Господдержка выхода национальных инновационных компаний на международные рынки
Дата: 30/07/2013
Тема: Экономика



На
VII международном форуме «От науки к бизнесу» (Санкт-Петербург, 2013) советник Министра экономического развития РФ Г.И.Сенченя рассказал об инструментах поддержки российского экспорта высокотехнологичной продукции В декабре 2011 г. Правительством РФ была утверждена «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.», в которой подчеркивается, что наша национальная инновационная система не должна быть замкнутой, российские компании должны интегрироваться в глобальные цепочки по созданию добавленной стоимости. В Стратегии предложено достаточное количество инструментов поддержки инновационных компаний.


На пути инновационного развития Россия сталкивается с глобальными вызовами, одним из которых является ускорение технологического развития мировой экономики в условиях кризиса. Развивающиеся страны рассматривают инновационный рост, инвестиции в технологическое развитие в качестве одной из ключевых антикризисных мер. За последнее время были осуществлены достаточно большие инвестиции, возросла конкуренция на высокотехнологичных мировых рынках. Для России повысились риски консервации нашей топливно-сырьевой специализации, утраты научного и технологического потенциалов, низких темпов развития, ослабления геополитических позиций. Смещение акцентов мировой экономике на повышение энергоэффективности, энергосбережение, использование новых источников энергии, биотехнологий,  ставит под угрозу основы нашего финансово-экономического развития, основы доходов бюджета.

В 2012 г. доля нефтегазовых доходов госбюджета составляла порядка 50%. На рис.1 представлены цифры, подтверждающие чрезмерно высокую зависимость российской экономики от группы топливно-сырьевых товаров, что делает её чрезвычайно уязвимой к воздействию внешних факторов. Доля несырьевых товаров в структуре экспорта составляет лишь 8,4 %, машиностроительной продукции – порядка 5%. В результате на мировом рынке наукоемких высокотехнологичных товаров доля России не превышает 0,3 %, в то время как в стране работает около 10% мирового персонала, занятого исследованиями и разработками. Такое соотношение говорит о дисбалансе нашей экономики. На рынок инноваций Россия поставляет «интеллектуальное сырье» -  идеи и разработки, а обратно импортирует готовые технологии и оборудование, созданное, в том числе, на основе российских разработок. Такая ситуация позволяет говорить о значительных резервах в использовании ресурсов мирового сотрудничества и необходимости активизации деятельности по поддержке национальных инновационных компаний.

Рис.1 «Разомкнутый» характер национальной инновационной системы

Россия сегодня  экспортирует машиностроительного оборудования всего на  27 млрд долл., то есть столько, сколько Южная Корея и Тайвань экспортировали 20 лет назад, а Таиланд - 10 лет назад (табл.1). Теперь Южная Корея и Тайвань экспортируют машиностроительной продукции в 11,5 раз больше, чем Россия. И дело здесь не в низком качестве нашей техники (которое иногда тоже случается), но, в первую очередь, в отсутствии и неразвитости современных институтов поддержки российского экспорта.

Табл.1 Экспорт машин и оборудования в 2001-2011 гг.


Китай, качество техники у которого уж точно не выше, чем в России, благодаря промышленности «системы сборки» и системе агрессивного продвижения своего экспорта экспортирует машиностроительной продукции на 900 млрд в год.

За счет создания системы поддержки экспорта Россия может увеличить машиностроительный экспорт как минимум до 65 млрд долл., а к 2020 г. - до 120 млрд.

К другим серьёзным проблемам относятся высокие транзакционные издержки для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), возникающие в силу обременительного характера административных и таможенных формальностей и процедур. Из данных, представленных в табл.2, видно, что стоимость экспортных процедур в России оценивается на уровне 2800 долл. В рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля» Россия занимает 162 место.


Табл.2 Место России в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля»


Ещё одной проблемой экспорта отечественной инновационной продукции является недостаточный уровень государственной поддержки предприятиям во внешнеэкономической деятельности, что снижает их конкурентоспособность на внешних рынках. Наши конкуренты обладают развитой системой поддержки экспорта (табл.3).

