Современное состояние мирового военного кораблестроения
Дата: 03/07/2012
Тема: Атомный флот



В.Н.Половинкин, Заслуж. деятель науки РФ, д.т.н., проф.
А.Б.Фомичев, гендиректор ОАО «Северная верфь», к.т.н.

Анализ современного состояния мирового военного кораблестроения проведен на базе оценки ВМС США, самой передовой мировой державы, стремящейся сохранить военно-экономическое мировое господство, и других военных флотов передовых стран  мира.


Интересы Америки и ее роль в мире требуют наличия Вооруженных сил, обладающих непревзойденными возможностями, и готовности страны использовать их для защиты своих национальных интересов в любом регионе мира. США являются единственной страной, способной к переброске значительных сил и ведению крупномасштабных операций на больших расстояниях. Взгляды США на дальнейшее развитие своих Вооруженных сил (ВС) отражены в Четырехлетнем обзоре оборонной политики, представляющем «важный шаг на пути к полному институциональному оформлению происходящих в настоящий момент процессов реформирования и реструктуризации американских Вооруженных сил».

Американские аналитики утверждают, что «миссия Министерства обороны США состоит в том, чтобы защищать американский народ и продвигать интересы своей страны. С учетом этого Вооруженные силы США должны быть готовы поддержать широкие национальные цели обеспечения стабильности во всех ключевых регионах, оказывая помощь странам, которые в этом нуждаются, и ради общего блага». По мнению Пентагона «сложность ситуации в сфере безопасности, вероятнее всего, будет возрастать и под влиянием других ярко выраженных современных тенденций. Растущий спрос на ресурсы, быстрая урбанизация прибрежных районов, влияние изменений климата, появление новых штаммов заболеваний и глубокие культурные и демографические противоречия в нескольких регионах – это всего лишь некоторые из тех тенденций, сложное взаимодействие которых может спровоцировать или усугубить будущие конфликты».

В соответствии с взглядами американских специалистов, наряду с другими программами модернизации обычных и стратегических сил повышенное внимание будет уделяться новой концепции воздушно-морских операций, нанесению ударов на большую дальность, действиям в космосе и киберпространстве с направлением в эти области большего объема инвестиций.
В Четырехлетнем обзоре оборонной политики США сформулированы следующие задачи по совершенствованию национальных Вооруженных сил:
  • разработка концепции воздушно-морских операций;
  • расширение будущих ударных средств дальнего радиуса действия;
  • использование преимуществ при подводных операциях;
  • повышение отказоустойчивости инфраструктуры передового базирования сил
США и в первую очередь ВМС;
  • обеспечение доступа в космос и использование систем космического базирования;
  • повышение надежности ключевых средств командования и управления, каналов связи, компьютерного обеспечения, разведки, наблюдения и рекогносцировки;
  • подавление используемых противником средств обнаружения и поражения;
  • наращивание присутствия сил США за рубежом и повышение их способности к немедленному реагированию.
При постановке задач Военно-морским силам в обзоре отмечается следующее: «ВМС США будут и далее способны осуществлять операции по обеспечению передового присутствия и переброске сил одновременно с наращиванием сил и средств и взаимодействия с морским флотом целого ряда партнеров. Оперативное наращивание средств противоракетной обороны (ПРО) морского и наземного базирования позволит удовлетворить требования командиров боевых кораблей и союзников в нескольких регионах».

Министерство обороны США определило, что на период действия «Перспективной программы обеспечения обороноспособности на 2011-2015 гг.» ВМС США должны иметь в своем составе:
  • 10 - 11 авианосцев;
  • 10 авиационных крыльев самолетов палубной авиации;
  • 84 – 88 крупных надводных боевых кораблей, в т.ч. 21 – 32 боевых корабля с ПРО;
  • 14 – 28 малых надводных боевых кораблей (+14 противоминных кораблей);
  • 29 - 31 десантных кораблей;
  • 53 - 55 ударных подводных лодок (ПЛ);
  • 4 подводные лодки с управляемыми ракетами «Иджис эшор» (прототип наземных противоракет СМ-3);
  • 126 – 171 летательный аппарат РНР и РЭБ наземного базирования (пилотируемыеи беспилотные);
  • 3 эскадры транспортов подвижного морского обеспечения;
  • 30 – 33 корабля тылового обеспечения (+1 мобильная посадочная площадка);
  • 17 – 25 штабных кораблей и кораблей обеспечения (включая быстроходные транспорты JHSV, 3 корабля обеспечения T-AKE, 1 МПС);
  • 51 стратегический транспортный корабль с горизонтальной погрузкой-выгрузкой;
  • 3 экспедиционных соединения морской пехоты (МП);
  • 4 дивизии МП (3 ПК и 1 РК);
  • 11 пехотных полков;
  • 4 артиллерийских полка;
  • 4 авиационных крыла морской пехоты;
  • 6 самолетных групп;
  • 7 вертолетных групп;
  • 4 группы управления;
  • 4 группы поддержки;
  • 4 группы тылового обеспечения МП;
  • 9 боевых полков тылового обеспечения;
  • 7 командных элементов экспедиционных формирований МП.
«Морская мощь 21»

В последние годы в соответствии с разработанной и утвержденной стратегией командование ВМС США осуществляет программу радикального обновления боевого состава ВМС с целью придания им принципиально новых глобальных боевых возможностей. Современную концепцию развития ВМС США и стратегию их боевого применения, обозначенную как «Морская мощь 21», разработал в начале XXI в. Начальник морских операций ВМС США адмирал Верн Кларк. Практическую реализацию концепции «Морская мощь 21» впервые осуществил его преемник адмирал Майкл Маллен в ходе операций против Афганистана и Ирака.

