«Малахит». Новые вехи
Дата: 06/08/2010
Тема: Атомный флот



России с её протяжёнными морскими границами подводный флот по-прежнему необходим. Спуск на воду атомной подводной лодки IV поколения «Северодвинск», является серьезным шагом на пути модернизации российского подводного флота. И роль СПМБМ «Малахит» в обеспечении национальной безопасности страны переоценить невозможно. О деятельности Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» сегодня мы беседуем с главным конструктором Радием Анатольевичем Шмаковым



-    Радий Анатольевич, Ваша славная организация, конструкторы которой превратили лодки из «ныряющих» в действительно подводные, с неограниченной дальностью плавания под водой, длительной автономностью и большими рабочими глубинами погружения, внесла огромный вклад в создание отечественного океанского атомного флота. Страна высоко оценила труд коллектива «Малахита», наградив его орденом Ленина за создание первой отечественной АПЛ, вторым орденом Ленина -за заслуги в деле создания ракетного вооружения ПЛ и орденом Октябрьской революции — за создание комплексно-автоматизированных АПЛ второго поколения. Они были заслуженно присвоены СПМБМ «Малахит» за многолетнюю успешную деятельность в области проектирования, обеспечения строительства и испытания отечественных подводных лодок и подводных аппаратов для изучения и освоения Мирового океана.

-    С момента своего создания в 1948 г. СКБ-143 стало авангардом отечественного подводного кораблестроения. Первый в мире пуск-баллистической ракеты с борта подводной лодки, спроектированной коллективом бюро, был осуществлен в 1955 г., что послужило началом создания ракетных подводных лодок стратегического назначения.

Первая отечественная атомная подводная лодка (АПЛ) была спроектирована коллективом бюро и построена в 1958 г. На ее базе созданы первые серии отечественных торпедных и ракетных АПЛ I поколения.

Первая в мире титановая высокоскоростная атомная подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами с подводным стартом, была построена по проекту бюро в 1969 г., обеспечив внедрение титановых сплавов в отечественное подводное кораблестроение.

Первая в мире комплексно-автоматизированная ракетно-торпедная титановая АПЛ была построена по проекту бюро в 1971 г., обеспечив создание нового подкласса кораблей подводных сил страны - многоцелевых ракетно-торпедных атомных подводных лодок II, III и IV поколений.

Первые погружения спроектированных в бюро обитаемых глубоководных аппаратов в 1970-1985 гг. позволили в 1986 г. создать серии уникальных обитаемых глубоководных технических средств освоения Мирового океана.

За 62 летнюю деятельность коллектив бюро разработал 50 проектов подводных лодок по которым было построено и передано флоту 106 дизель-электрических и 93 атомных подлодки. За это время создано 17 проектов глубоководных аппаратов, по которым построено 80 технических средств освоения Мирового океана, из них семь с атомной энергетической установкой.

«Малахит» и его сотрудники имеют много наград. Пятерым сотрудникам бюро присвоены звания Героев Социалистического труда и Героев России. 74 «малахитовца» стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, 28 - лауреатами премии Правительства Российской Федерации и маршала Г.К.Жукова. Многие сотрудники бюро получили правительственные награды.

Сегодня наше Морское бюро машиностроения, несмотря на экономические и организационные трудности после реформенного периода, сохраняет мировое лидерство по внедрению новых типов торпедного, ракетного оружия и радиоэлектронного вооружения на подводных лодках; остается ведущей в стране проектной организацией по созданию современных многоцелевых атомных подводных лодок и глубоководных технических средств, одним из мировых лидеров в области создания сверхмалых и малых ПЛ специального назначения; сохраняет пионерские позиции в освоении новых типов энергетических установок и высокопрочных корпусных материалов подводных лодок; является базовым бюро по координации работ с ядерными энергетическими установками подводных лодок и технических средств освоения Мирового океана.

-      За последние несколько лет дважды со стапелей спускались корабли, спроектированные Вашим Бюро, чему могут позавидовать многие отечественные кораблестроители. В отличие от «золотых» 1970-1980 гг., когда ежегодно в строй вводились до десятка надводных и подвобных кораблей, спуск глубоководного аппарата и многоцелевой ЛПЛ - события неординарные для «рыночной» бытийственности, не очень щедрой на созидание.

-      Мы постоянно сдаем свои корабли. Буквально месяц назад губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко вручила награды 14 сотрудникам «Малахита» за автономный глубоководный аппарат проекта 16810 «Русь». Он сможет работать в любых условиях Мирового океана, в том числе, и в Арктике а в прошлом году аналогичный аппарат «Консул» был предъявлен к заводским и ходовым испытаниям. Сдача его заказчику предполагается в 2010 году. Пока в эксплуатации находятся «Миры» спроектированные и построенные на верфях Финляндии.

