Обокластер
Дата: 15/09/2011
Тема: Социальная политика


Эдуард Безобразов, Железногорск

Что станется с бывшим Соцгородом, когда иссякнет инерция советских лет? Ничего хорошего, похоже. Пока власти ЗАТО модерируют один за другим самые фантастические прожекты, Нашгород стремительно приходит в упадок


Кидание понтов как образ жизни

Меньше месяца назад ИТАР-ТАСС сообщило: Нашгород вскоре превратится в «центр инновационного кластера ядерных и космических технологий России». Ни больше, ни меньше.

«Учебно-научный потенциал Железногорска представлен крупнейшими научными вузами страны - Сибирским федеральным университетом, Сибирским государственным аэрокосмическим университетом, национальным исследовательским ядерным центром МИФИ и даже Школой космонавтики, - наперебой поясняли журналистам  в краевом «правительстве». - Собрать эти силы в единый промышленный парк - основная задача проекта».

Для случайных гостей с Большой Земли необходимо сделать несколько пояснений.

Термин «Крупнейший научный», употреблённый в отношении СибГАУ, носит ярко выраженные признаки, мягко скажем, некоторого преувеличения. Выпускники «аэрокосмического университета», да, поступают на службу в железногорское ОАО «ИСС» и даже проектируют совместно с решетнёвцами  несложные космические аппараты. Однако – по отзывам тамошних специалистов – уровень подготовки красноярского ВУЗа заметно уступает, например, томской высшей школе. В особенности заметно это, когда речь заходит об умении самостоятельно мыслить, говорят нам.

Печальный факт, от которого, увы, никуда не денешься.

Железногорский филиал Сибирского федерального университета на титул «крупнейшего и научного» способен претендовать в ещё меньшей степени, нежели СибГАУ. «Школой для ленивого студента» называют его в народе – и небезосновательно.

Под пышным титулом «национальный исследовательский ядерный центр МИФИ» скрывается в Красноярске-26 бывший «Промышленный колледж», а ещё раньше – техникум.

Школа космонавтики, несмотря на звучное название, представляет собой достаточно аморфное образование, чьей задачей официально является работа с одарёнными подростками. Однако в самом ЗАТО сие учреждение хоть как-то известно было только в качестве места «прописки» конноспортивной секции «Ласковый ветер». И если бы краевые власти совместно с надзорными органами не решили однажды убрать конюшню от школьного общежития, то, боюсь, больше ничего интересного про ШК аборигены рассказать нипочём не сумели бы.

Голод не тетка, но стимул?


С другой стороны, ни высшее, ни даже средне-специальное образование никогда не были для Железногорска предметом особой гордости. Зато таковыми всегда являлись общеобразовательные школы, по понятным причинам во времена СССР поднятые на почти недосягаемую в Красноярском крае высоту, и пока не до конца утратившие прежние позиции. Так, гимназия 91 и лицей 103 не раз ставились в пример за последние годы даже на общероссийском уровне.

Тем не менее, все эти наработки можно считать – и так уже публично делается руководством местного образования - позавчерашним днём. Реформаторский зуд по мутноватому западному образцу, охвативший страну, привёл к тому, что заколючинские школы сейчас пребывают в практически том же полунищем состоянии, что и на Большой Земле. Бесчисленные и бессмысленные «инновации» всё глубже погружают педагогов в бумажную трясину разномастной отчётности. На собственно детей, по факту, времени у них остаётся всё меньше.

Про тупиковую кадровую семейственность, ветшающие здания и трагикомические зарплаты учителей говорить не буду. Молодёжь преподавать в школы не идёт, ибо это неперспективно. Поставленный рынком перед выпускниками профильных ВУЗов выбор невелик: либо работа буквально на износ на протяжении долгих лет – либо неизбежная смена вида деятельности, т.к. существовать на эти копейки попросту невозможно.

Нищенский уровень оплаты труда привёл к постоянному дефициту кадров. Власти, не способные реально повысить доходы людям, пускаются во все тяжкие. Начало нынешнего учебного года ознаменовано было в Красноярске-26 сообщением о том, что отдел образования арендовал у муниципалитета три трёхкомнатных квартиры. Чиновники пообещали сделать из них мини-общежития для завезённых из-за пределов ЗАТО молодых специалистов. Для них же изыскиваются возможности бесплатного питания в школьных пищеблоках, льготный проезд в общественном транспорте и прочие хохоряшки.

Примерно такая же, если не хуже, ситуация сложилась в дошкольном образовании. Здесь, несмотря на печальную демографию, по-прежнему сохраняются банальная нехватка мест и очереди в детские сады и ясли. Строить новые у города не находится средств.

«Нет денег – нет песен», этот простой тезис ещё никому на Земле не удавалось опровергнуть применительно к долгосрочной перспективе. Откуда возьмутся грамотные специалисты на «прорывных» производствах, если их некому готовить с самого начала, с младых ногтей? Чему может научить ребёнка педагог, занимающийся им либо на бегу, либо от безысходности? И тем не менее…

«В Городском Дворце творчества прошло традиционное августовское педагогическое совещание, - читаем на персональном сайте главы ЗАТО Вадима Медведева. - С основным докладом о приоритетах деятельности муниципальной системы образования выступила начальник отдела образования Евгения Титова. Их семь: разработка и внедрение общеобразовательных программ дошкольного образования с учетом федеральных государственных требований; реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей; внедрение новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях; разработка на муниципальном уровне пакета социальных преференций работникам образования; совершенствование учебно-материальной базы образовательных учреждений для создания современных комфортных условий образовательного процесса; повышение степени безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений».

