Время (и пространство) действительно подтвердили себя как «субъективные формы созерцания» и, чтобы приспособить их к объяснению проявляемого в «вещи в себе» (явлениями), математическое мышление дозволило им удлиняться, укорачиваться, исчезать и становиться равным нулю. Причем это действительно и для микро, и для макро мира. Открылись состояния реальности совершенно не выразимые через понятия координаты и скорости (состояния суперпозиции). Базовые представления Канта, конечно модифицированные (не 18-й все же век!) наиболее близки запросам осмысления возможностей познания, как это представляется сегодня. Но, вот что, в плане затронутой здесь темы важно. Рисуемая, нашим взглядом, нашими чувствами, умом, интеллектом картина мира, изображенная изящнейшими математическими краской и кистью – спиритуалистическое произведение, допускающее многочисленные варианты, но не приближающее  к тому Нечто, что дает нам счастье Его отобразить.

Мы обратили внимание на то, что открывает нам учение кёнигсбергжца и, в частности, роль и место души, и пределы познания. Если исходить из субстанциональности духовного начала – души, научный поиск, проявление интереса к постижению – спиритуалистическая практика, а опыт научного естествознания пример своеобразного «спиритического контакта» с вещью в себе. В оправдание, столь не принятого в науке словоупотребления, приведу слова Эрвина Шрёдингера, которыми он предварил одну из глав своего труда «Мой взгляд на мир».

«Я не только не буду избегать метафизики и даже мистики, но что они будут играть в последующем существенную роль».
Фундамент наук Нового времени – триада: «опыт, доказательность, предсказательность». Именно эти вещи присутствуют в любом научном достижении принятым обществом. Тем более удивительным оказываются взгляды на происхождение мира и характер  мироустройства, выработанные в глубокой древности без всякой помощи каких-либо  наук в нашем понимании. Эти ставшие каноническими представления кристаллизовались сотнями лет из взаимодействия и переплетения мистических, мифологических сакрально религиозных прозрений жрецов, пророков, вождей, магов, колдунов, безумцев… В бурном коловращении фантастических образов и идей, как сливки в сепараторе, высвободились наиболее конгруэнтные духу коллективного сознания, при всей их фантастичности и сказочности. Чудесно то, что многие  представления о природе сущностных опорных понятий мироустройства оказались, по крайней мере, сопоставимыми с тем, о чем говорит наука. Удивительно сильные предсказания, если учесть, из каких глубин времени они исходят!

А. Сотворение света. Сотворение из света Мира и времени.        Наполнение Мира светом. 
Б. Одушевление («вдувание»). Формирование души в созданном живом существе. 
В.    Центральность Человека в окружающем его Космосе. (Центр  Мира).
Г.      Всесвязанность Всего и Вся в мире, где нет ни одного скрытого от Всевидящего Ока движения (деяния).
Д.   Исходность  Абсолюта. Духовное Начало в самом акте творения. (Реализм соотносимой с умом, мышлением, сознанием, открытой духовному контакту Сущности).    
                   
А. Сотворение Света

Ветхозаветные писания  (Тора, Библия) повествуют, что первым этапом творения  было создание Света.  Свет оказался первичным материалом Вселенной, пространства, времени. Свет как физическая и духовная сущность заполняет мир. Его активная роль  в сотворенном проявлена  существами, состоящими из света -  Ангелами. Они - посредники между духом и материей (небом и землей). Гностики приписывали Ангелам сотворение материального мира. Слово «Свет»  - имя одного из архангелов – Уриил.

Вот, что пишет акад.С.С.Аверинцов: «Природа ангелов уподобляется наиболее тонкому, легкому и быстрому подвижному в материальном мире – огню и особенно СВЕТУ. Каждый процесс руководим чьим-то умом, Космос в каждой своей части населен и трепещет ангелами. Светоносная природа  Ангелов соответствует их бестелесности. Отсюда близость Ангелов к небесным светилам, звездам и планетам. Их тела и одежда состоят из света, обладая его легкостью, быстротой и блистательностью».
Как мы сейчас знаем (теория, подтверждаемая наблюдением предсказанных эффектов), Вселенная возникла из света. Субстанция Свет не содержит в себе  времени и пространства (ЧТО), поэтому к первоначальному (исходному) состоянию они неприложимы. Тяготеющая инертная масса возникла благодаря бозону Хигса («Частица Бога», обнаружена БАК в 2013г.). По мере охлаждения в процессе расширения наделенные массой частицы объединились в твердь («прах», «глина»).