А.Чилингаров предлагал нам совместно с ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова спроектировать аппарат с глубиной погружения 11000 м для обследования самой глубоководной Марианской впадины в Тихом океане. Задача технически осуществима, конечно, в кооперации с металлургическими, машиностроительными, судостроительными предприятиями. «Малахит» продолжает заниматься проектированием АПЛ. глубоководной техники. В этой сфере у нас накоплен большой опыт.

Несмотря на то, что изначально СКБ-143 было создано для проектирования атомных подводных лодок, наше предприятие наработало большой опыт проектирования различных морских систем: морских платформ для нефте- и газодобычи, подводных аппаратов различного назначения, специализированных подводных лодок и многого другого. Бюро ведет разработку новых способов разведки и нефтегазодобычи на больших глубинах океана в районах с ледовым покрытием; разработано оборудование завода по производству белковой оболочки; линии сушки и фильтрации желатиновых бульонов. Ведутся работы по созданию трансарктической транспортной системы, включающей подводные коммерческие суда, обладающие большой скоростью хода, не зависящие от ледовой обстановки и метеоусловий.

В плане текущей загрузки и будущих проектов у «Малахита» всё в порядке. Наши корабли нормально эксплуатируются и выполняют возложенные на них задачи. Хотя сегодня уже и нет того напряжения, которое было характерно для 1970-1980-х гг.

Следуя пословице: «Хочешь мира, готовься к войне», все развитые страны и в XXI веке продолжают наращивать подводный флот, и в первую очередь, это касается США. В состав американских ВМС уже вошли 4 атомных лодки четвертого поколения типа «Virginia». У нас же за последние 20 лет построены только две АПЛ четвертого поколения: ПЛАРК «Северодвинск» и РПКСН «Юрий Долгорукий».

-    Радий Анатольевич, поскольку спуск АПЛ «Северодвинск» произошёл буквально днями, расскажите об этом проекте поподробнее, оставляя тактико-технические параметры любителям Интернета.

- Подводные лодки как лакмусовая бумага отражают уровень научно-технического развития страны. Далеко не все страны могут заниматься подводным кораблестроением. Это не только электроника, но и соответствующие материалы, технологии их обработки, элементы навигации, локации и т.д.

Корабль, прежде всего, должен выполнять боевые задачи. В первую очередь это касается оружия и скрытности АПЛ. Всё должно быть на уровне сегодняшнего дня. Необходимо решать целую серию проблем.

История четвертого поколения отечественных подводных лодок начиналась ещё на рубеже 1970-1980-х гг., сразу после того, как были сформированы требования и началась подготовка к строительству АПЛ третьего поколения - проектов 941, 945, 949, 971 и других. Новое поколение лодок должно было развить успех, достигнутый в АПЛ третьего поколения, приблизившихся по уровню скрытности к американским и британским аналогам. Планы строительства новых кораблей были заложены в программу военного кораблестроения, принятую в 1985 г.

К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки «Малахит» приступил в конце 1980-х гг. Главным конструктором АПЛ проекта 885 (шифр «Ясень») был назначен В.Н.Пялов. Многоцелевые подводные лодки проекта 885 должны были решать задачи, соответствующие геополитическим и военно-экономическим вызовам наступающего XXI века.

Закладка головного корабля 885 проекта состоялась на Севмаше в декабре 1993 г. (Всего на «Севмаше», начиная с 1939 г., было построено 128 подводных лодок. В советское время со стапелей «Севмаша» за год сходило до пяти подводных кораблей. Теперь же, количество ПЛ сократилось до одной в пять лет).

Предполагалось, что корабль передадут ВМФ в 1998-м. Но в связи с отсутствием финансирования в 1996 г. строительство практически заморозили. Сроки ввода в строй сдвинулись на 2000-й, затем на 2005-й, на 2007-й. К работам на лодке приступили вновь лишь в 2004 г. После возобновления финансирования проект необходимо было модернизировать, так как запроектированное на начало оборудование, и особенно электроника, устарело. В течение 17 лет фактически велась борьба за «выживание» проекта. Во многом благодаря упорству и настойчивости нашего директора -генерального конструктора В.Н.Пялова эту лодку достроить удалось.

- По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической скрытности АПЛ проекта 885 соизмерима с уровнем американской АПЛ «Си Вулъф». В книге «Cold War Submarines» американский аналитик Норманн Полмар написал: «Многое свидетельствует в пользу того, что советские подводные корабли четвертого поколения достигли уровня, равного или превосходящего по большинству аспектов уровень их американских конкурентов».

