Инновационное развитие России
Дата: 08/06/2012
Тема: Экономика


В декабре 2011 г. Правительством была утверждена Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. В течение года документ на разных площадках обсуждался с бизнесом, с образованием, с наукой, с регионами. В результате обсуждений первоначальный проект документа претерпел значительные  изменения, что привело к непротиворечивому пониманию стоящих перед страной задач и путей  их решения. По мнению заместителя директора Департамента инновационного и корпоративного управления Минэкономразвития России Г.И.Сенчени, утвержденная Стратегия является примером консенсусного документа, значительно повышающего шансы на её реализацию.


О подготовке «Стратегии инновационного развития РФ…» Г.И.Сенченя рассказал на VI международном форуме «От науки к бизнесу», состоявшемся в Санкт-Петербурге в мае 2012 г.

Перед нами стояло несколько задач:

-систематизировать существующие в инновационной сфере меры,

- обеспечить их сбалансированность и максимальный синергетический эффект,

- сформировать механизм реализации стратегии,

- выявить узкие места,

- предложить способы их расшивки.

Если характеризовать состояние отечественной инновационной сферы в целом, необходимо констатировать, что все ключевые звенья её инновационной системы: бизнес, наука, образование, государственная политика не являются в настоящее время ни генератором, ни потребителем инноваций. Сама национальная инновационная система характеризуется разомкнутым характером. Российские разработки коммерциализируются за рубежом, а предприятия покупают готовые зарубежные разработки, усиливая нашу технологическую зависимость, потому что вместе с разработками они покупают и сервисы. Собственные инновации не получают достаточного спроса на их изделия.

В то же время многое уже сделано. Сформирована система институтов развития, существенно выросло финансирование науки, принят целый ряд налоговых льгот, реформируются ключевые звенья национальной инновационной системы – науки и образования, вводятся административные стимулы принуждения к инновациям.

В системе стратегического планирования «Инновационная стратегия» является руководящим документом по отношению к отраслевым стратегиям, к разрабатываемым государственным программам. Её принципы и подходы должны учитываться при формировании региональных стратегий социально-экономического развития. Мероприятия, прописанные в Стратегии, должны быть отражены в государственных программах, на основе которых строится весь бюджет страны. Департамент инновационного и корпоративного управления Минэкономразвития отслеживает ситуацию с тем, чтобы отраслевые ведомства: Минпромторг, Минобрнаука и др. в своих программах максимально полно учитывали положения, записанные в Стратегии инновационного развития. Недавние указы Президента, вышедшие по материалам его предвыборных статей, также включают положение об обязательном учете инновационной стратегии в принимаемых госпрограммах. Таким образом, Инновационная стратегия стала приоритетом для всех бизнесов.

Координация в сфере инновационной политики

Модель координации в сфере инновационной политики – это новация для наших стратегических инструментов. Ранее такие модели нигде не прописывались.

Общее управление реализацией Стратегии и координацию взаимодействия между основными блоками национальной инновационной системы будет осуществлять Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. В отраслевых ведомствах существует инновационные департаменты, занимающиеся выработкой инновационной политики.

Одним из ключевых инструментов координации инновационной системы станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок.

Непосредственная реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции. Основными ведомствами-координаторами будут являться Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпромторг России и Минкомсвязь России. Минэкономразвития является ответственным за сферу коммерциализации результатов инновационной деятельности, стимулирование спроса на инновации, региональную инновационную политику. Минпромторг осуществляет стыковку между гражданским и оборонным секторами. Минобрнауки отвечает за исследования и разработки, то есть за предложения инноваций. Минкомсвязи отвечает за популяризацию инновационной деятельности.

Другие федеральные органы исполнительной власти  в рамках своей компетенции будут отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, включая реструктуризацию соответствующих отраслей с целью повышения их эффективности, снижения энергоемкости, перехода на современные технологии и виды сырья. Деятельность этих подразделений будет направлена на максимальное развитие и привлечение потенциала «отраслевой» науки, НИОКР-подразделений предприятий, экспертного сообщества. Важную роль будут играть ведомственные целевые научные программы.

Цели и задачи Стратегии инновационного развития

Цель Стратегии – перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими показателями:

- доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40–50% в 2020 г.;

- доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах;

- удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 %;

- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП составит 17-18%;

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35%;

- внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5–3% ВВП, из них больше половины - за счет частного сектора.

- доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3%;

- не менее 4 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings;

- количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами  в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит 2,5-3 тысячи;

- доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников,  достигнет 25%.

Принципы реализации Стратегии

При реализации Стратегии государство будет исходить из следующих принципов:

- выявление проблем и путей их решения с задействованием полного набора инновационных инструментов в сферах с недостаточной предпринимательской активностью, с ориентацией на ликвидацию «провалов рынка»;

- тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки при определении приоритетных направлений технологического развития и их реализации;

- создание условий для технологической модернизации компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового, антимонопольного регулирования;

- обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;

- прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;

- ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на высшие международные стандарты;

- стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации инновационного поведения;

- координация и увязка бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики для решения задач инновационного развития.

Стратегия охватывает все основные направления инновационной системы. На первом этапе акцент сделан на институциональных мерах, прежде всего, это повышение восприимчивости бизнеса к инновациям за счет стимулирования конкуренции и создания благоприятной среды для инновационной деятельности.

Второй этап будет реализовываться за счет средств, появляющихся от сокращения государственной поддержки бизнес-проектов. Деньги будут направляться на образование, науку, модернизацию инфраструктуры. Такой бюджетный маневр предусмотрен на первых двух этапах реализации стратегии: институциональные меры повышения эффективности бизнеса на начальном этапе и повышение финансирования науки, образования, инфраструктуры на следующем этапе.

За основу в Стратегии инновационного развития принят вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, то есть стратегия лидерства в ряде сегментов, в которых могут быть быстро созданы глобальные конкурентные преимущества, и реализация догоняющего развития по остальным секторам. Параллельно будет происходить восстановление инженерно-конструкторского потенциала.

Ключевые задачи Стратегии: наращивание человеческого потенциала; кратное повышение инновационной активности бизнеса; повышение «инновационности» государства;

создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, коммерциализация их результатов; повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, её интеграция в общемировую систему; формирование территорий инноваций.

Инновации в образовании

Центром стратегии инновационного развития является человек. Одно из важнейших сохраняющихся у России конкурентных преимуществ – это человеческий капитал. По доле населения с высшим и послевузовским профессиональным образованием (22,8% от численности населения в возрасте 25-64 лет) Россия находится на уровне ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает Германию, Италию, Францию. Cохраняется высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям.

При формировании Стратегии инновационного развития к системе образования подошли комплексно. Речь идет не только о высшем образовании, но и о дошкольном, общем и непрерывном послевузовском образовании.

Качество образования на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального до высшего и послевузовского профессионального образования  пока продолжает снижаться. При всё ещё приличном уровне отечественного образования в целом, существует целый ряд проблем. Например, в среднем образовании: школьники с 4-го по 9-й классы теряют практически все компетенции в чтении и понимании литературных и научно-популярных текстов, накопленные у них до школы и в первых классах. По итогам международных тестирований, понимание текстов российскими учащимися в 1-4 классах находится на первых местах, школьниками 9-х классов – в 4-5-й десятке. Это значит, что стартовые позиции российских школьников «на выходе» из дошкольного и семейного образования лучше, чем у большинства сверстников в других странах. Но базовое образование следующих уровней эти преимущества нивелирует. Российские школьники старших классов уступают своим зарубежным сверстникам по большинству показателей уровня знаний по математике (38-39-е место из 65 стран), навыкам работы с текстом (41-43-е из 65 стран), знаниям в области точных наук (38-40-е из 65 стран).

Существующая система образования недостаточно ориентирована на удовлетворение потребностей инновационного развития и экономики в целом. Оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества: мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска, - развиты недостаточно. Российские образовательные учреждения, в том числе, вузы пока не стали «школой инноваций».

Преподавание и наука в вузах

В настоящее время ни один российский вуз, кроме МГУ, не входит в международный ТОП 200. А если говорить о творческой сфере инноваций, она в стране практически отсутствует. То есть весь контент зарубежный. До недавнего времени быть изобретателем, ученым, в России считалось престижно. За последние 20 лет статус ученого, изобретателя понизился чрезвычайно. С активизацией политики государства в данной сфере, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Что предлагается делать по этому направлению Стратегией инновационного развития?

