ИНФОРМАЦИЯ к РАЗМЫШЛЕНИЮ неравнодушным и способным представить следствия
Дата: 14/05/2010
Тема: Геополитика


М.Ю.Ватагин, к.э.н.,  Совет «МЦ «ЭнИн», Киев

В канун 65-й годовщины Великой Победы Советского Народа сообществу стало известно о масштабных инициативах по восстановлению на современной основе экономических отношений единства атомной энергетики, имевшегося до развала Союза. Торжества отгремели, предоставив время присмотреться к сути позиций и подумать о будущем. Для того надобно познакомиться с информацией из доступных источников.


Премьер России Владимир Путин по итогам встречи с президентом Украины Виктором Януковичем сообщил, что Москва предлагает Киеву создать холдинг, объединив АЭС, атомное машиностроение и предприятия топливного цикла. "Если украинские специалисты посчитают, что это слишком революционное предложение, мы готовы действовать поэтапно, по отдельным шагам",— уточнил Владимир Путин. Первым шагом, по его словам, может стать объединение в сфере топливного цикла.

Говоря о составе будущего холдинга, премьер упомянул ТВЭЛ (входит в "Росатом") Новосибирский завод химконцентратов, а также "определенные месторождения" на Украине и атомное машиностроение. Кроме того, Путин предложил кооперацию по модернизации энергоблоков украинских АЭС, допуск украинских партнеров для работы на российском рынке и совместную работу на рынках третьих стран "при финансовом сопровождении со стороны правительства России и ведущих российских финансовых учреждений".

Виктор Янукович назвал "интересными" предложения по модернизации АЭС, а также строительству завода по производству ядерного топлива. Объединение АЭС он отнес к "какой-то будущей возможной перспективе". Сейчас Украина, по его словам, заинтересована в перетоках электроэнергии для регулирования суточных колебаний нагрузки и поставках оборудования для модернизации российских ГЭС.

Режим Януковича превратился в ликвидационную комиссию нашего государства. Чтобы обеспечить благосклонность кремлевских начальников, новая власть, после торговли украинской территорией, уже готова отдать авиастроительную область и атомную энергетику. Они продают Украину и народ оптом и в розницу, – зачитал Павлычко. – Во время, когда над Украиной, как независимым и демократическим государством, нависла смертельная опасность, мы, ощущая ответственность за судьбу будущих поколений, заявляем о создании общественного комитета спасения Украины. ……присутствующие ставили свои подписи под «Воззванием к украинцам и патриотическим партиям, которые стоят на позиции сохранения Украины».

Под обращением, в частности, подписались: Владимир Василенко, Богдан Горынь, Левко Лукьяненко, Дмитрий Павлычко, Юрий Мушкетик, Василий Овсиенко, Надежда Осьмак, Михаил Ратушный, Роланд Франко, Олег Черногуз, Валерий Шевчук, Юрий Щербак и Владимир Цыбулько.

В завершение присутствующие спели Гимн Украины и «Червону калину». После этого Тимошенко расцеловала общественных деятелей и поспешила на улицу. Там ее ждал черный Мерседес...

КИЕВ, 5 мая - РИА Новости.
Украина и Россия готовы к совместным практическим действиям в сфере атомной энергетики, сообщил премьер-министр Украины Николай Азаров в среду на заседании правительства страны. Премьеры РФ и Украины после встречи 30 апреля в Сочи поручили руководителям министерств и ведомств своих стран начать проработку инициатив по атомному сотрудничеству. Речь идет о возведении новых блоков Хмельницкой АЭС, привлечении украинских партнеров к работе в рамках масштабной программы развития российской атомной энергетики и о совместном выходе на рынки третьих стран.

Украинский премьер Николай Азаров подписал распоряжение об освобождении Владимира Редько с должности генерального директора Государственного концерна "Ядерное топливо". Как сказано в распоряжении Кабмина, Редько уволен "за невыполнение условий контракта".

Булат Нигматулин, 7 мая 2010 года
В 1991 году развалился СССР, соответственно Минатом СССР превратился в Минатом РФ. Атомная отрасль, потрепанная волной постчернобыльской радиофобии, пережила очередной шок, на этот раз связанный с распадом тесных производственных связей между предприятиями отрасли, расположенными в различных республиках СССР. Сегодня можно только приветствовать усилия лидеров нашей страны в восстановлении этих связей с Украиной и Казахстаном».


Точка отсчета

Настоящее представление основывается на утверждении, что никакое частичное улучшение конструкции не заставит механизм двигаться быстрее, нежели повышение мощности двигателя. Двигателем атомной энергетики в современных условиях выступает сектор генерации энергии для ее поставки потребителю за соответствующую оплату. Все другие сектора отрасли в этом смысле играют вспомогательную или обеспечивающую роль. На самом деле их готовые продукты выступают лишь частью стоимости продукта, оплачиваемого в итоге. Это позволяет предполагать, что любое объединение усилий во вспомогательных областях в принципе способно улучшить состояние дел, но общая результативность неизбежно будет ограничиваться возможностями узлового звена. Очевидно, что при искреннем стремлении добиться укрепления общих позиций и начинать требуется именно с сегмента атомной генерации.