Концепция «Морская мощь 21» включает в себя следующие основные компоненты:
·       Морской удар – нанесение точного и продолжительного  упреждающего мощного удара;
·       Морской щит – осуществление глобальной гарантированной обороны;
·       Морское базирование – осуществление оперативной независимости объединенных сил.

Морской удар, по мнению американских стратегов, это способность нанесения продолжительного точного и мощного упреждающего удара с моря. Морской щит - это возможность ВМС США создать гарантированную оборону своей безопасности по всему миру. Морское базирование - возможность повысить оперативную независимость и поддержку объединенных сил США.

Характеристики основных компонентов концепции

1. Будущие технологии «морского удара»:

·  автономные, отличающиеся достаточным ресурсом, скрытные разведывательные датчики, интегрированные каналами связи в единые системы;
·  датчики, объединенные по государственному признаку, на театре объединенных сил, в том числе и сил НАТО;
·  системы, повышающие качество понимания обстановки;
·  боевые беспилотные аппараты;
·  сверхзвуковые высокоточные ракеты;
·  электромагнитные рельсовые орудия («электромагнитные пушки»);
·  гиперспектральное изображение.

2. Возможности морского щита:

·  обеспечение надежной национальной обороны;
·  достижение превосходства на море (на просторах всего Мирового океана) и прибрежных акваториях;
·  обеспечение противоракетной обороны (ПРО) любого театра военных действий;
·  повышение боевой мощи ударных группировок.

3. Будущие технологии морского щита:

·  глобальная объединенная система разведки и система связи;
·  надежные контрмеры против минной опасности;
·  средства контроля многосерийного оборудования;
·  перспективные формы корпусов боевых надводных кораблей и подводных лодок;
·  пучковое, лазерное высокоэнергетическое оружие;
·  автономные беспилотные разведывательно-ударные аппараты;
·  система освещения общей картины подводной обстановки (среда, цели);
·  единая картина воздушной обстановки (цели);
·  координирование программ вооружения и кораблестроения;
·  разветвленная глобальная система ПРО.

4. Последовательность действий морского щита:

·  максимальное расширение боевого пространства, в том числе, и на всей площади Мирового океана;
·  возможно быстрое развертывание ПРО любого театра боевых действий;
·  создание общей оперативной картины для ВВС, надводных и подводных сил;
·  ускорение развития программ создания беспилотных аппаратов морского базирования, предназначенных для действий в любой среде;
·  вклад необходимых средств в системы самообороны для усиления морского превосходства.

5. Будущие технологии морского базирования:

·       объединенное руководство морским базированием;
·       возможность переброски тяжелой техники;
·       возможность быстрой транспортировки сил и средств по театру боевых действий или между военными театрами;
·       новые способы вертикальной доставки;
·       объединенное МТО;
·       размещение личного состава на ротационной основе;
·       международная сеть распределения средств обеспечения.

6. Последовательность действий морского базирования:

·       использовать (везде, где можно) преимущества сил морского базирования;
·       развивать новые технологии с целью уменьшения эксплуатационных расходов;
·       исследовать новые концепции и платформы.
Все эти концепции основаны на фундаменте взаимодействия ВМС и морской пехоты, использования асимметричных преимуществ США и усиления боевой эффективности за счет объединения сил.

Расширение зон и сфер влияния потенциальных противников

По замыслу американцев и представителей НАТО, в новых геополитических и геостратегических условиях для создания эффективной морской мощи требуется применение перспективных технологий, новой организации структуры флота и способов его оперативного применения.

Они также исходят из того, что объективно расширяются зоны и сферы влияния потенциальных противников в Мировом океане, активно осваиваются морские зоны, непосредственно прилегающие к территории России, ранее недоступные для ВМС иностранных государств, в том числе, российский сектор Арктики, Балтийское, Черное, Охотское и Каспийское моря. Сегодня угрожающие масштабы приняло также расширение зоны действий морского пиратства.

Все ведущие страны мира имеют долгосрочные научно обоснованные программы развития своих ВМС, подтвержденных соответствующими ассигнованиями. Темпы развития морских технологий показывают, что до 2035 г. произойдут коренные изменения в использовании Мирового океана как особой сферы вооруженной борьбы. Военно-морские силы иностранных государств, в первую очередь США, под влиянием научно-технической революции в военном деле обретают новый облик. В нетрадиционных конструкциях и обликах кораблей внедряются роботизированные системы оружия, технологии малозаметности «стелс», что дает возможность наносить внезапные, скоординированные по времени и месту высокоточные удары практически по всем морским и наземным целям в сетецентрических войнах нового поколения. Изменяется и развивается в первую очередь система глобальной разведки, в том числе, и подводной.

