Неминуемое допущение
Дата: 09/11/2009
Тема: Физики и Мироздание


Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 

Памяти академика Виталия Гинзбурга посвящается

«Трансцендентное единство апперцепции» - так мудрено, но проникновенно называет Кант то, что по-русски (и английски) обозначается одной буквой: «Я». Удивительно исчерпывающее определение носителя феномена личного сознания – единственной абсолютно свободной неограниченной в самой себе сущности. «Я» – видится как целый мир, схваченный («апперцепция»), включенный и заполняющий личность, контактирующую с запредельным, невыразимым, трансцендентным. Констатируется спиритуалистическая, иррациональная составляющая Я, емкость готовая к грандиозности сущего. Проблемы специфики познания касается и определение знакового феномена «смерть».


Кант говорит не о исчезновении личности или переходе в иной мир, а исчезновении пространства и времени – инструментов познания, а не того, через что личность являет себе себя. Явленное сущее исчезнет вместе с инструментами продуцирования. Только явленное!

В этом смысле формула «конец всего сущего» (смерть), как и формула для «Я», определяет личность как единство и связанность с Миром в роли не столько части, сколько воплощения.

Кенигсбержец был уверен в естественности связи познавающей работы духа с трансценденцией, в принципе допускающей понятия мистики.

Идеи сверхчувственного, вневременного, надмирного, запредельного, спиритуализм и мистика в 19 веке естественны для художественного творчества и далеких от точных наук философов. Однако совершенно закономерно эти идеи находим в трудах великих математиков Эйлера, Гаусса, Римана, Кантора. Математики, апологеты дисциплинированного ответственного мышления, ощущали и знали надмирную природу сознания, они в силу пристрастия, без которого невозможна их профессия, были погружены в систему мышления, которую обозначил Платон.

Успехи ньютоновской физики в XIX веке, казалось, изгнали всякое основание для спиритуализма из системы взглядов на природу. Несмотря на авторитет Канта, убеждавшего, что время и пространство –не понятия, а формы внутреннего созерцания, эти критерии физического мира принимались как столп реальности. Было забыто, что термин «физический мир» был введен тем же Кантом для систематизации явлений – чувственных объектов, причина которых «вещь в себе». Кант, который был математиком и физиком, не стеснялся называть свое учение трансцендентальным идеализмом. Время, которое из внутреннего мира переносится в физический мир, становится всего лишь «понятием». А между тем именно рационалистическое поветрие представило науку как неопровержимый атеистический аргумент и полностью изгнало из физики спиритуалистические следы сознания, мышления – духа, трансценденции личности.

Никогда еще точные науки не были столь заносчивы и столь далеки от собственного бесплотного, внепространственно-временного «родителя» (сознания), того нефизического, что называют ментальным.

Надо сказать, что наука о природе в той блистательной форме, которую подарили античные времена, никогда не была доказательным оправданием божественной природы бытия. По крайней мере аргументы в пользу единого Духовного начала никогда не были научными. Наука, наоборот, говоря словами Лапласа, демонстрировала, что в гипотезе Бога не нуждается.

Чудо случилось в 20 веке. Впервые за 2500 лет впрямую («параметрически») стала необходима гипотеза Высшей Духовной Сущности (Источника), и, именно исходя из этого, возможность науки.  Повороту способствовало и то, что физика стала математической. Опора - математика сама по себе в чистой форме продукт духа. Его «эманация». Система идей, связанных идеальным понятием истины доказательства, идей последовательно восходящих ступенями обобщений к недостижимому, но абсолютно необходимому Источнику (теорема Гёделя). Существование математики – неоспоримое свидетельство спиритуалистической истины вневременной, иномерной платоновской сущности. Никто не станет отрицать, что теорема Пифагора или теорема о бесконечности простых чисел – лежит не в природе материальности, т.е. это иномерная реальность, реальность вне пространства-времени.

