Шаги по минному полю российско-украинского атомного взаимодействия
Дата: 21/07/2010
Тема: Геополитика


М.В.Старчак, председатель Консультативного совета МО РАПН, член Совета Сибирского Центра по изучению проблем безопасности и ядерного нераспространения, Ангарск, starchak@yandex.ru

Весной этого года Москва предложила Киеву создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединение генерации, атомного машиностроения, и топливного цикла. Но так как говорить о столь крупном проекте пока рано, стороны решили акцентировать внимание на вопросах взаимодействия в ЯТЦ.


Разумеется, России выгодно закрепиться на обширном рынке атомных услуг Украины, эксплуатирующей 15 энергоблоков советского дизайна. Ядерное топливо для их эксплуатации на сегодняшний день оценивается в пределах $400 млн. в год.

Избрание новым президентом Украины В.Януковича предоставило Москве возможности для расширения своего присутствия в атомной сфере. Москва готова взять на себя кредитование достройки 3-го п 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. Глава «Росатома» сообщил, что кредитные средства будут выделяться не на условии договора о разделе продукции, а на условиях его возврата за счёт средств, получаемых от эксплуатации новых блоков.

В свою очереди украинская сторона планирует поднять вопрос о кредитовании не только услуг российского подрядчика, но и закупок оборудования и услуг, которые будут предоставлять предприятия Украины.

По словам ведущего научного сотрудника Государственного центра по ядерной и радиационной безопасности О.Кошарной, в рамочном договоре о достройке энергоблоков ХАЭС-3,4 оговорено, что  российское топливо для них будет поставляться до конца срока эксплуатации. Таким образом, с учетом контракта на поставку топлива на энергоблок №4 Ровенской АЭС и энергоблок №2 Хмельницкой АЭС, ТВЭЛ обеспечил себя контрактами на поставки топлива на четыре украинских энергоблока. Тем не менее, конкуренция на рынке ядерного топлива Украины сохранится.

С 2011 года может начаться выполнение контракта с Westinghouse о поставках на полную загрузку 3 из 15 энергоблоков топлива, если оно пройдет к этому времени лицензирование у украинского регулятора. Глава Госкомитета ядерного регулирования Елена Миколайчук утверждает, что лицензирование в такие сжатые сроки невозможно, указывая на необходимость 3-4 лет для завершения проекта квалификации. Тут уместно вспомнить, что когда сертифицировалось российское модернизированное топливо ТВС-А процедура была не столь длительной.  

По словам директора Центра энергетики и безопасности А.Хлопкова, будущее американской компании на украинском рынке не так очевидно, как это может показаться. Westinghouse уже имел попытки эксплуатации своих кассет на реакторах ВВЭР-1000 чешской АЭС «Темелин», однако они окончились неудачей, и Прага приняла решение о переходе на российское топливо. Также Westinghouse безуспешно пытался выйти на финский рынок и поставлять топливо для АЭС «Ловииза» с реакторами ВВЭР-440.

Однако, по мнению О.Кошарной проблемы Westinghouse решаемы. Весной этого года компания загрузила 42 ТВС с более жесткими решетками и другими изменениями, сообщает эксперт. Кроме того, учитывая наличие 15-ти атомных энергоблоков и правовой возможности, никто из экспертов не исключает в будущем усиления конкуренции на рынке ядерного топлива Украины за счет третьих стран.

Что касается проекта строительства завода по производству свежего топлива, то можно говорить, что сторонам будет непросто договориться о его создании на территории одного из государств. По словам главы Центра энергетики и безопасности А.Хлопкова, вряд ли имеет хорошие перспективы проект по созданию совместного предприятия на площадке Новосибирского завода химконцентратов. В Украине же, по словам О.Кошарной, вопрос по производству топлива на своей территории также носит принципиальный характер. Таким образом, проект наталкивается на национальные интересы двух государств, которые противоречат друг другу. Даже если проект получит развитие в том или ином виде, учитывая дефицит свободных средств на Украине и возможные требования российской стороны о контрольном пакете акций завода (на что украинская сторона вряд ли пойдет), этот вопрос может повиснуть в воздухе. В то время как американская сторона вполне может предложить более выгодные условия, скажем, в долевом участии в будущем СП, больший объем инвестиций и т.д.

Также туманны перспективы создания совместного предприятия по добыче урана на Новоконстантиновском месторождении. Москва рассчитывает получить равный контроль в СП, Киев же вложивший в проект миллионы бюджетных средств настаивает на сохранении за собой контрольного пакета акций. Конфликт на этой почве уже имел место в прошлом, и тогда все закончилось срывом переговоров.

Очевидно, что инвестирование в строительство двух предприятий ЯТЦ на территории Украины российских средств вряд ли устроит Москву. Как всегда подобные вопросы будут пытаться решить путем распределения акций создаваемых СП. Таким образом, если стороны не пойдут на компромисс и не обменяются контрольными пакетами акций двух СП по производству топлива и добыче урана, так называемая российско-украинская атомная интеграция ограничится строительством энергоблоков АЭС и их обслуживанием.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2455