Материальные тела «пусты». Если учесть межатомное, внутриядерное  пространство и объем содержащих массу частиц нашего тела, то получим соотношение близкое по аналогии к горошине внутри куба с гранями 10 км. Удержание частиц, сохранение размеров и формы обусловлено электромагнитными силами, возникающими в силу взаимодействия виртуальных фотонов т. е. -  света! Мы, как весь материальный мир, пронизаны, «наполнены» светом. Наша структура, из определенного порядка соединенных меж собой элементов и делающая возможность «заселения» в них души, обусловлена виртуальными возникающими и исчезающими фотонами, неким «трепетанием» света. (Осмыслению этого факта не помешает то, что свет, сам по себе, вне времени и пространства. Всмотритесь в преобразования Лоренца. Их пока никто не отменял).      

Б. Одухотворение
 
«Какие условия должны были осуществиться, чтобы зачатый Ты стал именно тобой и никем другим? Почему Ты не брат твой, а твой брат не ты?» (Эрвин Шрёдингер «Мой взгляд на Мир»).

Действительно, если бы в момент оплодотворения случайно оказался другой сперматозоид, а их более ста миллионов,  появился бы другой человек, ваш «брат», а вы, как бы и не родились. Мало того, в каждом звене цепочки ваших предков вероятность появления каждого из них столь же ничтожна. Явление именно вашей конкретной личности «убивается» в каждом из актов зарождения предков ничтожнейшей подменой другой клеткой. Вероятность вашего самосознающего Я, отделенного хотя бы  десятком поколений пращуров, исчисляется менее чем один шанс из 1080.. Во всей Вселенной не наберется столько частиц, включая фотоны. Таким образом, появление именно вашей уникальной единственности, именно вашего Я, этой передачей от поколений исключается. Это конечно не противоречит передаче наследственных признаков организма, о чем хорошо известно. Если родились однояйцовые близнецы (от одной и той же клетки) то их организмы абсолютно идентичны, а подлежащие формированию личности – разные. (Эту ситуацию блестяще обыграл Марк Твен, рассказывая о чудаке, утверждавшем, что это не он, а его брат-близнец, так как его самого утопили в детстве при купании).
Выдающийся европейский мыслитель Мераб Мамардашвили заметил: «Душа не передается с актом рождения, а поэтому нет, в этом смысле, наследственной аристократии». Появление того, что называем душей – мыслящим Я, самосознающей  вопрошающей личности, философ отождествляет с процессом индуцирования. Это  тонкий и, в то же время, емкий термин. Индукция -  наведение, нечто  подобное,  порожденное магнитным полем, появление тока в проводнике. Может показаться, что слово «душа» - дань архаическому словоупотреблению, культурно-эмоциональный термин, по большему счету, не имеющий сущностного основания. Это совершенно не так. Душа как сущность и явление - неоспоримая реальность, один из примеров фундаментальной, не материальной действительности. Как, например, цвет или музыкальная мелодия. Невозможно их считать материальными или не реальными. Предмет, на который падает свет, сам по себе не видимый, индуцирует в нашем восприятии совершенно эфемерное: цвет, например, синий. Никакого «синего» или «пурпурного» в свете нет, тем не менее, это реальнейший ментальный факт. Пианист Александр Каган рассказывал, что он слышит и «проигрывает» внутри себя фортепианную пьесу, причем, на определенном типе рояля, что воспринимается им как  «железно» истинное событие.  Другой  знакомый знал  «Графа Нулина», вошедшего в  сознание, как и  любого читателя (выражаясь заумно): «в результате индукции цепочки типографских знаков».  (Не Пушкин же прочитал ему поэму, но нечто реальнейшее, не материальное, что оснастило А.С. могуществом индуцировать - порождать опоры ментальных стандартов на столетия). Душа в той же степени реальность отдельная, но привязанная к материи как, скажем, «Даная» Рембрандта. Здесь явственно, «Даная» самостоятельная сущность. Иная, чем  холст  и слой красок, которыми она исполнена.                
    
