Болезненный процесс реформирования инженерного образования
Дата: 19/02/2013
Тема: Реформы и диалог с обществом


В.А.Лебедев, проф., зав. каф. Теплотехники и теплоэнергетики НМСУ «Горный»

Советская школа образования, одна из лучших в мире, позволила советской науке и технике достичь мировых высот в  освоении космоса, в развитии авиации, кораблестроения, лазерных и сварочных технологиях, металловедческих исследованиях, ядерных технологиях, в том числе, ядерной энергетике.



В советском обществе удалось создать высокоэффективную систему подготовки научных и высококвалифицированных производственных кадров. На нашу систему образования равнялись даже наши вероятные противники.

Вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 г., в Советский Союз  из США приехала комиссия Конгресса США для выяснения причин успеха нашей страны в освоении космоса. Руководитель комиссии адмирал Х.Риковер (создатель атомного подводного флота США) по возвращении представил Конгрессу доклад с весьма примечательным названием: «Что знает Ваня и чего не знает Джонни». В нем был произведен анализ и  перечислены достоинства советской системы образования и недостатки американской. В выводах комиссии отмечалось,  что американцам есть чему поучиться  у СССР в области образования.

Основные особенности советской системы образования:

1. Доступность.
Системы образования была единой, обязательной и бесплатной  для всех слоев населения. При этом соблюдался принцип социального равенства. Недаром выдающимися учеными, инженерами и организаторами производства стали многие выходцы из малых городов и сельской местности с различным социальным статусом. Можно вспомнить Игоря Васильевича Курчатова, который родился на Урале в городе Сим в семье помощника лесничего. Семья была бедной, поэтому позже одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казенной гимназии будущий руководитель советского Атомного проекта окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на механическом заводе Тиссена.

2. Государственность.
Советская система образования была плановой, управляемой и гарантирующей трудоустройство (распределение после выпуска). Государственное финансирование способствовало развитию материально-технической базы образовательных учреждений. Кроме того, имело место единство и согласованность всех уровней образования: средняя школа, профессионально-техническое (система ПТУ), средне-техническое (техникумы) и высшее. Была налажена система подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура). Кроме того, государственность предполагала обязательность знаний и требований.

3. Профессиональная ориентация.
Начиная со средней школы, где имели место уроки труда и проводилась большая профориентационная работа, система образования была ориентирована на практическую направленность в подготовке специалистов. Обязательными были учебные и производственные практики на предприятиях. Да и выпускники фактически доподготавливались непосредственно на предприятиях в статусе молодых специалистов под неформальным руководством старших коллег-наставников

4. Фундаментальность.
В отличие от современной системы образования советская средняя и высшая школа отдавали приоритет естественнонаучным дисциплинам. Особое внимание уделялось  математике, физике, химии. На их базе происходило углубленное усвоение прикладных дисциплин. Советские школьники и студенты постоянно выигрывали всевозможные международные конкурсы и олимпиады в области фундаментальных дисциплин. Поэтому вполне понятно, что так много специалистов и ученых с началом перестройки уехали трудиться на Запад, в очередной раз, подтверждая престиж советской системы образования.

В качестве недостатков советской системы образования можно назвать излишнюю идеологизацию, недостаточную гибкость (отсутствие дисциплин по выбору, недостаточная индивидуальная работа со студентами), определенную оторванность от фундаментальной науки. Да и принципы государственного регулирования работали с одной стороны как положительный фактор, а с другой – как отрицательный. Имело место перепроизводство инженеров, многие из них не работали по специальности, имея диплом о высшем образовании. Это было связано,  в первую очередь,  с девальвацией престижности труда инженера, низкой заработной платой.