Речь идет о корректировке образовательных стандартов, введении новых инновационных технологий базового обучения с использованием Интернета, мерах по привлечению и удержанию в России высококвалифицированных специалистов, в том числе, адресном привлечении и стимулировании российских работодателей к участию в конкуренции  таких специалистов на глобальных рынках, мерах по улучшению взаимодействия науки и бизнеса в целях формирования совместных исследований и выработке образовательных стандартов, соответствующих потребностям бизнеса, значительном повышении престижа инженерной, научной и предпринимательской деятельности, в том числе, через популяризацию через ТВ и СМИ.

На первом этапе ключевым акцентом политики в отношении фундаментальной науки и образования станет радикальное повышение эффективности их функционирования в рамках существующего финансирования с перераспределением финансирования с неэффективных направлений на перспективные, и обновлением управленческих кадров. Также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество. Приоритетом в области генерации знаний станет создание и развитие «центров компетенции» как через создание национальных исследовательских центров в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы и т.д.), так и через выведение на мировой уровень конкурентоспособности части национальных исследовательских университетов и государственных научных центров, ведущих институтов государственных академий наук. В качестве центров компетенции можно рассматривать и региональные наукоемкие кластеры.

Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальным расширением международной интеграции российских вузов в сфере образовательных программ, а также исследований и разработок, усилением академической мобильности и развитием сетевой организации образовательных и исследовательских программ. Неизбежным являются  реорганизация неэффективных вузов, концентрация средств на поддержке ведущих вузов и глобально конкурентоспособных научных коллективов и отдельных ученых.


Бизнес 

Основным моментом инновационного развития должен быть бизнес. В настоящее время для России характерно следующее соотношение: доля частных расходов в общих расходах на исследования и разработки составляет 30%, государственных – 70%. В развитых странах эта пропорция обратная: 70 к 30. Основная цель Стратегии – ликвидировать невосприимчивость бизнеса к инновациям. Низкий приоритет инновационной деятельности в стратегии компаний приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура работают сами на себя или в интересах иностранных компаний, которые коммерциализируют наши разработки. Вложения в эту сферу без повышения восприимчивости экономики к инновациям оказываются неэффективными. Повышать восприимчивость экономики к инновациям необходимо за счет стимулирования бизнеса. Ключевой задачей в этом направлении является содействие инновационной активности, в том числе, за счет ликвидации существующих административных барьеров и ограничений. Инновационный бизнес более чувствителен к среде, чем к финансовым стимулам. Предлагаемые в Стратегии меры: принятие или пересмотр технических регламентов, стандартов, дополнительные требования к качественным характеристикам государственных и муниципальных закупок, улучшение условий для конкуренции в целях усиления мотивации компаний к инновациям, сокращение масштабов государственной поддержки неэффективных компаний, а в случае социально значимых компаний – усиление инновационной направленности такой поддержки. Ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, аналогично режиму предварительных стандартов в европейской системе технического регулирования и предоставления возможности вывода на рынок под собственную ответственность. И ещё одна важная мера - выстраивание технологических коридоров для обеспечения безопасности продукции с точки зрения экологии, здоровья населения, снижения энерго- и материалоемкости продукции. В Госдуме находится подготовленный Минприроды законопроект о новых принципах технологического нормирования, в котором вводится понятие «наилучшие доступные технологии» (НТД). Если предприятие не внедряет НДТ, то оно платит намного большие экологические штрафы. Предлагаемая система похожа на европейскую, которая стимулирует предприятия к поиску высокотехнологичных решений, создает спрос на инновации. Повышение инновационной привлекательности инновационных секторов экономики должно осуществляться с использованием инструментов налогового и таможно-тарифного регулирования.

Инновационное государство

Государство само должно вести себя инновационно. Существует огромный простор для внедрения инноваций в социальной сфере, государственном управлении, в том числе, механизм госзакупок и проведения соответствующей политики через представителей государства в компаниях с госучастием. В этом направлении предпринимается многое: это и создание федеральной контрактной системы, информатизация управленческих процессов для обеспечения доступности и комфорта для населения, проведение политики по принуждению крупных госкомпаний к инновациям.