В. Центральность

Глубокие космогонические теории 20-го века и, в еще большей степени богатейший астрофизический материал наблюдений подтверждают истинность геометрического представления Вселенной как аналога четырехмерного шара. Любая точка поверхности шара (не важно, какой размерности)  -  абсолютный центр симметрии. Устроитель Мира поступил очень «демократично», любой материальный объект – воистину центр Мира. А если этот объект – субъект, то его теологические устремления обретают дополнительную основу.    
   
Г. Всесвязность

В 19-м веке популяризатор, астроном Камил Фламарион писал: «Отправляя поезд из Парижа в Марсель, судно из Марселя в Суэц я свободно перемещаю часть земной массы и изменяю течение Луны». Да, это действительно так - «большие предметы», и представить этот космический эффект, в связи со смещением центра тяжести  может  даже школьник. Однако проявление этих событий во  Вселенной и её влияние  гораздо тоньше, грандиозней и, что важно для нашей темы,  беспредельно таинственней. Все силы в Мире, абсолютно все – инерция, они обусловлены локальным воздействием всей совокупности масс. Сила (импульс) фотона попадающего на сетчатку глаза или натяжение веревки  тянущего по земле бревно – последствие индукции  каждого атома «ото всех Небес», поэтому, как пошутил один известный физик, «если  вы поставили шишку, ударившись о столб, посылайте свои проклятия удаленным галактикам» (Дж. Орир).  Каждый атом (частица, фотон) связан с каждым во Вселенной. От каждого исходят (1080  - 1) нитей и вся эта паутина объединяет  Вселенную как единство всесвязности.  Поэтому, не только  отправление парохода, но и каждый взмах крыла мотылька,  каждое биение вашего сердца оповещает о себе весь Звездный Мир (принцип Маха). Конечно, научно обоснованное представление о тотальной всесвязанности объектов и процессов, независимо от их масштаба, с таким же представлением мировой центральности каждого субъекта – чудесное соответствие  древним,   абсолютно,  казалось бы, «ненаучным» взглядам человека.  

Д. Исходность Абсолюта

     «Дух – благодать тверди иной к горсточке праха,
      дабы не знать в глине земной смертного страха.
      Дух –  это нить с небом связать глины уродство,
      дабы лишить мест осязать наше сиротство.
                                    («Подражание Сатирам»  И. Бродский.)

В этом лаконичном шедевре великая вопрошающая тоска и столь же великий обнадеживающий отклик на ее запрос. В новые времена имеются полные основания ослабить и даже изгнать чувство оставленности.  И ощутить сиротливому «уродству глины» связующие его  с небом «нити».  Слова «знаю» или «достоверно», даже произнесенные не вполне твердо, сильнее и ответственнее слова «верю».  Именно теперь, как следствие величайших актов физики ХХ века, явились основание  говорить об  Абсолюте (исходной духовной Сущности), и о связи с Ним  в приемлемых терминах научно понимаемого «реализма». Аргументы в пользу неоспоримой реальности некоторого положения вещей должны приниматься как бесспорная данность, и даже как опора мировоззренческой установки. Данность на сегодняшний день столь же неоспоримую,  как и законы ньютоновой механики. Да, можно согласиться, самосознающие существа, открывающие математические истины, сочиняющие канонические книги о собственном сотворении, предваряя их  словом: «Дух носился над водами» - явление естественной природы. По, крайней мере, носитель  сознания – продукт, произведенный из того же самого исходного состояния, как и камень, лежащий перед входом пристройки или «Боинг» пролетавший только что в направление Хельсинки. Это «Исходное Состояние», как мы сейчас думаем, чудовищно плотная и горячая (1034 К)  плазменная агломерация,  которая не содержала не только «зародыша Боинга», но даже, ни одного  атома. Мысль невероятно самовозвышается, когда обнаруживает, что это, невыразимое, допускает отобразить себя непостижимой провиденциальностью   математики. Удивительно, как покорно и «доброжелательно» раскрывает свои тайны и свою «интимную» биографию это породившее Космос - «Невыразимость». Космологическая модель, цепочкой математических символов на листе бумаги с поразительной прозорливостью  предсказала наблюдаемые явления, которые не оставляют сомнений в истинности модели Большого Взрыва. «Колыбель» родившегося и начинающего жить и развиваться мира описывается, нет (что там стесняться некорректных в науке слов!),  исполнена из  самого рафинированного продукта духа – математики.  И этот камень, и этот Боинг были бы невозможны, если бы отсутствовали принципы и законы, уже вмонтированные первоначально  в плазменном «зародыше», заложенные лишь  как математическая потенция. Правда, чтобы сделать Боинг, требуется А а именно – мысль, идея, воля, дух и, соответственно,  «твари» носители этой невещественности. Мы являемся таким творением. Если бы возможность появления мыслящего, обладающего душей не была бы предусмотрена в Том Первоначальном, невозможен был бы и этот текст и  тот, кто с этим не согласен.