Как показывают события последних лет политическая, военная и экономическая стратегия США и других стран НАТО, в вопросах доступа к ресурсам Мирового океана и силового доминирования на его просторах напрямую пересекается с национальными интересами Российской Федерации. Одним из инструментов такого давления, является нарастающая угроза так называемой сетецентрической войны, основной отличительной особенностью которой является широкомасштабное применение роботов во всех сферах боевого пространства, включая морскую и космическую среду.
Сетецентрические войны

Официальными идеологами сетецентрических роботизированных войн выступили бывшие председатель ОКНШ ВС США адмирал Верн Кларк и министр обороны Дональд Рамсфельд. По их мнению, именно воздушно-космические - морские операции с применением высокоточного роботизированного оружия составляют содержание будущих боевых бесконтактных дистанционных действий на море. В планах Пентагона главный упор в будущих сетецентрических войнах делается на широкомасштабное использование боевых роботов, непилотируемых летательных аппаратов и необитаемых подводных аппаратов.

Разработкой беспилотных и роботизированных средств сегодня занимаются практически все развитые страны мира, но планы США в этой области поистине грандиозны. Пентагон рассчитывает к 2020 г. сделать роботизированными треть всех боевых средств, создавая полностью автономные роботизированные соединения и другие формирования.

Необитаемые морские аппараты

К основным задачам необитаемых морских аппаратов относят:
  • противоминную борьбу в районах действия авианосных ударных групп (АУГ), портов, военно-морских баз и др. Площади таких районов могут варьироваться от 180 до 1800 кв. км;
  • противолодочную оборону, включающую задачи по контролю за выходами из портов и баз, обеспечение защиты авианосных и ударных групп в районах развертывания, а также при переходах в другие районы. При решении задач противолодочной обороны шесть автономных морских аппаратов способны обеспечить безопасное развертывание АУГ, действующей в районе 36х54 км. Вооружением гидроакустических станций с дальностью действия 9 км обеспечивается 18-километровая буферная зона вокруг развернутой АУГ;
  • обеспечение безопасности на море, предусматривающее защиту военно-морских баз и соответствующей инфраструктуры от всех возможных угроз, включая угрозу террористической атаки;
  • участие в морских операциях;
  • обеспечение действий сил специальных операций (ССО);
  • радиоэлектронную войну и др.
Для решения всех задач могут применяться разнообразные типы дистанционно-управляемых, полуавтономных или автономных морских надводных аппаратов.

Военное применение подводных роботов 
       

 
Рис.1 Варианты морских роботов

Военное применение подводных роботов планируется также в рамках практической реализации единой стратегической концепции «Морская мощь 21». Определено оно следующим представлением правящей элиты США о характере войны на море: «До 2020 г. ВМС США должны создать в Мировом океане глобальную систему борьбы с флотами противников, ее суть — отказ от устаревшего способа борьбы «корабль против корабля». Эта система будет основываться на применении дистанционно управляемых боевых аппаратов, дистанционной передаче данных об обстановке и применении высокоточного морского оружия». Носителями высокоточного оружия опять-таки являются боевые роботы.

Спектр морских угроз национальной безопасности России

Развертывание средств и систем подводного мониторинга в Мировом океане осуществляется в рамках широкомасштабных программ контроля над состоянием окружающей среды. При этом американцы, в первую очередь, учитывают, что спектр морских угроз национальной безопасности России должен и далее неуклонно расширяться, переходя из области количественного в область концептуального и технологического превосходства. Стало уже неоспоримым фактом – мы не обладаем достаточной силой, способной даже в минимальной степени противостоять американским угрозам с моря. Россия сегодня практически блокирована с моря.

Ещё раз подчеркнем, что представление США о характере будущей войны на море определено следующим императивом: «До 2020 г. ВМС США должны создать в Мировом океане глобальную систему борьбы с флотами противников, ее суть — отказ от устаревшего способа борьбы «корабль против корабля».

Тенденции развития ВМС ведущих мировых держав

Тенденции в развитии ВМС ведущих мировых держав определяют необходимость активизировать следующие направления научно-исследовательских работ:
1.     Создание новых поколений надводных кораблей и подводных лодок, способных эффективно действовать не только в океане, но и вести боевые действия в мелководных прибрежных районах.

2.     Оснащение современных и перспективных боевых кораблей разных классов высокоэффективными средствами разведки и наблюдения, включая гидроакустические, радиолокационные, радиоэлектронные, инфракрасные, лазерные, оптические и прочие боевые средства, размещаемые, в том числе, на БЛА и НПА.

3.     Дальнейшее развитие и совершенствование традиционного морского оружия (КР, торпед и мин), а также внедрение новых его видов:
·       беспилотных летательных аппаратов;
·       автономных подводных аппаратов и автономных боевых платформ;
·       реактивных систем залпового огня;
·       импульсных гидродинамических пушек;
·       артиллерийских установок электромагнитного запуска снарядов;
·       высокоэнергетического оружия направленного действия (лазерного, плазмоидного и т. д.);
·       суперкавитирующего подводного оружия.

4.     Вооружение боевых кораблей и самолетов морской авиации современными, надежными и высокоскоростными средствами радио- и звукоподводной связи, работающих в различных участках электромагнитного спектра, для обеспечения их способности действовать в различных районах и решать широкий круг разведывательно-боевых задач как самостоятельно, так и в составе объединенных оперативных соединений.

