Индия – партнер стратегический и духовный
Дата: 05/11/2009
Тема: Геополитика


Э.П.Щербинина, специалист по мировой экономике, Санкт-Петербург, shcherbinina@bigmir.net

Звучание каждой гитарной струны глубоко индивидуально, но легко воспроизводимо на других струнах. Ведь нот всего семь. Главное, чтобы камертон не фальшивил. Так же, как неповторимы, но созвучны струны, своими духовными  ценностями могут быть созвучны и  самобытные страны. Сохранение самобытности - чистоты  «источника звука» в «совместном звучании» стран позволит человечеству, наконец-то, достичь гармонии в сложных многогранных отношениях между государствами, сменив  корыстный прагматизм, ускорение собственного развития за чужой счет.


Советско-индийские отношения были дружественными всегда. Их апогеем стал Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, заключенный в  августе 1971 г. Немного позже начинается и история атомного сотрудничества России  и Индии. В  1970-1980 гг. были подписаны документы, составляющие правовую основу для взаимодействия в области атомной энергетики. Это  соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (1979 г.) и соглашение о сотрудничестве в сооружении АЭС в Индии  (1988 г.). В 2000 г. была подписана Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Индией, включающая пункт о сотрудничестве в использовании атомной энергии и космического пространства в мирных целях. В ноябре 2001 г. следует Меморандум об основных принципах сотрудничества при сооружении атомной станции "Куданкулам".

В декабре 2008 г. в рамках официального визита в Индию президента РФ Дмитрия Медведева было подписано соглашение о строительстве дополнительных четырех блоков на атомной электростанции "Куданкулам" и сотрудничестве на других площадках. Россия по-прежнему остается одним из самых важных партнеров Индии в области атомной энергетики, особенно учитывая длительные отношения наших стран и широкий спектр областей сотрудничества, особенно в атомной  индустрии.

Население Индии

Индия, одна из древнейших цивилизаций мира (индуистская), сполна познала и продолжает вкушать горькие плоды спекуляций вокруг исторически сложившихся религиозных противоречий (особенно между индусами и мусульманами) и дробности индийского общества, обусловленной кастовыми, общинными, этнокультурными, региональными и прочими интересами локальных групп. По численности  населения (более 1 миллиарда человек) Индия занимает второе место после Китая, являясь одним из самых многонациональных государств, в котором проживают сотни народностей, этнических групп и племён, разговаривающих на разных языках. Наиболее многочисленная нация хиндустанцы, а также ряд народов (маратхи, бенгальцы, гуджаратцы, пенджабцы и др.), чьи языки, так же как и хинди, относятся к индоарийской группе индоевропейской семьи языков,  живут на севере и в центральной части Индии. Юг страны заселён преимущественно дравидами (телугу, тамилами, каннара, малаяли и др). Родной язык коренного населения штата Джамму и Кашмир– кашмири принадлежит дардской языковой группе.

Религиозные конфессии

По линии «север – юг и восток» можно провести условную границу  между основными ареалами главных течений в индуизме: «вишнуизм – шиваизм».

По числу последователей индуизм - одна из наиболее крупных религий мира. Подавляющее большинство индусов (более 90%) проживает в Индии, где они составляют 80,5% всей численности населения. 13,4% индийцев исповедуют ислам, главным образом, суннитского толка, хотя есть и шииты, например, среди маратхов.

Язык индийского мусульманского меньшинства – урду является одним из основных литературных языков Индии, генетически и структурно представляя разновидность хинди с обилием персидской и арабской лексики и арабской графикой. Английский язык, как наследие 200-летнего господства английских колонизаторов, является официальным «вспомогательным» языком в Индии.

История колонизации Индии

На протяжении многих веков Индия была единственным известным источником алмазов.  Ювелирное ремесло, формировавшееся с начала новой эры, стало одним из важнейших ремёсел страны. Слухи о несметных сокровищах индийских правителей не давали покоя многим. Португальский мореплаватель Васко да Гама, проложивший   морской торговый путь из Европы в Южную Азию (1497-1499 гг.), открыл дорогу к завоеванию Индии европейскими колонизаторами - португальцами, голландцами, французами, англичанами. Наиболее успешными в губительной для многонационального, многоконфессионального государства политике «Разделяй и властвуй» (“divide and rule”) оказались англичане. Но владычество над древней страной далось им нелегко.