Болонская декларация

В 1999 г. (19.06.1999 г.) 29 странами была подписана Болонская декларация, провозглашающая начало процесса сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.  На сегодняшний день в этот процесс включилось 47 стран из 49, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Основными целями Болонского процесса являются:

·       взаимное признание дипломов, мобильность студентов;

·       создание общих критериев уровня знаний и подготовки специалистов;

·       трудоустройство выпускников в разных странах;

·       четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах; 

·       двухуровневая система высшего образования: бакалавриат и магистратура;

·       учреждение кредитной системы по европейской кредитно-трансферной системе (ECTS) (кредиты - условные единицы, в которых определяется объем образования); 

·       усиление мобильности студентов, преподавателей, администрации вузов;

·       создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран;

·       партнерство студенческих организаций и официальных образовательных институтов;

·       привлекательность и конкурентоспособность европейского высшего образования; 

·       трудоустройство выпускников.

Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу, как народа своей страны, так и других стран Европы.

Против этих принципов возражать трудно. А вот как им следовать  - это вопрос стратегии государства. К сожалению, у нас зачастую пытаются насильственно внедрять  формальные атрибуты Болонского процесса, забывая о многолетнем  положительном опыте советской школы образования.

Одним из направлений реализации Болонского процесса в России является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения Особенностями этих образовательных стандартов являются:

1.     компетентностный подход;

2.     ориентация на результат;

3.     трудоемкость образовательных программ в зачетных единицах.

4.     выделение базовой части основной образовательной программы и возрастание доли вузовской компоненты. Базовая часть во ФГОС снижена для бакалавров до 50%, магистров – до 30%. Для специалистов базовая часть должна быть не менее 70%.

В целом сравнительный анализ стандартов 2 и 3 поколения показывает, что существенных изменений в содержании обучения не произошло. Так, например, задачи профессиональной деятельности и квалификационные требования в стандарте 2 поколения достаточно формально заменены на компетенции во ФГОС.

Налицо некоторые формальные изменения, не ведущие к прорыву в сфере подготовки кадров для инновационной экономики.


Подготовка специалистов
           
В некоторых отраслях экономики болонский вариант подготовки кадров, а именно, 2-х уровневая система, является не приемлемым. Руководство ряда отраслей и предприятий были вынуждены обратиться в Минобрнауки с требованиями о необходимости сохранения подготовки специалистов с соответствующими сроками и содержанием подготовки. После этого обращения вышло постановление №1136 от 30.12.2009 г. «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»». То есть для ряда специальностей, в том числе, ядерная физика, технология, энергетическое машиностроение, ядерные установки и материалы, сохранен уровень подготовки специалиста. Таким образом, сегодня мы, наряду с традиционной системой подготовки специалистов, имеем двухуровневую систему подготовки  бакалавр- магистр.

Достаточно гуманно подошли к составу этих специальностей и профилей для энергетики. Специальностям в соответствии со стандартом 2-го поколения теперь соответствуют профили по стандарту 3-го поколения. Пример соответствия специальностей и профилей для направления «Энергетическое машиностроение» приведен в табл. 1.
                                                                                                                                             Табл.1


При этом номенклатура специальности 141100 «Энергетическое машиностроение» сохранилась. То же самое по теплотехнике и теплоэнергетике. По этим направлениям мы, практически, ничего не теряем, сохраняя преемственность.

Профили подготовки в направлениях « ядерная энергетика и теплофизика» и «энергетическое машиностроение» сохранены и несколько модернизированы (табл.2).

                                                                                                                                       Табл.2


Одним из направлений развития Болонского процесса является создание общих критериев уровня знаний и подготовки специалистов, то есть внедрение тестовой системы промежуточной и итоговой аттестации,  а также индивидуальной оценки успеваемости и достижений  студента.  Бально-рейтинговая система оценки (табл. 3) преподавателями воспринимается по-разному. На наш взгляд, уравнивание всех выпускников вузов, кроме получавших «красный диплом», было одним из недостатков советской системы образования. Идея ранжировать каждого студента в соответствии с его успехами в учебе, поставить выпускников с большими баллами в преимущественное положение при устройстве на работу, по-видимому, идея правильная. Во многих странах эта система уже отработана и с успехом внедрена (табл. 3) Другое дело, что в наших вузах уже не один год ведут разговоры о внедрении такой системы в учебный процесс, а воз и поныне остается на прежнем месте. Нужны законодательные решения по данному вопросу.
         

