Крылья «Ориона»
Дата: 29/12/2009
Тема: Приборостроение


Одна из  разработок СКБ «Орион» имеет непосредственное отношение к атомной науке, - установка системы контроля параметров  («советчик оператора») для исследовательского  реактора в Институте ядерной физики в Гатчине. Правда, проект выполнен пока на бумаге. Как скоро он воплотится «в железо», зависит от Росатома.  «Когда мы начали заниматься гатчинским проектом, - рассказывает гендиректор  и генеральный конструктор  Игорь Евгеньевич Васильев, - то поняли, что во всем мире исследовательские реакторы такого уровня  приносят очень большие деньги своим научным центрам. Как правило, на них проводят исследования ученые со всего мира».


В советское время « СКБ  Орион» было  секретным предприятием с легендой прикрытия.  Сегодня о том времени напоминает отсутствие  вывески на фасаде предприятия. Впрочем, секретность в «Орионе» не канула в Лету. Некоторые современные разработки СКБ до сих пор носят гриф. Ведь  «Орион», как и пятьдесят лет назад,  продолжает работать на стратегически важные отрасли страны – атомную энергетику, космос, оборонную промышленность, поставляя им автоматизированные системы управления технологическими процессами – АСУ ТП. Компания входит в первую десятку ведущих разработчиков этого интеллектуального продукта.

Космическое ралли

Математические расчеты показывают: стоимость опоздания в принятии решения всего на  несколько десятков  миллисекунд на атомной станции,  в космосе, а также на  других технологически  сложных  промышленных объектах соизмерима со стоимостью катастрофы. Понятно, что за такой промежуток времени ни один человек без помощи машины, имей он хоть семь пядей во лбу, с задачей не справится. А вот автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) их решают.

Стратегическая цель  разработчиков АСУ ТП – полностью  исключить человеческий фактор в критических ситуациях. Поскольку именно человеческий фактор привел в свое время к Чернобыльской трагедии,  да и последние события на Саяно-Шушенской ГЭС  лишний раз доказывают, насколько важна  качественная  АСУ ТП при эксплуатации особо опасных промышленных   объектов. 

Если известную пословицу  «Суди о человеке не по словам его, а по делам»  применить к компании  «СКБ Орион», то реализованные проекты скажут о многом.  Один из наиболее масштабных - автоматизированная система управления технологическим оборудованием стартового комплекса (АСУ ТО СК) для запуска  космических кораблей с помощью ракеты-носителя российского производства «Союз-СТ»  на космодроме Куру во Французской  Гвиане. В этом проекте «Орион» выиграл конкурс на право быть генеральным подрядчиком  по проектированию и поставке на космодром Куру АСУ ТО СК. Можно по-разному интерпретировать результаты тендера, но безусловным фактом в пользу «СКБ Орион» стало его  участие в аналогичных российских проектах. У «Ориона» более чем пятидесятилетний опыт проектирования, разработки, изготовления и внедрения систем контроля и управления сложными технологическими процессами для стартовых комплексов ракетоносителей «Протон», «Зенит»,  «Союз», системы «Буран» на космодроме Байконур, ракетоносителей  «Союз», «Восход», «Циклон», «Рокот» на космодроме Плесецк, а также  на военном космодроме Капустин Яр.

О том, что работой специалистов «Ориона» французы остались довольны, можно судить по такому факту: из 200 страниц, написанных ими замечаний,  ни одного в адрес системы АСУ ТО разработки «Ориона». Словом «добросовестность»  в данном случае не исчерпывается  оценка качества  работы «орионовцев». Проект во Французской  Гвиане  был выполнен не просто добросовестно. В нем российские инженеры воплотили свою давнюю мечту – создали такую  АСУ, которая  управляет всеми системами на стартовом комплексе.  На российских космодромах ничего подобного до сих пор нет. Стартовый комплекс управляется на наших космодромах  в автоматическом режиме не целиком, а по частям...