Самим фактом «непостижимой эффективности математики в естественных науках» (Ю.Вигнер) - физикам открывается идеалистическая составляющая, выступающая из действенности точного знания. Открытия электромагнитного излучения (Максвелл), эквивалентности массы-энергии (Эйнштейн) - неожиданно следовали из математических построений. Существо математики, улавливаемое размышляющим сознанием – это реальность сверхчувственного, не привязанное к естеству чувств и в этом смысле «сверхъестественное». Разветвленная система идей математической физики, материализуемая феноменальным размахом изощренных экспериментов, демонстрирует мистическую силу предсказания. 20 век дал практику использования в анализе сверхчувственных категорий (принцип неопределенности, волновая функция, Фейнмановские интегралы по траекториям, запредельное светового конуса, гравитационный коллапс). Причем эти постижения сверхчувственного и даже, можно сказать, ино-мира достигается анализом, иногда озарением (в отличие от откровения классического мистицизма). В новой физике необходим Наблюдатель как личность с его свободой воздействующего выбора. Экспериментальная установка соединяется с личной соучастностью в физическом процессе. Неостраненный  наблюдатель – реальность одухотворенности, спиритуалистичности естественных (точных) наук. Наблюдатель у физиков – это математическое сознание-учредитель объекта познания в соответствии с априорно присущими ему формами созерцания (пространства-времени). Выдающийся физик Дж.Уилер: «Вселенная не существует где-то там, независимо от процесса наблюдения. Напротив, в некотором странном смысле она Вселенная участника наблюдения». «В некотором странном смысле» - указание на иррациональное и трансценденцию в самом познании.

«Физика, свободная от метафизических гипотез, невозможна» (Макс Борн, открывший вероятностный смысл уравнений Шредингера). Другой творец Новой Физики Эрвин Шредингер выразился еще определеннее: «Я не только не буду избегать метафизики и даже мистики, но что они будут играть в последующем существенную роль» («Мой взгляд на мир»). Шредингер неоднократно высказывался о необходимости иррационально-мистических гипотез. В сознании каждого размышляющего о физическом мире неустранимое ощущение единственности, уникальности Я и включенности в это Я всего, что можно помыслить. Это Я – единства и единственности противоречит, казалось, с поступлением извне фактов множественности сознаний и ничтожности сферы практической доступности мира, размещенного в сознании, и в то же время, неколебимой уверенности во всеобъемлющей единственности Я. «Сознание никогда не переживается как множественное, а всегда как единичное» (Шредингер). «Термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности» (Мамардашвили).

К концу 19 века появились неоспоримые аргументы, поддерживающие обоснованность ощущения единства и всесвязности размышляющего ума и того, о чем он размышляет. Маятник Фуко сохраняет плоскость своего качания неподвижной относительно звезд, невзирая на движение Солнца и Земли. На этом основаны гироскопы, и не существенно, что вращается массивный волчок или движущийся вкруговую лазерный луч.

Капитан субмарины, установивший в Мурманске ось гироскопа на Полярную, в Кейптауне обнаружит, что эта же ось уже «смотрит» в пол на ту же Полярную сквозь толщу Земли и океана. Силы инерции определяются воздействием всей массы Вселенной на каждый атом вещества или энергии (фотоны) – принцип Маха. Думал ли Ньютон, что вводя единственное понятие для силы как произведения массы на ускорение, он дал возможность научного подтверждения и опору сакрального ощущения человека в его физическом единении со всей Вселенной. Последние три слова не метафора или риторическая фигура речи. Наука не знает другого определения силы иначе, чем сила инерции. Инерция – индуктивный продукт взаимодействия совокупности всех масс (включая энергию) мира. Каждого атома и кванта энергии. Каждое силовое проявление – следствие инерции. «Стукнувшись головой или ударив, споткнувшись палец на ноге шлите проклятия за это далеким галактикам» (Дж.Орир). Инертная масса полностью определяется действием всей проникающей таинственной гравитацией. Любая, в том числе статическая, сила – сила инерции. Если без ускорения тащат бревно – то сила натяжения веревки сумма инерциальных сил ускоряемых молекул в зоне трения (подъем температуры). Силы, возникающие в сжатой пружине или в тисках – равнодействующая импульсов (инерции) при ограничении квантового пространства атомов. Биение сердца, речь, дыхание – за это мы обязаны всей Вселенной в ее целостности. Без этой всеобщей опоры невозможно существование. Возможность зрения – оттуда же. Фотоны инерционны и передают импульс (сила инерции) элементам сетчатки. Силы инерции ответственны за существование твердых тел, так как сцепление атомов возникает при обмене импульсов виртуальных фотонов. Мир в целом гарантирует каждому твердому телу возможность сохранения формы. Если бы вездесущую гравитацию, сохранив ее, на мгновение лишить принципа Маха, все тела тут же рассыпались на кварки и сколлапсировали в черную дыру.

Инерция – свидетельство связи с каждым элементом Вселенной. От каждого атома, кварка, фотона протянуто (1088-1) нитей (если принять, что 1088 – число элементов). Непостижима слабость «вожжей», определяющих и регулирующих бытие в каждом уголке Мира!

Сила гравитационного притяжения электрона и протона в 1040 меньше электрического. Чтобы уравнять электрическую силу с гравитацией электрона и протона, разделенного на 1 см, частицы надо удалить друг от друга на 1020 световых лет.