Табл.3 Институты поддержки экспорта (мировой опыт)

Страна

Экспортное кредитование

Страхование экспорта

Зарубежная внешнеторговая сеть

Содействие международному развитию

Россия


Внешэкономбанк,

Росэксимбанк

ЭКСАР

Минэкономразвития России, Торговые представительства и посольства РФ в иностранных государствах (в 52 странах)


США

Экспортно-импортный банк США

 Экспортно-импортный банк США

Коммерческая служба США, Торговые представительства США за рубежом

United States Agency for International Development (USAID)
Inter-American Foundation (IAF)
Millennium Challenge Corporation (MCC)
Бразилия

 Бразильский банк развития

BNDES

Бразильское экспортно – кредитное агентство SBCE 

Независимое агентство по поддержке экспорта и привлечению инвестиций (APEX)

Brazilian Cooperation Agency (ABC)

Китай

ЭксимБанк Китая и Банк развития Китая

China-Export&Credit Corporation (Sinosure)

Агентство в структуре министерства, отвечающего за ВЭД и внешнюю торговлю

В рамках China Export&Credit Corporation и China Investment Corporation
Индия

Экспортно-Импортный банк Индии (Exim Bank)

Export Credit Guarantee Corporation (ECGC)
Государственное агентство по поддержке экспорта India Trade Promotion Organisation (ITPO)


Франция


COFACE

Агентство по международному развитию UBIFRANCE, Миссии по экономическим делам - зарубежные службы Генерального директората казначейства Министерства экономики, промышленности и занятости

French Development Agency (AfD)

Германия

Государственный банк KFW

 Euler Hermes

Федеральная государственная организация Germany Trade & Invest, Корпункты.

Зарубежные  внешнеторговые палаты, загранпредставительства  МИДа

Corporation for International Development Cooperation  (GIZ)
German Development Bank (KfW)

Южная Корея

Эксимбанк Кореи
Export-Import Bank of Korea
Корейская корпорация торгового страхования
Korea Trade Insurance Corporation – K-SURE
Государственное агентство по поддержке экспорта Korea Trade Promotion Corporation (KOTRA)

Korea International Cooperation Agency

Австрия

Австрийский контрольный банк

Австрийский контрольный банк

Независимая организация по поддержке внешней торговли Austrian Trade (AWO)

Austrian Development Agency (ADA)
The Austrian Development Cooperation

Ежегодный суммарный объем мирового рынка государственного финансирования экспорта оценивается в сумму свыше 280 млрд долл. При этом треть суммарного объема государственной финансовой поддержки экспорта оказывается странами-членами ОЭСР через национальные экспортные кредитные агентства. «Эксимбанк» – лидер среди кредитующих экспорт агентств, в 2011 г. предоставил экспортное финансирование в объеме 33 млрд долл.

В странах, не входящих в ОЭСР, также наблюдается устойчивый рост объемов кредитования. В Китае - 48 млрд долл., в Индии – до 11 млрд, в Бразилии - порядка 5 млрд долл.


Рис.2 Государственные меры поддержки экспорта в Российской Федерации

В 2013 г. в РФ на поддержку экспорта в бюджете было предусмотрено 3 млрд 100 млн долл., из них - 3 млрд долл. на государственное гарантирование экспорта. При этом доля экспорта, обеспеченного государственной гарантийной поддержкой, в общем объеме экспорта России неэнергетических  товаров, составляет не более 0,5%.

В контексте вызовов и существующих проблем программными документами Правительства РФ была поставлена задача к 2018 г. увеличить долю несырьевого экспорта до 12% (то есть в 1,5 раза), в том числе, машиностроительного экспорта – до 8%.

Как решить эту задачу?

Необходимо создать эффективную конкурентоспособную схему поддержки экспорта для массового потребителя. Это означает: снижение административных барьеров для ведения внешнеэкономической деятельности, повышение доступности инструментов поддержки экспорта, увеличение их масштабов, улучшение координации элементов системы.

В марте 2013 г. координирующая функция по финансовой поддержке российского экспорта была возложена на «Внешэкономбанк». Создан  интернет-сайт,   позволяющий экспортерам  направлять заявки  в ГК «Внешэкономбанк» и подавать первичные документы для получения финансовой поддержки в режиме «одного окна». Создана единая база данных между ГК «Внешэкономбанк», ОАО «ЭКСАР» и ЗАО «Росэксимбанк»  по экспортным проектам с использованием различных  инструментов государственной финансовой поддержки.

 Инструменты поддержки российского экспорта

1)     Государственные гарантии в иностранной валюте  (рис.3)

Рис.3 Государственные гарантии в иностранной валюте

Гарантийная поддержка оказывается в отношении экспорта всех работ и услуг российских участников ВЭД, а также при экспорте широкой номенклатуры российской продукции.

Перечень промышленной продукции на экспорт, которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержден распоряжением Правительства. ЗАО «Росэксимбанк» является оператором данного механизма. Совместно с Минфином России он рассматривает заявки российских экспортеров на получение государственной гарантийной поддержки. Минфин выступает от имени РФ при заключении и исполнении договоров по предоставлению гарантий.

Данный инструмент оказался, к сожалению, не очень действенным из-за сложности и длительности процедуры получения госгарантий,  несоответствия критериев нормам  и правилам ВТО и ОЭСР в сфере поддержки экспорта. Для всех участников процесса он очень тяжелый и фактически не работает. Поэтому в настоящее время он перерабатывается. В 2013 г. было заявлено об увеличении государственных гарантий экспорта промышленной продукции РФ до 3,5 млрд долл. Но за период 2005-2012 гг. было предоставлено госгарантий всего на 2 млрд долл.