- В отличие от американских «метода добавок» при решении проблемы снижения шумности, то есть внесения в каждый последующий проект изменений, необходимых для устранения конкретных источников шумоизлучения, в нашей стране использовался системный подход, когда в каждом последующем проекте ПЛ предпринимались общекорабельные усилия по снижению шумности с сохранением высокой скорости хода. Большой вклад в снижение шумности отечественных АЛЛ, а также во внедрение системного подхода к решению этой проблемы внесли ученые и специалисты ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова.

Основы проекта 885 заложены еще в 1976 г., когда в рамках предэскизного проекта 971/958 была сконструирована лодка с чрезвычайно высокими требованиями малошумности. Большинство технических решений, заложенных в раннем проекте «Щуки-Б», были использованы в проекте 885, которому НАТО присвоило кодовое наименование «Granay».

Пр.885 во многом унаследовал классический «фирменный» стиль внешних обводов «малахитовских» лодок проектов 671 и 971: хорошо обтекаемый «каплевидный» корпус и «лимузинное» ограждение рубки. Все предшествующие советские атомные лодки имели двухкорпусную конструкцию, что обусловливалось требованиями ВМФ иметь значительный запас плавучести для обеспечения лучшей живучести и надводной непотопляемости ПЛА. Но такое решение уменьшало скрытность лодок, потому что легкий корпус является своего рода объемным резонатором, усиливающим шумность лодки на низких частотах.

- «Малахиту» не привыкать создавать уникальные корабли. В своё время «Альфа» даже попала в книгу рекордов Гиннеса.

-    За последнее время наука и техника весьма значительно продвинулись вперед. Особенно электронная. Новый век - это век информатики и электроники.

Лодку-автомат 705 проекта мы делали в 1960-е гг. она опережала своё время. И, прежде всего, благодаря программистам, создавшим автоматическую систему «Аккорд», которая позволила АПЛ решать боевые задачи на самом высоком уровне. Уже в те годы наши программисты были очень сильные.

На 80-летие Алферова Ж.И. в своем интервью телеканала я рассказал о вкладе молодого м.н.с, создавшего по поручению директора ФТИ им. Иоффе В.М.Тучкевича кремниевые выпрямители для переключения при обесточивании энергии реактора на аккумуляторную батарею. За эту работу Жорес Иванович получил орден Знак почета, которым очень гордится всегда. Наука-то у нас всегда была передовой. И наши корабли ничем не уступали и по-прежнему не уступают иностранным.

В военной технике, в кораблестроении передовые технологии были всегда. Это признается не только в родном Отечестве, но и в нашими зарубежными коллегами. Действительно, «атомный флот создавался молодыми». Нам всем было до 30 лет. Вчерашние студенты, правда, отобранные, лучшие, мы не имели ещё опыта работы. Преодолевать всевозможные технические и организационные трудности нам помогали старшие коллеги. Мы учились всю жизнь. И создали флот, по мощности второй в мире. Эти «золотые кадры» работают в СПМБМ до сих пор. Несмотря на то, что «Малахит» менее известен, чем «Рубин», на любых мероприятиях всегда к нам подходят специалисты, чтобы выразить своё уважение нашей организации. Тот, кто плавал на наших кораблях и так или иначе сталкивался с ними говорят об их высоком качестве, эксплуатационных достоинствах и надежности. Были хорошие головы, теперь и новые начинают подрастать.

Как серия АПЛ «Ясень» будет развиваться в дальнейшем?

-  Спущенный 15 июня с.г. со стапелей Севмашпредприятия ПЛАРК «Северодвинск» должен в этом году показать себя в море, в ходе испытаний корабля. А на его базе будут производиться дальнейшие усовершенствования и строится серия этих кораблей.

Радий Анатольевич, кроме создания новых подводных кораблей, вы занимаетесь и проблемами утилизации АПЛ, выводимых из состава ВМФ. Какие вопросы обсуждались на очередном семинаре контактной экспертной группы (КЭГ) МАГАТЭ, состоявшемся в феврале 2010 г. в Гааге, в котором Вам довелось поучаствовать?

-  На 23-ем пленарном заседании КЭГ МАГАТЭ по международным проектам в области радиоактивных отходов в Российской Федерации, проходившем в октябре 2009 г. в Риме, было принято решение провести специальный семинар на тему «Вывоз отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО) из губы Андреева, и стратегии обращения с содержащими ОЯТ объектами, затопленными в Северном Ледовитом океане». Он состоялся 24-26 февраля 2010 г. в Гааге, Нидерланды. Семинар был организован Министерством иностранных дел Нидерландов и Секретариатом КЭГ МАГАТЭ. В нем приняли участие 69 представителей из десяти стран и двух международных организаций. Перед семинаром стояли следующие цели:

• Обсуждение существующих, планируемых и предлагаемых российских и международных проектов по безопасному вывозу ОЯТ и РАО из губы Андреева.