Тестирование

Популярным в последние годы стало проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме тестирования. В некоторых вузах даже госэкзамен по специальности проводится по тестам. Опыт проведения такого рода аттестации показывает, что при тестировании утрачиваются такие компоненты учебного процесса как:

·       взаимная увязка отдельных разделов учебной программы в единой целое;

·       понимание физических явлений и процессов заменяется запоминанием отдельных фактов;

·       отсутствие возможности обсуждения и решения конкретных научных и производственных проблем и ситуаций (т.е. искажение идей компетентностного подхода);

·       способность и умение выразить словами знания о предметной области (культура общения) и отстаивать свое мнение;

·       психология общения с руководителем (в данном случае с преподавателем).

Подготовка к проведению экзамена в форме тестирования, как правило, ограничивается натаскиванием обучаемых на конкретные вопросы. Хотя, ради справедливости нужно отметить, что результаты (оценки), как правило, в этом случае бывают лучше, чем при традиционной форме проведения экзаменов. Ведь натаскать проще, чем научить.
                                                                                           Таблица 3

         


Кредитная система и компетентностный подход

Отдельное место в идеологии Болонского процесса занимает кредитная система, позволяющая осуществить идею модульного обучения, трансфера образования и повышения мобильности студентов и преподавателей.  Единицей или мерой образования становится зачетная единица, позволяющая унифицировать многие стороны учебно-образовательного процесса (рис.1). В целом достаточно разумная идея, хотя до настоящего времени используемая только в формальных документах (учебные планы, программы) и фактически не нашедшая своего истинного места в отечественной системе образования.

Одной из особенностей образовательных стандартов 3-го поколения является компетентностный подход. Под компетенцией понимается способность выпускника выполнять свои функции в сложившихся ситуациях, в том числе и в аварийных (рис.2).

Компетенция характеризует возможность установления связи между знанием и ситуацией, способность найти такую процедуру, которая подходит для решения конкретной проблемы. Компетенция является характеристикой, получаемой из наблюдений за действием, результатом действия того или иного специалиста.

Чему учить студентов, чтобы сформировать определенные компетенции? В настоящее время компетенции, прописанные в стандартах, сформулированы специалистами из УМО и т.д. Но не УМО, а работодатель должен сказать, чему необходимо научить выпускников, приходящих к ним на работу.


Рис.1 Система зачетных единиц



Рис.2 Структура компетенций

В целом, прописанные в ФГОС компетенции носят декларативный характер. Например, одна из общекультурных компетенций:

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Также сформулированы и некоторые профессиональные компетенции:

- способность и готовность анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);

Таким образом, компетентностный подход к системе образования, хотя в принципе и правильный, требует тщательного осмысления и точечной реализации, а иначе так и останется благим пожеланием в наших бесчисленных документах.

Коммерциализация системы образования

Система образования - это слепок с нашего общества. И все его проблемы, так или иначе, отражаются при подготовке кадров. В условиях рынка система образования  также подверглась коммерциализации. Вуз, по сути, продает образовательные услуги. Поэтому наравне с бюджетным образованием появилось платное образование, соответственно, внебюджетные места в вузах. Стоимость обучения  за  год в 2011 г.  в некоторых технических вузах составляла: в Военмехе – 76-88 тыс.руб., в Политехе – 72-88 т.р., в МИФИ – 76-157 т.р. Таким образом, получение высшего образования для ребят из малообеспеченных семей становится большой проблемой.

