Потому что в кузнице не было гвоздя
Дата: 24/02/2012
Тема: Кадровая политика


Николай Кудряков

Почему хромает российская "оборонка"

Военное строительство, военная промышленность и внешняя безопасность – эти темы в уходящем феврале стали едва ли не самыми обсуждаемыми. Информационным  поводом стало назначение Дмитрия Олеговича РОГОЗИНА на пост вице-премьера, курирующего оборонно-промышленный комплекс. В должность вице-премьера Дмитрий Рогозин вступил 23 декабря.



Февральские тезисы

 
6 февраля он вызвал в Белый дом главу «Росатома» Сергея Кириенко, министра образования и науки Андрея Фурсенко, ректоров технических вузов, представителей военно-промышленной комиссии. И заявил, что предприятия ОПК утратили кадровый потенциал, а готовить новых специалистов российские вузы не в состоянии. И что в России будет создан аналог Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам
США - DARPA.

7 февраля в «Красной звезде» напечатана статья Дмитрия Рогозина «России нужна «умная оборонка». В этот же день он получает благословение на подъем «оборонки» от патриарха Кирилла и обсуждает с главой РПЦ задачи духовно-патриотического воспитания российской молодежи
9 февраля на президиуме Сибирского отделения РАН он заявляет, что без реанимации фундаментальной науки Россия рискует отстать по целому ряду промышленных технологий, имеющих военное значение.

16 февраля в Совете Федерации Дмитрий Рогозин требует приравнять коррупцию при выполнении гособоронзаказа к государственной измене.

20 февраля к обсуждению военного строительства подключился премьер-министр Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин. В «Российской газете» выходит его статья «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России».

Так что происходит и что всё это значит? В России дан старт Государственной программе вооружений 2011-2020 (ГПВ-2020), и руководство страны, видимо, искренне хочет, чтобы работы по перевооружению страны были хорошо начаты и, что самое главное, были бы с успехом завершены; чтобы армия и флот России к концу десятилетия располагали самой современной техникой.

Руководство страны, видимо, хочет, чтобы перевооружение России было воспринято обществом как поистине приоритетный национальный проект и обращается к народу за пониманием и поддержкой.

Последний парад наступает

Если нынешний всплеск военно-промышленной темы – это попытка государства поделиться с народом своими планами – то это одно. На самом деле – очень хотелось бы ошибиться – здесь другое.

Принятие Программы-2020 – это вынужденная реакция на провал Программы-2015. Согласно «Государственной программе развития вооружений на 2007-2015 годы»  (ГВП-2015) предусматривалось к 2010 году осуществить разработку новых видов техники и вооружений, а в 2011-2012 начать переоснащение Вооруженных сил.
10 мая  2011 года Дмитрий Медведев на совещании по развитию ОПК подводил итоги предыдущего года. Напомнил, что в 2010 году предполагалось поставить в войска более 30 баллистических ракет, пять ракетных комплексов "Искандер", около 300 единиц бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три АПЛ, один корабль класса «корвет», 11 космических аппаратов.

Помните? «…я не сам это придумал. Это было согласовано со всеми здесь сидящими… Не сделано почему? … во времена оные уже половина присутствующих занимались бы активным физическим трудом на свежем воздухе… Просто выглядим абсолютно неприемлемо».



«Выглядим абсолютно неприемлемо». Дмитрий Медведев, 10 мая 2011 года.

Перспектива физического труда на свежем воздухе никого не испугала.  Ситуацию с ГОЗ-2011 министр обороны назвал «катастрофой» уже летом. Размещение контрактов по ГОЗ-2011 года завершилось только в середине октября. Итоги года: по материалам прокурорских проверок возбуждено 80 уголовных дел, свыше 600 человек привлечены к ответственности в административном и дисциплинарном порядке.

Вместо проваленной программы-2015 появляется программа-2020.

Вместо Сергея Иванова появляется Дмитрий Рогозин.

И призывает приравнять коррупцию к государственной измене.

