О.В.Бодров, физик, эколог, председатель Совета организации «Зеленый мир»
26 марта 2013 г. в городе Сосновый Бор состоялись общественные слушания материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта проложения подводного кабеля по дну Финского залива Балтийского моря (ООО «Экоэкспересс-Сервис», «Передача постоянного тока Ленинградская АЭС-2 - Выборгская»). Этот проект ориентирован «на обеспечение выдачи мощности строящейся Ленинградской АЭС-2 и выполнения контрактных условий поставок электроэнергии в Финляндию...». Объем передаваемой энергии по кабелю соответствует выработке одного из энергоблоков ЛАЭС-2 с реактором ВВЭР-1200.
Экспортные поставки электроэнергии по этому кабелю в Финляндию будут сопровождаться наработкой в России, в 40 км от границы пятимиллионного Санкт-Петербурга, отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Эти сверхтоксичные радиоактивные материалы содержат плутоний с периодом полураспада 24 тыс. лет. На сегодняшний день не существует технологии долговременной изоляции или переработки этих опасных материалов. Их планируют перемещать с берега Балтики через Санкт-Петербург за 5 тыс. км в Сибирь, на берег реки Енисей на ФГУП Горно-химический комбинат (ГХК), в ЗАТО Железногорск, Красноярского края.
При этом жители Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Красноярского края и регионов по пути планируемого следования опасного груза, не имеют возможность участвовать в оценке безопасности такого перемещения ОЯТ. Планируемые потребители атомного электричества из Финляндии также не участвуют в обсуждении экологической безопасности данного проекта. Россия не ратифицировала Эспо-конвенцию «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», которая позволяет влиять на подобного рода проекты.
Создается ситуация, когда граждане одной страны - России из Европейской ее части и из Сибири будут жить в условиях с разными стандартами безопасности.
Проект экспортных поставок атомного электричества в Финляндию - часть инфраструктурного проекта «Росатома», ориентированного на коммерческую выгоду от продажи энергии по демпинговым ценам на европейский рынок в ущерб безопасности России, ее долговременным интересам.
Перемещение ОЯТ в Сибирь является перемещением проблем, а не их решением. Регионы-производители ОЯТ и потребители атомного электричества в других странах должны нести бремя ответственности за долговременную безопасную изоляцию ОЯТ на своей территории.
Принципы равной ответственности:
- регионы производители ОЯТ и РАО должны нести бремя их долговременной безопасной изоляции;
- перемещение ОЯТ должно осуществляться только на основе референдума принимающего региона;
- потребители атомного электричества (в том числе импортеры) должны платить за все обременения его производства (ОЯТ, РАО, декомиссия).
Необходимо оценивать допустимость экспорта электричества, исходя их принципа равной экологической безопасности стран-потребителей и регионов размещения (переработки) ОЯТ. Материалы ОВОС экспортных поставок в Финляндию должны обсуждаться также гражданами Красноярского края.
Заинтересованной общественностью России и других стран было подготовлено Открытое обращение к президентам РФ и Финляндии, губернатору Красноярского края, председателям комиссий по экологии Заксобраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, гендиректору ГК «Росатом», в котором говорится о недопустимости перемещения ОЯТ из одного региона в другой без участия жителей, чья безопасность при этом затрагивается. Пойма Енисея, территория, прилегающая к Горно-химическому комбинату, уже сейчас является одним из наиболее радиационно-загрязненных регионов мира. В случае перемещения ОЯТ из Европейской России, на территории Сибири будет накоплено 25 млрд Кюри радиоактивных веществ.
На Горно-химическом комбинате (ГХК) за годы его существования произошло несколько крупных аварий. При этом не дана должная оценка уже существующему радиоактивному загрязнению. Люди вынуждены жить на радиационно-загрязненных территориях, употреблять радиоактивные продукты местного производства, что вызывает многочисленные болезни, требующие дорогостоящего лечения. Снижается социально-экономический статус граждан России, проживающих на загрязненных территориях.
Решения о перемещении ОЯТ принимаются в большей степени кулуарно, в рамках одной корпорации. В процессе принятия решений практически не участвуют органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления, население соответствующих территорий.
Нарушается принцип равной экологической безопасности: сравнительно «чистое» электричество получают его потребители, а риски, связанные с обращением ОЯТ и радиоактивными отходами, несут жители Красноярского края и будущие поколения этого региона.
Регионы-производители ОЯТ и потребители атомного электричества в других странах должны нести бремя ответственности за долговременную безопасную изоляцию ОЯТ. Необходимо обеспечить радиационную и экологическую безопасность настоящих и будущих поколений жителей Красноярского края, учет их интересов, а также заинтересованной общественности при принятии решений по вопросам обращения ОЯТ и радиоактивных отходов.