ЗАТО - быть или не быть?
Дата: 26/11/2010
Тема: Социальная политика


14  июля 1992 года Верховный Совет России принял закон  «О закрытых административно-территориальных образованиях  (ЗАТО)».       Созданные в конце 40-х годов прошлого века закрытые «Объекты» предназначались для решения важнейших государственных задач национальной безопасности. В связи с этим населению этих «Объектов» (городов) был обеспечен повышенный уровень жизни. Но за это жители расплачивались рядом различных существенных ограничений в правах.


Возникли «города-призраки», не обозначенные на картах Советского Союза:

г. Арзамас - 16 (ныне  г. Саров, Нижегородская область).
г. Свердловск - 44 (ныне г. Новоуральск, Свердловская область).
г. Свердловск - 45 (ныне г. Лесной, Свердловская область).
г. Челябинск – 40 (ныне г. Озерск, Челябинская область).
г. Челябинск – 70 (ныне г. Снежинск, Челябинская область).
г. Златоуст – 36 (ныне г. Трехгорный, Челябинская область).
г. Красноярск – 26 (ныне г. Железногорск, Красноярский край).
г. Красноярск – 45   (ныне г. Зеленогорск, Красноярский край).
г. Томск – 7 (ныне г. Северск, Томская область).
г. Пенза – 19 (ныне г. Заречный, Пензенская область).

С момента принятия закона «О ЗАТО» города росатомовской «десятки» (здесь речь идёт только о городах атомной отрасли - Росатома) стали жить по закону  «О ЗАТО», и в современных условиях ограничения для жителей ЗАТО хоть и смягчились, но совсем ещё не исчезли. Прежде всего – это проблема свободного въезда и выезда их жителей и их родственников. Но главная проблема – недоучёт специфики ЗАТО, т.е. своеобразное развитие их статуса: с одной стороны - это территория, отвечающая за национальную безопасность и курируемая федеральной властью, с другой – это рядовой городской округ с типовым набором вопросов местного значения. 

В законе «О ЗАТО» изначально содержалось положение что процедура принятия решения об открытии (или закрытии) населенных пунктов определяется нормативными актами, т. е. постановлениями Правительства РФ. Но ни одного постановления на эту тему за всё время существования Закона (более 15 лет) не выпущено! 

Ещё в марте 2007 года по вопросу открытия городов ЗАТО начальник управления кадров Росатома Владимир Лимонаев говорил:  - «К этому надо начинать готовиться, делать предложения, например, о переходном периоде от ЗАТО к открытому городу…».

В ноябре 2009 года в г. Сарове (бывшем г. Арзамасе-16) состоялась конференция, организованная Ассоциацией ЗАТО атомной промышленности, с повесткой:  «ЗАТО – территория государственных интересов». Одним из пунктов требований, выработанных конференцией был:

 - «Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти разработать и представить на утверждение концепцию развития ЗАТО до 2020 года, с увязкой её с планами развития градообразующих предприятий». 

В журнале «Атомная стратегия»  № 48, октябрь 2010г.  под рубрикой Атомные города была опубликована беседа депутата Государственной Думы Томской области В.Г.Долгих на тему «О перспективах открытия Северска».

В развитие этой актуальной темы представляются убедительными аргументы, приведенные в статье Андрея Алексеева, опубликованной в еженедельнике «Саров» № 42. с названием:  «20% или – Дискриминация по-саровски»  (текст приводится полностью)
Скандальная проблема с «зональными» выплатами в г. Сарове окончательно назрела и вот-вот рухнет на головы тех, кто по-прежнему пытается её не замечать.
«Город молчаливых людей. Режимщики – садисты.  Представляете, каково женщине знать тайну и молчать. «Зональные» можно было выплачивать за одно только это. Да, к зависти окрестных деревень саровские трудящиеся продолжают получать 20% надбавки к окладу, и нет в Сарове проблемы древнее, обиднее и запутаннее, чем эти пресловутые «зональные». 
Во-первых, выплачивают проценты от оклада. Оклады у всех разные, а режимные неудобства одинаковые (ах, если бы так!). И оранжевым дымком из внииэфовской трубы одинаково все надышались – и начальники, и уборщицы. Несправедливость налицо.  Во-вторых, «зональные» выплачивают не всем жителям Сарова. И чем дальше, тем больше не всем». 

Это было написано мною (А.Алексеевым, прим. редакции) десять лет тому назад, когда дискриминация горожан по форме собственности предприятий, предоставляющих жителям Сарова рабочие места, уже была заметна, но ещё не до такой степени, какой она становится сейчас.

В СССР проблем не было. Всё – и ВНИИЭФ, и ЖЭКи – находилось под рукой государства. Практически каждый работающий и живущий в секретном атомном городе имел свои законные двадцать процентов. Частников, работающих по патенту, никто в расчёт не брал, а те благоразумно молчали – Сибирь большая.

Когда же в Конституции уже РФ появилась статья 8.2. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль-ная и иные формы собственности», народ, не получающий «зональных», заволновался и волнуется до сих пор. До сих пор в Сарове, я считаю и считают многие другие, беззастенчиво нарушаются наши основные гражданские права. Работники госпредприятий имеют денежные льготы, муниципалы имеют, а работающие у частников за то же самое – нет. Как не имеют их и пенсионеры, большая часть которых отдала свои силы как раз созданию «ядерного щита».