По сути своей со стороны России последовало предложение  не только восстановить могущество ранее существовавшего комплекса атомной генерации, путем объединения 22,2 ГВт российских и 13,8 ГВт украинских мощностей АЭС, доведя суммарный потенциал до 36 ГВт, но и существенно расширить его сферу влияния за счет атомного машиностроения и предприятий топливного цикла.

Подобное объединение профильных усилий в предложенном формате при условии реального государственного содействия, несомненно, открывает на славянских просторах определенные перспективы развития атомной энергетики за счет концентрации активов и усилий. При этом видимо следует подчеркнуть, что возможное укрепление обще славянских позиций  без сомнения имеет определенные предпосылки, но вряд ли вызовет  восторженное отношение со стороны противников реального самоопределения и самодостаточности братских народов. Скорее даже  наоборот следует ожидать истерии страхов, обвинений в продажности и призывов к сохранению существующих порядков, выгодных на самом деле кому угодно, кроме славян.

Очевидные предпосылки
  1. Исконная общность истории осознанного становления и роста при органической взаимной связи славянских  языков, технической парадигмы и технологической культуры
  2. Богатый опыт совместной деятельности по эксплуатации АЭС и интенсивному развитию атомной энергетики на основе концентрации ресурсов
  3. Достаточно профессиональные навыки организации и управления с учетом соблюдения территориальных требований и интересов
Предложенный формат объединения в виде холдинга[1] требует как минимум организационной, юридической и правовой готовности участников к  подобному шагу.

Здесь надобно заметить, что для достижения требуемого уровня готовности видимо необходимы  значительные усилия. Особенно с украинской стороны, ощутимо отставшей[2] от  российских коллег в части структурных преобразований. Холдинги создаются для решения определенной задачи. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба фактора способны повысить стоимость компании, ее капитализацию. Но для достижения цели необходима эффективная работа не только всей системы, но и управляющей компании.

Формат ОАО, законодательно установленный для холдинга предполагает не только доступность достоверной информации о текущем состоянии участников[3], результативности и эффективности  работы корпоративных предприятий, но и проявляет необходимость реальных действий органов государственного управления и регулирования в плане выравнивания экономических условий осуществления деятельности. Существенным фактором общего развития становится стремление холдинга обеспечить сопоставимые условия для осуществления профильной деятельности своих подразделений на территории различных государств путем формализации соответствующих инициатив на межгосударственном уровне.

К области взаимных интересов в первую очередь следует отнести тарифы на электроэнергию, цены на топливо, уровень оплаты труда и социальной защищенности, создание условий инвестиционной привлекательности отрасли, унификацию законодательного и нормативного обеспечения, объем бюджетной поддержки и др. 

Кроме того потребуется определенная унификация порядка и правил тарифного регулирования, кадровой стабилизации, управления производством и развитием, организации внешних и внутренних отношений. При прочих равных условиях подобную устремленность естественно следует рассматривать в качестве фактора повышения ответственности сторон при ощутимом росте степени защищенности интересов участников.

При должной подготовке в части определения цели, задач, принципов, способов и инструментов, пределов полномочий и границ ответственности сторон, реализация предложения вполне способна повысить общий потенциал  атомной отрасли за счет органичного синтеза возможностей  участников. В целом у подобного проекта несомненно есть перспективы и совершенно очевидные преимущества. Их видимо необходимо обозначить.

Ощутимые перспективы

a)      Повышение степени экономической устойчивости предприятий, призванных обеспечивать энергетическую безопасность при естественном стремлении к созданию равных условий осуществления полезной деятельности 

b)      Создание крупной и конкурентоспособной организации по производству электроэнергии на АЭС, способной решать не только вопросы энергообеспечения родных территорий, но и выступать в роли экспортера энергии, а также совладельца энергетических активов в других государствах 

c)      Распространение позитивного опыта безопасной эксплуатации АЭС на базе объединения усилий научно-технических, исследовательских, проектных и конструкторских организаций

d)      Высокая степень вероятности расширения межгосударственной интеграции организаций, эксплуатирующих АЭС, по мере убедительной демонстрации позитивных результатов возможным в будущем партнерам (Белоруссия, Армения и др.)

Очевидные преимущества

Технические:

использование возрастающего при объединении потенциала:

·       единообразной технической политики и технологической культуры

·       позитивного опыта продления сроков эксплуатации, повышения мощности действующих энергоблоков и их энергетической эффективности, проведения модернизации и т.п.