Ключевыми мерами являются: создание электронного правительства, переход к предоставлению услуг в электронной форме, политика по энергосбережению, разработка планов госзакупок, включающих инновационные компоненты. Одним из важнейших направлений является стимулирование крупных компаний госсектора к формированию и реализации программы инновационного развития. 47 компаний уже разработали программы инновационного развития (20% ВВП), дополнительно ещё 13 компаний, дающих ещё большую долю ВВП для стимулирование инновационного развития, заняты их подготовкой. В случае проведения политики открытых инноваций они будут генерировать дополнительный инновационный спрос для вузов, науки, для малого и среднего бизнеса, то есть создадут мультипликативный эффект, повышая востребованность всего, что делается в стране по поддержке малого бизнеса, вузов, то есть сферы, куда направляются большие ресурсы с тем, чтобы она начала работать на экономику, создавать конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Технологические платформы

Новым инновационным инструментом являются технологические платформы. Под технологической платформой «понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование  нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития».

В настоящее время существует перечень из 30 технологических платформ, которые подготовили планы стратегических программ исследований и завершают организационное оформление партнерства в области: медицины и био-технологий, информационно-коммуникационных технологий, фотоники, авиа-космических технологий, ядерных и радиационных технологий, энергетики, технологий транспорта, технологий металлургии и новых материалов, добычи природных ресурсов и нефтегазопереработки, электроники и машиностроения, экологического развития, промышленных технологий.

 Они будут функционировать, в основном,  в качестве некоммерческих партнерств. Одним из примеров участия технологических платформ в инновационной политике является принятая 24.04.2012 г. Правительством РФ комплексная программа развития биотехнологий в РФ до 2020 г. Согласно программе, доля биотехнологической продукции к 2020 г. должна составить около 1% ВВП страны. Одна из целей программы - выход России на лидирующие позиции в области биотехнологий, и создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации экономики РФ.

В число основных участников этой Программы входят организации - координаторы технологических платформ "Медицина будущего", "Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030", "Биоэнергетика".

Наука

Ключевым приоритетом государственной политики в сфере управления наукой является усиление координации фундаментальных исследований, проводимых за счет бюджетных средств. Координатором этого процесса выступает Минобрнауки, а для учреждений государственных академий наук роль координатора будет выполнять РАН. Уже имеется поручение по подготовке единой программы фундаментальных исследований, куда в качестве исполнителей войдут государственные академии наук, вузы, научно-исследовательские организации, не входящие в систему государственных академий наук, с формированием сети ведущих вузов, в которых будут развиваться исследования и разработки. Необходимо подтянуть вузы до такого состояния, при котором они смогут поставлять нормальные научные кадры, в том числе, и в академию наук. Уже сейчас ряд вузов имеют достаточно подготовленных специалистов и проводят практические исследования. Важным направлением реформирования науки является решение о финансировании исследовательских коллективов ведущих вузов  на основе конкурсного механизма.

Инфраструктура инноваций

Инфраструктура инноваций как финансовая, так и «физическая» (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коллективного пользования и т.д.) и территориальная (технико-внедренческие особые экономические зоны, наукограды, территориальные инновационные кластеры) – важнейшая составляющая системы поддержки инноваций. Основные её направления:

1. Развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов от «предпосевной» и «посевной» стадий до обеспечения широкомасштабного производства продукции за счет:

- увеличения числа инновационных проектов, приемлемых для финансирования венчурными фондами;
- увеличения доли частных инвестиций в инновационных проектах, реализуемых с использованием государственных средств;
- увеличения доли предоставления льготных кредитов на реализацию инновационных проектов в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также доли средств, выделяемых на поддержку проектов в сфере высоких технологий и инноваций;
- создания фондов прямых инвестиций в инновационные проекты и предприятия высокотехнологических секторов экономики с участием Внешэкономбанка;
- формирования эффективной координации деятельности институтов развития с целью создания целостной сбалансированной системы поддержки на всех стадиях инновационного процесса.
Выстраивание цепочки непрерывного финансирования будет сопровождаться четким разграничением компетенции институтов развития по типам финансируемых инновационных проектов и совершенствованием отраслевой и технологической приоритезации деятельности институтов развития.

В Интернете будет создан единый информационный портал о деятельности институтов развития и поддерживаемых ими инновационных проектах.