• Изучение возможностей продвижения реализации в условиях существующего бюджетного риска по причине неопределенности с продолжением Глобального партнерства. Представление Агентству по уменьшению угрозы при Министерстве обороны США и другим организациям США общего обзора связанных с ОЯТ вопросов, имея в виду рассмотрение участия США в утилизации и обеспечении безопасности ОЯТ на северо-западе России.

• Изучение ситуации с содержащими ОЯТ объектами, затопленными в Северном Ледовитом океане, имея в виду будущие стратегии обращения с ними и определение целесообразности их подъема или реабилитации.

Россию представляла делегация в 15 человек, которую возглавляли А.О.Пименов, заместитель директора ОАО НИКИЭТ им. ак. Н.А.Доллежаля. «Росатом» представлял руководитель проекта «Комплексная утилизация АПЛ» А.А.Захарчев., ИБРАЭ - академик РАН А.А.Саркисов.

Цель проведения подобных семинаров - выработка решений по освобождению нашей планеты от ядерных и радиационных отходов. За 65 лет после взрыва первой атомной бомбы, человечеством накоплено огромное количество ядерных и радиационных отходов, представляющих опасность для настоящего и будущего поколений землян. Когда начиналась атомная эра, не всё было ясно и понятно с последствиями. Да и время не хватало. чтобы об этом серьёзно задуматься, произошедшие аварии в ряде случаев привели к радиационному заражению больших территорий не только в нашей стране.

Участниками семинара было представлено большое количество докладов. От России выступили академик Саркисов А.А., генеральный директор ОАО ЦС «Звездочка» В.С.Никитин. Его доклад был посвящен проблемам утилизации АПЛ, так как ОАО ЦС «Звездочка» является ведущим предприятием в России по утилизации АПЛ. Были представлены также доклады по мониторингу радиационной обстановки в районах АПЛ. «Курска», «Комсомольца»», К-8. Я выступал с докладом по проектам подъема АПЛ К-27 (проект 645) и К-159 (проект 627А) и реакторов, в своё время захороненных в Северном Ледовитом океане. Об итогах предыдущего семинара в Риме рассказал заместитель директора Департамента по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами Госкорпорации «Росатом» А.А.Захарчев:

«За 2009 г. удалось решить целый ряд проблемных вопросов ядерного наследия России.   Некоторые из реализованных проектов были уникальными. При сотрудничестве и финансовой поддержке Франции была произведена выгрузка ОЯТ из аварийной АПЛ класса «Альфа». АПЛ утилизовали, а сам блок в 2010 г. будет установлен в губе Сайда. Рассматриваются возможности выгрузки ПЛ 900 заказа. Также при финансовой поддержке французской стороны на танкере «Серебрянка» ФГУП «Атмосфера» в 2008 г. осуществлен первый вывоз отработавших тепловыделяющих сборок из Гремихи, за которым последовал вывоз всего кондиционного ОЯТ ВВР с площадки в 2009 г. Из поселка Гремиха вывезено 60% ОЯТ. При сотрудничестве и финансовой поддержке Канады проведена уникальная операция по транспортированию двух АПЛ с не выгруженным ОЯТ из Камчатского Края в Приморский край на судне «Трансшельф». Россия строит пункт изоляции аварийных АПЛ на Дальнем Востоке. При участии Норвегии, США, Канады и Франции завершены работы по демонтажу РИТЭГов в Мурманской, Архангельской областях и в береговой черте Тихого океана.

Италия обязалась содействовать в утилизации атомного крейсера «Адмирал Ушаков» и строительстве судна «Этна» для перевозки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов (к 2011 г.). По двухстороннему соглашению с Японией завершилась утилизация шести АПЛ на Дальнем Востоке, и продолжается строительство дока подъема трехотсечных блоков, поставки двух портальных кранов и буксира. Германия, Норвегия и Италия принимают активное участие в решении проблемы двух аварийных АПЛ на Дальнем Востоке, а также размещения на суше 140 одноотсечных реакторных блоков.

О международном сотрудничестве в сфере утилизации выведенных из эксплуатации АЛЛ надводных кораблей с ядерными установками и судов атомного технологического обслуживания, а также реабилитации бывших береговых технических баз ВМФ рассказал академик ИБРАЭ РАН А.А.Саркисов:

«В рамках Глобального партнерства при непосредственной поддержке Фонда Природоохранного Партнерства «Северное Измерение» группой ведущих российских и международных экспертов в 2007 г. была завершена разработка Стратегического мастер-плана по утилизации выведенного из эксплуатации атомного флота и реабилитации радиационно-опасных объектов обслуживающей инфраструктуры на Северо-Западе России. Этот проект охватывает период до 2025 г. и предусматривает выполнение более 230 проектов на сумму около двух млрд евро.