«Мы постоянно убеждаем руководство Роскосмоса заниматься не модернизацией отдельных компонентов стартового комплекса, а созданием автоматизированной системы управления всем стартовым комплексом. Иначе не избежать  постоянных задержек со стартами космических  кораблей, с переносом  сроков их запуска», - считает  генеральный директор  и генеральный конструктор СКБ «Орион» И.Е. Васильев. Игорь Евгеньевич в «Орионе» с 1983 года, начинал еще на «Красной Заре», прошел путь от рядового инженера до гендиректора и главного конструктора, долгое время работал техническим директором. Так что, его мнение в данном случае отражает не точку зрения управленца, и прежде всего, опытного технаря.

Опыт сотрудничества с французами с точки зрения подхода к безопасности оказался бесценным.  Правда, поначалу  французская щепетильность несколько раздражала россиян, а потом они, сами того не заметив,  прониклись ею. Вот, казалось бы, мелочь – расстояние между ступеньками лестницы, по которым перемещается обслуживающий персонал. Но французы, настояли изменить его, т. к., по их стандартам,  оно не соответствует ширине человеческого шага, следовательно, небезопасно для человека..

Управлять объектом, особенно сложным, невозможно без знания  его текущего состояния.  Руководствуясь фундаментальным принципом наблюдаемости и управляемости, специалисты СКБ разработали унифицированный программно-аппаратный комплекс мониторинга состояния сложных технологических процессов (СТП)  и управления ими в реальном масштабе времени. Одна из наиболее востребованных  разработок  последнего времени  в «Орионе» - программный комплекс визуального отображения полета ракетоносителя на активном участке траектории. О нем вам в «Орионе» не просто расскажут, но и покажут в действии.  На экране монитора  - реальный, а не смоделированный полет ракеты-носителя. Вот от нее отделяется одна ступень, вторая...  «С помощью такого комплекса, - поясняет сотрудник «СКБ Ориона» А.Ю. Россиев, - можно одновременно и видеть объект в режиме реального времени,  и проводить оценку его технического состояния. Машина анализирует телеметрическую информацию  и выдает рекомендации, где нужно искать первопричину какой-либо неполадки с учетом статистики по предыдущим полетам».

Поражает скорость, с какой идет  обработка информации.  Примерно 100 тысяч значений  параметров в секунду!  А ведь каких-то десять лет назад вся телеметрическая информация поступала  в распоряжение специалистов космических центров управления полетами в виде многочисленных графиков, в которых не всегда можно было быстро разобраться.

Под крылом атома

Космос – главная, но далеко не единственная  область приложения  сил сотрудников «Ориона».  «Наше СКБ, образно выражаясь, летит на двух крыльях: на космических и на атомных», -  говорит зам. генерального конструктора,  доктор технических наук Михаил Юрьевич Охтилев.  С атомной энергетикой у  «СКБ Орион» традиционно давние связи, они возникли еще в то время,  когда «Орион» входил в состав огромного научно-производственного объединения  «Красная Заря»,  на котором трудилось в ту пору  более 10 тысяч человек. Маленький по тем временам «Орион», насчитывающий тогда 250 человек, в лихие 90-е выжил в том числе и благодаря сотрудничеству с атомщиками.  Правда,  в это трудное время «руку помощи»  протянула не родная страна, а Китай, который начал у себя строить заводы по обогащению урана, подобные Уральскому ЭХК (естественно, с нашей помощью). АСУ ТП для УЭХК поставляла в начале 80-х «Красная Заря» (т.е. «СКБ Орион»).  А китайцы захотели у себя иметь проверенные и отработанные решения, включая АСУ ТП..

А затем страна решила, что станции с реакторами РБМК необходимо модернизировать. Так родилась современная Комплексная Система Контроля в Управлении Защитой реактора – КСКУЗ. Это была совместная  разработка  специалистов НИКИЭТа  и «Ориона».  Сегодня прерогатива в области КСКУЗа  РБМК полностью закрепилась за НИКИЭТом и «Орионом». В орбиту их деятельности вовлечены практически все атомные станции с реакторами РБМК: Курская, Смоленская, Ленинградская  АЭС.  А тандем «Ориона» и НИКИЭТа   являет собой пример  удачного взаимодействия теоретиков  и практиков.  НИКИЭТ в большей степени ориентирован на генерирование идей, «Орион» - на их реализации.  Хотя, понятное дело,  разделение это весьма условное.  