2. Развитие инновационной инфраструктуры, включая развитие технико-внедренческих зон (ТВЗ), наукоградов и территориальных инновационных кластеров, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования оборудованием, центров протипирования и дизайна и др. Будет обеспечиваться преимущественная поддержка создания объектов инновационной инфраструктуры в частной или смешанной собственности с преобладающим негосударственным участием.
В программе поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономразвития представлен значительный перечень региональной инфраструктуры, получающей поддержку за счет софинансирования со стороны Федерации.

Участие в глобальной инновационной системе

В Стратегии подчеркивается, что создание национальной инновационной системы не означает, что она должна быть замкнутой или отгороженной от остального мира. Наоборот, наши компании должны не только выходить на внешние рынки, но и встраиваться в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. В Стратегии предполагается существенная активизация поддержки экспорта, прежде всего высокотехнологичного, на что будут затачиваться многие инструменты поддержки, в том числе, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций будет осуществлять поддержку коллективных проектов выхода российских предприятий на внешний рынок. Будут радикально упрощаться таможенные процедуры и административные ограничения при экспорте высокотехнологичной продукции, привлекаться международные высокотехнологичные компании к размещению производств в исследовательских инжиниринговых центрах (Сколково, наукоградах и т.д.).


Инновационная политика на региональном уровне

Особое внимание в стратегии уделяется региональному измерению инновационной политики. Ведущие регионы будут формировать свои инновационные стратегии, для которых будет предусматриваться концентрация средств федеральной поддержки на развитие инновационной инфраструктуры. Это и переориентация средств инвестиционного фонда для поддержки данных регионов, и переориентация в рамках ФЦП поддержки инновационной и общей инфраструктуры в данных регионах, реализация пилотных программ поддержки инновационных территориальных кластеров. Минэкономразвития объявило конкурс на создание инновационных территориальных кластеров. И от регионов поступило около 90 заявок. Из них будут отобраны 10-15 кластеров, в которых по единому принципу будут концентрироваться государственные ресурсы не только Федерации, но и госкомпаний, и институтов развития.

Проектом стратегии предусмотриваются также основные направления деятельности по созданию законодательной базы инновационного развития. Все эти направления сконцентрированы в 20 ключевых шагах Стратегии - своего рода дорожных картах реализации стратегии перехода к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития.

Двадцать ключевых шагов
  1. Радикальное наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики.
  2.  Формирование «дорожных карт» развития ключевых технологий с определением мер поддержки и необходимой степени международной кооперации при их создании.
  3. Ужесточение экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг).
  4. Обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития.
  5. Введение дополнительных льгот (в том числе налоговых) для развития инжиниринга и информационных технологий.
  6. Повышение качества и престижа инженерного образования.
  7. Корректировка образовательных стандартов и внедрение новых технологий обучения в базовом образовании, включая дошкольное и школьное.
  8. Поиск и продвижение талантливых детей.
  9. Повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности
  10. Формирование инструментов и механизмов поддержки госзакупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в рамках создания федеральной контрактной системы.
  11. Предоставление государственных услуг в электронном виде.
  12. Поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний.
  13. Содействие российским компаниям в поиске зарубежных технологических партнеров, реализации совместных проектов, разработке новых технологий и выпуске высокотехнологичной продукции с компаниями из технологически развитых стран.
  14. Запуск механизма “инновационного лифта” для стимулирования инноваций среднего и крупного бизнеса.
  15. Формирование сети ведущих вузов, расширение выполнения на их базе  НИОКР в интересах реального сектора экономики, формирование сети национальных исследовательских центров (лабораторий) по ключевым направлениям технологического развития.
  16. Перераспределение финансирования к активным исследовательским коллективам через повышение роли конкурсных механизмов выделения средств на науку.
  17.  Организация реальной поддержки регионов - инновационных лидеров.
  18. Формирование территориальных центров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО.
  19. Повышение эффективности выработки и реализации Правительством РФ инновационной политики, в том числе через четкое распределение координирующих функций между федеральными органами исполнительной власти и определение ответственных за реализацию отдельных направлений политики.
  20. Обеспечение приоритетности финансирования инноваций.
Данный документ заложит системную основу для скоординированной инновационной политики государства, и будет способствовать достижению долгосрочной конкурентоспособности нашей страны.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3826