Достаточно остро для нашего общества стоит проблема количественного и качественного воспроизводства инженерных кадров. В России в настоящее время насчитывается более 7 млн студентов. В государственных вузах (техническим специальностям обучают в основном они) — 6 млн. На технических факультетах учатся 1,5 млн студентов, которые занимают чуть ли не половину всех бюджетных мест. Однако, сколько именно инженеров нужно для модернизации, не знают ни вузы, ни бизнес, ни власть.  Никто точно или хотя бы приблизительно не знает, сколько инженеров и каких специальностей надо нашей экономике. Поэтому формирование бюджетных мест для вузов происходит «на глазок» и по аналогии с прошлыми годами. Я уже не говорю о бакалаврах и магистрах. На подавляющем большинстве предприятий и организаций до сих пор не знают, кто такие бакалавры и магистры и какой должности и квалификации они соответствуют.

 Зуд реформирования в нашем обществе, непосредственно коснулся и системы образования. Минобрнауки продолжает радикальную реформу высшей школы, одной из основных целей которой является ликвидация неэффективных вузов.  В настоящее время учебную деятельность в России осуществляет около 1200 вузов.

По мнению представителей Министерства, в стране должно остаться не более 50 университетов и 150—200 институтов.

По мнению Президента РФ В.В.Путина, в стране сейчас слишком много вузов, предлагающих некачественное образование. Президент поручил Минобрнауки до конца 2012 г. выявить неэффективно работающие учебные заведения, после чего разработать программу реорганизации высшего образования.

Министерство образования составило список неэффективных вузов России. Мониторингу подверглись несколько сотен государственных вузов и порядка 900 филиалов высших учебных заведений. В список неэффективных вузов попали учебные заведения, которые не соответствуют критериям, установленным Минобрнауки. В частности, учитывался средний балл ЕГЭ тех, кто поступил в вуз по результатам Единого государственного экзамена, число иностранных студентов, доходы учебного заведения и  даже площадь учебно-лабораторных зданий. В основном, в список неэффективных вузов попали гуманитарные, физкультурные,  педагогические и  образовательные учреждения культуры. Из технических вузов в списке оказались:

·       Казанский государственный энергетический университет;

·       Институт ядерной энергетики (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в г. Сосновый Бор;

·       Трехгорный технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ТТИ НИЯУ МИФИ).

То, что в списке неэффективных вузов оказался уважаемый среди профессионалов Институт ядерной энергетики в Сосновом Бору, выполняющий важную социальную функцию для города и готовящий специалистов непосредственно для Ленинградской АЭС,  говорит о недостаточно продуманном и в целом неверном  выборе критериев определения эффективности вузов.

Наиболее чудовищным образом это проявилось в военном образовании, где, следуя коммерческому принципу оптимизации, из 64 военных вузов сделали три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет. При  этом в одну кучу смешали разные специальности и направления подготовки военных специалистов. Потерян ряд замечательных вузов, утрачены  целые научные школы.

И самое главное, никто не несет за это ответственности. В такой ситуации  циничны слова бывшего руководителя департамента образования Минобороны Екатерины Приезжевой  «... всё, что сейчас делается в сфере военного образования - это не решение приезжего, это не решение Сердюкова -  это результат продуманной, проработанной политики и всесторонней оценки».

Одним из первых решений нового Министра обороны С.К.Шойгу стал отказ от Болонской системы в военном образовании.

Реформы школьного образования

Реформы коснулись и средней школы, что проявляется и в системе высшего образования. Шквал возмущения и неприятия в обществе  вызвало введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Основной целью введения ЕГЭ было предоставление равных возможностей всем выпускникам школ для поступления в вузы и искоренение коррупционных процессов. И как следующий шаг – прием в вузы по результатам ЕГЭ. К сожалению и как всегда, благие намерения остались лишь намерениями.   Например, в Адыгее наибольшее количество «стобальников» было на экзаменах по истории и биологии. «Мы взяли на перепроверку все эти работы и не подтвердили 50% результатов», – сообщила Л.Глебова, глава Рособрнадзора.  Слепо перенимая западные образовательные технологии, мы не пытаемся использовать их положительный опыт А ведь в Европе создаются независимые пункты приема экзаменов с независимыми тестотехниками. У нас же тестотехниками являются сами учителя.