Долгую упорную борьбу за Индию с европейскими конкурентами, особенно с французами, вела английская Ост-Индская компания. Да и  наследники погибшего в кровавых распрях государства Великих Моголов достойно сопротивлялись колонизации. Начиная с победы англичан в битве при Плесси в 1757 г. (захват Бенгалии), процесс покорения Индии занял без малого столетие. Древнейшая страна завоёвывалась в ожесточённых войнах, самые значимые из которых: четыре англо-майсурской войны (княжество Майсур – современный штат Карнатака); три англо-маратхской войны (маратхские княжества - современный штат Махараштра); две англо-сикхской войны (государство сикхов - современный Пенджаб, разделён между Индией и Пакистаном). Проникновение в Индию европейского торгового капитала с учреждением на её территории сети факторий якобы для выгодной скупки продуктов индийского производства и перепродажи их в Европе переросло в физический захват территорий, грабеж населения, превращение Индии в один из важнейших источников накопления английского капитала, объект колониального налогообложения, в поставщика сырья и рынок сбыта для английских товаров, ввоз которых разрушил индийское ремесленное производство. Таким печальным для Индии оказался итог деятельности Ост-Индской компании, основанной «в сугубо торговых целях» (в 1600 г.) английскими купцами.

На колонизаторские завоевания Индия ответила крупнейшим восстанием сипаев (наёмных солдат, завербованных в колониальную армию из местных жителей), ставшим первой войной за Независимость, объединившей индусов и мусульман (1857-1859 гг.). Целью восставших было возвращение к власти мусульманской династии Великих Моголов. Англичане жестоко подавили восстание, уничтожили детей последнего представителя династии Бахадур-Шаха II,  тем самым прекратив династию, упразднили Ост-Индскую компанию и провозгласили королеву Викторию императрицей Индии (1876 г.). Для предотвращения дальнейшего роста национального самосознания индийцев, их борьбы за развитие индийской национальной промышленности (свадеши движение), англичане делают ставку на разжигание религиозной розни между индусами и мусульманами.

«Пробным камнем» новой колонизаторской политики становится Бенгалия, которую вице-король Индии Дж.Н. Керзон в 1905 г.  делит на Восточную, населенную бенгальцами, исповедующими ислам, и Западную, населенную, главным образом, бенгальцами-индусами. Но эта попытка разделить единую нацию по конфессиональному принципу успехом не увенчалась. Под давлением непрекращающихся массовых выступлений против такого раздела Великобритания в 1911 г.  была вынуждена воссоединить Бенгалию.

В 1947 г. для того чтобы удержать «главную жемчужину», выпадающую из короны Британской империи, английское правительство делит страну на два доминиона – индусский Индийский Союз и мусульманский Пакистан, включающий Западный Пакистан (ныне Исламская Республика Пакистан) и Восточную Бенгалию - «провинцию Восточный Пакистан (с 1971 г. Народная Республика Бангладеш). Идея создания самостоятельного государства индийских мусульман – Пакистана, которую отстаивала Мусульманская лига, основанная в 1906 г. в Дакке - столице восточной мусульманской части Индии, была реализована англичанами.

Раздел Индии провоцирует невиданные масштабы миграции населения, массовые беспорядки с огромным числом человеческих жертв. Пенджаб и Бенгалию «резали по живому», а Синд целиком отошёл к Пакистану. Осуществлявшим этот раздел политикам судьбы миллионов людей, проживавших на этих территориях, были безразличны. Спасаясь от кровавых погромов, беженцы-мусульмане хлынули в Пакистан, индусы и сикхи бежали в Индию,  а оставшиеся без исторической Родины уроженцы Синда индусы-синдхи превратились в скитальцев. Условиями раздела Британской Индии были заложены очаги взаимной враждебности, недоверия, постоянных претензий между индуистским Индийским Союзом (преобразованным в 1950 г. в «Республику Индию»), и Пакистаном, и по сей день преследующие индийско-пакистанские отношения.