·       объединенной энергетической системы в части территориального регулирования частоты и мощности

·       топливно-сырьевой базы, промышленного производства и программного обеспечения

·       базы научно-технического, программного, конструкторского и проектного сопровождения эксплуатации и развития

·       научно-технической аргументации позиции и предложений в процессе технического регулирования и надзора и т.п.

создание типовых правил, стандартов и требований, норм и нормативов по обеспечению  безопасности

консолидация усилий и ресурсов на приоритетных направлениях при ограничении очевидного дублирования в смежных областях интересов

Социальные:

·       Постепенное выравнивание условий оплаты труда и уровня социальной защищенности

·       Перевод категории неуправляемой миграции квалифицированного персонала в разряд прогнозируемой заботы о повышении общего квалификационного потенциала

·       Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для действующих и строящихся объектов

Экономические:

·       Определение настоящей стоимостной оценки активов атомной генерации при высокой вероятности роста рыночной стоимости государственного капитала с соответствующим расширением инвестиционной привлекательности и способности кредитоваться

·       Трансформация представлений о ресурсном обеспечении ядерного производства как разновидности внешнеторговой  деятельности с соответствующими ограничениями в разряд  обычных для корпорации операций по предоставлению ресурсов своим членам на заранее определенных и по возможности схожих условиях

·       Повышение степени использования мощностей за счет приемлемой с точки зрения экономики поставки энергии в регионы недостаточного обеспечения потребительского спроса, включая межгосударственный переток и экспорт в другие государства

·       Дополнительная аргументация ценовых предложений в органах тарифного регулирования для обеспечения продажи энергии по ценам, приемлемым по обычным представлениям о рыночном соотношении стоимости производства по видам генерации  

·       Повышение экономической эффективности производства энергии за счет нормирования ресурсного обеспечения потребностей в топливе, материалах, запчастях и оборудовании, внедрения типовых программ управления издержками, эталонного метода установления предельных уровней затрат по типовым составляющим и пр.

Первые впечатления

Несомненно, реализация предложения имеет и политические следствия, связанные не только с потребностью уточнения некоторых законодательных норм и требований в плане их допустимой унификации, но и с необходимостью интеграции усилий органов государственного управления и регулирования при ориентации на принцип взаимной выгоды общего для партнеров дела.

Конечно же неизбежны дополнительные хлопоты при расширении сферы забот и приложения усилий. Под благовидными предлогами вероятны всевозможные упреки и самые немыслимые обвинения во всех смертных грехах от тех, кому противны изменения к лучшему.

Нагрузка и ответственность тоже возрастут. Но реальная забота о будущем благополучии, всегда требует настоящего напряжения, без которого, к слову сказать, не следует рассчитывать на развитие способностей. Да и не вытащить без труда, никакой рыбки из пруда, при том, что глаза как известно боятся, а руки делают.

И наконец. Известно, что общая результативность во многом определяется успешным стартом. При этом даже медленное продвижение по верному ориентиру всегда эффективнее любой быстроты на ошибочном, ибо как минимум, придется возвращаться. В этом смысле начинанию не повредят, а скорее потребуются подсказки и рекомендации бывалых ветеранов из числа хорошо известных специалистов.



[1] ЗАКОН Про холдинговi компанiї в Українi ( Вiдомостi Верховної Ради України (ВВР), 2006, N 34, ст.291 Iз змiнами, внесеними згiдно iз Законом N 1617-VI вiд 24.07.2009 – набирає чинностi з 05.08.2009 р. ) визначає загальнi засади функцiонування холдингових компанiй в Українi, а також особливостi їх утворення, дiяльностi та лiквiдацiї. Абзацем другим и четвертим статтi 1 iз змiнами, внесеними згiдно iз Законом N 1617-VI вiд 24.07.2009, установлено, что холдинговая компания - открытое акционерное общество, которое владеет, пользуется и распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (частиц, паев) двух или больше корпоративных предприятий.
Государственная холдинговая компания - холдинговая компания, образованная в форме открытого акционерного общества, не менее 100 процентов акций которого принадлежит государству.

[2] Следует сказать, что на Украине консолидацию активов атомной отрасли начали на несколько лет раньше, чем в России, но в силу известных обстоятельств до настоящего времени так и не смогли продвинуться от первоначально избранного формата государственного предприятия, что явно не соответствует сегодняшним представлениям о готовности к рыночным преобразованиям. Вместе с тем использование позитивного опыта соседей дает возможность избежать множества ошибок начального этапа.

[3] Пункт 2 статьи 9 упоминавшегося уже Закона предусматривает, что «Холдинговая компания на протяжении всего периода своей деятельности должна не реже раза в год обнародовать свою консолидированную финансовую отчетность и финансовую отчетность своих корпоративных предприятий». 






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2333