Рис.2 Облик перспективных надводных кораблей (крейсеров, фрегатов, эскадренных миноносцев, авианосцев) зарубежных ВМС

Концепция развития Вооруженных сил США и, в первую очередь, ВМС в полной мере отражает главный постулат национальной стратегии США на XXI век: «Кто доминирует в Мировом океане, тот доминирует в Мировой торговле; кто доминирует в Мировой торговле, тот самый богатый в Мире; кто самый богатый в Мире, тот доминирует в Космосе; кто доминирует в Космосе, тот управляет всеми событиями в Мире».

Исходя из этого имперского по своему содержанию понятия, военно-политическое руководство США видит развитие будущих международных отношений следующим образом: «Перед нами мрачная перспектива мира, в котором слишком много людей и слишком мало ресурсов; мира, в котором стремление к сохранению жизненного уровня в развитых государствах будет находиться в прямом противоречии с намерением выжить в других странах. Это будет мир, в котором сила будет означать очень многое, возможно, все; и только сила может способствовать упорядоченному, хотя и неравному распределению дефицитных товаров. Сила потребуется для того, чтобы заставить развивающиеся страны не использовать важное сырье как средство политического или экономического шантажа. И только военная сила может обеспечить безопасность наших морских коммуникаций».

С этой целью американцами в Мировом океане формируется единая глобальная система освещения подводной обстановки (IUSS). При этом носители оружия (противолодочная авиация, надводные корабли, подводные лодки) и морское оружие интегрируются на базе компьютерных сетей в объединенную информационно-ударную структуру («сетецентрическое боевое пространство»), позволяющую осуществить «проекцию силы» в любой район мира.

Таким образом, концепция развития ВМС США до 2035-2050 гг. в рамках глобальной стратегии «Морская мощь 21» предусматривает в целях эффективного противодействия флотам потенциальных геостратеических противников строительство океанского флота нового поколения, а также развертывание в оперативно важных районах Мирового океана глобальной сети распределенных датчиков и систем морского подводного оружия, способных накапливать информацию относительно обнаруженных целей для их быстрого поражения.

Геостратеические противники

В качестве одного из потенциально опасных для США военно-морских флотов аналитики американских ВМС рассматривают военный флот Китая. Для такой оценки есть все основания. В настоящее время ВМФ Китая представляет собой быстро развивающуюся сбалансированную универсальную мобильную боевую структуру. Специалисты отмечают следующие этапы развития ВМФ Китая:

1. Первый этап (до 2010 г.) флот «желтой воды». Операционная зона – первая цепь островов: о. Рюкку, Филлипины, акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
2. Второй этап (до 2020 г.), флот «зеленой воды». Операционная зона – вторая цепь островов: Курильские, Хоккайдо, Нампо, Марианские и Каролинские, Новая Гвинея; акватории морей Индонезийского архипелага – вплоть до острова Бонин, Маршалловых островов и острова Гуам.
3. Третий этап (до 2050 г.), флот «голубой воды». Операционная зона – Мировой океан. Океанский флот.

Морское базирование

Одними из основных элементов системы подготовки ВМС США к ведению сетецентрических войн на море являются, по мнению аналитиков, боевые подводные роботы на потенциальных носителях: атомных подводных лодках типов «Огайо», «Виржиния»; боевых надводных кораблях типов «Замвод», «Х-Крафт», LCS «Индепенденс», экранопланах типа «Пеликан». В целом к 2035 г. США намерены создать новый флот- флот безраздельного океанского господства, флот агрессии, флот вторжения.

По мнению специалистов, сеть рассредоточенных в Мировом океане морских баз будет состоять из многочисленных платформ, включая атомные или неатомные авианосцы, многоцелевые эсминцы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки, том числе, со спецназом для поддержки объединенных действий. Конструкции будущих воздушных, надводных и подводных платформ-носителей разрабатываются на принципах открытой архитектуры, адаптированных к разнообразным по массе, вооружению, размерам подводным роботам по мере их появления и дальнейшего развития. Угроза массированного удара с моря приобретает новое содержание – скрытный, практически неконтролируемый средствами наблюдения внезапный удар морскими роботами.

Возможность беспрепятственного доступа в океанские глубины и их практического использования отнесена к числу жизненно важных национальных приоритетов США. Континентальный шельф Арктики, абиссальные равнины Мирового океана стали реальной средой острых конфликтных экологических, экономических, социальных и политических интересов ведущих мировых держав.

Американцы считают, что морское базирование ускоряет развертывание экспедиционных сил, подготавливая США к решительным действиям в период как локального, так и глобального кризиса. Кроме того, быстротечные стратегические морские перевозки будут иметь главное значение и играть решающую роль во время крупного прибрежного конфликта. Для решения этой задачи планируется создавать новые быстроходные транспорты, которым не обязательно заходить в порт для разгрузки. В результате их использования можно обеспечить большую свободу оперативного маневра силами.

Действительно, военные операции, в том числе и морские, в XXI в. достигнут наибольшей эффективности благодаря ускоренному развитию сил и средств объединенного материально технического обеспечения. Морское базирование сил МТО должно дать силам возможность повысить их боевую устойчивость и свободу оперативного маневра. Этому должны способствовать все программы ВМС. В итоге, как считают американцы, произойдет окончательный переход от берегового базирования к морскому базированию.

