МГУ вернулся в сотню лучших
Дата: 06/03/2013
Тема: Факты + Комментарии


МГУ вернулся в рейтинг 100 вузов с лучшей репутацией в мире по версии издания Times Higher Education (THE). 50-ю строчку Московский государственный университет делит в 2013 году с Университетом Сиднея , но по-прежнему остается единственным российским университетом в списке. Всего в рейтинге представлены 20 стран. В первую двадцатку попали вузы из США, Британии, Японии, Канады и Швейцарии. В списке представлены все страны БРИК, за исключением Индии, которая не попала в список и в 2012 году. (РИА Новости)


 Комментарий первого Вице-президента «Российского союза инженеров» Ивана Андриевского:
До 2010 г. компанией, которая занималась составлением и разработкой рейтингов являлась QS. Ими были разработаны следующие критерии методологии: оценки экспертов, оценки работодателей, количественное отношение преподавателей/студентов, цитируемость преподавателей ВУЗа в научных статьях, количество приглашенных (иностранных) преподавателей в ВУЗе, количество иностранных студентов. Исходя из данных критериев составлялась суммарная оценка, на основании которой принималось решение о занимаемой в рейтинге позиции университета. По этому рейтингу МГУ им. Ломоносова занимал далеко не завидное положение, в 2008 г. он был на 183 позиции, в 2009 на 155 позиции, в 2010 году – 93 место.

После скандала, связанного с ошибками в расчетах компании QS, которые нашли в МГУ им. Ломоносова, журнал «Times» поменял «аналитика-подрядчика», в результате изменилась и методология исследования.  В качестве главного критерия теперь выступила репутация ВУЗа среди его профессорского состава, что является исключительно субъективной оценкой. Данный критерий слабо верифицируемый, а следовательно не достаточно объективный и научный. В самом издании «Times» делают акцент на то, что данный рейтинг не является основным и главным ориентиром для оценки ВУЗа.  В связи с выработкой новой методологии, МГУ им. Ломоносова уже в 2011 году показал «идеальный» результат: 33 место. Однако в 2012 году ВУЗ вообще не вошел ни в один из рейтингов THE.

На сегодняшний день ситуация изменилась. Университет им. Ломоносова попал на 50-е место и стал единственным российским вузом в репутационном рейтинге. На мой взгляд, безусловно, это связано с тем, что в 2012 году было принято решение о выделении ведущим российским ВУЗам объемного финансирования – 55 млрд. рублей для «реализации новых проектов» и «вхождению в международные рейтинги». Помимо достаточно высокого места в рейтинге THE, МГУ и в рейтинге не удовлетворившего главный российский ВУЗ  аналитического агентства QS занял на 116 место.

На сегодняшний день, МГУ им Ломоносова является ведущим университетом страны, который отражает все развитие науки и образования в России. По рейтингу данных агентств можно не столько оценивать этот ВУЗ, сколько оценить успехи российского образования в целом.

Безусловно, в науке и образовании есть существенные проблемы, вызванные недостаточным финансированием, невысоким социальным статусом ученых и инженеров. Однако, если взглянуть на сегодняшнюю политику государства в этом направлении, то можно заключить, что положительные сдвиги все же есть. В первую очередь это связано с повышенным вниманием к грантовым программам и их расширением. Поскольку большая часть науки малоокупаема, а инвестиции, особенно на начальном этапе, достаточно существенны, гранты являются своеобразным «спасательным кругом» для тех же инженеров, физиков-эксперементаторов, практикующих научных специалистов и молодых инноваторов.

В 2011 году федеральный бюджет выделил на науку 227,8 млрд. рублей, из них 37,4 % на фундаментальные исследования и 62,6 % на прикладные. Из основных грантовых фондов, в России действуют Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Бюджет каждого из этих фондов в 2011-2012 годах достигал 1 млрд. рублей.

Помимо грантов, государство активно продвигает инновационный курс развития экономики. Как известно, инновации включают в себя научные разработки и инвестиции в них. В рамках данного курса происходит развитие инновационного центра «Сколково», создание прототипа «силиконовой долины» в Татарстане под названием «Иннополис Казань», завершение формирования ТВЗ в Томске и т. д. Все это, безусловно, развивает отечественную науку, а также стимулирует работу ВУЗов, в плане подготовки кадрового ресурса, необходимого для участия в этих проектах.

Помимо этого, при университетах появляются научные лаборатории, в которых происходят исследования и разработки самой различной направленности, начиная от прототипов коллайдера, заканчивая гендерными исследованиям. Минобрнауки планирует в течении 7 лет создать еще 1 тыс. новых научных лабораторий.

Еще одним важным фактором развития российского образования и науки является так называемая «реформа университетов», целью которой служит оптимизация и эффективность получения образования путем слияния или ликвидации неэффективных ВУЗов. Уменьшая количество «пустых» университетов, государство сможет более эффективно вложить средства из федерального бюджета в более наукоемкие университеты.

Данные меры, на мой взгляд, приведут к повышению уровня развития науки и образования не только в МГУ, но и в других ведущих российских ВУЗах. Данный факт, безусловно, отразится на состоянии международных рейтингов университетов, в которых будут присутствовать как минимум пять российских ВУЗов, которые, на мой взгляд имеют высокий для этого потенциал. В число их входят ВШЭ, СПБГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, КГУ и НГУ.








Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4370