Так вот, этот немыслимо малый источник должен распределить веером свою силу еще на 1088 частиц! Мы обязаны констатировать, что речь идет не о чрезвычайно малом значении числа, а об иной природе, не подлежащей осмыслению цифрой. Явность (очевидность), не поддающаяся анализу цифрой (наша наука «цифропитающая») – иррациональна, мистична, метафизична.

Каждое движение, каждый элемент бытия переносится гравитационной паутиной и фиксируется. Отошел ли океанский лайнер и изменил конфигурацию вокруг центра масс Земля-Солнце, и не только, но и каждый взмах крыла мотылька.

Отсюда и законы сохранения. У Мира-Вселенной «каждый атом на счету». Вселенная ЗНАЕТ.

Известный физик Г.Бонди пишет: «Поле (гравитационное) никогда не забывает прошлое… На поведении тела сказывается вся его предыстория, вплоть до «минус бесконечности». Если я займусь подробным исследованием поля тяготения, то я смогу узнать не только то, что происходит сейчас, но и выяснить, что происходит с источником с незапамятных времен».

Может показаться, что перед нашим умственным взором, загрубленным механистическими предрассудками, предстает гигантская агломерация Вселенной, по которой медленно (миллиарды лет) ползут волны по гравитационной паутине. О каком единстве и солидарности мира и сознания может идти речь?

Пространство-время – формы внутреннего созерцания. В физике, по Канту, - это всего лишь понятия, способствующие аналити­ческому пониманию.

В релятивистской физике для излучения, чистой энергии, как и для субстанции гравитационных волн, пространство и время исчезают. Как теперь представляют, первоначальный мир (Большой Взрыв), не связанный категорией пространства, обладая энергией 1050 т (масса будущей Вселенной) мог быть (для нас) ничтожно малым, скажем, 10-43 см. Кантовская правота о времени как свойстве души подтверждена физикой, где время – параметр описания явления. Время может сжиматься, растягиваться и «считаться» идущим наоборот (позитрон)! Физика напрямую оправдала законность спиритуалистических включений в сознании, безуспешно подавляемых рациональной механикой 19 века.

Переходя к физике микромира, мы получаем еще больше оснований кантовского положения о принципиальной непознаваемости вещи в себе и принятия картины физического мира-природы как подверстанных под способность восприятия. Ключевые законы и понятия микромира, установленные с фантастической точностью, совершенно несовместимы с возможностью понимания и свойствами восприятия.

Удивление начинается, например, с того, что тело, мозг, в котором располагается сознание - «пустота». Материальные частицы (имеющие массу покоя) занимают объемную долю 10-11, т.е. величину менее тысячной мм3. И эта «пустота» мыслит, взаимодействует с самой Вселенной. Микромир, квантовый микромир, не оставляет разуму возможности описать состояние частицы самой по себе для ее объективизации измерением с помощью пространства и времени. Электрон, например, с точки зрения позиции наблюдателя не является объектом, он не существует, то есть он не имеет тех свойств, которые возникают при измерениях (Аккарди). Не доступно постижению то, что под сферой Шварцшильда, а ведь это «весомая» реальность!

Может показаться, что мистерия квантовой релятивистской электродинамики исчезает, нивелируется громадой статистического усреднения при переходе к макромиру – статистической «сказке о среднем». К счастью, это не так. Лазер, гравитационный коллапс и, как предполагает, например, Роджер Пенроуз, само сознание связано с выходом иррационального из микро в макро! Знаменательно известное высказывание Ричарда Фейнмана, недвусмысленно назвавшего вещи своими именами: «Квантовая электродинамика дает совершенно абсурдное с точки зрения здравого смысла описание природы… Мы очень серьезно подразумеваем, что это уже навсегда, и разгрызть этот орешек человеку не по зубам. Я этого не понимаю. Никто не понимает».

Возможно, а точнее, вероятнее всего лет через пятьдесят картина устройства и взаимосвязи мира в бесплотном пространстве нашего ума будет выстроена и учреждена иначе, чем это видится сейчас. Но в любом случае самая «точная» и «истинная» картина будет соотноситься с тем, что там, за пределом чувственного восприятия, так же, как чернильные значки, обозначающие формулу воды, с самой водой. Именно та принципиально не переходимая граница, ее неисчерпаемая тайна порождает трансцендентальную мистическую энергию. Реальность непереходимой границы, стремление «шагнуть за горизонт» (Гейзенберг), режиссирует мистерию в нашем сознании, ее имя Природа.

Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем Бог!

                         ДЕРЖАВИН






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2022