В феврале 2013 г. в правила по предоставлению госгарантий были внесены изменения. В частности, с 60 до 30% была снижена максимально возможная доля российских компонентов в продукции, при экспорте которой возможно получение государственных гарантий. Появилась возможность осуществления экспорта продукции под государственной гарантией РФ, содержащей российские компоненты в объеме не менее 30% с территорий иностранных государств. Это также очень важно с точки зрения интеграции в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.

Ведется работа по подготовке перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции которых оказывается гарантийная поддержка.

2) Государственные кредиты иностранным покупателям отечественной продукции, включая работы и услуги (рис.4).


Рис.4 Государственные кредиты

Государственное связанное экспортное кредитование может быть предоставлено на льготных нерыночных условиях. Вопрос  о предоставлении Россией государственного льготного экспортного кредитования иностранным покупателям инициируется Минфином на основе обращения иностранного государства-заемщика, и оказывается в соответствии с межправительственным соглашением.

3) Страхование экспортных кредитов и инвестиций (рис.5)


Рис.5 Страхование экспортных кредитов и инвестиций

Экспортное страховое агентство Росси осуществляет страхование экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков с конца 2011 г. ОАО «ЭКСАР» производит страхование до 95% политического риска и 90% коммерческого риска каждой экспортной сделки. Страховая емкость «ЭКСАР» оценивается на сегодня в объеме 300 млрд рублей.

В апреле 2012 г. наблюдательный совет «Внешэкономбанка» утвердил стратегию развития ОАО «ЭКСАР» на период 2012-2014 гг. Приоритетными регионами деятельности «ЭКСАР» являются страны СНГ, Юго-Восточная Азия, страны Латинской Америки. Приоритетные отрасли: автомобилестроение, машиностроение, авиастроение, судостроение, ракетно-космическая отрасль, энергомашиностроение, химическая отрасль.

На конференции МАГАТЭ "Атомная энергетика в 21 веке" (июнь 2013 г. Санкт-Петербург) Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и ГК «Росатом» подписали меморандум о сотрудничестве. «ЭКСАР» будет оказывать страховую поддержку зарубежным проектам «Росатома» (ред.).

 По результатам 2012 г. (начало работы инструмента) «ЭКСАР» предоставило защиту 15 экспортным проектам с общим объемом поддержанного экспорта в размере 14 млрд рублей. В рамках этих проектов экспортные поставки российской продукции осуществлялись в страны Европы, Латинской Америки, Азии и бывших республик СССР. По состоянию на 1 марта 2013 г. в стадии проработки находится более 40 экспортных проектов стоимостью от 50 тыс. до 900 млн долл. каждый. То есть речь идет о поддержке и малого, и крупного бизнеса. Основные направления экспорта: СНГ (порядка 2 млрд долл.), Центральная и Юго-Восточная Азия (700 млн долл.); Латинская Америка, Африка, Европа и Северная Америка (примерно по 100 млн долл.).

4) Субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам «Внешэкономбанку», направленное на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции

Рис. 6 Льготное экспортное кредитование

Субсидирование позволит «Внешэкономбанку» предоставлять экспортные кредиты на условиях, процентных ставках, сопоставимых с теми, которые сложились на внешних зарубежных рынках. Новый инструмент соответствует нормам и правилам ВТО и ОЭСР,  и принятым Россией обязательствам. В федеральном бюджете на 2012 г. была предусмотрена субсидия в размере 3 млрд руб., в 2013 г. предполагается субсидия в размере 825 млн руб.

В настоящий момент утверждены правила предоставления субсидии ВЭБу,  осуществляется работа для выхода на первое кредитное соглашение в июне 2013 г. В структуре «Внешэкономбанка» создается специализированное подразделение, осуществляющее организацию финансирования экспорта российской высокотехнологичной продукции. В том числе, оно будет заниматься проектным финансированием российского экспорта, и осуществлять экспертизу экспортных проектов.

Создаваемая система поддержки российского экспорта должна обеспечивать сопровождение компаний на всех этапах их внешнеэкономической деятельности, что полностью соответствуя нормам и правилам ВТО и ОСЭР.


Рис.7 Сопровождение компаний на всех этапах их внешнеэкономической деятельности

Формирование нового облика торгпредств РФ в иностранных государствах

Эта работа также является важным элементом поддержки российского экспорта. Началось формирование системы торгпредств нового типа: клиентоориентированных, эффективных, мотивированных, отвечающим современным требованиям управления. Системным результатом должно стать переформатирование торгпредств на эффективную работу.