В рамках международной программы «Северное измерение - Ядерное окно» в ИБРАЭ РАН выполняется международный проект по усовершенствованию системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Мурманской и Архангельской областях. В рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» совместно с субъектами РФ планируется создание подобных систем в других регионах размещения радиационно-опасных объектов.

С целью реабилитации бывших баз Военно-морского флота, где ржавели на плаву почти 200 атомных подлодок, выведенных из состава ВМФ и тысячи тонн облученного ядерного топлива в рамках международного сотрудничества «Глобальное партнерство» был составлен Стратегический мастер-план (СМП), к разработке которого были привлечены специалисты ведущих научно-исследовательских организаций и производственных предприятий России. Определены основные направления работ по утилизации АПЛ и экологической реабилитации береговых технических баз. Обоснованы приоритеты выполнения отдельных мероприятий и проектов по оздоровлению окружающей среды и улучшению экологической обстановки в Северо-западном регионе России и соседних государствах. В ходе разработки плана широко использовались современные информационные технологии.

Для отслеживания реальной обстановки, введения необходимых корректив была разработана информационная система управления. После экспертизы в «Росатоме» Гендиректором Госкорпорации подписан приказ № 48 от 26.01.2010 г. о введении её в действие.

В рамках реализации Стратегического мастер-плана уже сделано очень много. Введена в эксплуатацию система физической защиты для нераспространения ядерных материалов в губе Андреева и поселке Гремиха. Заключен контракт и начато строительство судна-контейнеровоза для вывоза ОЯТ и РАО из этих бывших баз ВМФ. Выполнен проект по созданию радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Мурманской области сейчас такие же работы начинались в Архангельской области.

На северо-западе России при поддержке нескольких доноров (в первую очередь Норвегии) решена проблема по замене радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) для маяков на альтернативные источники.

Завершаются масштабные работы по созданию наземного пункта длительного хранения реакторных отсеков в Сайда-губе. Начаты работы по созданию регионального центра по кондиционированию и долговременному хранению твердых радиоактивных отходов. Началось финансирование проекта по созданию инфраструктуры и подготовки выгрузки ОЯТ и утилизации судна «Лепсе». Ведется разработка проекта по обращению с ОЯТ в губе Андреева. Разработан концептуальный проект по обращению с ОЯТ в поселке Гремиха. Оттуда вывезено больше половины отработавших тепловыделяющих сборок для отправки на ПО «Маяк». Проведена утилизация уникальной АПЛ пр.661 зав. № 501. Выгрузка активной зоны аварийной АПЛ № 910 класса «Альфа» была уникальной, грамотной и смелой в техническом отношении работой, заслуживающей высочайшей оценки.

Международное сотрудничество в области утилизации атомных подлодок, выведенных из состава российского ВМФ, является прекрасным примером понимания международным сообществом глобального масштаба и потенциальной опасности этой проблемы и одним из самых ярких примеров удачного и эффективного международного сотрудничества, когда объединенными усилиями многих стран достигнуты блестящие результаты при полном согласии участников и прозрачности всех операций.

Если двигаться дальше намеченными темпами, к 2015 г. мы полностью утилизируем выведенные из эксплуатации плавучие объекты атомного флота и поставим их на долговременное хранение (70-100 лет) на пункте длительного хранения «Сайда», в пунктах временного хранения ОЯТ и РАО в губе Андреева и Гремихе к 2025 г. должна быть полностью завершена экологическая реабилитация до состояния, при котором отсутствует ущерб для здоровья человека и окружающей среды. Всё имеющиеся у нас перерабатываемое ОЯТ к 2018 г. должно быть безопасно извлечено и перевезено для переработки на ПО «Маяк». Всё неперерабатываемое в настоящее время ОЯТ к 2015 г. будет помещено на безопасное промежуточное хранение. Радиоактивные отходы полученные в результате прошлых, настоящих и будущих работ, должны быть надлежащим образом упакованы и помещены на долговременное, безопасное и извлекаемое промежуточное хранение с последующим окончательным захоронением.

К 2012 г. основная часть выведенных из состава ВМФ подлодок будет утилизирована. На сегодняшний день на пункте долговременного хранения в бухте Сайда уже размещено 33 одноотсечных реакторных блока. В обоих регионах остается еще более 150 находящихся на плаву трехотсечных реакторных блоков, которые так же надо перевести в одноотсечные и разместить на долговременное хранение на берегу. Следующая в плане – утилизация судов атомного технологического обслуживания. В числе приоритетных задач - обращение с отработавшим топливом, радиоактивными отходами на бывших береговых объектах ВМФ, переданных «Росатому», - в «СевРАО» и «ДальРАО». Это губа Андреева, пункт Гремиха, бухта Крашенникова и бухта Сысоева.

