Так как строительство новых АЭС очень дорого, ни один штат не предполагает строительство новых АЭС. Никто сегодня не предлагает создавать новые реакторы, которые бы стали конкурентами на энергетическом рынке. Больших перспектив по обеспечению населения США атомной энергией не предвидится. Самые дорогие поставщики энергии находятся в штатах с наибольшей плотностью населения, в основном на северо-западе страны. Только в этих штатах обсуждается возможность строительства новых АЭС.
Как общественность может повлиять на решение NRC? Если речь идет о строительстве нового реактора, общественность штата может принимать участие в обсуждении вопроса его лицензирования. Это же касается и продления лицензии и повышения мощности реактора. Окончательное решение принимает NRC, но представители штатов могут присутствовать на заседании, если они докажут, что принимаемое решение повлияет на жизнь населения штата. Для этого необходимо заранее предоставить соответствующие аргументы, но сделать это довольно сложно, потому что большинство петиций NRC отклоняет. В случае если обращение принято, общественная организация имеет право запросить у Комиссии всю необходимую информацию. И в случае несогласия с решением Комиссии, общественная организация может подать апелляцию в Высший апелляционный суд.
Конфликты между отдельными штатами и NRC
30 лет назад Калифорния заявила, что население штата против строительства новых атомных ректоров до тех пор, пока не будет решена проблема с отработанным ядерным топливом. Законодатели штата поддержали эту инициативу общественности. Но федеральное правительство, посчитав решение штата неправомочным, с этим не согласилось. Тогда правительство штата обратилось в Апелляционный суд. Верховный суд поддержал решение штата Калифорния о нежелании строительства новых АЭС на их территории. Это решение продолжает действовать до сих пор. Аналогичные решения действуют во многих штатах страны.
Ядерные реакторы в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси находятся в северо-восточной зоне США с наиболее высокой плотностью населения. NRC продлила на 20 лет (до 2046 г.) лицензию на эксплуатацию АЭС «Хоуп-Крик» в штате Нью-Джерси.
В июне 2012 г. был остановлен атомный реактор на АЭС «Indian Point» (корпорации Entergy), на четверть обеспечивающей потребности в электроэнергии Нью-Йорка. АЭС располагается в 50 км от города. Причиной остановки реактора стала неисправность главного электрогенератора станции. Мощность каждого из двух реакторов АЭС «Indian Point» составляет по 1 тыс. МВт. Эксперты неоднократно высказывали опасения относительно состояния реакторов станции, построенных в середине 1980-х гг. в сейсмически нестабильном районе на берегу реки Гудзон. За время эксплуатации на АЭС произошло несколько серьезных аварий, которые привели к выбросу радиации в атмосферу и воды реки. Лицензии на работу реакторов АЭС истекают в 2013 и 2015 гг. Но власти штата Нью-Йорк заявили, что по соображениям безопасности могут закрыть станцию раньше. NRC дважды переносила сроки выдачи отчета по оценке воздействия на окружающую природную среду в отношении АЭС «Indian Point» по причине рекордного количества замечаний со стороны общественности.
В 1990 г. на острове около Нью-Йорка была построена АЭС. Остров соединен с мегаполисом тремя мостами. В случае аварии на АЭС эвакуация людей была бы весьма затруднительна. Общественность штата выступала против этого строительства, но NRC приняла решение о выдаче лицензии оператору станции. Поскольку вопрос касался здоровья населения и атомной безопасности, штат напрямую не мог препятствовать выдаче лицензии. Тогда власти штата решили выкупить АЭС у собственника, а потом закрыть её. На федеральном уровне с таким решением не согласились, дабы продолжить эксплуатацию АЭС. Но Апелляционный суд США поддержал решение штата о закрытии станции.
АЭС «Вермонт-Янки»
АЭС «Вермонт Янки» была введена в 1972 г. (блок BWR, 620 МВт эл., 72% генерации и 35% потребности электроэнергии Вермонта). Фонд вывода станции из эксплуатации $ 416 млн. на 2006 г. Этого недостаточно, требуется $ 800 млн.