Так что происходит? Как минимум трижды проваленный гособоронзаказ может означать одно: никакой вертикали, и в этом смысле никакого государства в России практически нет.

Думается, что та часть российской властной элиты, в которой живо чувство самосохранения, обращается не к народу, а к самой себе – с призывом встряхнуться и собраться. Поскольку провал ГПВ-2020 будет означать провал не отдельно взятого вице-премьера, а всего российского «политического класса», российской элиты в целом. Это будет приговор Системе, государственному и общественному строю.

ГПВ-2020 – это последний парад российской элиты и российской государственности. Это приказ надеть чистое белье.

Сумма технологий

«Дорогой Энгельс!
<…>
Твоя «Армия» великолепна…
… в истории армии с поразительной ясностью резюмируется вся история гражданского общества»
Карл МАРКС – из письма Энгельсу 25.09.1857
*  *  *
« …производство оружия… основывается на производстве вообще... на «экономической силе», на «хозяйственном положении»…
Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства…»
Фридрих ЭНГЕЛЬС, «Анти-Дюринг», 1877 г.

В 1950 году в СССР была принята на вооружение первая баллистическая ракета – Р-1. Это была фактически копия трофейной немецкой А-4, она же – Фау-2. Фау-2 морально устарела уже в 1945 году. Тем не менее нарком вооружений Дмитрий Федорович Устинов настоял на организации ее производства. И очень быстро подтвердилось, что он был прав. Изготовление этой не нужной военным ракеты оказалась проверкой возможностей советской промышленности, проверкой масштабов и качества того, что классики называли «производством вообще».

Борис Евсеевич Черток, человек, стоявший у истоков изучения немецкого опыта, организовавший для этого в Германии целый научный центр, потом вспоминал:

«На наших материаловедов … свалилась проблема, затрагивающая десятки предприятий страны.

Немцы использовали при производстве ракет А-4 86 марок и сортаментов стали. Наша промышленность в 1947 году способна была заменить аналогичными по свойствам только 32 марки.

По цветным металлам немцы использовали 59 марок, а мы могли найти у себя только 21.
Самыми «трудными» материалами оказались неметаллы: резины, прокладки, уплотнения, изоляции, пластмассы и т.д. Требовалось иметь 87 видов неметаллов, а наши заводы и институты способны были дать только 48!»[1]

Баллистическая ракета начинается с резиновых прокладок. 
 
Ракета Р-1 – это памятник промышленности, которая научилась делать все
Производство материалов в необходимом ассортименте, технологии обработки – литьем, ковкой, штамповкой, резанием,  получение необходимой точности и чистоты, проектирование и изготовление для всего этого инструмента и  оснастки – это и есть «производство вообще», это и есть «экономическая сила», это есть «хозяйственное положение». Это не может быть достоянием одной отрасли. Это металлургия, химия, машиностроение. Это потенциал страны, резюме многих лет и десятилетий промышленного и культурного развития. Наконец, это уровень образования и культуры.

Целенаправленная работа по созданию новых конструкционных материалов в нашей стране была развернута в 1918 году на базе специально созданного Института физико-химического анализа. Как отмечалось, работы Института «имеют целью изучение неотложных вопросов, связанных с производством в России новых металлов и сплавов. К числу подобных задач в первую очередь следует отнести изучение свойств сплавов, необходимых для машиностроения, и в частности … в авиации, а именно: 1) антифрикционные металлы для подшипников; 2) специальные ферровольфрамовые, хромовые, никелевые и др. сплавы; 3) сплавы платины с иридием и родием…

Громадное применение … сплавов меди с цинком, никелем заставило обратиться к систематическому исследованию обширного класса металлических комбинаций так называемого латунного типа. К этой группе примыкают разнообразные медные сплавы, применяемые в электротехнике…»[2] 

Без этих работ не было бы тех марок стали, типов цветных сплавов и  видов неметаллических материалов, которые имелись в наличии при начале работ по Р-1 в 1947 году, и которых оказалось недостаточно. Обратите внимание – в 1918 году ставится задача создания специальных металлов для подшипников. Подшипник – это не танк, не самолет, это даже не мотор, но именно подшипник может служить олицетворением того уровня, которое в стране достигло «производство вообще». Грубо говоря, все страны и народы делятся на  две категории - те, которые умеют делать подшипники, и все остальные.