Созданием КСКУЗов не исчерпывается атомная тематика «Ориона».  «Орионовскими» АСУ ТП  оборудованы Уральский, Ангарский, Красноярский разделительные комбинаты, а также аналогичное предпритие в Китайской Народной Республике. Другая не менее интересная  разработка, имеющая уже отношение к атомной науке, - установка системы контроля параметров  («советчик оператора») для исследовательского  реактора в Институте ядерной физики в Гатчине. Правда, проект выполнен пока на бумаге. Как скоро он воплотится «в железо», зависит от Росатома.  «Когда мы начали заниматься гатчинским проектом, - рассказывает И.Е. Васильев, - то поняли, что во всем мире исследовательские реакторы такого уровня  приносят очень большие деньги своим научным центрам. Как правило, на них проводят исследования ученые со всего мира».

О конкуренции

 Низкая производительность труда – бич современной России. В «Орионе» этой проблемы сегодня не существует. Здесь трудится 150 человек, но они выполняют гораздо больший объем работ, чем те 250, что работали в советское время.  «Еще в начале 90-х годов мы разработали принципиально новые подходы к проектированию и изготовлению оборудования, - рассказывает И.Е. Васильев, - создали такой программно-технический комплекс  (ПТК), который позволил унифицировать  конструкторские и программные решения и тем самым сократить срок от разработки до поставки оборудования заказчику».  ПТК не застывшая модель. Над его развитием работает специально созданная группа специалистов. Это помогает предприятию ежеквартально выпускать более 50 единиц электронного оборудования с программным управлением.  Для французского космодрома Куру, например,  за полгода изготовили 120 стоек с электронным управлением.

Чтобы адекватно и быстро реагировать на вызовы времени,  пришлось пересмотреть и  структуру управления коллективом.  Во главе его стоит генеральный директор, он же генеральный конструктор. Ему подчиняется пять заместителей.  Каждый из них отвечает за конкретное  направление деятельности. В подчинении у замов  - руководители проектов.  Четкое разделение обязанностей позволяет концентрироваться на главном,  дает каждому сотруднику свободу маневра.

Специфика деятельности «Ориона» предполагает постоянный научно-технический поиск. Поэтому  «СКБ Орион» работает в тесной научной кооперации с 4-ым ЦНИИ МО РФ, с Государственным космическим  научно-производственным центром им. М.В. Хруничева, с НИКИЭТом им. Н.А. Доллежаля, с Российским научно-исследовательским институтом космического приборостроения, с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации РАН, с секцией прикладных проблем при Президиуме РАН.

На втором энергоблоке Курской АЭС

Средний возраст сотрудников компании – чуть больше сорока. Правда, есть два «аксакала», которым под 70, но они дадут фору молодым. Ежегодно в «Орионе»  проходят практику студенты питерских вузов:  Государственного Электротехнического университета (бывший ЛЭТИ), Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Военно-космической академии им. Можайского. Лучших из них приглашают на работу. Некоторые сотрудники «Ориона» - по совместительству преподаватели профильных вузов. Так, М.Ю. Охтиев – профессор ГУАПа. Участие в научно-практических конференциях – обыденная практика  и непременное условие для профессионального роста, как и учеба в аспирантуре. Среди молодых «орионовцев» - шесть аспирантов. Здесь давно забыли, что такое кадровая текучка. Приличная зарплата, добровольная медстраховка, ежегодный отпуск. Много ли  надо российскому инженеру, чтобы не чувствовать себя изгоем в родной стране?

А вывеску на здание СКБ  И. Е. Васильев обещал повесить в самое ближайшее время.


Надежда Степанова






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2115