Рис.8 формирование "нового облика" торговых представительств РФ

Географическая структура торгпредств будет оптимизирована в соответствии с интересами российских участников ВЭД. Переформатируются повестки двустороннего экономического сотрудничества с нашими основными перспективными партнерами. Им придается проектно-ориентированный и инвестиционно-ориентированный характер. В рамках реализации конкретных страховых планов действий будет усилено продвижение и сопровождение значимых внешнеэкономических проектов компаний и регионов.

В настоящее время разработаны планы более чем по 50 странам – основным торговым экономическим партерам России, где расположены торговые представительства РФ. Минэкономразвития заключило 27 соглашений о взаимодействии по вопросам ВЭД с крупнейшими российскими компаниями: «Росатом», «Ростехнологии», «Камаз», «Мечел», «РЖД», «Силовые машины» и др. В рамках этих соглашений началась реализация 40 проектов за рубежом (более чем в 30 странах) по конкретным дорожным картам российских компаний.

Переформатируется вся работа загранаппарата торгпредств и центрального аппарата. Вовлекаются регионы и объединения предпринимателей. Подписаны соглашения с субъектами Федерации. На основе соглашений формируются паспорта проектов, включающие в себя детализированную дорожную карту с четко прописанными мероприятиями и ответственными по каждому проекту. На сегодня успешно реализуется более 50 проектов различных компаний. В стадии разработки находятся ещё 40 проектов.

Система оценок, выставляемых компаниями и органами власти субъектов РФ, создает систему мотивации и укрепления кадрового состава торгпредств, привязанную к их функциям, и ориентируя на достижение конкретного результата.

В 2012 г. была запущена программа зарубежных бизнес-миссий российских компаний. В плане 41 бизнес-миссия в 25 странах. Поставлена цель превратить бизнес-миссии в действенный инструмент поиска потенциальных партнеров, уделяя при этом большое внимание тщательной подготовке её участников и результату, последующему сопровождению (не менее полугода) намеченных проектов в рамках бизнес-миссий.

В работу по реализации бизнес-миссий вовлечено агентство «ЭКСАР» в части оказания финансово-организационной поддержки участникам бизнес-миссий по приоритетным работам агентства. В 2012 г. с участием «ЭКСАР» было организовано 3 бизнес-миссии, в 2013 г. планируется проведение до 10 бизнес-миссий.

Помимо перечисленных инструментов поддержки экспорта, стоят также задачи наращивания потенциала в сфере развития поддержки ВЭД на уровне субъектов РФ, повышения качества информационного обеспечения участников ВЭД, улучшения условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки с использованием торгово-политических инструментов, расширение подготовки специалистов по актуальным направлениям развития ВЭД.

Ключевым инструментом в данной сфере является программа Минэкономразвития по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), которая ориентирована, в том числе, на субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с экспортной деятельностью. Осуществляется субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных:

- с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях субъектами МСП, производящими и/или реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

- с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и/или законодательства страны импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе, работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

- с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;

- с регистрацией и/или правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);

- с оплатой услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

Предусмотрено бюджетное финансирование в объемах: 2013 г. - 21,8; 2014 г. – 23; 2015 г. – 23 млрд. руб.

Кроме того, функционируют Евроконсалт центры, которые также субсидируются, и оказывают информационную поддержку МСП. За период с 2005 по 2012 г. из федерального бюджета на эти цели было выделено 2,6 млрд руб.

Также важным инструментом является поддержка Минпромторгом проведения российских экспозиций на крупнейших международных выставках и ярмарках, которые предусмотрены перечнем выставок и ярмарок, утверждаемого распоряжением Правительства РФ. На 2013 г. предусмотрена поддержка участников 21 выставки с объемом бюджетного финансирования 294 млн руб.

Важным направлением является работа межправительственных двусторонних и многосторонних комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, в рамках которой рассматриваются профильные вопросы развития ВЭД.

Среди перспективных проектов также следует выделить поддержку инновационных территориальных кластеров. Постановление о субсидировании пилотных инновационных территориальных кластеров №188 было принято 6 марта 2013 г. В рамках этой программы планируется предоставление 1,3 млрд руб. в 2013 г., в том числе, на софинансирование участникам кластерв образовательных программ и стажировок, участия в выставочно-ярмарочной деятельности, проведения маркетингового анализа зарубежных рынков. Субсидии будут предоставляться по аналогии с поддержкой МСП в случае, если полномочный орган субъекта РФ подаст соответствующую заявку в рамках конкурсного отбора проектов и обеспечит необходимое софинансирование.

Реализация всех перечисленных мер необходима для достижения стратегической цели России -  обеспечения высокого уровня благосостояния населения и закрепления страны как одного из глобальных лидеров инновационного социально-ориентированного развития.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4692