Кашмирский узел

Одним из печальных итогов раздела Индии по религиозно-общинному принципу стал вопрос о государственной принадлежности Кашмира - болевая точка двусторонних отношений между Индией и Пакистаном. Первая война за право обладания Кашмиром разразилась в 1947-1948 гг., практически сразу же после возникновения двух доминионов. В 1962 г. на территории Кашмира произошел вооружённый конфликт между Индией и Китаем.  Вопрос территориальной принадлежности Кашмира стал причиной войны в 1965г., закончившейся подписанием дипломатического соглашения, достигнутого на встрече президента Пакистана М. Айюб Хана с премьер-министром Индии Л. Б. Шастри при участии председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина в Ташкенте  10 января 1966 г., так называемой Ташкентской декларации. В 1999 г. возник очередной вооружённый конфликт на линии контроля в секторе Каргил в Кашмире. В связи с подземными испытаниями ядерного оружия, проведенными обоими участниками конфликта в мае 1998 г., это противостояние  вызвало особое беспокойство мирового сообщества. В 2001-2002 гг. Индия и Пакистан вновь оказались на грани широкомасштабной войны.

Истоки кашмирской проблемы восходят к колониальному прошлому Британской Индии, лежат в основе стратегии колониального правления. По итогам англо-сикхской войны 1845-1846 гг. Кашмир в качестве компенсации был передан Гуляб Сингху - радже княжества Джамму, являвшемуся союзником английской Ост-Индской компании. Хотя по логике религиозного раздела он должен был бы отойти к Пакистану, как населённый преимущественно мусульманами. В 1947 г. махараджа Хари Сингх, тогдашний правитель Джамму и Кашмира, обращается к Индийскому Союзу с просьбой о принятии княжества в его состав, что  и было законодательно оформлено Учредительным собранием уже индийского штата Джамму и Кашмир в 1954г.

Аналогичную проблему, но с  мусульманским правителем при преимущественно индусском населении  в одном из крупнейших и богатейших княжеств Хайдарабаде, Индийский Союз также разрешает в свою пользу.

В результате войн и противостояний бóльшую часть Кашмира  Индии удалось сохранить за собой. Северо-западная и западная части бывшего княжества стали «Азад Кашмиром» («Свободным Кашмиром») под контролем пакистанского правительства. Северо-восточная часть территории индийского штата Джамму и Кашмир с 1962 г. оккупирован Китаем и является предметом постоянного территориального спора. Таким образом, на севере Кашмира сошлись спорные границы трёх ядерных государств. Основной же конфликт развернулся между Индией и Пакистаном.

По мнению индийской стороны, юридически вопрос о государственной принадлежности Кашмира окончательно решён в 1947-1954 гг.: бывшее княжество Джамму и Кашмир является  неотъемлемой частью Республики Индия. Отступление от этого решения чревато для Индии возрождением надежд ассамских сепаратистов и сепаратистов нага, действующих в почти «оторванных» от основной индийской территории штатах Ассам и Нагаленд, воссоздание идеи единого сикхского государства Халистан в Восточном Пенджабе, провозглашённой сикхской диаспорой  США.

Пакистан же не может смириться с тем, что княжество, населённое по преимуществу мусульманами, осталось в составе Индии. Кровавые межрелигиозные столкновения, сопровождавшие раздел Британской Индии, породили взаимные обиды, не забываемые с годами. Религиозный принцип раздела стал причиной отделения от Пакистана географически «оторванной» Восточной Бенгалии (Бангладеш). Но и основной Западный  Пакистан оказался довольно «пёстрым». В восточной его части компактно проживают родственные хиндустанцам пенджабцы и синдхи, а в западной - пуштуны (афганцы) и белуджи. В результате англо-афганских войн была установлена граница между Пакистаном и Афганистаном, так называемая «линия Дюранда», которую не признало ни одно афганское правительство, даже руководство движения «Талибан».

Восточный Белуджистан в середине XIX в. был подчинён Великобританией, Западный - в 1849-1857 гг. вошёл в состав Персии. Таким образом, в доминион Пакистан Великобритания включила все близлежащие мусульманские земли, которые ей удалось подчинить в процессе расширения Британской Индии, своеобразный аналог современного «Большого Среднего Востока». Фактор исламской самоидентификации населения оказался едва ли не единственным связующим звеном между этнически разнородными группами, способным сдерживать рост сепаратистских настроений провинций и помогающим сохранить целостность государства. А борьба за «Азад Кашмир», всесторонняя помощь кашмирским братьям с момента создания Пакистана стали одним из основных способов консолидации «пакистанской нации», т.е. своего рода национальной идеей.