В отличие от Кольского полуострова и Северо-Запада России, общий план решения проблемы ядерного наследия в Арктике пока не выработан. С учетом изменения условий окружающей среды в регионе и необходимости в разведке его ресурсов важность этой проблемы возрастает. Поэтому необходимо разработать руководящий документ (Мастер-план) по планированию реабилитации в Арктике. Для этого необходимо организовать получение и систематизацию результатов комплексных инженерных и радиационных обследований объектов, содержащих отработавшее ядерное топливо.

Наступило время подумать о решении ранее отложенных проблем. Затопленные в Арктике радиационно-опасные объекты пока еще не оказывают видимого влияния на экологию. Работают защитные барьеры. Но с учетом возрастающей роли Арктики в добыче углеводородов, а также превращения Арктики в ближайшем будущем в крупнейшую мировую транспортную артерию, требования к чистоте и безопасности арктического региона будут только ужесточаться.

В Арктику нужно направлять специальные научные экспедиции, для того чтобы точно знать состояние защитных барьеров, уточнять местонахождение затопленных объектов и вести подготовку к разработке СМП конкретно по решению данной проблемы. Наиболее актуальными объектами в этом мастер-плане будут АПЛ «К-159», затонувшей близ Мурманска в результате несчастного случая, и аварийная подлодка «К-27», специально затопленная с отработавшим ядерным топливом и контейнерами с радиоактивными отходами на борту. Все объекты с отработавшим ядерным топливом должны быть подняты со дна арктического региона и отправлены на переработку. Было бы идеально, чтобы эта работа проходила в рамках Глобального партнерства, так как в экологической чистоте Арктики заинтересованы все страны».

О промышленной комплексной утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России, рассказал Генеральный директор ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» В.С.Никитин:

«В результате реализации международных программ на предприятии создана уникальная, не имеющая аналогов в мире инфраструктура комплексной промышленной утилизации АПЛ и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками всех типов.

В настоящее время из 198 АПЛ, выведенных из боевого состава ВМФ России утилизовано 184 АПЛ. При сохранении существующих темпов утилизации АПЛ, при условии своевременного финансирования, все выведенные из боевого состава АПЛ будут утилизированы до 2012 г.

По контракту с Министерством обороны США утилизируется АПЛ класса «Дельта III». Выполняются работы по поддержанию непотопляемости и взрывопожаробезопасности АПЛ. Ведутся подготовительные работы для осуществления выгрузки отработанного ядерного топлива. В сухом доке завершаются работы по комплексной утилизации АПЛ класса «Янки» (в рамках Исполнительной договоренности с Министерством иностранных дел и международной торговли Канады). В рамках Государственного оборонного заказа предприятие приступило к началу работ по утилизации на твердом основании АПЛ класса «Акула». В плавучем доке предприятия в рамках гособоронзаказа выполняются работы по формированию блока реакторного отсека АПЛ класса «Папа», прозванной «Золотой рыбкой». Сложность работ по утилизации данной АПЛ заключается в том, что ОЯТ из реакторов настоящего времени не выгружено. Выгрузку ОЯТ планируется осуществить в 2011-2012 гг. за счет гранта, выделяемого на проект Европейским Банком Реконструкции и Развития.

На ближайшие годы предприятие планирует принять участие в конкурсах и тендерах на выполнение работ по утилизации кораблей с ЯЭУ, которые будут выводиться из боевого состава ВМФ РФ в будущем; организовать работы по конвертации и выводу из эксплуатации судов атомного технологического обеспечения ВМФ и ФГУП «Атомфлот»; проводить реабилитацию и модернизацию объектов инфраструктуры комплексной утилизации ОАО «ЦС «Звездочка».

Предприятие выполняет взятые на себя обязательства и условия, предусмотренные контрактами с иностранными донорами. Контроль за соблюдением данных обязательств осуществляется в ходе инспекционных визитов представителями страны-донора. В настоящее время предприятие осуществляет сотрудничество с четырьмя странами-донорами в рамках программы Глобального партнерства.

В рамках Соглашения между Правительствами РФ и Канады о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации АПЛ, выведенных из состава ВМФ, учета контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ, осуществляется комплексная утилизация двух АПЛ класса «Янки», выполняются работы по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ класса «Дельта III». Всего за период с 2004 г. по контрактам с Министерства иностранных дел и международной торговли Канады утилизовано 11 АПЛ, произведена выгрузка ОЯТ с АПЛ класса «Тайфун». В соответствии с соглашением с Италией для улучшения производственных процессов на предприятии поставлено оборудование, автомобильная и погрузочная техника.

По контракту с французской компанией АРЕВА ТА, с 2007 г. на предприятии ведутся работы по реконструкции участка сжигания низкоактивных ТРО.