Введение ЕГЭ коснулось и высшей школы.  Общественная палата  РФ представила поправку к закону «Об образовании», согласно которой именно Минобрнауки, а не ректоры, будет устанавливать минимальный балл ЕГЭ для поступления в вузы. В ведомстве поясняют, что это снизит количество троечников в высшей школе, однако вузовское сообщество называет эту инициативу катастрофой.   Принятие поправки приведет к сокращению количества российских вузов.


Проблемы  заочного образования

Возникнув в начале эпохи индустриализации, система заочного обучения стала тем социальным лифтом для многих людей, которым не удалось получить высшего образования сразу после окончания средней школы. У каждого была своя жизненная причина. Среди тех, кто учился заочно, такие люди как академик С.С.Кутателадзе, В.А. Яковлев -  экс-мэр Санкт-Петербурга,  В.Н.Кирьянов -  начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ и многие другие.  Сейчас много говорят, что заочное образование – неэффективно, уровень знаний заочников – низкий и т.д. От заочного образования отказываются ведущие вузы страны, в том числе Санкт-Петербургский Госуниверситет. И, тем не менее, существует ряд аргументов, позволяющих оценить ошибочность этих решений:

1.   Заочное обучение популярно и имеет перспективу. По состоянию на начало 2009/10
учебного года из 7418,9 тыс. студентов высших учебных заведений 3962,8 тыс. учились по заочной и очно-заочной форме. В период кризиса с 2008 г. спрос на заочное образование только увеличивался.

2. На многих промышленных предприятиях (особенно в небольших городах и поселках) на инженерных должностях работают люди, не имеющие высшего образования, то есть налицо нехватка инженерных кадров.

Для них практически нет другой возможности получить высшее образование, как через заочную форму обучения без отрыва от семьи и рабочего места. Это тот самый социальный лифт, который позволяет любому человеку занять достойное место в жизни.

Кстати, далеко не все выпускники-очники стремятся ехать работать на периферию.

3. Разговоры о том, что заочное образование – некачественное и второсортное – это, скорее, миф, чем реальность. Как правило, заочники – это более мотивированные и ответственные студенты, большинство из них уже работает по специальности. Они имеют достаточный практический опыт, что позволяет им более глубоко изучить как фундаментальные дисциплины, так и специальные.

И все же основным критерием уровня подготовки выпускника-заочника является мнение работодателя. В течение нескольких лет мы проводили выездные защиты выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) непосредственно на предприятиях, в том числе на Калининской АЭС. В состав ГАК были включены представители КалАЭС – зам. директора по работе с персоналом, начальник отдела кадров, учебно-тренировочного центра и др. Мнение представителей работодателя оказалось самым благоприятным – 80% выпускников 2011 г. защитили свои дипломные проекты, выполненные по темам, связанным с самой АЭС, на «отлично».

Кроме того, когда говорят о качестве образования, почему-то забывают, что существует такой орган, как Агентство по надзору в сфере образования. Так может быть, более правильным было бы отрегулировать контроль над качеством заочного образования, а не рубить саму систему на корню.
4.Современное заочное образование должно и уже вовсю использует современные дистанционные технологии. О необходимости развития дистанционных методов обучении говорил и Президент В.В.Путин. В мире все популярнее становятся открытые университеты. У нас же об этом опыте стараются не говорить.

5.Мировая практика показывает, что в других странах с заочным образованием не только не борются, а всячески поощряют и развивают. В настоящее время заочное и дистанционное обучение приобретает все большую популярность в США, Канаде, Германии, Испании, Великобритании, Израиле и других странах.

Там  действуют десятки учебных центров. Известнейшие вузы мира – New York University, Harvard University, Cambridge University и другие – уже много лет используют дистанционные технологии. Ведущие учебные заведения предлагают свои услуги вне зависимости от местонахождения и гражданства будущих студентов.

