Реформа
электроэнергетики зашла в тупик. Недовольны все: инвесторы, правительство,
промышленные потребители и население — каждый по-своему. Кажется, что
противоречия настолько велики, что без пострадавших не обойтись.
Инвесторы,
вложившие в покупку генерирующих энергоактивов миллиарды долларов,
разочарованы: правительство продолжает ограничивать тарифы на электроэнергию,
не дает зарабатывать деньги, на которые инвесторы рассчитывали. По плану
реформы с 2011 г.
вся электроэнергия для промышленности должна была продаваться по свободным ценам. На деле этот объем не превышает 35%.
Все остальные
решительно недовольны ростом цен. Правительству, которому в выборный год
особенно дорога социальная стабильность, очень не нравится быстрое удорожание
электричества для населения. Население, понятное дело, тоже не радуют большие
счета за электричество. А промышленных потребителей сильно раздражают не только
сами по себе растущие цены, но еще и необходимость доплачивать по 200 млрд
руб. в год за население. Происходит это благодаря договорам «последней мили», которые придумали реформаторы РАО
ЕЭС в 2006 г.
При разделении
энергетики по видам бизнеса магистральные сети высокого напряжения отошли
Федеральной сетевой компании (ФСК
После реформы этот
объем субсидирования нужно было как-то перенести на крупных потребителей,
причем в привязке к региону. Так и возникла схема с «последней милей»: ФСК отдает в аренду МРСК небольшой участок
магистральной сети. Из-за этого потребитель вынужден платить за передачу
энергии не только ФСК, но и МРСК, тарифы которой выше. Предполагалось, что это
будет временная мера — до 2011 г. А потом государство как-то
избавится от перекрестного субсидирования — например, введет адресную
систему поддержки льготников и малоимущего населения. Но этого сделано не было,
и срок отодвинули на 2014 г.
К сетевым
компаниям все больше претензий — как со стороны потребителей, так и со
стороны генерирующих компаний и правительства. Тарифы на передачу энергии
растут гораздо быстрее, чем тарифы на ее производство: до 60% платы
конечного потребителя за электричество достается сетям, тогда как за рубежом
наоборот: 60% тарифа приходится на генерацию.
Поэтому внимание
руководителей страны приковано именно к сетевому хозяйству — правительство
видит там большие резервы для замедления роста цен на электричество.
Сети принадлежат
государству. Приватизация сетевых компаний, особенно в пользу иностранных
инвесторов, могла бы принести в отрасль не только необходимые инвестиции (cети изношены на 70%, на
модернизацию нужно 280 млрд руб. ежегодно в течение 10 лет), но и
передовое корпоративное управление и технологии, рассуждают чиновники во главе
с президентом Дмитрием
Медведевым.
В первую очередь
иностранцы могли бы сделать сетевой бизнес более прозрачным. Отдать иностранцам
распределительную сетевую компанию правительство хочет хотя бы для того, чтобы
наконец узнать — сколько на самом деле стоит эта услуга и сколько сейчас
переплачивают потребители.
Бюджеты сетевых
компаний очень значительные и одновременно самые непрозрачные в отрасли. К
примеру, объем перекрестного субсидирования еще пять лет назад был на
50% меньше — поэтому промышленные потребители обвиняют сетевиков, что
те часть денег, предназначенных на компенсацию тарифов населению, забирают
себе.
Реальная
стоимость строительства, технического обслуживания и эксплуатации
распределительных сетей — тайна за семью печатями. Тарифы раздуваются
из-за непрозрачной системы выбора подрядчиков, сметы на строительство сетей
завышены минимум на 20%, объясняет руководитель Фонда энергетического развития Сергей
Пикин.
Экономить на
эксплуатации сетей не получается. К тому же из-за их изношенности очень велики
потери. Современные технологии автоматизированного управления, которыми
располагают иностранные компании, помогают существенно снизить издержки при
эксплуатации. Правильный режим работы сетей может существенно снизить расходы.
В пятницу
государственный «Холдинг МРСК»
объявил, что передаст французской ERDF в управление Томскую распределительную
компанию. Это, конечно, не приватизация, но у правительства теперь есть
возможность выяснить реальную стоимость услуг сетевых компаний. Вопрос только в
том, какие решения будут приняты на основе этой информации.
Газета «Ведомости» 21.03.2011