Особенно важно подчеркнуть, что все предполагаемые новации в деле развития национальных ВС подкрепляются соответствующими статьями американского бюджета.

Проект бюджета ВМС США на 2011 финансовый год по основным статьям с учетом специального раздела «Глобальная война с терроризмом» был предложен в объеме 179,1 млрд долл., что более чем на 3% больше, чем в 2010 г.

Распределение бюджета ВМС США и Корпуса морской пехоты по статьям расхода (млрд долл.) представлен в следующей таблице 1.

Табл. 1 Бюджет ВМС США и Корпуса морской пехоты
Статья расходов
Финансовые годы
Изменение 2010/2011 гг.,%
2009 (фактич.)
2010 (оценка)
2011 (запрос)
Содержание личного состава
41,6
43,9
45,1
2,7%
Эксплуатация и МТО
42,0
42,0
45,7
8,8%
Закупки В и ВТ
39,1
43,4
46,2
6,5%
НИОКР
19,3
19,9
17,7
-6,5%
Военное и жилищное строительство
5,2
4,9
5,0
2,0%
Прочие расходы
0,2
1,7
0,9
-47,1%
Всего
147,4
155,8
160,6
3,1%

Финансирование кораблестроения

По замыслу руководства ВМС США, объем финансирования кораблестроения, который составляет 25,1 млрд долл. на НИОКР и закупку, позволит ВМС:

·  поддерживать устойчивый пятилетний период строительства авианосцев (АВ), обеспечивая наличие в боевом составе флота 10-11 кораблей этого класса;
·  стабилизировать количество строящихся надводных кораблей;
·  обеспечить темп строительства АПЛ типа «Virginia» по две в год, начиная с 2011 г.;
·  продолжить разработки перспективной ПЛАРБ, со сроком вступления в строй в 2025 г.;
·  обеспечить строительство в 2011, 2013 и 2015 гг. трех крупных десантных корабля MLP.

В 2011 г. ВМС США планировали приобрести 5 новых крупных кораблей, а всего за период до 2015 финансового года - 50 новых кораблей, что составляет примерно по 10 кораблей в год.
В таблицах 2-4 приведены ассигнования на закупку оружия, на программы строительства кораблей основных классов, финансирование программ кораблестроения и переоборудования.


Табл. 2 Ассигнования на закупки оружия (млн долл.)

Табл. 3 Ассигнования на программы строительства кораблей основных классов
(млн долл.)

Классы  кораблей
Финансовые годы
Изменение
2010/2011,%


2009 (фактич.)
2010 (оценка)
2011 (запрос)


Боевые  НК и ПЛ
11098,9
11886,1
14101,9
+ 18,6
Десантные  корабли
1336,4
1499,6
1130,6
-24,6
Вспомогательные с уда, катера
587,0
453,1
492,0
+ 8,6
Всего
13022,3
13838,7
15724,5
+ 13,6

Табл. 4 Финансирование программ кораблестроения и переоборудования (млн долл.)

Классы и типы кораблей
Финансовые годы
2009 (фактич.)
2010 (оценка)
2011 (запрос)
Количество
Стоимость
Количество
Стоимость
Количество.
Стоимость
АВ
Строительство
перспективные закупки

2684,6 1210,6

737,0
482,9

1731,3
908,3
АПЛ типа Virginia: -строительство
перспективные закупки

1

2100,8 1391,4

1

1958,1 1953,7

2

1691,2
3441,5
АВ (ремонт и перезарядка A3):
ремонт и перезарядка A3  перспективные закупки

1
21,3
591,8

211,2

408,0
ПЛАРБ: -
переоборудование
перспективные закупки

1

39,2
221,0




ЭМ УРО типа DDG-1000

1504,3

297,7

186,3
ЭМ УРО типа DDG-51:
строительство
перспективные закупки



199,4

1

1906,4 577,2

2

2922,2
48,0
Корабль прибрежной зоны LC
строительство
перспективные закупки


2


1017,0


2


1076,7


2


1231,0
278,4
ДК типа LPD – 17
Строительство
перспективные закупки

1

930,4



184,0




ДК типа LHA
замена
перспективные закупки



177,8



169,5

1

949,9
Продление срока службы ДКА LCAC
6
110,6
3
63,7
4
83,0
Вспомогательные суда и катера

587,0

453,1

492,0
Всего

13022,3

13838,7

15724,5

Для финансирования НИОКР в интересах ВМС на 2011 год запрашивается 17753,9 млн. долл. Финансирование НИОКР ВМС по категориям и основным программам на 2011 г. отражено в таблицах 5, 6.

Табл. 5 Финансирование НИОКР ВМС по категориям (млн долл.)



Табл. 6 Финансирование НИОКР ВМС по главным программам (млн долл.)

Очевидно, что представленный состав ВМС США, в первую очередь, свидетельствует о сбалансированности военно-морских сил и их способности решать любые, в том числе, и стратегические задачи.

Принципиально новой задачей ВМС, отраженной в «Четырехлетнем обзоре по обороне», является организация с 2011 г. патрулирования боевых кораблей по плану ЕвроПРО. Для этой цели до 2015 г. должно быть принято на вооружение ВМС дополнительно к указанным выше силам ещё как минимум 32 корабля, которые будут оснащены перспективной системой ПРО «Aegis».