В периоды потепления индийско-пакистанских отношений окончательное решение кашмирской проблемы, находящейся в тупике непримиримых противоречий, откладывается «на потом», временно «консервируя» исторический конфликт. Республика Индия и Исламская Республика Пакистан ведут интенсивные диалоги для урегулирования тех двусторонних вопросов, где они могут найти общие точки соприкосновения. Жизнь в Джамму и Кашмире в такие моменты относительно нормализуется. Между индийским Кашмиром и пакистанским Азад Кашмиром возобновляется регулярное автобусное сообщение, открываются новые пропускные пункты, оживляется торговля. Но из-за неурегулированности вопроса о государственной принадлежности уровень социально-экономического развития Кашмира остаётся низким, а обстановка напряжённой.

С конца 1980-х гг. кашмирские сепаратистские организации развернули борьбу, в т.ч. и вооружённую. Одни - за присоединение индийского Кашмира к Пакистану, другие -  за независимость Кашмира. Столкновения на этой почве унесли жизни 42 тыс. человек (по официальным данным индийской стороны, на конец 2007 г.). Цифра, сопоставимая с числом погибших с 1984г. в Турецком Курдистане по аналогичной причине. При любых ухудшениях индийско-пакистанских отношений проблема Кашмира «вспыхивает» с новой силой. Так, в результате политического кризиса в провинции Восточный Пакистан и поддержки  Индией бенгальского национального движения, индийско-пакистанские отношения в 1971 г. крайне осложнились и привели к военному конфликту, в ходе которого в очередной раз была нарушена линия прекращения огня в Кашмире. Конфликт завершился капитуляцией пакистанской армии в Восточном Пакистане и образованием независимой Народной Республики Бангладеш  на месте провинции Восточный Пакистан.

Внешняя политика Пакистана

Запад традиционно поддерживал пакистанскую сторону при урегулировании кашмирской проблемы. Так в 1948 г. Совет Безопасности ООН принял пропакистанскую резолюцию об установлении государственной принадлежности Кашмира посредством плебисцита, ставшую своеобразной «визитной карточкой» Пакистана.

Касаясь данной проблемы постоянный представитель СССР при ООН А.А. Соболев в январе 1957 г. скажет: «первоначально кашмирский вопрос был поставлен в Совете Безопасности в качестве вопроса о защите населения Кашмира от враждебных действий некоторых племён с территории Пакистана. Позже, в результате действий некоторых держав, Совет Безопасности сосредоточил своё внимание не на содействии разрешению вопроса путём непосредственного соглашения сторон, а на подготовке плебисцита при наличии наблюдения и вмешательства в это дело извне». Горячую поддержку в США и Европе получили и заведомо неприемлемые для Индии инициативы президента  Пакистана Первеза Мушаррафа, выдвинутые им в октябре 2004 г. и декабре 2006 г.

С момента образования Пакистан шёл в фарватере англосаксонской политики, являясь надёжным союзником Лондона и Вашингтона в Южной, Центральной Азии и на Среднем Востоке. В 1954 г. страна вступила в военно-политический блок СЕАТО (из которого вышла в 1973г.), в 1955 г. – в СЕНТО. С начала 1980-х гг., после ввода в Афганистан ограниченного контингента советских войск, Пакистан превратился в главную опору «непримиримой» афганской вооружённой оппозиции, за которой стояла широкая коалиция стран, направляемая США, оказывавшая оппозиционерам финансовую, материальную и военную помощь.

У кого ключи от Кабула, тот владеет всей Азией

В 1990-х гг. ЦРУ и Межведомственная разведка Пакистана (Pakistan's Inter-Services Intelligence, или ISI), организовали радикальное исламское пуштунское движение «Талибан» и посодействовали его головокружительным успехам в Афганистане (годы правления: сентябрь 1996 г. - конец 2001 г.).

Об исключительной важности Афганистана ещё в 1857 г. писал Ф.Энгельс: «Географическое положение Афганистана и характерные черты народа придают этой стране такое политическое значение в делах Центральной Азии, которое едва ли можно переоценить». В Афганистан веками стремились англичане, свидетельством чему три тщетных англо-афганских войны. Со второй половины XX в. эту эстафету подхватили американцы.

Стремление Пакистана контролировать ситуацию в сопредельном Афганистане понятно и, в принципе, оправдано, так как обусловлено, в первую очередь, вопросами национальной безопасности и угрозой его территориальной целостности, исходящей от пуштунского сепаратизма. Великобритании Пакистан «обязан» не только своим «появлением на свет», но и своими проблемами, в том числе, враждебными отношениями с Афганистаном. Создавая государство Пакистан, англичане заложили «мину замедленного действия» - вышеупомянутую «линию Дюранда», являющуюся границей  между Пакистаном и Афганистаном. Эта линия между двумя государствами прошла по историческому ареалу расселения пуштунских племён, включая кочевников и полукочевников.  В результате оказалось, что на северо-западных территориях Пакистана проживает больше пуштунов, чем в Афганистане!