Да, усовершенствование организма   могло происходить в процессе эволюции, отбором и повышением качества переносимой информации из поколения в поколение, что вполне объяснимо законами природы. Возвышение этого усовершенствования до субъекта,  осознающего собственное существование, стало реальностью (как и реальность камня) только потому, что такая возможность была  предусмотрена в  «колыбели» того, что станет нашим миром.  О заполнении колыбели мы ничего не знаем, «кроме одного, оно содержало в себе примерно 1090 бит информации, которой потом одарило всю сотворенную  Вселенную». (Д. Шремм. Астрофизик Лаборатория Ферми,  Чикагский Университет).

Что ж, первые слова Священного текста о «безвидной» пустоте, тьме, бездне и Духе, парящем над всей этой невыразимой словами субстанции. О Духе,  словом (информация) реализующем акт (акты) творения,  что очень напоминает  комплекс научных представлений, которыми мы располагаем, вооруженные телескопом. Но даже это не важно. В сказочных, фольклорных мотивах всегда можно подобрать аналогии к самым утонченным положениям современной науки. И библейские аналогии мало что значат, если говорить не о культурных, а о научных аргументах. Здесь же идет речь о аргументах, исходящих от науки.   Вывод о существовании в мире Первосущности с исходными условиями. порождающими сознание– неизбежен.

Констатация  нашего сознания здесь и сейчас (абсолютная реальность!)  убеждает в продолжающемся, а точнее - не прерывающемся  естественном контакте Абсолюта с производной Его собственной  природы – размышляющей субстанцией. Если мы уверены не только в необходимости, но в действительности Абсолюта, совершенно естественно, как естественно вопрошающее  сознание, обращение и связь с Ним.

Необходимость в предшествующих трех предложениях, совсем не следует из совокупного корпуса наук, выстроенного к концу ХIХ века. Механика Ньютона, электродинамика Максвелла объясняют все. Мистика, сказки – нонсенс в физике. Остались, правда, еще два маленьких облачка: излучение черного тела и эксперимент Майкельсона.   Эти два маленьких облачка оказались не гранатой и миной, но ядерным и термоядерным зарядом для фундамента науки ушедшего века. Из этих двух эфемерных облаков не столько явилась иная физика, сколько выкристаллизовалось новое мировоззрение, отбросившее детерминистическую тоскливую предопределенность, предписанную безнадежную однозначность события, явления, результата. Точная наука, желая того или нет, допустила в явленный Мир определенную свободу, опирающуюся на нечто отличное от механики - некую фундаментальную протоментальность. Теория относительности, при всей своей элегантнейшей экстравагантности, не отменила ньютоновский детерминизм. Она фундаментально изменила представление о пространстве и времени, лишив их  скучного,  неизменного однообразия. Но квантовая механика, скажем прямо, открыла иномиры и инопространства, в которых пространства,  время, локализации отсутствуют, точнее теряют смысл, а пребывание, скажем, частицы может быть совершенно законно помыслены одновременно, скажем, в лаборатории ЛПИ и туманности Андромеды. Принятие этого  Фейнмановского абсурда обеспечивает потрясающую степень точности предсказания и подтверждения «фантастических» свойств квантового мира.

