АЭС „Белене” может быть выведена из энергетического сценария в юридический
Дата: 06/07/2011
Тема: Геополитика


Проф. д.т.н. П.С.Цветанов с соавторами в книге «Электроэнергетика Бoлгарии  - развитие и социальная цена», изданной БАН в конце 2009 г., актуализирует развитие двух национальных докладов Болгарии, представляющих неотъемлемую  часть  общеевропейского исследвания затрат для устойчивости 'энергетических систем в рамках проекта „ЕК CASES”. В проекте объединены усилия 26-ти исследовательских Европейских центров, а также исследовательских центров Индии, Бразилии, Турции и Китая. Доклады для Болгарии были утверждены и распространены в 2008 году  Генеральной Дирекцией „Исследвания” (DG „Research”) в ЕС. (http://www.feem-project.net/cases/downloads_deliverables.php )


В Первой Части книги исследованы детерминанты энергетического спроса и электроснабжения, разработан количественный анализ мощностного и электроэнергетического баланса и идентифициран рекомендуемый сценарий развития до 2030 года.  По результатам исследований констатирован огромный избыток производственной электрической  мощности в Болгарии.  При брутном потреблении электрической энергии в стране к 2020 году, равном  37 754 ГВтч, избыток составляет 38 268  ГВтч или 101,36%. Болгария никогда  не экспортировала больше 7 000–8000 ГВтч/год. При анализе этого избытка экстенсивного развития, гарантируемого государством, нужно иметь в виду, что после 2006 года Экспорт электрической энергии осуществляется не Национальной Электрической Компанией Болгарии (НЭК, Болгария), а другими покупателями и продавцами Энергии, которые перепродают электрическую энергию в ущерб национальному потребителю. Кроме того, традиционный дефицит на Балканах уже превращается в среднесрочный избыток.  С другой стороны, для Болгарии, которая импортирует более 70% энергетических ресурсов, строительство новых  мощностей для экспортирования электрической энергии нерентабельно.

Отсутствие роста электроэнергетического спроса (раздел 2.2, Часть 1) указывают на очевидную необходимость в рекомeдуемом сценарии развития оставить только те объекты, которые способны конкурировать с вариантами модернизации существующих станций. Анализ в разделе 2.2.5 (выбор  производственных мощностей)  доказывает, что АЭС „Белене” должна быть выведена из рекомендуемого сценария до 2030 года (более подробные соображения, связанные с этим проектом, представлены в Приложении 1). В разделе представлены и соображения по развитию конвенциональных и небольших ГЭС, по ветряным электростанциям, по проектам,  изпользующим новые комбинированные мощности в общественных ТЭС, по проектами, связанным с  конденсационными парогазовыми станциями -  ТЕС „Варна” и ТЕС „Хасково”, а также по новой  мощности для ТЭС „Марица-Изток 4”. В табл. 2.17 (стр. 76) представлен мощностной и электроэнергетический баланс рекомендуемого сценария, резервные мощности которого снижены до разумного уровня порядка 20%, обеспечивающего возвращение инвестированных средств. Сэкономленные мощности рекомендуемого сценария -  4 930 МВт к 2020 году, (табл. 2.16, 2.17;  фиг. 2.2 – 2.5), а к 2030 году – 5 796 МВт, по сравнению с экстенсивным сценарием для всех существующих проектов (табл. 2.15). Это означает сэкономленные  инвестиции в размере 14,4 миллиардов евро до 2020 года и 16,6 миллиардов евро до 2030 (в соответстии с  заявлением Министра энергетики становиться ясно, что только инвестиция в АЭС „Белене” оценивается в 10 миллиардов евро.  Иные исследования оценивают эти инвестиции в 11-12 миллиардов евро).

В  Главе 3 Первой части анализируются  актуальные проблемы энергетической политики Болгарии: энергетическая политика Европейского Союза, национальные цели устойчивого развития, включительно отставание Болгарии на десятилетия по основным энергоэкономическим показателям развития; климатические изменения и чистая энергия; энергетическая надежность (энергетическая зависимость и диверсификация импорта, развитие производственной структуры национальной энергетики, технологические и законодательные проблемы присоединения возобновляемых энергетических источников к электроэнергетической системе); цены, конкурентоспособность экономики  и социальный статус массового потребителя; энергетическая политика и либерализация энергетических рынков; базовые предпоставки для стратегии на ближайшие 20-30 лет, институциональные и исследовательские проблемы энергетической политики.