Численность личного состава ВМС США

Общая численность личного состава, который находился на действительной военной службе на начало 2012 г. в ВМС США и Корпусе морской пехоты (без учета численности спецназа ВМС и МП), составляет:

1.     ВМС США - всего 328700 чел., в том числе, 53115 офицеров, 271235 рядового и старшинского состава, 4350 курсантов военно-морских учебных заведений, резерв – 65500 чел.;

2.     Корпус морской пехоты - всего 202100 чел., в том числе, 21630 офицеров, 180470 рядового и старшинского состава, резерв – 39600 чел.

Таким образом, общая численность личного состава ВМС США, включая КМП, резерв и курсантов военно-морских учебных заведений составляет 640250 чел., что примерно в 3 раза превышает численность «перспективного ВМФ РФ». Американцев, в отличие от нас, не смущает, что каждый пятый военнослужащий ВМС является офицером, и это при исключительно отработанной системе подготовки высокопрофессионального старшинского состава.

План военного кораблестроения США

Особый интерес представляет подход США к разработке кораблестроительных программ. Учитывая большую продолжительность цикла создания новых боевых кораблей от идеи до принятия на вооружение, а также динамизм устаревания их ТТХ и постоянное изменение геополитической ситуации, Конгресс США требует от руководства ВМС ежегодного представления 30-летнего плана кораблестроения. Аналогично это происходит и в ВВС США. Последняя 30-летняя кораблестроительная программа был представлена в Конгресс США 1 февраля 2010 г. совместно с президентским запросом по бюджету на 2011 г.

План военного кораблестроения США обоснованно разделен на три временных интервала и включает три относительно самостоятельных кораблестроительных программы:

·  Программа ближней перспективы 2011-2020 гг.
Особенностью данной программы является то, что она основана на учете современных объективных потребностей ВМС, решаемых ими задач, оценке стоимостных показателей потребных для ВМС сил и средств, а также производственных и технологических возможностей национальных судостроительных производств всех форм собственности. В программе на ближнесрочный период в ВМС США намечено увеличение темпов строительства кораблей прибрежной зоны (в том числе, десантных кораблей) и высокоскоростных кораблей объединенных сил JHSV (Joint High Speed Vessel) (в том числе, ДК на воздушной подушке);

·  Программа среднесрочной перспективы 2021-2030 гг.
Программа предполагает использовать для оценки обликов и конструктивных особенностей перспективных боевых кораблей системный анализ как существующих, так и потенциальных угроз или их возможных наиболее вероятных вариантов. При таком подходе облик перспективных кораблей, их ТТХ определяются с учетом возможностей всех потенциальных противников;

·  Программа долгосрочной перспективы 2031-2040 гг.

 Это наиболее динамичная часть единой кораблестроительной программы, которая формируется с учетом всех вероятных изменений в течение всего периода 2011-2040 гг.

В представленном плане отмечается, что число авианосцев в ВМС США после 2040 г. снизится до 10 единиц. У американцев не вызывает сомнение непреложный факт, что авианосцы были, есть и всегда будут основой любого сбалансированного океанского военного флота.

Перспективы развития ПЛАРБ

В США Перспективы развития ПЛАРБ вынесены за рамки 30-летней кораблестроительной программы. Требования, предъявляемые к новой ПЛАРБ, отражаются в специальном обзоре ядерного потенциала США, который также представляется на рассмотрение в Конгресс как важнейшая самостоятельная проблема, требующая дополнительного финансирования.

Предполагается, что программа замены ПЛАРБ типа «Ohio» на новую серию ракетоносцев с 12 БР на борту будет профинансирована в период с 2019 по 2033 гг. По оценкам экспертов, на это потребуется более половины средств, регулярно выделяемых на финансирование всех кораблестроительных программ ВМС. Расчетная стоимость замены ПЛАРБ типа «Ohio» превышает сумму 85 млрд долл. Поскольку приобретение ПЛАРБ нового поколения исключительно затратное мероприятие, не реальное для бюджета ВМС, финансирование этой программы будет осуществляться в рамках отдельных самостоятельных статей. В США приобретение ядерного оружия для ВВС и ВМС финансируется по линии Минэнерго. Кроме этого, отдельные программы Пентагона дополнительно финансируются по линии ещё как минимум пяти министерств.

Прогноз потребности ассигнования на кораблестроительную программу ВМС США на 2011 — 2015 фин.гг. представлен в табл. 7.

Табл. 7 Прогноз потребности ассигнования на кораблестроительную программу
ВМС США

Общая кораблестроительная программа США на 2011-2040 финансовые годы представлена в табл. 8.

Табл. 8 Общая кораблестроительная программа США на 2011-2040 финансовые годы




Рис.3 Развитие ударных надводных сил США

Рассматривая долгосрочную кораблестроительную программу, Пентагон намерен поддерживать количество крупных кораблей в ВМС США на уровне 313-375 единиц. Для обеспечения выполнения такой программы предполагаются ежегодные траты на покупку кораблей в размере не менее 15,9 -18,5 млрд долл. в год. Однако специалисты утверждают, что численность боевого состава ВМС может быть откорректирована в большую сторону уже в ближайшее время. При этом американские стратеги исходят из того, что до 2020 г. ВМС США должны создать в Мировом океане глобальную систему борьбы с флотами любых противников.