Материальные частицы могут проявлять «смешанное состояние» и совершенно невообразимое состояние суперпозиции, обладая бытьем «нигде» при условии строгого принципа сохранения. (Кантовская «вещь в себе»). Не стоит «отмахиваться» от этих чудесных вещей ссылкой на микроскопичность наблюдаемых явлений. «Макроскопы» могут выходить из этого состояния и наоборот – сворачиватся в него («черные дыры», «Большой взрыв»). Никакого преувеличения нету в,  казалось бы, высокопарных  словах математика о «эпохе великих, в изобилии сменяющих друг друга откровений; именно тогда гениально одаренный дух создает те новые, ему одному принадлежащие ценности, которые в последствии будут преподнесены миру» (Феликс Клейн).  Вернер Гейзенберг - один из десятка «гениально одаренных духов», творец особого интеллектуального дара (в смысле его провиденциальной мощи).  Принцип неопределенности – базовое положение, дающее завершенную согласованность всем ответвлениям квантовых наук и открывающее  применимость к макромиру. Ибо этот принцип научно (без фантастики) допускает n-мерность, особые состояния реальности (суперпозиция), образы вне нашего представления о пространстве и времени. Знаменитое уравнение позволяет и даже требует для элементарной частицы замены термина «движение» на «поведение». ( Авторы «Курса статистической физики» за этот махровый идеализм в 1949 г. чуть не загремели в лагеря).

Необозримая глубина, открываемая принципом Гейзенберга, позволяет нашему сознанию признать существование отдельных от материального конструкта сущностей. Или, несколько иначе, нечто, что мы робко полагали «небытьем» в рамках инструментальных чувственных возможностей восприятия обретает статус существенности. И все это из-за неотстранимой страсти искать и обращаться к Причинной Сущности в порыве  постичь, наперед зная  о её принципиальной непостижимости. Эта «логика» очень проста. Она впечатана в сознание, как истина «я существую». Если бы Причинная Сущность была бы познаваема нашими интеллектуальными силами, то это обозначало бы, что наш интеллект не понял бы, что он сам существует. Такого рода установки, в той или иной форме, всегда являлись думающему человеку.  Заслугой квантовой механики  и всего, что следует из принципа Гейзенберга, вне области точного знания,  исключительны. Дело в том, что этот род физики позволяет заглянуть за пределы наших непосредственных ощущений. Последняя работа Гейзенберга так и названа: «Шаги за Горизонт» (многозначно, если помнить, что горизонт в общепринятом понимании недостижим).

Великим,  беспрецедентным, для естественника такого уровня,  оказалось  влияние его идей   на метафизически-сакральную практику за пределами естествознания. Одним из важнейших действий, способствующих этому, была публикация  самим Вернером Гейзенбергом своих философских и публицистических работ. Безукоризненная компетентность мыслителя, искренность, открытость великого физика,  при  изложении осмысленных и облаченных в слово  постижений, позволяет принять  культурологическую его работу вкладом в цивилизацию. Продукты духа – математика, знание, наука,  это то, что невозможно отделить от Причинной Сущности, как и невозможно полагать самосознание беспричинным. Знание, достоверность, а не «вера»  - основополагающее для мыслителя. Центральный порядок вещей, который под тем или иным названием (Нус, Логос, Первосущность, Абсолют…) открывается каждому, кто погружен в мир знания, опирающегося на дисциплину доказательства, точности и проверки. «Центральный порядок» был для Гейзенберга научной истиной или   научным фактом. Зоркий наблюдатель этой бесспорной данности утверждает: «Центральный порядок может ощущаться столь же напряженно и непосредственно, как и душа другого человека». «С ним можно непосредственно вступать в такую же глубокую связь, в какую можно вступать с душей другого человека».: «Я намеренно беру здесь столь трудное для истолкования слово «душа», потому, что «душа» означает как раз центральный порядок, средоточие сущности, которая по формам своего внешнего проявления может быть невообразимо многообразной». (Ответ на вопрос знаменитого физика В.Паули). («Физика и философия» «Наука» М. 1989).    Величие Вернера Гейзенберга еще и в том,  что он посчитал своим долгом передать нам опорные доводы в защиту родственного единения познающего и познаваемого. Это дано в  более ясной и обоснованной форме, подкрепленной всем корпусом его науки и вопреки тому, что могут представить метафизики или религиозные пророки. 
  
Сила и пафос Новой Науки, в отличие от принципиального, исчерпывающего всезнайства Ньютоновой (Лапласовой) системы,  в том, что познание (не постижение, Боже упаси!) каждым своим шагом устремлено не «к», а «за» горизонт, зная, что там недостигаемая истина - Достовернейшее. Новая Наука впитала и укрепила свои устремления одухотворяющей и бесконечно оптимистической парадигмой теоремы Гёделя. Вот ее «вульгарная» форма:

«Всякая доказуемая истина есть подмножество истины    недоказуемой».  
                                    
НЕДОКАЗУЕМАЯ, НО ИСТИНА!         
                 






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5011