Ресурс 40 лет заканчивается в 2012 г. Оператор (компания «Entergy») намерен продлить лицензию на 20 лет. Сенат Вермонта проголосовал (4.02.2010) против продления. После выбора в ноябре 2010 г. губернатором Вермонта оппонента АЭС, оператор АЭС объявил о продаже станции.
Оператор АЭС «Вермонт Янки» - компания «Entergy», национальный регулятор ядерной безопасности США (NRC) и власти штата Вермонт, на территории которого расположена АЭС, третий год пытаются найти приемлемый выход из конфликта интересов. Владельцы АЭС, компания «Entergy», зарегистрированная в другом штате, и платящая налоги там, хочет продлить эксплуатацию АЭС сверх проектного ресурса, заканчивающегося в 2012 г. Главная проблема заключается в том, что пока не решен вопрос постоянного хранилища отработавшего ядерного топлива.
В ответственность правительств штатов входит определение необходимости генерирующих мощностей, типа генерирующих предприятий, подлежащих лицензированию, использованию земли и очередность их строительства. В штате Вермонт эти вопросы регулирует Департамент Общественных Услуг (VT PSB - Vermont, Public Service Board). Основание для запрета продления эксплуатации сверх проектного ресурса АЭС «Вермонт Янки» – неудовлетворенность властей штата качеством работы и нестабильным финансированием энергетической кампании, неуплатой налогов вследствие регистрации компании в другом штате и недостаточное участие предприятий штата Вермонт в работах по обеспечению эксплуатации АЭС.
Реконструкция блоков АЭС «Вермонт Янки» для повышения мощности, эксплуатация временного ХОЯТ (юрисдикция Департамента Общественных Услуг - ДОУ), запрос новой лицензии на продление эксплуатационного ресурса и прочее, позволяют ДОУ штата в пределах его компетенции не давать добро на продление эксплуатационного ресурса АЭС «Вермонт Янки».
Когда в 1972 г. открывали АЭС «Вермонт Янки», расположенную в юго-восточном Вермонте вдоль берега реки Коннектикут, ее называли будущим производства электроэнергии для Новой Англии. Срок ее лицензии истекает в 2012 г., а ее фонд вывода из эксплуатации состоит из менее чем половины необходимых средств.
В декабре 2007 г. фонд составлял 416 млн долл. США. Теперь он составляет около 384 млн долл. До планируемых 932 млн долл., необходимых в конечном итоге на демонтаж электростанции, не хватает очень много.
Компания «Entergy Corp.» добивается продления срока лицензии АЭС «Вермонт Янки» на 20 лет, в надежде на то, что в 2030 г. в ее фонде на вывод электростанции из эксплуатации будет достаточно средств. Если фонд вывода АЭС из эксплуатации будет продолжать работать неэффективно, компания может попросить о разрешении законсервировать электростанцию сроком на 60 лет по программе «Сэйфстор». Это позволит отложить демонтаж АЭС до 2092 года.
В 2002 г., когда «Entergy» купила АЭС “Вермонт Янки”, компания подписала с властями штата специальное соглашение. В нем говорилось, что для продления лицензии АЭС, которая истекает в марте 2012 г., необходим будет не только федеральный сертификат, но и особый сертификат Вермонта. Его должен был выдать регулирующий орган штата, однако законодательное собрание Вермонта позднее закрепило за собой право отказать в нем.
АЭС «Вермонт-Янки» может эксплуатироваться и после марта 2012 г., несмотря на попытки руководства штата закрыть станцию. Такое решение было принято окружным судьей. «Entergy Corp.» апеллировала к суду с тем, что желание закрыть АЭС объясняется опасениями общественности в связи с безопасностью АЭС, но вопрос о безопасности находится только в юрисдикции Комиссии по ядерному регулированию США. Губернатор Питер Шумлин заявлял, что у штата есть другие причины, включая тот факт, что АЭС «Вермонт-Янки» не вписывается в энергетическую программу штата, и с годами будет становиться «все более ненадежной».