Сколько будет пять плюс шесть

Из всего этого бла-бла-бла минимальное смысловое наполнение имеется лишь в тезисе о копеечных «социальных преференциях». Всё прочее – обычное бряцание громкими словесами, столь характерное для эпохи всесторонне одарённых «топ-менеджеров». Переливание словесной жижи из пустого в порожнее, если угодно.

Факты – вещь упрямая. Деньги на переоснащение школ и на «безопасность» выделяются у нас по остаточному принципу. У муниципалитета всегда имеются более срочные дела, нежели гонка за мифическими «образовательными стандартами», которые всё равно изменят через месяц-другой. А директорам школ и детских садов только и остаётся потом, что с трепетом ждать очередной, сезонной раздачи люлей. От стр-рогих прокурорских предписаний ссылками на отсутствие средств не отбояришься.

Кому в таких условиях интересно, что за продукт выпускает в итоге школа? Директору думать некогда, надо срочно заполнять заявку на очередной «модернизационный» конкурс какого-нибудь «Росатома», дабы попытаться отжать у богатенького, но придурковатого государства хоть какие-то дополнительные средства не на развитие даже, а просто на выживание. Не заработать, но вырвать изо рта у менее удачливого соседа. Настоящая школа жизни, а? Нет у родителей денег на питание? Отними, деточка, в школьной столовой завтрак у соседа: в джунглях выживает сильнейший!

К слову, о стандартах и уровне подготовки самых маленьких железногорцев. В настоящее время в средней группе детского сада (возраст четыре года) ребёнок должен уметь считать до трёх. В  старшей - до десяти. Не складывать и вычитать цифры в пределах десятка, а просто запомнить порядок счёта: один, два, три, четыре… Такова ПРОГРАММА. Которая в то же время требует от персонала обучать детишек составлению карты родного района и Красноярского края. Видан ли где-нибудь ещё в мире подобный ура-патриотический маразм?!

Вы сами можете прикинуть, что за уровень знаний призваны поддерживать педагоги, если русский язык им предлагается осваивать по фонетическому принципу. Основы орфографии закладываются вопросом: «С какого звука начинается слово «остановка»?» Ребёнок, естественно, кричит, что с «А». Его за это хвалят - а кто и как потом станет учить маленького обалдуя нормальному человеческому правописанию «астановки», дело десятое, похоже.

К тому же первые полгода в школе маленьким человечкам продолжают впыживать материалы подготовительной группы детского сада. Те, кто их давным-давно одолел (сиречь, нормально развитые дети), приучаются сызмальства пинать балду на уроках. Навык весьма полезный в современных условиях, чего там. «Пить, курить и говорить я начал одновременно», - лихо острил когда-то юморист Аркадий Райкин. И публика в ответ весело смеялась, потому что знала: эти слова – гипербола и анахронизм.

Но сейчас это уже не смешно, потому что становится повседневной реальностью.

Без штанов, но в шляпе

Мне скажут: выпускники железногорских школ по-прежнему собирают вороха грамот и медалей, после чего пачками поступают в весьма престижные российские ВУЗы. Верно, поступают. Но не все. А поступившие – как правило – не больно горят желанием возвращаться в родимый Мухосранск из Москвы или Питера. То есть, эту часть своего будущего Красноярск-26 автоматически теряет, и не спасут положение ни молодёжные центры с конкурсами социальных грантов, ни переименование Нашгорода в Центр Инновационного Кластера.

Называть-то вы себя можете как угодно, это понятно. А вот БЫТЬ…

К 2015 году Железногорску понадобится три тысячи высококвалифицированных специалистов, говорят нам. Градообразующим предприятиям кровь из носу требуются не столько менеджеры и бухгалтеры, сколько станочники ЧПУ, сварщики и прочий трудовой класс, спохватились вдруг власти. Но откуда возьмутся эти рабочие, позвольте спросить?

Кто станет готовить кадры, если «профессионально-техническому лицею №10» (бывшее ПТУ) в апреле с.г. в крае отказано было в государственной аккредитации по программе «металлобработка» и «слесарь КИПиА»? Где будут учиться лузеры, не поступившие в московские ВУЗЫ, если никто в Нашгороде почти две недели не замечал, что профессиональное училище №47 (тоже бывшее ПТУ) набрало первый курс, не имея образовательной лицензии?

«Мы подготовили документы на передачу ПУ-47 земельного участка своевременно, - жалуется теперь зам главы администрации по социалке Владимир Фомаиди, - но Регистрационная палата их не приняла. Давайте не будем обвинять руководство!» Ага, не будем. Тем более, что мудрые вожди предложили начинающим автокрановщикам офигительно простой выход из тупика: первый семестр проучиться либо в Берёзовке, либо временно перевестись в десятую «фазанку». Без какой-либо внятной гарантии возобновления работы ПУ-47 и возвращения туда первокурсников, ясен пень.
Нам же рабочие кровь из носу нужны, вы помните?

«По расчетам Минэкономразвития, с 2011 по 2020 год на реализацию проекта стратегии инновационного развития потребуется 15,7 трлн рублей. При такой мощной финансовой поддержке Россия может вырваться в мировые лидеры по оказанию высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, увеличить долю высокотехнологичного сектора в ВВП в 1,5 раза (до 18%), долю инновационной продукции в выпуске промышленности в 5-6 раз, долю инновационно активных предприятий — в 4-5 раз (до 50%)», - уверяют в Кремле.
Ну да, держите рот шире.


Опубликовано на сайте "Уран-Батор" 15.09.2011






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3284