Так почему реформа системы образования в России взяла курс на уничтожение заочного обучения?  Может быть, ларчик открывается просто?

«Для нашего вуза заочная форма невыгодна в финансовом плане: 60 тыс. рублей, которые мы зарабатываем в семестр на дневном (с одного студента), не сравнить с 12 тыс., получаемыми на заочном. За такую сумму нельзя ничему научить», –сообщает проректор по учебной работе Уральского государственного университета путей сообщения Евгений Малыгин.

Финансирование образовательной системы

Отсутствие внятной государственной политики в области образования приводит к низкому финансированию всей образовательной системы. Материально-техническая база вузов стареет и разрушается. Утрачена связь вузов с предприятиями.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов переживает кадровый дефицит. Из-за низкого уровня оплаты труда ППС молодежь не стремится преподавать в вузах. Несмотря на многочисленные заявления высшего руководства страны о том, что

средние зарплаты преподавателей не должны быть меньше и даже превосходить средние региональные заплаты, во многих периферийных вузах (в Удмуртии, Мари-Эл), средний уровень зарплат ППС составляет 6,5-8 тыс. руб. В Санкт-Петербурге  около 20 тыс. руб., в Москве – 30 тыс. Таков разрыв между декларациями и реальностью.

Внутри вузов зарплата может колебаться от 37 тыс. руб. до 200 тыс. За счет этого средняя зарплата доходит до 75 тыс. руб. (как «средняя температура по больнице») (табл.4). В крайней правой колонке табл. 4 приводятся процентное отношение зарплаты ППС вузов к средней зарплате по региону.
                                                                                                             Табл.4


«Преподаватели в институтах, зарабатывающие 20-30 тыс. рублей в месяц - это педагоги невысокого уровня, соглашающиеся на такую оплату своего труда, или почасовики, преподающие в различных вузах», - так считает министр образования и науки России Д. Ливанов. Вместе с тем опыт показывает, что для того,  чтобы заработать 30 тыс. руб., преподаватель имеет бюджетную нагрузку 800 часов и такую же внебюджетную. То есть работает за двоих, выполняя двойную учебную нагрузку. Какой спрос с него может быть как с ученого, методиста и т.д.

Кстати, проза жизни опровергает мнение нынешнего министра. Какую зарплату предлагают преподавателям вузов реально, видно из графика на рис.3.


                Рис. 3 зарплата преподавателей вузов [сайт rabota.yandex.ru/salary]



Новый закон об образовании

По сравнению с действующим законодательством, он  содержит не более семи небольших шагов вперед, и не менее  20-ти значительных шагов назад. Так, в действующем законе сельскую школу можно было закрыть только с согласия схода граждан.  В новом законе – с согласия некоей комиссии (с оговоркой: «не допускается без учета мнения  жителей данного сельского поселения»). Конечно, с комиссией договориться легче.

Действующий закон предусматривает религиозное образование на факультативной основе.  Новый – фактически на обязательной основе.

Начальное профобразование (ПТУ)  включено в среднее профобразование, которое предлагает два вида программ: подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Понятие профобразование ликвидировано как класс.

В результате изменения формул расчета числа бюджетных студентов, в ближайшие 5 лет новый закон сократит их численность примерно на 700 тыс. человек.

Новый закон отменяет надбавки за ученые степени и звания для докторов, кандидатов, доцентов и профессоров. Из системы повышения квалификации ППС исчезла докторантура.

Новый закон отменяет целый ряд льгот, в том числе для военнослужащих и детей-сирот.

Устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах 10%. Все другие категории могут учиться бесплатно на подготовительных отделениях вузов. То есть сохранилась только одна льгота.

Таково на сегодня состояние дел в нашей системе образования. Можно, конечно, считать, что все происходящее в стране с реформированием образования – это просто ошибка чиновников в сфере подготовки кадров, а возможно – это сознательное  разрушение основ нашего общества, которое и начинается с воспитания и образования.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4331