Без внятного обсуждения положения дел с «производством вообще», с машиностроением вообще, с металлургией вообще, с химией вообще, о ситуации в собственно «оборонке» говорить несколько преждевременно. Потому что когда мы поймем, что и почему делается с «производством вообще», мы очень многое поймем про нашу оборонку.  
   
 
Все народы делятся на  тех, кто умеет делать подшипники, и всех остальных



И еще одно- насчет 18-го года. В 1918-1919 годах в стране было создано 33 (тридцать три!) новых научных центра – в том числе и тех, из которых потом вырастут атомный и космический проекты. Как тогда называлась страна? Какого цвета был флаг? Как звали главу государства? Получил ли Дмитрий Олегович Рогозин благословение патриарха на то, чтобы, в порядке патриотического воспитания, вдалбливать всем и каждому, что без опоры на политический и нравственный опыт тех лет мы не сделаем решительно ничего? Впрочем, это - тема очень отдельного разговора [3].

А в разговоре о том, что производство вооружений основывается на «производстве вообще» очень поучителен пример создания трактора ЧТЗ С-65 - первой в мире массовой машины с дизельным двигателем. И дело даже не в том, что он стал тягачом для орудий особой мощности, бивших по фортам Кенигсберга и по рейхсканцелярии, что без такого трактора такая артиллерия была просто невозможна, что он был элементом системы вооружения. 

 

Артиллерийская система особой мощности: гаубица Б-4 калибра 203 мм и трактор-тягач С-65.

Дело в том, что он был элементом и символом системы промышленной, социальной и культурной. Дело в том, что в цилиндр тракторного дизеля топливо впрыскивалось при давлении порядка 100 атмосфер порцией ноль целых одна десятая грамма. Для этого игла топливного клапана должна изготавливаться с точностью до долей микрона. Для 30-х годов XX века это была нанотехнология.


В серию ЧТЗ С-65 пошел в 1936 году. На выставке в Париже 1937 года он получает Гран-при. В 1938 году он пошел на экспорт.

И нам говорят, что якобы именно теперь мы - очень удачно! – встроены в мировую экономику. Нет! Достойно и к собственному благу в мировую экономику мы были встроены именно тогда. А высшее международное признание эта машина получила чуть позже: немецкий солдат, захвативший исправный С-65, награждался отпуском на родину.

Трактор ЧТЗ С-65 был не просто «суммой технологий» - он резюмировал собой социальное и экономическое развитие страны за предшествующие 20 лет. За этой машиной стояла созданная практически с нуля инструментальная промышленность - московские заводы «Калибр» и «Фрезер», заводы в Томске и Новосибирске,

Свердловске и Оренбурге. И фабрично-заводские училища, факультеты, кафедры и целые вузы, лаборатории, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро. Это и было то, что Энгельс называл «производством вообще», «хозяйственным положением», «экономической силой».

Первый в мире серийный дизельный трактор ЧТЗ С-65 – такой же символ XX века, как и первый в мире спутник

Сегодня дело не только в коррупции. Дело именно в том, что своеобразным резюме последних 20 лет отечественной истории является системная деградация «производства вообще».

Завод «Фрезер» - уничтожен.

Московский станкостроительный завод "Красный пролетарий" - уничтожен.

Завод им. С. Орджоникидзе – уничтожен[4].
За минувшие 20 лет в одной только Москве УНИЧТОЖЕНЫ сотни предприятий, обеспечивавших то самое «производство вообще», производство средств производства, основу, фундамент, базу, стратегический тыл.

Москва перестала быть промышленным центром.

Пилотам люфтваффе, бомбившим Москву, такой результат и не снился.