Всеобъемлющая концепция действий

По мнению американских военно-морских аналитиков, для защиты жизненных интересов США ВМС должны своевременно предотвратить, обнаружить и устранить любые угрозы с морских или иных направлений – как региональные, так и транснациональные. Они считают, что разработанная и одобренная стратегия «Морская мощь 21» будет осуществляться через так называемую Всеобъемлющую концепцию действий, которая представляет собой распределенную в пространстве морскую боевую мощь, сконцентрированную на различных боевых платформах.

Всеобъемлющая концепция действий, по замыслу американцев, будет способна рассредоточить боевую ударную мощь, создав дополнительные независимые оперативные группы, действующие по всему миру. Для этого предполагается, что Всеобъемлющая концепция действий будет иметь гибкую структуру, включающую:

·  АУГ – авианосные ударные группы, обеспечивающие полный круг оперативные возможностей и поддерживающих боевую мощь ВМС;
·  ЭУГ – экспедиционные ударные группы, состоящие из десантных дежурных групп, подкрепленных надводными кораблями и подводными лодками. Разрабатываемые для ЭУГ новые платформы предназначены для реализации более мощного боевого потенциала;
·  ГБК – группы боевых кораблей противоракетной обороны (ПРО), которые улучшат международную стабильность, обеспечив безопасность союзникам и объединенным силам на берегу;
·  специально модифицированные подводные лодки «Трайдент», которые обеспечат всеобъемлющую боевую мощь своими крылатыми ракетами;
·  современный передовой эшелон судов снабжения с повышенной возможностью.

Специалисты ВМС США считают, для Всеобъемлющей концепции действий потребуется флот из 375 крупных кораблей, что существенно повысит ударную мощь существующего флота за счет ее пространственного расширения с нынешних 12 боевых авианосных групп (из сил быстрого реагирования) до 12 АУГ, 12 ЭУГ, а также многочисленных ГБК ПРО и подводных ракетоносцев.

В целом, по планам американских стратегов, использование эффективных сил морского базирования представляет собой центральный пункт каждого разрабатываемого в США военного плана. ВМС могут представлять атакующую и оборонительную мощь по всему боевому пространству. Такой военный флот XXI века сможет успешно противостоять любой угрозе, возникшей с любой точки мира.

«Флот против берега»

В современной военной литературе достаточно часто освещается вопрос: какой характер война будущего примет на море? Так как целей войны можно достигнуть в результате уничтожения военно-экономических объектов, то основной задачей, стоящей перед силами флота, будет «флот против берега». Решать эту задачу ВМС будут в воздушно-космической - морской ударной операции высокоточным оружием. Несомненно, в переходный период и в будущем США планируют проведение таких операций против России, Китая, Индии и других стран. Поэтому подобная операция примет глобальный пространственный размах. Носители высокоточного оружия — авианосцы, ракетные надводные корабли и атомные подводные лодки будут наносить удары из зоны Атлантического, Северного Ледовитого, Индийского и Тихого океанов в форме высокоточного сражения (боя).

Перспективы развития ВМС в других странах

Не меньшее значение перспективам развития ВМС уделяется и в других странах мира. В Великобритании принята программа военного кораблестроения до 2020 г. Основные направления закупки военно-морской техники Великобритании до 2020 г. отражены в табл. 9.

Табл. 9 Кораблестроительная программа ВМС Великобритании

Наименование программы
Стоимость, млрд. ф.ст.
Сроки ввода в состав ВМС
Количество кораблей
АВ типа Quben Elizabet
4,085/5,900
2015/2020 (головной)
2
ЭМ УРО типа 45
5,000/6,464
2009-2013
6
АПЛ типа Astute
5,204/6,667
2010-2024
4/7





В таблицах 10, 11 представлены кораблестроительные программы Испании, Германии на начало 2012 г.
Табл. 10 Кораблестроительная программа ВМС Испании на начало 2012 г.
Наименование программы
Класс и тип корабля (единиц в постройке+планируемое количество)
Бортовые обозначения и номера
Планируемые сроки завершения постройки
ПЛ
НАПЛ проекта 80А (4+4)
S81 и далее по возрастанию номеров
2012–2015
STOVL CV
Авианосец (0+1)
RNN, NN – номер
2018–2020
F-100
Фрегат типа Alvaro de Bazan (1+1)
F105-F106
2012–2015
BAM
Патрульные корабли (2+5)
P43 и далее по возрастанию номеров
2012 и далее

Табл. 11 Кораблестроительная программа ВМС Германии на начало 2012 г.
Класс и тип корабля (единиц в постройке+запланированные)
Бортовые обозначения и номера
Планируемые сроки завершения постройки
НАПЛ проекта 212A (2+2)
S185-186
2012–2013 и далее
Фрегаты проекта 125 (1+3)
нет данных
2016–2018

Французское правительство приняло решение о строительстве двух новых атомных авианосцев, построен пока один - «Шарль де Голль».
Табл. 12 Прогнозируемый боевой состав ВМС Франции


Не менее интенсивно развиваются ВМС Бразилии, Индии, Японии, Израиля, Мексики.