Теперь с реформированием атомного института грядёт третий этап саровской перестройки. Из двадцати тысяч ныне работающих в РФЯЦ-ВНИИЭФ останутся только те, кто непосредственно принимает участие в разработках ядерного оружия – шесть тысяч человек. Остальных в виде подсобных хозяйств (что обижаться, так оно и есть) выделят из состава института в форме ОАО ли, ООО ли… короче, коммерческих предприятий, имеющих абсолютно равные юридические права с частной предпринимательницей Кукушкиной. И дискриминационный скандал предстанет перед нами совсем уж во всей своей красе.

Есть четыре пути, четыре решения проблемы:

Можно по-прежнему прятать голову в песок, называя черное белым, что с успехом вплоть до сегодняшнего дня и делалось. Но путь этот не продуктивен.

Можно разом, волевым решением (приедет Кириенко и ударит кулаком по столу) ликвидировать «зональные» вообще, но навряд ли это найдёт понимание у обиженных. Ведь летние очереди на контрольно-пропускных пунктах саровской зоны от удара кулаком не станут короче и режимные требования мягче – боевики не дремлют.

Можно ликвидировать «зональные», лукаво назвав очередное плановое повышение зарплаты в муниципальных и внииэфовских структурах «компенсацией за потерю зональной надбавки». Путь этот формально, чисто юридически снимет противоречия, но проблемы не решит. Пенсионерам пенсии на 20 процентов не поднимут, да и частники (хозяева дел, естественно) пошлют инициаторов акции куда подальше. А когда муниципалы, когда оставшиеся в РФЯЦ внииэфовцы и бывшие внииэфовцы, выделенные в ОАО, поймут, что и их надули, тогда скандал с сопутствующей ему социальной напряженностью будет неизбежен.

Четвертый путь, путь, о котором уже много говорили, который полностью снимает проблему, который полностью устраивает горожан и вполне устроит государство – это выплаты зональных компенсаций непосредственно на руки каждому жителю, родившемуся или прожившему, скажем, не менее пяти лет в ЗАТО. Независимо от возраста. Пусть это будут не очень большие деньги (половина прожиточного минимума), но для малообеспеченных людей, безработных, инвалидов, пенсионеров и многодетных семей это станет огромным подспорьем. Конечно, при таком раскладе пострадает наше уважаемое высокооплачиваемое начальство. Но посовеститесь, родные, - икры-то в живот больше, чем может влезть, не влезет!

«Всё это прекрасно, но где деньги, Зин?» - спросите вы. Это роатомовские деньги, которые и так выплачиваются сегодня в виде тех же «зональных». Это деньги из нынешнего муниципального бюджета города Саров, который следует, как об этом давно уже мечтают в Минфине, привести к расчётам на основе обычных областных нормативов. Разницу же направить непосредственно в кошельки горожан, а не через денежную мельницу муниципальных подрядов. Ничего страшного не произойдёт, если на одну лыжероллерную трассу в Сарове станет меньше.

Нужно ещё и увеличить эту разницу путём сокращения численности саровского чиновничества в два раза. Пройдитесь возле муниципальных учреждений – рядами новенькие иномарки стоят, места уже не хватает. Ни для кого не секрет, что «увеличенный» саровский бюджет, наши  деньги, который государство, скрепя зубами, сверхнормативно выделяет на социальные нужды жителей ЗАТО, растекаются по карманам тех, кто их потом делит.

Есть ещё одна причина для того, чтобы пойти именно по четвертому пути. Открытие города. У многих начинается истерика, когда они слышат слова «открытие города» - зачем и сколько можно об этом говорить?  Столько, сколько нужно. Город будет открыт, это неизбежность, и если мы сегодня не озаботимся неизбежным, то придём в неё неготовыми как морально, так и материально. У того, кто не думает о будущем, его нет.

Заранее организованно подготовленные, действующие уже и затем легко и просто сохранённые на пять-десять лет по открытии Сарова, «зональные» выплаты (конечно, только для тех, кто жил в ЗАТО раньше) станут хоть какой-то компенсацией за предстоящие неудобства, хоть какой-то, но всё же гарантией устройства в новом уже, непривычном для саровских мире.

P. S.  Думаю, мало кто знает, что основная заслуга в разработке и соавторстве закона «О ЗАТО», который не дал погибнуть «атомным» городам и сохранить их научно-технический потенциал в тяжелые 90-е годы, принадлежит «статусной группе» городского Совета г. Арзамас-16 (ныне г. Саров), в составе которой трудились:  Анненков В.И., Глушков В.Т., Жидов И.Г., Иоилев Г.Ф., Кокоулин Е.Б., Кузьмин Л.К., Макаренко А.И., Певницкий Б.В.   За что им большое спасибо!      
                                                               
                                                         

Материал подготовил  Е.Ф. Корчагин, бывший работник РФЯЦ-ВНИИЭФ (1955-1995 гг.)







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2674