В 2000 г. владельцы АЭС были готовы продать свое 27-летнее предприятие. Но вступивший в переговоры новый покупатель предложил удвоить покупную цену АЭС, вслед за ним цены стали повышать и другие покупатели. Официальные власти штата Вермонт тут же приостановили оформление сделки. Перед тем, как согласиться на эту продажу штат выставил требование, что в случае продолжения работы АЭС после 2012 г., оператор станции должен получить сертификат общественной пользы, то есть согласовать с властями штата условия продления эксплуатации.
В Вермонте с 2006 г. действует закон, требующий от энергетиков получать одобрение обеих палат парламента и губернатора для продления сроков службы атомных станций.
На АЭС «Вермонт-Янки» бассейн с отработанным топливом через 2 года будет переполнен. «Entergy Corp.» намерена перевести часть ОЯТ в сухое хранилище, которое находится здесь же на территории станции. Но в этом случае изменяется характер землепользования. Штат выставил требование, чтобы владельцем станции был выплачен соответствующий налог.
В 2007 г. станция оказалась в центре внимания общественности после двух инцидентов - частичного обрушения градирни и отказа запорной арматуры на турбине. Много проблем возникало в работе АЭС и в 2009 г. На АЭС бывали аварийные ситуации, которые пытались скрыть от жителей. До сих пор не решена проблема безопасной изоляции отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), которое хранится в контейнерах "сухого хранилища на территории станции. В 2010 г. Сенат штата Вермонт проголосовал за то, чтобы Комиссия по коммунальным услугам штата не рассматривала заявку «Entergy Corp.» на получение «сертификата общественной пользы» для продолжения эксплуатации АЭС «Вермонт-Янки» после марта 2012 года. «Entergy Corp.» обратилась в отделение окружного суда США в штате Вермонт, требуя ввести судебный запрет на попытки властей штата закрыть атомную станцию. Компания аргументирует свою позицию тем, что действия властей Вермонта противоречат федеральному Закону об атомной энергии от 1954 г., согласно которому «штат не имеет права вторгаться в сферу эксклюзивных полномочий федерального правительства касающуюся вопросов эксплуатации атомных станций». В 2011 г. «Entergy Corp.» обратилась в NRC с запросом о продлении лицензии на эксплуатацию АЭС на 20 лет.
Сенат штата проголосовал против продления эксплуатации АЭС "Вермонт Янки". На негативное отношение политиков к станции повлияли события января 2012 г., когда руководство АЭС было вынуждено признать факт утечки трития в окружающую среду. Проблема связана также с высокой температурой воды, сбрасываемой в реку после охлаждения реакторов. Штат предлагает оператору станции предпринять меры по снижению температуры сбрасываемых вод.
Апелляционный суд США принял сторону «Entergy Corp.», заявив, что продление лицензии не входит в юрисдикцию властей штата. Как и Калифорния, Вермонт обратился в высший Апелляционный суд, обращая его внимание на то, что штат не затрагивает вопросов здоровья и атомной безопасности. Их беспокойство вызвано экономическими мотивами.
21 марта 2012 г. в последний день срока эксплуатации АЭС, Комиссия по ядерному регулированию США разрешила использовать ее еще на протяжении двадцати лет. Власти Вермонта попытались воспрепятствовать этому, обратившись в суд штата. Пока слушается дело, атомная станция будет продолжать работу, однако к ней приставлено увеличенное число инспекторов.
Единый могильник ядерных отходов в СШАВ 1982 г. было принято законодательное решение о создании такого могильника. На федеральном уровне было принято решение о необходимости оплаты захоронения будущих отходов. Этот фонд составляет 30 млрд долл. при стоимости 1 цент за киловатт. Законом предусматривалось изучение трех возможных точек размещения могильника. В 1987 г. было принято решение о едином месте хранения ОЯТ в могильнике в штате Неваде, поскольку именно в Неваде в свое время проводились испытания ядерного оружия. Но в самой штате такое решение поддержки не нашло, мотивируя тем, что на территории штата АЭС нет. Тем не менее, Конгресс решил, что даже если правительство штата будет не согласно, оно не может оспорить федеральное решение.