Вторая Часть книги ориентирована на создание  новой философии и политики развития энергетики не только с позиции обособленной системы технологий, но и с позиции монетарной оценки негативных воздействий полного жизненного цикла энергетических ресурсов и технологий.  В соответствии с проектом  ”CASES” и рекомендуемым сценарием впервые болгарский коллектив дефинирует собственные (явные), внешние (неявные) и социальные (собственные плюс внешние) стойности производства электрической энергии, произведенной на основе использования органических топлив и возобновляемых Энергетических источников Болгарии. 
Вторая Часть содержит 5 Глав:
  • Введение в методологию „ExternE” проекта „CASES”;
  • Производство и технологии электрической энергии на основе органических топлив;
  • Монетарная оценка социальных затрат на производство электрической энергии на основе органических топлив;
  • Монетараная оценка собственых и социальных затрат на производство электрической энергии ВИЭ;
  • Сравнение социальных затрат на производство электрической энергии на основе органических топлив и ВИЭ ;
Представленные и анализированные табличные и графические результаты  показывают значительные закономерности нового процесса замещения конвенциональных электростанций в Болгарии водными, ветровыми, солнечными электростанциями и электростанциями на биомассе.

Некоторые обобщения

1. Книга показывает, что энергетика не может и не должна развиваться без обоснованных национальных целей, и  без независимого прогнозирования.

2. Книга частично повлияла на соблюдение стратегической энергетической политики  ЕО [Л23] в смысле запрещения „каких-либо госудаственных субсидий”, включительно и государственных гарантий рыночного риска АЭС ”Белене”. (Сумма  такой субсидии в течении 15 лет  оценивается на 21.9 миллиардов  евро при себестоимости свыше 10 евроцента/КВтч, если судить по договору между  Российской Федерацией и Турцией об АЭС в Турции). К сожалению, Болгария продолжает частично финансировать строительството АЭС „Белене”, даже  после ядерной катастрофы в Японии.

3. Рекомендуемый сценарий о развитии национальной электроэнергетики предлагает экономию инвестиций порядка 14,4 миллиардов евро до 2020 года. и 16,6 миллиардов евро до 2030 г. по сравнению с экстенсивным сценарием развития. Эта огромная инвестиционная экономия при здравом подходе может  помочь стране решить значимые экономические и социальные проблемы: энергетическую  эффективность, дорожную инфраструктуру, здравоохранение, образование...

4. В гл. 3 книга содержит анализ и предложения, непосредственно связаные с актуальными проблемами энергетической политики, с новым энергетическим  законодателством  и  с основными предпоставками энергетической стратегии на следующие 20-30 лет.

5. Вторая Часть книги иллюстрирует новую философию и политику для будущего развития энергетики в соответствии с полными затратами (социальными) ресурсов, технологий и их негативмым воздействием на здоровье людей и природу.

   
Приложение 1

Экономические, балансовые и режимные соображения о выводе АЭС „Белене” из рекомдуемого сценария до 2030  года.

·       Анализ показывает, то электроэнергетической баланс страны не нуждается в  АЭС „Белене” до 2030 г.

·       Из-за неуверенности в целесообразности и конкурентоспособности „АЭС Белене” до сих пор не найдены инвесторы, которые бы приняли на себя рыночный риск ее  строительства. В процессе поиска инвесторов ЕАО „Национальная Энергетическая Компания” в начале декларировала, что гарантирует закупку (частичную или полную) электрической энергии, произведенной в Электрической станции по крайней мере на 15 лет вперед. Это значит, что при себестоимости 10 евроцента/Квтч, государство принимает рыночный риск порядка 21,9 миллирдов евро. Из-за очевидного противоречия между Этой декларацией и  Европейской политикой в области ядерной  Энергетики [Л 23] и тяжелого финансового состояния „Национальной Энергетической Компании” впоследствии Эта декларация „отпала”. Независимо от Этого  декларированная доля участия  - 51% в  затратах по строительству в размере 11-12 миллиардов евро возлагает фантастическое экономическое бремя на и без того сильно негативный, внешнеторговый баланс страны. В условиях финансового кризиса и многочисленных экономических и социальных проблем, продолжение строительства АЭС „Белене” направлено против экономического восстановления страны. Это противоречит политике ЕС о стабилизации финансового состояния стран ЕС.