Мы заинтересованы в продолжении работы со странами -участниками Глобального партнерства и надеемся на реализацию перспективного проекта «Утилизация АПЛ и НК с ЯЭУ иностранных государств».

В рамках международного сотрудничества на ОАО «ЦС «Звездочка» 24 АПЛ из 40 утилизованы при содействии иностранных доноров. За счёт средств России и международного сообщества создана уникальная инфраструктура комплексной утилизации кораблей с ядерными энергетическими установками, соответствующая мировым требованиям радиационной и экологической безопасности, что позволяет решать весь комплекс задач, возникающих в процессе утилизации. Этот уникальный комплекс вместе с док-камерой и плавучим доком позволяет выполнять с соблюдением российских и международных требований экологической безопасности: комплексную утилизацию 4-5 АПЛ в год; 4 операции по выгрузке ОЯТ; временное хранение ОЯТ; сбор, переработку и временное хранение РАО; переработку до 17 тыс. тонн металлолома в год. Мы намерены и в дальнейшем продолжать международное сотрудничество».

На семинаре также выступили специалисты Курчатовского института, ВНИПИЭТ, НИКИЭТ, участвовавшие в разработке операции по подъёму «Курска». Были представлены доклады по мониторингу радиационной обстановки в районах аварий АПЛ: «Курска», «Комсомольца», К-8.

Представленные на семинаре доклады Отличались глубиной и насыщенным содержанием, и делались специалистами, непосредственно связанными с атомной энергетикой и атомным флотом. Разговор шёл только о технической составляющей. Политические аспекты не поднимались.

Я выступил с докладом по проектам подъёма АПЛ К-27 (пр.645) и К-159 (пр.627А) и реакторов, в своё время захороненных в Северном Ледовитом океане.

За время противостояния двух блоков в мире было построено 450 атомных (одно- или двухреакторных) подводных лодок. Значительное количество ЯО и РАО наработано многочисленными АЭС. В настоящее время многие развитые страны вкладывают огромные средства в восстановление окружающей среды от последствий наследия «холодной» войны и второй мировой войны.

В 1960-1980 гг. многие корабельные ЯР просто захоранивались в море в соответствие с действующим в те времена международным соглашением. Так, например, три реактора первого поколения атомного ледокола «Ленин», отработавшие свой срок, по специальному проекту были затоплены в определённой точке Северного Ледовитого океана. За этот проект предприятие «Звездочка» было награждено орденом Ленина. То же самое делали и американцы. После принятия международного решения по запрещению подобной практики все страны неукоснительно придерживались его выполнения. Но до этого момента успели захоронить законсервированную АПЛ К-27 (с ЯР с ЖМТ). Теперь стоит вопрос о её подъёме. Вторая лодка, которую необходимо поднять, это К-159, которая затонула при транспортировке на утилизацию. СПМБМ «Малахит» выполнил проект по её подъёму, но из-за отсутствия денег он пока не реализован. Ряд наших ПЛ затоплены на больших глубинах и поэтому подъёму не подлежат. Будут подниматься только те АПЛ, которые находятся на глубинах до 200-250 м.

И американская, и российская сторона захоранивают свои ядерные отсеки (предварительно вынув из КЯР активные зоны), устанавливая их на 70-летнее хранение сухим способом. 33 одноотсечных блоков АПЛ на данный момент установлены на хранение в Сайда губе. Частично проект хранилища в Сайда губе финансировался Германией. Проектирование твердых оснований осуществляли российские специалисты. Такая же площадка сделана на Дальнем Востоке, но пока там не решены проблемы с перегрузкой реакторов. В России построено 250 АПЛ разных поколений. Утилизованные реакторы АПЛ первого и второго поколений должны находиться под постоянным мониторингом. В решении этих проблем участвуют практически все судоремонтные заводы Минсудпрома и ВМФ России.

Перечисленные проблемы весьма сложны в техническом отношении. Проблема по утилизации АПЛ в своё время заслушана на секции № 16 у А.П.Александрова. И было принято решение, что реакторные отсеки не подлежат конвертации, а должны на длительное время захораниваться сухим способом на твёрдом основании в местах, удалённых от проживания. Хотя эти отсеки с извлеченными активными зонами никакой опасности уже не представляют.

С представителями фирмы «Мамут», участвующей в подъёме «Курска», нам довелось познакомиться ещё до осуществления этой сложнейшей операции. Некоторые лодки, нуждавшиеся в утилизации, своим ходом до места утилизации добраться не могли. Специалисты из Норвегии представили нам свой корабль «Траншельф» (когда-то бывший российским), для транспортировки АПЛ на утилизацию. Они переправили две АПЛ проекта 671, одну АПЛ 627А проекта и на Дальнем Востоке две АПЛ проекта 671 РТМ. Все соглашения на проведение этих работ принимались на межправительственном уровне. Самый большой вклад в стоимость подобных проектов вносит страхование рисков. Но, к счастью, все операции прошли успешно.