Ряд востоковедов отмечает любопытную закономерность. Британская империя, «прощаясь, не прощалась», оставляя после своего ухода многочисленные очаги  межусобной конфронтации. Так было в Пакистане, Индии, Палестине, на Кипре. По-видимому, предусматривалась возможность возвращения  уже в роли озабоченного региональной нестабильностью мирового сообщества.

Главную черту афганского народа можно охарактеризовать одним очень ёмким словом -- патриотизм. Даже в первую англо-афганскую войну 1838–1842 гг. плохо вооружённое афганское народное ополчение успешно громило первоклассные войска англичан. С афганцами можно сотрудничать, но их сложно использовать против интересов своей страны в длительной перспективе. Талибы не стали исключением, проявив обычную для афганцев самостоятельность даже по отношению к Пакистану, не говоря уже о Соединённых Штатах.

Несмотря на официальное признание Пакистаном режима движения «Талибан», талибы не признали «линию Дюранда», оставаясь, в первую очередь, пуштунами и только во вторую – пропакистанским движением. Оставляя за рамками данной статьи особенности правления «Талибана», необходимо  отметить, что героиновый бизнес ими был сведен практически на нет. В 1998 г. движение «Талибан», контролировавшее 90% афганской территории, запретило сеять опийный мак, и через пару лет собирать уже было нечего. С восстановлением в Афганистане «цивилизации» силами военного контингента США и НАТО, то есть с октября 2001г., объём производимых в стране опиатов вырос в 44 раза  (по данным директора ФСКН РФ). По оценкам специалистов ООН на афганских складах в качестве неприкосновенного запаса хранится свыше тысячи тонн чистого героина.

В XIX в. англичане превратили Поднебесную в полуколонию путём широкомасштабной наркотизации и морального разложения населения. Не уготована ли подобная роль сегодня России, используя Афганистан в качестве прежней Британской Индии.  

Традиционный союзник США в регионе - Пакистан не меньше талибов разочаровал заокеанский полюс силы. Часть военно-политических кругов Пакистана, будучи в бóльшей степени озабочены национальными угрозами, чем американскими интересами, продолжили негласно содействовать движению «Талибан» и после октября 2001г. В результате, это привело к созданию на территории приграничных с Афганистаном пакистанских округов (Северный и Южный Вазиристан) нового талибского «государства в государстве». Проявление очевидной «неуправляемости» Пакистана отражает «смену акцентов» в Южной Азии, о чём также свидетельствует подписание в октябре 2008 г. соглашения между США и Индией о развитии атомной энергетики в Индии.

Подводя итоги

1. Внешняя политика западных держав, преследующая исключительно свои интересы, без оглядки на региональную и мировую стабильность, по сути, практически не изменилась за последние столетия;

2. Продуманная на  длительную перспективу, она позволяет добиваться стратегических успехов, делая тактические уступки (не хотевшие разделяться в начале XX в. индусы и мусульмане, в 1947 г. разделились сами);

3. Преемственность политтехнологий. Приемы колонизации Индии легко прослеживаются в формировании современных взаимоотношений между  Украиной и Россией, Грузией и России, Польшей и Россией и т.д.

4. В информационно-психологической войне ставка сделана на использование низменных сторон человека, игре на его тщеславии, своекорыстии.

Россию не устают обвинять в имперском прошлом, имперских амбициях. Но по западным меркам странная какая-то была «империя». Во сто крат больше отдавала, чем брала. А иные «колонии», сегодня забыв об этом, жили лучше неё самой. В период советского военного присутствия  уровень жизни в Афганистане был одним из самых высоких за всю его историю. А о построенных русскими школах и больницах афганцы не забывают до сих пор.

Обращаясь к историческим событиям празднуемого с недавних пор Дня народного единства и Дня Иконы Казанской Божьей Матери (4 ноября 1612 г.), представляешь, что не так давно «покорённые» татары вполне могли воспользоваться смутой и отделиться от Московского царства. А вместо этого они примкнули к Минину и Пожарскому, понимая вековое стремление России к духовному братству народов, созданию единого сильного государства, которое защитит все его племена и народы.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2017