·       Государственные гарантии и просьба Болгарии  о государственном заеме сами по себе противоречат „Иллюстрационной ядерной программе” EO, где в разделе „Финансовые проблемы“ категорично подчеркнуто: „Важ­но обеспечить, чтобы в EO  ядерные Энергетические проекты ни при каких обстоятельствах не обеспечивались государственными субсидиями“. В таком случае, как можно объяснить тот факт, что из-за трудностей, связанных с финансированием, бывшее правительство Болгарии обратилась к Российской Федерации с просьбой о государственном заеме порядка 4 миллиардов евро для строительства станции, если до 2030 года национальное Энергопотребление в ней не нуждается? И почему сегодняшнее правительство продолжает в завуалированной форме финансировать Это строительство?

·       В настоящий момент переговоры между Российской Федерацией  и Болгарией проводятся как об „Энергетическом острове”. Не оцениваются и не обсуждаются связи с ЭлектроЭнергетической  системой, а необходимые резервные и маневренные мощности не оцениваются и не обсуждаются. Рыночный риск станции также не обсуждается.  Полезно отметить, что АЭС „Козлодуй” сейчас продает Электрическую Энергию „Национальной Энергетической Компании” по цене 2,2 евроцента/кВтч. В основном документе об энергетической политике Европейской Общности („Энергетическая политика Европы”) себестоимость произ­веденной АЭС электрической энергии в Европе  до 2030 г. оценивается на 4–4.5 евроцента/кВтч. При себестоимости АЭС „Белене“ порядка 10 евроцента/кВтч, станция не конкурентноспособна и что ей нет места на либерализированном европейском электроэнергетическом рынке.  Готова ли Российская Федерация принять на себя рыночный риск Этой неконкурентноспособной  станции?

·       В настоящее время энергетическая зависимость Болгарии свыше 70%, при  100% импорта от нефти, природного газа и ядерного топлива и оборудования из Российской Федерации. Строительство и эксплуатация АЭС „Белене” увеличит энергетическую зависимость страны от Российской Федерации, что находится в противоречии с политикой национальной надежности и политикой  EO об уменьшении  энергетической зависимости. 

·       Большие энергетические мощности требуют также больших резервных мощностей. Это значит, что 1 000 МВт в других электрических станциях должны быть в резерве и только при выходе из строя  АЭС должны включаться в Эксплуатацию. Такая резервная мощность имеет только 300–400 часов годовой использу­емости и вообще не окупает свои капиталовложния. Такое дополнительное резервирование оплачивается конечными потребителями, что приводит к удорожанию цены энергии АЭС. Проект АЭС „Белене” не учитывает дополнительные затраты на строительство дополнительных резервных и маневренных мощностей.

·       При наличие двух тысячников в АЭС „Козлодуй” неприемлемы единичные энергетические мощности свыше 400 МВт, с некоторыми компромиссами до 600–700 МВт, потому что Это угрожает динамической устойчивости электроэнергетической  системы и уменьшает надежность электросанабжения.

·       С целью проникновения на энергетический рынок к 2030 - 2035 гг. в настояшее время  группы из 10 стран разрабатывают шесть типов ядерных реакторов 4-го поколения (високотемпературные, с возможностью производства водорода, зна­чительно более энергоэффективные или использующие замкнутый ядерный топливный цикл, где ядерные отходы частично, или полностью рециклированы). Вторая цель этих реакторов – уменьшение капиталоемкости и уменьшение эксплуатационных затрат, при этом предполагается, что эксплуатационный срок таких АЭС будет порядка 60 лет. Болгария должна ориентировать свое ядерное развитие на реакторы 4-го поколения после 2030 года.

PS. 26 июня 2011 премьер-министр Болгарии Б.Борисов заявил: Прокуратуре пора предъявить обвинения по делу АЭС "Белене"


«Настало время для того, что прокуратура предъявила обвинения по делу "Белене". Уже прошло два года, после того как материалы по делу были предоставлены прокураторе и были возбуждено досудебное производство». Он добавил, что он молиться о том, чтобы виновные были быстро выявлены, и выразил надежду, что "прокуратора займеться очень скоро арестами"

"За многие прошедшие годы правящая коалиция абсолютно похоронила" Белене "- когда были бюджетные излишки, а когда можно было сделать что-то. Они просто не сделали ничего, кроме того, что потратили около полумиллиарда для очистки площадки. Не подписали контракт на строительство и в один момент оставили все.. на нас ", сказал Борисов.

Он добавил, что у проекта "Белене" еще нет окончательной цены, нет и гарантий ее безопасности в соответствии с новым европейскими требованиями. По его словам, проект не может начаться без явного одобрения со стороны всех партнеров в Брюсселе.


Редакция благодарит болгарских коллег за предоставленные материалы







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3125