А за пределами Москвы? По всей стране? Главным итогом – резюме - развития российского общества за последние 20 лет явилось организованное и массовое уничтожение «производства вообще», уничтожение производительных сил и материальных ценностей, разгром обрабатывающей промышленности. И этот разгром, по существу, продолжается сегодня и планируется на завтра.

Не в том беда, что провалился гособронзаказ – то есть производство собственно вооружений. Беда и катастрофа в системной деградации того, что классики называли «экономической силой» и «хозяйственным положением».

С поколением ЕГЭ - в разведку?

«...Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя…».
Оскар ПЕШЕЛЬ, профессор; приписывается Отто фон БИСМАРКУ, канцлеру.

Трактор ЧТЗ С-65 появился в стране, где лошади еще боялись автомобилей. А для «войны моторов» нужно было целое поколение, выросшее в условиях индустриального общества, в особой культурной и бытовой среде, где обычными предметами являются фотоаппарат и радиоприемник, часы и велосипед, водопроводный кран и электрическая лампа, автомобиль и трамвай. А самое главное, нужно было поколение людей, которым было бы интересно разбираться в радио– и в фотоаппаратуре, в моторах, в оружейной автоматике, в географических картах и архитектурных чертежах.

Перелом в войне произошел в том числе и потому, что на фронт и в промышленность пошло массовое пополнение командиров и специалистов с законченным средним образованием. Александр Зиновьев незадолго до ухода из жизни написал, что войну выиграл советский десятиклассник[5]. Не он один, конечно,  выиграл – но с массовым приходом советского десятиклассника качество и фронта, и тыла резко выросло. Десятиклассник пришел в танковые войска, в артиллерию, в связь, в штабы, в разведку. В фильме «Освобождение» командующий танковой армией генерал Богданов разговаривает с молодым командиром - как оказалось, попавшим на фронт из техникума. «Ну, теперь уж недолго, доучишься» - говорит генерал. Мелочь, эпизод, но за этим эпизодом – великая правда. А  у старшего лейтенанта Шарапова, по словам капитана Жеглова, десять классов было на лбу написано.

Советский десятиклассник, пришедший на войну, - это не просто типаж. Это исторический феномен. И хочется спросить у Станислава Говорухина, «киноотца» Володи Шарапова и Глеба Жеглова: про необходимость жить заветами Столыпина – это Вы нарочно?

Не знаю, завещал ли это Столыпин, но сегодня мы наблюдаем сознательное, чуть ли не провозглашенное официально, уничтожение общеобразовательной средней школы.

И результаты уже налицо. Уже массовым явлением стал десятиклассник, не способный пересказать прочитанный текст. Массовым явлением стал десятиклассник, не способный написать письмо.

В какую артиллерию, в какую разведку пойдут люди, которых сознательно и целеустремленно отучают читать, писать и ДУМАТЬ?

И в какую они пойдут промышленность? Недостатком советского образования отцы-реформаторы объявили стремление сформировать творческую личность. С этим наследием советского прошлого надо решительно покончить – нам нужен не творец, а ПОТРЕБИТЕЛЬ. Не нужен человек, разбирающийся в моторах и в электронных схемах. Не нужен человек, находящий радость в решении уравнений. Простите, Дмитрий Олегович, с кем Вы собираетесь создавать «умную» оборонку? С людьми, которые считают, что изучение математики – это не «креативно»? Да, конечно, курс дифференциального и интегрального исчисления Г.М. Фихтенгольца – это многобукаф. Но ведь высшая математика возникла как средство решения задач баллистики! Присоединение к Болонскому процессу, внедрение ЕГЭ – вот где государственная измена!

"Высшая математика убивает креативность" (А. Фурсенко, министр образования и науки РФ)



Но дело не только в системе образования.
Дело в общей культурной, так сказать парадигме. Убивает разум и воспитывает из человека потребителя в худшем смысле этого слова общая обстановка, сложившаяся в стране. На нашем общем культурном фоне стремление к знаниям, к созидательному творческому труду, и в том числе к труду в оборонной промышленности, выглядит в высшей степени архаично.