Перспективы развития отечественного ВМФ

В настоящее время отечественный Военно-морской флот начал свое очередное в истории возрождение. По данным, представленным в Интернете, Военно-Морской Флот России включает в себя следующие объединения: 4 флота — Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский, а также Каспийскую флотилию. По данным на конец 2010 г., в течение пяти лет (с 2011 до конца 2015 г.) в боевой состав ВМФ РФ должны войти 35 кораблей, а именно: четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955/955А/955У, два многоцелевых атомных подводных ракетных крейсера (МПЛАТРК) проекта 855/855М, две дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 677 и три проекта 636.3, два фрегата проекта 22350 и три проекта 11356М, пять корветов проекта 20380 и один проекта 11661К, пять малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631, два малых артиллерийских корабля (МАК) проекта 21630, два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711. Франция выиграла тендер на поставку ВМФ России 4 десантных вертолётоносных кораблей-доков «Мистраль».

Более 40 надводных военных кораблей (дальней и ближней морских зон) и катеров в настоящее время строятся на верфях РФ. В госпрограмме вооружений на 2011—2020 гг. для переоснащения ВМФ заложено около 4,7 трлн руб. В 2011 г. на строительство атомных подводных лодок, фрегатов, судоремонт и техническое обслуживание кораблей в федеральном бюджете было выделено 85 млрд руб., в текущем — свыше 93 млрд руб.

Однако, по-прежнему, значительная часть кораблей ВМФ России небоеспособна и числится в боевом составе лишь номинально, а дальние походы отдельных крупных боевых кораблей не обходятся без сопровождения спасательных буксиров.

В период с 2008 по 2011 гг. ВМФ пополнился пятью новыми боевыми кораблями: ДЭПЛ Б-90 «Саров», ДПЛ Б-585 «Санкт-Петербург», АПЛ К-152 «Нерпа» (переданной в лизинг Индии), фрегат «Ярослав Мудрый», корвет «Стерегущий». Также, Министерство Обороны заключило контракты на строительство ещё 11 корветов, 6 фрегатов, 5 дизельных подводных лодок, 2 атомных подводных лодок, 4 подводных стратегических ракетоносцев, 5 малых ракетных кораблей, 2 малых артиллерийских кораблей, 2 больших десантных кораблей.

Для сравнения советский надводный ВМФ в конце 1980-х гг. имел в своём составе: 4 авианосных крейсера, 2 противолодочных крейсера-вертолётоносца, около 160 надводных кораблей дальней морской зоны (крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей и сторожевых кораблей 1-го ранга). К 2012 г. в составе ВМФ России боеспособны только один авианосный крейсер, четыре крейсера, шесть эсминцев, десять больших противолодочных кораблей и пять сторожевых кораблей: всего около 25 единиц надводных кораблей 1-го и 2-го рангов.

В рамках Государственной программы вооружений на 2011–2020 гг. (ГПВ-2020) до 2020 г. для ВМФ предполагается построить до десяти ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей» и стольких же — многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень», двадцать дизельных (НАПЛ) подводных лодок, шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», и четырнадцать лодок доработанного проекта 677 «Лада», четыре вертолётоносца «Мистраль», восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356, тридцать пять корветов, из них не менее двадцати корветов проектов 20381 и 20385, не менее девяти малых ракетных кораблей проекта 21631, шесть больших десантных кораблей проекта 11711, серию базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит», не менее десяти малых десантных кораблей на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь». Дополнительно планируется провести крупномасштабную модернизацию ТАВКР проекта 1143 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (с 2012 до 2017 гг.), четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан»: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», «Петр Великий» (до 2020) и подводных лодок проекта 949А «Антей».

Кроме того, заканчивается проектировка нового эскадренного миноносца с ЯЭУ. На основе перспективного проекта планируется построить до 2022 г. 6 таких кораблей. ВМФ России также должен получить 14-16 новейших эсминцев в течение 15-20 лет, строительство первого эсминца может начаться уже в 2012 г., также идет строительство вспомогательных судов.

Развитие Военно-морских сил в мире

Учитывая роль и значение Мирового океана в XXI веке, многие государства мира озабочены развитием своих Военно-морских сил. В настоящее время в мире можно выделить 20 государств с развитым ВМФ: США, РФ, Китай, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Индия, Тайвань, Индонезия, Испания, Южная Корея, Бразилия, Турция, Австралия, Греция, Германия, Нидерланды, Перу, Сингапур.

Совокупный тоннаж Военно-морских флотов всех стран мира превышает 85 млн тонн. Расходы мира на ВМС превышают 210 млрд $ в год. Только США имеют военный флот, совокупный тоннаж которого составляет 3,1 млн тонн. Дополнительно союзники США располагают военно-морскими силами суммарного водоизмещения 4,2 млн тонн. Для сравнения Россия совместно с Китаем имеют ВМФ суммарным водоизмещением менее 1,2 млн тонн.

Сегодня соотношение сил ВМФ РФ и стран НАТО в Мировом океане соотносится как 1:10. Такое положение для России - великой морской державы недопустимо, тем более нам есть, что защищать, в том числе, и в Мировом океане.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3880