На третий день семинара наша делегация побывала на фирме «Смит Интернэшнл» в Роттердаме, морская компания - своеобразный МЧС на море, имеющий свои представительства во многих регионах мира - в Сингапуре, в Лондоне и т.д. Фирма имеет всё необходимое оборудование и суда для подъёма затонувших кораблей и грузов со дна моря, прекращения пожаров и предотвращения заражения акватории вредными химическими веществами и т.д. Целый раздел в их музее посвящен операции подъёма АПЛ «Курск». Там представлены фрагменты канатов-струн, использованных при отрезке первого отсека «Курска», присопобления, которыми осуществлялся захват затонувшей лодки. Для подъёма столь сложных опасных объектов со дна моря необходим целый парк специального оборудования и приспособлений для контроля подъёмных операций и мониторинга среды. Последняя операция фирмы «Смит Интнрнэшнл» - подъём немецкой ДПЛ, затонувшей во время второй мировой войны.

Многие иностранные участники семинара (как и российские) сами ранее служили на АПЛ в ВМС или работали на АЭС и прекрасно разбирались в специфике обсуждаемых проблем. Проблема вывоза отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов из губы Андреева осложняется физической ограниченностью пространства, в пределах которого на площадке могут производиться работы, наличием многих участков радиоактивного загрязнения, где хранится отработавшее ядерное топливо, непродолжительностью строительного сезона. Всё это требует гибкого подхода к работам по реабилитации объекта. Участники семинара пришли к мнению что необходимо разработать комплексный, системный план реализации нескольких взаимосвязанных, как российских, так и зарубежных проектов по скорейшему вывозу всего ОЯТ и РАО из губы Андреева самым безопасным и наиболее эффективным образом. Целевым рубежом является ввод в эксплуатацию комплекса по обращению с ОЯТ. Радиоактивные отходы подлежат кондиционированию в соответствии с установленными критериями приемлемости и упаковке на месте в стандартные сертифицированные контейнеры для дальнейшей отправки в региональный центр по хранению РАО в губе Сайда.

Вся инженерная инфраструктура на площадке: энергоснабжение, водоснабжение и канализация, остается незавершенной, что создаёт определённые риски для выполнения проектов всех доноров.

Члены КЭГ поддержали предложение Федерального центра ЯРБ о необходимости разработки новых технических решений в области оборудования для извлечения ОЯТ из блоков сухого хранения. Эти решения должны учитывать необходимость максимального использования существующего российского оборудования, а также модульной архитектуры, позволяющей сначала решать более простые задачи.

Участниками семинара одобрена инициатива Великобритании по созданию широкой инфраструктуры для извлечения ОЯТ из блоков сухого хранения.

Запланированная на это лето 2010 г. транспортировка части ОЯТ, хранящегося в контейнерах на площадке в губе Андреева, на «Атомфлот», облегчит доступ на площадку и производство работ. Вместе с тем, вывоз ОЯТ потребует переукладки полотна подъездной дороги, ведущей к причалам. По мнению экспертов, для завершения работ в губе Андреева потребуется не менее 15 лет.

Участниками семинара - российские и зарубежные специалисты прекрасно понимают, что после истечения мандата Глобального партнерства (июнь 2012 г.) финансирование работ на площадке губы Андреева может прекратиться, что создаёт определённый риск для всего начинания. Поэтому было решено этот вопрос рассмотреть на 25-м Пленарном заседании КЭГ в Канаде (сентябрь 2010 г.).

По поводу объектов с ОЯТ, затопленных в Северном Ледовитом океане, была намечена стратегия обращения с ними. Затопленные объекты включают три подводные лодки с ОЯТ, семь объектов с ОЯТ и другие объекты с РАО, которые являются потенциально опасными для окружающей среды. Поскольку в отличие от Кольского полуострова и северо-запада России никакого стратегического или общего плана решения проблемы ядерного наследия в Арктике не существует, участникам семинара отметили необходимость международной научной экспедиции с целью установить текущее состояние четырех объектов в Арктике на мелководье с глубиной менее 50 м и реактора АПЛ № 421 на глубине 300 м. На семинаре было решено рассмотреть вопрос о начале разработки руководящего документа -«Мастер-плана» по планированию реабилитации в Арктике. Председатель семинара Майкл Уошер из Министерства иностранных дел и международных проектов рассмотреть возможность финансирования разработки этого Мастер-плана.

Проблем в этой сфере ещё довольно много, которые предстоит решить человечеству для обеспечения своей безопасности от последствий холодной войны.

Подготовила Т.Девятова






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2483