Что мы видим в газетных киосках? Где журналы «Химия и жизнь», «Знание-сила», «Юный техник»? Нельзя сказать, что ничего нет. Кое-что есть. Но это кое-что теряется в массе гламура и глянца. По этому глянцу, а вовсе не по болтовне про инновации юноша, обдумывающий житье, и судит о том, что в нашей стране важно, а что неважно, что престижно, а что нет; к чему стоит стремиться и где зарабатываются настоящие деньги.
И еще одно. Государственная измена – это когда историю страны заставляют изучать по «Архипелагу», а не по книге «Ракеты и люди».

Лагеря –  это было. И если без рассказа про лагеря в воспитании юношества не обойтись, то почему юношеству не предлагается эпопея Ярослава Голованова «Королев»? Там все рассказано – что такое 58-я статья, что такое «Дальстрой», что такое «шарашка». Но там еще рассказано, что такое ГИРД и что такое Байконур.
А юношеству пытаются внушить, что история «этой страны» исчерпывается лагерями, что в ней жили палачи и доносчики, но не было мечтателей и романтиков, не было творцов и первопроходцев, что были только Ежов и Ульрих, но не было Королёва и Туполева.

*   *   *
В статье о национальной безопасности премьер-министр призывает прогнозировать угрозы, опираясь на науку. Обратимся к науке. Академик Сергей Петрович Капица считает, что благодаря проводимой в стране образовательной и культурной политике Россия превращена в страну идиотов[6]. И что скоро «мы получим страну, …у которой будет легче высасывать природные богатства».

Статью про национальную безопасность премьер-министр начинает почему-то не с этой угрозы, а с сообщения о внешних силах, готовых покуситься на наши недра. Полноте! Содержимое наших недр давно считает своим достоянием, например, «Лукойл». В своих проспектах они пишут о своих запасах; о том, что они добывают из российских недр свою нефть. Но дело даже не в этом.

Дело в том, что по состоянию образования и культуры яснее всего видно, что наша страна покорена и завоевана. По состоянию образования и культуры ясно видно, что мы – страна зависимая и периферийная.  Образовательная и культурная политика, проводимая нашей элитой, более всех внешних сил, алчущих нашей нефти, разоружает, дезорганизует и растлевает и страну, и армию. Как говорил один генерал, персонаж повести Александра Ивановича Куприна «Поединок»: «Ах, господа, господа! Сказано в Писании: духа не угашайте, а вы что делаете?»

Эти слова он говорит офицерам N-ского пехотного полка после того, как полк провалился на учениях.  

Ах, господа, господа! Вы понимаете, чем закончится очередная программа вооружений, какое резюме ждет оборонку и армию, если подавление разума и унижение духа останется целью и сутью вашей экономики и вашей культуры?

Не было гвоздя, -
Подкова
Пропала.
Не было подковы, -
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала, -
Командир
Убит.
Конница разбита,
Армия
Бежит.
Враг вступает
В город,
Пленных не щадя, -
Оттого что в кузнице
Не было
Гвоздя! 
 
                           Самуил Маршак
                 (перевод из английской поэзии)


[1] Черток Б.Е. Ракеты и люди. Подлипки - Капустин Яр - Тюратам. М., 2011. с.125.

[2]
Объяснительная записка КЕПС (Комиссия по изучению естественных производительных сил России – Авт.) к Временному уставу Института физико-химического анализа // Организация науки в первые годы советской власти (1917-1925). Сборник документов. Л., 1968. с. 130.

[3]
См. статью автора «Модернизация: Учиться большевизму», «Атомная стратегия» № 56, июль 2011, с.3-4, http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3164

[4]
Подробнее, в т.ч. ссылки на источники, см. статью Александра ТАРАСОВА  «…посильнее «Фауста» Гёте!», http://scepsis.ru/library/id_3134.html

[5] Александр Зиновьев: Правда о войне еще не написана //"Родная газета" № 16(152), 28 апреля 2006 г., http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=20080&issue=267

[6]
Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков» // «Аргументы и факты»,  09 сентября 2009 г., http://www.aif.ru/society/article/29249







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3594