Решение по поводу создания могильника должно было быть принято до 1998 г. В 2002 г. штат Невада проголосовал против могильника, но Конгресс заявил, что через 2 года на их территории будет могильник. Для его строительства необходимо было получить лицензию. Пока принимали решение о лицензии, в 2009 г. к власти в стране пришел Б.Обама, заявивший, что могильника не будет. Операторы АЭС подали в федеральный суд США иск о том, что по данному вопросу должно приниматься не политическое решение, а соответствующий закон. Политику Обамы они оспорили в суде. Суд рассматривает этот вопрос до сих пор. Но даже если он поддержит сторону руководства АЭС, создать могильник будет сложно, потому что работавшие над проектом могильника специалисты и ученые, уже разошлись по другим местам службы. Весь проект придется начинать сначала. За время дебатов по поводу строить-не строить могильник, в него уже было вложено 10 млрд долл., а ситуация до сих пор остается без решения.
Идея создания национального хранилища ОЯТ для более чем 100 энергоблоков американских АЭС потерпела неудачу. После того, как в строительство национального хранилища в центре страны, в горе Яки Маунтин, было вложено $ 10 млрд, проект был остановлен президентом Обамой. Стало ясно, что транспортировать через всю страну ОЯТ с более 100 энергоблоков небезопасно. Да и гарантировать надежную изоляцию ОЯТ в горе в течение 1 млн лет невозможно. Ведь в нем содержится сверхтоксичный плутоний-239 с периодом полураспада 24 тысячи лет. Все ОЯТ американских АЭС в настоящее время хранятся, после нескольких лет выдержки в приреакторных бассейнах-охладителях, в спецконтейнерах сухих хранилищ рядом со станциями.
Операторы АЕЭ извлекают пользу из правил NRC, которые не требуют от них выделения денежных средств для захоронения старого ядерного топлива, сноса зданий, или возобновления первобытного состояния площадок АЭС. И хотя некоторые штаты требую полного восстановления участка до экологических норм, федеральное правительство таких требований не выдвигает.
После того как федеральное правительство отбросило планы захоронения ядерных отходов на режимном объекте в Горе Юкка, штат Невада, проблема утилизации отходов особенно обострилась.
P.S. 15 сентября 2012 г. NRC вообще прекратила выдавать лицензии до решения вопроса с хранением ОЯТ. Лицензии будут выдаваться только при наличии места для хранения ОЯТ. Пока не принято национальное решение о том, что делать с ОЯТ, NRC выдавать лицензии не будет. Речь идет о продлении лицензий, потому что в ближайшие годы строить новые атомные реакторы никто не собирается. Вопрос стоит о пересмотре выданных лицензий. 6 месяцев назад было выдано 4 лицензии для новых АЭС. Практического смысла прекращение выдачи лицензий NRC не имеет, потому что даже без их продления станции продолжают работать по временным разрешениям.
Операторы 54 АЭС, или более чем половины станций в США, уже получили продление лицензии на 20 лет. Еще шестнадцать сейчас рассматриваются, а комиссия ожидает получить еще 21 заявку в течение ближайших несколько лет. На сегодняшний день, NCR не отклонила ни одной заявки на продление лицензии.
Разрешение проблемы "треугольника атомных интересов" на северо-востоке США представляют большой интерес и для России. Ведь там проходят испытания на прочность демократические механизмы регулирования проблемы, с которой мы сталкиваемся и в России. Национальный оператор Ленинградской и Кольской АЭС - концерн «Росэнергоатом» договорился с национальным регулятором ядерной безопасности - Ростехнадзором о продлении эксплуатации обоих станций. При этом ни жители, ни власти Ленинградской и Мурманской областей не имели возможности участвовать в принятии такого решения. В такой же ситуации и жители Красноярского края, Челябинской области, которых собираются обременять проблемами хранения ОЯТ Европейской России, да и других стран.
Будем следить за опытом Вермонта и стараться использовать его в России.